Василий Перов: жизнь и творчество художника. Картины перова
Василий Перов: жизнь и творчество художника
Василий Григорьевич Перов (1833/1834—1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Содержание
Биография Василия Перова
Творчество Перова
Работы художника
Картины Василия Перова
Библиография
Биография Василия Перова
Василий Перов родился 23 декабря 1833 в городе Тобольске. Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца.
В 1846 году поступает в арзамасскую школу живописи А.В. Ступина, которую успешно заканчивает в 1849 году. Во время своей учёбы будущий художник не только копирует оригиналы, но и учится выстраиванию композиции, осваивает живопись с натуры. В это же время была нарисована картина «Распятие».
Дальнейшее своё образование В.Г. Перов продолжает в московском училище живописи, в котором учится с 1853 по 1861 год.
Творчество Перова
Во время учёбы в училище им были получены такие награды, как малая серебряная медаль, большая серебряная, малая золотая и большая золотая медаль. Отмеченные этими медалями картины (Приезд станового на следствие», «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», «Проповедь в селе».), а также произведения, написанные в скором времени, «Сцена на могиле» и «Чаепитие в Мытищах» были впервые выставлены на зрительский суд в Москве и Петербурге. Эти работы оказали большое впечатление.
Эти выставки открыли публике В.Г.Перова, как талантливого жанриста-сатирика, способного подметить самые тонкие, чуть заметные штрихи русской жизни, показать её самые непривлекательные стороны. За свои заслуги художник получает возможность за казённый счёт выехать заграницу.
В 1862 году В.Г.Перов едет в Германию, где посещает все самые важные художественные центры.
Следующим местом пребывания художника становится Париж. Под впечатлением от увиденного В.Г.Перов пишет несколько картин по мотивам увиденного. Местный колорит, сцены уличной жизни Парижа – всё это нашли своё отражение в картинах «Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре, «Музыканты и зеваки», «Тряпичники» и др.
В итоге художник понимает, что истинное вдохновение приносит только родные пейзажи, знакомая и в тоже время такая мало познанная русская жизнь, с её мерным укладом и неприхотливым бытом. Поэтому в 1864 году В.Г.Перов возвращается в Москву.
Обосновавшись в Москве, художник продолжает творить в своей излюбленной манере и за время с 1865 по 1871 года пишет картины, которым суждено завоевать публику и вознести своего творца на художественный олимп.
Этими картинами стали: «Тройка», «Проводы покойника», «Монастырская трапеза», «Очередная у фонтана», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Чистый понедельник», «Сцена у железной дороги», «Птицелов», «Последний кабак у заставы», «Рыболов», «Охотники на привале».
В 1870году Перов становится профессором.
Со временем художника начинает привлекать портретная живопись. Он начинает писать портреты на заказ. Созданные Перовым портреты отличаются утончённостью лепки, выразительностью, отображением характерных черт личности. Среди написанных им портретов особенным колоритом отличаются: портрет А.Н. Островского, В.И.Даля, М.П. Погодина. Но дальнейшие картины художника уже не выявили так ярко его индивидуального своеобразия.
Работы художника
Жанровая живопись
- Чаепитие в Мытищах, близ Москвы (1862), ГТГ
- Приезд гувернантки в купеческий дом (1866), ГТГ
- «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866), ГТГ
- На железной дороге (1868), ГТГ
- Охотники на привале (1871), ГТГ
- Отпетый (1873), ГИМ
- Проводы покойника(1865)
Портретная живопись
- Портрет Ф. М. Достоевского (1872), ГТГ
- Портрет В. И. Даля
- Портрет И. С. Тургенева
Историческая живопись
- Суд Пугачёва (1879)
- Первые христиане в Киеве (1880)
- Спор о вере (Никита Пустосвят)(1880)
- Ярославна (1881)
Религиозная живопись
- Христос и Богоматерь у житейского моря (1876)
Библиография
- Петров Вл. А. Творческий путь В. Г. Перова / Каталог выставки произведений к 150-летию со дня рождения. В. Перов — М.: «Советский художник», 1988. — С. 5—67
- Собко Н. П. Перов, Василий Григорьевич // Словарь русских художников, ваятелей, живописцев… Т. 1—3. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1893—1899. — 3 том: „П“. — 1899. — 508 стб. — Стб. 73—173.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art-win.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Василий Перов: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Василий Перов: жизнь и творчество художника
4.5 (90%) 2 голос(ов)allpainters.ru
Слайд №2 | |
Перов Василий Григорьевич – великий русский художник, живописец.Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске.Настоящая фамилия Перова была Криденер, так как он был незаконным сыном некоего барона Г. К. Криденера. Фамилия или псевдоним Перов появилась уже позже – её дал будущему художнику учитель грамоты.В 1846-1849 годах В. Г. Перов учился в Арзамасской школе живописи под руководством А. В. Ступина.В годы ученичества В. Г. Перов много внимания уделяет социальной проблематике. Главными героями его картин становятся простые люди, главными сюжетами – обычная жизнь. Его ранние работы проникнуты сатирой, желанием показать окружающую действительность в реальном свете. Художнику это хорошо удается, его картины пользуются большой популярностью на выставках. | |
Слайд №3 | |
За картины «Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» и «Сцена на могиле», написанные в 1860 году, В. Г. Перов получил малую золотую медаль.«Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» | |
Слайд №4 | |
В 1858 году картина «Приезд станового на следствие» была удостоена большой серебряной медали. «Приезд станового на следствие» | |
Слайд №5 | |
«Сцена на могиле» | |
Слайд №6 | |
За картину «Проповедь на селе», написанную в 1861 году, Перов получил большую золотую медаль и право на стажировку за границей«Проповедь на селе» | |
Слайд №7 | |
В 1861 году В. Г. Перов работает над картиной «Сельский крестный ход на Пасхе». Она была выставлена в Обществе поощрения художников в 1862 году и почти сразу же запрещена из-за своей сатирически обличительной направленности. В этой картине художник критикует бездуховность служителей церкви и невежество народа. Эта же тема прослеживается в картине «Чаепитие в Мытищах» (1862).«Сельский крестный ход на Пасхе» | |
Слайд №8 | |
«Чаепитие в Мытищах» | |
Слайд №9 | |
В 1862 году В. Г. Перов едет в Париж в качестве пенсионера Академии художеств. Здесь он пишет эскизы «Продавец Песенников», «Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления» (1863) и картины «Шарманщик» (1863), «Парижские тряпичники», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Савояр» (1864).«Продавец Песенников» | |
Слайд №10 | |
«Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления» | |
Слайд №11 | |
«Шарманщик» | |
Слайд №12 | |
«Парижские тряпичники» | |
Слайд №13 | |
Не видя смысла в том, чтобы оставаться в чужой стране и пытаться проникнуть в чужой быт и культуру, В. Г. Перов в 1864 году возвращается в Россию«Савояр» | |
Слайд №14 | |
Во второй половине 60-х годов 19 века художник работает в Москве. Он продолжает писать картины социально-обличительной направленности, только теперь вместо сатиры в них появляется лирическая грусть или трагизм. Среди наиболее замечательных полотен этого периода можно назвать «Проводы покойника»«Проводы покойника» | |
Слайд №15 | |
В «Проводах покойника» и «Тройке» отразились сцены из жизни бедняков, символизирующие драму всего человечества. «Тройке» | |
Слайд №16 | |
Картина «Последний кабак у заставы» производит особенно трагичное впечатление. Она проникнута символизмом и скорбью. «Последний кабак у заставы» | |
Слайд №17 | |
Полотна «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Тройка» приносят В. Г. Перову в 1866 году звание академика.«Приезд гувернантки в купеческий дом» | |
Слайд №18 | |
«Рыболов» «Голубятник» | |
Слайд №19 | |
В начале 70-х годов В. Г. Перов увлекается психологизмом, который проявился не только в портретах, но и в картинах на социально-бытовые темы. Его интересуют различные психологические типы людей, которые он изображает то с юмором, то с легкой иронией («Странник», «Рыболов», 1870; «Голубятник», 1874)«Странник» | |
Слайд №20 | |
За картину «Птицелов» (1870) В. Г. Перов получил звание профессора.«Птицелов» | |
Слайд №21 | |
В конце 70-х годов художественные пристрастия В. Г. Перова снова меняются. Сюжетами его картин становятся религиозные сцены («Христос в Гефсиманском саду», 1878; «Снятие со креста», «Распятие», «Весна»)«Христос в Гефсиманском саду» | |
Слайд №22 | |
В «Охотниках на привале» (1871) художнику на примере контраста увлеченного разговора героев и безжизненной степи вокруг удалось изобразить иллюзорность мира простых крестьян, тщетность их надежд.«Охотниках на привале» | |
Слайд №23 | |
«Снятие со креста» | |
Слайд №24 | |
В этот же период он пишет несколько картин на исторические сюжеты («Плач Ярославны», «Первые русские христиане», «Поволжские хищники», «Пугачевцы», «Никита Пустосвят», 1880-1881). Но все эти картины, хотя в них и прослеживается рука опытного мастера, слишком сложны по композиции, в них нет той легкости и ясности, которые отличают его первые работы.«Плач Ярославны» | |
Слайд №25 | |
«Первые русские христиане» | |
Слайд №26 | |
«Никита Пустосвят» | |
Слайд №27 | |
Живопись В. Г. Перова разнообразна в жанровом отношении: это и портреты, и религиозные сцены, и исторические сюжеты. Несомненно, главным достижением В. Г. Перова были картины социально-критической направленности, в которых художник изображал быт простых людей, их невежество и иллюзии. |
volna.org
Именной указатель • Artist Index • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay |
www.tanais.info
Автопортрет | 1851 | Холст, масло | 77 x 59,5 | Киевский национальный музей русского искусства | |
Портрет Н.Г. Криденера, брата художника | 1856 | Холст, масло | 62,3 x 51 | Государственный Русский музей | |
Приезд станового на следствие | 1857 | Холст, масло | 38 x 43 | Государственная Третьяковская галерея | |
Странник | 1859 | Холст, масло | 63 х 55 | Саратовский художественный музей | |
Сцена на могиле | 1859 | Холст, масло | 58 x 69 | Государственная Третьяковская галерея | |
Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы | 1860 | ? | ? | Литография 1861 г. с картины | |
Проповедь в селе | 1861 | Холст, масло | 69,3 x 59,3 | Государственная Третьяковская галерея | |
Сельский крестный ход на пасхе | 1861 | Холст, масло | 71,5 x 89 | Государственная Третьяковская галерея | |
Дилетант | 1862 | Холст, масло | 33,8 х 28 | Государственная Третьяковская галерея | |
Сватовство чиновника к дочери портного | 1862 | ? | ? | Государственная Третьяковская галерея | |
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы | 1862 | Холст, масло | 43,5 x 47,3 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет И.М. Прянишникова | Около 1862 | Холст, масло | 41,5 x 33,6 | Государственная Третьяковская галерея | |
Шарманщик | 1863 | Дерево, масло | 30,5 х 25 | Государственная Третьяковская галерея | |
Савояр | 1863-1864 | Холст, масло | 40,5 x 32,2 | Государственная Третьяковская галерея | |
Продавец песенников в Париже | 1863-1864 (не окончена) | Холст, масло | 76,5 х 102,5 | Государственная Третьяковская галерея | |
Праздник в окрестностях Парижа (На Монмартре) | 1863-1864 (не окончена) | Холст, масло | 79,5 х 130 | Государственная Третьяковская галерея | |
Парижские тряпичники | 1864 | Холст, масло | 72 x 55 | Государственный Русский музей | |
Парижская шарманщица | 1864 | Холст, масло | 76,2 х 56 | Государственная Третьяковская галерея | |
Дети-сироты | 1864 | Холст, масло | 48 x 34 | Государственный Русский музей | |
Гитарист-бобыль | 1865 | Дерево, масло | 31,2 x 22 | Государственный Русский музей | |
Дворник, отдающий квартиру барыне | 1865 | Холст, масло | 39,2 x 32,8 | Государственная Третьяковская галерея | |
Мальчик мастеровой | 1865 | Дерево, масло | 30,6 х 21,3 | Ульяновский областной художественный музей | |
Очередные у бассейна | 1865 | Холст, масло | 49,5 х 61 | Национальный художественный музей Республики Беларусь | |
Проводы покойника | 1865 | Холст, масло | 45,3 x 57 | Государственная Третьяковская галерея | |
Трапеза (Монастырская трапеза) | 1865-1876 | Холст, масло | 84 x 126 | Государственный Русский музей | |
Мальчик, готовящийся к драке | 1866 | ? | ? | Ярославский художественный музей | |
Приезд гувернантки в купеческий дом | 1866 | Дерево, масло | 44 x 53,3 | Государственная Третьяковская галерея | |
Разговор за круглым столом | 1866 | Дерево, масло | 18,1 х 21,5 | ? | |
«Тройка». Ученики мастеровые везут воду | 1866 | Холст, масло | 123,5 x 167,5 | Государственная Третьяковская галерея | |
Чистый понедельник | 1866 | Дерево, масло | 22,8 х 17,5 | Государственная Третьяковская галерея | |
Утопленница | 1867 | Холст, масло | 68 x 106 | Государственная Третьяковская галерея | |
Учитель рисования | 1867 | Дерево, масло | 25 x 20 | Государственная Третьяковская галерея | |
Христос и Богоматерь у житейского моря | 1867 | Холст, масло | 155 х 103 | Государственная Третьяковская галерея | |
Дворник-самоучка | 1868 | Холст, масло | 30,4 х 25,1 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет Елизаветы Егоровны Перовой, жены художника | 1868 | Холст, масло | 57 х 46 | Национальный художественный музей Республики Беларусь | |
Портрет Н.Ф. Резанова | 1868 | Холст, масло | 63 х 53 | Челябинский областной музей искусств | |
Портрет Ф.И. Резановой | 1868 | Холст, масло | 63 х 53 | Челябинский областной музей искусств | |
Портрет Ф.Ф. Резанова | 1868 | Холст, масло | 91 х 71,5 | Государственная Третьяковская галерея | |
Последний кабак у заставы | 1868 | Холст, масло | 51,1 x 65,8 | Государственная Третьяковская галерея | |
Сцена у железной дороги | 1868 | Холст, масло | 52 х 66 | Государственная Третьяковская галерея | |
Фомушка-сыч | 1868 | Дерево, масло | 44,8 x 36,8 | Государственная Третьяковская галерея | |
Девушка с кувшином | 1869 | Холст, масло | 72 х 53 | Государственный Русский музей | |
Портрет В.В. Безсонова | 1869 | Холст, масло | 74 х 62,5 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет А.А. Борисовского | 1869 | Холст, масло | 89 х 71 | Государственный Русский музей | |
Портрет Н.П. Ланина | 1869 | Холст, масло | 83,5 х 68,8 | Латвийский Национальный художественный музей | |
Портрет А.Ф. Писемского | 1869 | Холст, масло | ? | ? | |
Странник | 1869 | Холст, масло | 48 x 40 | Луганский областной художественный музей | |
Автопортрет | 1870 | Холст, масло | 59,7 x 46 | Государственная Третьяковская галерея | |
К Троице-Сергию | 1870 | Дерево, масло | 25 х 19,7 | Государственная Третьяковская галерея | |
Накануне девичника. Проводы невесты из бани | 1870 | Холст, масло | 48 х 72 | Киевский национальный музей русского искусства | |
Портрет Авдотьи Кузнецовой | 1870 | Холст, масло | 61,5 х 54 | ? | |
Портрет А.Г. Рубинштейна | 1870 | Холст, масло | 96 x 80 | Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки | |
Портрет Н.Г. Рубинштейна | 1870 | Холст, масло | 102,5 х 79 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет неизвестного | 1870 | Холст, масло | 75 х 61 | Государственная Третьяковская галерея | |
Птицелов | 1870 | Холст, масло | 82,5 x 126 | Государственная Третьяковская галерея | |
Спящие дети | 1870 | Холст, масло | 53 х 61 | Государственная Третьяковская галерея | |
Странник | 1870 | Холст, масло | 88 x 54 | Государственная Третьяковская галерея | |
Приезд институтки к слепому отцу | Около 1870 (не окончена) | Холст, масло | 60,5 х 53 | Государственная Третьяковская галерея | |
Дедушка и внучек | 1871 | Холст, масло | 78 х 62 | Центральный художественный музей Ташкента | |
Охотники на привале | 1871 | Холст, масло | 119 x 183 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет А.Н. Островского | 1871 | Холст, масло | 103,5 x 80,7 | Государственная Третьяковская галерея | |
Рыболов | 1871 | Холст, масло | 91 х 68 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет С.Т. Аксакова | 1872 | Холст, масло | 75 х 62 | Саратовский художественный музей | |
Портрет В.И. Даля | 1872 | Холст, масло | 94 х 80,5 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет Ф.М. Достоевского | 1872 | Холст, масло | 99 x 80,5 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет И.С. Камынина | 1872 | Холст, масло | 104 x 84,3 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет П.С. Кампиони | 1872 | Холст, масло | ? | Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина | |
Портрет А.Н. Майкова | 1872 | Холст, масло | 103,5 х 80,8 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет М.А. Погодина | 1872 | Холст, масло | 115 х 88,8 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет И.С. Тургенева | 1872 | Холст, масло | 102 x 80 | Государственный Русский музей | |
Голова киргиза-каторжника | 1873 | Холст, масло | 64,5 х 58,5 | Государственный Русский музей | |
Отпетый | 1873 | Холст, масло | 87,5 х 113 | Государственный исторический музей | |
Портрет С.Т. Кузнецова | 1873 | Холст, масло | 125 х 93 | Самарский художественный музей | |
Ботаник | 1874 | Холст, масло | 65,5 х 79 | Государственная Третьяковская галерея | |
Возвращение жниц с поля в Рязанской губернии | 1874 | Холст, масло | 25,8 х 65 | Государственная Третьяковская галерея | |
Голубятник | 1874 | Холст, масло | 107 x 80,7 | Государственная Третьяковская галерея | |
Пластуны под Севастополем | 1874 | Картон, масло | 130 х 196 | Киевский национальный музей русского искусства | |
Старики-родители на могиле сына | 1874 | Холст, масло | 42 x 37,5 | Государственная Третьяковская галерея | |
Суд Пугачева | 1875 | Холст, масло | 150 x 238 | Государственный Исторический музей | |
Крестьянин в поле | 1876 | Холст, масло | 62,5 х 50 | Латвийский Национальный художественный музей | |
Портрет Н.А. Касаткина | 1876 | Холст, масло | 40,5 x 31 | Государственная Третьяковская галерея | |
Портрет П.И. Николаева | 1876 | Холст, масло | 93,5 х 78 | Чувашский государственный художественный музей | |
Портрет А.И. Криденер, матери художника | 1876 | Холст, масло | 101,5 х 88 | Государственный Русский музей | |
Охотники на привале [Авторское повторение] | 1877 | Холст, масло | 58 х 89 | Государственный Русский музей | |
Портрет А.К. Саврасова | Около 1877 | Холст, масло | 71 х 57 | Государственная Третьяковская галерея | |
Дворник, отдающий квартиру барыне [Авторский вариант-повторение] | 1878 | Холст, масло | ? | Ярославский художественный музей | |
Рыбная ловля | 1878 | Холст, масло | 54 х 45 | Государственный Русский музей | |
Слепой | 1878 | Холст, масло | 75 х 57 | Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина | |
Снятие с креста | 1878 | Холст, масло | 150,5 х 242 | Государственная Третьяковская галерея | |
Христос в Гефсиманском саду | 1878 | Холст, масло | 151,5 х 238 | Государственная Третьяковская галерея | |
Блаженный | 1879 | Холст, масло | 153 х 103 | Государственная Третьяковская галерея | |
Странница в поле (На пути к вечному блаженству) | 1879 | Холст, масло | 63 х 94 | Нижегородский государственный художественный музей | |
Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист) | 1879 | Холст, масло | 104 х 179,5 | Нижегородский государственный художественный музей | |
Суд Пугачева [Авторский вариант-повторение] | 1879 | Холст, масло | 226 х 330 | Государственный Русский музей | |
Первые христиане в Киеве | 1880 | Холст, масло | 156 х 253 | Государственный Русский музей | |
Никита Пустосвят. Спор о вере | 1880-1881 | Холст, масло | 336,5 x 512 | Государственная Третьяковская галерея | |
Плач Ярославны | 1881 | Холст, масло | ? | Частная коллекция | |
Возвращение крестьян с похорон зимою | 1880-е | Картон, масло | 36 x 56,7 | Государственная Третьяковская галерея | |
Старик на скамейке | 1880-е | Холст, масло | 36 х 29 | Ростовский областной музей изобразительных искусств |
dic.academic.ru
Перов Василий Григорьевич
Перов Василий Григорьевич - один из самых известных русских живописцев 19-го века, художник-жанрист, мастер портретной и исторической живописи.
Перов появился на свет незаконнорожденным (родители обвенчались после рождения малыша) в городе Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (по новому стилю - 2 или 4 января 1834). Его отец барон Криденер был местным прокурором, однако мальчик не имел права на титул родителя по причине внебрачного рождения.
Фамилию Перов будущий художник получил в виде прозвища за умелое владение письменными принадлежностями.
Ранние годы Василия Григорьевича прошли частично в Арзамасе. Здесь Перов окончил курс в уездном училище, особо отличившись в рисовании. Усердие мальчика заставило родителей отдать его в местную художественную школу А. В. Ступина.
В 1853 году талантливый юноша поступил в московское училище Живописи и Ваяния. Его наставниками в МУЖВЗ были Скотти М. И., Мокрицкий А. Н., Зарянко С. К.. В учебном заведении Перов подружился с Илларионом Прянишниковым.
Во время обучения художник испытывал серьезные материальные затруднения. Его отец, обремененный большой семьей, перестал выделять средства на учебу сына. Однако, несмотря на лишения, Перов продолжал упорно трудиться и заставил обратить на свой талант внимание преподавательского состава. В декабре 1856 года Училище представило Перовский этюд головы мальчика на конкурс в Академию Художеств, за который автор получил малую серебряную медаль.
Впоследствии Академия также высоко оценивала работы Перова:
- большая серебряная медаль за картину "Приезд станового на следствие" (1858)
- малая золотая медаль за картину "Сын дьячка, произведенный в первый чин" (1860)
В 1861 году на выпускной конкурс Перов выставил картину "Проповедь в селе" (1861). Это произведение Академия оценила большой золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку на три года за границу.
Однако, в Париже, Перов испытал творческий кризис и подал прошение о досрочном возвращении на родину. В 1864 году художник получил высочайшее дозволение и осенью он вернулся в Москву.
Оказавшись на родине, художник создает ряд произведений пронизанных трагическими интонациями (Ученики-мастеровые везут воду (1866), Последний кабак у заставы (1868) и др.).
В начале 70-х годов Перов создает ряд запоминающихся портретов (А.Н.Островского, (1871), В.И.Даля, Ф.М.Достоевского (оба 1872) и другие). Жанровые картины этого периода утрачивают драматизм, в них сквозит добродушный юмор (Охотники на привале, 1871; Рыболов, 1871; и т. д.). В конце творческого пути художник обращался к исторической и религиозной живописи.
Перов в последнее десятилетие проявил себя как талантливый писатель. Ряд его очерков и рассказов были опубликованы и вызвали живой интерес современников.
Василий Григорьевич Перов сыграл значительную роль в организации Товарищества передвижных выставок. Он являлся одним из членов-учредителей организации (1870).
В течение 11 лет (1871-1882) Перов преподавал в МУЖВЗ. Его учениками были такие известные матера как Касаткин Н. А., Коровин С. А., Нестеров М. В., Рябушкин А. П..
Художник вошел в историю русского изобразительного искусства как ведущий мастер критического направления бытовой живописи второй половины 19 века. Творчество Перова оказало огромное влияние на развитие не только представителей московской художественной школы, но и всего русского искусства второй половины XIX века.
29 мая (10 июня) 1882 года Василия Григорьевича Перова не стало. Художник был похоронен на Донском кладбище.
Детские образы в творчестве Перова
Известные картины Перова
webstarco.narod.ru
Картина Птицелов В. Перов 1870 г. Краткое описание
Осенью 1870 года, гуляя по лесу со своим другом, Василий Перов увидел старика, лежащего на земле, который потихоньку свистел в дудочку, заманивая птичку, а рядом с ним мальчишка. На Руси птиц часто ловили в это время, чтобы зимой они услаждали слух своим пением слух, а на Благовещение пичужек выпускали на свободу.
Возвратившись домой, Перов принялся за написание «Птицелова». Он вспоминал, как будучи маленьким мальчиком, вот также испытывал душевный трепет, сидя в засаде и ожидая, когда, наконец-то, в западню попадет доверчивая птаха. Так хотелось зимой слушать эти незамысловатые трели.
Картина Птицелов получилась душевной и бесхитростной. Последние сумеречные осенние денечки, ветер, налетая порывами, срывает уцелевшие на ветках побуревшие листочки. Но сквозь многолетние уже обнаженные стволы пробивается утреннее солнышко, озаряя своими золотистыми лучами маленькую полянку и птицеловов.
Отставной солдат, служащий лакеем в помещичьей усадьбе, лежит у дерева, а сосредоточенно наблюдающий за птичкой опрятно одетый мальчик, возможно сынок небогатого помещика, сидит рядом. Старик терпеливо ждет, заманивая птицу в силок, посвистывая в дудочку. Он обещал поймать птаху для ребенка, и мальчик напряженно следит за поведением пичужки, стараясь ничего не упустить из вида, держа наготове клетку.
Фон картины написан Алексеем Кондратьевичем Саврасовым. Это немного мрачная лесная даль, расплывающаяся в мареве солнечных лучей, где присмотревшись можно заметить несколько птиц.
Лица у персонажей картины настолько живые, а их мимика так реалистична, что представляешь, как спустя несколько минут птицеловы, поймав птичку, поднимутся и пойдут домой. Глядя на персонажей картины, зритель, как бы представляет, что знаком с ними и невольно сопереживает им, погружаясь в созданный живописцем мир.
За «Птицелова» Василий Перов был удостоен звания профессора.
Сегодня картина Птицелов не заслуженно обделена вниманием, она не столь популярна относительно других знаменитых работ Перова, о ней знают можно сказать еденицы, тем не менее композиционный сюжет вполне может конкурировать с такими полотнами, как "Охотники на привале" или скажем набирающую популарность картину "Рыболов ", хорошо известными для многих охотников, заядлых рыбаков и даже школьникам.Для интересующихся увидеть оригинал произведения, просто посетите Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
www.art-portrets.ru
Описание картин Перова, Журавлева и Крамского
Картина была написана Перовым в 1871 году. Сам Перов был изрядным охотником, поэтому эта тема была ему очень близка. На картине художник показал трех охотников, которые ведут между собой разговор оживленный разговор. Первый из них — бывалый охотник, но уже пожилой, рассказывает о своих «подвигах». Он делает это так страстно и вдохновленно, что мы понимаем, что, наверняка, он врет. Второй – человек 35-40 лет недоверчиво слушающий охотничьи рассказы, а третий, по всей видимости, новичок. Это заметно нам потому, как он слушает эти выдуманные истории и даже не замечает, что в них нет и доли правды.
Перов. Охотники на привале
Картина «Дилетант» была написана в 1862 году. Мне кажется, что название картины говорит само за себя, однако я все же поясню. С первого взгляда бросается в глаза обстановка “мастерской художника”. Во-первых, она расположена в какой-то темной комнате. Во-вторых, она так мало, что, если туда зайдет 2 человека, им будет невообразимо тесно.
Холст, на котором изображен “шедевр”, рожденный рукой этого приземистого, полненького, самодовольного человека, отвернут от нас. Однако мы можем догадаться по выражению лица его жены, что же там нарисовано.
Перов. Дилетант
Василий Григорьевич Перов написал эту картину в 1874 году. Картина очень реалистична, что позволяет сказать, что художник обратился к русскому реализму. Сюжетная линия картины понятна и проста. Здесь изображены старики, пришедшие на могилу своего сына. С первого взгляда на картину, ты безошибочно понимаешь, какую огромную горечь, испытывают родители, коим довелось пережить своих детей. Мы чувствуем то же, что и эти посидевшие старики: грусть, тоску и печаль.
Цвета, что использует художник, не темные и мрачные, а наоборот, мягкие и теплые. Возможно, именно цветовая такая цветовая гамма картины дарит ей эту обыкновенность, обыденность.
Перов. Старики-родители на могиле сына.
Картина “Голубятник” была написана В.Г Перовым в 1871 году. Сюжет картины не замысловат, не запутан – он легок и прост. Ка крыше дома изображен мальчишка, еще совсем молодой – лет 16. Растрепанные русые волосы, запрокинутое в небо лицо, православный крест – все это свидетельствует о том, что это простой русский парень, с открытой, как книга, душой и добрым сердцем.
Перов. Голубятник
Журавлев изобразил на своей картине молодую, красивую, но измученную девушку. Быть может, это слишком объективное мнение, но я могла бы попытаться обосновать его. Художник использовал темные тона в описание комнаты, она не освещена не единым лучиком света, все это наводит какую-то грусть и печаль. Лицо девушки изображает изнеможённость, безысходность. “Другого выхода просто нет” – кричат ее утомленные глаза.
Журавлев.Пряха
Совсем не многим известен тот факт, что, для работы над этим портретом, Крамской поселился в Козловке-Засеке, неподалеку от Ясной Поляны, и долго убеждал писателя, никак не соглашавшегося позировать.
Среди портретов Толстого, ведь его не раз запечатлели и другие художники, портрет работы Крамского – один из лучших. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Толстой – в своей просторной рубахе, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный. Главным на картине является мужественная голова писателя и его мудрый, проницательный взгляд. Работа над портретом длилась менее месяца, но выполнен он просто великолепно.
Крамской. Портрет Л.Н. Толстого
vunivere.ru