Как лепнина из гипса применяется в современном интерьере (20 фото). Картины гипсовые
Барельефы/лепнина на стены своими руками из гипса и других материалов
Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.
Барельефы современной работы
Новые материалы
Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:
Видео: лепка барельефа из шпаклевки
У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему. Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.
Виды барельефов
Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.
Виды барельефов
В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:
Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»
Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.
Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.
Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.
Техники барельефа
Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:
- Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
- Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
- Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
- Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.
По месту или на листе?
Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.
Рельефные панно
Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.
Инструмент
Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.
Инструменты для изготовления барельефов из гипса
Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.
Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.
Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.
Работа с инструментом и уход за ним
Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.
Технологии барельефа
Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:
- Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
- По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
- Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
- При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
- Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
- Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.
Как тонировать лепнину?
Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.
Видео: чем покрывать барельеф на стене
«Свободное» гипсование
Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.
Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.
Сушка искусственных цветов в процессе гипсования
Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.
Гипсование на месте
Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.
Лепной плафон под люстру
Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.
Обратное литье…
Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.
Обратное литье из гипса
Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.
Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.
Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.
Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!
В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.
Мини обратное литье из гипса
Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.
…и не обратное
В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.
Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.
Лепка
Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).
Плоская
Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.
Низкая лепка из гипса
О ветках
Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.
Ветки на барельефах из гипса
Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой
Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.
Острые ребра
На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.
Круглая
Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.
Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.
Лепка из гипса по каркасу
Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:
- Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
- В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
- По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.
Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.
Опора для фигур
Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.
Как крепить барельефы
Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.
Супербарельеф
И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.
Пробу готовим так: накалываем гвоздем с небольшим наклоном по еще пластичному покрытию ГКЛ ровные ряды лунок в шахматном порядке и вплотную друг к другу. Наклон гвоздя и ориентацию ребер его острия относительно направлений рядов нужно выдерживать как можно точнее, чтобы лунки получились одинаково асимметричными.
Следующий шаг – выносим пробу на прямой солнечный свет и, поворачивая так и этак, и еще как-нибудь, наблюдаем игру светотени. При этом стараемся вообразить, как надо бы наколоть лунок, чтобы получился меняющийся рисунок. И, как знать, может быть, у вас обнаружатся способности к этому редкому, но необычайно эффектному искусству – теневому барельефу.
что еще почитать:
Вывести все материалы с меткой:vopros-remont.ru
Как лепнина из гипса применяется в современном интерьере (20 фото)
Лепнина из гипса широко использовалась еще во времена древней Греции. Гипсовые изделия применялись в отделке интерьеров, фасадов, а также в качестве барельефов, скульптур и не только. Многие столетия лепнина из гипса была чрезвычайно популярна, но в 20-м веке ей на смену аналогичные элементы из более дешевых и легких материалов, таких как пенопласт и полиуретан. Но все же, многие ценители подлинной, классической красоты и сегодня отдают предпочтение именно этому материалу. Давайте же взглянем на фото потрясающе роскошных современных интерьеров с гипсовой лепниной и отдадим ей должное!
Чем лепнина из гипса отличается от других материалов
Главными недостатками гипсовой лепнины по сравнению с современными аналогами считается низкая водостойкость и то, что материал со временем желтеет. Поэтому лепной декор, которому суждено часто контактировать с водой и прямыми солнечными лучами (в частности на фасадах зданий), сегодня почти всегда изготавливается из полиуретана или пенопласта.
Другим недостатком лепнины из гипса является относительно большой вес элементов, когда они имеют крупные размеры, а также их хрупкость, которая особенно свойственна мелким изделиям. Это приводит к тому, что установка гипсового декора отнимает несколько больше времени и сил, чем монтаж изделий из других материалов. Так, при изготовлении крупного декора из гипса в него вставляют металлические петли, за которые этот декор будет крепиться на стену или потолок, или же крепят его дюбель-гвоздями. Тогда, как лепнину из пенопласта и полиуретана достаточно просто приклеить.
Как ни удивительно, именно «недостатки» гипса многими людьми рассматриваются, как его достоинства. Пожелтевшая поверхность, сколы и трещины являются свидетелями старины и подлинности лепнины. Большой вес материала придает изделиям мощный, выразительный вид и глубину их каждой линии. Поэтому к декору из гипса так и хочется прикоснуться рукой. Чтобы и у вас появилось такое желание, достаточно просто взглянуть на следующие фото интерьеров.
Гипсовая лепнина на фото современных интерьеров
В современном дизайне интерьеров гипсовая лепнина встречается, как правило, в качестве декоративной отделки потолка. Следующие 9 фото демонстрируют нам, что отделка потолка гипсовой лепниной может шикарно смотреться не только в классическом стиле оформления, но и в сочетании с современной и даже минималистской мебелью.
Также читайте: Современный дизайн потолков — 30 сногсшибательных идей
Также читайте: Стильный декор из бетона своими руками — идеи и фото
Гипсовые колонны и отделка стен в интерьере (10 фото)
Молдинги, карнизы, барельефы, колонны и другие элементы гипсовой лепнины на стенах интерьера практически обязывают придерживаться если не классического дизайна, то по крайней мере очень элегантного современного стиля. Последние 10 фото в этой статье демонстрируют нам, как лепнина из гипса приносит эффект роскоши в дизайн частных домов и квартир.
Также читайте: Шикарная отделка гостиной — тренды 2015 года
Как изготовить лепнину из гипса своими руками
Работа с гипсом не очень сложная, если речь идет о простейших деталях. Практически любой твердый и полый предмет может быть превращен в форму, в которую следует заливать гипс. Общий порядок действий:
- Протереть форму мыльным раствором.
- Влить 1-й слой гипса. Отметим, что все слои гипса заливаются последовательно, при этом каждый слой не должен превышать 1 см.
- Следующий слой заливается только после полного застывания предыдущего. Во время заливки старайтесь избегать попадания воздуха и образования пузырьков. Слегка встряхивайте форму, чтобы обеспечить её полное заполнение гипсовым раствором. Не следует ускорять процесс высыхания с помощью подручных средств. Если сушить форму при температуре свыше +16 градусов Цельсия, то изделие будет хрупким.
- Через время аккуратно извлекаем элемент декора из формы и обрабатываем в зависимости от поставленных целей. Гипсовая лепнина шлифуется наждачкой и перед покраской обязательно покрывается грунтовкой — это предотвратит быстрое впитывание краски, а также упростит процесс окрашивания поверхности.
При приготовлении лепных изделий из гипса своими руками, кроме всего прочего, нужно учитывать время текучести раствора. Оно составляет приблизительно 2−3 минуты. В течение этого времени гипс остаётся податливым для работы, а после него — становится вязким. Окончательное время высыхания гипсового раствора составляет примерно 40−50 мин. Затем изделие можно извлекать из формы. Обратите внимание, что время высыхания раствора можно замедлить путем добавления клея. Концентрированный 25-процентный клеевой раствор придаст элементу гипсовой лепнины прочность.
Понравилось? Поделитесь ссылкой:
Оцените материал: Загрузка...dekorin.me
Гипсовые картины для дома своими руками
Гипсовые картины станут не просто отличным дополнением любому интерьеру, но и подарят особый шарм и неповторимость.
Когда дело касается ремонта или же постройки дома, большая часть внимания, обычно, уделяется процессу декорирования, как внутренней части здания, так и внешней. И на самом деле – это правильно. Нельзя создать прекрасную, теплую атмосферу внутри дома, полностью забыв или недоработав фасад. Может, на первый взгляд может показаться, что внешний и внутренний декор дома – не совместимы, но на самом деле это не так.
- Фасадный декор – декорирование внешнего вида здания, дает возможность сделать его выразительным, необычным, солидным. Фасад любой постройки – это ее лицо, и именно от того, насколько опрятным и привлекательным оно будет, зависит желание человека посетить это место. Очень часто случается так, что стиль, в котором был выполнен фасад здания, значительно влияет на стиль, в котором будет выполнен интерьерный декор. Поэтому, исходя из этого, полагать, что данные виды декора не связаны между собой – значит ошибаться.
- Интерьерный декор – полное обустройство интерьера здания. С помощью разных приемов, элементов и деталей, которые характерны для этого вида декора, можно создать особую атмосферу и «подарить помещению» настроение. Правильно подобранные детали декора – залог комфорта, тепла и домашнего уюта.
Декоративные элементы
Украсить, как фасад, так и интерьер можно с помощью различных декоративных элементов:
- Фигуры.
- Статуи (статуэтки).
- Гипсовые картины.
- Картины (обычные).
- Гипсовое панно.
- Домашние фонтаны и водопады.
- Перила.
- Колонны.
- Карнизы.
- Цветы на стене.
- Молдинги и розетки (потолочные) и многое другое.
Гипсовая лепнина
На сегодняшний день производство гипсовой лепнины стало очень развито; вызвано это тем, что сейчас все больше и больше архитекторов и дизайнеров прибегают к ее использованию. Изготовление и монтаж различных декоративных элементов из гипса (гипсовое панно, фигуры, рамки, гипсовая рука, голова и другие части статуй) распространено в таких городах, как: Москва, Краснодар, Харьков, также на территории Алматы и др.
Сегодня есть уникальная возможность посетить мастер – класс и получить множество новых навыков, связанных с лепкой и скульптурой, научиться создавать объемные цветы, понять, какая технология присутствует при создании различных элементов для декора фасада и интерьера. С помощью мастеров, каждый посетитель имеет возможность научиться творить – создавать скульптуры, портретные скульптуры, фигурки, изделия, картины, основой которых является гипс — и все это своими руками.
Помощь мастеров
Важность мастера — профессионала действительно серьезна, ведь кто кроме него поможет разобраться в тонкостях того или иного архитектурного стиля, сделать правильный выбор материала. Также, он даст ценные советы и рекомендации, без которых шанс на успешный результат становится значительно меньше. Для ознакомления с фото разных видов работ, можно воспользоваться предложенными каталогами.
www.masters19.ru
Лепнина из гипса своими руками
Гипсовые украшения придадут индивидуальность дизайну интерьера. Кроме того, лепнина может быть использована довольно широко, в различных стилях оформления комнаты. В статье мы расскажем как сделать лепнину из гипса своими руками (в домашних условиях), дадим пошаговые инструкции по изготовлению.
Выбор фигуры
Выбор фигуры для лепки
Разнообразие гипсовой лепнины сегодня не ограничивается созданием фигурок толстощеких амуров, изящных линий цветов и лепестков, комнатных карнизов. С помощью этого материала можно создать имитацию камина, «вырастить» дерево на вертикальной поверхности стены или на потолке. Фигура может быть классически белой или раскрашенной различными цветами. Выбор определяется пожеланием заказчика.
Прежде всего, требуется определиться с внешним видом будущего произведения искусства, его размерами, местоположением. Оптимальный вариант – изготовление трафарета натуральной величины или нанесение рисунка на поверхность, которую планируется украсить.
Вариантов бесконечное множество. Самое простое – звезды, цветы, снежинки, буквы. Можно украсить комнату оригинальными объемными картинами – пейзажи, натюрморты. «Резная» рама позволит добиться полной имитации.
Раствор
Приготовление гипсового раствора Для отливки крупных гипсовых изделий раствор приготовляется небольшими порциями. Густой раствор плохо льется и не заполняет полностью форму, имеющую тонкий рельеф.
Замедлить реакцию твердения может клеевой раствор – желатиновый, мездровый. Рекомендуется 25% концентрация «клеевой воды». Она должна быть использована в течение одного дня. Кроме того, применение клеевого раствора придает изделиям прочность.
Плоские изделия притирают к ровной поверхности, посыпанной тонкой гипсовой мукой и оставляют их там на сутки.
Изготовление
Изготовление лепнины
Изготовление лепнины из гипса может осуществляться несколькими способами.
- По трафаретам рисуются контуры будущей композиции. Гипсовая масса наносится на поверхность, разравнивается, затирается. Затем обрезается все лишнее. При необходимости процедура повторяется. Этот способ подходит для создания лепнины с достаточно простой конфигурацией поверхности.
- На место расположения лепнины наносится раствор. Затем высохший гипс обрабатывается согласно рисунку.
- Изделия сложных конфигураций изготавливаются при помощи форм. Они могут быть из дерева, пластика или бетона. Сначала форма обильно смазывается мыльной кашицей. Затем в нее слоями заливается гипсовый раствор. Максимальная толщина слоя – 1 см. Следующий слой заливается лишь после полного застывания предыдущего. Хорошо отвердевшее изделие аккуратно освобождается от формы.
Нанесение гипсового раствора
Кроме того, можно изготовить модель полностью или ее фрагменты из пластилина. Этот материал может менять форму бесконечное количество раз. На готовое пластилиновое украшение гипсовый раствор наносится при помощи кисточки. Тщательное промазывание углублений является гарантией точности формы будущего изделия. Дальнейшие слои наносятся лопаточкой только по мере высыхания предыдущих.
Через час форма снимается с пластилиновой модели. При создании изделий крупных форм она армируется медной сеткой. С внутренней стороны готовая форма покрывается бесцветным мебельным лаком.
При заливке гипсового раствора в форму необходимо избегать появления в нем воздушных пузырьков. Легкое встряхивание обеспечит полное заполнение мелких рельефов. Сушка гипсовых изделий должна осуществляться при температуре минимум +160С. После оттаивания они разрушаются. Не следует пытаться ускорить процесс высыхания с помощью вентилятора, отопительных приборов – гипс покоробится.
Недостатки устраняются ножом, затем изделие шлифуется мелкой наждачной бумагой.
Белая гипсовая поверхность может быть окрашена краской на водной основе. Перед этим она покрывается двумя слоями грунтовки. С помощью кусочков ткани, губки, синтетических материалов можно придать лепнине любую фактуру.
Подготовка поверхности
Установка карниза
Место установки будущего изделия полностью тщательно очищается, отмывается от побелки. Насечка на тыльных и сопрягаемых поверхностях поможет прочнее удержать скрепляющий раствор.
Небольшие легкие детали можно закрепить при помощи жидкого гипса.
Крупные элементы монтируются с помощью специальных креплений. В них и в поверхности стены или потолка сверлятся отверстия, в которые при помощи дюбелей или деревянных вставок крепятся шурупы. Внутри гипсовых изделий закрепляются металлические петли. Во время монтажа они надеваются на головки шурупов. Лаковое покрытие предупредит появление ржавчины на металле крепежа.
Можно вмонтировать в стену металлические штырьки, затем они вдавливаются в отверстия лепнины, заполненные жидким раствором.
Прежде чем планировать крупные композиции лучше потренироваться, изготавливая небольшие фигурки. Также можно изготовить украшение из отдельных модулей.
Видео
Так, с использованием деревянной машинки, можно сделать простую гипсовую лепнину самостоятельно:
Фото
Потолочная гипсовая розетка
Лепнина на стене
Гипсовый горельеф
Гипсовый барельеф
Украшение каминного портала
Элемент гипсового декора
Цветы из гипса
kakpravilnosdelat.ru
Картина из гипса: как сделать своими руками
Если речь идет о постройке дома с нуля или же просто о ремонте – внимание должно быть уделено, как внешней, так и внутренней его отделке. Неправильно, когда все внимание уделяется исключительно внешнему виду здания, ведь на то, какая атмосфера будет царить внутри дома, влияет внутренний интерьер. Исходя из этого, можно понять, что декор может быть нескольких типов:
Фасадный декор (внешняя часть здания)
Фасадный декор – этот вид декора способен подарить внешнему виду постройки нужный шарм, иногда солидность, и сделать его особенным, по сравнению с другими зданиями, которые его окружают. Важно следить за тем, чтобы внешний вид здания был опрятным и элегантным, ведь как говорят – «встречают по одежке!». Фасад любого здания и есть его одежка, поэтому, не обращать на него внимания – значит делать ошибку. Многие полагают, что между фасадным и интерьерным видом декора нет никаких связующих линий, но это не так! Сегодня часто можно встретить дома, фасадный декор которых имел сильное влияние на внутренний.
Интерьерный (внутренний) декор
Интерьерный (внутренний) декор – грамотно подобранные декоративные элементы – залог комфортной и уютной обстановки дома. Каждому человеку приятно проводить время в роскошно — обставленном помещении, где все, даже самые мелкие детали идеально вписываются в общую картину и дополняют друг – друга, даже если им характерны разные стили.
Какие декоративные элементы можно использовать
Сегодня, посетив строительные магазины, на полках можно найти огромное количество различных декоративных элементов, которые могут быть использованы как при фасадном, так и при интерьерном декоре. Среди них часто выделяют:
- статуи, скульптуры, колонны;
- цветы из гипса;
- декоративные фонтаны и водопады;
- декоративное дерево;
- гипсовое панно;
- перила;
- карнизы и многое другое.
Изделия из гипса для украшений
На сегодняшний день, для фасадного и внутреннего декора актуальной является лепнина из гипса. Гипс – материал, с которым очень удобно работать и создавать различные изделия:
- цветы,
- панно,
- картину,
- рамку для картин или панно,
- любую часть для скульптур: руку, ногу, и многое другое).
Как сделать украшения из гипса своими руками?
Сегодня каждый желающий имеет возможность посетить специальные мастер – классы, на которых мастера – педагоги рассказывают и показывают, что можно сделать из гипса своими руками. С помощью таких курсов, человек получает возможность ознакомиться с разными техниками работы, получает все необходимые навыки и знания.
Для того чтобы создать гипсовую картину, стоит запастись следующими приспособлениями:
- Губка.
- Карандаш (для создания эскиза).
- Прозрачная пленка.
- Кисти.
- Краски.
Консультация с профессионалами
Каким бы сильным ни было желание создать картину своими руками, без определенных навыков и умений в этой области можно просто не получить желаемого результата. Но всегда можно обратиться к мастерам. Выбирая помощь профессионалов, Вы получаете не только гарантию качества декоративного изделия, но и кроме этого, возможность получить консультацию и ценные советы, которые пригодятся в дальнейшем при декоре помещений.
www.masters19.ru
Лепнина на стене своими руками: инструменты и материалы
С давних времен лепнина в интерьере на стенах является наиболее популярным декоративным элементом. Если раньше объемные фигуры на стенах изготавливали из мягкого камня, то в настоящее время все большее предпочтение стали отдавать дешевым материалам — гипсу и полиуретану. Современные объемные элементы изготавливаются в заводских условиях. Однако лепнина на стене своими руками будет весьма оригинальным и эксклюзивным дизайнерским решением.
Изготовленная своими руками лепнина на стене — это весьма оригинальное и эксклюзивное дизайнерским решение в интерьере.
Огромный выбор лепных фигур и орнаментов на строительном рынке удовлетворит вкус любого. Здесь представлены фигуры различных художественных направлений: классического, барокко и современного. Лепнину можно выполнить и своими руками. Это придаст интерьеру уникальность. Изготовление лепных фигур самостоятельно может быть увлекательным занятием, где можно проявить свою фантазию и изобретательность. В результате получится элемент декора, не похожий ни на какой другой.
Эксклюзивная лепнина в интерьере, изготовленная своими руками, может быть в виде колонн, выступов, декоративных ваз и орнаментов, различных рельефов, а также целых картин.
Гипсовые лепные элементы весьма популярны для декорирования стен. Гипс обладает высокими прочностными характеристиками, высокой стойкостью к механическим воздействиям. Это натуральный и экологически чистый материал. Лепные элементы из гипса устойчивы к действиям грибка и плесени. Однако у этого материала есть недостаток — его вес, что создает некоторые неудобства при монтаже декора на стену.
Выбор внешнего вида элемента и создание эскиза
Эскиз лепнины двух стен.
Перед тем как приступить к работе, следует тщательно продумать форму, размеры и стиль будущей лепной фигуры. После этого нужно нарисовать эскиз. Необходимо помнить, что выбранный декоративный элемент должен гармонично вписаться в интерьер.
Если есть художественные способности, эскиз лепнины можно нарисовать, если же таких талантов нет, его можно распечатать с компьютера. Рисунок должен соответствовать размерам декоративного элемента.
После выбора эскиза нужно создать пластилиновую модель. Ее размеры должны быть немного больше, чем реальный декоративный элемент.
Для изготовления лепнины и формы под нее понадобятся следующие материалы и инструменты:
- пластилин;
- гипс;
- лопатка;
- кисть;
- мебельный лак;
- строительный клей;
- наждачная бумага;
- грунтовка.
Следующим этапом будет изготовление формы под заливку гипсовым раствором. Для этого на пластилиновую модель кисточкой наносится начальный слой гипса, разведенного до необходимой консистенции. Следующие за начальным слои обычно наносятся лопаткой. Полученную форму оставляют сушиться в течение часа, после чего снимают с пластилиновой модели.
Если декоративный элемент для стены имеет значительные размеры, после нанесения на модель первого слоя гипса устанавливается арматура, выполненная из медной сетки.
Последним действием по созданию формы будет покрытие ее изнутри мебельным лаком без цвета. Это просто необходимо, так как предотвращает прилипание гипса во время отливки лепнины.
Вернуться к оглавлению
Изготовление лепнины: рекомендации
После того как форма для изготовления изделия готова, можно приступать к его отливке.
Гипс следует развести до консистенции сметаны. Сначала в форму заливают небольшое количество материала и распределяют кисточкой, заполняя мелкие трещины. Важно не допускать образования воздушных пузырьков в растворе. Чтобы этого не происходило, в процессе изготовления форму с залитой гипсовой смесью необходимо периодически встряхивать.
Затем форму заполняют до самого конца, не оставляя ни одного пустого места. Получившуюся поверхность выравнивают шпателем. Очень важно, чтобы задняя стенка лепнины была ровной, потому что от этого зависит, как изделие прикрепится к стене. Время застывания гипса — сутки.
Инструменты для создания лепной фигуры.
После полного застывания гипса готовое изделие можно вынимать из формы. Если на лепнине имеются мелкие недочеты, их можно устранить наждачной бумагой.
Готовые формы для изготовления лепных гипсовых фигур можно также приобрести. Они могут быть металлические или силиконовые. Формы из металла будут служить очень долго. Полученные изделия нет необходимости корректировать. Формы на латексной основе — более дешевый вариант. Однако готовые изделия получаются недоделанными и их необходимо дорабатывать.
Если опыта в изготовлении гипсовых фигур нет, сначала лучше потренироваться на более мелких изделиях, а потом уже приступать к созданию масштабных декоративных орнаментов и картин.
Вернуться к оглавлению
Монтаж лепной фигуры на стену
Перед монтажом гипсового элемента стена, выбранная для декорирования, должна быть подготовлена. Ее нужно очистить от обоев, побелки и других загрязнений. Следующим этапом будет разметка на стене местоположения декоративного элемента.
После разметки местоположения на лепнину и на подготовленный участок стены необходимо нанести насечки. Это можно сделать с помощью такого инструмента, как зубило. Засечки нужны для улучшения сцепления клеящей смеси с изделием и поверхностью стены.
Для крепления лепнины на стену используют раствор гипса с добавлением столярного клея. Процентное содержание клея в гипсовом растворе должно быть 3%. Поверхность стены и изделие необходимо смочить водой, после чего нанести гипсовый раствор. Лепнину устанавливают на место. Излишки раствора нужно снять шпателем.
Особо крупные элементы декора крепятся к стене при помощи саморезов. Стыки составных изделий промазываются гипсовым составом.
Вернуться к оглавлению
Финишная отделка лепного элемента
Лепные изделия из гипса имеют чисто белую поверхность, что не всегда вписывается в интерьер. Чаще всего декоративный элемент необходимо покрасить. Сделать это можно теми же красками, которые использовались для стен. Они могут быть акриловые или на водной основе.
Перед нанесением краски поверхность лепной фигуры необходимо загрунтовать. Краску нужно наносить кисточкой с длинным ворсом. Это не позволит оставить незакрашенных участков.
Если этого требует выбранное дизайнерское решение, лепнину на стене можно декорировать. Ее можно искусственно состарить, покрыть позолотой, создать потертости или другие эффекты. Также можно создать имитацию различных фактур, например, мрамора или другого природного камня.
Лепные фигуры и орнаменты, созданные своими руками, будут уникальным и оригинальным элементом декора. С помощью гипса можно создавать целые картины на стене. Здесь можно проявить свою фантазию и создать эксклюзивную лепную фигуру или картину. Лепнина в интерьере комнаты придаст ей законченный и красивый вид.
Лепные элементы можно создать своими руками. Это потребует некоторого времени и незначительных материальных затрат. Но результат превзойдет все ожидания. К тому же лепнина, созданная по собственному эскизу, будет эксклюзивным декоративным элементом, которого нет ни у кого.
moyagostinaya.ru
Гипсовый бюст в интерьере
Бюст – это скульптура человеческой фигуры, изображающей верхнюю часть туловища, чаще – шею и голову. Гипсовые бюсты используются не только для украшения кабинетов, но и для декорации комнат. Перед тем, как принять решение про использование этих элегантных и обязывающих предметов искусства в дизайне интерьера, следует оценить общий стиль. Важно чтоб статуя была гармоничным продолжением интерьера, а не служила вызывающим пятном.
Гипсовый бюст в дизайне интерьера, в первую очередь, говорит о культурном уровне владельца. Для классического дизайна интерьера прекрасно подойдут бюсты греческих богов, древних философов, полководцев, композиторов, писателей. Такие скульптуры уместны в холле, гостиной, кабинетах.
В дизайне интерьера, выполненном в более современном стиле, бюсты из гипса так же вполне уместны. При условии правильного размещения скульптура станет основным источником современного шика. Для любого предмета искусства важно пространство и правильное освещение. Только при соблюдении этого условия бюст дополнит интерьер, сделает его роскошным и оригинальным.
Благодаря небольшим размерам бюсты можно устанавливать на любой поверхности. Они хорошо смотрятся на журнальных столиках и письменных столах из массива дерева, на шкафах и открытых полках шкафов, на каминах, прикроватных тумбочках, подоконниках, в нишах и т.п.
Особенно эффектно они смотрятся на специальных подставках-постаментах. Важно, чтобы вокруг скульптуры было много воздуха, и чтоб она не сливалась с другими предметами декора. Поэтому ни в коем случае нельзя загромождать пространство возле них.
Не стоит в одной комнате устанавливать несколько бюстов, иначе она станет похожа на мужей, потеряет домашнюю теплую атмосферу. Размер скульптуры напрямую завит от габаритов помещений и предназначений комнат. Так в интерьерах гостиных, холлах и просторных кабинетах уместны средние и большие размеры, а в спальнях или же просто небольших комнатах можно разместить небольшие статуэтки.
© interiorizm.com — при копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна!
♦ Рубрика: Детали в интерьере, Элементы декора. ♥ Метки: декор > искусство в интерьереinteriorizm.com