Картина "шелк на шелке" - описание техники, интересные идеи и отзывы. Картины шелковые
Картина "шелк на шелке" - описание техники, интересные идеи и отзывы
Рукоделие сегодня снова входит в моду. Многие девушки зимними вечерами предпочитают сидеть дома, смотреть сериал и вышивать крестиком. Но такое занятие довольно примитивно и малоинтересно. Вышивка крестиком по схеме – это не искусство, это ремесло. Совсем другое дело - вышивать картины шелком на шелке. Как этому научиться, основные особенности техники и многое другое вы узнаете из данной статьи.
История искусства вышивания шелком
Многие знают, что раньше китайские вещи ценились на вес золота. Неудивительно, ведь искусство вышивки шелком зародилось именно в этой стране. В эпоху Троецарствия император Сунь Цюань приказал своим починенным сделать ему реалистичную Карту Царств. На этом полотне должны были быть отражены горы, реки и основные строения государства. Работа была тонкая, и девушкам пришлось проявить изобретательность. Картина вышивалась на шелке, шёлковыми нитями. Иголки были толщиной в волос. Картина шелком на шелке получилась чудесной, и мастерицы получили почести от императора.
Это искусство продолжает свое развитие и по сей день. В настоящие время существует 4 школы, получившие названия по провинциям, где они зародились: Цзянсу, Гуандун, Сычуань и Хунань.
Вьетнамское искусство
До Европы секреты творчества китайских мастериц дошли только в XX в. Но несмотря на это, о картинах "шелк на шелке" знает сегодня весь мир. Особое распространение это искусство получило во Вьетнаме. В эту страну оно пришло из Китая и стало национальным.
Вьетнамский посол Буй Конг Хань стал человеком, который привез на свою родину искусство вышивки. Он обучил этому мастерству девушек в своей деревне. Со временем стиль китайской вышивки распространился по всему Вьетнаму. Картины из шелка стали преобразоваться и приобретать свои уникальные черты. Сегодня такие произведения искусств ценятся ничуть не меньше, чем китайская вышивка.
Кто же изготавливает картины сегодня? Среди девушек Вьетнама профессия вышивальщицы очень престижная. Это даже учитывая тот факт, что срок работы на производстве одной женщины не превышает 10 лет.
За это время вышивальщица теряет зрение настолько, что становится профнепригодна. Но результат творчества этих женщин, отдающих свое здоровье ради искусства, радует людей по всему миру.
Необходимые инструменты и материалы
Для того чтобы изготовить картину шелком на шелке, нужно подготовить все необходимое. А что, собственно, используют мастерицы в своей работе?
- Очень тонкие иглы. Они проходят сквозь шелк и не оставляют следов в ткани. Как известно, у мастерицы нет второй попытки, она должна сразу определиться с положением иглы. Протыкать ткань в одном месте несколько раз не получится.
- Шелковые нитки. Чтобы они в процессе работы не расслаивались и не путались, мастерицы варят их вместе с плодами гледичии. Дальше следует просушить полученный материал, после чего его можно использовать.
- Тонкие ножницы. Несмотря на то, что в большинстве китайских и вьетнамских картин узелки прячутся на лицевой стороне, ножницы рукодельницам все равно нужны часто.
- Пяльцы или станок. Для того чтобы было удобно вышивать, ткань должна быть натянутой. Сделать это без специальных приспособлений просто невозможно.
Чем отличается эта техника от обычной глади?
Вышивка картин шелком – занятие сложное и кропотливое. Главное отличие от российской глади заключается именно в технике. Наши местные мастерицы не придают большого значения изнанке холста, в то время как китайские вышивальщицы привыкли прятать узелки на лицевой части. Это у них получается делать это настолько искусно, что со временем девушки стали создавать двухсторонние картины. Смотря на такой шедевр, сложно сказать, где у картины лицо, а где изнанка.
Еще одно отличие нашей глади от вышивки китайских мастериц - это размер стежка. Отечественные вышивальщицы используют различную длину, как один из стилистических приемов. В китайских картинах стежки лежат настолько плотно, что невозможно понять, где заканчивается один и начинается другой.
Ну и, конечно, стоит отметить, что наши отечественные мастерицы вышивают нитками мулине, а китайские девушки редко признают что-то, кроме шелка.
Техника вышивки
Как мы уже знаем, есть 4 основные китайские школы вышивки. В каждой из них господствует свой стиль, вот сейчас о нем и поговорим:
- Школа Су. Мастерицы, работающие в этой технике, отличаются терпением. А как иначе может быть, если изо дня в день приходится делить тонкую шелковую нить на еще более тонкие. Зато когда стежки ложатся на полотно, создается интересный визуальный эффект. Глаз не замечает переходов от одного цвета к другому, кажется, что картина нарисована акварелью. Именно эта школа стала родоначальницей двухсторонней вышивки.
- Школа Сян. В этой школе вышивки, в отличие от других, часто используются тени. Они прокладываются на фигурах животных, птиц и даже встречаются в пейзажах. Для китайской вышивки это не свойственно. Мастерицы укладывают стежки не ровно, а в хаотичном порядке. Это придает работам живость, и изображение получается более реалистичным.
- Школа Ю. Основной темой для творчества вышивальщицы, работающие в этой технике, выбирают драконов и птиц. Мастерицы часто используют золотые и серебряные нити.
- Школа Шу. Мастерицы этой школы придерживаются пастельных оттенков в вышивке. Цвет ниток перекликается с цветом фона, и рисунок получается очень нежным и легким. Стежки укладываются ровно и гладко.
Что становится сюжетами картин?
Многие мастерицы, вышивающие на заказ, не сами придумывают темы своих работ. Китайские картины на шелке иногда кажутся слишком похожими. Это связано с тем, что вышитые полотна имеют одинаковую тематику. Она всегда символична. Вот список самых популярных тем для вышивки.
- Рыба в китайской мифологии считается символом успеха.
- Цветы лотоса олицетворяют верность и преданность.
- Бабочки – символ радости, безмятежности и счастья.
- Птицы олицетворяют свободу и радость.
- Сливы и персики являются символом плодородия.
Научиться вышивать можно в любом возрасте
Как известно, для творчества нет преград. Но чтобы освоить искусство китайской вышивки, девушкам требуется минимум 5 лет. И это учитывая тот факт, что рукодельница будет работать по 8 часов в день. Исходя из этой статистики, можно представить, сколько времени нужно потратить мастерице, чтобы добиться хотя бы относительно неплохой техники. Минимум 10 лет, если она будет оттачивать свои навыки ежедневно.
Конечно, все будет зависеть и от способностей девушки. Если она окончила художественный институт или хотя бы художественную школу, ей будет проще научиться гармонично распределять стежки по холсту.
Роспись по шелку
Это искусство пришло в Европу из Индонезии. Именно там впервые стали расписывать шелковую ткань разнообразными красителями. Для работы используются не только краски, но и резерв – субстанция на основе воска или смолы, которая не дает краскам перетекать друг в друга.
Батик – это официальное название росписи по шелку. Картины выполняются в двух основных техниках: холодной и горячей. Расписывание красками шелкового отреза считается холодной техникой. А вот когда работа делается послойно и применяется покрытие воском – эта технология называется горячим батиком. Картины на шелке красками стали популярны в Европе только в XX веке.
Печать на шелке
Сегодня в век цифровых технологий сложно представить, как искусству удалось выжить. Многие художники променяли кисти и краски на графические планшеты. Поэтому неудивительно, что с каждым годом печать картин на шелке становится все популярней. Людям нравятся четкие линии и хорошо детализированные рисунки. В батике добиться похожего эффекта просто невозможно.
Получить изображение высокого качества можно в вышивке. Но на создание одной работы мастерица тратит год. За это время принтер может распечатать миллионы картин. Понятно, что цифровое творчество оценивается в разы дешевле, чем прикладное искусство. Поэтому распечатанные на шелке картины может себе позволить абсолютно любой человек.
Какое будущее у картин на шелке?
Казалось бы, что с развитием фабрик ручное творчество должно было умереть полностью. Но этого не случилось. С каждым годом становится все больше людей, которые занимаются различными видами рукоделия. Многих, судя по отзывам, привлекает эксклюзивность продукции, а некоторые находят удовольствие в самом процессе изготовления.
Картины, вышитые шелком, точно еще будут популярны не одно столетие. Возможно и дольше, но с уверенностью об этом сказать нельзя. А вот у картин цифрового формата, если верить восторженным откликам, светлое будущее. Их будут печатать всегда, ведь это быстро и дешево.
Именно этими ценностями сегодня и руководствуется большинство людей, приобретающих декор для своего интерьера.
fb.ru
шелковыми нитями по шелку – Ярмарка Мастеров
В этой теме хочу подробнее остановиться китайской двухсторонней вышивке на шелке. Вышитые картины некоторых китайских мастеров были опубликованы в прошлой статье «Очаровательная вышивка гладью: виды швов и основные моменты».
Как я уже писала, вышивка на шелке — самая изысканная и дорогостоящая, так как требует кропотливой работы и виртуозного мастерства вышивальшицы. Вышитая картина шелковыми нитками по шелку — вещь эксклюзивная, можно сказать, уникальная, единственная в своем роде, потому что каждое произведение создается вручную, и картины с повторяющимися сюжетами, никогда не являются абсолютно одинаковыми. Для того, чтобы освоить данную технику и самостоятельно выполнить двухстороннюю картину, необходимо учиться долгие годы. В Китае этому искусству начинают обучать с самого раннего детства, для того, чтобы, будучи взрослыми, мастера имели возможность создавать прекрасные шелковые шедевры.
Рукодельницы при вышивании используют более 100 видов стежков и швов, благодаря которым они достигают необычайной реалистичности изображений — цветов, рыб, животных, фруктов, пейзажей и в своей работе используют только натуральные шелковые нити, которые окрашиваются вручную натуральными красителями специально под каждую картину.
При взгляде на картины, созданные китайскими вышивальщицами, не верится, что это вышивка. Полотно выглядит точно нарисованное — настолько маленькие незаметные стежки и нежные краски используются при его создании. Цвета переходят друг в друга так мягко и плавно, что кажутся нанесенными кистью красками. Мастера суачжоуской вышивки особенно гордятся тем, что умеют так искусно прятать узелки, вплетая их в общее полотно, что невозможно определить, где у картины изнанка, а где лицевая сторона. Техника вышивки шелком такова, что вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаковым.
Если одностороннюю вышивку шелковыми нитями по шелку можно назвать жемчужиной китайского мастерства, то двухстороннюю вышивку можно назвать алмазом. Она представляет собой сюжет, вышитый на тончайшем шелковом полотне с двух сторон. Вышитая картина помещается в специальный экран, располагаясь между двумя слоями стекла, который фиксируется на специальной подставке таким образом, что может вращаться вокруг оси, давая возможность любоваться «зеркальным» изображением картины. Как можно вышить подобную картину, знают только настоящие вышивальщицы, и свои секреты они передают из поколения в поколение.
Используя особую технику вышивки, мастерицы не только умело прячут кончики шелковой нити и узелочки, но и совершенно скрывают следы своей работы, поскольку даже при скрупулезном осмотре невозможно найти дырочки от иголок или же увидеть четкие стежки, свидетельствующие о человеческом присутствии. Поэтому величайшим мастерством считается уметь делать эту шикарную вещь, а величайшей ценностью — обладать двусторонней вышитой картиной, которая по сути является двумя картинами в одной.
Эти великолепные и изящные авторские картины шелковыми нитями по шелку выполнены мастерами-вышивальщицами Китая: Джао Дуньбин, Джан Чуньфан, Та Тин, Юнь Чен, Ван Вэй Чжун, Юнь Ванг, Сюе Динь Тин, Сунь Чжунь-шань, Ву Хуанг, Йо Ши Мэй, Тинг Юнь, Янг Чень, Ву Цянь, Йо Ши Мэй, Сыма Цянь.
www.livemaster.ru
Шелковые картины Вьетнама — ЧопачО
Я люблю посещать музеи, галереи, храмы, всегда ищу подобные места в городах, по которым мы путешествуем. Город Хой Ан в этом плане — золотая жила. И вот, однажды утром мы сели на байк и отправились в центр Хой Ана, в галерею шелковых картин. А это оказалась не просто галерея, а еще и мини фабрика по пошиву картин шелком по шелку.
В Хой Ане одна крупная швейная мастерская, называется XQ (филиал).
Компанию XQ основали два мастера, Во Ван Кван и Хоанг Ле Хуан. Жена последнего помогала мастерам, а затем набрала учениц, которые обязательно должны были быть из благородных семей и обладать кротким нравом. История компании гласит, что такие требования применяются к ученицам и по сей день. А вообще на обучение мастерству вышивания шелком уходит от 5 лет.
Компания XQ расширялась, развивалась и на сегодняшний день является одной из самых уважаемых фабрик на Востоке по производству шелковых картин ручной работы. Считается, что секрет компании в том, что она придерживается традиционных технологий, не гонится за массовостью. А картины действительно чудесны.
В каждом крупном городе Вьетнама есть филиалы XQ, где шьют и выставляют на продажу шелковые картины. И правильно делают. Ручная вышивка шелком по шелку поражает до глубины души. Особенно эффектно двухсторонние картины смотрятся с правильным освещением.
В галерее есть места, где работают мастерицы. Вышивают прямо в выставочном зале. Жаль, мы их не застали, но зато заглянули под розовые покрывала — там неоконченные картины.
Мы сначала приняли картины, вышитые шелком, за живопись на ткани и очень, очень удивились, обнаружив тысячи мельчайших разноцветных стежков на полотне. Такой вид искусства заставил меня еще больше уважать национальную культуру вьетнамского народа. Вьетнам — это не только рисовые поля.
А вот и те самые шелковые нити.
Денису настолько понравились шелковые картины, что он все фоткал, фоткал и фоткал. Смотрительнице галереи даже пришлось сделать нам замечание. А до этого она усердно отвечала на наши вопросы, делая прибывание в галерее еще более приятным.
Вышивание по шелку является традиционными искусством Вьетнама, но сама технология изготовления шелка была заимствована, как обычно, у китайцев. Сюжет картин чаще всего отображают повседневный быт вьетнамцев и красоту вьетнамской природы. Но есть и исключения — клон Эйнштейна, например))
Мастерицы XQ, принимаясь за работу, сначала рисуют на шелке карандашом будущую картину, а уже затем вышивают. После изготовления, шелковые картины разглаживаются, натягиваются на картон, помещаются под стекло и для пущего эффекта подсвечиваются. Такие картины должны быть обязательно оформлены интересным освещением. Статуэтки тоже классные.
Кроме как на картины, я никуда больше и не глядела, а Денис успел приметить забавное оформление выставочного зала.
Так мило.
Все картины продаются, крупные полотна достигают $1834— 2445. Говорят, что шелковые нити никогда не выцветают и не теряют насыщенность цвета. Получается, что если бережно относиться к картинам, то они будут радовать глаз очень долго. Выходит, выгодное вложение :) В России есть фирмы, осуществляющие продажу и доставку картин фабрики XQ в любой город. Но цены на их сайтах в разы выше оригинальных, так что их рекламы здесь не будет.
Как объяснила смотрительница зала, вышивают как правило, придуманные пейзажи, но иногда по заказу делают портреты реальных людей. И как раз портреты из шелковых нитей ценятся выше всего, они самые дорогие. А мне больше всего понравились именно пейзажи.
Еще больше фото из галереи шелковых вьетнамских картин
Полезное для путешественников
Еще больше интересного о Хой Ане
О других городах Вьетнама
- Нячанг (город, где мы прожили много-много месяцев)
- Муй Не (о пляже и гостинице)
- Далат (о развлечениях, прогулках и цветах)
- Хошимин (аквапарки и другие развлечения)
- Остров Фукуок (о том как мы искали лучший пляж Вьетнама)
chopacho.ru
Традиционная сучжоуская вышивка — драгоценная живопись шелком по шелку
Недавно в нашей студии появился интерес к новой технике — вышивке шелком по шелку. Пока делаются первые неуверенные шаги в постижении высокого искусства, мы со свойственным нам педантизмом взялись за исследовательскую деятельность. Окунувшись в неповторимый мир тонов и интонаций великого китайского мастерства, спешим разделить эту радость впечатлений с вами, дорогие жители Ярмарки Мастеров. Все, что можно было подарить вам интересного и впечатляющего — на страницах нашей публикации. Углубимся же в мир искусства сучжоуской вышивки и порадуем себя созерцанием изысканных творений востока.
Если вы желали знать, до каких высот может подняться мастерство рукоделия, вам стоит познакомиться ближе с традиционной сучжоуской шёлковой вышивкой.Некоторые работы китайских мастеров поистине бесценны. Они по праву могут быть отнесены к «золотому фонду» наиболее совершенных произведений культуры за всю историю человечества. Сучжоуская вышивка производится «шёлком по шёлку» — шёлковой нитью по специальной, особенно тонкой тканевой основе из шёлка, прозрачной либо близкой к прозрачности. Она соединяет в себе приёмы живописи, графики и прикладного искусства. Этот вид практикуется в Китае уже многие тысячи лет и при этом постоянно совершенствуется и развивается.За чрезвычайной давностью дата открытия шелка неизвестна. Шёлковые коконы со следами ручной обработки находят Археологи в раскопах, относящихся к праистории Китая третьего-четвёртого тысячелетий до Р. Х. В те далекие времена китайцы ухитрились использовать для производства легчайшей ткани нить-паутинку, вырабатываемую гусеницей тутового шелкопряда.По романтической легенде, однажды Лэй-цзу, жена императора Хуанди, пила чай в саду. Вдруг с дерева в чашку упал кокон шелкопряда. Вынимая его, царица потянула за ниточку и та стала разматываться. Лэй-цзу обошла дворец вокруг прежде, чем нить закончилась.
Из-за своей легкости и прочности долгое время шелк ценился на вес золота. Он был доступен только очень богатым людям. За тысячу лет до Рождества Христова китайский шёлк был знаменит в разных концах света. Мумии из гробниц египетских фараонов в некоторых случаях находят облаченными в китайские шёлковые халаты.Веками китайцы сохраняли тайну получения шелковой ткани. Раскрытие каралось смертной казнью. Европейцы, оказавшиеся в Китае, не имели права вывозить из страны бабочек, гусениц и куколок шелкопряда. И хотя затем секрет оказался раскрыт (или украден), по сей день китайский шелк сохраняет первенство по качеству и популярности.
Шёлковой нитью тутовый шелкопряд окутывает себя накануне перерождения в бабочку. Специальный секрет из желёз гусеницы моментально твердеет на воздухе. Нить двойная, под микроскопом она выглядит как лента, разделенная посередине бороздкой. Весь кокон образован единым непрерывным волокном длиной от 300 до 1500 метров. Толщина волокна 20 микрон. Нить двойная, так как у червя две производящие шёлк железы. Она чрезвычайно прочна на разрыв и выдерживает вес в 15 граммов — примерно в 15 000 раз больше собственного веса.Отличительную особенность шёлка представляет его блеск. Свет играет, отражаясь частично, частично же преломляясь в призмообразной форме волокна (в разрезе оно треугольной формы с закруглёнными краями). За счёт этого шёлковая ткань кажется подвижной, а изображение, вышитое шёлковой нитью, обретает объём и словно бы оживает.
Город Сучжоу является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая. Сами китайцы называют эту местность "Рай на земле".
Плодородные почвы и умеренный климат провинции Цзянсу способствовали быстрому росту производства шелковых нитей и тканей, что обеспечило развитие шелководства.В былые времена почти каждая семья в Сучжоу занималась разведением тутовых шелкопрядов, ткачеством, обработкой тканей и изготовлением изделий из шёлка и вышивкой. Названия, сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: «переулок шелковой нити», «фабрика шелка», «улица вышивки цветов» и другие
Создание картин из стежков — чрезвычайно кропотливое занятие. На одну картину уходит от 6 месяцев до года неустанного труда мастера. Особенно трудоёмка двухсторонняя вышивка, при которой изнанка каждой из композиций прячется под лицевым шитьём, так что глаз постороннего наблюдателя не различает узелков и переходов.
Интересны световые и цветовые контрасты, имитация посредством вышивки эффекта люминисценции (светоизлучения).
Другой излюбленный приём — игра на различии плотностей «закрашивания» стежками в сочетании с прозрачной основой.
Сучжоуские техники идеально подходят для передачи таких изобразительно сложных явлений, как пух, рябь водной глади, брызги и прочего.
Но это ещё не самое впечатляющее! Почти сверхъестественно смотрятся двухсторонние вышивки с несовпадающими композициями и красками. Вглядитесь, перед вами две стороны одного полотна.
На заднем плане — очертания выставочного зала с посетителями. Очевидно, что изделие полупрозрачно. А между тем силуэты ярко-оранжевого цветка посередине с одной стороны и пары плывущих уток с другой не видны! Их нет, как нет! Любые попытки отследить глазом загадку изображения тщетны.Неудивительно, что в старину сучжоуские картины считались магическими.Фрагмент с утицами, крупный план.
Секрет, как считают, таится в том, чтобы вышивкой с обеих сторон покрыть всю поверхность ткани — и фон в том числе (стежки под цвет фона). Тогда свет проходит сквозь основу и рисунок, не меняя своей интенсивности (не порождая теней).Но полной разгадки феномена нет. Остаётся проблема контура. Даже в тканях равной толщины контур всё равно будет заметен в местах прокалывания дырочек иглой и пропуска нити через основу. Одним из возможных объяснений этому является вышивка одной непрерывной нитью, сверхдлинной и состоящей из кусочков, выкрашенных в разный цвет!Работы высшей степени сложности принадлежат авторству Жень Хойсянь, которая отдала 70 лет жизни сучжоуской вышивке. Соотечественники с огромным почтением относятся к мастерице, называя её «мастером святой иголки».
В начале 30-х годов ХХ в. возник новый стиль шёлковой вышивки, получивший название «произвольный стежок». Его создатель — Ян Шоуюй, декан факультета вышивки в профессиональной женской школе. Стиль специально создан с целью использования стежков разной длины и направлений. Новая техника дала возможность произвольно накладывать вышитые слои для достижения нужного эффекта. Это усложнило работу, сделав её ещё более кропотливой, с другой же, придало дополнительную живость картинам, добавило глубины цветам. Вышивкой в различных направлениях стало возможным в точности воспроизводить «шёлком по шёлку» европейскую реалистическую живопись и фотографию.
Прикладное значение сучжоуской вышивки состоит в декорировании с её помощью одежды: от самой нарядной и праздничной до повседневной.
Ниже вы видите, как технику сучжоуской вышивки используют в необычном, новаторском дизайнерском ключе — для отделки деталей костюма. Совершенно очаровательные котики и котята вылезают из кармашков, выглядывают из-за борта рубашки... Очень умилительное зрелище.
В жилом интерьере вышивки, выполненные с двух сторон, не принято вешать на стены. Их оправляют в специальные рамки. Последние в свою очередь бывают весьма изящными, содержат элементы резьбы и узел вращения, облегчающий просмотр обеих сторон. Удивительно: нити, которыми сделаны вышивки, не выцветают со временем! Они сохраняют яркость в течение многих десятилетий. Такие вышивки украшают дом, служа нескольким поколениям и передаваясь по наследству как фамильные ценности.
Классический пример применения двухсторонней сучжоуской вышивки представляет складная китайская ширма — подзабытый у нас, но от этого не менее изящный и стильный предмет внутренней обстановки.
Полюбуемся же напоследок изумительными работами сучжоуских мастериц. Особенно я не смогла пройти мимо своих любимых ирисов. Лелею робкую надежду, что мы сумеем пройти нелегкий путь постижения и совершенствования тонкостей этого высочайшего искусства и внести свой скромный вклад в сокровищницу мирового искусства вышивки шелком по шелку.
Спасибо всем, кто был с нами. Очень надеюсь, что наш рассказ был интересным и содержательным.
Всем прекрасного настроения, мастерам хороших продаж, а посетителям удачных покупок на Ярмарке Мастеров.
Ваша Елена Мармышева.
www.livemaster.ru
Картины вышитые шелком. Шелковые шедевры в стиле Су-вышивки
Что такое су-вышивка?
Вышивка СУ ( сю 苏绣) – это самый знаменитый стиль китайской вышивки шелком, зародившийся ещё в древние времена в городе Сучжоу. Отличаясь изысканностью и утончённостью исполнения, этот стиль вышивки известен также использованием высококачественных натуральных шёлковых нитей, сбалансированной композицией, техникой плотной укладки стежков и гладкой поверхностью. Но в чём особенность су-вышивки по сравнению с другими техниками китайской вышивки – Сян (из провинции Хунань), Шу (из провинции Сычуань) и Юэ (Гуандунская)? В отличие от трёх других стилей вышивки, Су-стиль отличается высокой реалистичностью изображения (некоторые картины имеют просто фотографическую чёткость), разделением каждой шёлковой нити на более тонкие части (иногда едва заметные глазу) и разнообразием художественных сюжетов.
Процесс вышивки в су-стиле
За время своего развития, насчитывающего вот уже более 2,5 тысяч лет, вышивка в су-стиле сумела расширить свои возможности из 10 видов базовых стежков до более четырёх десятков. Обывателю очень сложно понять, он просто видит четкую и очень красивую картину. Но..углубимся в историю…Сегодня «Силкландия» расскажет вам о двух наиболее распространённых техниках — это техника «равномерного стежка» (пинг сю 平绣) и техника «случайного стежка» (luanzhen сю乱针修).Техника «равномерного стежка» предполагает создание однородной поверхности, избегая пересечения нитей. Эта техника отличается аккуратностью и невероятной тонкостью работы, благодаря чему она также иногда называется «деликатной вышивкой» (xixiu 细绣). Главным средством здесь будет так называемый «аккуратный шов» (qizhen 齐针), благодаря которому создаются ровные линии из нитей одинаковой длины. Стежки могут быть горизонтальными, вертикальными, а также наклонными.
В технике «равномерного стежка» существует также метод «градиент» (qiangzhen 抢针) и «слой стежков» (aozhen 套针). «Градиент» используется для изображения цветов и бабочек, тогда как «слой стежков» позволяет создать высоко детализированные лепестки, хвосты животных и перья птиц. Помимо этого существует «прокалывающий стежок» (souhezhen 擞和针) – более свободный, помогающий достичь фотографического реализма изображаемых цветов и птиц, а также «уплотнённый стежок» (shizhen 施针), используемый для создания плывущих облаков и шерсти животных.
В 1930-ых годах мастером Shouyu Lv была разработана новая техника су-вышивки, нарушающая традиции «равномерного стежка», это была техника «случайного стежка». В отличие от традиционных параллельных, аккуратных стежков, она использовала наклонные и перекрещивающиеся линии, созданные нитями разных цветов. Наслаивая их, она создавала изображения портретов, животных и пейзажей. В этой технике отсутствует однородность, а также она позволяет использовать другие нити, помимо шёлковых. Технику «случайного стежка» довольно часто можно найти в вышитых картинах, которые напоминают западную живопись маслом, что придаёт им особую выразительность. Вот пример таких картин в нашей коллекции — портрет маркизы де Помпадур, Джоконда Леонардо да Винчи.
Традиционно владение техникой су-вышивки передаётся из поколения в поколение от матери к дочери, и необходимо не одно десятилетие, чтобы освоить это искусство. Создание вышитой картины – очень трудоёмкий процесс, который занимает несколько месяцев, а порой и лет. Особенно долго вышиваются портреты.
Нити, используемые в су-вышивке
Ещё одной характерной особенностью вышивки в су-стиле является использование нитей разной толщины. Преимущественно используется шёлковая нить, толщина которой меньше человеческого волоса. Прежде чем приступить к вышивке, шелковая нить разделяется ещё на более тонкие части: пополам, на четыре части, на шестнадцать и т.д. Из таких нитей создаются тончайшие работы, которые требуют невероятного мастерства. Поистине исключительным обладателем этого мастерства можно назвать Jinzhen Gu, эта женщина способна в течение 3 минут разделить одну шёлковую нить на 96 частей! Этот факт зафиксирован Книгой рекордов Гиннеса.
Различная толщина нитей используется для создания разных деталей. Так, например, более тонкая нить будет использоваться для изображения хвоста рыбы, чтобы передать её в движении, а более толстая нить применяется для создания тела рыбы, камней или же ствола дерева.
В процессе развития су-стиля мастера стали также использовать и другие материалы, помимо шёлка: хлопок, нейлон и золотые нити. Их использование зависит от темы картины, а также от желаемого эффекта.
Из четырёх главных китайских стилей вышивки именно су-вышивка особенно знаменита использованием тончайших нитей для создания элегантных и тонких произведений искусства.
Темы су-вышивки
Традиционными темами для су-вышивки являются прежде всего цветы, пейзажи и сцены из древней китайской живописи.
