Живописец королей и красивых женщин. Жан-Этьен Лиотар. Лиотар картины


Лиотар Жан Этьен ( Jean-Etienne Liotard) — швейцарский художник

Цитата сообщения truskovalentЛиотар Жан Этьен ( Jean-Etienne Liotard) — швейцарский художник

Ранее о художнике:http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post381890704

Лиотар Жан Этьен

( Jean-Etienne Liotard) —

швейцарский художник

5229398_Liotard (550x688, 44Kb)

Отец художника — Антуан Лиотар родился в семье французских протестантов, был ювелиром, но после 1685 года по религиозным причинам бежал из маленького французского городка Монтелимар в Швейцарию. В Женеве и родились братья-близнецы Жан-Этьен и Жан-Мишель.Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи.

В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем в 1725 году Лиотар, опять же вместе с братом, отправился в Париж. Здесь они продолжили образование в студии гравера и миниатюриста Жана-Баттиста Массе.

5229398_Liotard1 (546x700, 86Kb)

Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу. Лиотар написал картину «Давид в храме», которая была удостоена премии Парижской Академии художеств. Критики предполагали, что художник займется историческим жанром, но академики и коллеги убедили, что его призвание — портретный жанр.Портреты Лиотара отличаются большим разнообразием. В одних ощутима связь со стилем рококо, с присущей ему любовью к нарядным и сложным костюмам, к обилию мягких струящихся тканей, изяществу грациозных поз и движений. Таковы портреты «Мадам Эпине», «Читающая девушка», «Мадам Боэр», «Шоколадница». В других, более многочисленных портретах преобладает стремление к объективной и точной характеристике.Это видно в портретах Марии Терезии, маршала Морица Саксонского, жены художника, мадам Коньяр («Дама в кружевах»). Люди в этих портретах даны, как правило, крупным планом и приближены к зрителю, ничто не отвлекает в них внимания от главного — от лица. Художнику явно импонируют такие черты характера, как энергичность, активность, уверенность в себе.

5229398_Liotard3 (550x700, 76Kb)

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи. Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе — в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете.

Лиотар за более чем 60 лет творческой жизни создал огромное количество портретов. При этом, как пишут искусствоведы, он всегда стремился показать объективную и точную характеристику образа. Художник не скрывал недостатков своих героев, что противоречило эстетике стиля рококо, направленного на приукрашивание и даже лесть. Это «правдолюбие» Лиотара и отличает его от других французских портретистов XVIII века, например, Ватто и Буше. Некоторые критики даже ругали художника за отсутствие «элегантного стиля», при этом называя его пастельные портреты «изящными и нежными».

Источник:http://metuncer.moy.su/news/zhan_ehten_liotar_zhen..._etienne_liotard/2014-06-06-50

2a6f45bed347 (554x700, 246Kb)

Ami-Jean de La Rive, 1758, Pastel on parchment,Museum of Art and History, Ginevra

6ac432e7ce47t (502x700, 260Kb)

Maria Christina, Duchess of Teschen

6e8c0c2f7940t (570x700, 262Kb)Portrait of the countess of Сoventry

10beaf9834a9t (612x700, 263Kb)Marie Antoinette of Austria, Future Queen of France

80aa770ab6b3t (544x700, 213Kb)George, Prince of Wales

291cc14e1e1et (528x700, 204Kb) Marie Josèphe von Sachsen

2226e0a7fc5c (543x700, 246Kb)Marc Liotard de la Servette, 1775, Pastel on paper,Museum of Art and History, Ginevra

226428-7be18-28521609-m750x740 (571x700, 337Kb)Portrait of Isaac-Louis de Thellusson, 1760, pastel on parchment,Oskar Reinhart Foundation, Winterthur

107218864_Jean_201tienne_Liotard17021789_La_Prima_Colazione_1754 (571x700, 296Kb)

" La Prima Colazione ", 1754

d5adc56f6a4f (559x700, 220Kb)David Garrik, 1751, Pastel on parchment,Collection Devonshire, Chatsworth. England

default (571x700, 274Kb)Portrait of a lady at the court Sun

e3b3f68ea007 (514x700, 236Kb)

Portret van Graaf Francesco Algarotti.

e8af538d54c4 (553x700, 278Kb)Francesco I D'Austria, 1744. Pastel on parchment,Herzog Anton Ulrich-Museum. Brunswick

LIOTAR_ZHan_Eten_4 (570x700, 345Kb)Portrait of Julie de Thellusson-Ployard

Liotard9 (470x700, 210Kb)

Marthe Marie Tronchin

Liotard14 (533x700, 274Kb)

Marie Charlotte Boissier

Liotard12 (541x700, 272Kb)

5229398_d847355100f9t (700x544, 77Kb)

Madame Liotard and her daughter

Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию. Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов. Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей).

0_e352f_69642943_XL (440x700, 213Kb)

The Chocolate Girl

Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы. При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые. И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы… Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того – Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги. Вот и разберись, где - правда, а где – легенда.

0b8cd4b207a00bf7096a53b278f278c7 (581x700, 286Kb)A Lady pouring Chocolate

Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка. В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком – пастель того самого Лиотара

6d9f67c4d887t (553x700, 230Kb)La liseuse /Прекрасная читательница

8b2350763a9at (546x700, 231Kb)Portret van een jong meisje, waarschijnlijk Caroline Russell

59663c816fb0t (700x568, 208Kb)Children blowing bubbles

101042 (700x608, 324Kb)Marie Adalaide

Jean-tienne-Liotard-Marie-Adalaide-of-France-Dressed-in-Turkish-Costume (700x585, 280Kb)

Liotard13 (529x700, 305Kb)Portrait of a Young Woman

Liotard15 (505x700, 271Kb)

В восточном костюме

Liotard16 (520x700, 265Kb)

Liotard18 (550x699, 243Kb)Federica Sofia

Lady Ponsonby in costume veneziano

0_12b6bb_ac82c40_XXXL (700x635, 234Kb)

Liotard19 (550x661, 195Kb)

Maria Frederike van Reede-Athlone

5229398_320golddivider (320x50, 13Kb)

hist-etnol.livejournal.com

Живописец королей и красивых женщин. Жан-Этьен Лиотар – Ярмарка Мастеров

Швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара называли живописцем королей и красивых женщин.

Художник работал в технике пастели, очень распространенной в XVIII веке, и владел ею в совершенстве. Но Ж.-Э. Лиотар был не только виртуозным мастером этой техники, но и ее убежденным теоретиком. Он считал, что именно пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов.

Все в его жизни складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался.

В свое время семья Ж.-Э. Лиотара вынуждена была эмигрировать из Франции в Женеву. Будущий художник одно время учился в Париже у гравера и миниатюриста Массе. Потом в жизни Ж.-Э. Лиотара начались годы странствий, во время которых он побывал во многих городах и странах. Он путешествовал как спутник знатных особ, как это часто приходилось делать многим художникам XVIII века.

Путешествия давали Ж.-Э. Лиотару разнообразный материал для наблюдений и приучили его почти к документальной точности зарисовок. Для портретов Ж.-Э. Лиотара характерна исключительная точность в воспроизведении модели, и именно этим художник стяжал себе европейскую славу и приобрел высоких покровителей. Он встретил радушный прием и у австрийской императрицы Марии-Терезии в Вене, и у римского папы в Риме, и у турецкого султана в Константинополе. Всем нравилось в портретах Ж.-Э. Лиотара сходство лиц, законченность в изображении материалов одежды и украшений и красочность его полотен.

По материалам Википедии и рассказу Н.A.Иoниной, издательство "Вече", 2002 г.

Картины, представленные в публикации, выполнены в технике пастели на бумаге или замше.

идеи для вдохновения

пастель

художники

портрет

графика

рисунок

живопись

картины пастелью

Легенда о создании знаменитой картины "Шоколадница" такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история Золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery».

Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённого красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Эта картина примечательна также тем, что на ней впервые был изображен первый фарфор Европы — Meissen.

Первоначально эту работу купил венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи. В одном из своих писем он сообщал:

"Я купил знаменитого Лиотара пастель. Она исполнена в незаметных детрадациях света и с превосходным рельефом. Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев... Заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели. На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и чашкой шоколада."

www.livemaster.ru

Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) - Журнал обо всём

. Это цитата

Жизнь, сотканная из легенд. | Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) - швейцарский художник, работающий пастелью "живописец королей и красивых женщин"

 

 

Загадочные обстоятельства рождения Жана-Этьена Лиотара (1702-1789), тринадцатого ребенка в семье Анны и Антуана Лиотар, полная приключений молодость, проведенная при блестящих дворах европейских монархов, путешествие в Константинополь и возвращение оттуда «турецким художником», странные отношения с супругой и туманная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница» - далеко не все тайны, окружающие личность швейцарского мастера. Авторы недавно опубликованной 1600-страничной биографии Лиотара Рене Лош (Renée Loche) и Марсель Ретлисбергер (Marcel Roethlisberger) признаются, что даже для них в жизни и творчестве художника остается немало загадок.

 

Итак, Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца, покинувшего родной Монтелимар «по неким религиозным причинам» и укрывшегося в Женеве. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи. В то время женевской школы живописи еще не существовало (она сложится к концу XVIII века), зато преподавалась техника миниатюры и эмали – ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем продолжил образование в Париже. Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу.

Шарлотта Мари Boissier

Позднее, в своем «Трактате о живописи » Лиотар объяснит: живопись – «зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», и если «в произведениях природы мазков не видно», то их не следует показывать и на картине. Пастель позволяла добиться желаемого эффекта: мягких и плавных переходов цвета, легкой светотени, тончайшей отделки деталей.

Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции» (1731-1767)

Работы Лиотара, выполненные в реалистичной манере и строгом стиле, отличались от произведений Ватто или Буше, представителей «галантного жанра», предпочитавших декоративное изящество рококо. А портреты Лиотара ничего общего не имели с жанром парадного портрета, популярного при французском дворе. Лиотар считал себя «художником правды» и главным его стремлением было правдоподобие в живописи, изображение без прикрас… что далеко не всегда нравилось знатным дамам, портреты которых он писал!

Портрет мадемуазель Жаке

Неповторимым стилем отличались не только полотна Лиотара, но и его внешность. Из поездки в Константинополь, куда он отправляется по приглашению английского лорда, Лиотар вернется знаменитым не только благодаря своему таланту и необыкновенным пастелям, но и… бороде. В Европе художника окрестят «турком» за эффектную бородку и восточные одежды, и это только добавит ему популярности.

Так что жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность. Тем более что и та, и другая проходили в бесконечной веренице путешествий по всей Европе – Молдавия, Вена, Франкфурт, Париж, Амстердам, Лондон…

Женщина в турецком платье

Чего не скажешь о его брате-близнеце: получив образование гравера в Париже и совершив небольшое путешествие по Италии, Жан-Мишель возвращается в Женеву. Если он не стал таким же великим художником, как его брат, то в семейной жизни, кажется, преуспел гораздо больше: во всяком случае, Жан-Мишель был спокойным примерным семьянином.

Жан-Этьен Лиотар

Вероятно, братья были слишком разными по характеру, чтобы поддерживать близкие отношения. В письмах – по крайней мере, тех, которые известны искусствоведам, – Жан-Этьен совсем не упоминает брата. Кстати, спорным остается и тот факт, что братья, родившиеся в один день, были близнецами. Достоверных свидетельств современников о сходстве художников Лиотар не сохранилось.

Портрет жены художника, Мария Fargues (ca.1718-1784), в турецком платье

Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию.

Жена и дочь ?

Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов.

Девочка с куклой, дочь художника и крестник императрицы Марии Терезии

Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей).

Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы. При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые.

И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы…

Мария-Антуанетта, эрцгерцогиня Австрийская, будущая королевы Франции, в возрасте семи лет

Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того – Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги.

 "Месье Леветт и мадемуазель Glavani в турецком костюме"

Вот и разберись, где - правда, а где – легенда.

Франсуа Троншена (коллекционер произведений искусства?) с картиной Рембрандта (1757)

Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка.

Мария Кристина, герцогиня Тешен 

В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком – пастель того самого Лиотара…

Портрет Марии Аделаиды Франции в турецком стиле одежды

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи.

Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе - в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете.

 Аполлон и Дафна

Три Грации

Жан-Этьену, большому оригиналу своего времени, многие из ценностей XIX века, несомненно, пришлись бы по душе. Он всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»

Портрет Георга, принца Уэльского (позже Георга III)

Читателям, заинтересовавшимся правдой о женевском художнике, мы рекомендуем самую полную из существующих биографий Жан-Этьена Лиотара – 1600-страничный подвиг Рене Лош и Марселя Ретлисбергера, опубликованный издательством Davaco. Особое место в книге занимает исследование о Жан-Мишеле Лиотаре, первый подробный анализ творчества художника, известного гораздо меньше своего брата.В коллекции женевского Музея искусства и истории – 87 пастелей, рисунки, наброски, масляные картины и миниатюры швейцарского художника.

Текст отсюда: http://www.nashagazeta.ch

Жюли де-Thellusson Ployard

La Bella Lectora

Портрет Джона Стюарта, 1-й маркиз Бьют (1744-1814)

Liotard Jean-Etienne Portrait of a lady at the court Sun

Портрет месье Bouër, купец в Генуе

Портрет мадам Boere

Жанна-Элизабет де Селлон (1705-1749), Леди Tyrell, echtgenote сэр Чарльз ван Tyrell

Lady Ann Сомерсет, графини Нортгемптон (в возрасте около 14)

Исаак Луи де Thellusson

Портрет Марии ван Frederike Reede-Атлон в возрасте семи лет

леди Понсонби -урожденная Каролина Кавендиш (1719-1760) - в костюме Венециано

Елизавета Фредерика София, герцогиня Вюртемберг (1732-1780)

Изабелла, Figlia ди Мадам Инфанта

 Портрет императрицы-королевы Марии Терезии, суверенной Австрии, Богемии и Венгрии

Портрет Марии Каролины Австрийской (1752-1814)

Карл Иосиф из Австрии

 

 

kolybanov.livejournal.com

«Прекрасная шоколадница» — загадка знаменитой картины Лиотара

«Прекрасная шоколадница» — портрет аккуратно одетой красавицы, изящно держащей поднос с чашкой горячего шоколада и стаканом воды, — одна из самых известных работ Жана-Этьена Лиотара и жемчужина Галереи старых мастеров в Дрездене. Картину считали шедевром еще при жизни художника.

main «Прекрасная шоколадница» — загадка знаменитой картины Лиотара

Портрет императрицы Марии-Терезии. Жан-Этьен Лиотар, 1762

Образ был создан между 1743 и 1745 годом при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. В то время швейцарский художник находился в Вене, где писал портреты правительницы и ее супруга.

3 февраля 1745 года картину приобрел у Лиотара в Венеции граф Франческо Альгаротти, который был арт-агентом двух монархов — прусского короля Фридриха II и польского короля Августа III Саксонца. Последний в феврале 1751 года писал своему другу, искусствоведу Пьеру-Жану Мариетту: «Я купил картину пастелью около трех футов высотой, написанную знаменитым Лиотаром. На ней изображена молодая немецкая горничная в профиль, несущая поднос со стаканом воды и чашкой шоколада. Картина почти лишена теней, с бледным фоном и светом, который идет из двух окон, отраженных в стакане. Она написана полутонами с незаметными переходами света и исполнена в совершенстве… и хотя это европейская картина, она может понравиться китайцам, которые, как вы знаете, являются заклятыми врагами теней. Что касается совершенства работы, то это Гольбейн в пастели».

«Прекрасная шоколадница» — загадка знаменитой картины Лиотара

Портрет писателя и философа Франческо Альгаротти. Жан-Этьен Лиотар, 1745

Картина входит в коллекцию Галереи старых мастеров в Дрездене с 1855 года.

А вот кто был моделью для «Прекрасной шоколадницы», достоверно не установлено. Вероятнее всего, это одна из незамужних девушек при дворе, поразившая живописца своей красотой. В те дни было принято призывать ко двору юных прелестниц из семей «низшего» дворянства и делать их компаньонками для дам из «высшего» дворянства.

Очень часто утверждается, что Лиотару позировала Анна (Аннель или Наннель) Бальтауф — дочь обедневшего кавалера Мельхиора Бальтауфа, которую, возможно, пригласили ко двору в качестве такой наперсницы. Молодой князь фон Дитрихштейн якобы был поражен ее красотой, влюбился и женился — приведя в смятение весь высший свет.

Эту легенду поддерживала американская шоколадная компания Walter Baker & Company, которая использовала «Прекрасную шоколадницу» Лиотара в качестве своего логотипа с 1883 года. В небольшом буклете с рецептами 1913 года было написано: «Неясно, было ли обязанностью Анны подавать шоколад или же она была светской красавицей, которая позировала в таком костюме. Но, как бы то ни было, своей красотой она так поразила князя Дитрихштейна, что он женился на ней. Этот брак породил множество разговоров в австрийском обществе. Кастовые предрассудки в Вене всегда были очень сильны, а дочь простого дворянина не считалась подходящей партией для придворного…»

«Прекрасная шоколадница» — загадка знаменитой картины Лиотара

Прекрасная шоколадница. Жан-Этьен Лиотар, 1745

Более романтическая версия этой истории гласит, что молодой Дитрихштейн пришел в венское кафе, чтобы попробовать новомодный напиток — горячий шоколад. Там он и встретил Анну Бальтауф, которая обслуживала посетителей. Он мгновенно влюбился в девушку и следующие несколько недель приходил в заведение практически ежедневно. В конце концов он женился на своей пассии, несмотря на сопротивление высшего дворянства. В качестве свадебного подарка он заказал Лиотару портрет невесты в той одежде, в которой встретил ее впервые.

Несмотря на то что начало истории «Прекрасной шоколадницы» больше похоже на сказку, ее продолжение хорошо задокументировано.

В 1881 году Генри Пирс — президент Walter Baker, ведущей компании США по производству какао и шоколада, — приехал в Европу, чтобы познакомиться с методами производства какао. В дрезденской Королевской галерее он увидел картину Лиотара. Его впечатлил и сам портрет, и его романтическая история — и с тех пор «Прекрасная шоколадница» стала одной из первых зарегистрированных торговых марок в экономической истории. С 1880-х образ Анны Бальтауф был запечатлен и растиражирован на миллионах банок какао и рекламных буклетов.

Примерно в 1900 году «Прекрасная шоколадница» вдохновила художника Яна Мюссе (вероятнее всего, это был он) на создание образа «медсестры» для торговой марки Droste. В описании было сказано, что «иллюстрация указывает на полезный эффект шоколадного молока и неразрывно связана с названием Droste».

Во время Второй мировой войны немцы перевезли оригинальную картину в крепость Кёнигштайн. Хрупкому произведению удалось перенести холод и сырость. Пастель вернулась в Дрезден после того, как нацисты отступили под натиском советских войск.

art.mirtesen.ru

«Шоколадница» Лиотара. Главный шедевр художника

Лиотар Шоколадница

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. Пастель, пергамент. 82,5х52,5 см. 1743-1745 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене

Доподлинно не известно, кто позировал Лиотару. Немало на этот счёт легенд. Самая популярная гласит, что перед нами дочь разорившегося дворянина.

Она так приглянулась зашедшему в кафе князю, что он решил жениться на девушке. А перед свадьбой заказал ее портрет в том наряде, в котором полюбил. То есть в наряде шоколадницы.

Скорее это всего лишь красивая легенда. Которая сыграла немалую роль в том, что картина стала одной из самых узнаваемых в мире. Она же является чуть ли не главной визитной карточкой Дрезденской галереи (наряду с Сикстинской мадонной Рафаэля).

Но я не удивлена, почему такая легенда в принципе родилась. Сами ее живописные характеристики наталкивают на мысли о благородстве героини.

Посмотрите, насколько у шоколадницы светлая кожа с нежным румянцем. Девица простого происхождения вряд ли могла себе такое позволить. Ведь ей нужно было немало бывать на воздухе.

Помимо работы в кафе, надо же ещё работу по дому делать: воду из колодца таскать, на базар ходить или даже в огороде возиться. А в этом случае ее кожа непременно была бы смуглее.

Руки ее тоже очень холёные. Лиотар выписал их с особой нежностью. Работящая девушка такого себе тоже не могла позволить. Шитьё, мытьё посуды и прочие бытовые хлопоты непременно наложили бы свой отпечаток.

Лиотар Шоколадница фрагмент

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница (фрагмент). 1745-1747 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене

Выдаёт девушку и статная осанка. Чтобы иметь такую спинку, нужно было следить за ней с раннего детства. А такое было возможно только в рамках благородного семейства.

К тому же Лиотар подобрал невероятные цвета. Золотисто-охристый цвет корсета. Серо-голубой цвет юбки. Нежно-розовый чепец с голубой лентой. Белоснежно-белый цвет передника и платка. Все цвета светлые, подчеркивающие ощущение свежести и ухоженности.

Если бы художник выбрал другие цвета, то впечатление от картины было бы однозначно другим.

Ещё обратите внимание, как тщательно Лиотар выписал стакан и фарфоровую чашку на подносе девушки. Можно сказать, они тоже «из высшего света».

Скорее всего, именно из-за всех этих «благородных» деталей и родилась легенда о даме голубых кровей, попавшей в услужение из-за финансовых проблем семьи.

Но что-то мне подсказывает, что все дело в самом художнике Лиотаре. Он явно обладал тонким вкусом и умел создать благородство там, где его было не в таком количестве. И охотно льстил своим моделям.

Лиотар портрет Марии-Жозефины Саксонской

Жан-Этьен Лиотар. Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции. 1751 г. Рейксмузеум в Амстердаме

Такова была эпоха рококо. Искусство должно было быть легким и нести людям красоту. Сам Лиотар говорил, что живопись – это лишь зеркало, в котором отражается самое прекрасное из реального мира.

Так что все дело в замысле мастера. Он сумел из простой официантки создать красивый, запоминающийся образ. Он и стал главным шедевром мастера.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Удивительный мир портретов Жана-Этьена Лиотара

Маленькая девочка вздрогнула. Слишком молодая, чтобы сидеть неподвижно, она ёрзала внутри жёсткой шелухи своего платья. Белые волосы и ресницы, такие же, как у мальчика рядом, выдавали в них брата и сестру. За всем этим наблюдал бородатый, экстравагантно одетый мужчина в турецком костюме. Этим мужчиной был швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар (Jean-Etienne Liotard, 1702-1789), гений пастельных портретов.

 Madame Marie-Adélaïde de France

Скучающий подросток, уставшая и печальная вдова, высокомерная леди или лорд, оставшийся в душе малолетним хулиганом, — все они смотрят на нас с портретов Лиотара как с фотографических карточек, настолько правдивы их влажные губы, непокорная бахрома платья и блеск украшения из натуральных камней. В руках Лиотара пастель оживает и становится свободной, быстрой, в противоположность медленной и тяжелой олифе. Вот почему в очередь к художнику записывалась вся элита Европы — от коронованных особ до первых красавиц и представителей просвещённой интеллигенции.

Сама фигура художника вызывала у публики восторг своей странностью. Автопортреты изображают его улыбающимся, с щербатым ртом, закутанного в турецкие одежды или в высоких меховых шапках. Его борода напоминала огромное гнездо, пока он не сбрил её, женившись в возрасте 54 лет на женщине, гораздо моложе себя.

 Автопортрет

Один английский критик однажды с издевкой заметил, что именно борода была реальной мерой успеха художника, и это правда. Во многом благодаря своим автопортретам он и приобрёл себе славу. Он был прекрасным портретистом, мастером выразительной жестикуляции и мимики. Посмотрите на портрет его маленькой дочери: прижимая куклу, она подняла один палец, как бы предупреждая — тишина, мой ребёнок спит!

Сын французских гугенотов, бежавших в Женеву, Лиотар первоначально обучался в качестве миниатюриста, а затем переехал в Париж. Далее последовали Рим, Венеция, Амстердам и даже Румыния — везде были готовы заплатить за его портреты. Его самым крупным клиентом была императрица Мария Терезия в Вене. Ёе детей он нарисовал на полупрозрачной бумаге, добившись необычного, нежного блеска: личность каждого ребёнка будто просвечивает сквозь бумагу.

 Мария Фредерика ван Реде-Атлон

Императрица всегда брала эти портреты во все свои путешествия. Во многом это способствовало распространению славы о художнике по всей Европе. Кроме пастели, Лиотар использовал в работе и мел, и краски, и эмаль. В каждой своей работе художнику удавалось находить что-то новое, свежее, раскрывающее нам личность каждой его модели.

 «Шоколадница»

Пожалуй, мало кто не знаком с самой популярной работой художника, знаменитой «Шоколадницей» («La belle chocolatière»), портретом Анны Бальдауф. Но как придворный живописец, рисовавший саму мадам де Помпадур, снизошёл до портрета никому не известной девушки? Легенды окутывают эту историю, и по одной из них красавица Анна, работавшая в одной из венских кондитерских (по другой версии, она была камеристкой императрицы), сразила наповал принца Дитрихштейна, который вопреки обществу и семье женился на девушке и заказал её портрет самому модному художнику. Портрет оказался настолько удачным, что мгновенно стал логотипом — одним из первых в истории экономики. Сегодня это изображение украшает сеть кофеен «Шоколадница».

Множество легенд связано и с жизнью самого Лиотара, его отношениями с женой и родственниками, и даже с самим фактом его рождения. Возможно, следствием этих тайн стало то, что до сих пор в Европе не было ни одной полноценной выставки его картин. Этот факт был исправлен только недавно — в Великобритании открылась первая крупная экспозиция пастелей и эмалевых миниатюр Жана-Этьена Лиотара.

Анна Сидорова © Gallerix.ru

gallerix.ru

Жан-Этьен Лиотар - Биография художника, известные произведения, выставки

Жан-Этьен Лиотар (Jean-Etienne Liotard, 22 декабря 1702 — 12 июня 1789) — один из самых востребованных европейских портретистов своей эпохи, выдающийся пастелист.

Особенности творчества Жана-Этьена Лиотара. Художник владел всеми материалами, включая эмаль и масло, однако наибольшей виртуозности достиг в работе пастелью. Он великолепно передавал текстуру тканей, детали и покрой одежд, а потому его картины — превосходный отчёт о моде того времени. На портретах Лиотара натурщики изображены на простом фоне при характерном освещении и на удивление правдиво. Многие произведения, выполненные на веленевой бумаге, выглядят гладкими, словно фарфоровыми. Рецепт обработки бумаги, найденный в записях художника, включал пемзу и рыбный клей. В нескольких случаях мастер работал на специально подготовленном холсте.

Известные картины Жана-Этьена Лиотара: «Прекрасная шоколадница», «Голландская девушка за завтраком», «Портрет Мари Фарг, жены художника», «Мария-Фредерике ван Рид-Атлоне в семилетнем возрасте», «Натюрморт с чайным сервизом«

Самоучка и неудача Авимелеха

Жан-Этьен Лиотар был младшим сыном торговца из Монтелимара, осевшего в Женеве. Обучение он начинал с миниатюр и росписи эмалью, а в возрасте 21 года отправился в Париж, где поступил на три года в мастерскую гравёра Жана-Батиста Массе. Возможно, именно там он видел работы Розальбы Каррьеры и Жан-Марка Натье, но, судя по всему, его не привлекала участь копииста.

Похоже, Лиотар не завершил традиционного французского обучения и к 1726 году работал самостоятельно. В 1732-м он выставил на конкурс в Академии живописи и скульптуры свою картину «Первосвященник Авимелех даёт Давиду меч Голиафа». В то время 30-летний швейцарец был уже намного старше большинства лауреатов: Франсуа Буше, Шарль-Жозеф Натуар и Шарль-Андре ван Лоо стали победителями ещё не достигнув 21 года. Но, в любом случае, довольно деревянное (если судить по сохранившейся старой фотографии) произведение на религиозную тему не принесло своему автору приза.

Из того периода мало что дошло до наших дней. Работ эмалью и маслом значительно больше, чем пастелью, а лучшей картиной на сегодняшний день считается недатированный портрет Жана Дасье.

Полкило цехинов

После неудачи в Париже в 1735 году Лиотар отправился в Рим, Неаполь и Флоренцию. В Италии он привлёк внимание виконта Данканнона, который пригласил художника в путешествие в Левант, как тогда назывались ближневосточные страны. Во время четырёхлетнего пребывания в Константинополе живописец адаптировался к местным обычаям и стал одеваться «по-турецки». Многие искусствоведы впоследствии пытались отыскать восточное влияние на творчество и характер мастера. Можно сказать, что это отвлекало внимание от его истинного гения, корни которого прочно уходили в портретные традиции Западной Европы.

Помимо этого, «образ турка» сыграл большую роль в становлении популярности Лиотара в Европе, жители которой были восприимчивы к подобной экзотике.

В 1743 году, после поездки в Молдавию, Лиотар отправился в Вену, где имел ошеломительный успех при дворе и написал императорскую семью. Там же, как полагает большинство искусствоведов, была создана и знаменитая «Прекрасная шоколадница», которую художник привёз в Венецию. Картина настолько впечатлила Франческо Альгаротти, агента королей Пруссии Фридриха II и Польши Августа III Саксонца, что тот купил пастель за 120 цехинов (золотых монет, общий вес которых составлял почти полкилограмма).

«Турок» и короли

Из Венеции Лиотар вернулся в Вену, затем поехал в Байройт, оттуда — Дармштадт, а после в Женеву и Лион. К 1747 году его известность была такова, что в трактате о международной торговле отмечалось: «В Европе найдётся не так много художников, которые смогут одержать победу над Лиотаром в искусстве портрета».

В 1748 году мастер возвратился в Париж, на этот раз — с длинной бородой. Вскоре его представил ко двору главный маршал Франции Мориц Саксонский. Вероятнее всего, Лиотар адаптировал свою технику к французским вкусам. За портреты членов королевской семьи ему платили от 300 до 360 ливров (за один, правда, 800). Это была обычная ставка для парижских портретистов того времени, хотя расценки другого популярного пастелиста, Мориса Кантена де Латура, были намного выше. С 1750 года Лиотар подписывался как «peintre du roi», то есть королевский художник. Он был принят в Академию святого Луки, и одно из его произведений хранилось там вплоть до роспуска организации в 1774 году.

В 1753-м Лиотар отправился в Лондон, где пробыл два года. Он практически сразу был представлен члену королевской семьи, о чём свидетельствует заметка в ежедневной газете Old England от 3 марта 1753 года: «На этой неделе турецкий джентльмен, недавно приехавший сюда, очень известный в портретной живописи и знавшийся в Турции с сэром Эверардом Фолкнером, был представлен Его Королевскому Высочеству герцогу Камберлендскому (Уильяму Августу, третьему сыну короля Георга II, — прим. автора) и принят любезно. Этот джентльмен был одет по обычаям своей страны и примечателен своей длинной бородой, интересной формы и завитой».

Августа, принцесса Уэльская заказала Лиотару серию пастельных портретов членов королевской семьи (они до сих пор хранятся в Королевском собрании). Четыре из них (включая рамы и стекло) стоили 108 гиней. А уже упомянутый лорд Данканнон (впоследствии — 2-й граф Бессборо) заплатил 200 гиней за «Завтрак» (Le Déjeuner Lavergne) — это самая высокая цена, которую Лиотар получил при жизни за свою работу (примерно 60 тыс. долларов США в 2015 году, в четыре раза больше, чем стоила «Прекрасная шоколадница»).

Педант без воображения

По некоторым оценкам, в Лондоне художник за год зарабатывал 6 — 7 тыс. фунтов стерлингов (что несколько маловероятно, поскольку подразумевает пару сотен портретов). Естественно, это вызывало негодование его английских конкурентов. Один из них, неназванный, возмущался в прессе: «В то же время у нас есть Фрэнсис Котс, который в пастели безгранично превосходит его». Политический сатирик Джон Шеббеар сделал подобное сравнение (не называя Лиотара напрямую), но вместе с тем осудил англичан за то, что измеряют «ценность его работ длиной его бороды». «Его цены в два раза выше, чем у других; и всё же, если бы не борода, он не был бы лучшим художником, не настолько хорошим, как многие, проживающие в Лондоне», — считал Шеббеар.

Один из современников Лиотара отметил: сходство у него слишком точное, чтобы нравиться натурщикам. «Лишённый воображения, он не мог изобразить того, что не находилось у него перед глазами […]. Веснушки, следы оспы — всё оставалось на местах не столько ради точности воспроизведения, сколько потому, что он не мог представить себе отсутствия чего-то, что видел перед собой», — писал критик. В итоге, по его словам, художник «заработал много в первый год и совсем мало в следующий».

Собственный стиль Лиотара, несомненно, частично был результатом незавершённого традиционного обучения. Например, это видно по портрету Вильгельмины фон Бранденбург-Байройт, где неосвещённая половина лица помещена на тёмный фон, что нарушает основное правило, требующее, чтобы эта часть заднего плана была самой светлой. Сэр Джошуа Рейнольдс сказал: «Его картины — это то, что выходит у дам, когда они рисуют для развлечения». Но за этими словам скрывается страх перед исключительной педантичностью и правдивостью работ самоучки, которые Рейнольдс уничижительно называл «аккуратными».

Борода в коробке

В 1755 году Лиотар вернулся в Голландию, где годом позже женился на Мари Фарг, дочери французского купца-протестанта, жившего в Амстердаме. Для этого художник пожертвовал своей бородой, и по инициативе госпожи Лиотар этот факт широко освещался. Даже в переписке Вольтера с австрийским графом Карлом фон Зинзендорфом упоминается, что во время церемонии бракосочетания борода была уложена в специальную коробку.

Во время пребывания в Голландии Лиотар сделал большое количество портретов, а затем вновь отправился в путешествие в Женеву, Вену, Париж, Нидерланды, Лондон, Бирмингем и снова в Вену.

Будучи в Женеве примерно в 1765 году, художник взял 14-летнего Луи-Ами Арло — единственного официально известного ученика. Через два года мальчик уехал в Париж. Есть свидетельства о ещё одном студенте, которого Лиотар привлекал к написанию портрета Руссо в 1764 году. Но после смерти своего отца молодой человек покинул мастера, и идентифицировать его не удалось.

Помимо прочего Лиотар собирал и продавал работы старых мастеров. В 1761 году его студию посетил агент маркграфини Каролины Луизы Баденской и составил для своей патронессы список из 17 картин, в основном голландских мастеров. Из них аристократка выбрала пять. Десять лет спустя Лиотар выставил в Париже 126 картин — как своих, так и предшественников. Большинство из них остались непроданными. В 1773 году в его доме в Лондоне была организована ещё одна распродажа.

Пастель или… пастель?

Лиотар работал с разными материалами, включая эмаль и масло, но его талант наиболее полно раскрылся именно в пастели. Нам известны 15 его автопортретов. Один из них — созданный в 1744 году — висел в галерее Уффици ещё при жизни художника. Другой, выставленный в Королевской академии в 1773 году, критики описывали как «очень смелый».

В своём «Трактате о принципах и правилах живописи» он заявил о неприятии видимых штрихов пастели, аргументируя тем, что «они не встречаются в природе». Чтобы достичь «эффекта эмали», Лиотар втирал пастель глубоко в поверхность, используя саму палочку, а не специальный стержень. Это меняло отражательную способность материала по сравнению с более лёгким нанесением, и — особенно в сочетании со светимостью пергамента — придавало его работам особенный внешний вид.

Предполагается, что художник сам изготавливал пастель. На некоторых его ранних работах (например, изображениях членов французской королевской семьи или картине «Пишущий») есть блики, сделанные гуашью, а на других — короткие штрихи, нанесённые, судя по всему, мокрым концом пастельной палочки. Впрочем, химический анализ может показать, что гуашь на самом деле — это измельчённая пастель, смешанная с жидкостью. В ряде случаях крошечные сухие блики, возможно, нарисованы свинцовыми белилами.

Зелёный голубой мундир

Веленевая бумага особо предрасположена к плесени, а самообучение Лиотара и, возможно, самодельная пастель стали причинами других проблем, которые сегодня возникают со многими его работами. Краповые (ярко-красные) фрагменты, в частности, иногда кажутся незавершёнными. Однако этот пигмент славится слабой светостойкостью. Наиболее известный пример — портрет Георга III, чей некогда красный камзол утратил свой цвет. Кроме того, на обеих версиях портрета Морица Саксонского в разной степени выцветает жёлтый пигмент, что объясняет, почему зелёный мундир драгунского полка становится голубым.

В отличие от Мориса Кантена де Латура, Лиотар не создал школу или движение. Другие художники, возможно, реагировали на его творчество, но редко следовали ему (не считая бесчисленного количества копиистов).

Автор: Влад Маслов

artchive.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта