Описание картины Бориса Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина». Картины шаляпина


портреты Фёдора Шаляпина » Выдающиеся художники

К. Коровин. Портрет Ф. Шаляпина (фрагмент)

Портреты Фёдора Шаляпина, личности колоритной, всесторонне одарённой, писали многие художники: Валентин Серов, Александр Головин, Леонид Пастернак, Николай Богданов-Бельский, Борис Кустодиев, Илья Репин, Исаак Бродский…

Шаляпин общался почти со всеми наиболее значительными мастерами русского искусства его времени, поэтому в 1902 г. писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам с призывом запечатлеть образ гениального певца.

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)

Портрет не являлся основной темой творчества выдающегося русского живописца Константина Коровина. Он был влюблён в природу, любил цвет и свет и старался эту любовь передать зрителям: создавал пейзажи, наполненные солнцем, светом, живым дыханием жизни.

К. Коровин «Мальвы в Саратовской губернии» (1889)

Любил художник и городские пейзажи. Городские пейзажи созданы им под сильным влиянием французских импрессионистов. Он сумел передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, в сиянии ночных огней на улицах и бульварах

К. Коровин «Париж. Бульвар Капуцинок» (1906)

Однако и к жанру портрета Константин Коровин обращался довольно часто. И, конечно, не мог не выполнить портрет человека, которого любил и которым всегда восхищался – Фёдора Ивановича Шаляпина. Долгие годы Коровин общался и дружил с Ф.И. Шаляпиным. Оба талантливые, близкие по характеру, они и в творческой деятельности перенимали мастерство друг друга: Коровин неплохо пел, а Шаляпин под его влиянием начал рисовать и заниматься скульптурой. Даже создал собственный бюст и карандашный портрет К. Коровина.

Ф. Шаляпин. Портрет К. Коровина (1912)

Портреты Ф.И. Шаляпина

Константин Коровин – автор нескольких портретов Ф.И. Шаляпина.

К. Коровин. Портрет Шаляпина (1905)

Шаляпин на картине художника сидит в расслабленной позе, облокотясь левой рукой о подоконник, и внимательно читает письмо. Кажется, он только на мгновение присел на диван, чтобы прочесть полученное письмо, но его содержание увлекло его, художник изобразил Шаляпина погружённым в чтение. Портрет создан свободными мазками, с передачей игры света и красок, бушующего за окном лета.

На другом портрете Коровина Шаляпин также изображён в свободной позе сидящим в кресле, закинув ногу на ногу. Он участвует в разговоре с невидимым собеседником и с лёгкой улыбкой слушает его.

К. Коровин. Портрет Ф. Шаляпина (1905)

Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. Художник увлечён поиском напряженного выражения жизни человеческого духа, характерные в это время для мастеров его круга. Но его не привлекают экспрессивная манера и трагическое мироощущение, символический драматизм портретов его современника М. Врубеля. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. И здесь художник-импрессионист пользуется правдивостью мгновенного зрительного впечатления, подчеркивая случайность момента жестом, движением, поворотом модели. Коровин умеет выхватить из потока жизни мгновение счастливой духовной наполненности, когда раскрываются жизненные и творческие силы человека. Он наделяет свою модель свойствами собственной личности: жизнелюбием и праздничностью мироощущения, яркостью темперамента. Таков в его изображении Федор Шаляпин.

К. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина (1911). Холст, масло. 65 х 81 см. Государственный Русский музей (Петербург)

Портрет создан во Франции, в курортном городке Виши, где друзья тогда отдыхали.

Шаляпин позировал для портрета на открытой террасе, освещённой солнечными лучами, проникающими сквозь густую зеленую листву. Он сидит у стола в невысоком кресле, на нём светлый костюм, белая рубашка со стоячим воротником, повязанным сиреневым шелковым бантом, на лице –счастливая улыбка. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. Весь его облик дышит радостью бытия, эта радость подчеркнута убранством стола, украшенного букетом роз, вазой с фруктами, хрустальным графином, высокой бутылкой с золотистым ликером и бокалом, в котором сверкает вино.

В портрете много обобщения, нет деталей, но общее впечатление от личности изображённого человека создано удивительно точно.