Тематика вышивки изменялась сквозь смену императорских династий, чтобы соответствовать вкусам своего времени. Так, например, в период от династии Тан до династии Цин были популярны мотивы таких птиц, как павлин, утка и мифический феникс. Цветы было принято изображать в паре с бабочкой, стрекозой или пчелой. Не менее популярны были плавающие карпы кои, тигры и скачущие галопом лошади.
Вследствие увеличения контактов Китая с западом, а также его художественной культурой, су-вышивка пополнила свой опыт техниками портретной и масляной живописи. Сегодня уже нередко можно увидеть среди произведений су-вышивки живопись импрессионистов, реалистичные портреты или же современное восточное искусство. Бутик-галерея «Силкландия» приглашает вас окунуться в этот чудесный мир. Волшебный, шелковый и такой яркий. Мир с тысячелетней историей традиций. Картины, вышитые в лучших традициях императорской вышивки шелком. Добро пожаловать в наш бутик-галерею «Силкландия» в ТК Три Кита.
silklandia.ru
Китайская вышивка шёлком | Изюминки
Эти шёлковые картины — тонкая, изящная авторская вышивка мастериц-вышивальщиц Китая.
Вышивка шёлком по шёлковой же ткани — жемчужина восточных искусств. Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 тысяч лет назад). Император царства У (нынешняя территория нижнего и среднего течения реки Янцзы) СуньЦюань приказал сестре своего главного министра вышить «Карту Царств». Горы, реки, города и строения были изображены в мельчайших деталях на одном квадратном полотне шёлковой ткани.
В книге «Тайные сокровища Цинов» написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают. Город Сучжоу по праву является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая.
Сами китайцы называют эту местность «Рай на земле»; иностранцы предпочитают другое название «Китайская Венеция» — из-за множества каналов, придающих сходство Сучжоу с известным итальянским городом. В 1276 году этот город посетил Марко Поло, который описывал его словами «великий» и «благородный».
В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Елены был послан в Италию как государственный подарок и произвёл там сенсацию. В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.
Традиции и опыт сохраняются и приумножаются в современных работах.Шёлковая нить не выцветает и сохраняет первоначальный вид десятилетиями. Лучшие вышивки превосходят рисованные картины. Вышивка шёлком по шёлку может быть и двусторонней — вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаковой. Такие картины не вешают, а ставят на горизонтальную поверхность.
Сучжоуская техника шёлковой вышивки появилась более 2000 лет назад, и, благодаря постоянному оттачиванию мастерства, передающегося из поколения в поколения, постепенно достигла совершенства. Вышивальщицы этих мест знают 40 швов.
Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шёлковых нитей, использовавшихся для вышивки. Даже названия,сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: «переулок шёлковой нити», «фабрика шёлка», «улица вышивки цветов», и другие.
В прошлом каждую девочку в Китае обучали вышиванию. Знатные мастерицы использовали в работе дорогие ткани, золотые и серебряные нити, нередко вставляя между узорами вышивания драгоценные камни. Простолюдинки вышивали методом перекрестных стежков простыми (но, плотными и яркими нитями) на хлопчатобумажных тканях.
Основными сюжетами для них служили символы:
• Рыбы (карп) — символ успеха;• Бабочки — символ безмятежной радости, счастья;• Цветы лотоса — символ верности;• Сливы, персики — символ плодородия и изобилия;• Птицы — символ свободы и радости.
Любимые в народе узоры вышивались синей нитью на белом фоне. Такими традиционными вышивками украшались пологи, которые были обязательной частью приданого невесты. На множестве личных предметов, одежде, платочках, зонтиках, веерах, туфлях, нарядных халатах, кисетах, подушках, встречается вышивка по шелку.
Одними из лучших вышивальщиц Китая считались мастерицы семейства Гу в Шанхае. Их работы называют великим чудом света: когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке — писал в 17 веке Дун Цичан.
Глядя на безукоризненно выполненные вышивки, ощущается великая одухотворенность мысли, нежность и яркость палитры цветов. В Сучжоу до настоящего времени сохранилась уникальная традиция цветной вышивки. Каждая сторона вышитого мотива имеет свое отдельное изображение. Основные цвета, используемые в традиционной китайской вышивке по шелку состоят из пяти следующих:
Синий — олицетворение высшего Ян, символ неба;Белый — олицетворение высшего Инь, символ чистоты;Красный — символы огня, радости, счастья;Желтый — символы земли, власти, мечты;Черный — символ воды, изменяемости, вечности, пространства.
Город Сучжоу превратился в центр шёлковой вышивки, он стал широко известен не только в Китае, но и за рубежом. Уже в начале XX веке техника шёлковой вышивки значительно усовершенствовалась благодаря влиянию Запада.
Появилась техника «Реалистичная вышивка» — именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Елены, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией.
Тот самый знаменитый портрет королевы Италии Елены
В 30-е годы появился стиль «Произвольный стежок»: эта техника вышивкипредполагает использование стежков различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоёв шёлковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, «трёхмерности» и реалистичности вышитых картин.
Как и в прежние времена, процесс создания вышитой картины требует огромных затрат труда мастера-вышивальщика: в среднем, одна вышитая картина создается в течение нескольких месяцев непрерывного и тяжелого труда, а отдельные работы мастера вышивают больше года!
Читайте также
izuminki.com
Картины, вышитые шёлком по шёлку
Вышивка шелком по шелку - жемчужина восточных искусств. Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 тысяч лет назад): император Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить “Карту Царств”. Горы, реки, города и строения были изображены в мельчайщих деталях на одном квадратном полотне шелковой ткани.
Эти шёлковые картины - тонкая, изящная авторская вышивка мастеров-вышивальщиц Китая: (Джао Дуньбин,Джан Чуньфан,Та Тин,Юнь Чен,Ван Вэй Чжун,Юнь Ванг,Сюе Динь Тин, Сунь Чжунь-шань,Ву Хуанг,Йо Ши Мэй,Тинг Юнь,Янг Чень,Ву Цянь,Йо Ши Мэй,Сыма Цянь).
Павлины
В книге "Тайные сокровища Цинов" написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и домаразмещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают. Город Сучжоу по праву является одним из самых известных и посещаемыхтуристами городов Китая.
Арабский скакун
Сами китайцы называют эту местность "Рай на земле"; иностранцы предпочитают другое название "Китайская Венеция" - из-за множества каналов, придающих сходство Сучжоу с известным итальянским городом. В 1276 году этот город посетил Марко Поло, который описывал его словами "великий" и "благородный".
Лев и львица в степи
В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Лины был послан в Италию какгосударственный подарок и произвел там сенсацию. В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.
Бабочки у распустившихся пионов
Традиции и опыт сохраняются и приумножаются в современных работах. Шелковая нить не выцветает и сохраняет первоначальный вид десятилетиями.Лучшие вышивки превосходят рисованные картины. Вышивка шелком по шелку может быть и двусторонней - вышитое изображение с двух сторон выглядитабсолютно одинаковой. Такие картины не вешают, а ставят на горизонтальную поверхность.
В миндальной роще
Сучжоуская техника шелковой вышивки появилась более 2000 лет назад, и,благодаря постоянному оттачиванию мастерства, передающегося из поколения в поколения, постепенно достигла совершенства.
Веселая компания(попугаи)
Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шелковых нитей, использовавшихся для вышивки. Даже названия,сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя:"переулок шелковой нити", "фабрика шелка", "улица вышивки цветов", идругие.
Ветка яблони с пчелой
Город Сучжоу превратился в центр шелковой вышивки, он стал широко известен не только в Китае, но и за рубежом. Уже в начале XX веке техника шелковой вышивки значительно усовершенствовалась благодаря влиянию запада.
Водяные лилии и карпы
Появилась "Реалистичная вышивка" - именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Лины, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией.
Воробьи в бамбуковых зарослях
В 30-е годы появился стиль "Произвольный стежок": эта техника вышивки предполагает использование стежков различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоев шелковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, "трехмерности" и реалистичности вышитых картин.
Как и в прежние времена, процесс создания вышитой картины требует огромных затрат труда мастера-вышивальщика: в среднем, одна вышитая картина создается в течение нескольких месяцев непрерывного и тяжелого труда, а отдельные работы мастера вышивают больше года!
Дубовая роща(по мотивам Шишкина)с подрисовкой
Сучжоуская техника ручной вышивки продолжает свое развитие. В настоящее время промышленность провинции Сучжоу производит шелк по усовершенствованной технологии, что позволяет создавать вышитые картины в еще более ярких и живых красках и добиваться поразительных визуальных эффектов.
Желтая гусмания
Жёлтый ирис.
Ирисы(по мотивам Ван Гога) - копия
Лето(пагода у пруда)
Лилии розовые
Магнолия
Ветка магнолии(с подрисовкой)
Магнолия майская
Панно- Нежная ветка магнолии
Панно- Нежные лотосы
Поле маков с васильками
Поле маков
Попугаи на дереве
Розовые лотосы
Синий этюд
Солнечные анютины глазки.
Ирисы.
Цветущая акация
Цветущая вишня
Яблоня в цвету
Фазаны на цветущей яблоне
Лилии на прозрачном фоне.
Орхидея"Диана"
Роза с каплями росы
Поющие птички в пионах
Пионы.
Маки в голубой вазе
Пион "Императорский"
Тюльпаны "Мерилин"
Рыбки у лилии
Мадонна(по мотивам Леонардо да Винчи)
Семейство трясогузок у хризантем.
Маки.
Оранжевая орхидея
Карпы в зарослях лотосов.
Птицы весной
Веточка вербы
Фрезия"Нежность"
Сад бабочек
Котёнок под цветущей веткой
Сказочные ирисы
Яблоко.
Летиция
Семейство попугаев у цветущего кизила
animalworld.com.ua