Гюстав Доре: жизнь и творчество художника. Доре картины


Доре, Гюстав. Все картины художника

ПОЭМА О ХРИСТЕРепродукция Мантеньи илиГольбейна – где тело, как пейзаж.Мы привыкли к искажённой были,К мёртвой яви и пейзаж сей – наш.

Как Христа мы снова распинаем,И не Казандзакиса романИстовые суетой – читаем.Мёртв Христос – и это наш изъян.

Жив Христос – и небеса над намиСуммою сияний – жив Христос –Утверждают. Ласковы с грехами,Не стяжаем мы духовных роз.

Воды Иорданские блистаютЖаркою и золотой парчой,И крещеньем света обнимаютСына Человеческого – стой!

Сына Человеческого данныйК обоженью путь не повторим! В нашей современности обманной –Был бы так нелеп. Иди же им!

Голубь в небе нежно золотится.Божий сын на проповедь идёт.Чёрные кругом, тупые лица,Бледных дел пустой круговорот.

Как ему, рождённому в пещереЦарскую стяжать, густую власть?Ехали волхвы, в событье веря.Ада зря алкала жертвы пасть.

Ехали по синему – и круглый –Снегу на верблюдах и ослах.Пастухи шли – ночь цвела абсурдной,Непонятной радостью в сердцах.

…в офисе закручена афера,Руки потирает толстый босс.Есть же, есть и преступлений мера.В сердце ли у всех рождён Христос?

Майстер Экхарт утверждал: РодитьсяВ Вифлееме мог и тыщу раз –Коли в сердце вашем не случитсяТо рожденье – ни о чём рассказ.

Вот в Египет бегство ключевое,Ибо ангел возвещал его.Что же дальше? Сердце беспокояДумаешь? Событий вещество

Тщишься ощутить – иль на ВостокеМудрость света постигал Христос?Но о том евангельские строкиУмолчат. Однако, есть вопрос.

Вот огонь чудесного улова –Ребе приобрёл учеников.Искушения в пустыне словоСвета отменило.Много словЗнаем мы, считая, что в союзеОные с извечным Словом Слов.Честолюбье кто теперь обузеУподобит? Мало кто готов.

…войны пёрли яро на реальность,Войны, где за веру лили кровь.Стрелы, копья, будто жизнь – банальность,И искажена окрест любовь.

В Иерусалим Христос входящий,Вот от алчных очищает храм.Вечери звучанье – настоящей,Не узнать такую людям, нам.

Кем Аримафейский был Иосиф,Кровь Христа собравший в чашу чаш?Бытия долг действием исполнивВ горький, запредельно сложный час.Ты велик, Христос – я знаю, знаю,Я – писатель – черезмерно мал.И – не за тебя, увы, страдаю,Суммою дурных ужален жал.

Ты велик – к тебе я припадаю,Животворно слово! ОживиДушу, коль её не постигаю –Коль она в грехах, почти в крови?

Сад, огнями полный, и пылаютФакелы в руках солдат, и вотВзят Христос, и страсти прободаютЛюд – его полно, чего-то ждёт.

Суд Пилата – суд не суд по сути.А легионеров бы послалПод зилотов их одев…Но путь сейНевозможен, пусть Пилат алкалНищего освободить такого.Но Закон высот не изменить.

Ежели Христос пришёл от слова,То по слову и событьям быть.

Бичевали, ярые, глумились,И венец терновый соплели.И в багровом облаке резвилисьГнева – плотяных забот кули.

Шёл Христос, он шёл, крестом сгибаем,В капсулы в песке творилась кровь.Кровь святая…Хохот, острых баекРвань, и любопытство – где ж любовь?

Шаровой её объём над нами.Нищим кто сегодня подаёт?Кто греха боится? Что ж – не пламя:Грех приятен, он едва ль сожжёт.

Шаровой объём любви над нами.Лабиринтом мук идёт Христос.Что вражду мы подняли на знамяНеуменья нашего вопрос –Неуменья подлинное видеть,Сущность отделить от мишуры.Поклоняйся! Вот тебе рок-идол! Радуйся – жизнь это род игры.

Церкви христианские не могутТрещины любовью исцелить.Нам своё важнее, утром – йогурт,И вообще мы любим сладко жить.

Мы святее! Ко Христу мы ближе! Межцерковный диалог нейдёт.Ничего не видим выше крыши.Не сужу я – размышляю.Вот.

Вот Христос идёт, крестом сгибаем.Вот распят. Воскрес. Лучится свет.Мы растём – и мерно созидаемЖизни сад.И вариантов нет.

gallerix.ru

Гюстав Доре: жизнь и творчество художника

Поль Гюстав Доре (фр. Paul Gustave Doré; 6 января 1832, Страсбург — 23 января 1883, Париж) — французский гравёр, иллюстратор и живописец.

Содержание

Биография Гюстава Доре

Творчество Доре

Интересные факты из жизни художника

Картины Гюстава Доре

Библиография

Биография Гюстава Доре

Поль Гюстав Доре родился 6 января 1832 года в Страсбурге. В декларации мэрии города от 9 января 1832 года значилось, что у Пьера-Луи-Христофора Доре родился сын, названный Луи-Августом-Гюставом.

Отец Доре был инженером, строителем мостов. Он любил читать, и мальчик имел возможность просматривать иллюстрации. Это в значительной мере пробудило в нем влечение к рисованию.

Очень рано Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Он начал рисовать в четыре года, а в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.

В 1841 году семья перебирается в Бур, городок, окруженный богатой природой.

Позднее художник напишет: «Эти зрелища были одними из первых моих живых впечатлений. Они явились теми сильнейшими импульсами, которые образовали мой вкус».

В 1847 году Доре вместе с матерью снова переезжает, на этот раз в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Здесь получает хорошее образование. Здесь же он обретает друзей, впоследствии ставших известными людьми, — Эдмонда Абу (писатель), Ипполита Тэна (историк и теоретик искусства).

Едва поселившись в столице, Гюстав отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону с серией рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон принимает его в число сотрудников с окладом 5000 франков в год.

Творчество Доре

Не получив специального художественного образования, Гюстав много времени проводил в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также часто работал в Национальной библиотеке, где подолгу рассматривал старые гравюры.

Большое событие в жизни молодого художника произошло в конце 1847 года, когда Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии он написал: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве».

Гениальные иллюстрации Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» явились началом нового типа иллюстрированной книги, где рисунки неразрывно сливаются с текстом и свободно чередуются большие и маленькие изображения.

Здесь была найдена счастливая гармония между литературной и иллюстративной частью. При этом художник, не отказывая себе в праве на творческий вымысел, стремится передать неповторимые особенности образного строя произведения.

Дон Кихот Дон Кихот Гаргантюа и Пантагрюэль
Гаргантюа и Пантагрюэль Божественная Комедия. Ад Божественная Комедия. Ад

1854 год для Доре явился не только плодотворным, но и решающим. В этом году появляется альбом литографий Доре «Парижский зверинец». В 1855 года художник заканчивает рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. С осени того же года Доре приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии». Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году.

«В 1860-х годах «деревянная гравюра» начала приобретать популярность у публики, которая вскоре превратилась в манию, — писал П. Лакруа. — Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который публиковал книгу, стремился выпустить ее с иллюстрациями Доре».

По сообщению друга и биографа художника Б. Джеррольда, количество рисунков Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех тысяч.

В 1862 году Доре создает иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бёв, получив это издание Доре, назвал его «подарком для короля». Блестящий критик Поль де Сен-Виктор, увидел в «Сказках» Перро «наивный и заманчивый маскарад. Кажется, что видишь Оберона в костюме маркиза, прогуливающегося с Титанией в воздушном портшезе в сопровождении Ариэля и Пэка, переодетых пажами».

Шедевры импровизации, выдумки, остроумия — рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе (1863). В 1863 же году появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Можно смело сказать, что эти иллюстрации до сих пор остаются непревзойденными.

Интересные факты из жизни художника

Гюстав Доре иллюстрировал книги Рабле, Бальзака, Теннисона, Мильтона, Данте, Сервантеса, лорда Байрона и Эдгара По. Он был известен как скульптор и живописец, занимался литографией.

В 1861 году был опубликован «Ад» Данте, на страницах которого было представлено 76 гравюр. Книга стоила в то время в семь раз дороже самой дорогой книги, но продавалась как горячие пирожки, к удивлению всех, кроме самого Доре. С тех пор она выдержала более 200 изданий.

Ад. Песнь двадцать первая

В 1866 году Гюстава вышла Библия с 238 иллюстрациями и самый известный цикл работ на тему библейской картины мира. Конечно же, ангелов в них — великое множество.

В 1872 году он опубликовал свой ​​ шедевр Лондон: Паломничество, на страницах которого были 180 гравюр, за права на которые Harper & Brothers of America ему заплатили больше, чем $100,000. Доре работал над этим проектом пять лет. Винсент Ван Гог назвал его своим любимым произведением искусства.

В 1882 году Гюставу Доре было выплачено 30,000 франков, чтобы он проиллюстрировал «Ворона» Эдгара По. Эта работа стала для него последней.

В 1896 году выставка его картин гастролировала в Америке. Последняя остановка была в Чикаго, где его работы вызвали настоящую сенсацию. Все рекорды посещаемости Института Художеств в Чикаго, в стенах которого проходила та выставка, были побиты. 1,5 миллиона человек смогли посмотреть его картины в течение восьми месяцев, это примерно 16,000 человек в день.

Последний час работы выставки увидели 4000 человек. И это все при том, что Институт Художеств никогда не посещало такое количество людей; обычная цифра для него – 600,000 в год.

Гюстав Доре смог достичь большой известности при жизни: он стал автором более чем 400 картин и сотни акварельных пейзажей.

Но его воистину бесценное наследие — его гравюры и иллюстрации. Более 4000 опубликованных книг использовали гравюры Гюстава Доре, более 10000 раз использовались его иллюстрации. Их использовал даже Голливуд.

Гюстав Доре был просто гением.

Библиография

  • 100 великих графиков. Москва. Кристалл. 2005.
  • Библия в гравюрах Гюстава Доре с библейскими текстами по синодальному переводу. 470 стр. 2004.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: angel-gift.ru, tonnel.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Гюстав Доре: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Гюстав Доре: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Поль Гюстав Доре | Artifex.ru

История графики знала немало громких имен. И среди них всегда будет выделяться гениальный Поль Гюстав Доре (Paul Gustave Doré). Его иллюстрации упрочили известность десятков великих произведений, надолго пережив своего творца и не давая его славе угаснуть.

В судьбе Доре не было великих потрясений. Тем удивительнее, что художник, никогда не обучавшийся живописи, достиг таких высот в искусстве гравюры. Впрочем, и живопись прекрасно давалась талантливому мастеру – Доре обладал поразительно легкой рукой.

 

Свой путь в искусстве художник начал очень рано. Он родился в 1832 году в Страсбурге и был вторым из трех детей инженера-путейца Пьера-Луи Христофора Доре и Александрины Плюшар. Профессия отца позволяла семейству жить в достатке, и он полагал, что средний сын, подобно своим братьям, пойдет учиться в политехническое училище.

Но с самых юных лет Гюстав Доре мечтал о другом пути. В четыре года, взяв в руки карандаш, он уже не расставался с ним. В пять лет мальчик поражал точностью своих рисунков, а в десять уже создал первые иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Отец пытался отвлечь чадо от рисования, купив ему скрипку. Гюстав и здесь проявил необыкновенную одаренность: вскоре он с легкостью подбирал на слух мелодии, приводя в восторг знакомых. Но музыка все-таки не смогла «победить» живопись.

Во время одной из рабочих поездок отца, в которую Пьер-Луи взял всю семью, Гюстав, которому на тот момент исполнилось 15, пробился в редакцию «Журнал для смеха», чтобы показать свои наброски. Главный редактор Шарль Филипон сначала скептически отнесся к посетителю, но затем, рассмотрев принесенные рисунки, оценил несомненный талант их автора. Он взялся убеждать родителей Доре, что мальчику необходимо остаться в Париже. Это не сразу возымело действие. Лишь спустя несколько месяцев Гюстав с матерью вернулись в столицу, где его определили в лицей Шарлемань и в то же время приняли сотрудником в журнал Филипона с окладом 5000 франков.

В том же году Доре создал ряд сатирических рисунков, посвященных подвигам Геракла, и отнес их в редакцию. В 1847 году они были изданы Обером под названием «Подвиги Геркулеса» в виде отдельного цикла литографий. Это был первый громкий успех в жизни молодого автора.

Классического художественного образования Гюстав Доре так и не получил. Его единственным наставником в свое время был некий господин Дюбуа, преподаватель колледжа Сен-Луи. Но главным стимулом к творчеству у художника были впечатления, почерпнутые из увиденного. Долгие часы он проводил в Лувре, впитывая образы с картин старых мастеров. Должно быть, сыграла свою роль и великолепная память Доре – он рисовал, опираясь на нее, и не прибегал к помощи натурщиков.

К 1851 году отношения с журналом окончательно расстроились, и Гюстав начал работать самостоятельно. Круг тем, интересующих его, был так же широк, как и количество используемых техник. Существуют свидетельства современников, что художник делил свое рабочее время на три части: день посвящал живописи, а утром и вечером занимался графикой. Поражает также плодовитость Доре – уже к 50-м годам созданные им рисунки исчислялись сотнями.

 

В этот период он работал над заказами для дешевых изданий, параллельно рисовал иллюстрации к Байрону, делал цветные гравюры для «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле и «Озорным рассказам» Бальзака.

В 1861 году Гюстав предложил популярному парижскому издателю Луи Ашетту выпустить «Ад» Данте с его гравюрами. Ашетт был полон скептицизма, но вскоре после выхода тиража книги был вынужден признать свою неправоту: экземпляры раскупались с невероятной быстротой, несмотря на высокую стоимость. Успех этого предприятия упрочил положение Доре как ведущего парижского иллюстратора. Следующие циклы «Чистилище» и «Рай» были закончены в 1869 году.

 

Гюстав Доре почти всегда занимался несколькими проектами одновременно. В 1862 году была выпущена Библия с 238 иллюстрациями. До сих пор именно эти изображения являются одними из самых тиражированных работ Доре как гравера. Работоспособность Гюстава удивляла даже его близких. Художник Бурделен, приятель Доре, вспоминал, как тот, переходя от одного наброска к другому, за одно утро создал не менее 20 картин.

 

Личная жизнь Доре остается покрытой тайной. Существуют его ранние портреты членов семьи, матери и одного из братьев, несколько автопортретов. Есть еще одна картина, скорее напоминающая неоконченный набросок, под названием «Мадам Доре». По слухам, на ней изображена жена живописца.

  

Несколько лет Доре провел в путешествиях. В своей поездке по Испании он собрал обширный материал, позднее использованный для создания иллюстраций к «Дон Кихоту» Сервантеса. В этот же период он написал множество гравюр для других изданий. Среди них «Сказки» Шарля Перро, «Потерянный рай» Мильтона и «Басни» Лафонтена.

 

Последней работой Доре стал заказ на иллюстрации к «Ворону» Эдгара По. Итогом его жизни были сотни картин и акварелей. Но главным наследием Доре, несомненно, остаются его гравюры и иллюстрации. Они были опубликованы в различных изданиях более 10000 раз. Стиль Доре хорошо узнаваем, он до сих пор не перестает поражать зрителей, а сам автор по праву признан одним из лучших художников-графиков.

Поль Гюстав Доре скончался в Париже в 1882 году и был похоронен на знаменитом кладбище Пер-Лашез.

artifex.ru

Поль Гюстав Доре - Биография художника, известные произведения, выставки

французский график и живописец. Уже в возрасте четырех лет он проявил замечательный художественный талант, а когда ему было 11 лет, попробовал свои силы в литографии. В 1847 Доре приехал учиться в Париж, а в 1848 заключил контракт с «Журналь пур рир» («Journal pour rire»). Согласно этому контракту художник должен был предоставлять еженедельно одну литографию. Гравюры на дереве к Гаргантюа и Пантагрюэлю Рабле (1854) и Озорным рассказам (1855) Бальзака принесли ему славу. Доре иллюстрировал также многие другие произведения, такие, как Вечный Жид (1856) Эжена Сю, Ад (1861) Данте, Дон Кихот Сервантеса, Потерянный Рай (1866) Мильтона. Широко известны его иллюстрации к Библии (1856). Умер Доре 23 января 1883.

«Великий Доре», «величайший иллюстратор XIX века» — так называют художника исследователи его творчества. Л. Р. Варшавский пишет: «В истории иллюстрации Гюстав Доре занимает исключительное место. Выдающийся представитель не только французского, но и всего европейского искусства второй половины XIX века, он внес в сокровищницу мировой графики непревзойденные по своим художественным достоинствам рисунки, проявив глубокое проникновение в сущность явлений, отразив в них различные стороны жизни современного ему общества, всех его классов и социальных групп».

Поль Гюстав Доре родился 6 января 1832 года в Страсбурге. В декларации мэрии города от 9 января 1832 года значилось, что у Пьера Луи Христофора Доре родился сын, названный Луи Августом Гюставом. Отец Доре был инженером, строителем мостов. Он любил читать, и мальчик имел возможность просматривать иллюстрации. Это в значительной мере пробудило в нем влечение к рисованию.

Очень рано Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Он начал рисовать в четыре года, а в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.

В 1841 году семья перебирается в Бур, городок, окруженный богатой природой. Позднее художник напишет: «Эти зрелища были одними из первых моих живых впечатлений. Они явились теми сильнейшими импульсами, которые образовали мой вкус».

В 1847 году Доре вместе с матерью снова переезжает, на этот раз в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Здесь он получает хорошее образование. Здесь же он обретает друзей, впоследствии ставших известными людьми, — Эдмонда Абу (писатель), Ипполита Тэна (историк и теоретик искусства).

Едва поселившись в столице, Гюстав отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону с серией рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон принимает его в число сотрудников с окладом 5000 франков в год.

Не получив специального художественного образования, Густав много времени проводил в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также часто работал в Национальной библиотеке, где подолгу рассматривал старые гравюры.

Большое событие в жизни молодого художника произошло в конце 1847 года, когда Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии он написал: «"Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве".

В шестнадцать лет Гюстав оказался в гуще бурных событий — февральской революции 1848 года. «Доре был тогда в том возрасте, когда такие грандиозные события оказывают глубокое воздействие на впечатлительную натуру, — пишет биограф художника Б. Рузвельт. — Он изучал эти пульсирующие массы народа и в своем воображении превращал их в грандиозные картины. Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо следя за каждым эпизодом борьбы».

Доре рисует листы: «Луи-Филипп — экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», быстро ставшие популярными.

Гюстав становится самым молодым участником Салона 1848 года с сериями рисунков «Новый Велизарий», «Союз — сила» и «Сцены из жизни пьяниц». С той поры Доре почти ежегодно участвует в выставках Салона, экспонируя как живописные, скульптурные, так и графические произведения.

В 1852 году Доре неожиданно порывает с журналом, чтобы посвятить себя иллюстрации. Он начинает со скромной работы над оформлением небольших и дешевых популярных изданий. Художник пытливо ищет свой путь. Уже в иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» (1854) Доре показывает себя художником могучего воображения, умело облекающего породившую его мысль в форму конкретного образа.

Как пишет Л. А. Дьяков: «Образы, созданные Доре, народны по своей сути. Гаргантюа и Пантагрюэль в иллюстрациях Доре воспринимаются как полноправные участники народной жизни, они естественно „вписываются“ в толпы людей, интерьеры, природу. И все это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей…

Гениальные иллюстрации Доре к „Гаргантюа и Пантагрюэлю“ явились началом нового типа иллюстрированной книги, где рисунки неразрывно сливаются с текстом и свободно чередуются большие и маленькие изображения. Здесь была найдена счастливая гармония между литературной и иллюстративной частью. При этом художник, не отказывая себе в праве на творческий вымысел, стремится передать неповторимые особенности образного строя произведения».

1854 год для Доре явился не только плодотворным, но и решающим. В этом году появляется альбом литографий Доре «Парижский зверинец». Г. Гартлауб отмечает. «Великолепные листы с их свободной самостоятельной переработкой полученных впечатлений от Домье обнаруживают единственно присущую уже тогдашнему Доре способность патетического искажения жеста, костюма и ландшафта, которая, собственно, не столько придает этим листам забавный характер, сколько вносит в них оттенок призрачности. Юноша уже созрел для восприятия решающего явления, уготованного ему современностью, — явления Домье».

В 1855 году художник заканчивает рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. «Образы, созданные Доре, убедительно раскрывают характеры, темпераменты и нравы героев: любвеобилие, хитрость, подозрительность, ханжество, добродушие, чревоугодие, фанатическую исступленность, веселость нрава, — отмечает Л. А. Дьяков. — Современники не верили, что рисунки к „Озорным рассказам“ были выполнены молодым человеком, живущим в Париже и проводящим время среди богемы на улице Мучеников».

С осени того же года Доре приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии». Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году.

Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды — сверкать мрачным стальным блеском, а горы — принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью…»

А вот мнение Г. Гартлауба о гравюрах «Ада»: «Несомненно значительный шаг вперед в развитии героически-патетической стороны дарования художника и вместе с тем часто поражающее нас умение приспособиться к большому формату. Эффектная композиция и в то же время подлинная способность к внутреннему видению пространства и ландшафта порою сливаются здесь воедино, производя необыкновенно сильное впечатление».

«В 1860-х годах „деревянная гравюра начала приобретать популярность у публики, которая вскоре превратилась в манию. Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который публиковал книгу, стремился выпустить с иллюстрациями Доре“. По сообщению друга и биографа художника Б. Джеррольда, количество рисунков Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех тысяч» (П. Лакруа).

Доре обычно делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полуденные часы — живописи, вечера — снова графике. Друг художника, живописец Бурделен, так описывает его метод работы: «Я видел, как Гюстав заработал 10 тысяч франков за одно утро. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: „Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. Пойдем“».

В 1862 году Доре создает иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бев, получив это издание Доре, назвал его «подарком для короля». Блестящий критик Поль де Сен-Виктор, увидел в «Сказках» Перро «наивный и заманчивый маскарад. Кажется, что видишь Оберона в костюме маркиза, прогуливающегося с Титанией в воздушном портшезе в сопровождении Ариэля и Пэка, переодетых пажами».

Шедевры импровизации, выдумки, остроумия — рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе (1863). В 1863 же году появился большой цикл гравюр Доре к «Дон Кихоту» Сервантеса. Можно смело сказать, что эти иллюстрации до сих пор остаются непревзойденными.

«Какой дар! — воскликнул Т. Готье, увидев „Дон Кихота“ Доре. — Какое богатство мысли, сила, интуитивная глубина, какое проникновение в сердце различных вещей! Какое чувство реального и в то же время химеричного!»

Шестидесятые годы — наиболее плодотворный период в творчестве Доре-иллюстратора. В 1864 году он создает иллюстрации к «Легенде о Крокемитене», «Капитану Кастаньету», а в 1865 году иллюстрирует двумястами тридцатью рисунками двухтомную Библию.

Л.А. Дьяков пишет:

«Обращаясь к Ветхому завету, он даст его в плане древнего космизма, стремясь передать грандиозные процессы, переживаемые человечеством на заре цивилизации. Все в этих листах предельно грандиозно и космично: вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищные деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу, подавляющая своими масштабами архитектура древних храмов и дворцов.

Вот почему „фон“, „атмосфера“ является здесь главным, определяющим моментом.

Иллюстрируя Новый завет, Доре более академичен и суховат, несколько скован и сдерживает свою фантазию, хотя в отдельных листах, например в „Апокалипсисе“, дает полную волю своему воображению».

Прибывшего в середине шестидесятых годов в Лондон Доре ждал восторженный прием. Принц и принцесса Уэльские пригласили его на обед, где он был представлен королеве Англии. Жизнь художника складывается вполне благополучно. В гости к художнику приезжают такие знаменитости, как Гуно, Мейербер, Оффенбах, Эжен Сю, Александр Дюма, Гюго, Полина Виардо, Аделина Патти, Ференц Лист. Большая ксилографическая мастерская художника в столице Англии была завалена работой.

Биографы художника отмечают, что с 1860 по 1870 год Доре уделял много времени живописи и что в течение этого периода он легко преодолевал все «технические» трудности масляной живописи. В шестидесятые — начале семидесятых появляются огромные полотна — «Титаны» (1866), «Смерть Орфея» (1869), аллегории на военные темы 1871 года, «Медный змий», «Изгнание торгашей из храма», «Сон жены Пилата», «Избиение младенцев», «Снятие с креста» и другие произведения на библейские и евангельские сюжеты. Но были другие произведения: «Цыгане», «Уличные музыканты», «Монахи во время службы», экспонированные на мюнхенской выставке 1869 года.

В 1871 году художник создает блестящий цикл карикатур «Версаль и Париж», где в острых и удивительно верно схваченных типажах весьма лаконично дал характеристику депутатам Национального собрания 1871 года, собрания политических вампиров, национального позора и катастрофы.

Далее Доре создает многочисленные рисунки к двум фолиантам, рассказывающим о жизни Лондона (1872) и Испании (1874). Л. Р. Варшавский отмечает: «В этих рисунках он добивается большой выразительности, цельности, отражая социально-политическую жизнь, и достигает небывалых высот. „Смотреть на мир, как Бальзак“ — было излюбленной фразой и девизом Доре. В иллюстрациях, рисующих жизнь столицы старой Англии и своеобразный быт Испании, запечатлено художником решительно все, вплоть до самых потаенных уголков городов и дальних сел. Быт показан во всей своей полноте. Значительно раскрыт и характер народа».

В этой связи можно привести рассказ Джеррольда: «Когда мы посетили Ньюгейт, он попросил тюремщика, сопровождавшего нас, оставить его на несколько минут у окна, через которое был виден двор с бродящими по кругу заключенными. Когда мы вернулись, то увидели, что он не рисовал, но глаза его вбирали каждую деталь сцены. „Я скажу вам, — обратился Доре к тюремщику, — что представляет каждый из этих людей“. И он указал на вора, подделывателя документов, грабителя с большой дороги, взломщика. Тюремщик был изумлен, ибо художник точно определил „профессию“ каждого из его подопечных».

После «Лондона» Доре успел создать только иллюстрации к «Неистовому Роланду» Ариосто (1879). Художник умер 23 января 1883 года.

artchive.ru

Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций

Восемьдесят тысяч рисунков, иллюстрации к самым значительным произведениям мировой литературы и Библии. Сотни переизданий по всему миру, прижизненное мировое признание и мода на иллюстрации. «Индустриализированный романтик», «визионер», «народный художник», — все это относится к Гюставу Доре.Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций

Гюстав Доре. Фото 1867 г.

Доре – иллюстратор журналов

В кабинет издателя газеты «Le journal pour rire» Шарля Филипона (знаменитого парижского издателя сатирических журналов) ворвался пятнадцатилетний юноша и, швырнув на стол пачку рисунков, воскликнул: «Вот как это должно быть сделано!»

Шел 1847 год.

Это был Гюстав Доре. Накануне, он с родителями, которых срочно вызвали  в Париж из города Бур, проходил мимо витрины издательства. В витрине были выставлены гравюры. На следующий день, сказавшись больным, мальчик  втайне от родителей отправился в издательство, где предъявил Филипону свои работы и здесь же сделал ряд новых набросков. Затем в кабинет к издателю, которого называли «ловцом талантов» (он умел окружить себя одаренными художниками), пригласили родителей юноши…

Спустя три месяца, в последних числах 1847 года, юный Доре поступил сотрудником в «Le journal pour rire» с окладом в 5000 франков в год. Первая его работа — «Подвиги Геракла» — была опубликована с предисловием. В нем издатели, пытаясь пробудить читательский интерес и заинтриговать публику, сообщили о возрасте художника: «Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве. Второй альбом г-на Доре должен быть выполнен карандашом и появится в феврале». Так Доре стал самым молодым и самым высокооплачиваемым иллюстратором Парижа.

Какие карандаши любил маленький Доре?

Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций

Гюстав Доре. Волхвы, ведомые вифлеемской звездой. Иллюстрации к Библии

Говорят, что Доре никогда не учился. Академического образования он не получал, но его отец, Пьер Луи Христофор Доре был страстным книголюбом. Инженер и строитель мостов имел прекрасную библиотеку. Юный Луи Август Гюстав с любопытством изучал множество книг с иллюстрациями. Старинный дом Доре с остроконечной крышей стоял на одной из узеньких улочек Страсбурга, выходившей прямо к кафедральному собору города. Величественный готический храм, уносящийся своими шпилями под облака, потрясал воображение ребенка. Он навсегда оставался для Доре символом чудесного, необъятного, грандиозного, непостигаемого и бесконечно прекрасного, что только может существовать. Любовь к архитектуре и средневековой стилистике Доре пронес через всю свою жизнь. Из этих детских впечатлений его воображение черпало вдохновение и рождало грандиозные композиции.

Говорят, что первые законченные рисунки Доре делал уже в четырехлетнем возрасте. Во всяком случае, от своей няни Франсуазы он требовал затачивать карандаш с обеих сторон. Так рисовать получалось значительно дольше.

Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций

Гюстав Доре. Голова Иоанна Крестителя. Иллюстрации к Библии

Когда Доре едва исполнилось девять лет, отца перевели в город Бур, где ему поручили проложить железнодорожную линию между Лионом и Женевой. Долина реки Роны, Вогезы, чьи склоны покрыты сосновыми лесами, монастырские развалины Сент-Одиля, старинные улочки Бура —  все это впечатляло пылкого юношу и давало импульс его развитию. И он продолжал рисовать. Хотя родители, как и двум старшим сыновьям, прочили Гюставу карьеру инженера и готовили его к поступлению в политехническую школу, он знал, что будет художником.

Переехав в 1847 году в Париж и осиротев (его отец неожиданного скончался), Доре много времени проводил за школьной скамьей, в лицее Шарлемань. Внимательный наблюдатель с невероятным чувством юмора и буйной фантазией, он сплошь изрисовывал школьные тетрадки карикатурами и жанровыми сценками, над которыми гоготали однокашники. Но не меньше времени он проводил в залах Лувра и Национальной библиотеки. Здесь Доре изучал старинные гравюры. Он не делал копий, но помечал в записных книжках особенности костюмов, головных уборов и поз.

«Вот ваша мастерская и ваши модели»

Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций

Гюстав Доре. Иисус в Гефсиманском саду. Иллюстрации к Библии

В тридцатые годы Филипон создал сатирический журнал «La caricature», в котором собрал «золотой цвет французской графики», мастеров бытового жанра и карикатуры. Среди прочих туда был принят в 1848 году молодой Доре. Здесь он проработал более четырех лет, занимаясь, согласно договору, исключительно карикатурами, которые он выдавал в виде серий еженедельно. За время работы им было создано для Филипона более 2000 иллюстраций.

Как-то Филипон, рассматривая ранние работы Доре, указал на улицу Биржи, шумевшую за окном издательства, и сказал: «Вот ваша мастерская и ваши модели».

События, которые разворачивались перед глазами впечатлительного шестнадцатилетнего юноши, выходили из-под его пера переосмысленными. Это была едкая и гротескная карикатура. Он не писал с натуры ни революцию 1848 года, ни митингов студентов, ни изгнание Луи-Филиппа. Он вообще ничего не делал с натуры, рассчитывая исключительно на собственную память. А зрительная память у него была феноменальная. Доре легко находил художественные решения своим замыслам  — из схваченных на улицах ситуаций, жестов и мимики рождал обобщенные, но реалистичные образы, которые отличала беспощадность и остроумие художника. В 1854 году вышел альбом литографий «Парижский зверинец», где Доре представил публике галерею парижских типажей.

Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций

Гюстав Доре. «Распятие Иисуса и двух разбойников». Иллюстрации к Библии

В этом же году Доре покинул Филипона, сохранив с ним дружеские отношения, чтобы обратиться к книжной иллюстрации и большой литературе. Вполне возможно, что Доре, которому на тот момент двадцать два года, считал карикатуру с художественной точки зрения жанром неубедительным и мелким. А может быть жаждал личного признания, как художника. В любом случае, опыт наблюдения за жизнью и городской суетой, оставили свой отпечаток в манере Доре, его умении через деталь донести образ. «Доре сочетал в себе немецкий порядок и организованность и французский романтизм и впечатлительность», — напишут о нем позже критики. А еще, он умел многое доводить до абсолюта.

Еще в детстве его родители, не видя в увлечении сына живописью перспектив, решили чем-нибудь отвлечь мальчика. Отец купил Густаву скрипку. Но как с легкостью Доре схватывал натуру и в мгновение ока переносил ее на лист бумаги, так же легко и блестяще ему давалась музыка. Он повторял в своих скрипичных вариациях услышанные на улицах города марши и песни. Повзрослев, он также овладел фортепиано и имел прекрасный тенор. Он не скупился и не скрывал свой природный дар, но щедро дарил его окружающим.

Как Доре рисовал ад

В пятидесятые годы Доре работал над иллюстрациями к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Дешевое издание «Сочинения Рабле с иллюстрациями Гюстава Доре» расхватали, как горячие пирожки. Художник мгновенно стал знаменит. Это был его триумф. Публику потрясли мастерски сделанные иллюстрации. Созданные Доре образы не только не мешали восприятию авторского текста, но были сплавлены с литературным материалом настолько, что становились его неотъемлемой частью. Приметой того времени явились названия некоторых природных объектов, скал и уступов, горных кряжей, которые впечатлительные французы называли то зубом, то пальцем, то креслом Гаргантюа и ассоциировали уже не с галльскими мифами и легендами, а с иллюстрациями Доре.

Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций

Пейзаж в Шотландии. Около 1878 г.

Более значительной и серьезной работой стали иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Доре работал над ними с 1855 года. Он изучал фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, много читал и переосмысливал образы, созданные итальянским поэтом. Своему издателю,  Луи Ашету, Доре предложил опубликовать первую книгу — «Ад» — с большеформатными иллюстрациями на дорогой тонированной бумаге и продавать не по пятнадцать франков (это самая высокая цена за экземпляр, которая существовала на книги с иллюстрациями Доре), а по сто. Не иначе, как безумием, вслед за которым грядет разорение, посчитал издатель это предложение. Согласился только тогда, когда Доре пообещал выкупить весь тираж сам.

Карандаш художника на этот раз создал не столько иллюстрации, сколько 76 самоценных произведений, законченных самостоятельных картин. Барокко, романтизм, классицизм, фрески, живопись, Италия, Голландия, средневековье, современность. Доре заимствует и переплетает между собой стили и техники, чужие и свои художественные находки и выдает собственный, глубоко прочувствованный образ. У зрителя создается ощущение, будто видения ада поразили самого Доре и заставили его внутренне содрогаться и трепетать.

Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций

Цветочницы в Лондоне. Около 1875 г.

«Успех! Приходи немедленно! Я осел!», — говорилось в короткой телеграмме, которую Доре получил от Луи Ашета, когда в начале 1861 года тираж поступил в продажу и был полностью раскуплен. Тогда же друг Доре Теофиль Готье в одной из своих статей написал: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды — сверкать мрачным стальным блеском, а горы — принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью.»

Затем Доре рисует «Рай» и «Чистилище». В общей сложности он работал над «Божественной комедией» семь лет (1861-1869) и явился публике в своих рисунках, как могучий поэт-художник. Не случайно же он часто повторял друзьям: «Нет искусства без поэзии». «Божественная комедия» с иллюстрациями Доре претерпела более двухсот переизданий, в том числе была издана в России.

Сорок тысяч иллюстраций Доре: от сказок Перро до Дон Кихота

Доре повезло. Ему выпало жить во времена научно-технического бума. Именно в шестидесятые годы получила развитие фотомеханическое воспроизведение ксилографий (гравюр на дереве) по цинковым клише — гальванокопирование.

Известный петербургский книгоиздатель М. О. Вольф заказывал подлинные доски из Парижа у Мама, собственника рисунков Доре. Именно Вольф в 1874 году впервые в России опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» с иллюстрациями Доре. Книга это имела не просто успех, Доре вошел в моду, а Вольф на этом неплохо заработал.

Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций

Гюстав Доре. Иллюстрация к роману М. Сервантеса «Дон Кихот»

Оригинальный, веселый, энергичный Доре был невероятно плодовит и за раз делал до двадцати рисунков на досках (ксилография тогда вошла в моду), обеспечивая работой полсотни граверов. Сериями выходили из под его рук рисунки — живые, содержательные, демонстрирующие талант Доре-наблюдателя.

bankoboev-ru_gustav_dore_krasnaya_shapochka

Гюстав Доре. Иллюстрации к сказке «Красная Шапочка»

Число авторов, которые мечтали, чтобы их бессмертные произведения проиллюстрировал Доре, просто зашкаливало, от заказов не было отбоя. Но для себя художник решил, что прежде проиллюстрирует самые значительные произведения мировой литературы. В шестидесятые годы он создает рисунки к сказкам Шарля Перро, «Дон Кихоту» Сервантеса, Басням Лафонтена, произведениям Виктора Гюго, Джона Мильтона, Шатобриана. Как писала его друг и биограф Джеррольд, число иллюстраций, сделанных Доре, уже к 1862 году достигало сорока с лишним тысяч. А ведь впереди еще был «Дон Кихот».

Сотворение рыб и птиц. Иллюстрация к поэме Джона Мильтона "Потерянный рай" - Гюстав Доре

Сотворение рыб и птиц. Иллюстрация к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» — Гюстав Доре

Кстати, за впечатлениями Доре ездил в Испанию дважды: в 1855 и в 1862 году (тогда он собирал материал и делал зарисовки). Его Дон Кихот потряс публику не меньше дантевского «Ада», ведь он  был непохож на все те образы, которые в течение трехсот лет создавались художниками. В отличие от многих, Доре увидел в Дон Кихоте не «рыцаря печального образа, созданного ради осмеяния старинных рыцарских романов», а благородного гуманиста, живущего ради других и во имя спасения человечества от зла. Как и иллюстрации к «Божественной комедии», «Дон Кихот» вошел в анналы изобразительного искусства и до сих пор считается непревзойденным.

Проклятие старухи и зеленый петух

Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций

Гюстав Доре. Бродячие акробаты

Несмотря на талант и плодовитость, французская публика видела в Доре только иллюстратора, пусть и величайшего.

Его живопись, а он много писал маслом и акварелью, воспринималась с легкой усмешкой в уголках губ. И для Доре это было как проклятие, услышанное когда-то в детстве. Однажды, как рассказывал Доре друзьям, он получил в подарок от родителей масляные краски. Но у него не было холстов, а рисовать так хотелось. Увидя на улице грязного петуха, он решил чуть подправить ошибку природы и выкрасил птицу зеленой краской. Заснув от трудов праведных, мальчик был разбужен криками голосящих крестьянок. Оказывается, существовала легенда о зеленом петухе, приносящем неурожай и голод. Юноша попытался успокоить всех, объяснив причину преображения птицы, но в ответ от старухи-крестьянки услышал: «Когда-нибудь твою мазню будут очень ругать».

Большого художника в нем увидели англичане. В Лондоне даже была открыта Галерея Доре, существовавшая более двадцати пяти лет, почти до конца XIX века, где выставляли живопись художника. Англичане же инициировали издание Библии с иллюстрациями Доре.

Библия Доре

Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций

Христос покидает суд. 1867-1872 гг.

Над Библией, а это 230 иллюстраций, Доре работал два года (1864-1866). Он сотнями делал эскизы, десятками — рисунки и мучительно искал образы. Главная проблема, с которой столкнулся художник, состояла в том, что не все события Библии могли быть проиллюстрированы. Поэтому Доре решил сосредоточиться на ключевых книгах и наиболее драматических событиях Священного писания. Псалтырь, Послания апостолов, Притчи Соломоновы Доре обошел своим вниманием. Ветхий завет (152 рисунка) он трактовал через призму грандиозных природных процессов, на фоне которых разворачивается история. В Новом завете (78 рисунков) художнику не важна природа, здесь все внимание сосредоточено на персонажах, которые Доре старался создавать, не нарушая иконографического канона.

Гюстав Доре. Рождество Христово

Гюстав Доре. Рождество Христово

Однако, критики неоднозначно приняли роскошное издание с золотым обрезом, которое вышло в 1866 году. Кто-то беззастенчиво упрекал художника в отсутствии академического образования, кто-то, отмечая богатство воображения, наблюдательность и способность воплощать задуманное, ругал за отсутствие психологизма. А кто-то вообще осуждал за оформление (иллюстрации были большого альбомного формата с широкими полями), претендующее на картинное истолкование сюжетов. Но тех, кто увидел в Доре художника-проповедника, все-таки было большинство. Неслучайно Библия с иллюстрациями Доре была переведена на десятки языков и издана во многих странах Европы и Америки. Она претерпела более тысячи переизданий. В России книга впервые вышла в 1876 году в издательстве Вольфа.

«Галерея Доре», открытая в 1867 в Лондоне издателями Фейрласом и Бифортом, привлекала внимание публики. Поэтому однажды владельцы галереи заказали Доре сделать большое полотно по одной из гравюр Библии. Доре с удовольствием согласился и сделал их несколько, ведь англичане признали в нем живописца. Правда говорят, что французы потом шутили, мол, «это же только огромные иллюстрации», на что слышали от англичан в ответ: «ну и что?!»

foma.ru

Поль Гюстав Доре — Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации

 

1 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

«Дон Кихот» 1863

Поль Гюстав Доре — Paul Gustave Dore родился 6 января 1832 года в Страсбурге. В декларации мэрии города от 9 января 1832 года значилось, что у Пьера-Луи-Христофора Доре родился сын, названный Луи-Августом-Гюставом. Отец Доре был инженером, строителем мостов. Он любил читать, и мальчик имел возможность просматривать иллюстрации. Это в значительной мере пробудило в нем влечение к рисованию.

Очень рано Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Он начал рисовать в четыре года, а в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.

2 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

Поль Гюстав Доре — Paul Gustave Dore. Фотограф Феликс Надар

В 1841 году семья перебирается в Бур, городок, окруженный богатой природой. Позднее художник напишет: «Эти зрелища были одними из первых моих живых впечатлений. Они явились теми сильнейшими импульсами, которые образовали мой вкус».

В 1847 году Доре вместе с матерью снова переезжает, на этот раз в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Здесь получает хорошее образование. Здесь же он обретает друзей, впоследствии ставших известными людьми, — Эдмонда Абу (писатель), Ипполита Тэна (историк и теоретик искусства).

Едва поселившись в столице, Гюстав отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону с серией рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон принимает его в число сотрудников с окладом 5000 франков в год.

3 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

«Подвиги Геркулеса»

Не получив специального художественного образования, Густав много времени проводил в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также часто работал в Национальной библиотеке, где подолгу рассматривал старые гравюры.

Большое событие в жизни молодого художника произошло в конце 1847 года, когда Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии он написал: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве».

В шестнадцать лет Гюстав оказался в гуще бурных событий — февральской революции 1848 года. «Доре был тогда в том возрасте, когда такие грандиозные события оказывают глубокое воздействие на впечатлительную натуру, — пишет биограф художника Б. Рузвельт. — Он изучал эти пульсирующие массы народа и в своем воображении превращал их в грандиозные картины. Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо следя за каждым эпизодом борьбы». Доре рисует листы: «Луи-Филипп — экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», быстро ставшие популярными.

Гюстав становится самым молодым участником Салона 1848 года с сериями рисунков «Новый Велизарий», «Союз — сила» и «Сцены из жизни пьяниц». С той поры Доре почти ежегодно участвует в выставках Салона, экспонируя как живописные, скульптурные, так и графические произведения.

В 1852 году Доре неожиданно порывает с журналом, чтобы посвятить себя иллюстрации. Он начинает со скромной работы над оформлением небольших и дешевых популярных изданий. Художник пытливо ищет свой путь. Уже в иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» (1854) Доре показывает себя художником могучего воображения, умело облекающего породившую его мысль в форму конкретного образа.

4 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Гаргантюа и Пантагрюэль» 1854

5 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

«Гаргантюа и Пантагрюэль» 1854

«Образы, созданные Доре, народны по своей сути, — пишет Л.А. Дьяков. — Гаргантюа и Пантагрюэль в иллюстрациях Доре воспринимаются как полноправные участники народной жизни, они естественно «вписываются» в толпы людей, интерьеры, природу. И все это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей…»

Гениальные иллюстрации Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» явились началом нового типа иллюстрированной книги, где рисунки неразрывно сливаются с текстом и свободно чередуются большие и маленькие изображения. Здесь была найдена счастливая гармония между литературной и иллюстративной частью. При этом художник, не отказывая себе в праве на творческий вымысел, стремится передать неповторимые особенности образного строя произведения.

7 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

«Гаргантюа и Пантагрюэль» 1854

1854 год для Доре явился не только плодотворным, но и решающим. В этом году появляется альбом литографий Доре «Парижский зверинец». В 1855 года художник заканчивает рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. С осени того же года Доре приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии». Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году.

8 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Парижский зверинец» 1854

9 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Парижский зверинец» 1854

10 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

«Парижский зверинец» 1854

Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды — сверкать мрачным стальным блеском, а горы — принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью…»

11 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

Рисунок к «Озорным рассказам» Бальзака 1855

12 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

Рисунок к «Озорным рассказам» Бальзака 1855

«В 1860-х годах «деревянная гравюра» начала приобретать популярность у публики, которая вскоре превратилась в манию, — писал П. Лакруа. — Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который публиковал книгу, стремился выпустить ее с иллюстрациями Доре». По сообщению друга и биографа художника Б. Джеррольда, количество рисунков Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех тысяч.

13 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

14 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

15 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

16 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

17 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

18 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

19 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

20 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

21 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

22 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

23 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

24 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Божественная комедия» Данте 1861-1869

25 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

«Божественная комедия» Данте 1861-1869

Доре обычно делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полуденные часы — живописи, вечера — снова графике. Друг художника, живописец Бурделен, так описывает его метод работы: «Я видел, как Гюстав заработал 10 тысяч франков за одно утро. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. Пойдем».

26 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

Сказки» Шарля Перро 1862

27 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Сказки» Шарля Перро 1862

28 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Сказки» Шарля Перро 1862

29 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

«Сказки» Шарля Перро 1862

В 1862 году Доре создает иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бёв, получив это издание Доре, назвал его «подарком для короля». Блестящий критик Поль де Сен-Виктор, увидел в «Сказках» Перро «наивный и заманчивый маскарад. Кажется, что видишь Оберона в костюме маркиза, прогуливающегося с Титанией в воздушном портшезе в сопровождении Ариэля и Пэка, переодетых пажами».

30 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

«Приключений барона Мюнхгаузена» Распе 1863

31 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Приключений барона Мюнхгаузена» Распе 1863

32 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

«Приключений барона Мюнхгаузена» Распе 1863

Шедевры импровизации, выдумки, остроумия — рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Распе (1863). В 1863 же году появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Можно смело сказать, что эти иллюстрации до сих пор остаются непревзойденными.

Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах. Поль Гюстав Доре похоронен на кладбище Пер-Лашез в 1883 году.

33 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Дон Кихот» Сервантес 1863

34 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Дон Кихот» Сервантес 1863

35 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Дон Кихот» Сервантес 1863

36 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Дон Кихот» Сервантес 1863

37 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Дон Кихот» Сервантес 1863

38 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Дон Кихот» Сервантес 1863

39 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Дон Кихот» Сервантес 1863

40 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

»Дон Кихот» Сервантес 1863

41 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

«Дон Кихот» Сервантес 1863

 

alexsanyabr.blogspot.com

Поль Гюстав Доре — Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации

 

1 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Дон Кихот" 1863

Кол-во 382 | Формат JPG | Разрешение 960х1200 | Размер 132 Mб

Поль Гюстав Доре — Paul Gustave Dore родился 6 января 1832 года в Страсбурге. В декларации мэрии города от 9 января 1832 года значилось, что у Пьера-Луи-Христофора Доре родился сын, названный Луи-Августом-Гюставом. Отец Доре был инженером, строителем мостов. Он любил читать, и мальчик имел возможность просматривать иллюстрации. Это в значительной мере пробудило в нем влечение к рисованию.

Очень рано Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Он начал рисовать в четыре года, а в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.

 

2 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Фотограф Феликс Надар

В 1841 году семья перебирается в Бур, городок, окруженный богатой природой. Позднее художник напишет: «Эти зрелища были одними из первых моих живых впечатлений. Они явились теми сильнейшими импульсами, которые образовали мой вкус».

В 1847 году Доре вместе с матерью снова переезжает, на этот раз в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Здесь получает хорошее образование. Здесь же он обретает друзей, впоследствии ставших известными людьми, — Эдмонда Абу (писатель), Ипполита Тэна (историк и теоретик искусства).

Едва поселившись в столице, Гюстав отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону с серией рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон принимает его в число сотрудников с окладом 5000 франков в год.

 

3 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Подвиги Геркулеса"

Не получив специального художественного образования, Густав много времени проводил в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также часто работал в Национальной библиотеке, где подолгу рассматривал старые гравюры.

Большое событие в жизни молодого художника произошло в конце 1847 года, когда Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии он написал: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве».

В шестнадцать лет Гюстав оказался в гуще бурных событий — февральской революции 1848 года. «Доре был тогда в том возрасте, когда такие грандиозные события оказывают глубокое воздействие на впечатлительную натуру, — пишет биограф художника Б. Рузвельт. — Он изучал эти пульсирующие массы народа и в своем воображении превращал их в грандиозные картины. Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо следя за каждым эпизодом борьбы». Доре рисует листы: «Луи-Филипп — экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», быстро ставшие популярными.

Гюстав становится самым молодым участником Салона 1848 года с сериями рисунков «Новый Велизарий», «Союз — сила» и «Сцены из жизни пьяниц». С той поры Доре почти ежегодно участвует в выставках Салона, экспонируя как живописные, скульптурные, так и графические произведения.

В 1852 году Доре неожиданно порывает с журналом, чтобы посвятить себя иллюстрации. Он начинает со скромной работы над оформлением небольших и дешевых популярных изданий. Художник пытливо ищет свой путь. Уже в иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» (1854) Доре показывает себя художником могучего воображения, умело облекающего породившую его мысль в форму конкретного образа.

 

4 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Гаргантюа и Пантагрюэль" 1854

 

5 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Гаргантюа и Пантагрюэль" 1854

«Образы, созданные Доре, народны по своей сути, — пишет Л.А. Дьяков. — Гаргантюа и Пантагрюэль в иллюстрациях Доре воспринимаются как полноправные участники народной жизни, они естественно «вписываются» в толпы людей, интерьеры, природу. И все это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей…»

Гениальные иллюстрации Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» явились началом нового типа иллюстрированной книги, где рисунки неразрывно сливаются с текстом и свободно чередуются большие и маленькие изображения. Здесь была найдена счастливая гармония между литературной и иллюстративной частью. При этом художник, не отказывая себе в праве на творческий вымысел, стремится передать неповторимые особенности образного строя произведения.

 

7 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Гаргантюа и Пантагрюэль" 1854

1854 год для Доре явился не только плодотворным, но и решающим. В этом году появляется альбом литографий Доре «Парижский зверинец». В 1855 года художник заканчивает рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. С осени того же года Доре приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии». Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году.

 

8 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Парижский зверинец" 1854

 

9 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Парижский зверинец" 1854

 

10 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Парижский зверинец" 1854

Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды — сверкать мрачным стальным блеском, а горы — принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью…»

 

11 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

Рисунок к "Озорным рассказам" Бальзака 1855

 

12 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

Рисунок к "Озорным рассказам" Бальзака 1855

«В 1860-х годах «деревянная гравюра» начала приобретать популярность у публики, которая вскоре превратилась в манию, — писал П. Лакруа. — Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который публиковал книгу, стремился выпустить ее с иллюстрациями Доре». По сообщению друга и биографа художника Б. Джеррольда, количество рисунков Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех тысяч.

 

13 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

14 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

15 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

16 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

17 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

18 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

19 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

20 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

21 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

22 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

23 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

24 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

 

25 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Божественная комедия" Данте 1861-1869

Доре обычно делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полуденные часы — живописи, вечера — снова графике. Друг художника, живописец Бурделен, так описывает его метод работы: «Я видел, как Гюстав заработал 10 тысяч франков за одно утро. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. Пойдем».

 

26 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Сказки" Шарля Перро 1862

 

27 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Сказки" Шарля Перро 1862

 

28 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Сказки" Шарля Перро 1862

 

29 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Сказки" Шарля Перро 1862

В 1862 году Доре создает иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бёв, получив это издание Доре, назвал его «подарком для короля». Блестящий критик Поль де Сен-Виктор, увидел в «Сказках» Перро «наивный и заманчивый маскарад. Кажется, что видишь Оберона в костюме маркиза, прогуливающегося с Титанией в воздушном портшезе в сопровождении Ариэля и Пэка, переодетых пажами».

 

30 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Приключений барона Мюнхгаузена" Распе 1863

 

31 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Приключений барона Мюнхгаузена" Распе 1863

 

32 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Приключений барона Мюнхгаузена" Распе 1863

Шедевры импровизации, выдумки, остроумия — рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Распе (1863). В 1863 же году появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Можно смело сказать, что эти иллюстрации до сих пор остаются непревзойденными.

Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах. Поль Гюстав Доре похоронен на кладбище Пер-Лашез в 1883 году.

 

33 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Дон Кихот" Сервантес 1863

 

34 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Дон Кихот" Сервантес 1863

 

35 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Дон Кихот" Сервантес 1863

 

36 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Дон Кихот" Сервантес 1863

 

37 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Дон Кихот" Сервантес 1863

 

38 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Дон Кихот" Сервантес 1863

 

39 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Дон Кихот" Сервантес 1863

 

40 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Дон Кихот" Сервантес 1863

 

41 | Поль Гюстав Доре - Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации | ARTeveryday.org

"Дон Кихот" Сервантес 1863

Кол-во 382 | Формат JPG | Разрешение 960х1200 | Размер 132 Mб

Скачать книжные иллюстрации можно по ссылке с нашего сервера Fufik

www.arteveryday.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта