Былины в Иллюстрациях Вениамина Лосина. Картины былины
Былины в Иллюстрациях Вениамина Лосина – Ярмарка Мастеров
Снегурочка
Детская сказка
Песнь о Вещем Олеге
Иллюстрации к книге
www.livemaster.ru
Герои русских былин и сказок в иллюстрациях Романа Папсуева
Давайте вместе вспомним таких персонажей, как Илья Муромец, Василиса Премудрая и Кощей Бессмертный.funtema.ru
Русские былинные богатыри. Рисунки художника А. П. Рябушкина (1861-1904)
January 24th, 2016, 04:27 pm
Русские былинные богатыри. Рисунки художника А. П. Рябушкина (1861-1904)
А. П. Рябушкин Микула Селянинович 1895 Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»бумага, акварель, гр. карандашМикула Селянинович — легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла. Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».А. П. РябушкинСвятогор Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годБумага, гр. карандашСвятого́р — в восточнославянской мифологии богатырь-великан «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать — Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Святогор является русским древнейшим богатырём, дохристианским, божественным и могучим.edwardjournal.livejournal.com
Наткнулся на это чудо вот здесьДалеко не всех былинных и сказочных героев опознал, кто хочет, может пройтись по ссылке и потягаться со мной в сообразительности. Авось кому повезет.Может случиться и так, что кто-то и саму книжку 1916 года издания видал - а вдруг?А кого опознал, тех обнародую тут. Соловей-разбойник, подбитый Ильей-Муромцем (художник-зарубЁжник, кажется, слишком всерьез принял птичье прозвище лиходея). Маринка Кайдаловна, эта Миледи наших былин, в обнимку с любовником Змей-Тугарином. На заднем плане - Добрыня Никитич. Щас он им всю малину пообломает!Опять же пербор. Все же огненный Змей любовницам в людском виде являлся - а тут какая-то зоофилия получается. А вот тут все точно. Дюк Степанович побился об заклад с Чурилой Пленковичем на предмет сиганий верхом через речку (Почай, Смородину... даже Дунай в некоторых вариантах!). Чурило до берега не дотянул, но Дюк соперника в беде не оставил, вытаскивает...Вот откуда эта идея прыжков верхом через речку на спор могла нарисоваться в амерском "Тарасе Бульбе" с Юлом Бриннером!Чалма на Дюке объясняется тем, что по былине он из "Индеи". Что былинная "Индея" к ныне известной Индии-Бхарате никакого касательства не имеет - этого художник не знал... и он не одинок в своем незнании! Калику Касьяна, облыжно обвиненного в краже, его друзья закопали заживо в землю по плечи. Однако святой, гм, Никола его спас...Почему "гм"?А вы на спутников "Николы" поглядите. Волки и вороны."Никола-угодник", как же-с... Еще и в синем плаще...Просто зачОт художнику! Василиса Микулишна (известная вам хотя бы по сов мультегу) берет барьер - в данном случае "стену городовую" стольного Киева. Этот эпизод в былине есть, но вот униформа стражников вкупе с дивной геральдикой на папахе того, что на переднем плане, сделала меня совершенно счастливым минут на пять. Девушка-Чернавушка из Новгорода... похоже на "портомойницу", напророчившую беду Ваське Буслаю. Точнее не скажу, но про Садко, второго в эпосе новгородца, вроде следующая картинка. Комментировать нечего, привычный, чтоб не сказать затасканный, сюжетец. Одно что кафтан у царя хорошо вышел. Гм. А вот про этого героя были предположения, что это Сокольник, сын Ильим Муромца (вообще-то, кабы не голая рожа, вообще бы думал на Перуна). Но все же это, похоже, не былинный, а сказочный персонаж - есть такая сказка про героя, с помощью сокола и пса замесившего змея. Кортинко, в прочем, по любому впечатляет.И вообще, интересно посмотреть, как чужаки представляют наших национальных героев.Вы не волнуйтесь, наши картинки про Артура, скажем, или Робин Гуда их наверняка не меньше смешат. |
smelding.livejournal.com
От былины до картины
Подробности Создано 02.12.2013 21:04 Просмотров: 2591ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР МОЧАЛОВ СТАЛ НОМИНАНТОМ ВАСНЕЦОВСКОЙ ПРЕМИИ В НОМИНАЦИИ «ПРИЗВАНИЕ»
В июле этого года в Уржуме успешно и даже с определенным размахом прошел очередной – восьмой по счету – Васнецовский пленэр. Его первые итоги были подведены тогда же, в день его завершения, 28 июля: в Уржуме сразу на двух площадках была открыта выставка художественных произведений, созданных участниками пленэра, а председатель комиссии по присуждению премии имени Васнецовых Александр Галицких объявил победителя в одной из двух номинаций – в номинации «Вдохновение».
* * *
Однако главные итоги пленэра традиционно подводятся в декабре в Вятском художественном музее. В это время там открывается выставка лучших работ участников пленэра, а губернатор Кировской области вручает знаки Васнецовской премии и соответствующие призы, объявляет победителя в номинации «Призвание», созданной для поощрения вятских художников.
В этом году номинантом премии имени Васнецовых среди кировских авторов стал заслуженный художник России, один из ведущих кировских художников Александр Мочалóв.
В течение вот уже четырех десятилетий его произведения достойнейшим образом представляют наш регион на различных художественных выставках межрегионального, всероссийского и международного уровня. Ну а каждая персональная выставка Александра Мочалова – подлинно яркое событие в художественной жизни нашего города.
По верному замечанию искусствоведа Ираиды Кувалдиной, заместителя директора по научной работе Вятского художественного музея, в картинах этого интересного автора «нет навязчивого многословия и бытописательства. Монументальный формат холста не включает привычной мизансцены, заполненной бутафорией. Напротив, герои и события предстают предельно обобщенно. Всё это придает картинам Александра Мочалова убедительность былин и лаконизм притч.
Интересно также и то, что обращаясь к той или иной теме, Александр Петрович, как правило, не ограничивается одной-двумя работами – он создает целый ряд произведений, каждое из которых обладает самостоятельностью и в то же время дает интерпретацию интересующих автора событий в их развитии».
Наиболее фундаментальным и значимым в творчестве Александра Мочалова является, по мнению Ираиды Кувалдиной, цикл живописных произведений «Русское», посвященный истории средневековой Руси: «Над картинами этого цикла художник работал более десяти лет, создав двадцать монументальных многофигурных композиций. На данный момент девять произведений этого творческого проекта художника вошли в основной фонд Вятского художественного музея имени Васнецовых.
Среди произведений цикла «Русское» есть работы, отличающиеся статикой, мелодичностью композиции, – «Князь» (2002), «Мать и дочь» (2002), «Былины. Зачин. Святогор» (2004). Но есть и другие. Так, в композиционное пространство картин «Равновесие» (2005) и «Вращение» (2006) включены фигуры конных воинов, вовлеченных в жестокую схватку. Динамика боя, сложные ракурсы людей и животных, цельность и тонкость цветового конструирования позволили мастеру создать совершенные в композиционном, пластическом и колористическом решении работы, а использование автором дополнительных цветов придает удивительную выразительность гармоничному колориту картин».
* * *
О некоторых особенностях творческой кухни поведал нам за чашкой чая в своей мастерской сам автор.
Антон Касков: Очень интересно, Александр Петрович, Ваше восприятие реализма, ведь именно к реализму Вы относите явно необычную стилистику своих произведений…
Александр Мочалов: Я не претендую на какую-то абсолютную истину, но мне очень близка позиция Давида Сикейроса, который рассматривал историю искусства как историю развития реализма. То есть романтизм, импрессионизм, классицизм, реализм (в полном смысле слова) – всё это только какие-то стороны одного… Даже абстракция абсолютно реальна – зритель всегда может различить в ней конкретные вещи… Да и вообще, всё, что можно выразить с помощью слова, всё, что можно как-то наименовать, – это же всё реально.
Тем не менее, сам я предпочитаю искать некую середину, в том смысле, что я не готов отказаться от собственно реалистического изображения, скажем, человека.
Антон Касков: Очевидно, что Вы художник, умеющий работать в разных стилях, в разной манере. Тем не менее, Вы сосредоточились на одной, чем-то похожей на манеру Модильяни (особенно в портретах).
Александр Мочалов: Модильяни мне всегда нравился. В некотором роде от него и пошло. Но всё-таки не в Модильяни дело. Дело в обретении языка. Язык, который кто-то когда-то изобрел, вполне может стать твоим. Не надо стесняться ориентироваться на кого-то. Я открыт всем влияниям – всё моё! Художник должен быть свободен во всем, в том числе и в выборе ориентиров.
Я прекрасно помню тот момент, когда я обрел свой язык. Это был конец 1998 года… Я написал одну картину… Уже не помню какую – да это и неважно. Но я помню свои ощущения – я был поражен… Мол, как это? Это же элементарно! И тут же испугался – я больше так не сделаю. Но прошло какое-то время – и я сделал еще, а потом еще – и пошло, пошло… И я понял, что обрел свой особый язык. Ну а всё, что было до этого, я определяю не иначе, как поиски.
Антон Касков: Обращает на себя внимание большой формат Ваших картин…
Александр Мочалов: Даже не знаю, как это объяснить. У каждого художника свое видение. Я, например, очень люблю творчество Павла Федотова… Так у него картиночки какие маленькие! Головка персонажа буквально с ноготок, а блик в каждом глазу виден… И трогает до слёз! Почему? Не могу объяснить… Большой формат – это моё. Мне почему-то это надо... Но мало того, что у моих картин большой размер, так мои персонажи еще туда и не помещаются! Им даже в этом размере тесно!
Во мне всегда жило ощущение большого... Помню, в детстве на меня огромное впечатление произвели былины с их троекратными повторениями, особой ритмикой: «Ой ты гой еси, добрый молодец!» Может быть, именно они и сообщили мне это ощущение большого…
Да, пространство – это то, без этого я точно жить не могу.
Автор: Антон Касков
Фото Татьяны Южаниной, фото картин Александра Мочалова с сайта автора http://www.mochalov-a.ru
ks-gazeta.ru
Презентация - О былинах
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Русские былинные богатыри
Слайд 2
Древняя Русь — исторический период, охватывающий отрезок времени с 9-го по 13-й века. Этот период называют Киевской Русью, потому что главным городом в то время был Киев. Древняя Русь занимала территорию современной Украины, часть Краснодарского края, часть Поволжья и часть земель на севере между Балтийским морем и двумя озерами- Ладожским и Онежским. Физическая карта Древней Руси...
Слайд 3
Древней РусиПолитическая карта Древней Руси
Слайд 4
Вот такой была столица Древней Руси... Макет центральной части Киева
Слайд 5
Целый мир древней русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет — с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, — боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита Руси от лютых врагов.
Слайд 6
В былинных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом, борьба с которым заняла целый период в истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми были отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они — и князь, и герои в конце концов решали одно общее дело — дело народа. Ученые доказали, что под именем князя Владимира не обязательно имеется в виду Владимир I. В этом образе слился обобщенный образ и Владимира Святославича — воителя против печенегов, и Владимира Мономаха — защитника Руси от половцев, и облик других князей — смелых, мудрых, хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедро посылала на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие о них, сродни эпосу Гомера, древнему эпосу других европейских и индоевропейских народов.
Слайд 7
Происхождение былинБылины получили своё название от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно происходили: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Былины не складывались сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали. Возникли былины во времена Киевской Руси. В то время часто на Киевскую Русь нападали кочевники. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью и удалью. Это богатыри. Они любили родную землю, стояли на страже ее границ, в любую минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасали его от унижения и разорения.
Слайд 8
Картина В. Васнецова «Баян»
Слайд 9
Циклы былин Все былины делят на два цикла: Киевские и Новгородские. В киевских действия происходят в Киеве или около него, в центре стоит князь Владимир, богатыри защищают Русскую земли от кочевников, главные герои- Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В новгородских былинах главный герой-новгородский богатырь Садко, он занимается торговлей, делает Русь богатой.
Слайд 10
Отличие былинных героев от героев сказокГерои сказок отличаются от былинных богатырей. Герои сказок всегда пользуются волшебством. Все свои поступки они совершают ради себя или своей семьи, а богатыри изначально обладают огромной силой и являются защитниками всего русского народа.
Слайд 11
Значение и происхождение слова «богатырь» Это слово имеет несколько значений: Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. Рослый, крепкого сложения, сильный человек. Незаурядный, выдающийся человек (переносн.) По мнению лингвистов, слово «богаты́рь»образовано от слова «богач»-богатый человек.
Слайд 12
Как выглядели древние русские воины Каждый воин в Древней Руси обязательно должен был иметь специальную одежду, приспособления для защиты и боевое оружие.
Слайд 13
Элементы одежды и боевое оружие древнерусских воиновШлем- головной убор из металла, защищающий голову. Кольчуга- защитная рубашка из стальных колец. -Щит- округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел. Меч-старинное колющее и рубящее оружие в виде обоюдоострого прямого клинка с рукояткой. Копьё- колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие (длинная деревянная палка с металлическим наконечником). Булава-деревянная или металлическая дубина с выступами. Сабля- холодное оружие, имеющее вид кривой полосы из стали, с рукоятью и ножнами. -Лук- оружие метательного типа, предназначенное для стрельбы стрелами. -Стрелы-снаряд для лука, состоящий из деревянного тонкого древка и металлического или костяного наконечника. Колчан- футляр для стрел. Палица-старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Слайд 14
КольчугаКольчуга изготовлялась из металлических колец, которые были склепаны или сварены между собой. В Х-ХI веках она имела форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. С XII века вид кольчуги изменился, у нее появились длинные рукава, а для защиты шеи и плеч – кольчужная сетка-бармица. Весила кольчуга 6-12 килограммов. Любопытно, что когда современные умельцы стали изготовлять кольчуги, оказалось, что делаются они довольно-таки быстро.Слайд 15
Древнерусский пеший воин в шлеме с защитой для лица и шеи, в кольчуге, с копьём и щитом. На рисунке справа-колчан со стрелами.
Слайд 16
Слева-древнерусский воин в шлеме с защитной сеткой для шеи. Справа-древний печенег (разновидность тюркских народов) в шлеме и с защитным воротом для шеи.
Слайд 17
Слева –скульптурное изображение древнего воина, справа-рисунок, изображающий русского конного воина-лучника (главное оружие для него-лук) 13-го века
Слайд 18
Три рода древнерусского войска-конник с копьём, лучник и пеший воин (у него не было коня)
Слайд 19
Так художники представляют былинных богатырей. В середине-иллюстрация И. Билибина «Витязь на распутье». Справа-репродукция с картины М. Врубеля «Богатырь»
Слайд 20
Картина В. Васнецова «Богатырский скок», 1914
Слайд 21
Есть и такие современные изображения богатырей...
Слайд 22
В интернете можно встретить и такое изображение...
Слайд 23
Идя в бой, древнерусские воины несли с собой знамёна, штандарты, лицо защищали специальной металлической маской, сначала она защищала только верхнюю часть, но с конца ХII века появились шлемы с масками-личинами, которые полностью закрывали лицо воина. Личинами их назвали потому, что они обычно имели форму лица человека или мифического существа.
Слайд 24
Битва русских воинов с врагами
Слайд 25
Русские былинные богатыри сражались с врагами, это были чудища или злые и коварные люди. Самое известное из чудищ-многоголовый змей, чаще-с тремя головами-Змей Горыныч
Слайд 26
Древнерусские воины сражались с захватчиками южных земель, защищали границы Руси на западе...Об особо отличившихся храбрецах слагались героические песни-былины, прославлявшие подвиги русских богатырей.
Слайд 27
Картина В. Васнецова «Единоборство Пересвета с Челубеем» (Поединок Пересвета с Чебубеем на Куликовом поле в 1380 году).
Слайд 28
Самые известные богатыри: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри» («Три богатыря»)
Слайд 29
Из истории создания картиныВиктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский художник. Он происходил из семьи, где несколько поколений были священниками. Учился в Академии художеств в Петербурге. В своем творчестве опирался на традиции древнерусского искусства. Создавал жанровые и лирические картины. Был автором эпических работ на темы русской истории, русских былин и сказок. Работал также и в области архитектуры. Среди лучших работ художника- «Богатыри», «После побоища», «Аленушка», «Царь Иван Васильевич Грозный», росписи Владимирского собора в Киеве, церковь в Абрамцеве. Прежде чем приступить к созданию знаменитой картины «Богатыри», он внимательно изучал былины, долго собирал материал, позволявший ему правдиво изобразить богатырей. Глядя на картину, мы видим живую историю Руси. Около 20 лет трудился Васнецов над созданием полотна.
Слайд 30
Богатыри на картине В. Васнецова Средний богатырь – Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья напряженно всматривается вдаль: не появится ли где враг? На руке висит палица сорока пудов. В другой руке у него щит и копье. Он уже не молод, но еще очень силен. Конь у него богатырский, черной окраски. Стоит конь спокойно и ждет приказа. По правую руку Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он из более богатого рода, и щит его побогаче, и кольчуга подороже, а взгляд у него пристальный, решительный. Под ним белый конь, ноздри раздувает, видно, чует врага и готов понести своего седока. Алеша Попович -самый младший богатырь. Смотрит он хитро, лукаво. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые (звонкие). Он воин и гусляр. Хитрый, отважный, смелый. Песни петь умеет и воевать умеет.
Слайд 31
Киевский цикл былин-былины об Илье МуромцеГлавный герой этих былин-крестьянин Илья из Мурома. Отсюда и его прозвище-Муромский. Обретя чудесную силу от странников-волхвов, он отправляется на службу к князю Владимиру в Киев, совершая удивительные подвиги во славу Руси. В этих былинах можно увидеть картины жизни Древней Руси (Киевской Руси), она была очень тяжела и полна опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.
Слайд 32
Художник - Михаил Шемаров из Палеха
Слайд 33
Картина В. Васнецова «Крещение Руси». В центре-князь Владимир
Слайд 34
Илья Муромец Кадр из мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Слайд 35
Кадр из художественного фильма «Илья Муромец»
Слайд 36
Изображение Ильи Муромца
Слайд 37
«Илья Муромец», линогравюра художника Евгения Шитикова
Слайд 38
Добрыня Никитич Кадр из мультфильма «Добрыня Никитич»
Слайд 39
Картина В. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» Битва богатыря со Змеем изображается коротко: ударил Добрыня Змея, отшиб все его "хоботы" и взял с него слово не летать больше на Русь. Вернувшись в Киев, Добрыня узнал, что Змей опять летал через Киев и унес племянницу князя Владимира. Добрыня отправляется в дальний путь к пещерам Змея. Но, в отличие от сказочного героя, который борется с чудовищем ради своих личных интересов (освобождение невесты), он защищает общественные интересы в борьбе за целостность Руси и ее границ. В былине Добрыня представляется как освободитель Русской земли. Былина поет славу богатырю, который освободил не только племянницу Владимира, но и множество других пленных, томившихся в подземелье Змея.
Слайд 40
Былины Новогородского циклаЖизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» - «это, - по словам известного русского революционного критика 19-го века В. Г. Белинского, - один из перлов (жемчужин) русской народной поэзии... Она есть поэтическая апофеоза (прославление)Новгорода как торговой общины». Новгород был богатым купеческим городом, новогородцы сами выбирали правителей, в отличие от других городов, в которых глава города назначался главным князем.40
Слайд 41
План древнего Новгорода-первого свободного города Руси
Слайд 42
Вот на таком судне-корабле мог отправиться в своё опасное путешествие Садко
Слайд 43
Вот в таком подводном царстве мог оказаться Садко
Слайд 44
Иллюстрации к былинам о Садко
Слайд 45
Память о славе древних русских воинов живёт и в современном мире. На фотографии-богатырские игры.
Слайд 46
Памятники древним русским воинам
Слайд 47
Памятники знаменитому русскому князю Святославу. Именно ему принадлежит известная фраза-вызов и предупреждение врагу: «Иду на вы»-Иду на вас (войной)...
Слайд 48
Память об Илье МуромцеОдин из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец. В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан. В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским. Бронеавтомобиль Илья Муромец. «Илья Муромец»— русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки В 1958 году был введён в эксплуатацию круизный теплоход «Илья Муромец». «Илья Муромец» — советский портовый ледокол 1965 года постройки. Написано две оперы, симфония. Снят художественный фильм и два мультфильма. Есть компьютерная игра.
Слайд 49
Памятник Илье Муромцу в городе МУром
Слайд 50
Контрольные вопросы1. Почему древнюю Русь называли Киевской Русью? 2. Почему возникли былины? 3. На какие два цикла делятся былины? 4. Кого называли богатырём? 5. Каких самых главных богатырей вы знаете? 6. Почему Илью прозвали Муромцем? 7. Какими важными чертами обладает Илья Муромец? 8. Какое оружие использовали богатыри? 9. С какими врагами сражались богатыри? 10. Какие отличия существуют между былинными и сказочными героями? 11. Чем занимался Садко? 12. Почему люди сохранили память о героях древности?
lusana.ru