Секреты шедевров мировой живописив закладки 39. Картины секреты
Секреты известных картин » Nibler.ru
nibler.ru
Секреты шедевров мировой живописи | Болтай
Во многих произведениях искусства заложен тайный смысл, загадка, а некоторые обязаны своим появлением определенным событиям в жизни их авторов. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.
«Ночной дозор» или «Дневной»?
Рембрандт, «Ночной дозор», 1642.
Оригинальное название этой картины – «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». За два столетия полотно побывало в разных местах, и попало к искусствоведам в 19 веке. Из-за темного фона создавалось впечатление, что действие, изображенное на холсте, происходит ночью, из-за чего было дано название “Ночной дозор”. В середине 20 века была проведена реставрация полотна, в ходе которой с краски сняли слой копоти. Тут-то и выяснилось, что сцена на картине происходит днем, мало того, по теням от человеческих фигур удалось определить, что действие происходит около 2 часов дня. Однако в истории живописи картина так и осталась известна под называнием “Ночной дозор”.
Месть Сальвадора Дали
В молодости Сальвадор Дали написал картину “Фигура у окна”, где изобразил свою сестру Ану Марию. Позднее отношения брата и сестры сильно испортились на почве негативного отношения художника к их матери. Книга Аны Марии “Сальвадор Дали глазами сестры” привела того в бешенство. В 50-х годах 20 века Дали написал картину «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия». Сюжет картины сильно напоминает “Фигуру у окна”. Есть предположение, что так художник отомстил своей сестре.
Желтая спальня Ван Гога
Винсент Ван Гог, «Спальня в Арле», 1888 — 1889.
В конце 1880-х годов Ван Гог переехал в городок Арле на юг Франции, где написал эту картину. Согласно замыслу, сюжет должен был навевать мысли об отдыхе, однако она вызывает скорее тревогу своим колоритом. Исследователи предполагают, что секрет кроется в том, что в это время художник принимал наперстянку для лечения эпилепсии. Как известно, эта трава влияет на восприятие цвета – все вокруг окрашивается в гамму зелено-желтых тонов.
Беззубое совершенство
Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503 — 1519.
По мнению некоторых стоматологов, секрет таинственной улыбки Моны Лизы кроется в отсутствии зубов. Подобная улыбка типична для тех, кто потерял передние зубы.
Смотрины
Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848.
Современный зритель вряд ли заметит все то, на что обращали внимание в 19 веке. Ироничный художник изобразил грубые и нелепые нарушения этикета того времени: майор пришел без обязательных в таких случаях букетов цветов для невесты и ее матери, на барышню надели бальное платье с декольте, которое допустимо только вечером (хотя действие происходит днем). Смущенная девушка понимает нелепость происходящего и пытается убежать.
Неквадратный квадрат
Казимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915.
Как ни странно, эта картина не квадратная – ни один из ее углов не равен 90 град., мало того, она нарисована красками темных оттенков, среди которых нет черного. Превалирует мнение, что таким образом автор стремился достичь эффекта движения, динамики.
Старый рыбак
В начале 20 века художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину “Старый рыбак”, секрет которой был раскрыт лишь после смерти ее автора.
Если приложить зеркало к середине полотна с разных сторон, перед изумленным зрителем предстает два разных облика – Бога и Дьявола.
Мелодрама Австрийской Моны Лизы
Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907.
Супруга австрийского миллионера Фердинада Блох-Бауэра состояла в любовной связи с художником Густавом Климтом. Узнав об этом, Блох-Бауэр решил отомстить необычным и изящным способом: он заказал Климту портрет своей жены и, прежде чем утвердить эскиз, заставил сделать более сотни различных вариантов. Цель обманутого мужа была проста – он рассчитывал, что глядя на “натурщицу” изо дня в день на протяжении нескольких лет, художник охладеет к своей любовнице. Расчет Блох-Бауэра оказался верен. А его жена так никогда и не узнала, что он был посвящен в ее отношения с Климтом.
Картина, вернувшая Гогена к жизни
Поль Гоген, «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897-1898.
Эта картина подобна каббалистическим текстам, ее следует “читать” справа налево – именно так можно проследить, как разворачивается жизнь с момента ее зарождения до неизбежной кончины.
Полотно было написано в момент тяжелой депрессии художника. Закончив работу, Гоген собирался покончить с собой, но замысел не удался. Напротив, ощущение близости смерти, которую он избежал, привело к осознанию ценности жизни и дало новый стимул для развития. В том же году дела художника пошли в гору, а в творчестве начался куда более светлый период.
Чужие мишки
Иван Шишкин, «Утро в Сосновом лесу», 1889.
Иногда художники помогали друг другу в написании отдельных деталей картин. Так Шишкин, которому особенно хорошо удавались пейзажи, прибегнул к помощи Константина Савицкого – художника-анималиста. Иван Иванович боялся испортить впечатление от картины не самым лучшим изображением медведей.
И, хотя оба художника значились авторами этой картины, по требованию Третьякова, ставшим обладателем полотна, фамилия Савицкого была удалена с холста, т.к. в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Окт 8, 2015
boltai.com
Раскрыты секреты мировых шедевров живописи
Иметь собственный портрет, да еще и написанный рукой известного и признанного автора – это ли не мечта? Даже в нашем мире современных технологий наверняка найдется немало желающих повесить на самое видное место не какой-то компьютерный шедевр, а именно картину. При этом, развешивая по стенам в качестве интерьера пейзажи и натюрморты, не всегда задумываемся о том, что у каждой картины своя энергетика и свои секреты.
Между тем в истории много примеров, как картины влияли на своих владельцев, натурщиков или просто на людей, смотрящих на них. Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.
Представляем тайны знаменитых картин.
Месть Сальвадора Дали
Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.
В своей книге 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры» она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия». Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с «Фигурой у окна». Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.
Двуликая Даная
Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Даная», 1636 — 1647.
Желтая спальня Ван Гога
В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.
Винсент Ван Гог, «Спальня в Арле», 1888 — 1889.
Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку — средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.
Беззубое совершенство
Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза — совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так „улыбается“ именно из-за того, что произошло с нею, — считает эксперт. — Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».
Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503 — 1519.
Майор на фейсконтроле
Публика, впервые увидевшая картину «Сватовство майора», смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.
Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848.
Почему Свобода обнажена
По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки — прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.
Фердинан Виктор Эжен Делакруа, «Свобода на баррикадах», 1830.
Неквадратный квадрат
На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915.
Старый рыбак
В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.
Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика), отмечает adme.ru.
Мелодрама Австрийской Моны Лизы
На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.
Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907.
Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.
Картина, вернувшая Гогена к жизни
Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).
Поль Гоген, «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897-1898.
Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.
Музыка на ягодицах
Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов.
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.
У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет».
Фрагмент правой части триптиха.
Двойники на «Тайной вечере»
Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет.
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498.
Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.
Невинная история «Готики»
Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
Грант Вуд, «Американская готика», 1930.
На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.
Перевернутая лодка
В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус — это отражение первого на глади воды.
Анри Матисс, «Лодка», 1937.
Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.
Обман в автопортрете
О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника — Поля Гогена.
Винсент ван Гог, «Автопортрет с трубкой», 1889.
Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.
nakonu.com
ПРИЕМЫ И СЕКРЕТЫ ЖИВОПИСИ МАСЛОМ
ПРИЕМЫ И СЕКРЕТЫ ЖИВОПИСИ МАСЛОМ
У каждого художника в основном есть свой стиль, поэтому конечно, у них есть и свои секреты в живописи. Но существуют и общепринятые приемы рисования картины, как например мы пишем то, что вдалеке — светлее, чем то, что вблизи.
Мы собрали лишь некоторые секретики, которые послужат Вам основой, и может быть помогут разобраться на начальных этапах.
Итак, при письме маслом, инструменты, которые Вам пригодятся не ограничиваются кистями! Есть еще мастихины (универсальныймастихин — № 61, длиной 5 см., «рыбка»), пальцы, тряпка! Не нужно пренебрегать этими вещами — тряпка прекрасно создает дымку, туман, растушевывает краску, пальцем идеально получается писать цветы и тело, мастихин послужит Вам как для замеса краски, так и при письме облаков (нужно знать, что днем облака всегда светлее вверху, а книзу серее, голубее или розоваты), листвы, травы, зданий, стволов деревьев, воды, отражений в воде (для создания отражения нужно вертикально прижать краску к холсту мастихином, а затем коньком этого же мастихина как бы гнать краску перед собой движениями, напоминающими кардиограмму), укладке мозаикой краски на холсте и т.д. Этот инструмент просто находка и тот, кто однажды с ним познакомился, вряд ли расстанется!
Кстати о мозаике, этот вид искусства восходит ко 2 половине 4 тысячелетия до н. э. Так что естественно, работы написанные в этом стиле всегда выигрышно смотрятся.
.
Приступая к работе, Вы должны «обложиться» всем что Вам понадобиться, посмотреть или прочитать основные советы будет тоже не лишним Итак Вы во всеоружии, обозначили ориентиры — центр, диагонали и т.п. и когда это позади Вы уже знаете что первое, что необходимо сделать — это не начертить рисунок карандашом на холсте (так иногда делают, но в основном при акриловой живописи), а избавиться от «чистого холста», т.е. штриховальными движениями загнать красочку в холст, предварительно снабдив ее разбавителем. Вещество краски, которое Вы нанесете, должно быть по консистенции похоже на сметану. Далее следует запомнить, что мы не рисуем контуры предметов в живописи маслом, а сначала пишем фон, а затем то, что его заслоняет. Наша краска не сохнет приблизительно 24 часа, т.е. у Вас целые сутки на то, чтоб исправить не замеченные промахи. Важно запомнить, что краску нужно закладывать (как мастихином, так и кистью) по направлению. То есть дорога, вода, крыши домов укладываются горизонтально, стены — вертикально, руки — как бы по цилиндру, ведь они круглые и т.д.
Коль скоро мы заговорили о теле, необходимо упомянуть, что тело отлично пишется пальцем, что не стоит вырисовывать контур, а начинать следует с основных пятен света и тени.
И наконец о свете и тени! Есть несколько правил, соблюдая которые Ваши работы заиграют новыми красками чувств:
.
.
- свет «любит» густую, придавленную краску, для создания тени, наоборот, краски нужно как можно меньше,
- из-под теневой, свет очень вкусно и выигрышно смотрится (работы знающих об этом фотографов пользуются большим успехом, т.к.фотографии становятся «художественными»),
- тень самая темная перед световой линией,
- в солнечную погоду тень сиреневата или голубит.
Конечно, это лишь четверть ключика,от двери в захватывающий и удивительный мир искусства,которую мы распахнём вместе с вами настежь…
www.artstudia.kiev.ua
Секреты всемирно известных картин
Искусство — это не только источник вдохновения, но и большая тайна. Ведь часто художники добавляют на свои картины интересные детали или оставляют послания, которые невозможно заметить с первого раза. Ниже - шедевры мировой живописи с неожиданными секретами…
На «Автопортрете с отрезанным ухом и трубкой» Винсента ван Гога видно, что пострадало правое ухо художника. На самом деле досталось левому уху. Дело в том, что для рисования постимпрессионист использовал зеркало.
Если присмотреться к «Старому гитаристу» Пабло Пикассо, то можно увидеть силуэт женщины. С помощью инфракрасных и рентгеновских снимков учеными Института искусств Чикаго было обнаружено еще несколько фигур, которые спрятаны под картиной.
Скорее всего, у художника на хватало денег на покупку новых холстов, и он был вынужден рисовать поверх старых.
При реставрации картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», которая более известна под названием «Ночной дозор», в 1947 году на ней был обнаружен густой слой копоти. После расчистки выяснилось, что события, изображенные на полотне, происходят днем, а не ночью.
Изображение мозга можно увидеть не только в «Сотворении Адама» Микеланджело, но и на другой фреске Сикстинской капеллы — «Отделение света от тьмы».
Присмотритесь к шее Бога — если на нее наложить фотографию человеческого мозга с нижнего ракурса, то получится идеальное совпадение.
В фреске «Давид и Голиаф» Микеланджело зашифровал еврейскую букву «гимель», которая в мистической традиции каббалы означает силу.
Маргарет Ливингстон и Бевиль Конвей изучили автопортреты Рембрандта и доказали, что художник страдал косоглазием. Из-за болезни живописец воспринимал мир не так, как другие люди, и видел реальность не в 3D, а в 2D. Однако не исключено, что благодаря стерео-слепоте Рембрандт и создал свои бессмертные шедевры.
На одном из самых известных полотен Густава Климта изображена Адель Блох-Бауэр. Заказ на портрет жены художнику сделал магнат Фердинанд Блох-Бауэр. Он узнал о романе Адели и Климта и полагал, что после сотен эскизов живописец возненавидит любовницу. Рутинная работа и правда сделала так, что чувства натурщицы и художника остыли.
Итальянская исследовательница Сабрина Сфорца Галиция предложила необычную интерпретацию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Она уверена, что в своей картине художник оставил предсказание конца света, который случится 21 марта 4006 года. Чтобы это понять, исследовательница разгадала математико-астрологический шифр «Тайной вечери».
Почти на всех картинах Винсента ван Гога главным является желтый цвет. Профессор Пол Вольф объясняет это побочным эффектом от приема лекарства от эпилепсии, которое изменяет восприятие цвета. Мир художника действительно мог выглядел так, как и на его полотнах.
Существует ряд доказательств того, что Вольфганг Амадей Моцарт принадлежал к движению масонов. Даже на его детском портрете авторства Антонио Лоренцони можно увидеть масонскую символику — спрятанные руки, которые указывают на иерархию в тайном обществе.
Искусствовед и стоматолог Джозеф Борковски внимательно изучил картину Леонардо да Винчи и утверждает, что узнал тайну улыбки этой женщины. Он считает, что у Моны Лизы отсутствовали передние зубы и именно это влияло на выражение ее лица.
via
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
interesnosti.mediasole.ru
реальные и вымышленные тайны — журнал "Рутвет"
Оглавление:
- Секреты картины «Мона Лиза»
- Книга «Секреты старых картин» Хокни Д.
- О книге «Секрет исчезающей картины» Е. Вильмонт
Работы гениальных художников, музыкантов, поэтов и писателей часто окутаны мистикой. Иногда это всего лишь придуманные или «притянутые за уши» истории, но порой загадки действительно существуют. И не всегда удается их разгадать. Так, например, существуют секреты в картинах, раскрыть которые удавалось только после смерти творцов.
Секреты картины «Мона Лиза»
Немало заставили потрудиться искусствоведов и теоретиков живописи секреты картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Самая главная загадка этого шедевра – кто на самом деле изображен на картине.
Официальная версия говорит о том, что это портрет жены торговца тканями Лизы Джоконды. Однако некоторые факты это опровергают и выдвигают иные версии: это автопортрет самого живописца, это портрет матери да Винчи.
Также исследователям не дают покоя и такие вопросы:
- есть ли у изображенного на этой картине человека улыбка,
- почему отсутствуют брови,
- что за символы изображены в глазах Моны Лизы,
- есть ли на заднем фоне какие-то зашифрованные символы.
На все эти вопросы нет однозначных ответов. Есть лишь официальные версии, согласно которым женщина на полотне не улыбается, а такой эффект – всего лишь обман зрения. Брови отсутствуют в результате многократных чисток картины или же портрет изначально был таким, что соответствует модным веяниям того времени.
Предполагается, что символы в глазах – это дата написания портрета и подпись автора. А вот что касается символов, которые скрыты в пейзаже, то по сей день нет единого мнения на этот счет.Конечно, есть и другие секреты в картинах Леонардо да Винчи, но именно этот портрет считается наиболее мистическим из всех его работ.
Идее скрытых посланий в картинах мастера посвящено произведение Дэна Брауна «Код да Винчи», ставшее бестселлером и вошедшее в ТОП-10 самых читаемых книг в 2013 году.Книга «Секреты старых картин» Хокни Д.
Не только ценителей прекрасного, но и самих многих современных художников интересует то, как раньше создавались картины. Как мастера прошлого так умело и фотографически точно передавали оттенки, настроение, черты людей и т.д.? Именно этому и посвящена книга под авторством Хокни «Секреты старых картин».
Британский художник, фотограф и график Дэвид Хокни долгое время не мог понять, как с середины 15 века художники стали добиваться такой реалистичности на своих полотнах. И вот на рубеже 20 и 21 веков все свои предположения и доказательства он выложил в книге «Секреты старых картин». По его версии (и он приводит доказательства этому), после 15 века живописцы стали использовать в работе специальные оптически приборы. Такой вывод настолько поражает, что книгу называют одновременно:
- детективом,
- глубоким исследованием,
- фантастикой,
- художественным альбомом.
Наверняка книга будет интересна не только любителям искусства, но и тем, кто интересуется техникой.
О книге «Секрет исчезающей картины» Е. Вильмонт
Не только взрослые интересуются тайнами и загадками, связанными с картинами. Детям тоже хочется прочесть детектив о предмете искусства. В этом случае можно посоветовать им книгу Екатерины Вильмонт «Секрет исчезающей картины».
Конечно, в этой книге нельзя найти глубоких культурологических исследований и потрясающих открытий. Это полностью вымышленная детективная история о девочке, которая становится свидетельницей удивительного явления в свое доме: пейзаж, висевший на стене, загадочным образом пропадает, а на следующий день появляется вновь.
Все это – всего лишь придуманные захватывающие приключения. А настоящие секреты картин – это те загадки, которые не могут разгадать историки и искусствоведы на протяжении многих лет.
А Вы верите, что художники добавляли в свои работы скрытые послания, загадки для будущих поколений? Поделитесь своим мнением в комментариях.
www.rutvet.ru
Секреты известных картин | DiddlyBop
Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми. Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.
Музыка на ягодицахИероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.
Фрагмент части триптиха
Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет».Обнаженная Мона Лиза
Знаменитая «Джоконда» существует в двух вариантах: обнаженная версия называется «Монна Ванна», ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.Старый Рыбак
В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.
Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).А был ли кит?Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу».
Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так — в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег.
Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.Два «Завтрака на траве»Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863.
Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865.
Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают — ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».Двойники на «Тайной вечере»Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498.
Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.«Ночной дозор» или «Дневной»?Рембрандт, «Ночной дозор», 1642.
Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.Перевернутая лодкаАнри Матисс, «Лодка», 1937.
В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус — это отражение первого на глади воды.Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.Обман в автопортретеВинсент ван Гог, «Автопортрет с трубкой», 1889.
О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника — Поля Гогена.
Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.Чужие мишкиИван Шишкин, «Утро в Сосновом лесу», 1889.
Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.
Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».Невинная история «Готики»Грант Вуд, «Американская готика», 1930.
Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.Месть Сальвадора Дали
Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.
В своей книге 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры» она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия». Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с «Фигурой у окна». Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.Двуликая ДанаяРембрандт Харменс ван Рейн, «Даная», 1636 — 1647.
Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.Желтая спальня Ван ГогаВинсент Ван Гог, «Спальня в Арле», 1888 — 1889.
В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.
Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку — средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.Беззубое совершенствоЛеонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503 — 1519.
Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза — совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так «улыбается» именно из-за того, что произошло с нею, — считает эксперт. — Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».Майор на фейсконтролеПавел Федотов, «Сватовство майора», 1848.
Публика, впервые увидевшая картину «Сватовство майора», смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.Почему Свобода обнаженаФердинан Виктор Эжен Делакруа, «Свобода на баррикадах», 1830.
По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки — прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.Неквадратный квадратКазимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915.
На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на известной картине Малевича. Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию шутливой картине французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.Мелодрама Австрийской Моны ЛизыГустав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907.
На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.
Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.Картина, вернувшая Гогена к жизниПоль Гоген, «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897-1898.
Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).
Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.112 пословиц на одной картинеПитер Брейгель — старший, «Нидерландские пословицы», 1559
Питер Брейгель — старший изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие, как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружен до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».
Другие пословицы отражают человеческую глупость.Субъективность искусстваПоль Гоген, «Бретонская деревня под снегом», 1894
Картина Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана после смерти автора всего за семь франков и, к тому же, под названием «Ниагарский водопад». Человек, проводивший аукцион, случайно повесил картину вверх ногами, разглядев в ней водопад.Скрытая картинаПабло Пикассо, «Голубая комната», 1901
В 2008 году инфракрасное излучение показало, что под «Голубой комнатой» скрыто еще одно изображение — портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и положившего голову на руку. «Как только у Пикассо появлялась новая идея, он брался за кисть и воплощал ее. Но у него не было возможности покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза», — объясняет возможную причину этого искусствовед Патриция Фаверо.Недоступные марокканкиЗинаида Серебрякова, «Нагая», 1928
Однажды Зинаида Серебрякова получила заманчивое предложение — отправиться в творческое путешествие, чтобы изобразить обнаженные фигуры восточных дев. Но оказалось, что в тех местах найти натурщиц просто невозможно. На помощь пришел переводчик Зинаиды — он привел к ней своих сестер и невесту. Никому до этого и после этого не удавалось запечатлеть закрытых восточных женщин обнаженными.Спонтанное озарениеВалентин Серов, «Портрет Николая II в тужурке», 1900
Долгое время Серов не мог написать портрет царя. Когда художник совсем сдался, он извинился перед Николаем. Николай немного расстроился, сел за стол, вытянув руки перед собой… И тут художника осенило — вот он образ! Простой военный в офицерской тужурке с чистыми и грустными глазами. Этот портрет считается лучшим изображением последнего императора.Опять двойка© Федор Решетников
Знаменитая картина «Опять двойка» — это всего лишь вторая часть художественной трилогии.
Первая часть — «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.
Вторая часть — «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина «Прибыл на каникулы».
Третья часть — «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина «Опять двойка».Как рождаются шедеврыДжозеф Тёрнер, «Дождь, пар и скорость», 1844
В 1842 году миссис Симон путешествовала на поезде по Англии. Внезапно начался сильный ливень. Пожилой джентльмен, сидевший напротив нее, встал, открыл окно, высунул голову и так смотрел минут десять. Не в силах сдержать свое любопытство, женщина тоже открыла окно и стала смотреть вперед. Через год она обнаружила картину «Дождь, пар и скорость» на выставке в Королевской академии художеств и смогла узнать в ней тот самый эпизод в поезде.Урок анатомии от МикеланджелоМикеланджело, «Сотворение Адама», 1511
Пара американских экспертов в области нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ. Они полагают, что в правой части картины изображен огромный мозг. Удивительно, но можно найти даже сложные его компоненты, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. А броская зеленая лента идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.«Тайная вечеря» Ван ГогаВинсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе», 1888
Исследователь Джаред Бакстер полагает, что на полотне Ван Гога «Ночная терраса кафе» зашифровано посвящение «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. В центре картины стоит официант с длинными волосами и в белой тунике, напоминающей одежды Христа, а вокруг него ровно 12 посетителей кафе. Также Бакстер обращает внимание на крест, расположенный прямо за спиной официанта в белом.Образ памяти у ДалиСальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931
Не секрет, что мысли, посещавшие Дали во время создания его шедевров, всегда были в виде очень реалистичных образов, которые художник затем переносил на холст. Так, по признанию самого автора, картина «Постоянство памяти» была написана в результате ассоциаций, возникших при виде плавленого сыра.О чем кричит МункЭдвард Мунк, «Крик», 1893.
Мунк так рассказывал о появлении у него идеи одной из самых загадочных картин в мировой живописи: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Но что за закат мог так напугать художника?
Есть версия, что идея «Крика» родилась у Мунка в 1883 году, когда произошло несколько сильнейших извержений вулкана Кракатау — настолько мощных, что они изменили на один градус температуру атмосферы Земли. Обильное количество пыли и пепла распространилось по всему земному шару, добравшись даже до Норвегии. Несколько вечеров подряд закаты выглядели так, будто бы вот-вот настанет апокалипсис — один из них и стал источником вдохновения художника.Писатель в народеАлександр Иванов, «Явление Христа народу», 1837-1857.
Десятки натурщиков позировали Александру Иванову для его главной картины. Один из них известен не менее самого художника. На заднем плане, среди путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь Иоанна Предтечи, можно заметить персонажа в корчиневом хитоне. Его Иванов писал с Николая Гоголя. Писатель тесно общался с художником в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Гоголь считал, что Иванов «уже давно умер для всего мира, кроме своей работы».Подагра МикеланджелоРафаэль Санти, «Афинская школа», 1511.
Создавая знаменитую фреску «Афинская школа», Рафаэль увековечил своих друзей и знакомых в образах древнегреческих философов. Одним из них стал Микеланджело Буонаротти «в роли» Гераклита. Несколько столетий фреска хранила тайны личной жизни Микеланджело, а современные исследователи сделали предположение, что странно угловатое колено художника свидетельствует о наличии у него болезни суставов.
Это вполне вероятно, если учесть особенности образа жизни и условий работы художников эпохи Возрождения и хронический трудоголизм Микеланджело.Зеркало четы АрнольфиниЯн ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434 г.
В зеркале позади супругов Арнольфини можно увидеть отражение еще двух человек, находящихся в комнате. Скорее всего, это свидетели, присутствующие при заключении договора. Один из них — ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная, вопреки традиции, над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь». Так обычно скрепляли контракты.Как недостаток превратился в талантРембрандт Харменс ван Рейн, «Автопортрет в возрасте 63», 1669.
Исследователь Маргарет Ливингстон изучила все автопортреты Рембрандта и обнаружила, что художник страдал косоглазием: на изображениях его глаза смотрят в разные стороны, чего не наблюдается на портретах других людей кисти мастера. Недуг привел к тому, что художник лучше мог воспринимать реальность в двух измерениях, чем люди с нормальным зрением. Это явление называется «стереослепота» — неспособность видеть мир в 3D. Но так как живописцу приходится работать с двухмерным изображением, именно этот недостаток Рембрандта мог быть одним из объяснений его феноменального таланта.Безгрешная ВенераСандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482-1486.
До появления «Рождения Венеры» изображение нагого женского тела в живописи символизировало только идею первородного греха. Сандро Боттичелли первым из европейских живописцев не нашел ничего греховного в нем. Более того, искусствоведы уверены, что языческая богиня любви символизирует на фреске христианский образ: ее явление — аллегория возрождения души, прошедшей обряд крещения.Лютнист или лютнистка?Микеланджело Меризи да Караваджо, «Лютнист», 1596.
Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.
Еще посты с сайта:
diddlybop.ru