Дневник живописи. Картины писсарро
Камиль Писсарро. Картина ценой в одно пирожное
Камиль Писсарро. Портрет Эжена Мурера. 1878 г. Музей изобразительных искусств, Спрингфилд, США
Камиль Писсарро – всемирно известный пейзажист. Но среди его городских пейзажей Парижа и красных крыш французских деревень изредка встречаются и портреты.
Эжен Мурер на портрете Писсарро был необычным человеком. На жизнь он зарабатывал благодаря своей кондитерской. Но очевидно больше любил искусство. Писал романы, рисовал картины. Дружил с импрессионистами. И кормил особо голодных из них. Те в благодарность дарили ему свои картины. Картины, которые пока никому не были нужны.
Пирожное ценнее картины Писсарро?
Писсарро был из числа таких голодных художников. Его работы покупали крайне редко. А дома его ждали жена и семеро детей. Мурер придумал, как помочь другу. В своей кондитерской он решил устроить лотерею. За входной билет на мероприятие нужно было заплатить 1 франк. В качестве призов Писсарро передал Муреру 4 свои картины.
Удалось продать 100 билетов. Семья Писсарро получила 100 франков. По тем временам это были хорошие деньги, равные двум месячным зарплатам почтальона. Жена Писсарро была очень благодарна Муреру.
Но самое забавное случилось уже на самом розыгрыше. Молодая девушка выиграла одну из картин Писсарро. Однако дальновидности ей не хватило. Она обменяла её на пирожное. И картина досталась Муреру.
Камиль Писсарро. Эжен Мурер у своей печи. 1877 г. Частная коллекция.
История с обменом картины на пирожное также упоминается в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.
Утерянные картины Писсарро
Думаю, Писсарро было неприятно видеть эту сцену. Его работе предпочли пирожное. Но это был уже не первый удар по самолюбию художника. Гораздо более неприятная история случилась с Писсарро ещё до курьеза с лотереей.
Когда началась франко-прусская война, Писсарро с семьёй бежал в Англию. Когда они вернулись в 1871 году, художник обнаружил свою мастерскую в ужасной состоянии. Солдаты побросали его картины на пол и ходили по ним ногами. Большую часть полотен он нашёл в навозной куче во дворе. Уцелело лишь 40 работ из 1500.
Долгожданное признание, Писсарро в России и коллекция Мурера
Камиль Писсарро успел почувствовать сладкий вкус признания ещё при жизни. Правда ему уже было за 60. Особенно охотно покупали его городские пейзажи Парижа. Две из них хранятся в России.
Камиль Писсарро. Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро. 1898 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр после полудня, солнечно. 1897 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мурер благодаря дружбе с импрессионистами собрал более 120 работ Писсарро, Ренуара, Моне. Вы можете подумать, что он сорвал куш. Ведь уже в конце 19 века их картины взлетели в цене. Но разбогатеть на своей коллекции Мурер не смог. Однажды его настигли финансовые трудности. Ему пришлось продать свою коллекцию за бесценок.
Постскриптум
Историческая справедливость восторжествовала. Работы Писсарро сейчас стоят десятки миллионов долларов. А портреты Мурера висят в музеях. Ведь в знак признательности за поддержку в трудные годы его написал и Ренуар. По-моему, неплохо для кондитера и художника-самоучки.
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Эжена Мурера. 1877 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
О знаменитой картине Писсарро “Красные крыши” читайте в статье “7 картин импрессионистов, которые стоит увидеть в музее Д’Орсе”.
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
Камиль Писсарро: жизнь и творчество художника
Камиль Писсарро (10 июля 1830, остров Сент-Томас — 12 ноября 1903, Париж) — французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.
Содержание
Биография Камиля Писсарро
Творчество Писсарро
Интересные факты из жизни художника
Картины Камиля Писсарро
Библиография
Биография Камиля Писсарро
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье, уроженки Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии, затем, уже в возрасте 25 лет, вместе со всей семьёй переехал в Париж. После окончания школы снова ездил на Сен-Тома, а также в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи.
В 1855 году окончательно вернулся во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Брал частные уроки у И. Даньяна. Основные сюжеты его произведений в этот период — сельские пейзажи, а также виды Парижа. Во время франко-прусской войны 1870—1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Сохранилось лишь сорок картин.
Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи.
Он дружил с такими художниками, как Дега, Сезанн и Гоген. Писарро — единственный участник всех 8 выставок импрессионистов.
Ещё в период обучения в Академии начался роман Писсарро с горничной его родителей — Жюли Веллей. Но оформить отношения молодые люди смогли лишь через 10 лет. В семье Писсарро было восемь детей. Двое из них — Жорж и Люсьен — стали художниками.
Художник скончался 12 ноября (по другим сведениям — 13 ноября) 1903 года в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Творчество Писсарро
Писсарро начинал как ученик Камиля Коро. В этом выборе учителя уже сказалась врождённая любовь художника к пейзажной живописи. Но не меньше внимания в начале своего творческого пути Камиль Писсарро уделяет и рисунку. Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро.
Постепенно Писсарро стал освобождаться от влияния Коро, у него созревал собственный стиль. С 1866 года палитра художника становится светлее, доминантой его сюжета становится пространство, пронизанное солнечным светом и лёгким воздухом, а свойственные Коро нейтральные тона исчезают.
Работы, прославившие Писсарро, это сочетание традиционных пейзажных сюжетов и необычной техники в прорисовке света и освещённых предметов. Картины зрелого Писарро написаны плотными мазками и наполнены тем физическим ощущением света, выразить которое он стремился.
The Lock at Pontoise Landscape near Louveciennes Near Sydenham Hill, Looking towards Lower NorwoodПосле знакомства с Жорж-Пьером Сёра в 1890 году Писарро увлёкся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков). Но эти работы очень плохо продавались. К тому же то, что хотел передать с помощью этой техники Писсарро, постепенно исчерпало себя и перестало приносить ему художественное удовлетворение. Писарро вернулся к своей обычной манере.
В последние годы жизни у Камиля Писсарpо заметно испортилось зрение. Несмотря на это, он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями.
Необычный ракурс этих полотен объясняется тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом.
Писсарро писал также акварелью и создал немало офортов и литографий. Для литографий он даже купил специальный станок и установил его в своём доме.
Интересные факты из жизни художника
- В юношеском возрасте Писсарро бросает высокооплачиваемую работу клерка, едет в Париж, бедствует, но поступает в школу искусств.
- Однажды на выставке пейзажей Эмиль Золя сказал про картину Писсарро: «Она доставила мне полчаса наслаждения и отдыха».
- Художник долгое время пытался влиться в сообщество импрессионистов, участвовал во всех выставках. Но критики находили его картины «непонятными».
- По убеждениям писатель был анархистом, спонсировал анархистские группировки во Франции и Бельгии. Но на творчестве это не сказалось.
- Свои последние картины Писсарро писал не на природе, а в номерах гостиниц. От этого на многих из них необычный ракурс.
- На творчество живописца оказал влияние Камиль Коро (он перенял от него «пейзажную манеру») и Жорж Сера (пуантилизм — отдельное наложение мазков).
Библиография
- Юденич И. В., Пейзажи Писсарро в Эрмитаже. Л., 1963;
- Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников (пер. с франц.; вступ. ст., сост. и примеч. К. Г. Богемской), М,, 1974;
- Pissarro L. R., Venturi L., Camille Pissarro, son art, son œuvre, v. 1-2, P., 1940;
- Rewald J., Camille Pissarro, N. Y., 1963.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: kurspresent.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Камиль Писсарро: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Камиль Писсарро: жизнь и творчество художника
5 (100%) 1 голос(ов)allpainters.ru
Дома в снегу 1879г Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA | Тронинка у грота в Понтуаз плохую погоду 1875г 54х65см | Тропинка Жали в Понтуаз 1875г | Тропинка через поля 1879г Musée d'Orsay, Paris, France | Дорожка в лесу 1879г |
Крестьянин на дорожке у Эрмитаж в Понтуаз 1876г | Улица в Понтуаз 1879г | Пруд в Монфуко осенью 1875г | Дорожка сквозь лес осенью 1876г | Бульвар Батиньоль 1879г |
Дома в Овере близ Понтуазе 1879г | Перекрёсток Эрмитаж Понтуаз 1876г | Евгенийй Мюрер у печи 1877г 65х88см | Крестьянский двор у Меисон Руж Понтуаз 1877г 50х65см | Крестьянка чешет шерсть 1875г 47х56см Bührle Foundation, Zürich, Switzerland |
Ярмарка в Эрмитаж 1876г | Поля 1877г | Рыбак на берегу Уазы 1876г 56х38см | Парк в Матурен 1876г Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, MO, USA | Пасмурный день на берегу Уазы 1878г Musée d'Orsay, Paris, France |
Портрет Люсьена Писсарро 1875г Ashmolean Museum, Oxford, UK | Крестьянка с косой 1880г 21х12см | Дома в Эрмитаж Понтуаз 1879г | Мер Гаспар 1876г 55х45см | Пейзаж Валермей 1878г 38х55см |
Пейзаж с землекопом 1877г | Сент дю Шо близ Понтуаз 1878г 92х57см Musée de la Chartreuse, Douai, France | Матурен Понтуаз 1877г 73х59см | Люсьенн Писсарро в интерьере 1875г | Мартовское солнце в Понтуаз 1875г Kunsthalle, Bremen, Germany |
Близ Понтуаз 1878г | Близ Понтуаз 1879г 40х26см | Фруктовый сад зимой Понтуаз 1877г 18х22см | Дорожка в ле Шо Понтуаз 1878г 50х92см Musée de la Chartreuse, Douai, France | Крестьяне и стога 1878г |
Крестьяне переносят сено Монфуко 1875г | Пер Мелон на отдыхе 1879г 54х65см | Пер Мелон пидит берево 1879г 116х89см | Вид на Понтуаз через поля 1879г 46х55см | Портрет Евгения Мюрера 1878г 170х142см Museum of Fine Arts, Springfield, MA, USA |
Портрет Эжен Аструк 1876г 31х21см | Портрет мадам Писсарро за вышивкой перед окном 1879г Ashmolean Museum, Oxford, UK | Пристань в Понтуаз 1876г | Радуга в Понтуаз 1877г Rijksmuseum Kröller-Müller, Otterlo, Netherlands | Красные крыши в углу деревни зимой 1877г Musée d'Orsay, Paris, France |
Косари на отдыхе Монфуко 1875г 45х54см | Отдых в лесу Понтуаз 1878г Kunsthalle Hamburg, Germany | Неспокойный пейзаж зимой 1875г 39х55см | Розы в стакане 1877г | Дорога Дю Фонд в Эрмитаж Понтуаз 1877г |
Сапожники 1878г | Сильный ветер в Понтуаз 1877г | Этюд Понтуаз 1878г 55х46см | Этюд с бочками Монфуко 1875г | Этюд для жатвы в Монфуко 1879г 21х26см |
Дорога в Овер Понтуаз 1879г 38х46см | Лесная глушь в Эрмитаж Понтуаз 1879г Cleveland Museum of Art, Cleveland, OH, USA | Глубинка Сент Антони Понтуаз 1876г | Берег Уазы в Понтуаз Рыбак 1878г | Берег Сены в Париже Понт Мари около Анжу 1875г |
Бульвар в снегу 1879г 65х54см Musée Marmottan, Paris, France | Карьер в Эрмитаж Понтуаз 1878г | Поляна 1876г | Тропа в горку Эррмитаж 1877г National Gallery, London, UK | Дилижанс 1877г Musée d'Orsay, Paris, France |
Эффект снега в Эрмитаж Понтуаз 1875г | Парк в Понтуаз 1877г | Девочка и гуси в снег 1875г Museum of Fine Arts Houston, United States | Сенокос в Монфуко 1876г Musée d'Orsay, Paris, France | Сенокос в Монфуко 1876г |
Повозка в Монфуко 1879г | Большое ореховое дерево в Эрмитаж 1875г | Прачка 1879г 55х46см | Мостик в Понтуаз 1875г Staedtische Kunsthalle Mannheim, Germany | Мостик в Понтуаз 1875г 81х65см Kunsthalle Mannheim, Mannheim, Germany |
Уаза в Понтуаз в плохую погоду 1876г Museum Boijmans van Beuningen, Rotterdam, Netherlands | Старая дорога в Понтуаз 1877г 92х150см | Парк Шаритт в Понтуаз 1878г | Дорожка из Понтуаз 1879г | Дорожка в деревню 1875г Kunstmuseum Basel, Basel, Switzerland |
Пруд в Монфуко 1875г 92х73см Barber Institute of Fine Arts, Birmingham, UK | Карьер в Понтуаз 1875г Rudolf Staechelin Foundation, Switzerland | Дорожка в Понтуаз 1875г Brooklyn Museum, Brooklyn, New York, USA | Дорога Сент Антони в Эрмитаж Понтуаз 1875г | Сеятель в Монфуко 1875г 55х46см |
Огород с цветущими деревьями весной в Понтуаз 1877г 81х65см Musée d'Orsay, Paris, France | Ваза с цветами 1878г | Огород в Эрмитаж близ Понтуаз 1879г Musée d'Orsay, Paris, France | Вид на Сент Уан 1876г Yale University Art Gallery, New Haven, Connecticut, USA | Зима в Монфуко 1875г 46х56см |
Зима в Монфуко 1875г | Женщина и ребёнок за рукоделием 1877г | |||
xn--80aptbhaea.xn--p1ai
Дом на Сент Томас где родился Камиль Писсарро | Камиль Писсарро 1890-е | Писсарро с женой в Понтуазе | Камиль Писсарро с близкими |
Камиль Писсарро с близкими | Писсарро с молодыми художниками в Понтуазе | Камиль Писсарро 1880-е | Камиль Писсарро 1880-е |
Портрет Писсарро 1900г | Камиль Писсарро и Поль Сезанн в Понтуазе 1874г | Писсарро 1890-е годы | Камиль Писсарро в студии |
Камиль Писсарро 1890-е годы | Камиль Писсарро в студии 1897г Фотограф Рой Лихтенштейн | Поль Сезанн и Камиль Писсарро в Понтуазе. 1877г | Париж кладбище Пер Лашез могила Писсарро |
xn--80aptbhaea.xn--p1ai
Французский живописец Камиль Писсарро (1830-1903)
Камиль Писсарро, обращаясь к скромным мотивам (городские предместья и бульвары, сельские ландшафты), открывал очарование и поэзию в будничном, внутреннюю эстетическую и духовную ценность заурядных на первый взгляд моментов в жизни природы и человека ("Почтовая повозка в Лувесьене", 1870). Писсарро достигал особой тонкости в передаче прозрачности и влажности воздуха, ощущения только что прошедшего или приближающегося дождя; вместе с тем, в отличие от большинства импрессионистов, он тяготел к более законченному и ясному построению композиции, к большей пластической определённости форм ("Вспаханная земля", 1874). Был близок к леворадикальному политическому движению.
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года в Сент-Томас в Вест-Индии, где его отец был процветающим купцом. Получил воспитание в школе недалеко от Парижа, уже там проявился его талант художника. По возвращения в Сент-Томас он мало интересовался семейным бизнесом и всё свое свободное время проводил за зарисовками живописных портов. А в 1852, бросив семейное дело, в компании с датским художником Фрицем Мельбуе, Камиль отправляеться в Венесуэлу, там он работал как художник в течение двух лет.
В 1855 году Писсарро переселился во Францию. Он приехал как раз, чтобы увидеть большую экспозицию Всемирной выставки, которая включает в себя большой раздел об искусстве. Следуя советам Коро, пейзажами которого он восхищался на ярмарке, Писсарро вскоре рисовал картины и зарисовки в небольших городах и деревнях вблизи Парижа, вдоль рек — Сены, Уаза и Марна. Он учился в Acad?mie Suisse. В своих ранних работах художник выступал как последователь Коро, и лишь с 1865 года, когда Писсарро начинает интересоваться творчеством Эдуарда Мане и внимательно изучает произведения Курбе, художник постепенно находит свой стиль.
Эрмитаж в Пуазане. 1868
В эти годы Писсарро часто бывал в Париже, посещал кафе Гербуа, служившее местом встреч молодых художников. Он познакомился с Ренуаром и Сислеем и, как и они, стал увлекаться пленэрной живописью. Писсарро был старше своих товарищей, он лучше и раньше сумел усвоить основные принципы французской пейзажной школы, ее дух пытливого реализма и демократическую тенденцию, которые он как эстафету принес в кружок своих друзей. В это время эволюция художественного метода Писсарро протекает параллельно развитию Ренуара и Моне. Он часто писал маленькие пейзажи-этюды, имевшие значение законченных картин, они были свидетельством исканий нового живописного метода, в основе которого лежало непосредственное наблюдение натуры, изучение атмосферных явлений, эффектов освещения, цветовых рефлексов. Писсарро в конце 60-х годов написал много картин-этюдов в Лувесьенне, основной мотив которых - вид дороги, уходящей вдаль, - является традиционным для пейзажного жанр Писсарро интересовали изменчивые состояния природы, из времен года - весна и осень с их неустойчивой погодой; и здесь самый мотив дороги, проходившей мимо его дома, также должен был привлекать его своим непостоянством - дорога ведь не имеет одного облика: утром по ней гонят стадо, днем снуют повозки, развозит пассажиров дилижанс, вечером по ней устало бредут запоздалые путники. В конце 1860-х, его реалистичные пейзажи получают высокую оценку со стороны видных критиков, в числе которых был и Эмиль Золя.
Сбор яблок
Во время Франко-Прусской войны и времен Комунны (1870-71) Камиль переезжает в Англию, где, вместе с Моне, он рисует серию пейзажей вокруг Норсвуда и Кристал Пелес, а также изучает работы английским пейзажистов в музеях. По возвращению домой через год после окончания войны, Камиль обнаружил, что только 40 из полутора тысяч картин, а это практически 20 лет работы, остались целыми.
Летом 1871 Камиль поселился в Понтоазе, там он жил следующие 10 лет, собирая узкий круг друзей, вокруг себя. Сезан часто приезжает, чтобы побыть с ним, и под влиянием Камиля учиться более терпеливому, кропотливому пониманию природы. В это время под инициативой Моне проходят первые выставки группы французских импрессионистов, в которых Писсарро играет ключевую роль и которые вносят в его творчество большую порцию критицизма. На первую выставку импрессионистов, состоявшуюся в 1874 году Писсарро дал пять своих пейзажей: "Фруктовый сад", "Каштаны в Овсни", "Сад в Понтуазе", "Июньское утро". Как известно, выставка вызвала скандал. Картина "Июньское утро", изображающая иней на вспаханных бороздах, заслужила несколько строчек в статье критика Луи Леруа, придумавшего термин "импрессионизм" как издевательство над художниками-бунтарями.
Каштаны в Овсни. 1873
Камиль Писсарро берет под свое покровительство молодого художника из Экс-ан-Прованса П.Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим опытом в работе с цветом, который, по мнению Камиль Писсарро, являлся уникальным изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать материальную сущность предмета, но и его форму. Положенные рядом легкие мазки чистого цвета начинают удивительным образом взаимодействовать друг с другом, рождая вибрирующую тональную гамму, а нанесенные крестообразно параллельными диагоналями, они создают ощущение глубины и придают звучанию картины определенный ритм ("Пейзаж в Понтуазе", 1874; "Сад и цветущие деревья. Весна", 1877).
Весна в Понтуазе. 1877
Пейзажи Камиля Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины Клода Моне, но они отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы. Очень редко использует Камиль Писсарро фрагментарную "случайность" композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен ("Въезд в деревню Вуазен", 1872; "Вспаханная земля", 1874). Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картине "Улица в Сидхеме" (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской школы. Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж "Красные крыши" (1877).
Красные крыши. 1877
В 1876 и 1877 годах устраиваются вторая и третья выставки импрессионистов. На вторую Писсарро посылает двенадцать картин. Он, как и его товарищи, становится мишенью ядовитой критики Альбера Вольфа, который писал: "Заставьте понять мсье Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет, и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения"... На третьей выставке появляются двадцать две картины Писсарро, которые, говорят о том, что природа в его искусстве приобретает новые черты. "Жатва" (1876) - пейзаж, написанный в Бретани, где, по словам художника, он нашел "настоящую деревню".
В 1879 импрессионисты объединяются на четвертой выставке, где Писсарро помимо картин выставил еще веера и пастели. Однако, несмотря на то, что дружеские отношения соединяли художников по-прежнему, дороги их начали расходиться.
Бульвар Монмартр ночью. 1898
Писсарро, обладавший, подлинным педагогическим даром, в 80-е годы для молодого поколения художников играет роль учителя. Не одни его рассуждения, но и сама его живопись - аккумулировавшая в себе и традицию реализма середины века, и светлый колорит, введенный Клодом Моне, и, наконец, тенденцию к обобщению живописных масс и композиционных форм, - была наиболее объективным выражением опыта пейзажной живописи тех лет. Поэтому художественные достижения Писсарро в глазах молодых казались толчком для дальнейших исканий. В 1885 году Писсарро знакомится с Синьяком и Сера и примыкает к возглавленному Сера течению неоимпрессионизма. Синьяк утверждал позднее, что Писсарро мог бы прийти к неоимпрессионизму путем собственной эволюции. Вероятно, в этом есть доля истины, так как попытки Писсарро упорядочить свою живописную систему подготовили его к восприятию принципов, выдвинутых Сера. Произведения этого времени свидетельствуют о том, что художник продолжал сохранять все черты своей творческой индивидуальности.
Последнее двадцатилетие жизни Камиля Писсарро - это период плодотворного и разнообразного творчества. К облику живописца сельских пейзажей, добавляется еще одна грань - он становится художником города. Писсарро подолгу работает в Руане, Гавре над видами улиц, площадей, набережных. Он концентрирует внимание не на достопримечательностях города, не на особенностях архитектуры того или иного памятника старины, а на создании целого образа-впечатления, ценного своим неповторимым очарованием. Художник обращает в живописные массы группы теснящихся старых домов, любуется контрастами теней, обволакивающих нижние этажи, и ярких солнечных лучей, с трудом попадающих в узкие улочки.
Большую часть года Писсарро проводил вдалеке от Парижа. Но в 90-е годы его начинает тяготить провинция, в последние годы жизни он стал проводить в Париже каждую зиму. Как все импрессионисты, Камиль Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности. Поздние пейзажи Парижа относятся к числу самых известных произведений Писсаро. Особенно известны серии картин, изображающие Оперный проезд и бульвар Монмартр.
Оперный проезд в Париже. 1899
В пейзажах преобладает светлый тон - в картине "Оперный проезд, эффект снега", здания тонут в пелене снега, смешанного с дождем, прохожие с зонтиками превращаются в легкие неуловимые тени. Продолговатые, положенные горизонтально мазки заставляют все формы как бы под властью влажной атмосферы вибрировать и расплываться вширь; голубоватые, желтые, розовые оттенки кажутся результатом преломляющегося белого дневного света; массы сырого воздуха, затопившие площадь, будто сгущаются и превращаются в плотный туман в конце Оперного проезда. Эти картины настолько глубоко вошли в историю искусства, что ныне невозможно представить себе традиционный образ Парижа иначе, чем глазами Писсарро. В 90-е годы он получил известность в своей стране и за границей; картины, нашедшие широкий круг любителей, регулярно выставлялись в галереях Дюран-Рюэля. В Эраньи он построил себе большую удобную для работы мастерскую. К нему часто приезжали гостить друзья-художники, а зимой в Париже Камиль Писсарро был в центре кружка молодежи - живописцев, литераторов и критиков, которым он излагал свое понимание задач живописи, стремился подвести итог импрессионизма и сформулировать принципы этого направления в живописи.
Писсарро умер 13 ноября 1903 и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.
impressionisme.narod.ru›…kamille_pissaro.htm
Лувр. Утро. 1903
Всё прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться.
Жизнь – это череда маленьких праздников: утреннее солнце, завтрак, пикники и ужины с друзьями.
Камиль Писсарро
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
tomaovsjnka.livejournal.com
Сборщики яблок 1891г 26х21см | Яблони в поле 1892г 47х64см | Осеннее утро 1892г 46х55см Van der Heydt Museum, Wuppertal, Germany | Тополя осенью 1893г | Купальщицы 1894г 27х35см |
Большое ореховое дерево в Эраньи 1892г | Мост Чанинг Кросс в Лондоне 1890г National Gallery Prague, Czechoslovakia | Церковь в Кью 1892г | Кур Дю Гавр со стороны Сент Лазар 1893г 51х42см | Пастух в полях Эраньи 1890г 38х46см |
Пастушок в Басинкур 1890г | Эраньи 1890г | Пейзаж в Эраньи 1890г | Закат в Эраньи 1890г | Сумерки в Эраньи 1890г 22х28см |
Ферма и шпиль в закат 1892г | Праздник в Кнокке 1891г | Февральский восход солнца в Басинкур 1893г Rijksmuseum Kröller-Müller, Otterlo, Netherlands | Наводнение в сумерках в Эраньи 1893г 65х54см | Наводнение, эффект белого в Эраньи 1893г 54х65см |
Цветущая слива в Эраньи 1894г 60х7см3 Ordrupgaard Collection, Copenhagen, Denmark | Цветущая слива 1890г | Мороз в Басинкур 1891г | Восход в саду Кью 1892г | Девочка с гусями 1890г |
Зелёный корт в Хемптон 1890г | Зеленый корт Хемптон Лондон 1891г 54х73см National Gallery of Art, Washingon, DC, USA | Косари на отдыхе 1891г 65х81см McNay Art Museum, United States | Косари в Эраньи 1891г 47х38см | Иней 1890г Ashmolean Museum, Oxford, UK |
Дома в Кнокке Бельгия 1894г | Гайд Парк Лондон 1890г 65х54см Tokyo Fuji Art Museum, Tokyo, Japan | Парк Кесингтон 1890г | Кесингтон Парк Лондон 1890г 54х73см | Парк в Кью 1892г |
Парк в Кью 1892г Musée des Beaux-Arts, Lyon, France | Перекрёсток у пруда в парке Кью 1892г | Дорожка к большой теплице в парке Кью 1892г 64х54см | Сад Кью малая теплица 1892г | Пейзаж 1890г 31х63см Israel Museum, Jerusalem, Israel |
Пейзаж 1890г | Пейзаж в Эраньи 1890г | Пейзаж в Эраньи 1894г 65х54см | Пейзаж в Эраньи прояснение погоды 1890г | Пейзаж в Эраньи мороз и туман 1892г |
Хоровод 1892г | Лондон Собор Святого Павла 1890г | Рынок в Жизор 1891г Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA | Терраса в саду Мирбо 1892г 73х92см | Пастораль 1890г |
Поль Эмиль Писсарро 1890г 41х33см | Крестьянка и дитя 1890г 21х17см | Крестьянка и ручей 1894г | Крестьянка с палочкой для посадки гороха 1891г | Крестьяне в поле Эраньи 1890г Albright-Knox Art Gallery, Buffalo, NY, USA |
Крестьяне за посадкой гороха в поле 1890г 99х152см Ashmolean Museum, Oxford, UK | Крестьянка 1891г | Крестьянка и дитя в Эраньи 1893г 64х53см | Крестьянка приглядывающая за гусями 1890г 38х54см | Крестьянки с посадочными палочками 1891г 55х46см |
Посадка гороха 1893г Langmaatt Foundation, Switzerland | Площадь Дю Гавр Париж 1893г 60х73см Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA | Площадь Сен Лазар 1893г 38х46см | Портрет Людовика Родо Писсарро 1892г 18х22см | Поль Эмиль 1894г 35х27см |
Родо читает 1893г | Уборка картофеля 1893г | Птичий рынок 1892г | Примроуз-Хилл Регент Парк 1892г | Улица Сент Лазар 1893г 73х60см |
Крестьянки беседуют сидя 1893г | Сидящая крестьянка 1892г | Сидящие крестьянки беседуют 1893г | Солнце и туман в Эраньи 1891г 55х65см | Сидящая крестьянка 1892г |
Снежный эффект в Эраньи 1894г 92х73см Musée d'Orsay, Paris, France | Весенняя пора в Эраньи Этюд 1890г | Этюд яблонь в Эраньи 1893г | Восход над полями 1891г 23х30см | Закат в Эраньи 1890г 81х65см Israel Museum, Jerusalem, Israel |
Закат в Сент Шарль в Эраньи 1891г Sterling and Francine Clark Art Institute at Williamstown, MA, USA | Закат в Басинкуртс оградой 1890г | Закат с туманом в Эраньи 1891г | Закат и туман в Эраньи 1890г Ashmolean Museum, Oxford, UK | Утро, сарай в Эраньи 1893г 46х55см |
Пастушка 1892г | Дюны в Кнокке 1893г 65х80см | Эффект снега в Монфуко 1891г | Поля в Эраньи и яблоня 1894г | Парк весной в Эраньи 1894г |
Холмы в Тьесвиль 1890г | Луг в Эраньи 1894г 81х64см Fred Jones Jr. Museum of Art, University of Oklahoma, USA | Пикник 1891г | Мост в Понтуаз 1891г | Хоровод 1892г |
Гайд Парк эффект тумана 1890г | Отдых в поле 1893г | Разговор 1892г Metropolitan Museum of Art, New York City | Оттепель в Эраньи 1893г 54х46см | Деревня Кнокке в Бельгии 1894г |
xn--80aptbhaea.xn--p1ai
День в Эраньи серая погода 1900г | Солнечный день во внутренней гавани Дьеппа 1902г 65х81см | Днем в Дьепп отлив 1902г 65х81см Museum of Fine Arts, Montreal, Canada | После рсеннего дождя в Эраньи 1901г | Цветущая яблоня в Эраньи 1900г |
Яблони и тополя 1901г 81х65см Musee des Beaux-Arts Andre Malraux, Le Havre, France | Осенний туман в Эраньи 1902г | Купальщицы сидят на берегу реки 1901г | Луг в Морет 1901г | Луга в Берневаль утром 1900г |
Утро отлив в Дьепп 1902г 54х65см Musée d'Orsay, Paris, France | Пожилая женщина за шитьём в Море 1902г 54х65см | Вечерний лес 1902г | Парк в Эраньи Этюд 1900г | Сенокос в Эраньи 1901г National Gallery of Canada, Ottawa, Canada |
Сенокос в Эраньи 1901г | В саду 1902г | Жаннна за шитьём 1900г | Огород в Эраньи днём 1901г | Прачки в Эраньи 1901г |
Влюблённые сидят под ивой 1901г | Осеннее утро в Эраньи 1900г | Старый винодел в Море 1902г 65х54см | Отплытие из Гавра 1903г 54х65см Musee des Beaux Arts Le Havre, France | Крестьянки беседуют во дворе в Эраньи 1902г |
Крестьянка с вилами 1901г | Площадь Каррусель в парке Тюльи 1900г 54х65см National Gallery of Art, Washingon, DC, USA | Мост Нев в туман 1902г | Мост Неф и статуя Генриха IV в солнесчную погоду 1900г Krannert Art Museum, United States | Аббатство церковь Сен Лоран 1901г |
Портрет Родо Писсарро за чтением 1900г 71х96см | Большая набережная днем в солнечном свете 1903г The State Hermitage Museum, Russia | Дорога в Берневаль Ле Пти 1900г | Большая набережная 1903г 54х65см | Розы 1902г |
Автопортрет 1900г | Автопортрет 1903г 41х33см Tate Britain, London, England, UK | Закат в Эраньи 1900г 54х65см | Весеннее облачное утро 1900г 81х65см Tokyo Fuji Art Museum, Tokyo, Japan | Скуэр дю Вер-Галан солнечное утро 1902г 73х73см |
Натюрморт с кофейником 1900г The State Hermitage Museum, Russia | Закат в Эраньи 1902г Ashmolean Museum, Oxford, UK | Закат в Море 1901г 54х66см | Фонтан в Тьюилри днём 1900г 65х92см | Церковь Святого Якова в Дьепп в дождливую погоду 1901г 81х65см |
Церковь Святого Якова в Дьепп под утренним солнцем 1901г 92х73см | Дюны в Кнокке Бельгия 1902г | Ярмарка у церкви Св Якова в Дьепп 1901г 73х92см | Ярмарка в солнечный день 1901г Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA | Ярмарка в Дьепп солнечным утром 1901г Hermitage, St. Petersburg, Russia |
Рыбный рынок в Дьепп 1902г 54х64см | Рыбный рынок в Дьепп 1902г 66х81см | Рыбный рынок в Дьепп серым утром 1902г 65х81см | Сад отеля в Берневаль 1900г | Сад Тьюилри весенним утром 1900г 80х65см |
Девочка с гусями 1900г 54х65см | Внутренний причал в Дьепп 1902г | Причал в Дьепп на отливе 1902г 53х65см Musee des Beaux Arts Dieppe, France | Причал в Дьеп в прилив серым утром 1902г 46х55см Fine Arts Museums of San Francisco, San Francisco, CA, USA | Причал в Гавре 1903г 46х55см |
Внутренний пирс в Гавр 1903г 43х52см | Причал в Гавр в прилив утром 1903г 57х64см Dixon Art Gallery, Memphis, Tennessee, USA | Мельницы в Кнокке Бельгия 1902г | Лувр 1901г 38х46см | Лувр 1901г 38х46см |
Лувр 1902г 46х55см Musée des Beaux-Arts, Reims, France | Лувр днём 1902г 33х41см | Лувр в дождливый день 1900г 65х81 Corcoran Gallery of Art, Washington, DC, USA | Лувр и Сена с моста Неф 1902г 56х66см | Лувр в серый день 1902г 41х33см |
Лувр мартовский туман 1903г 54х65см Ny Carlsberg Glyptotek, Copenhagen, Denmark | Лувр утро 1903г 16х22см | Лувр утрений туман 1901г 73х92см | Лувр утренний снег 1903г 46х55см | Лувр утреннее солнце 1901г 73х92см St. Louis Art Museum, St. Louis, MI, USA |
Лувр утро на набережной Малаке 1903г 47х55см | Лувр зимнее утро 1901г 74х92см | Лувр утреннее солнце 1900г 75х92см | Лувр набережная утреннее солнце 1903г 41х33см | Ярмарка вокруг церкви Святого Якова в Дьепп 1901г 73х92см |
Павильон Де Флоры и Понт Рояль 1902г 65х81см | Причал в Гавр 1903г 65х81см Tate Britain, London, England, UK | Пирс в гавр в прилив солнечным днём 1903г 54х65см Musee des Beaux Arts Le Havre, France | Мост в Каррусель днём 1903г 54х65см Matsuoka Museum of Art, Japan | Мост Неф 1901г 46х39см Allen Memorial Art Museum , Oberlin, Ohio, USA |
Понт Неф 1901г | Понт Неф 1901г 38х45см | Понт Неф 1902г 54х64см | Понт Неф 1902г 55х46см Museum of Fine Arts, Budapest, Hungary | Понт Неф 1902г 65х81см Hiroshima Museum of Art, Japan |
Понт Неф днём 1901г 73х92см Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA | Понт Неф и памятник Генриху IV 1901г 46х54см | Понт Неф дождливый день 1901г 80х63см | Понт неф и пароход 1901г 65х81см | Понт Неф и снег 1902см 54х65г National Museum of Wales (Amgueddfa Cymru), Wales, UK |
Понт Неф и статуя Генриха IV в туман 1901г 65х81см | Королевский мост и павильон Де Флор 1903г 54х65см Musee du Petit-Palais, France | Королевский мост и павильон Де Флор 1903г 54х65см | Понт Роял весенняя погода 1902г 46х55см | Порт Дьепп 1902г 60х73см |
Порт Дьепп прилив солнечный день 1902г 65х81см | Порт Гавр 1903г 50х81см | Порт Гавр 1903г 54х65см | Понт Неф и статуя Генриха IV 1901г 46х55см Ny Carlsberg Glyptotek, Copenhagen, Denmark | Площадка у Понт Неф 1902г 60х92см Sterling and Francine Clark Art Institute at Williamstown, MA, USA |
Площадка и статуя Генриха IV у понт Неф в дождь 1902г 73х92см | Сена у Лувра в Париже 1903г 46х55см Musée d'Orsay, Paris, France | Сена в Париже Понт Рояль 1903г 54х64см | Сена в Руане 1901г 13х23см | Понт Неф и Сена зимой 1902г 54х65см |
Академия и казначейство в серую погоду 1903г 46х38см | Тьюилри и Лувр 1900г | Сады Тьюилри 1900г 73х92см Glasgow Art Gallery and Museum Scotland | Сады Тьюилри 1900г The State Hermitage Museum, Russia | Сады Тьюилри солнечным днём 1900г 73х92см Israel Museum, Jerusalem, Israel |
Сады Тьюилри снег 1900г 65х81см | Ваза с тюльпанами 1900г | Огород в Эраньи утреннее небо 1901г Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA | Пирс в Дьепп 1902г | Вид на Сену с площадки от Понт Неф 1901г 46х55см |
Вид на Сену с террасы у Понт Неф 1901г | Вид на Тьюилри утром 1900г 73х92см | |||
xn--80aptbhaea.xn--p1ai