Колорит картины изыскан, он строится на контрасте светлых желтоватых тонов одежды, стены комнаты и синевы южного полуденного неба, ярко-розовых цветов и зелени.

Этот портрет Ф. Шаляпина назывался одним из лучших произведений К. Коровина уже современниками. Коровин привлекал и привлекает зрителей ярким колоритом, своим оптимистическим взглядом, радостью, которой он щедро делится со всеми. Вначале радостных красок Коровина не понимали, как не понимали, например, импрессионистов. Но время все расставило на свои места.

К. Коровин. Портрет Шаляпина с дочерью Ириной (1914)

Ирина – дочь Шаляпина от первого брака с итальянской балериной Иолой Торнаги. Всего в этом браке родилось шестеро детей.

На картине отец с дочерью изображены на фоне открытого окна вечером. Шаляпин сидит в своей любимой позе и, слегка повернувшись к сидящей на подоконнике девушке, с улыбкой что-то ей говорит. Ирина смотрит прямо на зрителя. Между ними чувствуются взаимопонимание и простота отношений.

www.palitra.co

ШАЛЯПИН Борис Федорович

ШАЛЯПИН Борис Федорович

   22 сентября / 5 октября 1904 (Москва) – 18 мая 1979 (Нью-Йорк). 

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

   Старший сын и третий из шести детей Федора Ивановича Шаляпина и его жены Иолы Игнатьевны Шаляпиной-Торнаги, уроженки Милана, прима-балерины Русской частной оперы С. И. Мамонтова.  Детство провел в Москве. В 1919 учился в Петрограде в академической мастерской В. И. Шухаева, в 1920–1923 – в Москве в 1-х и 2-х ГСХМ у Д. Н. Кардовского, А. Е. Архипова и Ф. И. Захарова, в 1923–1925 – на скульптурном факультете ВХУТЕМАСа и в мастерской С. Т. Конёнкова на Красной Пресне.

   В 1923 провел около трех месяцев в Париже, летом 1925 вновь приехал в Париж и остался; отец приобрел для него мастерскую на Монмартре. Продолжил учебу в академии Ф. Коларосси у Ш. Герена, в мастерских К. А. Коровина и Д. К. Степанова.

   В 1927, во время гастролей Ф. И. Шаляпина в лондонском Ковент-Гардене, открыл в фойе театра первую выставку из десяти работ: портрет сестры Лидии, рисунки на русские темы: «В чайной», «Цыгане на ярмарке», «Купец», «Степан Разин», «Пугачев» и др. В дальнейшем его выставки в театрах и концертных залах часто сопровождали выступления отца по всему миру. Участвовал в выставках русского искусства в парижских галереях d’Alignan (1931), La Renaissance (1932), зале Yteb (1935), в Булонь-Бийанкуре (1935) и в Праге (1935).

   В 1934 получил большую золотую медаль Осеннего салона за деревянную скульптуру «Обнаженная». Жертвовал свои работы для благотворительных целей, в том числе для лотереи в пользу Союза русских писателей и журналистов (1931) и для предрождественской выставки-продажи под покровительством вел. кнг. Ксении Александровны (1935).

   В 1935 уехал с отцом в США и поселился в Нью-Йорке. Создал галерею живописных, графических и скульптурных портретов отца в сценических образах Владимира Галицкого, Бориса Годунова, Мельника, дона Базилио, Сальери. Позже эту галерею дополнила серия зарисовок отца на смертном одре (1938).

   Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). Создавал скульптуры из дерева.

   В 1946 подарил Музею музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве портрет С. В. Рахманинова за фортепьяно (1940).

   В 1962–1966 посещал Израиль, исполнил портреты видных политических деятелей: Бен-Гуриона, Голды Меир, Мошэ Даяна и др.

   В 1960-е неоднократно приезжал в СССР, был принят министром культуры Е. А. Фурцевой; в 1968 в Доме дружбы в Москве состоялись его выставка и встреча с советскими художниками. В 1975 его выставка прошла в Музее Ф. И. Шаляпина, в 1983 – в посольстве США в Москве. В 2008–2009 - в Русском музее, Третьяковской галерее, в Художественном музее Фреда-Джонса-младшего (Оклахома) и Художественном музее Сан-Диего (Калифорния) прошла выставка «Американские художники из Российской империи», где среди прочих были представлены работы художника.

   Представлен в Национальной портретной галерее в Вашингтоне, Смитсоновском американском музее искусств и многих других собраниях. Многие работы хранятся в Музее Ф. И. Шаляпина в Москве.

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Автопортрет

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Иола Игнатьевна Торнаги-Шаляпина

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет отца Федора Ивановича Шаляпина

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет Федора Шаляпина

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет Ф. Шаляпина в роли Дон Кихота

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет Ф. Шаляпина в роли Дон Кихота

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет Ф. Шаляпина в роли Дон Кихота

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет Ф. Шаляпина

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Ирина Федоровна Шаляпина. Париж

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Отдых на террасе. Портрет Хелен Шаляпиной

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Хелен Шаляпина

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Ирина Борисовна Шаляпина в детстве

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Константин Коровин в гостях у Шаляпиных

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет С. Рахманинова

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет С. Рахманинова

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Ирина Рахманинова

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Ирина Рахманинова в лодке

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет Ольги Спесивцевой

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет М. Цветаевой

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет актрисы Марии Фьори

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет С. Прокофьева

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет Артуро Тосканини

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Портрет Марлона Брандо

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Принцесса Маргарет

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

 

Джон Кеннеди

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Жаклин Кеннеди

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Иосиф Сталин

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Никита Хрущев

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Леонид Брежнев

 

ШАЛЯПИН Борис Федорович

Юрий Гагарин

 

 

http://www.artpoisk.info/artist/shalyapin_boris_fedorovich_1904/gallery

art.mirtesen.ru

Борис Михайлович Кустодиев Портрет Шаляпина: Описание произведения

Знакомство художника Бориса Кустодиева и оперного певца Федора Шаляпина состоялось в 1919 году, а познакомил их писатель Максим Горький. Кустодиев с юных лет обожал творчество Шаляпина. Певца, в свою очередь, поразила трагическая судьба Кустодиева: к моменту их знакомства известный художник уже три года был прикован к инвалидному креслу. Люди творчества, известные и состоявшихся каждый в своей области, они легко находили общие темы для бесед, к тому же у Кустодиева имелся большой опыт в оформлении театральных постановок.

После успеха оперного спектакля «Царская невеста» (1920) в художественном исполнении Кустодиева к нему обратился коллектив Мариинского театра с просьбой оформить оперу «Вражья сила» композитора Александра Серова по пьесе Александра Островского. «Переговорщиком», естественно, выступил Федор Шаляпин, который был не только исполнителем партии Еремки, но и режиссером спектакля. Борис Кустодиев с радостью принял предложение Шаляпина, и одновременно предложил певцу написать его портрет. Причем непременно в шубе, в которой певец пришел к нему в гости. Шаляпин вспоминал:«- Ловко ли? – говорю я ему. Шуба-то хороша, да возможно – краденая.– Как краденая? Шутите, Федор Иванович.– Да так, говорю, – недели три назад получил ее за концерт от какого-то Государственного Учреждения. А вы, ведь, знаете лозунг: «грабь награбленное».– Да как же это случилось?– Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого то, теперь уже не помню какого – «Дома», и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу… Пошел в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец – буржуй! Не мог выбрать похуже – выбрал получше.– Вот мы ее, Федор Иванович, и закрепим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул».

На том и порешили. Однако к созданию портрета художник приступил еще не скоро – Шаляпин был занят работой над постановкой, прорабатывая каждую мелочь. Зато он попросил Кустодиева написать портрет его жены, Марии Валентиновны, что и было сделано. Когда же начались репетиции, Шаляпин помогал Кустодиеву посещать каждую из них: он не только организовывал автомобиль для поездки, но и выносил художника из дому, а потом помогал выбраться из авто и попасть в театральный зал. Кустодиев активно работал над эскизами к «Вражьей силе», Шаляпин часто приезжал к нему на обсуждение декораций и костюмов; они даже пели вместе – у художника был тенор.

Наконец, мастер решил возобновить работу над портретом, начатым осенью 1920 года. Снова приняли решение писать Шаляпина в той самой шубе; певец очень просил, чтобы Кустодиев нарисовал на картине его любимого французского бульдога Ройку. Сын Кустодиева, Кирилл, вспоминал: «Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».

Изначально Кустодиев задумал портрет в полный рост; это привело к тому, что картину, высота которой превышала 2 метра, художнику пришлось писать по частям. Ограниченный пространством небольшой мастерской, работавший сидя в инвалидном кресле, Кустодиев не мог писать всю фигуру портретируемого сразу. Сам Шаляпин еле помещался в комнате, где работал художник. Кустодиеву пришлось решать не только художественную, но и техническую задачу исполнения задуманного портрета: среднюю часть он писал сидя, а верхнюю и нижнюю части – в положении полулежа. На потолке мастерской Кустоиева был оборудован блок с веревкой и грузом – с его помощью художник имел возможность самостоятельно регулировать наклон холста, с которым работал. Размер готовой картины составил 215 на 172 сантиметра; некоторые детали художнику пришлось переносить с эскизов на полотно по клеткам.

Портрет выполнен в любимом Кустодиевым стиле «портрет-пейзаж»: статная фигура Федора Шаляпина изображена на фоне красочного, веселого народного гуляния. Бобровая шапка и роскошная шуба, театральная поза Шаляпина, изображенного фас в три четверти, добавляют монументальности седовласой фигуре певца. Из-под расстегнутой шубы виден концертный костюм, ярким пятном на ветру реет шелковый шарф, на ногах - лакированные ботинки с гамашами. На мизинце его правой руки – драгоценный перстень, в левой руке красивая трость. Кажется, что Шаляпин прямо отсюда, с этого снежного пригорка, отправится на концерт. Богатство одежды на этом портрете, созданном во времена НЭПа, видится символом материального достатка состоявшегося знаменитого артиста. У ног Шаляпина – любимый пес Ройка, преданно глядящий на хозяина.

На втором плане, слева, Кустодиев по просьбе Шаляпина изобразил фигуры двух дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, которых сопровождает Исай Дворищин, личный секретарь певца. У Мариина руках маленькая обезьянка.

Фоном для картины Кустодиев выбрал изображение народного гуляния по случаю Масленицы ясным, зимним днем. Солнечный пейзаж, разноцветная круговерть ярмарочной площади были придуманы и исполнены Кустодиевым по памяти. Феноменальная зрительная память художника, умение подмечать и запоминать мелкие детали дали ему возможность создать шедевр со множеством нарядных человеческих фигур, микросцен и зданий. Кустодиев в своей работе смог выразить не только глубокий внутренний мир великого певца, но и его биографический путь: от маленьких провинциальных потешных театров - к самым известным мировым сценам.

По замыслу Кустодиева картина получила название «Новый город», или «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе». Известны и другие ее названия: «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» и «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Впервые широкая публика увидела портрет Шаляпина на выставке «Мир искусства» в мае 1922 года; сам художник из-за болезни не смог на нее попасть. Работа Кустодиева стала одним из самых ярких событий сезона, о ней было много хвалебных отзывов. Шаляпин купил портрет сразу же по окончанию работы и увез его с собой на гастроли в Париж; он очень любил эту картину и впоследствии часто брал ее с собой в гастрольные туры. Кустодиев также был доволен своей работой, хотя ни разу так и не смог взглянуть на портрет с достаточно большого расстояния, чтобы оценить его в полной мере. В 1922 году художник исполнил авторский повтор портрета, сделав для себя уменьшенную копию. Два года спустя ее представили зрителям на выставке русского искусства в Нью-Йорке.

В 1968 году дочери Федора Шаляпина решили передать оригинальный портрет в дар Ленинградскому театральному музею, куда несколькими годами ранее был передан портрет Марии Шаляпиной, который сохранялся в семье Исая Дворищина. Авторский повтор портрета находится в Русском музее – сюда его передали в 1927 году из Третьяковской галереи.

Автор: Рита Лозинская

artchive.ru

Московская усадьба Фёдора Шаляпина - Наводы

D980.jpg

Усадьба Фёдора Шаляпина в центре Москвы на Новинском бульваре стала последним российским адресом великого певца перед его отъездом за границу и первым в России музеем, посвященным его творчеству. Эта мемориальная усадьба - один из немногих сохранившихся образцов городской усадьбы XVIII века. Её Шаляпин приобрёл в мае 1910 года на имя жены Иолы Торнаги. Шаляпины произвели серьёзный ремонт, в главный особняк провели газ, телефон, оборудовали котельную. В 1918 году особняк был национализирован, и в дом подселили ещё 16 семей. Всего Фёдор Шаляпин с семьёй прожил здесь с 1910 по 1922 год. После отъезда Шаляпина в нём продолжали жить в условиях коммунальной квартиры его жена Иола Торнаги и старшая дочь Ирина.1. Дома № 25-27 по Новинскому бульвару составляют комплекс усадьбы, не сгоревший в пожарах 1812 года. В начале XX века весь этот квартал приобрёл Ф.И. Шаляпин.

D981.jpg

2. В конце 1970-х , к Олимпиаде-80, дом хотели сносить, но стараниями музейных работников и общественности удалось всё же отстоять этот особняк.

D982.jpg

3. В 1988 году здесь, наконец-то, был открыт музей.

D983.jpg

4.

D987.jpg

5. Вход со двора в основное здание музея-усадьбы Шаляпина.

D974.jpg

6.

D036.jpg

7. Трубы дома Шаляпина на фоне крыши американского посольства.

D037.jpg

8. В саду усадьбы.

D991.jpg

9.

D996.jpg

10. В 1978 году дом в плачевном состоянии был передан на баланс Музыкального музея имени Глинки. И начались сложные и многолетние работы по восстановлению усадьбы.

D045.jpg

11. Реставрация длилась более 8 лет.

D043.jpg

12. Многие подлинные вещи - мебель, личные вещи отца и матери, фотографии, письма передали в музей к его открытию дети Шаляпина. В семье Шаляпина и его жены - итальянской балерины Иолы Торнаги, было пятеро детей. Шаляпин очень любил своих детей и гордился их художественными успехами. Сын Борис стал известным художником и писал портреты выдающихся людей, кроме того нарисовал для журнала Time более 400 обложек, в том числе портрет Юрия Гагарина. Другой сын, Федор Шаляпин-младший, снялся в Голливуде более чем в полусотне фильмов (например, исполнил роль слепца Хорхе в триллере "Имя розы").

D063.jpg

13. Раз мы находимся в доме, хозяйкой которого была Иола Торнаги, обязательно нужно сказать несколько слов об этой прекрасной женщине. Иола Торнаги выступала в Италии, Франции, Америке и была два года примой-балериной Русской частной оперы С.И. Мамонтова в Москве. Её считали одной из лучших балерин своего времени. Познакомились они с Шаляпиным в театре Мамонтова. А летом 1898 года пара обвенчалась. После свадьбы Иоле Игнатьевне, а именно так теперь звалась прима, пришлось оставить сцену и полностью посвятить себя мужу и детям. Иолу многие называли ангелом-хранителем дома. Она занималась воспитанием детей, ведением хозяйства, зваными обедами.Только она могла без опаски критиковать выступления супруга, и к ее мнению Федор Иванович всегда прислушивался.В комнате хозяйки дома много подлинных вещей Иолы Игнатьевны. Главное внимание сразу привлекает портрет, выполненный её сыном - художником Борисом Шаляпиным.

D050.jpg

14. Иола практически до конца жизни оставалась в Москве. Сейчас в России ее помнят скорее как жену Шаляпина, чем как приму итальянского театра, которая отказалась от карьеры ради семейного благополучия. Для Торнаги Россия стала вторым домом: здесь она прожила больше шестидесяти лет, а на родину вернулась только за несколько лет до смерти. Из вещей Иола Игнатьевна взяла с собой лишь фотоальбомы со снимками Шаляпина.

D211.jpgБорис Шаляпин. Иола Игнатьевна Торнаги-Шаляпина,1934

15. Фрагменты лепнины.

D068.jpg

16.

D069.jpg

17. Справа в комнате стоит столик розового дерева с фарфоровым медальоном, а над ним карандашный портрет Иолы, выполненный В.А. Серовым в 1905 году.

D057.jpg

18. Платье Иолы Торнаги-Шаляпиной, на стене висит фотография Иолы в этом платье.

D060.jpg

19. Когда младшим детям было около года, у Шаляпина появилась вторая семья. В 1906 году на скачках в Москве Федор Шаляпин познакомился с Марией Петцольд. Сначала они жили гражданским браком, у них родились три дочери: Марфа, Марина и Дасия. В 1922 году артист уехал в эмиграцию. Вместе с ним за границу отправилась его новая семья. Официально брак был оформлен в 1927 году уже в Париже.

D062k.jpg

20. Анфилада комнат первого этажа.

D064.jpg

21. В столовой, как и прежде, находится шаляпинский буфет с посудой, раздвижной стол на 24 человека, обитые кожей стулья. Стены украшают картины большого друга семьи, замечательного художника К.А. Коровина. А на столе стоит перечень любимых блюд артиста, когда-то составленный его поваром. В буфете выставлены авторские семейные сервизы. Один расписан известным художником С,В. Чехониным, другой - с двуглавым орлом и с изображением Святого Георгия.

D113.jpg

22.

D073.jpg

23.На стенах в столовой висят картины Коровина.

D083.jpg

24. Вид из столовой в сторону будуара хозяйки дома. В этой комнате за большим обеденным столом собиралась вся семья и многочисленные гости.

D111.jpg

25. В Зелёной гостиной Шаляпин принимал своих друзей - С.В. Рахманинова, И.А. Бунина, М. Горького, В.А. Серова, В.М. Васнецова. В этой комнате проходили репетиции маленькой студии Шаляпина, артистами в которой были дети Шаляпина и их друзья. Среди них оказались и будущие прославленные мастера театра - О.Н. Андровская, Р.Н. Симонов, М.Ф. Астангов. Между окнами на стене висит любимая картина Шаляпина "Портрет цыганки" ирландской художницы А. О'Коннел.

D094.jpg

26. На столике розового дерева с фарфоровыми медальонами стоит скульптура "Московский извозчик" Паоло Трубецкого.

D109.jpg

27.

D110.jpg

28. Стены Зелёной гостиной украшают пейзажи русских художников - К.А. Коровина, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, М.В. Нестерова, И.С. Остроухова. Они дарили Шаляпину свои работы в знак восхищения его талантом. В комнате стоят напольные часы английской фирмы E. Norton.

D089.jpg

29. На прежнем месте у окна - старинный граммофон. Шаляпин любил стоять рядом и слушать музыку. Это часто видели с улицы прохожие.

D090.jpg

30. Из Зелёной гостиной и через парадную прихожую можно попасть в комнату Ф.И. Шаляпина, где артист любил отдыхать и работать.

D098.jpg

31.

D095.jpg

32. В кабинете находятся подлинное кресло артиста из его парижской квартиры и книжный шкаф с вещами, принадлежащему певцу. На стенах портреты Ф.И. Шаляпина в оперных ролях. На столике старинные часы английской фирмы E. Norton. Над ними фотографии И.Е. Репина, Н.А. Римского-Корсакова, самого Шаляпина вместе с известным музыкальным критиком Н.Д. Кашкиным и Максимом Горьким.

D114.jpg

33. На письменном столе - бюст А.С. Пушкина, рисунок Шаляпина, запечатлевшего своего отца Ивана Яковлевича. Здесь же фотография единственного педагога по вокалу Шаляпина Дмитрия Андреевича Усатова.

D118.jpg

34. Прихожая.

D101.jpg

34.

D107.jpg

35. В парадном Белом зале Ф.И. Шаляпин готовился к концертам.

D126.jpg

36.

D127.jpg

37. На витрине - флакон для духов "В честь Ф.И. Шаляпина", Москва, товарищество Броккар и Ко. 1916 год.

D125.jpg

38. Бильярдная завершает анфиладу комнат. В этой комнате Шаляпин принимал гостей - А.В. Луначарского, В.В. Маяковского, И.М. Москвина. Иола Игнатьевна купила для мужа дорогой по тому времени бильярд фирмы В.К. Шульц. В комнате есть все необходимые атрибуты для игры - шары, деревянная киевница, треугольник для шаров, доска для записи счёта.

D130.jpg

39. В бильярдной на стене висит телефон Датского акционерного общества L.V. & CO. Stockholm.

D135.jpg

40.

D136.jpg

41. В этой комнате сейчас находятся дары Музею, которые в разное время сделали дети Шаляпина, вдова и дочь Бориса. Кроме этого, здесь представлены работы Бориса Фёдоровича Шаляпина (1904-1979). Он окончил ВХУТЕМАС, а затем продолжил образование в Париже. Борис Федорович обладал широким диапазоном художественного дарования. Об этом говорят его произведения, среди которых ряд великолепных портретов выдающихся деятелей искусства ХХ века - музыкантов, артистов театра, кино и балета. Особой притягательностью обладают портреты близких людей. Борису Шаляпину принадлежит серия живописных, графических и скульптурных портретов отца.

D141.jpgБ.Ф.Шаляпин. Автопортрет, 1932. Портреты Ирины Федоровны и жены художника Хелен Шаляпиной

42. Ломберный столик в гостиной: Шаляпин любил раскладывать пасьянсы, а еще играл в бридж с гостями.

D144.jpg

43. На фотографии - Ф.И. Шаляпин и Б.Ф. Шаляпин перед портретом Ф.И. Шаляпина. Париж, 1923.

D206.jpg

44.

D145.jpg

45. Портрет Сергея Рахманинова создан Борисом Шаляпиным в 1929 году в Клерфонтене, где композитор проводил летние месяцы. Справа - пейзаж Бориса Шаляпина (Браччиана, Италия. 1960).

D147.jpg

46.

D153.jpg

47.

D152.jpg

48. Вид в сторону Садового кольца.

D976.jpg

49. Это здание тоже относилось к усадьбе Шаляпина.

D963.jpg

50. Памятник Ф.И. Шаляпину (1873-1938) - русскому певецу, солисту Большого, Мариинского театров, театра Метрополитен Опера, первому народному артисту России (1918-1927, звание возвращено в 1991), оказавшему огромное влияние на мировое оперное искусство, был установлен на Новинском бульваре в 2003 году рядом с домом-музеем (скульптур Вадим Церковников).

D962.jpg

Похоронили Шаляпина в Париже. А обе его жены - Иола и Мария, умерли в Риме, Иола в возрасте 92, а Мария - 82 лет. А в 1984 году старший сын Шаляпина добился перезахоронения праха отца на Новодевичьем кладбище.

galik-123.livejournal.com

Кустодиев Борис "Портрет Ф.И. Шаляпина" описание картины, анализ

Kustodiev-Boris-portret-shalyapina

Кустодиев пишет множество портретов, среди которых отдельного внимания заслуживает портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году.

Интересна история создания этой картины. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». Эскизы декораций решено было заказать Кустодиеву, и, поскольку, сам художник уже не мог ходить, Федор Шаляпин отправился к нему домой договариваться о работе. На Шаляпине была надета роскошная теплая шуба, которой с ним недавно расплатились за один из концертов и которая, как подозревал сам Шаляпин, была, вероятнее всего, краденая. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе.

Шаляпин приходил на сеансы позирования в петроградскую квартиру Кустодиева, туда же с собой он приводил и любимую собаку — французского мопса. При этом, по воспоминаниям сына Кустодиева, чтобы собака замирала в нужной позе, глядя вверх, на шкаф сажали кошку.

Картина написана в характерной для художника манере — Шаляпин изображен на фоне ярмарки, массовых гуляний, в атмосфере традиционного русского праздника. Писать этот щедрый, красочный праздник с натуры Кустодиев уже не мог — ушедшая Русь теперь осталась только в воспоминаниях художника, но из этих воспоминаний он создает удивительно целостный, убедительный образ.

Это огромное, бескрайнее пространство разворачивается на заднем плане, а впереди над праздничным балаганом возвышается фигура великого русского артиста в концертном костюме, лакированных туфлях и с модной в те годы тростью, которая уходит за край холста — певцу будто тесно в рамках изображения. В левом нижнем углу изображены прогуливающиеся дочери Шаляпина, а рядом с ними — театральная афиша, возвещающая о выступлении певца.

Комната-мастерская, где работал художник, была настолько маленькой, что картину Кустодиев писал по частям, практически наугад, перемещая холст с помощью системы противовесов, и увидеть работу целиком, с расстояния, художнику так и не довелось. Уезжая в эмиграцию, Шаляпин увез картину с собой.

Год написания картины: 1921.

Размеры картины: нет данных.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: портрет.

Стиль: модерн.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Картина Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»

Картина Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»

Несмотря на то, что знаменитый художник-портретист был тяжело болен, он не показывал, как художники – передвижники, все тяготы и лишения жизни народа. Наоборот зима для художника, это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни. Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом.Это любимая композиция художника. Первый план картины укрупненный. Низ имеет большое пространство. Долгожданная весна уже не за горами. Народ вывалил на улицу для встречи весны. Но зима еще цепляется и не хочет уступать ей место. Это заметно по заснеженным сугробам.Видно, как группа людей весело катаются на санях. Везде стоят лотки и ярмарочные прилавки. И над всем этим весельем возвышается статная фигура Фёдора Ивановича Шаляпина в меховой шубе нараспашку. А рядом с ним стоит веселый мопс. Мастеру приходилось просить усаживать кошку на возвышение, чтобы мопс, глядя на нее мог «позировать» художнику.Певец как бы с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Афиша о его концерте внизу холма. Шаляпин гуляет по улицам городка в предвкушении, что все зрители оценят по достоинству его талант.Художник позволил себе долю лукавства и показал самовлюбленность известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно. Видно, что его одежда сшита из бобрового меха. На мизинце у Шаляпина дорогой перстень. На нем одеты замшевые ботинки, сразу понятно, что не по погоде. И чтобы не поскользнуться и упасть на скользкой дороге, певцу приходиться облокачиваться на трость, выполненную из ценного дерева.На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретара Дворищина. Эту картину художник исполнил дважды в 1921г и 1922г.

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

Константин Коровин «Портрет Ф.И.Шаляпина». Описание картины

Константин Коровин «Портрет Ф.И.Шаляпина». Описание картины

Константин Коровин «Портрет Ф.И.Шаляпина»

Когда речь заходит о Фёдоре Шаляпине, на ум сразу приходят уникальные архивные записи, которые успели запечатлеть его густой бас и портрет Бориса Кустодиева, где всемирно известный оперный певец изображён в шикарной шубе и меховой шапке на фоне зимнего пейзажа. Однако совершенно замечательный портрет этого певца был исполнен и Коровиным, причём на десять лет раньше.

Дерзко-небрежная техника Коровина так сочетается с расслабленной позой Фёдора Ивановича! Живописец, близко друживший с певцом, не стал изображать его в каком-либо его знаменитом театральном образе, отдав предпочтение Шаляпину-человеку. Это был общительный остроумный и очень талантливый человек, красивый статный мужчина, несущий положительные светлые эмоции.

Портрет был написан во Франции, в одной из гостиниц Виши. Сюда Коровин приехал лечиться, а Шаляпин прибыл вслед за ним и захаживал к своему другу. В один из таких визитов и был написан портрет. За столом, где стоит бутылка вина и бокалы, вместе с красочным букетом цветов восседает Шаляпин. Вся его стать говорит о том, что певец полон сил и творческой энергии. Его поза изящно-небрежная, левая рука находится в кармане, взгляд устремлён на невидимого собеседника.

Замечательный портрет, который очень понравился Шаляпину тем не менее был продан Коровиным коллекционеру М. Терещенко, к великому огорчению первого, и большой радости последнего. Современники говорят, что после этого певец затаил обиду на друга, хотя сам Шаляпин всё время это отрицал.

1911 г. Масло, холст. 81 x 65 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

gorodkrasota2016-04-04T10:38:48+00:00
Поделиться ссылкой, выберите способ!

www.hudojnik-impressionist.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта