«Неравный брак». Картина В.В. Пукирева. Картина пукирева


Василий Владимирович Пукирев. «Неравный брак» | Искусство жить

Опубликовано: 19 Октябрь 2011. Автор: reader

В полутемной  приходской  церкви проходит обряд венчания. Юная, трогательная в своей прелести и чистоте невеста и дряхлый, морщинистый жених. Все предельно ясно говорит о неравном браке. Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее событию. Теперь же, когда обряд венчания подходит к концу, ждать больше нечего. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно протягивает свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.

В основу картины «Неравный брак» (1862 г.) легло действительное событие – история несчастной любви С. М. Варенцова, который был другом художника. Варенцов был влюблен в молоденькую девушку из бедной семьи, но она вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе.

 Взяв за основу реальное событие, художник не ограничился его протокольным изображением. Пукирев сделал жениха значительно старше и дряхлее, чем тот был на самом деле, невеста же выглядит почти ребенком. Кроме того, стремясь передать отрицательные черты героя, Пукирев превращает его из фабриканта в штатского генерала-чиновника, от которого так и веет чем-то казенным, сухим, чопорным. Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица! Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. От него так и веет сознанием собственной значимости.

Художник особенно выделяет фигуру молодого человека со скрещенными на груди руками. Это – шафер, бывший возлюбленный невесты. В первоначальном варианте картины Пукирев в фигуре шафера изобразил самого С. М. Варенцова, но тот, узнав себя, решительно запротестовал, и художнику пришлось переписать голову.

В 1863 г. картина была выставлена на академической выставке, а имя Пукирева узнала вся Россия. Художнику удалось создать картину, которая была буквально «обречена» на успех. Тема неравного брака была весьма актуальна. Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам! Сколько трагедий породили они в прошедшие времена! Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство. К ней обращались выдающиеся мастера слова, кисти, музыки. В заунывных, исполненных грустью народных песнях русская женщина плакалась о своей горькой доле. Работа привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения.

Академия художеств присвоила Пукиреву звание профессора живописи народных сцен.

Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, г. Москва

skarvit.ru

«Неравный брак». Картина В.В. Пукирева, страница 3 :: Артпоиск

«Неравный брак». Картина В.В. Пукирева.

Передовая художественная критика, и прежде всего Владимир Васильевич Стасов, горячий защитник живого реалистического искусства, приветствовала картину молодого художника. Увлекающийся Стасов находил ее во всех отношениях превосходной и даже умалял в угоду ей другое центральное событие выставки 1863 года — «Тайную Вечерю», произведение замечательного художника-мыслителя . «Вот, например, «» г-на а, одно из самых верных воспроизведений современной жизни,— писал он в одной из статей конца 60-х годов... — Здесь не один общий мотив превосходно схвачен, — этот мотив, чуть не всякий день везде повторяющийся, нет, кроме него и все окружающие подробности постигнуты верным глазом, высказаны мастерской рукой». Еще раньше в обзоре выставки 1863 года Стасов отметил, что присвоение автору «Неравного брака» звания профессора явилось, по его выражению, «прорванием прежних плотин, полным признанием законности... тех произведений, которые до сих пор должны были пробираться робко, бочком и с извинениями, точно какая-нибудь контрабанда».

Композиция картины построена так, что у зрителя получается ощущение, будто действие на картине не ограничено изображёнными лицами. Ряд фигур на фоне легко может быть продолжен в обе стороны, благодаря чему все изображение воспринимается как массовая сцена, включающая в себя большое число участников, живо заинтересованных в происходящем.

В центре этой группы две руки: рука священника и рука невесты, и, глядя на них, мы, как в фокусе, воспринимаем всю драматическую ситуацию картины.

Не избежав некоторой сентиментальности в обрисовке драматического сюжета, тем не менее не поверхностно подошел к разрешению избранной темы. Картина имеет двоякую направленность: она протестует и обличает. Протестует против угнетения прекрасного человеческого существа, обличает пустоту 'и бездушие представителей «высшего общества».

Только человек, нравственность которого искалечена неограниченной властью над людьми, крепостничеством, мог спокойно решиться на брак с девушкой против ее воли, по существу, купив ее у родителей. Да и двигательным началом с его стороны было не горячее чувство, а чванство и самодурство. Жениху на картине а недоступно светлое человеческое чувство, и это не потому только, что он старик. Он мог быть моложе, и все же брак с ним был бы для невесты неравным браком, несчастьем. Подлинные сокровища — красоту, свежесть, сердечность — она должна была бы променять на грошевый блеск чинов, капитала и знатности. Пукирев недостаточно обнажил социальный смысл конфликта, пожилой возраст Жениха маскирует его социальную дряхлость, но, несомненно, художник ощущал социальное содержание избранной им темы. В. Стасов очень тонко отметил в одной из своих великолепных критических статей общественную направленность картины: «» Пукирева — одна из самых капитальных, но вместе и самых трагических картин русской школы. Что может быть проще взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты — это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?» Купля и продажа — вот к чему свелись человеческие отношения в той среде, плоть: от плоти которой является сановный жених. Против такого положения Пукирев протестовал и как человек, и как гражданин. Его сдержанная по живописи картина — образец идеил ного искусства.

Тема защиты попираемых прав женщины — одна из основных тем русского искусства и литературы.

Великий русский поэт Некрасов в прекрасных строках из поэмы «Мороз, красный нос» взволнованно описал участь русской крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом позенчатьея, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться; И все эти грозные доли легли На женщину русской -земли.

Жизнь женщин других сословий была часто немногим лучше. Насилие и произвол в обращении с женой были заповедью супружеской жизни купечества. Островский уже в ранней своей пьесе «Бедная невеста» затронул эту тему. Образ же Катерины из его драмы «Гроза» стал глубоким обобщением типичной жизненной трагедии русской женщины, выданной замуж за нелюбимого против воли, трагедии, гениально показанной затем Львом Толстым в романе «Анна Каренина».

Русские художники мучительно задумывались над судьбой женщины.

Ряд полотен посвящен показу тяжелой женской доли: «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Похороны крестьянина». Близкую к картине тему избрал Журавлев в небольшом полотне 1874 года «Перед венцом», где плачущая дочь на коленях молит отца своего — купца-самодура — не выдават ее насильно замуж.

Картина а произвела большое впечатление на современников. Репин в своих воспоминаниях отметил ее воздействие: «» а тоже, говорят, много крови испортил не одному старому генералу, а Н.И. Костомаров, увидев картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе».

Образы картины были в такой мере у всех в памяти, что Лесков в своем романе «На ножах» рискнул на любопытное ироническое перевоплощение героев сцены. «Это была картина «» только навыворот, — описывает он сцену венчания. — Полная невеста Елена Дмитриевна Фигурина, в белом платье, стояла прямо и смело держала свою свечу перед налоем, а жених Иосаф Платонович опустился книзу, колени его гнулись, голова падала на грудь, и по щекам из наплаканных и красных глаз струились слезы, которые он ловил устами и глотал...»

По примеру Лондонской всемирной выставки 1862 года в 1867 году должна была состояться всемирная выставка в Париже. «» а был включен в число экспонатов русского отдела и отправлен в Париж вместе с другими работами современной русской живописной школы.

Взыскательный П.М. Третьяков, начавший уже собирать в то время свою коллекцию, прослышав про новое произведение, поспешил его увидеть и повел переговоры о покупке. Верно угадав значение и достоинства картины, он купил ее для своей галлереи в конце 1870 года или начале 1871 года, уплатив тысячу пятьсот рублей серебром владельцу ее — А.А. Борисовскому.

Положение а после успеха картины значительно упрочилось. Летом 1864 года он совершает вторичную поездку за границу, достаток позволяет ему собирать произведения старых мастеров.

Работы его этого времени отличаются небольшими размерами и представляют собой типичные, несколько анекдотические «жанры». Таково полотно «Мастерская художника» (1863— 1864 гг.), купленное в 1868 году Третьяковым. На нем изображен приход в мастерскую живописца Заказчиков, знакомящихся с образцами творчества мастера. Здесь и изображающий знатока генерал, и недоумевающий дородный купец. Он ничего не понимает ни в произведениях, ни в тех словах, которыми художник сопровождает показ своих работ. В том же духе написана картина «Крещение еврея» (1869—1870 гг.) и «Прием приданого по росписи» (1870— 1871 гг.). В последней, написанной в голубых и розовых тонах, заметно большое внимание художника к красочным соотношениям. Повторение этой картины было приобретено в 1873 году Третьяковым.

живо интересуется окружающей его жизнью. В отличие от многих «передвижников», занимавшихся разработкой какой-либо одной темы, Пукирева привлекает и крестьянский быт («Сбор недоимок», 1869—1870 гг., «Потрава», 1870 г.), и жизнь рабочих («Строение железной дороги», 1870 г.), и сцены купеческой жизни («В приемной концессионера», 1875—1876 гг.). Одним из первых русских художников, наряду со Шварцем, Пукирев пишет картину на историческую тему из эпохи Ивана Грозного: «Филипп митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе» (1873 г.).

В 1873 году он оставляет работу преподавателя. Его могучее здоровье подтачивает тяжелый недуг — нервное расстройство, осложненное болезнью сердца. Скопленные ранее деньги постепенно расходуются, и жить становится все труднее. В 1874—1875 годах копирует «», в периоды ослабления недуга пробует опять заняться творчеством. В 70-е годы им написаны: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Сиротка», «В день благовещения». Ранее общительный, безгранично добрый и необычайно симпатичный, по отзывам знавших его лиц, Пукирев теперь мрачнеет, раздраженно замыкается в себе. 15 марта 1879 года группа преподавателей Училища, среди которых мы находим соучеников Пукирева — и Попова, принятого на его место Быковского и др., — подает прошение в Совет Московского художественного общества о вспомоществовании больному Пукиреву. Но и назначенная пенсия в двести рублей в год не принесла художнику большого облегчения. Близкие друзья — художники Неврев и добросердечный Грибков — помогают товарищу из своих скромных средств, присылает деньги П.М. Третьяков и хлопочет о повышении ему пенсии. Посланное же в Академию прошение возвращается с холодной припиской конференц-секретаря о том, что проситель обращается не по принадлежности.

Больной художник не имеет даже постоянного угла. Квартира, которую он снимал в середине 60-х годов в доме Милютина у Сретенских ворот, стала ему не по средствам. В 1881 году он живет за Дорогомиловской заставой в деревне Давыдовке. Позднее, в 1884 году, переезжает в дом Рахманова на Бабьем городке. 1885 год застает его в доме Любимова в том же районе.

Наступил 1886 год. чувствовал себя немного лучше. «Нынешнее лето, — пишет он Третьякову, — я недурно чувствовал и написал Христа в рост, идет по пустыне, освещенной закатом». Обратившись в Академию с предложением купить свое новое произведение, получил отказ. Третьяков, участливо относившийся к нему, также не счел возможным приобрести эту, повидимому, довольно слабую вещь. Художник распродает свою небольшую коллекцию. Рисунок Шебуева и «Головка» Кипренского были, вероятно, куплены Третьяковым, которому Пукирев предложил их в письме 21 декабря 1886 года.

Последним пристанищем художника был дом священника Сахарова у Божедомки. Здесь он и умер 1 июня 1890 года. В приложении к «Вестнику изящных искусств» Сомов поместил о нем небольшой, тепло написанный некролог, последней фразой из которого заключаем и мы свою краткую повесть о художнике: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».

В. ЗименкоИздательство «Искусство». 1947 год.Серия «Массовая библиокека»

artpoisk.info

Картина Пукирева "Неравный брак" | Мамины шпаргалочки

2015-12-18_164338

В. Пукирев «Неравный брак», 1862. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Описание картины «Неравный брак» (В. Пукирев):

Всего несколько человек на картине, но так впечатляюще нарисованы они, так мастерски, хотя и несколько прямолинейно, сгруппированы, что невольно забываешь — это всего лишь картина. Словно сам ты невесть каким образом очутился там, где именем бога освящаются гнусные сделки.

Стоит юная девушка рядом с отвратительным стариком. И угодливый поп делает вид, что не замечает отчаяния девушки, — ему бы только напомнить, что «жена да убоится мужа своего», и поскорее закончить это неприглядное венчание.

«Стерпится — слюбится», Христос терпел и нам велел» — каких только поговорок не было придумано церковью или же под влиянием церкви для оправдания подобных браков.

Постепенно начинаешь понимать широту замысла художника и отдавать себе отчет в том, почему и поныне волнует это, получившее мировое признание, поистине классическое произведение русской живописи. Горячее сочувствие к нелегкой женской доле в том обществе, где в полном соответствии с учением церкви, с ее благословения и под ее непосредственным воздействием унижают женщину — человека, жену, мать.

Мораль, нравственность, порядочность — все это пустой звук в обществе, где правит чистоган и царствуют волчьи законы эксплуатации, где попраны человеческие права, — вот основная идея картины «Неравный брак» художника Василия Пукарева.

Кисти Василия Владимировича Пукирева, видного русского художника-реалиста (1832—1890), принадлежит и несколько иных полотен (например, «Дьячок рассказывает о страшном суде», «Сбор руги»), в которых он так же беспощадно обличает религию и церковь, как и в «Неравном браке».

…В одном из своих выступлений Н. С. Хрущев привел «Неравный брак» в качестве примера великолепной антирелигиозной, обличающей капиталистическую мораль картины.

Такой она была, такой она и остается — одна из наиболее примечательных картин русской реалистической живописи.

По материалам старого советского журнала…

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Живопись Пукирев Василий Владимирович, «Неравный брак», описание картины

Живопись XIX в.

Родился В.В. Пукирев в крестьянской семье. Почувствовав призвание к живописи, Василий поступил в учебу к одному из могилевских иконописцев. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время (в 1847 г.) поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где по мере приобретения необходимых навыков становится прекрасным рисовальщиком.

Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов, а вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка.

В 1860 г. он получает звание академика за большой портретный этюд «Девушка». А в 1863 г. на академической выставке появляется «Неравный брак» (1862 г.), и имя Пукирева узнает вся Россия, поскольку картина вызывает бурную полемику в прессе. Художнику удалось создать картину, которая была буквально «обречена» на успех. Работа привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения.

Неравный брак. Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам! Сколько трагедий породили они в прошедшие времена! Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство. В заунывных, исполненных грустью народных песнях плакалась о своей горькой доле русская женщина.

Многих выдающихся мастеров слова, кисти, музыки захватывала эта тема своей трагичностью. А.С. Пушкин затронул ее в повести «Дубровский». С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского («Бесприданница», «Гроза»). И наконец, свое наиболее глубокое социальное осмысление тема эта получила в творчестве Н.А. Некрасова. Какой неизбывной болью звучат строки о тяжкой женской доле в таких произведениях, как стихотворение «Страда деревенская» или в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос».

Почерпнутый из самой жизни мотив неравного брака пришел в изобразительное искусство значительно позже, чем в литературу, в 1860-х гг., в эпоху бурного общественного подъема. Именно в эти годы и начал свой творческий путь Пукирев, принадлежавший к славной плеяде тех шестидесятников, которые заложили основы искусства критического реализма. Выходец из крестьянской семьи, Пукирев, хорошо знавший народную жизнь, был захвачен общим демократическим движением и отразил в лучших своих произведениях мысли и чувства, волновавшие передовых людей его времени. Картину «Неравный брак» можно назвать вершиной творчества художника.

...Полутемная приходская церковь. Тонут в окружающем мраке предметы церковной утвари. Лишь присмотревшись, замечаешь причудливые бронзовые завитки тяжелого паникадила, тускло поблескивающую позолоту на царских вратах да едва проступающие на них силуэты темных икон. Сильный поток света, падающий из невидимого источника откуда-то слева, из-за пределов холста, врывается в темноту, резко освещая центральную группу – жениха, невесту и священника.

Все предельно ясно говорит о неравном браке. Это понятно зрителю с первого взгляда на картину. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? Сухая расчетливость и черствый эгоизм сквозят в чертах его лица. Он человек без сердца, без души, и брак, в который он вступает, не что иное, как прихоть престарелого сластолюбца, своеволие богатого самодура. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

В основу работы над картиной художником было положено действительное событие – история несчастной любви друга Пукирева СМ. Варенцова. За год до создания картины состоялось обручение богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, с молоденькой девушкой из бедной семьи, некой С.Н. Рыбниковой, возлюбленной СМ. Варенцова. По неким причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе.

Взяв за основу реальное событие, художник не ограничился протокольным его изображением. Жизненный факт он подчинил своему творческому замыслу, основывавшемуся на социальном обобщении. Пукирев сделал жениха значительно старше и дряхлее, чем тот был на самом деле, невеста же выглядит почти ребенком. Вопиющая несправедливость неравного брака стала восприниматься с наглядной убедительностью. Кроме того, стремясь передать отрицательные свойства героя, Пукирев превращает его из фабриканта в штатского генерала-чиновника, от которого так и веет чем-то казенным, сухим, чопорным. Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица! Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

С той же целью контрастного противопоставления Пукирев написал полный очарования образ юной невесты. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

Лицо шафера было легко узнаваемым – Пукирев писал его с натуры. В другом же мужчине, справа от невесты, угадываются черты самого художника.

Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком. Картину купил П.М. Третьяков, Академия художеств присвоила Пуки-реву звание профессора живописи народных сцен.

В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной пенсии. Но денег не хватало, живопись не удавалась. Пукирев распродал свою коллекцию картин, менял квартиры. Менялся и его характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г. полузабытый художник умер в бедности.

хрен 26/09/2016

плохо

Марина Т. 30/09/2016

Сколько стоит картина Неравный брак подделка но из Эрмитажа?

Марина Т. 30/09/2016

Сколько стоит картина Неравный брак подделка но из Эрмитажа?

Вопрос 02/10/2016

Какая музыка

jivopis.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта