Прерафаэлиты. Витражи, аудиогид, видео: экскурсия и лекция кураторов. Картины прерафаэлитов


Цветы, холсты, любовь и прерафаэлиты

Викторианский цветочный код был средством общения, в котором цветы и цветочные композиции использовались для отправки зашифрованных сообщений, что позволяло людям выражать чувства, которые не должны быть озвучены.Язык цветов знали все в обществе, им пользовались влюбленные…, и прерафаэлиты,  создавая свои шедевры, тоже часто помещали в композицию «говорящие» цветы.То, что нам кажется красочной деталью сегодня, для современников художников было смысловым акцентом.

И еще надо отметить, что цветочная символика 19-го века была далека от ограничений - Оскар Уайльд, как говорили, носил зеленую гвоздику, знак геев в 19-м веке в Европе, а увековечен он был в романе «Зеленая Гвоздика» Роберта Hichens  в 1894 году.

Сэр Эдвард Бёрн-Джонс, "Песнь любви" (1868-77)

Мак – говоря на языке цветов, он будет означать мечтательность, молодость, воображение. Мак, сорванный в поле, говорит "Мечтаю о тебе", садовый – "Давай любить друг друга пока есть время".

Эдвин Лонг, "Дочери нашей империи, первоцвет Англии"(1887),

Первоцвет - первый весенний цветок, говорит: "Ты не такая, как все", а также он означает нежность и надежду, любовь и молодость.

Данте Габриэль Россетти, "Вероника Веронезе" (1872)

Нарциссы, с их солнечными оттенками, могут означать неразделенную любовь и рыцарство.

Форд Мэдокс Браун, "Портрет жены художника" (1872), пастель.

Фиалки - символ скромности и верности. Здесь, в портрете жены Эммы Хилл, Форд Мэдокс Браун дает ей искупительный букет увядших цветов. Он писал: «Теперь, когда Эмма лежит в постели и мучается лихорадкой, она выглядит очень живописной и снова молодой». Она после смерти младшего сына Артура пристрастилась к спиртному, что впоследствии, особенно после ухода из жизни и старшего сына Оливера, приняло катастрофические формы.

Данте Габриэль Россетти, "Видение Fiammetta" (1878)

Яблоневый цвет может означать удачу, обещание лучшего.

Джон Эверетт Милле, "Офелия" (1851)

Когда Джон Эверетта Милле написал обреченную Офелию, он дал ей все цветы в пышной сцене смерти. И есть там ромашки, означающие невиновность, чистоту и даже "прости".

Эдвард Бёрн-Джонс, "Зачарованный Мерлин" (1874)

Боярышник символизирует надежду, а также может быть использован как амулет против магии. Вот Мерлин и запутался в его ветвях.

Данте Габриэль Россетти, «Джейн Моррис» (1868)

Розы для Викторианцев также означали любовь. В зависимости от их цвета, они могут указывать на глубину или невиность этой любви, от белого – о чистоте до  Бургундии - бессознательное обожание. Здесь они розовые.

Уильям Блейк Ричмонд, "Венера и Анхиз" (1889-90) 

Крокусы  - бодрость и радость молодости, и Уильям Блейк Ричмонд включил их в весенние цветы, бросив под ноги Венеры и Анхиза.

Данте Габриэль Россетти, "Ла Ghirlandata" (1873

Ядовитый аконит, его голубые цветы, предостерегающие - должно остерегаться опасностей, которые могут быть впереди.

tanjand.livejournal.com

Прерафаэлиты и использование фотографии в живописи

Братство прерафаэлитов и фотография XIX века

Р. Фентон. Интерьер аббатства Тинтерн, конец 1850-х гг

В 1848 году в Великобритании возникло Братство прерафаэлитов (PreRaphaelite Brotherhood) — объединение художников, созданное Уильямом Хантом, Данте Габриэлем Россетти и Джоном Миллесом. Молодые живописцы были против системы академического образования и консервативных вкусов викторианского общества.

Прерафаэлитов вдохновляла живопись итальянского Проторенессанса и XV столетия, отсюда и само название «прерафаэлиты» — дословно «до Рафаэля» (итальянский художник Высокого Возрождения Рафаэль Санти).

Изобретение Фредериком Скоттом Арчером мокрого коллоидного процесса, который пришел на смену калотипии, по времени совпало с возникновением Братства прерафаэлитов. Участники братства восторженно приветствовали появление нового метода. В то время, когда большинство художников считали недостатком удивительную точность фотографического изображения, прерафаэлиты, сами стремившиеся к скрупулезной передаче деталей в живописи, восхищались именно этим аспектом фотографии. Критик искусства, поддерживающий идеи прерафаэлитов, Джон Рескин говорил о первых дагеротипах, купленных им в Венеции, как о «маленьких сокровищах»: «Как будто бы волшебник уменьшил реальный предмет (Сан-Марко или Канале Гранде), чтобы его можно было унести с собой в зачарованную страну».

Д. М. Камерон. Я жду, 1872

Д. М. Камерон. Я жду, 1872

О. Г. Рейландер. Мисс Мэндер.

О. Г. Рейландер. Мисс Мэндер.

Д.М. Камерон. Марианна 1875 г.

Д.М. Камерон. Марианна 1875 г.

Прерафаэлиты, как и многие художники в то время, пользовались фотографиями как подготовительным этапом для создания картин. Габриэль Россетти сделал серию фотографий Джейн Моррис, которые стали материалом для будущих полотен художника. Россетти и Уильям Моррис много раз рисовали и фотографировали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой они так восхищались.

Спустя несколько лет после образования Братства прерафаэлитов в Англии появилось течение «За высокохудожественную фотографию». Организаторами этого движения были живописцы Оскар Густав Рейландер (1813–1875) и Генри Пич Робинсон (1830–1901), тесно связанные с прерафаэлитами и разделяющие их идеи. Рейландер и Робинсон, как и прерафаэлиты, черпали вдохновение в мире образов средневековой английской литературы, в произведениях английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона. В 1858 году Робинсон создал одну из лучших своих фотографий «Леди Шалотт», близкую по композиции к картине прерафаэлита Д. Миллеса «Офелия». Будучи приверженцем фотомонтажа, Робинсон отпечатал снимок с двух негативов: на один негатив автор снял натурщицу в челне, на другом — запечатлел пейзаж.

Д. М. Камерон. Расставание Ланцелота и Гиневры, 1874

Д. М. Камерон. Расставание Ланцелота и Гиневры, 1874

Д. У. Винфйилд. Дж.Э.Милле в роли Данте, 1862 г.

Д. У. Винфйилд. Дж.Э.Милле в роли Данте, 1862 г.

Ф. С. Арчер. Кенилворт, Башня Цезаря со стороны внутреннего двора, начало 1850-х гг

Ф. С. Арчер. Кенилворт, Башня Цезаря со стороны внутреннего двора, начало 1850-х гг

Участники движения «За высокохудожественную фотографию» трактовали снимок как картину, в полном соответствии с нормами академической живописи. В своей книге «Изобразительный эффект в фотографии» (1869) Робинсон ссылался на правила композиции, гармонии и равновесия, соблюдение каковых необходимо для достижения «живописного эффекта»: «Художник, желающий производить картины с помощью фотоаппарата, подчиняется тем же законам, что и художник, пользующийся красками и карандашом».

Оскар Густав Рейландер родился в Швеции, учился живописи в Италии и в 1841 году переехал в Англию. Фотографией Рейландер заинтересовался в 1850-х годах. Известность ему принесла аллегорическая композиция «Два образа жизни», выставленная в 1857 году на Выставке сокровищ искусства в Манчестере. Фотография была сделана в технике фотомонтажа, и для ее изготовления Рейландеру понадобилось 30 (!) негативов. Но отсутствие публичного признания привело его к тому, что он отказался от своей трудоемкой техники и перешел к съемке портретов. В отличие от его аллегорических композиций портреты Рейландера являются более совершенными по технике исполнения. Портрет мисс Мэндер — один из лучших, созданных Рейландером.

z

О. Г. Рейландер. Молящаяся, ок. 1858-60 г

О. Г. Рейландер. Молящаяся, ок. 1858-60 г

Д. Г. Россетти. Джейн Моррис, 1865

Д. Г. Россетти. Джейн Моррис, 1865

Д.М. Камерон. Эхо. 1868 г.

Д.М. Камерон. Эхо. 1868 г.

z

Живописец Роджер Фентон (1819–1869) придерживался самого высокого мнения о фотографии, и даже основал фотографическое общество в 1853 году. Его ранние серии фотографий с видами России, портреты королевской семьи и репортажи с Крымской войны принесли ему международное признание. С прерафаэлитами и их видением Фентона связывает подход к пейзажу: высоко поднятая линия горизонта, отсутствие таких романтических приемов, как дымка, туман и пр. Фентон, как и прерафаэлиты, стремился подчеркнуть свое техническое мастерство и воспевал осязаемую реальность ландшафта. Мастер также разделял интерес прерафаэлитов к женщинам в экзотических нарядах, которых можно наблюдать в «Нубийских носильщицах воды» или «Египетских танцующих девушках».

Особого внимания заслуживают фотографии детей, сделанные Льюисом Кэрроллом (1832–1898). Автор «Алисы в стране чудес» и «Алисы в зазеркалье», профессор математики в Оксфордском университете, Кэрролл (настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон) был также одаренным фотографом-любителем. Для Кэрролла светопись была не просто времяпровождением, но великой страстью, которой он пожертвовал немало времени и которой посвятил несколько небольших сочинений и даже стихотворение «Гайавата фотограф» (1857):

z

Г. П. Робинсон. Элейн, рассматривающая щит Ланцелота, 1859

Г. П. Робинсон. Элейн, рассматривающая щит Ланцелота, 1859

Д. Г. Россетти. Джейн Моррис, 1865

Д. Г. Россетти. Джейн Моррис, 1865

z

На плече у Гайаваты — Ящичек из палисандра: Аппарат такой разборный, Из дощечек и стекляшек, Ловко стянутых винтами, Чтобы поместиться в ларчик. Гайавата лезет в ларчик И шарниры раздвигает, Превращая ларчик малый В хитроумную фигуру Словно бы из книг Евклида. На треногу ее ставит И под черный полог лезет. Скрючившись, рукою машет: — Ну! Замрите! Умоляю! Странное весьма занятье.

«Странному» занятию писатель посвятил 25 лет, в течение которых создавал замечательные детские портреты, показав себя тонким знатоком детской психологии. Подобно прерафаэлитам, в поисках идеала и красоты удалявшимся все дальше в мир своей фантазии, Кэрролл искал свою сказочную Алису в фотографическом Зазеркалье. Миссис Джулия Маргарет Камерон (1815–1878) обратилась к фотографии в середине 1860-х годов, когда дочь подарила ей фотоаппарат. «Я страстно желала запечатлеть всю красоту, которая проходила передо мной, — писала Камерон, — и наконец мое желание было удовлетворено».

В 1874–75 годах Камерон по просьбе своего друга Теннисона проиллюстрировала некоторые его стихотворения и поэмы. Композиция фотографии «Расставание Ланцелота и Гиневры» близка к композиции картин Д. Г. Россетти, однако у Камерон нет той точности в передаче деталей, какая присуща прерафаэлитам. Смягчением оптического рисунка Камерон добивается большей поэтичности своих работ.

Творчество прерафаэлитов и фотографов было очень тесно связано. Причем влияние было не односторонним. Джулия Камерон, отказавшись от точной фокусировки, создала великолепные фотографические этюды. Россетти, высоко оценивший ее работы, изменил свою манеру письма, впоследствии стремясь к большему художественному обобщению. Габриэль Россетти и Джон Миллес при создании своих картин пользовались фотографиями, а фотографы в свою очередь обращались к темам, разработанным прерафаэлитами. Фотопортреты, созданные Л. Кэрроллом, Д. М. Камерон и О. Г. Рейландером передают не столько характер, сколько настроения и мечтания их моделей — что характерно для прерафаэлизма. Одинаковым был подход к изображению природы: ранние пейзажи прерафаэлитов и пейзажи фотографов, таких как, например, Роджер Фентон, предельно точны и детализированы.

prophotos.ru

Прерафаэлиты. Последние романтики 19 века

Екатерина Гринько - July 03, 2015

История зарождения братства прерафаэлитов до невозможного банальна. Три неординарных разносторонне одаренных студента объединились, чтобы научить мир жить иначе. Миллес – 11-летний мальчишка, сумевший доказать профессорам, что готов к обучению в академии. Россети, своевольный сын политзаключенного, переводивший итальянских поэтов XII–XIV веков. И Хант, юноша, потративший бездну усилий только на то, чтобы доказать родителям серьезность своих намерений и убедить их в своем таланте.

Как и многие критики современности, прерафаэлиты решили обратиться к истории, вместо того, чтобы создавать что-то абсолютно новое. На этот раз предметом недовольства молодежи стала слишком холодная и строгая живопись классицизма, которой противопоставлялось ориентированное на живую личность искусство раннего Возрождения. Таким образом прерафаэлиты в третьем поколении связали свое творчество с миром античности, живописью которого вдохновлялись творцы эпохи Ренессанса.

Но как и ренессансным «родителям» не удалось возродить живопись античности, так и у «детей»-прерафаэлитов не вышло полностью руководствоваться канонами предыдущих эпох. Вместо этого они, впитав лучшее из опыта предшественников, создали собственное художественное направление.

Живописная техника

Называя себя наследниками художников, живших до Рафаэля, прерафаэлиты стремились отказаться от условностей викторианской эпохи и изображать на картинах только реальных людей в реальных ситуациях. Огромное значение уделялось детальности изображения, каждая травинка, каждый лепесток, каждая складка платья тщательно вырисовывались. Но такая скрупулезность приводила к обратному результату: вместо живого изображения на холсте появлялась мертвая копия, лишенная перспективы и пространственной глубины.

Чтобы добиться максимальной правдивости изображения, прерафаэлиты писали свои работы на открытом воздухе, в технике пленэр, опередив в этом импрессионистов. Но был у прерафаэлитов еще один секрет, помогающий обеспечить точность передачи изображения, они… фотографировали пейзажи и натурщиков перед работой, а затем могли отправиться в студию для написания картины с фотоснимков.

Метод письма прерафаэлитов имеет много общих черт с техникой фресковой живописи. Сначала холст покрывался белой грунтовкой, после высыхания тушью прорисовывались контуры будущего рисунка, и заготовка еще раз покрывалась тонким слоем белил без масла. Лишь после этого на картину наносился красочный слой. Такой способ живописи требует высокой точности и легкости мазков, иначе неизбежно утратится чистота оттенков. Из-за трудоемкости процесса художники едва успевали написать по два полотна в год, но именно благодаря особой технике, их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.

Философия

Особое внимание прерафаэлиты уделяли женским образам. Впервые в истории искусства женщина изображается как человек, имеющий способность чувствовать, любить, страдать, восхищаться, испытывать страсть. Популярными становятся темы чистой безответной любви, при этом прерафаэлиты с одинаковым восторгом и поклонением изображают недоступных девушек и падших женщин. Возможно, именно деятельность прерафаэлитов помогла приблизить момент официального признания женского равноправия?

Посвящая картины библейским темам, прерафаэлиты старались максимально точно передать характер персонажа, сделать образ предельно «живым» и естественным, но, в отличие от художников эпохи Возрождения, прерафаэлиты не только заменяют символические лики святых эмоциональными живыми лицами на иконах, но и чрезмерно натуралистично иллюстрируют целые евангельские сюжеты.

На скандально известной картине Миллеса «Христос в родительском» маленький Иисус изображен в столярной мастерской, среди древесных опилок. Простота сюжета соединяется с глубоким символизмом. Рана от гвоздя на руке Христа и упавшая капля крови символизируют будущее распятие, овцы в загоне на заднем плане – образ невинной жертвы. Чаша, которую подносит Иисусу юный Иоанн Креститель, символизирует будущую чашу страданий. Лестница, прислоненная к стене – библейский символ восхождения человека в небо, голубь, сидящий на ней – образ Святого Духа. Изображенный на стене треугольник – распространенный символ Божественной Троицы.

Символическая наполненность всех картин прерафаэлитов позволяет подробно трактовать каждую работу, искать и находить связи картин с литературными произведениями. Дерзкие студенты добились своей цели – их картины заставляют людей думать. Многозначность образов, впервые появившаяся у прерафаэлитов, получила развитие в художественных направлениях ХХ века: символизме и модернизме.

Джон Миллес – рисующий Моцарт

Однажды несколько французских солдат похвастались однополчанам своими портретами. Работы были выполнены с таким профессионализмом, что старшие офицеры пожелали познакомиться с автором, которым оказался 6-летний мальчик, сын помещиков из соседней деревни.

Склонность к рисованию у Джона Миллеса, а в эпизоде с солдатами речь идет именно о его работах, проснулась достаточно рано, и в возрасте девяти лет родители решили отдать мальчика на обучение местному художнику, но уже после нескольких занятий он отказался от ученика, сказав, что ему «нечему учить этого одаренного ребенка». Тогда отец Миллеса обратился к директору Королевской академии художеств, куда после предварительного обучения в художественной школе Генри Сасса и зачислили 11-летнего Джона. Так будущий живописец стал самым юным студентом в истории Королевской академии.

Его работы участвовали в государственных выставках, получали значительные награды. Учителя прочили Миллесу великое будущее, перед ним были открыты все двери. Но вместо этого Джон объединился с двумя другими студентами в «Братство прерафаэлитов», надеясь преобразовать все искусство. Впрочем, можно ли было ожидать чего-то более серьезного от подростка?

В 1849 году товарищи впервые приняли участие в выставке как отдельная группа. Миллес представил работу «Христос в родительском доме», и прежняя благосклонность публики сменилась жесткой критикой. Великий Диккенс назвал их картины безвкусными и кощунственными, газеты наперебой предлагали запретить прерафаэлитам показывать свои работы общественности, чтобы не развращать нравы. Их спасло заступничество одного из знаменитейших критиков того времени, Джона Рескина.

Тем не менее, огорченный первой серьезной неудачей, Миллес зарекся не писать больше работ, связанных с религией. Вместо этого он обратился к костюмированным сценам, так появились получившие всемирное признание картины: «Приказ об освобождении», «Гугенот», «Офелия». И уже в 24 года Миллес был избран членом Королевской академии. В 34 года его избрали уже академиком Королевской академии художеств, он снова, как и в студенческие годы, оказался самым юным, но на этот раз среди академиков.

Увлечение портретной живописью и множество знатных людей среди заказчиков, дало ему возможность вскоре построить большой дом в престижном районе Лондона, Кеннингтоне. В 1885 году Миллес стал первым художником, удостоенным титулом баронета. Его годовой доход к тому времени составлял более 30 000 фунтов стерлингов – фантастическая сумма.

В перерывах между живописью, Миллес обратился к созданию книжных иллюстраций, и в этом сразу достиг грандиозных успехов. Примерно в это время были также написана работа «Пожарный» (1855 г.) – первая картина, воспевающая героизм современников, ежедневно занимающихся спасением чужих жизней. Кстати, в обсуждении сюжета активное участие принимал Ч. Диккенс, к этому времени кардинально изменивший свое мнение о молодом художнике.

В 1896 году, после смерти Фредерика Лейтона, Миллес единогласным решением членов академии был избран Президентом Королевской академии художеств. Руководить академией ему оставалось несколько месяцев – здоровье ухудшалось с каждым днем из-за прогрессировавшего рака горла. Но, несмотря на непродолжительный срок работы, Миллес успел проявить лучшие человеческие качества, сняв свою картину с ежегодной выставки академии, чтобы предоставить место молодому, неизвестному художнику.

Постепенно уходили из жизни представители прерафаэлизма, вместе с ними угасало и живописное направление. И пусть сегодня уже редко можно встретить художника, выполняющего свои картины в сложной технике пленэр, так же сильно заботящегося о точности передачи деталей, как прерафаэлиты, но, наверняка, каждый студент художественного вуза изучает их наследие, и перенимает какие-то приемы. А самое ценное в истории прерафаэлитов – доказательство того, что любую мечту можно исполнить, что не нужно бояться критики корифеев, а просто делать то, что нравится, и то, что считаешь нужным, и тогда твоя мечта не только исполнится, но и отразится на всем мире.

Читайте также:

11 ЛУЧШИХ КНИГ ПО ОБУЧЕНИЮ РИСОВАНИЮ

ЖЕНЩИНЫ В ЖИВОПИСИ

ИМПРЕССИОНИЗМ

liaa.ru

экскурсия и лекция кураторов: gorbutovich

13 октября 2013 г. в Пушкинском музее завершается выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард». Выставка до Москвы проходила в Лондоне и Вашингтоне, после Москвы отправится в Токио.

King René's Honeymoon Dante Gabriel Rossetti, born 1828 - died 1882Витраж Данте Габриэля Россетти "Музыка. Медовый месяц короля Рене" / King René's Honeymoon; Music. Dante Gabriel Rossetti [1828-1882]. Изображение в высоком разрешении

Из живописи на выставке в ГМИИ - большинство самых знаменитых картин прерафаэлитов. Продукты иных областей творчества художников также представлены и радуют глаз посетителей. Или не радуют, реакции "что-то я не проникся / пошлятина / какие мужеподобные страшные женщины / дурной вкус" и т.п., естественно, присутствуют.

Далее:Аудио-визуальный гид выставкиВидео: Кратко о прерафаэлитахВидео: Экскурсия по выставке с британским кураторомВидео: Лекция Прерафаэлиты и современное британское искусство: PRB, поп-арт, YBA. Читает американский кураторВидео: О роли искусства фотографии в творчестве прерафаэлитов Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт МузеяФотографии витражей, показываемых на выставкеи другое

Прерафаэлиты

Братство прерафаэлитов / Pre-Raphaelites Brotherhood основано в 1848 году. Молодые и никому не известные художники обратились к итальянскому искусству XV века, «до Рафаэля». Их идеалами были Боттичелли, Фра Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли, Фра Анжелико и другие мастера. Лидеры «Братства прерафаэлитов» - Джон Эвертт Миллес (1829-1896), Данте Габриэль Россетти (1828-1882), Уильям Холман Хант (1827-1910), а также Форд Мэдокс Браун (1821-1893) и Уильям Дайс (1806-1864). В конце 1850-х вокруг Россетти сложилась новая группа, куда входили Уильям Моррис (1834-1896), Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898), Элизабет Сиддал (1829-1862) и Симеон Соломон (1840-1905). Прерафаэлиты работали в разных видах искусства и литературы: живопись, графика, фотография, поэзия, эссеистика, оформление книг, интерьерный и мебельный дизайн.

Кратко о прерафаэлитах в анонсе выставки

Экскурсия по выставке с Элисон Смит

Элисон Смит, сокуратор выставки «Прерафаэлиты: Викторианский авангард» в галерее Тейт и ГМИИ им. А.С. Пушкина, рассказывает о картинах, представленных на экспозиции в Москве: «Любовь, ведущая пилигрима», «Свадьба Святого Георгия и принцессы Сабры», «Залив Пигуелл в Кенте — воспоминание о 5 октября 1858 года».

Из блога Элисон Смит.

Сокуратор выставки в галерее Тейт и ГМИИ им. А.С. Пушкина размышляет, почему прерафаэлиты вызвали всеобщее негодование.

Полотна прерафаэлитов относятся к числу наиболее популярных среди посетителей галереи Тейт. Но эти произведения не всегда считались безусловно прекрасными: напротив, в середине XIX века, когда они были созданы, их считали оскорбительными для взора, спорными в плане реализма и возмутительными с точки зрения морали.

С осуждением выступил Чарльз Диккенс. Облик Девы Марии на картине Джона Эверетта Миллеса «Христос в родительском доме» показался ему вырожденным и «ужасным в своем уродстве».

Джон Эвертт Миллес. Деталь картины Христос в родительском доме via

В то время как остальные художники были склонны идеализировать религиозных персонажей, прерафаэлиты писали их с беспрецедентным реализмом, акцентируя особенности внешности и характера, и зрители воспринимали их как изображения собственно натурщиков, а не персонажей, которых изображал тот или иной натурщик. Иногда подход художника оценивался как кощунственный или даже богохульный, как это было в случае с картиной Миллеса «Христос в родительском доме».

Художники использовали яркие краски, чтобы их картины бросались в глаза на фоне других представленных на выставке произведений, привлекая внимание зрителей. Прерафаэлиты не чурались саморекламы, искали жарких споров и внимания.

Многие из сюжетов, которые выбирали прерафаэлиты, были вызывающими по меркам того времени: они затрагивали такие острые социальные проблемы, как бедность, эмиграция, проституция и двойные стандарты в вопросах пола.

Их картины требуют крайне внимательного прочтения и столь насыщены знаками и символами, что на их расшифровку требуется немало усилий. Яркий пример – «Пробуждающийся стыд» Уильяма Холмана Ханта.

Уильям Холман Хант. Пробуждающийся стыд. via.По ссылке на изображении картина в огромном разрешении 4402 × 6040 пикселей

На первый взгляд, на этой картине можно увидеть молодую семейную пару или, возможно, брата с сестрой, которые во что-то играют. Однако, приглядевшись, можно обнаружить целый ряд указаний на то, что на самом деле речь идет о падении и возможном покаянии. Женщина изображена полуодетой, у нее нет обручального кольца, откуда следует, что это любовница изображенного на картине мужчины. Его упавшая на пол перчатка намекает на то, что её ждёт участь брошенной любовницы, но проникающий в комнату луч света говорит о спасении.

Лекция Джейсона Розенфельда «Прерафаэлиты и современное британское искусство: PRB, поп-арт, YBA»

1 августа в рамках вечера «Прерафаэлиты и современное британское искусство» в Центре современной культуры «Гараж» американский куратор Джейсон Розенфельд прочитал лекцию «Прерафаэлиты и современное британское искусство: PRB, поп-арт, YBA».

О прерафаэлитах и фотографии

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея (Москва), рассказывает о роли искусства фотографии в творчестве прерафаэлитов

Аудио-визуальный гид

Русская версия аудиогидаОригинальный гид на английском языке

Британская газета The Guardian совместно с галереей Тейт разработала аудио-тур «Прерафаэлиты в галерее Тейт Бритен», приуроченный к выставке в Лондоне. Художественный критик газеты «Гардиан» Джонатан Джонс комментирует отдельные произведения и анализирует творчество прерафаэлитов в целом. Джонатан Джонс выступает в телесериале Би-Би-Си «Частная жизнь шедевров» и читает лекции в галерее Тейт и других музеях.

Для выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина Британский Совет подготовил русскую версию аудиогида. Русский текст читает главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаéвич. Русскоязычный аудиогид включает и картины, которые не входят в экспозицию московской выставки.

Витражи.

Из собрания Музея Виктории и Альберта. Здесь часть витражей, присутствующих в московской экспозиции.Все картинки кликабельны.

1.Chaucer. Morris, Marshall, Faulkner & CoСпящий ЧосерChaucer. Morris, Marshall, Faulkner & Co. (maker), ca. 1864 (made)Подробнее: V&A

Серия Медовый месяц короля Рене / King René's Honeymoon series

Четыре витража, иллюстрирующие дарования короля Рене Анжуйского.

История короля Рене Анжуйского была рассказана в романе сэра Вальтера Скотта [1771—1832] «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака» (1829) / «Anne of Geierstein».

2.Живопись. King René's Honeymoon. Burne-Jones, Edward ColeyЖивопись. Эдвард Бёрн-ДжонсKing René's Honeymoon; Painting. Burne-Jones, Edward Coley (Sir) [1833-1898] (designer)Morris, Marshall, Faulkner & Co. (maker), ca. 1863 (made)Подробнее: V&A

3.Скульптура. King René's Honeymoon. Burne-Jones, Edward ColeyСкульптура. Эдвард Бёрн-ДжонсKing René's Honeymoon; Sculpture. Burne-Jones, Edward Coley (Sir), [1833-1898] (designer)Morris & Co. (maker). ca. 1863 (made)Подробнее: V&A

4.Архитектура. King René's Honeymoon. Brown, Ford MadoxАрхитектура. Форд Мэдокс БраунKing René's Honeymoon; Architecture. Brown, Ford Madox, [1821-1893] (designer)Morris, Marshall, Faulkner & Co. (maker)Подробнее: V&A

5.King René's Honeymoon. Dante Gabriel RossettiМузыка. Данте Габриэль РоссеттиKing René's Honeymoon; Music. Dante Gabriel Rossetti [1828-1882] (designer), Morris & Co. (maker), ca. 1863 (made)Подробнее: V&A

Источники:

Официальный сайт выставки: http://pre-raphaelites.artguide.ru/Информация на сайте ГМИИ: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2013/06/pre-raphaelites/index.phpВитражи: http://collections.vam.ac.uk/exhibition/pre-raphaelites-victorian-avant-garde/4288/

Дополнительно:

Прерафаэлиты: это очень красиво. Кира Долинина о том, почему все так любят прерафаэлитов, и том, почему так их любить есть признак дурного вкуса http://slon.ru/culture/articles/956136/Подробный рассказ о выставке и художниках с фотографиями в блоге Муромлены "Картины с выставки «Прерафаэлиты: Викторианский авангард»" http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post285522581/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Прерафаэлиты

gorbutovich.livejournal.com

Прерафаэлиты: melanyja

Сегодня с masha_vermel побывали в Третьяковской галерее на выставке прерафаэлитов. Аукцион Christies 5 июня утраивает в Англии большие торги, и некоторые экспонаты выставляются с целью promotion. Особую надежду организаторы питают к российским покупателям, и нам привезли на 5 дней несколько картин. Выставка уникальна, во-первых, потому что в России прерафаэлитов нет, во-вторых, потому что эти картины после торгов можно вообще больше не увидеть (например, одна картина 50 лет пробыла у коллекционера в Южной Америке, ну и вполне может опять оказаться где-то далеко).В первый день, говорят, раздавали открытки с изображениями от аукциона. Может быть только журналистам. Но сейчас в галерее нет ни открыток, ни каталога, ничего.

Джон Уотрехауз. Ламия. (По мотивам поэмы о змее, превращённой в холодную прекрасную девушку. На коленях у героини змеиная кожа.)

Эдвард Роберт Хьюз. На крыльях утра. Акварель (!).

Альберт Мур. Грёзы.

Альберт Мур. Жасмин. (Ориентировочная цена на торгах – миллион евро).

Сэр Фридерик Лейтон. Миссис Эванс Гордон. (На аукционе портрет мистера Гордона тоже будет, но в Москву не привезли).

Джеймс Тиссо. Сирота. (На картине возлюбленная художника с неизвестной девочкой.)

Джон Эверетт Миллс. Приглашение на свадьбу. (На картине будущая жена художника Эффи, которая ушла к нему от первого мужа).

Эдвард Берн-Джонс. Удача, слава, забвение, любовь.

Сэр Фридерик Лейтон. Между страхом и надеждой. (Картина написана под влиянием изображений Сивилл в Римском храме. Несмотря на строгость героини, картина притягивает внимание.)

Лоуренс Альма-Тадема. Воспитание детей Хлодвига. (В центре картины жена первого короля франков Хлодвига королева Клотильда. Она воспитывает детей воинами, чтобы они отомстили за её убитого отца.)

Джон Уотрехауз. Св. Цецилия. (Ключевое полотно выставки. Св. Цецилия – римская мученица. После замужества уговорила мужа сохранять целомудрие. Муж был согласен при условии, что увидит Ангела. И Ангел явился.)

Френсис Диксис. Рыцарство.

Джон Колмер. Спящая красавица. (Сюжеты двух последних картин напомнили музей Васнецова.

Также на выставке один зал отведён под русскую живопись, которая тоже будет продаваться на аукционе. Одна классическая:

Исаак Левитан. Дорога. 1890.

Из русских картин много разного авангарда, мне понравились

Ларионов Майский день.

Ларионов. Красная вишня.

После выставки прерафаэлитов мы находились под большим впечатление. Никак не хотелось уходить. Наконец «пришли в себя» в зале Врубеля, чьи сюжет созвучны сказочности и яркости. Также побывали в храме Св. Николая в Толмачах, где поклонились Владимирской иконе Божией Матери.

melanyja.livejournal.com

Образ женщины в живописи прерафаэлитов: сквозь призму культурологии

w-resize

Культурология — новая научная дисциплина, которая направлена на открытие новых смыслов в культурном багаже прошлого. Такие смыслы появляются на основе дополнительной глубины известных фактов, появляющейся благодаря новому уровню смыслов, на сопоставлении характеров, эпох и мнений, на погружении современника в мир прошлой культуры. [1]. Культура — это диалог поколений, нашедший свое отражение в искусстве прерафаэлитов. Иллюстрацией этой мысли выступает живопись прерафаэлитов, в механизме восприятия которой есть стремление снять у зрителя традиционную установку, заставить увидеть и принять не только «свое», но и противоположное себе, иное. Смещение акцентов восприятия и интерпретации делает контекст интерпретации полифоничным. Прерафаэлиты своим творчеством расшатывали «несомненность» истины, в частности отношение к женщине и ее понимание.

В «Братство прерафаэлитов» входили смелые, харизматичные и своенравные личности, которые иначе посмотрели на женскую природу. Основными представители братства были: Дж. Эверетт Милле, Холман Хант и Данте Габриэль Россетти. Их история началась со знакомства Холмана Ханта и Габриэля Россетти на одной из академических выставок. Россетти восхищался работами Ханта и разделял его мировоззренческие взгляды. После того, как Хант помог Россетти закончить его картину «Юность Девы Марии», они заключили договор об их творческом союзе. Дальше был союз с юным гением Джоном Эвереттом Милле, который уже в 11 лет поступил в академию. У них успешно получилось создать крепкую дружбу, а позже и братство, целью которого было возродить аутентичность Высокого Возрождения. Юноши разделяли взгляды друг друга, видели смысл в объединении в том, чтобы в каком-то роде восстать против бездумного копирования классических образов. Они называли себя прерафаэлитами, чтобы обозначить их родство с представителями эпохи Возрождения. Буквально, они назвали себя «До Рафаэля», имея в виду великого итальянского живописца Рафаэля Санти.

Их век, XIX век викторианской эпохи — это время, когда типы изображения в живописи канонизировались. Большую роль играли традиции академии, а форма, тематика и содержание искусства были под строжайшим контролем церкви. Братство талантливых молодых людей боролись против устоев и хотели «раскрепостить» искусство. Они были за дешевизну красоты и яркость красок, за прямоту и серьезность. Цели, декларированные молодыми художниками, были наивны и искренни: «Иметь оригинальные идеи. Внимательно изучать природу, чтобы уметь ее выразить. Любить в искусстве прошлого все серьезное, прямое и искреннее и, наоборот, отбрасывать все банальное, самодовольное и рутинное» [2, с. 73–83]. Уильям Хант подвел тому итог: «Короче говоря, нам было нужно новое и более смелое английское искусство, которое заставило бы людей размышлять» [3].

Прерафаэлиты провозглашают культ женщины, женского начала. Однако женский образ строится на «диссонансе». Художники часто вскрывают в женщине варварское, звериное, ночное. Как считал Ницше, женщина дает мужчине то, что он больше всего хочет — опасности и игры («… в самой сладкой женщине есть еще горькое», — говорил Ницше. «Хотеть любви — это значит хотеть смерти» [4, с. 55]). Рембо в женщине акцентирует ее «природное начало», отсюда — эротизм, почти «экстатическая чувственность». Ницше считал больными тех, кто презирал тело и землю и оставил только небо. Отсюда противопоставление небесного и земного — новый аспект романтического двоемирия, открытого в женском образе прерафаэлитами. Можно заметить, что у братства существовало двойственное понятие об идеальности женского начала. Первый лик был ангелический, хрупкий, асексуальный, в то же время существовал второй лик — наполненная сексуальной энергией женщина, о которой писали Бердяев [5, с. 168] и Шопенгауэр [6].

Прекрасный пол изображался на холсте детально и часто, их музами и натурщицами были любовницы, жены, наложницы, подруги, даже проститутки. В силу того, что художники были романтичными натурами, их отношения с женщинами были нестабильными, что в то время называлось распутством. Художники отличались особыми художественными предпочтениями, которые они и искали в натурщицах. Однако можно заметить некую стилевую одинаковость изображений, потому что они скорее рисовали нереальную женщину, а некий идеализированный образ, которого не видели в жизни.

Женщина у прерафаэлитов меланхолична, вдумчива, спокойна; с глубокой таинственной красотой и аристократической бледностью, рыжими волосами, страдальческим взглядом. Кроме того, их женщина страстная и роковая, чувственная и порочная. Жан Пьеро [7], создает роковую женщину, образ которой сходится с видением прерафаэлитов. Они любили писать натурщиц с невероятно пышными прическами, или же наоборот прямыми длинными волосами с пробором посередине.

Воплощением идеала красоты прерафаэлитов одно время была жена художника Уильяма Морриса — Джейн Бёрден. Это была любимая женщина Россетти, который впервые и заметил её, так она одна из первых вошла в круг прерафаэлитов. Джейн имела специфичную красоту, для того времени: худая и высокая, у неё были полные губы и бледная кожа, черные густые волосы. Её жизнь проходила в простоте и бедности, но после того, как она вышла замуж, она нашла себе хобби, как например, игра на пианино, выучилась высоким манерам и правилам этикета. Таким образом, со временем она пробилась в высшее английское общество. Прерафаэлиты слепили свой идеал, который они боготворили и лелеяли.

В картинах прерафаэлитов часто использовались мифологические, библейские и мистические сюжеты. Их покоряла трагичность любви и существования. Они рисовали измену, смерть, иногда даже покойниц, примером чего является «Офелия» Милле. Натурщицей художника была его любовница, она позировала ему лежа в ванной, чтобы он передал нужную позу. На картине Офелия на половину погруженная в воду, на фоне яркой цветущей природы. Её поза нередко интерпретировалась, как эротическая. На её лице нет ни паники, ни отчаяния, скорее читается безмятежность, а пальцы рук находятся в мудре «знания» (джняна мудра), которая буквально переводится как «возрождающая заново» (при этом она снимает напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию печаль, тоску; улучшает мышление, активизирует память). На картине время как будто замерло, Милле удалось мастерски запечатлеть мгновение, которое проходит между жизнью и смертью.

Темы картин, типичные для прерафаэлитов: женские фигуры, итальянские пейзажи, мифологические и литературные сюжеты, библейские сцены, а так же сцены из Шекспира, Петрарки, Данте, Боккаччо — писателей, открывших сложный мир человеческого чувства. Цветовая палитра картин была очень насыщенной и высветленной, они отказались от смешивания красок, для того, чтобы создать чистый цвет. Для них было свойственно изображать андрогинную внешность — некоторые модели на картинах больше похожи на юношей, чем на девушек. Это лишний раз подтверждает, что интерес к андрогинной внешности — не открытие наших дней, впрочем, как и гомосексуальность.

Один из прерафаэлитов, Джон Кольер, писал «Леди Годиву» — это известная легенда о доброй леди, которая, чтобы спасти земляков от непомерных налогов, согласилась проехать обнаженной по улицам города. Об этом прерафаэлитском образе измученной нагой женщины писал Александр Грин. «По безлюдной улице ехала на коне, шагом, измученная, нагая женщина, — прекрасная, со слезами в глазах, стараясь скрыть наготу плащом длинных волос, хотя наглухо были закрыты ставни окон, существовал один человек, видевший леди Годиву, — сам зритель картины».. [8]..

Британские критики (Дж. Розенфельд) [9] хоть и по сей день говорят о Братстве Прерафаэлитов с некоторым смущением, но при этом понимают, что вычеркнуть их из мировой культуры невозможно. Ведь идеи этих творцов положили основу в утверждении стиля «модерн» в изобразительном искусстве, и включили символизм в литературу. Прерафаэлиты самозабвенно устремили сознание к «вечным вопросам», и показали полет творческой мысли в самых смелых интерпретациях.

Женские образы прерафаэлитов наполнены антропологическим содержанием, поскольку Другой (женщина) для них всегда выступал культурным энергоносителем. «Культура суть сотворенный человеком мир, пересозидаемый каждым поколением заново. Моделью творчества для него может служить осмысленный и освоенный образ, уходящий своими корнями в устойчивый слой культуры, меняющий лишь свои формы, но сохраняющий свой вечный нравственно-антропологический смысл». [10, с.357].

Надо сказать, что идеи прерафаэлитов могут быть актуализированы в современном образовательном процессе [11] путем культурологического мультиплексирования, которое «позволяет актуализировать гуманитарное наследие, связать его с современностью, то есть передать человеку весь опыт человечества, содержащийся в культуре. Это форма образовательного диалога, пониманию которого учит учитель» [12, с.228].

Воспитательное «как» в культурологии строится прежде всего на эмпатии, то есть на адекватном восприятии Другого, чему учит живопись прерафаэлитов. Так, культурология открывает новые возможности воздействия на личность. Интегрируя опыт разных знаний, она объединяет собой прошлое и настоящее, устраняя собой необходимость историко-эволюционного подхода к фактам и явлениям, создает особый вид проблемно-интеллектуальной истории, в которой все приближено к современнику.

 

Литература:

 

1.                  Фортунатова В. А. Антропология образных состояний как нравственно-дидактическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4(1). С. 355–358.

2.                  Visual Art. Прерафаэлиты. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru (дата обращения: 18.05.14)

3.                  Человек без границ, Эл. издание № ФС 77–20081, 2004. Режим доступа: http://www.manwb.ru

4.                  Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Интербук, 1990–2.С. 41

5.                  Бердяев, Н. А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека) — М: 1916

6.                  Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. — 228 с.

7.                  Пьеро, Ж. Декадентское воображение (1880–1900). Пер. Дерек Колтман. — Чикаго: University of Chicago Press.

8.                  Грин А.. Джесси и Моргиана. — М., Пресса, 1995, с. 3–168

9.                  Джейсон Розенфельд. Прерафаэлиты и современное британское искусство, музей совр.искусства «Гараж», британский совет, 2013. Режим доступа://theoryandpractice.ru

10.              Валеева Е. В. Аналоговая модель современного образования // Обсерватория культуры. 2014. № 1. С. 96–101

11.              Фортунатова В. А. Гуманитаризация вузовского образовательного процесса как исследовательская проблема // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4 (2). С. 246–249

12.              Валеева Е. В. Культурологическое мультиплексирование как образовательный ресурс в преподавании гуманитарных дисциплин // Вопросы культурологии. 2014. № 5. С. 54- 58.

moluch.ru

Братствo Прерафаэлитов - 1 - Вспомнить, подумать...

Насмехайтесь, Руссо и Вольтер, всюду дерзко роняйте Свой смешливый, смеющийся, вечно-насмешливый взгляд, Против ветра песок вы пригоршнею полной бросайте, Тот же ветер его вам немедленно кинет назад. Отразивши в песчинках божественных светов узоры, В драгоценные камни сумеет их все превратить, И, откинув песок, ослепит он бесстыдные взоры, А дороги Израиля светят и будут светить. Демокритовы атомы, точки, что носятся, споря, Световые частицы Ньютоновой детской игры, Это только песчинки на береге Красного моря, Где Израиль раскинул свои золотые шатры. Уильям Блейк ваш

Живопись Прерафаэлитов

Вторая половина XIX века. Искусство становится всё более реалистичным. Основной темой искусство видимое , слышимое, осязаемое..Но в середине века, точнее в 1849 году, в рационалистической викторианской Англии, чья атмосфера весьма располагала к указанному положению вещей, возникло объединение художников, противопоставивших ему миры, своего воображения, похожие на волшебную сказку. Именно в эту эпоху, английским профессором математики Льисом Кэрроллом придумал мир Зазеркалья

Молодые художники:

Данте Габриель Россети

УИЛЬЯМ ХОЛЬМЕН ХАНТ

СЭР ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС

назвали себя братством Прерафаэлитов, в противовес художникам академического направления, считавших себя последователями великого итальянца. Само название этого общества, которые поначалу было тайным, многое говорит об идеалах и целях этих молодых людей. Не зря они назвали свой кружок "Братство" – как некий монашеский или рыцарский орден, выразив свое стремление к чистоте и духовному напряжению средневекового искусства, а из определении "прерафаэлиты" ясно, на какой именно период они ориентировались – до Рафаэля.

Члены братства устремились в иную эпоху, в прекрасный мир искусства пограничья, мир умирающей готики и рождающегося Ренессанса, когда художники были "честными перед Богом" ремесленниками, к тому времени, когда стремление к идеалу еще не лишило искусство главного, по их мнению, - искренности. Они считали, что нужно вернуться к благочестивому, простому, естественному и натуралистическому стилю художников XIV-XV вв. и, что еще важнее, вернуться к самой природеПозднее Прерафаэлитами стали называть не только непосредственных членов братства, но и других художников, а также поэтов и писателей викторианской Англии, исповедовавших сходные эстетические воззрения.

Следуя за романтиками начала столетия, они черпали вдохновение в образах Средневековья. В легендах, рыцарских романах, песнях и сагах. И с самого начала, рядом с волшебными образами средневековых преданий, возникли прекрасные лики христианских святых и мучеников. Немного позднее в их творчество пришли античные мотивы, но интерпретация их разительно отличалась от привычной.Они не копировали средневековый стиль, а пытались воспроизвести дух Средневековья и раннего Возрождения.

Что было в ней для них главным? Ответ один - красота. Недаром создание абсолютно прекрасных произведений искусства они числили среди главных задач своего объединения. Во всех предметах бравшимися ими из реальности, для конструирования своего мира, они находили красоту, которая в свою очередь была свидетельством божественного величия и природа, которой имела трансцендентное происхождение. Красота для них была той нитью Ариадны, которая связывала наш мир и мир Божественный.

Первые романтики эпохи королевы Виктории.

Между 1848 и 49 гг. прерафаэлиты произвели множество картин, легко отличимых по яркому колориту и множеству тщательно выписанных деталей. Обращались они к сюжетам, которые не были свойственны академикам: библейские сцены, средневековая поэзия (баллады, Чосер), Шекспир, народные баллады, творчество современных им поэтов (например, Джон Китс) и пр.

Каждую картину помечали секретным знаком PRB. Их картины можно назвать натуралистичными, но в это слово они вкладывали не современный смысл, а ту идею, что в подражание художникам треченто и кватроченто нужно писать просто, без правил, без теории.

Знаменитое "Благовещение" Россетти

Данте Габриэль Россетти. Благовещение. 1850. Галерея Тейт

Мастера итальянского Возрождения изображали Мадонну как святую, не имеющую ничего общего с обыденной жизнью. Представив Благовещение реалистично, Россетти нарушил все традиции. Его Мадонна - обычная девушка, смущенная и испуганная вестью, принесенной ей Ангелом. Такой необычный подход, ввергнувший в ярость многих любителей искусства, соответствовал намерению прерафаэлитов писать картины правдиво.

Картина "Благовещение" не понравилась публике: художника обвинили в подражании старым итальянским мастерам. Реалистичность изображения вызвала бурное неодобрение (в том числе и Чарльза Диккенса),

Россетти заподозрили в симпатиях к папству. Но вскоре прерафаэлиты приобрели многочисленных поклонников, особенно среди растущего среднего класса центральной и северной Англии. Свои идеи члены "Братства" излагали в статьях, рассказах и поэмах, публикуемых в их журнале "Росток", и к концу 1850-го года о них знали и за пределами академии.

"Beata Beatrix", "памятник" любви к потерянной жене…

Beata Beatrix. Дневные мечты.

Огромное значение на его жизнь и творчество также оказали женитьба и последующее самоубийство жены, поэтессы и художницы Элизабет Сиддал. Она была его ученицей, моделью, возлюбленной и главным источником вдохновения. Россетти любил ее на протяжении почти 10 лет, и сделал множество зарисовок с Элизабет, некоторые из них потом послужили эскизами для его картин.

Данте Габриэль Россетти. Beata Beatrix. 1864-1870.

Меланхоличная и больная туберкулёзом, Лиззи умерла через два года после женитьбы от передозировки опия.

"Офелия" Джона Миллеса, еще одна история трагической любви

Джон Миллес. Офелия. 1852. Галерея Тейт

Витраж в окне был написан с натуры, и каждый сухой листочек прописан с поразительной тщательностью. То Для этой картины позировала Лиззи Сиддел, которую Миллес заставил лежать в ванне, чтобы наиболее правдоподобно написать мокрую ткань и волосы (Лиззи, конечно же, простудилась).У цветов, изображенных на картине с потрясающей ботанической точностью, есть и символическое значение – они отсылают к тексту пьесы. Ручей и цветы Миллес писал с натуры. Поначалу он включил в картину нарциссы, но потом узнал, что в это время года они уже не цветут, и закрасил их.

И вновь шекспировские герои, на этот раз "Клавдио и Изабелла" (герои пьесы "Мера за меру") Холмана Ханта…

Шекспировские Клаудио и Изабелла из пьесы Мера за меру 1850

Сюжет пьесы восходит к популярному в средние века и в эпоху Возрождениярассказу, весьма распространенному не только в виде устного предания, но и вновеллистической и драматической обработке. В основном он сводится кследующему: возлюбленная или сестра приговоренного к смертной казни просит усудьи о его помиловании; судья обещает исполнить ее просьбу при условии, чтоона за это пожертвует ему своей невинностью. Получив желанный дар, судья темне менее велит привести приговор в исполнение; по жалобе пострадавшей,правитель велит обидчику жениться на своей жертве, а после свадебного обрядаказнит его

На собственно английской почве они основывались на воззрениях Уильяма Блейка и Джона Раскина

Джона Раскина (John Ruskin)

Рёскин — теоретик искусства

Искусствовед Раскин призывал искать Бога в природе и боялся к тому же, что природа из-за индустриализации вскорости исчезнет, и нужно запечатлеть ее такой, какой ее создал Бог и "найти в ней Его подпись". Сам он выдающимся художником не был, но предоставил прерафаэлитам идеологическую базу. Ему нравились устремления прерафаэлитов и он защищал их приемы от нападок академистов. В религиозных и символических мотивах молодых художников-прерафаэлитов Джон Рёскин увидел важное открытие в искусстве.Он предложил свод незыблемых правил с призывом изучать природу,использовать достижения науки.

Рёскин :«Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю»

Томас Филлипс Портрет Уильяма Блейка 1807

Уильям Блейк - гармония природы, на его взгляд, была лишь предвосхищением болеевысокой гармонии, которую должна создать целостная и одухотвореннаяличность. Это убеждение предопределило и творческие принципы Блейка. У романтиков природа - зеркало души, у Блейка - скорее книга символов. Он не дорожит ни красочностью пейзажа, ни его достоверностью, как не дорожит и психологизмом.

Картина Уильяма Блейка.

Все окружающее воспринимается им в свете духовных конфликтов,и прежде всего через призму вечного конфликта механистического и свободноговидения. В природе он обнаруживает ту же пассивность и механистичность, чтои в социальной жизни.

Слушайте голос Певца! Песня его разбудит Ваши сердца Словом Творца - Слово было, и есть, и будет. Заблудшие души Оно зовет, Вопия над росой вечерней, А черн небосвод - Вновь звезды зажжет, Мир вырвет из тьмы дочерней! "Вернись, о Земля Светла, Мрак отряхая росный! Ночь дряхла, Рассветная мгла Брезжит в трясине косной. Не исчезай никогда! Что тебе здесь неймется? В небе звезда, В море вода - Мало ль чего найдется".

В 1850 прерафаэлиты издавали журнал "Росток" (The Germ), где печатали литературные опыты, свои и своих друзей – собственно, через этот журнал о них и узнали. Но у них никогда не было формальной программы, и все художники, объединенные общей идеей, были совсем разными. Достаточно сказать, что к середине 1850-х они фактически разошлись каждый по своей дороге

Первые работы Братства – это две картины:

Изабелла (1848-9, Миллес) и Детство Марии (1848-9, Россетти). Обе совершенно необычны для того времени.

Изабелла Джон Эверетт Миллес.

Например, в Изабелле нет перспективы: все фигуры, сидящие за столом, одного размера. Использован нетрадиционный сюжет (довольно мрачная новелла Боккаччо, пересказанная Китсом, о двух влюбленных, Лоренцо и Изабелле: Лоренцо был слугой в доме, где Изабелла жила со своими братьями, и когда братья узнали о том, что Лоренцо и Изабелла влюблены друг в друга, они убили юношу; его дух явился девушке и указал, где зарыли тело, и Изабелла отправилась туда, выкопала голову возлюбленного и спрятала в горшок с базиликом; впрочем, и его братья у нее отняли, и в конце концов она умерла) и многочисленные символы (на окне стоит горшок с тем самым базиликом, а около него переплелись две пассифлоры, "цветка страдания"; Лоренцо подает Изабелле апельсин на тарелке, на которой изображена библейская сцена с обезглавливанием).

Детство Девы Марии.

В Детстве Марии тоже нет перспективы: фигуры девы Марии и ее матери Анны на первом плане фактически такого же размера, как фигура Иоакима, отца Марии, на втором. Интересно, что священный сюжет представлен как достаточно будничный, и если бы не присутствие ангела и нимбов над головами, мы могли бы и не понять, что перед нами сцена из жизни Богоматери. Эта картина тоже наполнена символами, которые Россетти вообще очень любил: на решетке сидит голубь, символ Святого Духа и будущего Благовещения; книги – символ добродетели, лилия – чистоты, переплетенные ветви пальмы и шиповника символизируют семь радостей и семь печалей Богородицы, виноград – причастие, светильник – набожность. Многие символы, особенно у Россетти, не были традиционными, поэтому художникам приходилось разъяснять их для зрителей; здесь, например, на раме написан сонет.

Продолжение следует…

ngasanova.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта