Описание картины Гюстава Курбе «Человек с трубкой». Курбе картина
Описание картины Гюстава Курбе «Мастерская Художника»
Картина французского живописца Гюстава Курбе "Мастерская художника" была написана в 1855 году с использованием масляных красок и холста, чей размер в длину достигал практически 6 метров, а в ширину не менее 3.6 метра.
Полотно было написано ко дню открытия Всемирной выставки 1855 года и стало главным экспонатом "Павильона реализма", созданного художником для противопоставления работам других французских художников, представленных здесь же.
У картины было и второе название, более длинное и запутанное: "Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой жизни". Второе название является более точным отображением, того, что показано на картине, для написания которой были выбраны темные тона и краски.
Центральной фигурой полотно является сидячий боком человек – сам художник. В руках у него кисти и краски – он пишет огромный пейзаж и занятый делом, не обращает ни на кого внимания.
В мастерской художника собралось множество разных людей. Так, за его спиной стоит полуобнаженная девушка, скорее всего, натурщица, а у ног, созерцая полученное творение, замер маленький мальчик, рядом с которым играет белый кот.
В правой части картины столпилось множество людей, но не все они наблюдают за творческим процессом, лица многих кажутся отрешенными и безучастными, происходящее здесь им неинтересно.
Именно их художник называет своими врагами, теми, кто пытается помешать воплотить в жизнь его творческие мечты и стремления. Действительно люди в этой части картины заняты исключительно друг другом, либо самими собой, они разговаривают, задумчиво смотрят в пустоту и даже читают книги.
На заднем плане виднеется обнимающаяся парочка.
В левой части картины люди также заняты самими собой, но все же проявляют некий интерес к происходящему. По признанию самого художника все персонажи были созданы им для описания своей творческой жизни и деятельности, каждый из них что-либо символизирует.
Не секрет, что на картине нашли свое место сестра художника, его бывшая возлюбленная, которая была вскоре удалена с полотна, и даже сам император Наполеон III, его художник винил в антиреволюционных и антиреспубликанских действиях.
Большое внимание при написании картины было уделено игре света и тени. Несмотря на то, что полотно темное, это не мешает рассмотреть черты изображенных на картине лиц, а также практически все мелкие детали. Наибольшего света удостаивается фигура натурщицы и сам художник, все остальные персонажи прячутся в тени, что не мешает видеть не только их, но и стены помещения.
opisanie-kartin.com
Гюстав Курбе | История живописи вики
Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ля-Тур-де-Пейз, Во, Швейцария) — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.
Курбе, Гюстав | |
10 июня 1819 | |
Орнан, Франш-Конте, Франция | |
31 декабря 1877 (58 лет) | |
Ла-Тур-де-Пейз, Во, Швейцария | |
Франция | |
начальная школа, основная школа, самообразование | |
реализм |
Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе. В 1444 году первая картина Курбе, "Автопортрет с собакой", была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов. Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хенрик Виллем Месдаг. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину. При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархист Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской коллонны. После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877.
Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: "Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись— предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык". Наиболее интересные из произведений Курбе: "Похороны в Орнане", собственный портрет, "Косули у ручья", "Драка оленей»" "Волна" (все пять— в Лувре, в Париже), "Послеобеденное кофе в Орнане" (в Лильском музее), "Разбиватели шоссейного камня" (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), "Пожар"(картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), "Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки" (едкая сатира на духовенство), "Купальщицы", "Женщина с попугаем", "Вход в долину Пюи-Нуар", "Ораньонская скала", "Олень у воды" (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего.
ru.jivopis.wikia.com
Густав Курбе. Автопортреты - Главные мелочи
Курбе был великолепным портретистом. При этом он сам часто выступал в роли натурщика для своих полотен.
В начале 1840хгг. Курбе написал «Автопортрет с черной собакой» – только что подаренным ему спаниелем. Он изобразил себя в Орнане на фоне скал около грота Плезирр Фонтен. Его глаза затенены полями черной шляпы, по плечам струятся длинные вьющиеся волосы, рядом лежит альбом для набросков. Силуэт черной собаки дополняет романтический образ молодого художника.
«Автопортрет с черной собакой»В середине 1840х гг. он появляется рядом с одной из своих моделей в картине «Счастливые влюбленные».
«Раненый»
А в Салоне 1849 г. был выставлен «Человек с кожаным поясом» – опираясь локтем на альбомы и рисунки, Курбе грустно смотрел на зрителя. Казалось, страдание, мечта, отвлеченность от прозы жизни стали основной линией его искусства. Однако к концу десятилетия перед зрителями предстает новый Курбе – тот, кого можно называть реалистом.
Человек с кожаным поясомВ 1848–1850 гг. Курбе пишет огромные полотна, темой которых становится жизнь его современников. В картине «Послеобеденное время в Орнане» он изображает себя, своего отца и двоих друзей перед камином на кухне своего дома. На столе стоят неубранные бутылки вина, под стулом спит бульдог. Картина, выставленная в Салоне 1849 г., поразила зрителей своей необычностью. Во-первых, на смену сюжетам классицизма из истории Древнего Рима, средневековья, восточным, литературным мотивам романтиков пришли самые прозаические сцены из обыденной жизни. Во-вторых, никогда еще ни один художник не писал жанровых картин такого большого размера, – человеческие фигуры у Курбе были изображены в натуральную величину. Звучание жанровой живописи было поднято до уровня монументальной. Картина получила в Салоне вторую золотую медаль и была куплена государством. Это ставило художника вне конкурса: теперь жюри не имело права отвергать его картины (хотя на практике это не всегда соблюдалось).
Послеобеденное время в Орнане
В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника. Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами.
автопортрет с трубкойСегодня одной из самой воспроизводимой его работой оказывается «Здравствуйте, господин Курбе» из Музея Фабра в Монпелье – не зря в ней так много общего и с народными эстампами, и с традицией, восходящей к Ренессансу. Карикатуристы пародировали картину с особым тщанием, но потомкам оказалось важнее дружелюбие встречи буржуа и художника, мечтавшего о прямом обращении к публике и согласного ради этого на роль странника и дикаря. Однако, критики дали ей более красноречивое название – «Богатство склоняется перед гением».
В мае 1854 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению Альфреда Брюйа, известного мецената и коллекционера. Курбе представил самого себя с тростью и ранцем за спиной в тот самый момент, когда по дороге в Монпелье его встретили Брюйа, его слуга и собака. Выбор подобного сюжета, написанного с прямолинейным реализмом и правдивостью, произвел сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году.
"Здравствуйте, господин Курбе"- Социалистические убеждения не помешали Курбе изобразить почтительного камердинера без тени иронии. Его взгляд выражает убеждение, будто он считает себя недостойным присутствовать при встрече.
- Курбе и Брюйа были масонами, о чём свидетельствуют их жесты, характерные для масонского ритуала встречи. Белые перчатки – также обязательная деталь масонского костюма.
- Голова Курбе высоко поднята, лицо выражает искреннюю радость. Непринуждённо держит себя Брюйа. Торчащая борода художника впоследствии стала любимой мишенью для карикатуристов.
Деталь картиныОб огромном влиянии картины на современников говорит уже то, что впоследствии в той или иной форме ее цитировали в своих работах многие художники, из которых назовем хотя бы того же Поля Гогена и его «Здравствуйте, господин Гоген» (1889).
Гоген. "Здравствуйте, господин Гоген"Вскоре после написания этой картины Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального типа искусства, свободного от условностей академической живописи на исторические и религиозные сюжеты. Отказавшись от литературных сюжетов в пользу реального мира, окружавшего художника, Курбе оказал серьезное влияние на Эдуарда Мане и импрессионистов. Говорят, что когда его попросили дописать в картине, предназначенной для церкви, фигуры ангелов, он ответил: "Я никогда не видел ангелов. Покажите мне ангела, и я напишу его"
Курбе любил наблюдать игру света на воде. Он написал целый рад морских пейзажей. На полотне «Морской пляж в Палавасе» (1854) изображён сам художник, приветствующий, Средиземное море.
Морской пляж в ПалавасеАвтопортрет «Человек с трубкой» (1873-1874) имел успех в салоне. Его приобрёл Луи Наполеон.
«Человек с трубкой» (1873-1874)В части автопортретов, написанных очень сдержанно, прослеживается влияние старых испанских и голландских мастеров, чьи работы Курбе прилежно изучал во время посещения Лувра.
Шарж, нарисованный в 1859 году другом Курбе критиком Жюлем Шамфлери
mi-galka.livejournal.com
Описание картины Гюстава Курбе «Человек с трубкой»
Картина написана в 1846 – 1849 годах.
Курбе был настоящим мастером портретов. Что интересно, он сам был натурщиком для полотен. Художник успел написать множество автопортретов, в которых чувствуется, как постепенно растет его мастерство.
Мы видим достаточно молодого человека с полузакрытыми глазами . Бледность его лица эффектно оттенена копной волос приятного каштанового цвета. Выступающие скулы и крылья достаточно тонкого носа прорисованы с помощью легких теней. Линия рта нарочито обозначена малиновым цветом. Возникает ощущение максимальной чувственности этого человека.
Художник явно с неподдельным удовольствие передавал свои черты, слегка романтизируя образ. Курбе похож на самого себя. Ворот его рубахи немного распахнут, зеленая кофта весьма реалистична, а на лице можно прочесть некоторую циничность. Нас подкупает именно благородство и особый такт созданного живописцем образа.
Художник использует достаточно мрачные краски, но при этом у зрителя не создается гнетущего впечатления. Все черты героя прописаны с необыкновенным мастерством. Линии настолько мягкие, что просто удивительно. Лицо словно светится изнутри. Оно излучает невероятное благородство и аристократизм. Волосы сливаются с основным фоном. Художник специально не акцентирует на данной детали внимание, так как она не является главной.
Важно максимально четко прописать лицо героя, его выражение. Неслучайно говорится о том, что это настоящее зеркало нашей души. Курбе сумел передать характер персонажа просто прописав определенным образом черты его лица.
Курбе был настоящим мастером, сумевшим в своих автопортретах выразить дух своего времени, а также подчеркнуть основные черты человека той поры. Несколько романтическое прочтение нисколько не мешает созданию максимально четкого представления о той эпохе, когда жил и творил Курбе.
opisanie-kartin.com