«Корабли и раковины» Андрея Поздеева. Картины поздеева


Картины Поздеева А.Г. | Мой Красноярск — народная энциклопедия

  • Пейзаж с красным домом

    Город

    Изображений: 7

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 17:41

  • Прибежал Конек-горбунок

    Заповедник "Столбы". Калтат.

    Изображений: 9

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 18:46

  • Геннадий Данилович (портрет отца)

    Люди

    Изображений: 13

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 18:04

  • Солнечный день

    Начало

    Изображений: 7

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 18:28

  • Реквием II

    О человеческих страстях

    Изображений: 9

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 18:00

  • В гостях у Авроры Даниловны

    Познай самого себя

    Изображений: 17

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 18:15

  • Опус I

    Пространство и знак

    Изображений: 11

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 18:20

  • Искушение

    Сотворение мира

    Изображений: 5

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 18:51

  • Натюрморт. Фарфор и фаянс.

    Художник

    Изображений: 8

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 17:57

  • Модель и художник

    Художник и его модели

    Изображений: 9

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 17:46

  • Астры

    Цветы

    Изображений: 11

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 17:40

  • Жизнь человека 4

    Чаша

    Изображений: 9

    Дата обновления: 5 Май, 2005 - 17:03

  • region.krasu.ru

    Сайт музея художника Андрея Поздеева

    В гостях у Авроры Даниловны, 1988г.

    «В гостях у Авроры Даниловны» 1988г.Стали разгадывать: кто где. Он говорит:- Вы не на это смотрите,  вы смотрите Что Вы Видите на картине: настроение, чувство… То есть, исчезла предметность,  осталось ощущение теплоты и какой-то нежности…Я тут как-то осталась довольна собой, что я поняла его…Узнать больше  

    Чаша, 1989г.

    «Чаша», 1989г.Неожиданная и интересная находка - впечатление главного героя известной и нашумевшей в свое время книги:«...Он остановился перед высокой картиной, на которой сверкали ромбы, треугольники, сферы, расположенные в чудес­ной гармонии. В голубую глубину, словно в толщу прозрачного весеннего льда, залетел и замер вмороженный солнечный луч. Картина называлась «Чаша»...Узнать большеОхота на птиц. 1977«Охота на птиц» 1977г.  В архиве школьного музея хранится запись интервью Валентины Михайловны Поздеевой, где она подробно рассказывает о том, как к Андрею Поздееву приехали знакомые с севера и рассказали о весенней охоте на птиц. Птицы, сидящие весной на гнездах, оказывались легкой добычей жестоких охотников, опьяненные кровью, они не могли остановиться, стреляя в упор ради забавы. Этот рассказ настолько потряс художника, что весь ужас этих событий воплотил­ся в серии картин.На одной из них изображены четыре красные фигуры с огромными ружьями, черные дула которых в упор извергают огонь в беззащит­ную окровавленную птицу. Весь холст как раскрытая рана. Узнать большеРаковина,1993

    Раковина,1993 г.Многих художников увлекают причудливые формы раковин: в картинах   где они лишь часть красивого натюрморта. Они только скорлупка давно ушедшей из них жизни. Причудливые, изящные. Раковины Андрея Поздеева - главный персонаж картины, центр композиции. Они движутся, пульсируют, дарят радость и новую жизнь.  Узнать больше

    «Солнышко»  1990г."Моим детям тогда было  как раз 2 и 3 годика.  Было странно привести детей, которые  в таком возрасте прыгают, бегают - ни минуты на месте постоять не могут. Я удивилась, как они будут позировать, и как  Андрей Геннадьевич  сможет их написать.  Он сказал, что ничего страшного, что нам  достаточно  лишь немного побыть в мастерской.  И вот мы пришли: нарядные в ярко-синей гамме цветовой гамме... Узнать больше 

    Пейзаж с красным домом, 1968

    Тайна "Красного дома"  Андрея ПоздееваИзвестная работа Андрея Поздеева "Пейзаж с красным домом" редко кого оставляет равнодушным. Еще бы, даже в 60-е годы – это был очень смелый поступок для художника, жившего в эпоху соцреализма, когда так рисовать было нельзя.Какова жизнь самого красного дома и судьбы людей, прямо или косвенно связанных с ним? Узнать больше

     

       ВВЕРХ>                НА ГЛАВНУЮ>

    mus-pozdeyev.ru

    Сайт музея художника Андрея Поздеева

     

    В 1960-70-е годы Андрей Геннадьевич много работал на улицах Красноярска. Он называл город «Великолепной мастерской».Город как особое пространство - это, прежде всего, архитектура. Красноярск сегодня - это сочетание старого (деревянные дома, старинные каменные особняки) и быстрорастущего нового мегаполиса.Особенность городских пейзажей Андрея Поздеева в том, что его город всегда непосредственный, живой, активный, населённый бегущими «машинками», растущими деревьями, домами, полными  людей.  Интересно, что работая над многочисленными городскими пейзажами, художник всегда старался забраться как можно выше. Всем наиболее удобным, «земным» местам - он предпочитал крыши Красноярска. Именно они давали максимальный обзор. Оттого пространство улицы как бы сдвинуто с привычной точки восприятия, а сам город очень живой, изображен в постоянном движении.

    Красноярск, 1970     Красноярские крыши  

    Вид из окна больницы, 1970-е   

    На некоторых акварельных работах даже кажется, будто художник наклонил голову или не смог удержаться на ногах и покатился со скользкой, мокрой от растаявшего снега крыше Smile

     Красноярск, 1970г. 

    Для художника  Красноярск - это город, живущий сегодня и сейчас, в настоящую секунду. Отсюда  эмоции, динамика в каждом городском пейзаже, свежесть впечатлений - вот характерные черты каждого пейзажа.

    Многие замечательные красноярские художники изображали город Красноярск по-разному. И, конечно, все они правы. Это наш город, город очень разный и для каждого он свой.(Источник: www.krasdin.ru)

    Андрей Поздеев, городские пейзажи разных лет:

    Перед конкурсом детского рисунка мы решили реализовать давнюю мечту: сфотографировать самые старинные здания нашего города.  

    Дело в том, что сам художник любил  и  по-своему понимал ту историческую часть  города, которую хорошо знал и помнил с юности. Известно,что он хотел запечатлеть не только на холсте, но и на пленке все самые красивые старинные дома города (особенно деревянные, которые рано или поздно разрушатся либо будут снесены).

    Например, в городских фотоархивах есть редкое фото уже несуществующего и очень красивого деревянного здания, стоявшего еще в 1911г. на Владимирской площади (сегодня - это проспект Мира). Какова судьба этого дома, построенного по проекту архитектора В.А.Соколовского - неизвестно...

    http://naov.ru/objects/article/krasnoyarskie-osobnyak.. 

    А еще мы узнали, что, в конце XIX века в деревянной архитектуре Красноярска  наблюдался странный контраст - изящные украшения нового стиля (модерн) сочетались с прежней брутальной фактурой бревенчатого сруба. Это придавало нашим местным зданиям особенный художественный эффект, который мы видим и сегодня:

    Видимо красноярские архитекторы считали, что бревенчатые стены, правдивость их работы прекрасно отвечают принципам "нового стиля", поэтому обшивка тёсом, характерная для стилевой архитектуры ХIХ века, в Красноярске приживалась медленно. Пример обшивки тёсом:

    (Источник: http://naov.ru/objects/article/krasnoyarskie-osobnyaki-vasokolovskogo.html)

    Утерянные жемчужины Красноярска: вероятно так могло бы выглядеть здание кинотеатра Николая Гадалова (сейчас это бывший "Кинотеатр "Пикра") если бы архитектуру в 1964 году не признали «мещанско-купеческим наследием». Вот такой кинозал могли бы мы иметь сейчас... www.krasplace.ru/zdanie-kinoteatra-xudozhestvennyj

      

    На фотографии 1950-х г. еще можно увидеть красивое торговое здание (1903-1908гг.) с куполообразные крышами в мавританском стиле, «пассаж». В 1960-х, когда площадь Революции решили реконструировать и благоустроить, выяснилось, что здание мешает краевому начальству из окон своих кабинетов лицезреть парк и Енисей, «пожарку» решили стереть с лица земли. (http://www.krasplace.ru/passazh)

    К счастью, многие старинные дома в нашем городе спасены, благодаря проведенной в 1990-2000-х гг. реставрации.В Красноярске, по адресу ул.Ленина - 66, стоит удивительный деревянный дом в стиле русского модерна, мимо которого просто невозможно пройти, не задержав взгляд. Построен этот дом был в 1894 году по проекту В.А.Соколовского, и был в время одним из лучших домов в Красноярске.

      Проект фасада

    Здание Красноярского почтамта на Ленина, 62 (архитектор В.А.Соколовский)

    На поиски старинных домов, затерянных в глубине современного Красноярска - особенно вдохновила картина Андрея Геннадьевича - "Пейзаж с лужами", 1950 г. На этой ранней работе художника есть необычная усадьба в стиле романтического модерна. Ее построили в Красноярске еще в 1913 году. Настолько непривычен был этот дом для Красноярска начала ХХ века, что не верится, что ему уже сто лет! Мы нашли его на ул.Марковского-21, рядом с компанией "Печатный двор".

    Подробнее об истории дома архитектора Л.А.Чернышева можно узнать на: www.krasplace.ru/dom-chernysheva 

        

    Сегодня,  когда ведутся разговоры о необходимости создания исторического квартала,  который показал бы гостям и жителям характерный исторический облик города, у  нас есть возможность пофантазировать и представить историческую часть города, его архитектуру через фотоколлажи:

    Мозаика из старинных красноярских дверей

    Прогуливаясь  по «Старому городу»  каждый может убедиться  в том, что  Красноярск обладает богатым архитектурным наследием, со своими особенностями, старинными домами - жемчужинами, порой спрятанными среди летней зелени, однотипных хрущевских застроек и современных гигантов мегаполиса.

        

    Красные дома КрасноярскаSmile

       

    Вовсе не этот дом послужил моделью для картины Андрея Геннадьевича - но уж очень похож!

       

    Сколько красивых деталей города мы в спешке ежедневно проходим мимо! Не говоря уже о домах, спрятанных во дворах города.  Город – исторический и современный -  сегодня остается "Великолепной мастерской" для всех его жителей. 

      

    Особняки Красноярска

      

    Красноярск стремительно растет и развивается, но как порой интересно окунуться в прошлое - отыскать необычное место, дом, узнать его историю. Красноярцам есть чем гордиться.

    Мы будем рады, если благодаря теме нашего небольшого фотопроекта, и, конечно, творчеству А.Г.Поздеева и многих других замечательных красноярских художников – у ребят и взрослых появится интерес к архитектуре Красноярска.

    Открытие истории родного города заново - всегда увлекательно. И каждый, узнав город самостоятельно, через живопись или фотографию, всегда сможет провести свою собственную экскурсию для друзей и гостей города по самым любимым местам.

    Совет школьного музея.

     

    Полезные ссылки:

    История архитектуры Красноярского края

    www.krasplace.ru

    Блог Красноярской краевой научной библиотеки

    Прогулки с архитектором 

    Фото:

    с сайта krasplace.ru,

    В.Вагановой

    mus-pozdeyev.ru

    Поздеев Андрей Геннадьевич — Интернет-энциклопедии Красноярского края

    Андрея Геннадьевича Поздеева называют «солнечным художником», «сибирским Матиссом».

    Андрей Поздеев. Источник: www.artinternational.ru Андрей Поздеев. Источник: www.artinternational.ru

    Советский и российский художник. Член Союза художников СССР (1961). Участник Великой Отечественной войны.

    Андрей Поздеев родился в 1926 г. в селе Нижний Ингаш Красноярского края. Умер в 1998 г. в Красноярске.

    Окончил Красноярскую художественную школу имени В. И. Сурикова.

    Мать Поздеева, Евдокия Ивановна, была простой крестьянкой родом с Ангары. Отец, Геннадий Данилович, был почтовым служащим, коренным сибиряком родом с Енисея. Служба отца была связана с постоянными переездами, поэтому семья перемещалась преимущественно вдоль Енисея и жила в поселках. Андрей Поздеев принадлежал к исконному сибирскому роду и искренне гордился этим, говоря: «Я — енисейский мещанин. В роду — кузнецы, столяры-краснодеревщики, мать родом с Ангары».

    Рисовать Поздеев начал рано. Уже в 11 лет, в 1937 г., он получил свою первую награду за портрет Пушкина, выставленный на конкурсе детского рисунка.

    Во время Великой Отечественной войны Поздеев работал на Красноярском заводе комбайнов — вытачивал боеприпасы, после чего сбежал к бабушке в Тюхтет. За побег с завода Поздеев получил полгода колонии. Директор колонии, «молодой, красивый дядька», как высказывался о нем Андрей Геннадьевич, добывал для него краски. На его первых картинах маслом появились морской, воздушный и артиллерийский бои. В 1943 г. Поздеев попал в ряды Красной Армии, служил на Дальнем Востоке в Маньчжурии и на Курилах. Сильное впечатление на него произвела обратная сторона войны, грязная и кровавая, что в дальнейшем нашло выражение в его работах. Будучи на службе, он заразился тяжелой формой туберкулеза, лечение проходил в Минусинске.

    my.krskstate.ru

    К 90-летию со дня рождения Андрея Поздеева: история жизни художника | КУЛЬТУРА

    27 сентября исполнилось бы 90 лет со дня рождения Андрея Поздеева. Художника-легенды. Его картины выставлены в Третьяковской галерее. А красноярцам посмотреть его работы практически негде. В городе нет ни одной постоянно действующей выставки работ Андрея Поздеева. Единственное место, где можно найти картины художника, - его творческая мастерская, где он работал последние 18 лет своей жизни.  

    Дом художника

    Поздеев не восходил по мраморным лестницам получать золотые призы, не приглашался на парадные приемы, не увенчивался лаврами. Он пережил голод и холод, был заключенным и солдатом, кочегаром и тружеником искусства. Но его живопись далека от крестного пути художника. Если она и касается жизненных невзгод, то представляет их в сложной иносказательной форме символов, придуманных самим художником, а следовательно, нуждается в расшифровке и в напряженной работе воображения. Это все, что оставил нам в наследство наш современник, ходивший по улицам города вместе с нами.  

    В мастерской на ул. Ленина до сих пор живет душа художника. В мастерской на ул. Ленина до сих пор живет душа художника. Фото: АиФ/ Светлана Хустик

    Дом, где сегодня живет творчество художника, - на первый взгляд обыкновенная многоэтажка в центре Красноярска. Лишь приглядевшись, можно заметить, что на последнем, седьмом этаже необычно высокие окна в пол. Это мастерские художников.  

    Дом построен специально для них. И в 1980 году Андрею Геннадьевичу дали здесь квартиру на 6-м этаже. А этажом выше он получил мастерскую. Выбирал сам, ему нужна была большая стена и максимальный отход от нее для того, чтобы писать картины большого формата. Как раз в это время художник задумал библейскую серию, для которой было необходимо большое панно. В итоге написал 15 работ. Две сегодня находятся в Третьяковской галерее: «Пир шутов» и «Сотворение мира», одна - «Голгофа» - в музее Церетели. Остальные работы хранятся в КИЦе, их выставляют изредка по праздникам.  

    Мастер рядом со своими работами. Мастер рядом со своими работами. Фото: Фонд Андрея Поздеева

    «Он очень любил эту мастерскую. Однажды в разговоре с друзьями выяснилось, что эта мастерская - графическая. В ней прострельный свет: окна на восток и на запад, и довольно темная. Возникли разговоры об Альбрехте Дюрере (известный немецкий график) и о том, что у него мастерская была вся черная, чтобы лучше были видны белые листы. Андрей Геннадьевич загорелся и начал красить мастерскую в черный. Покрасил пол, одну из стен и пришел в ужас - получилось очень депрессивно. Стену тут же перекрасил в белый, а пол с тех пор так и остался черным. Вообще, эту мастерскую мы стараемся сохранять в том виде, в котором она была при художнике. Кисти, тюбики с краской, предметы быта, атмосфера», - рассказывает Валерия Гурьянова, президент фонда имени Андрея Поздеева и друг семьи.

    Калтат - одну из серий художник посвятил любимым Столбам. Калтат - одну из серий художник посвятил любимым Столбам. Фото: Фонд Андрея Поздеева

    Секрет Поздеева

     Андрей Поздеев родился в селе Нижний Ингаш Красноярского края. Учился плохо. А вот рисовал с пяти лет. В 4-м классе получил приз на краевом конкурсе за рисунок, на котором был изображен Пушкин. В начале войны за то, что уехал к маме с работы на комбайновом заводе, попал на 6 месяцев в тюрьму, где оформлял стенгазеты и делал трафареты для татуировок.

    В 17 лет ушел на фронт, воевал на Восточном фронте. Писал для офицеров, которые посылали картины своим женам. Потом его комиссовали, и он отправился в Туру лечиться. После переехал в Минусинск, где работал в Мартьяновском музее. Вернувшись в Красноярск, поступил в художественную школу в класс Андрея Прокопьевича Лекоренко. По сути дела, учился сам: рисунку, смешиванию красок, графике.

    Всю жизнь Поздеев работал с российскими красками. Даже когда начали появляться зарубежные, говорил: «Я не знаю их свойств, не знаю, как они смешиваются». Он создавал необычные цвета. Даже черный был у него не плоским и однородным, а составным. И художники, которые сегодня пытаются копировать его работы, находя их не очень сложными по композиции, пребывают в растерянности. Его рисунки легко можно расчертить сеткой и перенести на холст. Но когда дело доходит до подбора цвета, картина распадается.

    Одна из главных тем творчества - цветы. Одна из главных тем творчества - цветы. Фото: АиФ/ Светлана Хустик.

    Цветы охапками

    Сказать точно, сколько картин оставил Поздеев, не берется никто. Он писал 72 года. Много работ дарил друзьям и знакомым, они до сих пор то и дело выплывают где-нибудь на дачах. Некоторые уничтожал. Если они, по его мнению, не выполняли ту задачу, которую он ставил в начале работы. Валерия вспоминает, как художник писал картину «Вознесение»:  

    «Это черно-белая работа, состоящая из треугольников. Совершенно абстрактная: нечто ромбовидное вдруг взмывает вверх. Равномерная и симметричная как по вертикали, так и по горизонтали. Он писал ее, когда один глаз уже был поражен катарактой. Очень спокойно и аккуратно кисточкой закрашивал примыкание черного с белым, что-то при этом говорил».  

    Но если смотреть на эту картину, она полна не только экспрессии, но и сакральности, потому что это Вознесение Христа. Перед ней хочется остановиться, как в церкви перед иконой.

    Наверное, каждый из нас при упоминании о Поздееве представляет его цветы. Сложно найти художника, который так трепетно и нежно изображал розы, георгины, гладиолусы, астры, лилии и сирень. Когда появились деньги, покупал букеты охапками, так как писал только с натуры. От этих картин как будто веет сладковатым ароматом. Еще одна известная тема - Столбы. Им посвящена целая серия - «Калтат». Калтат - это речушка в заповеднике, куда он приезжал на несколько дней и с упоением работал.  

    Серия «Люди» Серия «Люди» Фото: Фонд Андрея Поздеева

    В конце жизни он вновь вернулся к работе с натурой. Произошло это после картины «Ева». На фиолетовом фоне светлая фигурка с рыжими волосами. Девушка для того, чтобы позировать ему, отращивала волосы три года. А вообще, он не выбирал людей для натуры. Часто это происходило случайно. У мастера осталось много портретов людей, которые вообще бывали в его мастерской всего один раз в жизни случайно.

    Бедный, но свободный

    Поздеев - уникальный художник еще и потому, что до конца жизни остался верен лишь своем искусству. Его было невозможно заставить писать, ему было нельзя заказать работу. Он абсолютно не продавался никому и ни за какие деньги. Говорил: «Я хочу быть бедным, потому что я хочу быть свободным». И многие художники, которые работали на заказ, очень ему завидовали. Хотя выстоять было сложно, времена были тяжелые. И наверняка, если бы он жил ближе к Москве, его, за это желание быть свободным, просто бы уничтожили. Пытались и в Красноярске. 

    «Многие годы не было не только персональных выставок Поздеева - его картины вообще не выставлялись. Худсовет их отбирал, печатал каталоги выставок, где были и его работы, но на выставки они не попадали. Цинично отмечали: «Ты, Андрюша, выпадаешь, твою работу как повесишь, так непонятно, что рядом вешать, - все блекнет», - вспоминает Валерия.

    Два близких человека всегда были рядом. Два близких человека всегда были рядом. Фото: Фонд Андрея Поздеева

    Жил очень аскетично. Краски, холсты, материалы - все это было в долг. Доходов практически не было. Спасала пенсия по инвалидности и зарплата жены Валентины Михайловны, учителя русского языка и литературы. Никакого звания не было. Единственная награда - это серебряная медаль.

    Другом, соратником, верным помощником и любимым человеком для художника была супруга. Каждый день ровно в два часа он спускался из мастерской на обед. Когда Андрей Геннадьевич был слаб после болезни, она, сама хрупкая, маленькая женщина, таскала его кассетницу, в которой находились картонные листы бумаги и этюды. А по вечерам читала ему Пушкина и Кафку, которых он очень любил. Сегодня она и Валерия Гурьянова занимаются наследием художника. Валерия в семье Поздеевых давно. Ученица Валентины Михайловны часто бывала в гостях, помогала художнику, убиралась в мастерской, мыла окна, просто была рядом. Когда в 1998 году художника не стало, они с Валентиной Михайловной решили создать общественный фонд его имени. Его главная задача - сохранение творчества художника.  

    Так получилось, что в миллионном городе сегодня нет места, где бы можно было организовать постоянную выставку работ Андрея Поздеева. В юбилейный год в течение недели будет показано около 500 его картин: «Цветы», «Начальный период», «Заключительный период», «Печатная графика». И у нас с вами есть уникальный шанс их увидеть. Возможно, единственный.

    Абстракция Поздеева Абстракция Поздеева Фото: Фонд Андрея Поздеева

    Расписание работы выставок:

    Уже открылись и работают выставки:

    «Цветы Андрея Поздеева»

    Дом художника, пр-т Мира, 56

    «Картины Андрея Поздеева»

    На Подмостках, ул. ак. Вавилова, 25

    Предстоит открытие:

    27 сентября

    «Путь художника»

    Художественный музей, пр-т Мира, 12

    Открытие в 17:00

    29 сентября

    «Цвет жизни»

    МЦ «Площадь Мира», пл. Мира, 1

    Открытие в 19:00

    30 сентября

    «Печатная графика»

    Каменка, ул. ак. Павлова, 21

    Открытие в 19:00

    1 октября

    «Цветы для Поздеева»

    Школа им. А. Г. Поздеева

    пр-т Мира, 115-а, стр. 1

    Открытие в 15:00

    www.krsk.aif.ru

    Сайт музея художника Андрея Поздеева

    в «Музей доброго человека» школы № 69 города Красноярска. 

    КЛИКНУТЬ ФОТОПАНОРАМУ

    Нам часто задают вопросы:

    • Почему вы посвятили музей именно Андрею Поздееву?

    • Почему  вы организовали  музей?

    • Как был создан музей?

    «Сейчас у нас эпоха пересмотра многих взглядов. Но важно не опровергнуть тот или иной взгляд,а разбить упрощенную точку зрения на жизнь, на искусство, на человека». Андрей Поздеев.  Автопортрет. 1949г.             Привоз. 1954г.

     Паруса. 1960г.           Осенний стол. 1963г.

     Вечер. Стоянка такси. 1958г.           Готовые к рейсу. 1959г.  «На улицах я работал в разное время года, не было места где работать, а это - великолепная мастерская. Я столько переписал этот город! И всё это пульсирующее, живое - всё рядом. Это всё время жизнь, движение. Удивительно, дом ведь тоже заполнен людьми, он живой. Я к нему так и относился. Как машинка бежит, как люди идут и даже деревья как растут. Вот я это состояние и писал...».  Здесь живешь ты. 1960г.                Цветы одного лета. 1967г.«Заповедник «Столбы». Там изба, полуземлянка вся в цветах. Там животные ходят-бродят. Какое чудо, вот это чудо! Порхнуло что-то, понесло его на эти неведомые запахи...На миг какое-то определенное состояние , чтобы там дух был и запахи эти были, и дуновение какое-то, то,что «Миг» называется. Это удивительная вещь-миг...»

    Корзина сирени. 1969г.        Подсолнухи. 1960-е гг.        Декоративный букет. 1993г.«...Цветы я всегда писал и люблю их. Это великолепное существо - цветы. Это живое существо, невероятно разное. Красота, прелесть, нежность. Я не могу от этого отказаться. А через цветы я могу увидеть другие сюжеты и несюжетные выходы...»

     Цветы, палитра и художник. 1973г.        Портрет отца. 1974г.       В гостях у Авроры Даниловны. 1986г.  «Понятие сути человеческого характера складывается из привычек, отношения к окружающему миру. Как человек играет, как защищается, маску какую надевает - безвинную или жестокую, какое платье у него, как он руки держит, как ходит, как говорит. И вот из этих всех вещей возникает целое, и начинаешь чувствовать, из чего этот человек состоит. И отдача иногда очень любопытной бывает. Все равно человек будет похож, даже не внешне - внутренне, и те, кто его знают, будут узнавать. Не обязательно точно написать глаза, овал лица. Можно выразить это какой-то маской, и будет удивительно похож человек. Вот в чем дело. То есть здесь обнажается очень много, и человек иногда пугается. Пугается того, что увидел художник. Если и я не почувствую человека, я не буду писать».  

    Любовь. 1986г.            Солнышко. 1990г.           Ева и змей. 1997г.   «…Познай самого себя - вот что в этом деле надо помнить. Единственное, что здесь нужно. И вся причина в самом себе. И радость ведь в том, что человек способен развиваться до самого последнего дня. Вот чудо-то какое! Это дело на всю жизнь. И я должен быть в нем чище, как человек. Не врать самому себе. Вот сущность этого громадного духовного дела. А мы превратили все это в профессию. Профессия это, простите, ближе к ремеслу. Без ремесла нет ничего, конечно, но здесь художник обязан головой соображать чего-то. Человек родился с этим и живет до самого последнего дня. Это великое счастье».

     Чаша. 1989г.     Тайная вечеря. 1990г.     Голгофа. 1989г.«...Предположим, пошла  полоса - заинтересовала меня жизнь  Иисуса  Христа. Я попытался что-то  сделать. Грешник, обычный  земной грешник, попытался вот о таком, если  говорить, о человеческом - подобие же человека Он был на Земле...». Андрей Поздеев.

    «Крупные художники используют широкий диапазон знаков, выдающиеся художники изобретают новую, неожиданную систему знаков»

    Жан-Патрик Лебель (французский искусствовед)

     

     

    mus-pozdeyev.ru

    Сайт музея художника Андрея Поздеева

      Бронзовый памятник замечательному Красноярскому художнику А.Г.Поздееву,  давно стал одним из символов нашего города. Работы  Андрея Поздеева хранятся  в Третьяковской Галерее и Русском музее. В Красноярске в постоянной экспозиции КИЦа можно увидеть его последние работы из Библейской серии. Однако, другие работы Андрея Поздеева, более ранние, могут увидеть лишь  немногочисленные посетители мастерской художника. Школьный музей А.Г.Поздеева, своей работой,  пытается восполнить недостаток информации.Особенно эта работа стала актуальной в связи с введением в школьную программу новых предметов «История Красноярского края» и «Культура Красноярского края».Каждый год наш музей посещают более 2000 красноярцев, учащиеся школ Красноярска и учителя края.В декабре 2007 года в школьный музей А.Г.Поздеева был передан Вадимом Серебренниковым новый экспонат – огромная океанская раковина, которая для Андрея Геннадьевича Поздеева, в  80е годы, стала началом новой серии картин «Корабли и раковины».«Корабли и раковины» одна из самых красивых серий в творчествеА.Г. Поздеева, однако, она мало знакома зрителю и почти не встречается в искусствоведческой литературе, посвященной творчеству художника. Краткое упоминание серии даётся в статье Натальи Симкиной,  в альбоме «Андрей Поздеев. Красноярск 1999 год». Отдельные репродукции картин из серии «Корабли и раковины» можно увидеть в каталогах 1992, 1993 года, а так же в 3х томнике «Мир Андрея Поздеева», но отдельных статей, посвященных этой серии не существует!Целю  настоящей работы, является исследование истории картин «Корабли и раковины», а так же создание новой экспозиции школьного музея «Корабли и раковины».Задачи:1.Записать воспоминания вдовы художника - Поздеевой Валентины Михайловны,  друзей А.Г. Поздеева, очевидцев создания серии «Корабли и раковины»:  Вадима Борисовича Серебрянникова, Ваганова Владимира Гавриловича.2. Создать наиболее полный каталог серии картин «Корабли и раковины».3. Сравнить «Корабли и раковины» Андрея Поздеева с работами других художников.Полученные результаты настоящей работы должны стать основой для новой экспозиции школьного музея А.Г.Поздеева, где главным экспонатом и смысловым центром станет раковина, вдохновившая художника на создание серии картин «Корабли и раковины».Глава 1 Океанская красавица  (История создания серии картин «Корабли и раковины»)В декабре 2007 года в школьном музее А.Г.Поздеева появился новый экспонат. Огромная, розовая, очень красивая раковина…В холодном заснеженном Красноярске она выглядит, как свидетельство существования других стран и миров, с тёплыми океанами, невиданными животными и диковинными растениями. Эту раковину нам подарил Вадим Борисович Серебренников. Живущий сейчас в Москве, потомок знаменитого Сибирского мецената П.И.Кузнецова,  давний друг Андрея Поздеева.В 70е годы горный инженер В.Б.Серебренников  проектировал на Кубе Горно-обогатительный металлургический завод «Кастильянос». В 1979 году он отдыхал в 10и километрах от городка Санта Люсия, на маленьком острове, со своими кубинскими коллегами, там, в рифах, и были найдены диковинные раковины разной формы: «Кин Кон», «Тритон». Среди этих раковин была раковина Кобо (Strombus Gigas), Кубинцы называли её «Развёртка»,  редкий и исчезающий вид. Чтобы вывести эти раковины в Советский Союз, В.Б.Серебренникову потребовалось специальное разрешение Кубинской Академии наук.Одна из этих  раковин и станет началом новой серии картин Андрея Поздеева.В октябре 1981 года в Москве проходила легендарная выставка «Москва-Париж». Андрей Геннадьевич занял у молодого художника – Владимира Жуковского 300 рублей и вместе с ним отправился в Москву. Они остановились у Вадима Серебренникова. Попасть на выставку было трудно, огромные толпы Москвичей, а так же приезжих со всех концов страны, любители искусства, осаждали залы выставки. Главным открытием для советских людей были именно русские художники: Шагал, Татлин, Родченко, Кандинский. Именно их работы были украшением той выставки, это было запоздалое открытие, запрятанного в запасниках искусства. Андрей Геннадьевич писал: «Всё что видел, нужно было смотреть 25-30 лет назад, когда ещё не было своего мира, вероятно много лет сэкономил бы….»Благодаря членскому билету союза художников Андрей Геннадьевич мог свободно посещать выставку и приводить с собой своих друзей. А вечером в квартире Вадима Серебренникова, Андрей Поздеев увидел коллекцию кубинских раковин. Художник пришел в полный восторг.Хозяин коллекции предложил Андрею Поздееву выбрать любую из них в качестве подарка. Так морская красавица оказалась в Красноярске, в мастерской художника.Жена художника - Валентина Михайловна Поздеева вспоминает: «Он долго любовался ею.… И потом, вдруг он зовёт меня в мастерскую и показывает мне совершенно невероятный «портрет» раковины. Раковина эта увеличена раз в 20,  большой холст и посередине него совершенно обольстительная  розовая, перламутровая раковина. Красавица!А потом, одна за другой…  и уже несколько красавиц».«Картины «Андрюша» писал легко и радостно, а иногда даже с восторгом. И воспринимались они так же!»«Сначала «Андрюша» писал кораблики. Это был 1980 год. Маленькое прелестнейшее полотно,  там вроде бы ничего и нет. Просто светлая краска, а по голубому фону плывёт нечто вроде «банки из под шпрот» - милый кораблик!» Корабли всегда привлекали художника. Это был символ свободы романтики. Ещё в 50е годы Андрей Поздеев пишет свои великолепные «Паруса» и  «Готовые к рейсу» - 1959 год, «На Енисее» 1963 год, «Паруса» 1960 год.«Во время второй мировой войны «Андрюша» воевал на Дальнем Востоке. Там он оказался на военном корабле, моряки взяли его к себе, как художника. И вдруг  обнаружили, что он абсолютно не подвержен морской болезни.Я не знаю, что он там оформлял? Этот огромный корабль был набит мальчишками, которые умирали от туберкулеза. Быть может, по этому эти корабли были такими милитаристскими и нерадостными».В конце 70х годов,  по воспоминаниям Валентины Михайловны, ещё в старой мастерской появилась новая картина «Корабль». ( Это был холст в тёмных мрачных тонах). «Это была какая-то необычная живопись. Это корабли, которые может быть могут найти место в каком-нибудь большом помещении, потому что они очень монументальны».Андрей Геннадьевич несколько лет работал над холстами, темой которых была война: «Реквием», «Война», «Женихи», «Невесты». Позднее эти темы будут меняться и у художника появятся новые холсты о человеческой жестокости: «Цветы и люди», «Охота на птиц». Тревожное, иногда и  трагическое содержание холстов было связано и с личными переживаниями. Его однополчанин и родственник стал инвалидом в результате нападения на него хулиганов подростков на проспекте Красноярский рабочий. Андрей Геннадьевич опасался поздно возвращаться домой и обратился в Правление Союза художников с просьбой предоставить ему мастерскую и квартиру в новом, строящемся доме на улице Ленина. С помощью Ю.В.Ишханова, квартира и мастерская над ней, были Андрею Поздееву выделены.С новой мастерской в жизни художника начинается новый период.  «Не нужно было тратить время на переезды из мастерской, домой. И что не мало важно Валентина Михайловна ушла из школы, стала домохозяйкой и всегда была рядом».Итак, в начале 80х годов в жизни Андрея Поздеева происходят важные перемены: новая мастерская, внимательная и постоянная забота жены, которая теперь посвящала всё своё время только ему, яркое впечатление от выставки «Москва-Париж», и красивая океанская раковина, поселившаяся в его новой мастерской. Эти события,  разные по своей величине и значению привели к тому, что с  этого момента начался новый, очень продуктивный период в творчестве художника. Мир художника становится более светлым и радостным…. Океанская раковина изменила характер его кораблей.

    Глава 2  «Корабли и раковины»

     «Когда бы не зашел к Андрею у него новый готовый холст, вспоминает друг А.Г.Поздеева - Ваганов В.Г. А темы, какие разные! Тут и портреты, и пейзажи, цветы, и конечно кораблики и раковины. В этих темах Андрей проявлял абсолютную свободу творчества. Работая играючи, с любовью, лёгкой иронией, используя совершенно неожиданные решения в цвете, форме, композиции.В 1987 году зашел к Андрею «помочь окантовать холсты», на мольберте картина 200х250. Только что законченная, на морскую тему.

    Синий фон, заполненный намёками на некие морские элементы: кораблик, раковины, чайки. Всё это крутиться, ползёт, кувыркается.Увидев мой ошарашенный вид Андрей рассмеялся:-«Что, скажешь большую этикетку для консервной банки нарисовал?»-«Да, не похоже это на этикетку и где такую огромную банку найти?»- в тон ему ответил я.- И как называется такая «этикетка»?- А никак, не придумалось название! – ответил Андрей.Позднее эта картина вошла в каталог, как «Корабль. Декоративное панно» Художника восхищали причудливые формы, они давали ему выходы на новые художественные формы и новые художественные образы.

    «Раковина»  1993 год В молочно-розоватой глубинеТая извечный голос океана, Купается в сверкающей волне, Придя в наш мир негаданно-нежданно

    В розовой раковине художника увлекли решения цветовых соотношений. Он пишет на розовом фоне розовую раковину в сочетании с белым перламутровым цветом. Его мало интересует рисунок и внешнее сходство. Он передаёт чувства, нахлынувшие на него перед этим необыкновенно нежным созданием. 

    «Раковина» 1985 год Художник экспериментирует с формой и цветом. Белая раковина, на жёлтом фоне движется и живёт. Голубой центр раковины наталкивает на мысль о зарождении хрупкой жизни.

    «Раковина» 1985 годИгрушкой повелительной волны, Не зная, что и как на белом свете, Поднявшись из бездонной глубины, Несла с собой покой тысячелетий.В холодной сине-зелёной бездне возникает причудливая форма раковины, переливающейся перламутровым цветом. В центре раковины горит и пульсирует всё та же горячая жизнь.  «Художник радовался и писал их, наслаждаясь безудержной игрой фантазии, воображения, когда под его кистью из трёх основных цветов возникало весёлое многоцветие, наивное, по детски непосредственное и одновременно экспрессивное, темпераментно-обострённое».

    «Корабли и раковины» 1986 годВесёлые кораблики качаются на волнах. Желтые и черные полосы наполняют холст непрерывным движением, кораблики жонглируют клубами дыма, а быть может, это маленькие раковины парят в воздухе над морем. В глубине качается на волнах царица раковина. Всё наполнено движением, динамичность которого ещё больше подчёркивается статичным, тёплым солнцем.

     

     

    «Корабли и раковины» Середина 80-х годов Корабли и раковины Андрея Поздеева очень музыкальны, в картинах нет повествования. Спирали, круги – это любимая форма художника. Они объединяют, закручивают холст, а гармоничное сочетание цвета можно выразить только стихами.Бескрайний сад невиданных цветов,

    Застывший лес - торчащих мачт верхушек, Где сменено дыханье парусов Причудливыми формами ракушек.

     

    «Большой корабль» 1985

    Всё помнит: вдаль плывущий, в юдоль тьмы,Волшебный сон - прозрачных рыб мерцанье; Свеченье красок - драгоценный миг, Разбивший вечный сумрак ожиданья.

    «Раковины и корабли» 2-ая половина 80х годов

    Инопланетно-странный силуэт, Проползший рядом, зацепив движеньем; Медузы тонкой лёгкий пируэт; Звезды морской вальяжное скольженье...

     

     

       Иногда в хостах Андрея Поздеева корабли превращаются в причудливых рыб.

    «Корабль» 1986 год  Или в птицу…

     

     

     

     

    «Корабль петуха» 1993 г. - шутка художника. Задорный и задиристый, он несётся по горячим барханам-волнам. Его крылья превращаются в мачты, а хвост в паруса.Собрав лучи горячие извне,Песок сырой пробороздив шипами, Покачиваясь в ласковой волне, Поблёскивает мокрыми боками.Многих художников увлекают причудливые формы раковин: «Натюрморт с раковиной» А. Матисса, «Натюрморт. Раковина и яблоки» Е.Е.Лансере, а так же «Натюрморт с раковиной» К.Канского. (см. Приложение №3) Однако в картинах этих художников, раковины становится лишь частью натюрморта, они сухи и безжизненны. Они только скорлупка давно ушедшей из них жизни. Причудливые, изящные. Но пустые и холодные формы.Раковины Андрея Поздеева - главный персонаж картины, центр композиции. Они движутся, пульсируют и дарят новую жизнь.Друзья художника,  свидетели создания серии «Корабли и раковины», отмечают один интересный факт. В 1986 году, когда Андрей Поздеев заканчивает серию «Корабли и раковины», в мастерской художника рождается новая картина «Сотворение мира»  ставшая началом новой серии. Картина «Сотворение мира», приобретена Третьяковской галереей, казалось бы,  это совершенно другая тема. Но здесь, мы видим,  всё ту же форму раковины, а идея зарождения жизни приобретает космический характер.Таким образом, можно сделать вывод  о том, что серия «Корабли и раковины» Андрея Геннадьевича Поздеева стала началом нового, очень продуктивного периода в его жизни.  Работа над этой темой дала художнику выходы на новые философские темы и библейские сюжеты, которые в начале 90х годов становятся вершиной его творчества.

    Заключение:

    Серия картин «Корабли и раковины» одна из самых красивых у Андрея Геннадьевича Поздеева.Этот великолепный эстетический материал должен стать доступным каждому любителю искусства.Настоящая исследовательская работа восполняет недостаток информации об этом периоде в творчестве художника.В результате работы, на основе воспоминаний вдовы и друзей художника, составлено подробное описание истории создания серии картин «Корабли и раковины». Проанализированы картины художника, а так же составлен каталог серии картин «Корабли и раковины».Любой объект или событие существует в пространстве и во времени. Он приобретает свой статус и значение не сам по себе, а лишь в соответствии с некой точкой отсчёта. Такой точкой отсчёта, для Андрея Поздеева стала океанская раковина. Появление нового экспоната, океанской раковины,  в школьном музее стала точкой отсчёта для новой исследовательской и проектной деятельности.Полученный материал позволил членам совета школьного музея оформить проект «Точка отсчета». В результате, которого должна появиться новая передвижная экспозиция «Корабли и раковины» Андрея Поздеева.Проект получил одобрение организаторов краевой выставки КИЦа «Окно в музей». В апреле 2008 года наша новая экспозиция будет представлена в Культурно Историческом Центре.

    Литература:Андрей Поздеев. Жизнь человека. Красноярск 2004Андрей Поздеев. 100 картин художника А.Г. Поздеева. Москва «Внешторгиздат» 1992Андрей Поздеев. Живопись. Графика. Москва «Внешторгиздат» 1993Андрей Поздеев. 1926-1928. Красноярск 1999Абстракция в России. 20-ый век. В 2х томах «PALACE EDITIONS» Государственный Русский музей. 2001Мир Андрея Поздеева. книга 1. Живопись. «СканРус». Москва 1999Мир Андрея Поздеева. книга 2. Графика. «СканРус». Москва 2000Мир Андрея Поздеева. книга 3. Архив. Воспоминания. «СканРус». Москва 2002Океанская раковина. Стихи. Багаева.Оhttp://www.sunhome.ru/people/Olga_Bagaeva/storyesСимкина Н.В. Статья в альбоме. Андрей Поздеев. 1926-1928. Красноярск 1999Русаков Э. «Свободен, как солнечный зайчик» День и ночь. 2003

    mus-pozdeyev.ru


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта