КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА. Картина шаляпин
Описание картины Валентина Серова «Портрет артиста Ф. И. Шаляпина»
Федор Шаляпин – выдающийся оперный певец, живший в начале двадцатого века. Валентин Серов – прекрасный художник двадцатого века. Неудивительно, что этим личностям дано было встретиться.
Серов часто изображал ярких, талантливых людей на своих портретах. В его творчестве имеются портреты Максима Горького, Левитана, Репина и Лескова. Не мог Серов также упустить возможность изобразить на полотне Шаляпина.
Портрет был написан в 1905 году. Эта картина значительно отличается от обычных портретов Валентина Серова. Во-первых, Федор Шаляпин изображён в полный рост, этим художник хотел показать физическую величественность этой интересной личности. Во-вторых, картина написана ни маслом, ни акварелью и ни карандашом. Портрет сделан углём. И на первый взгляд даже может показаться, что это незавершённое произведение, а эскиз.
Шаляпин на портрете изображен как действительно величественный человек. На нём парадный костюм. Белая рубашка, бабочка, лаковые туфли – всё выглядит безупречно.
Поза Федора Шаляпина раскрепощёна, видно, что он не напрягается, но при этом мы видим его гордую осанку, уверенность. Само тело слегка кажется непропорциональным. Маленькая голова, большие плечи и длинные ноги, но именно так хотел изобразить певца Серов. Художник потрудился и над лицом, оно получилось очень выразительным. Слегка грустное выражение лица героя будто говорит нам, что певец собирается исполнить лирическую песню.
Портрет выглядит очень просто, но он считается одним из самых красивых и точных портретов Шаляпина. У картины абсолютно нет никакого фона. Серов не захотел изображать Шаляпина где-нибудь в ресторане, на сцене или в доме. И получилось, что внимание не уходит на посторонние предметы, а оно сосредоточенно на одном человеке – Шаляпине.
Описание картины Константина Коровина «Портрет Шаляпина»
Хорошо знакомый с импрессионистским Парижем, Константин Коровин написал в этом стиле в 1911 году крупный портрет артиста Шаляпина.
Фигура музыкального деятеля предстает зрителям сидящей на низком кресле. Много внимания уделил художник бытовой живописи. Мужчину окружает французская терраса.
Перед ним расположен стол, о который Шаляпин облокотился правой частью тела. На сияющей белой скатерти сгруппированы ваза с ярким свежим букетом роз в пышной зелени, стеклянное изысканное блюдце с фруктовым ассорти, красивый графин, большая бутыль вина и бокал с налитым алым вином.
Федор Иванович одет в светлый костюм. Он непринужденно закинул ногу на ногу. Взгляд чудесного артиста устремлен в открытое окно, откуда видны зеленеющие кусты освещенного солнцем растения. Лучезарная улыбка озаряет лик музыканта. Ясные глаза открыты навстречу заоконному миру.
Позже, оценивая выставленный собственный портрет, Шаляпин вспоминает как старался удерживать эту обаятельную, артистичную улыбку, позируя Коровину в процессе работы.
Задачей портрета является передача внутреннего, душевного состояния в совокупности с внешней формой человека. На полотне с Федором Ивановичем отсечены все детали характера и явлена нам лишь чистая эмоция – радость. Необычно и гениально решил задачу русский живописец.
Музыкант в работе Коровина выглядит молодым, исполненным жизненных сил, мужественным и статным. Синеватый шелковый бант выдает его артистическую натуру.
Счастливое выражение лица порождается утренней свежестью наступившего нового дня. Кажется, солнце отразилось в лице сидящего на веранде мужчины, одарив его теплом и бодростью.
Техника портрета – выше всяких похвал. Импрессионизм явлен в динамичных мазках масляной краски, в удачно пойманном мгновении яркой жизни замечательного деятеля искусства, которым так восхищался художник Коровин.
opisanie-kartin.com
биография, творчество, портреты, личная жизнь исполнителя.
В великом басе уживалось, кажется, несовместимое: он был богемным и застенчивым одновременно, он был снобом и очень непосредственным и искренним человеком. Предлагаем вашему вниманию десять любопытных фактов из жизни Федора Шаляпина, узнав которые вы, возможно, посмотрите на его личность по-другому.
Младенец Федор Шляпкин
Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Певец родился в ветреном и морозном феврале хилым и болезненным, ничто не предвещало, что впоследствии из этой крохи вырастет богатырь. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. В Богоявленском соборе Казани было весьма прохладно, священник, который крестил младенца, решил провести обряд в сокращенном виде, дабы окончательно не простудить и не заморозить ребенка. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин», исказив фамилию Шаляпина. В таком виде несколько лет назад нашли ее в архиве исследователи творчества певца.
Илья Репин. Портрет Федора Шаляпина. 1882
Валентин Серов. Портрет артиста Ф.И. Шаляпина. 1905. ГТГ
Леонид Пастернак. Портрет Федора Шаляпина. 1913
Первый учитель — регент
Шаляпина нельзя было назвать очень религиозным человеком, но интерес к пению пришел к нему после того, как он однажды случайно зашел на вечернее богослужение в церковь и услышал церковный хор. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. По случайности в одном доме с семьей Шаляпиных жил регент церковного хора, который проверил у юного Федора слух, убедился, что с этим и с голосом все в порядке, и дал ему пару уроков музыкальной грамоты. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Здесь состоялось его первое вокальное выступление.
Двое суток без еды и воды
Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Точнее, дебют этот не состоялся. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Кстати, волнение и застенчивость, несмотря на мировую славу, так и остались в его характере.
«Безумно я люблю торнаги!»
Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Но итальянская балерина Иола Торнаги, с которой он оказался в одной труппе, всерьез вскружила ему голову. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Непостижимо, как это смогла понять Иола, не знавшая тогда русского языка, но согласие на брак было получено.
Федор Шаляпин. Фотография: rufact.org
Федор Шаляпин. Фотография: chtoby-pomnili.com
Федор Шаляпин и Иола Торнаги. 1890-1900 годы. Фотография: aif.ru
Первый блин комом
Первой большой партией Шаляпина на сцене Мариинского театра был Руслан, на подготовку к спектаклю у певца было всего две недели, что оказалось недостаточным. Это был если не оглушительный провал, то явный неуспех, после которого на Шаляпине на какое-то время поставили крест и стали поручать ему лишь небольшие партии. Шаляпин, хотя ему был всего 21 год, отнесся к ситуации мудро и потом часто говорил, что эта ситуация «навсегда вышибла из него самоуверенность».
Баснословный гонорар
Когда Федор Шаляпин получил телеграмму из Ла Скала с предложением исполнить на этой сцене партию Мефистофеля в опере Бойто, певец поначалу решил, что это розыгрыш. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Чтобы театр отозвал свое приглашение, Шаляпин назначил баснословный по меркам тех лет гонорар, в надежде что контракт не будет подписан. Но в театре приняли условия русского баса. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски.
Федор Шаляпин в главной роли в постановке оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Фотография: chtoby-pomnili.com
Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного в постановке оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». 1898 год. Фотография: hrono.ru
Фёдор Шаляпин в роли князя Галицкого постановке оперы Алексанндра Бородина «Князь Игорь». Фотография: hrono.ru
Король и царь
На гастролях в Лондоне с труппой Сергея Дягилева Шаляпин исполнял партию Бориса Годунова в одноименной опере. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Пройти в ложу короля можно было только через зал, что Шаляпин и сделал прямо в гриме и костюме только что сходившего с ума царя Бориса. В королевской ложе возникла пауза, король почему-то молчал, тогда Шаляпин, решивший, что монарх робеет перед величием русской музыки, заговорил с ним первый. Чем нарушил этикет. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук.
Дорогие часы от императора
Шаляпин вообще не робел перед сильными мира сего. Как-то император Николай Второй прислал ему в подарок золотые часы. Шаляпину показалось, что они недостаточно дорогие, те, что были у него на руке, стоили много дороже. И он отослал этот подарок директору Императорских театров Теляковскому вместе с письмом, в котором объяснял, почему он так поступает. Теляковский каким-то образом сумел уладить инцидент, и Шаляпин получил новый футляр с часами от императора. На этот раз часы были очень дорогие.
Не только певец, но и художник
Шаляпин был не только великим певцом и одаренным драматическим актером, но и талантливым художником. Его интерес к живописи начался с зарисовок во время поисков нужного грима к тому или иному образу, что он делал весьма тщательно. Живопись интересовала Федора Ивановича, и он никогда не отказывал себе в удовольствии рассматривать картины старых мастеров. Было среди его друзей и много художников, которых он любил, как он сам говорил, за то, что «они умеют выхватить кусок жизни».
Борис Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина. 1921. ГРМ
Константин Коровин. Портрет артиста Ф.И. Шаляпина. 1911. ГРМ
Константин Коровин. Портрет артиста Ф.И. Шаляпина. 1905. Частное собрание
В партию не вступил
Шаляпин долгие годы сочувствовал социалистическому движению и даже как-то решил вступить в партию. Однажды, гуляя по Капри с Горьким, Федор Иванович спросил у писателя совета: «Не стоит ли мне, Алексей Максимович, вступить в партию социал-демократов?» Горький строго посмотрел на него и ответил: «Ты для этого не годен. Ни в какие партии не вступай, будь артистом, с тебя этого довольно». В дальнейшем Шаляпин был очень благодарен Горькому за этот совет.
Автор: Татьяна Мамаева
www.culture.ru
КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА — Философия
Просмотров: 722
Глядя на картину русского художника Бориса Кустодиева Портрет Шаляпина, никогда не подумаешь, что большую часть своей недолгой жизни он проводил в кресле-каталке и писал свои работы, пользуясь своим воображением, уникальной памятью и сложной системой рычагов. Живописец, хоть и был учеником великого реалиста Ильи Репина и дружил со многими передвижниками, не изображал нищие, унылые деревни и мрачные пейзажи. Он выбрал другую живопись – с яркими красками, зрелищную, праздничную, вызывающую радостные чувства. Будучи уже неизлечимо больным, во время великих потрясений – войны, революция, разруха, – известный русский художник Б. Кустодиев пишет беззаботные, почти лубочные, бытовые сценки из жизни маленьких провинциальных городов, будто взятых из пьес Островского, с гуляниями, чаепитиями, ярмарками и красивыми людьми, пышущими здоровьем. И появляется ощущение, что это произведения абсолютно счастливого человека, он создавал портрет-идеал на фоне картины-идеала.
Таким портретом является картина — Портрет Шаляпина, написанная в 1921 году. Идея написания портрета у художника возникла, когда знаменитый русский бас Федор Шаляпин посетил его с предложением работы над декорациями к новому спектаклю. Авантажный певец в роскошнейшей бобровой шубе являлся олицетворением той национальной русской жизни, которую изображал художник, и так и просился на полотно.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….Великий живописец создавал картину Портрет Шаляпина по фрагментам, не имея возможности даже увидеть ее целиком. Огромный портрет (3х4) купил сам Шаляпин и увез его в эмиграцию в Париж, а в 1922 году было написано повторение полотна Портрет Шаляпина, но уже меньшего размера.
Известная картина Кустодиева Портрет Шаляпина
Певец изображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. За спиной певца мы видим горки, балаганы, чайные палатки с пряниками, зазывал и катания на санях. Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах. Импозантный Шаляпин смотрится на этом фоне органично, являя собой образ эдакого русского барина, похваляющегося своей богатой шубой и почти кокетливо отставившего мизинец с дорогим перстнем. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление. В то же время, следуя своему излюбленному приему, живописец изобразил главного героя огромным по сравнению с остальным людом на фоне картины, подчеркнув этим величие и мощь гениального национального певца, которого очень любил.
Смотреть на видео про портреты Бориса Кустодиева
filosofia.ru
Портрет Шаляпина (картина Кустодиева) — ALL
Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году[1][2] в Петрограде — так назывался город в течение 18 [31] августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург.
Холст, масло.
Размеры: 296 x 394[3]
Местонахождение оригинала картины «Портрет Ф. И. Шаляпина»: Париж.
Портрет-повторение 1922 года: Государственный Русский музей. Санкт-Петербург[4][2]; 99 х 80.
Этот портрет считается вершиной творчества художника.
Первоначальное название картины — «Новый город»[4]. Но название не прижилось. А вот Большая Советская Энциклопедия дала другое название этому произведению: «Ф. И. Шаляпин на ярмарке»[5]. Еще одно название полотна: «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде»[3].
Борис Кустодиев[править]
Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен[2]. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника[4]. Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу[6]. И он рисовал, рисовал много. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю, идущую от народной картинки[4]. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…»[7].
История создания[править]
В бывшем Мариинском театре в 1921 году готовилась к постановке опера «Вражья сила» А. Серова[8][9]. Правда, по другим источникам, спектакль ставился чуть раньше, а в 1919 году[10], в 1921 театр взялся за возобновление постановки оперы. Спектакль ставил сам Федор Иванович Шаляпин. Время для постановки было не самым лучшим: послереволюционная разруха привела к голоду и холоду, деньги ничего не стоили — не было товаров; но неотапливаемые театры пытались выживать — как и вся страна.
Декорации к постановке решили заказать художнику Борису Кустодиеву. Шаляпин любил этого художника и позже, в своей автобиографической книге «Маска и душа» посвятил ему такие слова: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной»[4][9].
Поскольку сам Борис Михайлович не мог ходить, Шаляпин отправился к нему договариваться о работе[8]. Была зима, и артист пришел к художнику в теплой бобровой шубе, которой с ним недавно расплатились за концерт вместо гонорара[1].
Художник обратил внимание на роскошную шубу Шаляпина. А дальше состоялся приблизительно такой разговор:
Кустодиев сказал: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!». А Федор Иванович ответил: «Конечно, шуба хорошая. Но, скорее всего, краденая». — «Как же так?» — «Ну ведь я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…». И певец подытожил лозунгом: «Грабь награбленное!». Кустодиев ответил: «Ну, это надо запечатлеть на полотне. Потому что певец, артист и шубу свистнул. Надо запечатлеть!»[8][11].
Для увеличения кликнуть на каждое изображение.
allll.net
Картины, описание картин — Портрет Федора Шаляпина
Изв естность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. Но тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. В 1916 году у него случился паралич ног, и с тех пор Кустодиев навсегда был прикован к креслу. Природа наделила Бориса Кустодиева необыкновенно острой наблюдательност ью и феноменальной зрительной памятью. Когда болезнь лишила его возможности передвигаться, неиссякаемым источником для творчества стал драгоценный запас жизненных впечатлений.Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».
Федор Шаляпин приходил в петроградскую квартиру художника, и, вспоминая родную Волгу, они запевали вдвоем - сначала Шаляпин, потом к нему присоединялся Борис Кустодиев - и пели серьезно, сосредоточенно, будто священнодейство вали. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна. Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть свою картину в нужном отдалении. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.
«Любопытно было смотреть, как «позировала» любимая собака Федора Ивановича - черно-белый французский мопс, - вспоминал сын художника. - Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».
В композиции картины Кустодиев использовал прием высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство. На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, а на самом переднем плане высится величественная фигура Ф.И. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа - яркого, лубочного.
Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины - «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
Борис Кустодиев восхищался творчеством Шаляпина, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такую черту прославленного певца, как самовлюбленност ь. Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся - а не только воротник и шапка - на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках - серая замша и черный лак... Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.
В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная фигура Шаляпина. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров... Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу... А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина - Марфу и Марину и его друга И.Г. Дворищина.
Знаменитого артиста рисовали часто (В.А. Серов, Л.О. Пастернак, К.А. Коровин, И.Е. Репин и др.), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Но работа Бориса Кустодиева в ней занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.
Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов - за широту, размах и «русский дух». Сейчас кустодиевский «Портрет Ф.И. Шаляпина» находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторе ние 1922 года.
www.art-drawing.ru
Разные образы Федора Шаляпина: lenarudenko
В квартире-музее Шаляпина можно узнать о многогранной личности артиста: его театральных ролях, семье, повседневной жизни. Федор Шаляпин предстает в разных образах. После посещения его квартиры хочется узнать еще больше об этом великом артисте.Кстати, роли Ивана Грозного и Дон Кихота знаменитый Шаляпин исполнил не только на оперной сцене, но и сыграл в кино.
Федор Шаляпин был родом из простой крестьянской семьи и благодаря усердной работе шаг за шагом добился мировой славы. Он стал одним из первых оперных певцов, который не только исполнял арии, но и погружался в образ своего персонажа, старался выступить как драматический актер. Актерские искания Шаляпина использовал Станиславский в своей методике.
Инсталляция гримерки Шаляпина, который сам продумывал грим персонажа и самостоятельно гримировался
Шаляпин старался настоять на своем видении роли. Классический образ Мефистофеля певец считал стереотипным, у него было свое представление персонажа. Артист говорил, что Мефистофель вообще должен предстать перед публикой обнаженным. Такое смелое решение воплотить было невозможно даже в прогрессивном Париже.
Первоначальный образ шаляпинского Мефистофеля
«…Мефистофель – одна из самых горьких неудовлетворенностей всей моей артистической карьеры. В своей душе я ношу образ Мефистофеля, который мне так и не удалось воплотить. В сравнении с этим мечтаемым образом – тот, который я создаю, для меня не больше, чем зубная боль…» - писал Шаляпин.
Другой Мефистофель в исполнении Шаляпина. Во многом певцу удалось воплотить в жизнь свой образ демона.
В 1901 году выступление в итальянском «Scala», как вспоминает Влас Дорошевич, оказалось рискованным. Местная публика предвзято и придирчиво относилась к иностранцам, которые брались за роли подобные Мефистофелю. Неловкого смельчака освистывали и закидывали «помидорами». Дорошевич отмечал, что перед выступлением Шаляпина и сам вдруг почувствовал себя «иностранцем» - чужим, «всё был русский и вдруг сделался иностранец» - печально вспоминал он.
Выступление Мефистофеля Шаляпина произвело фурор в «Scala» с первой минуты, публика была в восхищении, а недоброжелателей, которые пытались освистать Шаляпина, чуть не побили.
«В театр было приятно идти так же, как на казнь.Я знаю, как «казнят» в итальянских театрах.Свист, — нельзя услышать ни одной ноты.На сцену летит — что попадёт под руку.Кошачье мяуканье, собачий вой. Крики:— Долой!— Вон его!— Собака!Повторять об успехе значило бы повторять то, что известно всем.Дирижёр г. Тосканини наклонил палочку в сторону Шаляпина.Шаляпин не вступает.Дирижёр снова указывает вступление.Шаляпин не вступает.Все в недоумении. Все ждут. Все «приготовились».Дирижёр в третий раз показывает вступление.
И по чудному театру «Scala», — с его единственным, божественным резонансом, — расплывается мягкая, бархатная могучая нота красавца-баса.— Ave Signor!— А-а-а! — проносится изумлённое по театру.Мефистофель кончил пролог. Тосканини идёт дальше. Но громовые аккорды оркестра потонули в рёве:— Скиаляпино!Шаляпина, оглушённого этим ураганом, не соображающего ещё, что же это делается, что за рёв, что за крики, — выталкивают на сцену.— Идите! Идите! Кланяйтесь!Режиссёр в недоумении разводит руками:— Прервали симфонию! Этого никогда ещё не было в «Scala»!Театр ревёт. Машут платками, афишами.Кричат:— Скиаляпино! Браво, Скиаляпино! Где же клака?*
*Клака - Группа людей, нанятых для аплодирования или освистывания артиста.
Когда Шаляпин в прологе развернул мантию и остался с голыми плечами и руками, один из итальянцев-мефистофелей громко заметил в партере:— Пускай русский идёт в баню.Но на него так шикнули, что он моментально смолк.С итальянской публикой не шутят.— Что же «король клаки»? Что же его банда джентльменов в жёлтых перчатках? — спросил я у одного из знакомых артистов.
Он ответил радостно:— Что ж они? Себе враги, что ли? Публика разорвёт, если после такого пения, такой игры кто-нибудь свистнет!Это говорила публика, сама публика, и ложь, и клевета, и злоба не смели поднять своего голоса, когда говорила правда, когда говорил художественный вкус народа-музыканта.Все посторонние соображения были откинуты в сторону.Всё побеждено, всё сломано.В театре гремела свои радостные, свои торжествующие аккорды правда».
В 1910 году Шаляпин выступил в роли Дон Кихота. Композитор Ж. Массне написал эту оперу специально для Шаляпина. «О Дон Кихот Ламанчский, как он мил и дорог моему сердцу, как я его люблю!» - отзывался певец об этом персонаже.
Шаляпин всегда сам продумывал грим, при работе над ролью Дон Кихота певец даже загримировал своего коня. «При первом моем выезде на лошади, публика, пораженная моим гримом, вся встала и устроила мне овацию. Лошадь, на которой я выезжал, была по моим указаниям «загримирована», я попросил художника оттенить у нее ребра и все кости. Этот «грим» произвел сильное впечатление» - вспоминал Шаляпин.
В гриме с артистом случались и забавные случаи - «Я отправился в театр, заранее загримировавшись в дряхлого старика. Усевшись в повозку, возница, не оглядываясь, тронулся с места. Медленная езда меня утомляла, повышая голос громче и громче, подгонял возницу. Наконец я, понукая извозчика, заголосил громким басом на всю широкую улицу, по которой мой голос проносился словно эхо. Наконец оглянувшись, страшно испугавшись, увидев страшного старика, закричав страшным голосом: «Чёрт! Чёрт!» скрылся в ближайшей подворотне. А я, довольный своим успехом, добрался до театра в гордом одиночестве»
Федор Шаляпин в жизни
После премьеры газеты писали: «Роль эта как бы специально создана для его фигуры. Длинный, сухой, он возвышается над всеми остальными персонажами. Уже первый жест, великолепный грим оставляют неизгладимое впечатление. Остается навсегда в памяти эта длинная, серая, остробородая фигура с выражением непоколебимой торжественной серьезности. С первого же выхода артисту был обеспечен полный успех».
Немецкий критик Дернбург отмечал: «Рыцарь Шаляпина в некоторых штрихах превосходит даже оригинал Дон Кихота. Он никогда не бывает смешон, даже в моменты, когда он отдается самым обманчивым иллюзиям. Его всегда окружает ореол возвышенного идеализма. Он порой кажется заблудившемся в этом грешном мире святым. Внешние конфликты, переживаемые им, незначительны, но внутренний конфликт, в котором Дон-Кихот постоянно находится с внешним миром, поднимает его на высоту трагизма и действует потрясающим образом».
Критик Э. Старк писал о роли Дон Кихота: «…И вот по этим-то разрозненным клочкам, захватывая роль гораздо шире, проникаясь сущностью изображаемого героя неизмеримо глубже, чем на это рассчитывают либретто и музыка, Шаляпин раздвигает такие идейные горизонты, которые и не снились ни либреттисту, ни композитору, создает необыкновенно яркий и гармоничный, безмерно трогательный, рельефный и жизненный и в то же время общечеловеческий образ… «Святой герой» — зовет его Санчо. Да, святой, ибо чист и незлобив сердцем, как ребенок, этот стареющий рыцарь печали. Когда его кристальный образ появился перед нами впервые, вызванный к жизни волшебством Шаляпина, мы пережили мгновения настоящего счастья, и память о нем осталась неизгладимой, потому что, увидев его раз, увидев воплощенной чудесную мечту о Дон Кихоте, невозможно было не полюбить это прекрасное воплощение, а полюбив, будешь до конца жизни хранить его в своем сердце».
Из отзыва писателя Амфитеатрова: «Шаляпин трогал, потрясал, остальные и опера сама, в том числе, прошли при глубоком молчании. Оно было вежливым: Масснэ имеет заслуги, которые публика помнит и ради них милует. Неизбежная клака дала м-ль Арбель жиденький повод повторить испанистый романс под гитару и подчеркнула благопристойное в музыкальном отношении и достаточно горластое исполнение Грессом честных куплетов Санчо-Пансо… Но публика не пригласила маститого автора оперы раскланяться с нею, хотя об его присутствии в зале заранее широко оповещали газеты… Капельмейстер также не был вызван. Когда выходил Шаляпин со всеми другими исполнителями, публика аплодировала, но не чрезмерно, как только он появлялся один — аплодисменты и крики одобрения сливались в восторженный и выразительный гул…»
В 1933 году Шаляпин сыграл Дон Кихота в фильме немецкого режиссера Георга Пабста. Идея экранизировать Дон Кихота была предложена Чарли Чаплиным, с которым Шаляпин дружил. «Я не намерен просто перенести свою игру со сцены на экран. Нет, мне чудится нечто гораздо большее» - говорил Шаляпин во время работы над фильмом, который был снят на трех языках – французском, английском и немецком. Тогда в фильмах еще не было дубляжа, и Шаляпин повторял несколько дублей на разных языках.
Фильм имел «успех ислючительный». Некоторые гуру старого кино отнеслись к игре Шаляпина критически. Мейерхольд писал: «В игре Шаляпина всегда правда, но не жизненная, а театральная. Она всегда приподнята над жизнью — это несколько разукрашенная правда искусства».
Можно посмотреть фильм он-лаин
В дополнение еще немного гримерных деталей.
Грим-мелки шаляпинского времени
А при помощи этого приспособления певцы смачивали горло
Актерский сундучок
Роль Дон Кихота была не единственной кино-работой Шаляпина. В 1915 году Шалапин сыграл в немом кино царя Ивана Грозного. Фильм был снят по мотивам оперы «Псковитянка». Работа беззвучного киноактера певцу не понравилась. «Я, прежде всего, должен констатировать, что не всякий актер может играть для кинотеатра. Для него нужна особая большая напряженность в интерпретации чувств и положений. В опере, в драме артист разрежает эту напряженность речью, свободой жестикуляции, быстротой движения. Перед экраном артист в этом отношении связан. И, признаться, я никогда так не уставал духовно в опере, как теперь, играя Грозного для кинематографа.
Я, в данном случае, как новичок, был в исключительно благоприятных условиях. Мне было все время съемки приятно работать, так как компания подобралась более, чем хорошая. Повторяю, первый произведенный мною опыт дал мне и в отношении художественных запросов и в отношении всей дружной товарищеской обстановки полное удовлетворение. Но если он в Грозном покажет, что я постиг неведомую для меня тайну кинематографического искусства, я не премину пойти и передать целый ряд образов».
Шаляпин в роли Ивана Грозного
Конечно, артист отмечал важность кино, благодаря которому его могут увидеть даже жители отдаленных городов: «Мое выступление в кинематографе — не случайное; я смотрю на будущее кинематографии уповающе и считаю, что в области кинематографии есть такие возможности, которых, пожалуй, не достигнуть и театру. Как артист, я должен сказать, что кинематограф, творящий картины подобно «Соньке Золотой Ручке» и линдеровские водевили, — ничего не стоит. Я выступал в «Псковитянке», убедившись, что кинематограф может художественно запечатлеть сочетание красок, грима и мимики. Я рад и счастлив от мысли, что лента «Псковитянки» может попасть в самые отдаленные уголки глухой провинции и что я, таким образом, буду иметь возможность, быть может, «выступать» в деревнях и селах».
Шаляпин не следовал привычной манере актера немого фильма «таращить глаза, хвататься за голову и трагически оскаливать зубы» - как отмечал драматург Евгений Шварц.
Именно обаяние и игра Шаляпина спасает этот фильм, утверждал Шварц:«С именем Шаляпина органически связано понятие о художественной законченности всего того, в чем он принимал участие. Его Грозный — это лепка огромного таланта скульптора, не только детально изучившего эпоху и характер Царя, но своей русской душой чувствующего этот характер. Особенно хорош в его передаче Грозный эпохи Пскова. Гораздо слабее он в передаче Царя Ивана, еще не получившего своего прозвища, молодого Царя, перед которым еще открыты оба пути: добра и зла и которому еще далеко до выбора одного из них. Здесь чувствуется влияние образа Грозного, с которым Шаляпин уже сжился и от которого ему трудно отрешиться. Поэтому в первой части, в прологе, у Шаляпина при изображении молодого Царя прорываются жесты и движения старого. Но зато в третьей и четвертой частях, где Грозный появляется во всей имеющейся у него власти, где избранный им путь проявления этой власти, ни перед чем не останавливающейся, им совершенно владеет, где Царь оправдывает свое грозное прозвище, эта часть картины бесподобна. Она оставляет огромное, незабываемое впечатление. Она доставляет истинное художественное наслаждение.
Но как только с экрана исчезает образ Грозного, как только зрителя покидает обаяние гениального артиста — как ярко выступают на сцену дефекты картины, которые портят впечатление целого как художественного произведения».«Противники кино надеялись, что даже Шаляпин не сделает «немого» красноречивым. Кинематографическая инсценировка «Псковитянки» с Шаляпиным—Грозным превратила врагов в друзей, а друзей в обожателей. Старый предрассудок, что для кинематографа достаточно таращить глаза, хвататься за голову и трагически оскаливать зубы — рассеялся, как ночи мрак при ярких лучах восходящего солнца. 16-го октября взошло и зажглось всеми искрометными лучами новое солнце экрана — Шаляпин. Говорить о том, как играет Грозного «немой Шаляпин» — это значит повторить все те слова, которые были сказаны о Шаляпине, играющем и поющем грозного царя.
На экране ярко отразились и хищная злоба ехидны, готовой растерзать «ненавистных крамольников», и царственная мощь покорителя Казани и псковской вольницы, и великая скорбь отца, невольного убийцы любимой дочери, «плода юношеской любви».
Во Франции Шаляпин был награжден Орденом почетного легиона
Воспоминания Шаляпина о съемках: «Первое в жизни приглашение играть в кино я получил... в бане, — вспоминал Фёдор Шаляпин. — Обратился ко мне субъект, близко связанный с тогдашними кинематографистами. Фамилия его была Иванов-Гай. У него был хорошо подвешен язык, и он меня совсем опутал. И вот, этому типу удалось меня уговорить сниматься в фильме, да ещё и в роли Ивана Грозного.
Приезжаю на съёмки на натуре. Смотрю, на лугу странно одетые люди ждут кого-то. Около этой группы несколько десятков тощих кляч, одолженных, видимо, в пожарной команде. «Что это?» — спрашиваю. «А это, — говорит Гай, — царская свита. Вы, Фёдор Иванович, не обращайте внимания на их вид. А сыграют они так, что любо-дорого будет смотреть...»Ну, думаю, посмотрим, что дальше будет! Оделся, загримировался, выхожу. И что же вижу: повсюду вокруг меня в землю натыканы какие-то прутики. «Что это?» — спрашиваю. «А это, — отвечает Гай, — специально для вас, Фёдор Иванович, сделано, чтобы вы не выходили за пределы видимости...»
Пепельница с поющим котиком
В роли опричника в фильме снимался молодой Михаил Жаров.
В воспоминаниях Жаров критически отозвался о фильме и игре Шаляпина, утверждая, что драматическая игра и игра в немом кино – вещи несовместимые. Создатели фильма этого различия не учли, поэтому фильм получился смазанным.«Выступая в кинематографе, Ф.И. Шаляпин глубоко обдумал и оригинально обставил лишь материальную сторону своего выступления, а к художественной отнесся с непростительным легкомыслием. Такие безграмотные в художественном отношении и серые картины, какой вышла «Дочь Пскова», русская кинематография создавала на заре своей деятельности, в первых своих опытах.
Ф.И. Шаляпин принес с собою на экран все условности оперной сцены. Там они диктуются артисту музыкою и скрадываются в своей неестественности пением. Здесь же, на экране они явились оскорбительными для здорового глаза позами. Ф.И. Шаляпин не потрудился изучить кинематографический грим; выступил в театральном и получился на экране мазаным. Режиссер г. Иванов-Гай, по-видимому, не пытался бороться с театральщиною, занесенной артистом в кинематограф, так как даже там, где должно было проявиться исключительно его влияние, театральщина царила во всей своей силе. Толпа на вече, псковская вольница, войско Иоанна, все было театральное, в самом дурном смысле этого слова. Был оперный хор, который по заученному в театре шаблону распался на две равные половины, чтобы пропустить в середину «солиста» Ф.И. Шаляпина. Иоанн Грозный вел минную атаку под Казанью, ходил с пушками на Ливонию (Прибалтийский край), а у г. Иванова-Гая войско Иоанна оказалось вооруженным арбалетами.
О псковской вольнице режиссер имеет столь сумбурное представление, что вооружил ее дубьем. Даже менее культурная волжская вольница и та во времена Иоанна явилась в Сибирь вооруженная ружьями. Мешая эпохи и творя сумбур, г. Иванов-Гай, как опытный кинематографщик, хотел щегольнуть умением развернуть пред публикой ряд натурных видов. И вот тут-то обнаружилась его чудовищная художественная бестактность. Он воспользовался для развертывания видовых картин моментом, когда героиня, переживая тяжелые душевные минуты, побежала топиться. Жалкое впечатление производят потуги режиссера внести комизм в некоторых сценах.
Игра самого Ф.И. Шаляпина напомнила игру трагиков старого времени: много позы, подчеркнутая мимика, замедленный жест... В опере все это почти необходимо, но видеть на экране тяжело; вас охватывает чувство стыда за Шаляпина, точно перед вами ходит человек, взобравшийся на ходули. Лет двенадцать назад у Веры Ивановны Фирсановой затевался домашний спектакль. Разучивали под руководством О.А. Правдина «Женитьбу» Гоголя. Ф.И. Шаляпин должен был играть Подколесина. И вот тогда еще сам Шаляпин должен был познать и признать, что игра в опере и игра в драме существенно отличаются одна от другой. С ролью Подколесипа он не мог справиться. Почему же Ф.И. Шаляпин вообразил, что экран способен переносить игру, которую не выдерживает сцена домашнего театра?
Загипнотизированная громким именем Шаляпина, критика кричит сейчас, что шаляпинская «Дочь Пскова» пойдет за границу и будет прославлять там русскую кинематографию. Благодарим покорно за такое прославление!»
Видео фильма
Другой интересный царский образ Шаляпина - Борис Годунов. При работе над ролью Шаляпин придумал - как убедительнее сыграть муки совести царя-детоубийцы - в течение спектакля он надевал под костюм тяжелые пластины, тяжесть которых увеличивал к финалу. С каждым актом от мрачных мыслей и "кровавых мальчиков в глазах" Годунов горбился сильнее и сильнее. В финале оперы Годунов выходил на сцену согнувшись под "тяжестью грехов".
Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова
Консультантом Шаляпина для роли Бориса Годунова стал историк Ключевский. «Когда я попросил его рассказать мне о Годунове, он предложил отправиться с ним в лес гулять. Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смешанному с хвоей. Идет рядом со мною старичок, подстриженный в кружало, в очках, за которыми блестят узенькие мудрые глазки, с маленькой седой бородкой, идет и, останавливаясь через каждые пять-десять шагов, вкрадчивым голосом, с тонкой усмешкой на лице, передает мне, точно очевидец событий, диалоги между Шуйским и Годуновым, рассказывает о приставах, как будто лично был знаком с ними, о Варлааме, Мисаиле и обаянии самозванца».
Итальянская публика приняла необычную для них оперу с восторгом. Критики писали, что Шаляпин в игре достиг Шекспировских высот.
Еще одна знаменитая роль Шаляпина - Сальери в опере Римского-Корсакова.
«Благодаря необыкновенному дару музыкальной декламации, достигающей последней степени совершенства, благодаря неслыханной гибкости шаляпинской вокализации, шаг за шагом развертывается перед зрителем в этой бесконечно льющейся мелодии картина душевного настроения Сальери, глубоко пораженного отравленною стрелою зависти, проходит вся гамма сложных, противоположных ощущений, вся тонкая углубленная психология человека, борющегося между противоположными чувствами: бесконечным преклонением перед гением Моцарта и стремлением устранить его с земной дороги, потому что он слишком ослепителен…» — характеризовал исполнение Сальери критик Старк.
Дирижер Д. И. Похитонов вспоминал один эпизод из этого спектакля:«С величайшим вниманием следил я за игрой Шаляпина во время фортепьянного соло. Пока звучало моцартовское „Аллегретто семпличе“, Шаляпин — Сальери, небрежно откинувшись на спинку стула, спокойно слушал игру Моцарта. Но с первыми мрачными аккордами „grave“ движение руки, помешивавшей чашку кофе, замедлилось и постепенно прекратилось. Шаляпин встал и медленно, обойдя стол, подошел к клавесину, за которым сидел Моцарт. Выражение его лица, темп перехода были замечательной прелюдией к фразам Сальери: „Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у трактира…“ И далее: „Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!“»
Сальери в исполнении Шаляпина вызывает сочувствие зрителя
Комедийные роли тоже нравились Шаляпину. В "Сивильском цирюльнике" он сыграл забавного персонажа - дона Базилио. Однажды в поезде Шаляпин увидел итальянского падре и у него возникла идея создать такой колоритный образ дона Базилио.
Критик Эдуард Старк писал о Шаляпине в роли Базилио: "Своей цели он достиг. Его дон-Базилио - кристаллизованный смех. Едва он вошел, вы уже смеетесь. А появляется он, действительно, преуморительно. Громадного роста, он, входя, складывается пополам; его голова, укрытая мятой шляпой с длинными полями, и верхняя часть туловища выныривают из-за двери; похоже на то, что раньше, чем войти, он приложил глаза к замочной щели, потом надавил рукой половинку дверей и выпрямился, уже переступив порог. Его появление до того смешно, что волна неподдельного оживления прокатывается по зрительному залу. Настроение смеха, охватившее зрителя, все повышается".
Свой успех Шаляпин объяснял талантом и кропотливой работой. «Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески. Не помню, кто сказал: „гений — это прилежание“. Явная гипербола, конечно. Куда как прилежен был Сальери, ведь вот даже музыку он разъял, как труп, а Реквием все-таки написал не он, а Моцарт. Но в этой гиперболе есть большая правда».
О квартире Шаляпина и его личной жизни продолжение следует:
Оглавление блогаМой паблик вконтактеМой facebook, Мой instagramМоя группа в Одноклассниках
И еще - Мои мистико-приключенческие детективы
lenarudenko.livejournal.com