Описание картины Николая Крымова «Пейзаж». Пейзаж картина
Виды пейзажа в живописи
Жанр изобразительного искусства, главная тема которого – живая или созданная человеком окружающая среда, стал самостоятельным позже других – сюжетного, натюрморта или анималистики.Виды пейзажа стали развиваться с новой силой, когда художники получили возможность работать на пленэре.
Определение
Французскому слову "paysage" ("pays" – "страна", "местность") близки по значению немецкое "Landschaft" и английское "landscape". Все они обозначают пространственную среду, окружающую человека на открытом воздухе. Эта среда может состоять из элементов естественного происхождения (рельеф, растительность, водоемы, воздушная атмосфера), созданных или преобразованных человеком (дороги, здания, сельхозугодия, линии электропередач и т. д.).
Слово "пейзаж" имеет несколько значений: это просто то, на чем останавливается глаз человека вне помещения, описание природы в литературном произведении, изображение окружающей среды средствами визуального искусства. Почти в каждом произведении искусства присутствуют различные виды пейзажей. Фото, кино, видео, компьютерная графика и, конечно, живопись участвуют в отображении окружающего мира.
Многообразие тем
У каждого истинного художника существует свой взгляд на окружающую среду. Чтобы помочь разобраться в этом многообразии приняты различать некоторые виды пейзажа. Для дошкольников, учащихся средней школы, студентов и любителей живописи любого возраста существует градации пейзажных картин в зависимости от тематики изображения природы и его характера.
Существуют природный, сельский и городской виды пейзажа в живописи. У каждого из них есть разновидности и особенности. По характеру выделяются пейзаж исторический и героический, эпический, романтический и пейзаж настроения.
Природный пейзаж
Еще в средние века изображение природы было схематическим и плоскостным. Оно носило вспомогательный характер дополнения к религиозным, мифологическим или историческим композициям. Но начиная с эпохи Возрождения стали появляться картины, на которых для выражения чувств и эмоций не использовались сюжеты или фигуры людей, главными героями в них были земля, леса, небо, море в разных состояниях.
Одним из родоначальников жанра «чистого пейзажа» считается немецкий гравер, рисовальщик и живописец Альбрехт Альтдорфер (1480-1538). Впервые на мифологических полотнах фигуры героев часто были мало различимы на фоне грандиозного изображения естественной среды.
Марина – картина о море
В природном пейзаже особое место занимают изображения водной среды, всегда привлекавшей внимание художников. Виды пейзажа, связанные с мореплаванием, и маринистика (марина – картина морской тематики) родились в странах, где кораблестроение было привычным делом – в Голландии, Англии и т. д. Сначала море было составной частью изображения кораблей и водных баталий, но затем выразительность и мощная красота стихии, её неуловимая изменчивость стали сами по себе увлекать живописцев. Настоящей вершиной мирового значения является творчество русского художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900).
Изображение небесных пространств, планет и звезд также относят к природному пейзажу. Виды пейзажа, называемого космическим или астральным, всегда были жанром фантастического или футуристического искусства, с началом регулярных космических полетов такие картины носят более реалистичный характер.
Сельский пейзаж
Со времени идиллических картин из жизни пастухов и пастушек эпохи рококо сельский пейзаж всегда занимал важное место в живописном искусстве. Близость к природе, гармония жизни на земле, крестьянский труд были темой для многих выдающихся мастеров разных эпох, такх, как Питер Брейгель (1525-1569), Никола Пуссен(1594-1665), Камиль Коро (1796-1875), Франсуа Милле (1814-1875).
Русской живописи деревенская тема была присуща со времен А. Г. Венецианова (1780-1847). Примеры высочайших вершин в сельском пейзаже есть у гениальных русских художников: И. И. Левитана (1860-1900), А. К. Саврасова (1830-1897), В. Д. Поленова (1844-1927), А. А. Пластова (1893-1972). Особая поэзия сельской жизни в окружении русской природы вдохновляет и современных художников.
Городской пейзаж
В XVII веке в Европе стал очень популярен жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) – "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых – топографически точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура – приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».
Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания. Особый вид такого пейзажа – фантазийные композиции, рожденные воображением художника. Одно время были очень популярны «руины» – виды пейзажа из античных развалин, порождающие мысли о бренности бытия.
Можно выделить и футурологический, фантастический пейзаж – виды городов будущего, образ которых с ходом времени меняется в зависимости от прогресса, достижений науки и техники.
Другой разновидностью городского пейзажа является индустриальный пейзаж, изображающий максимально преобразованную человеком природу. Главная тема таких полотен – эстетическое впечатление от зданий, плотин, мостов, башен, дорог, транспортных сетей, заводов и фабрик и т. д. Среди первых значительных произведений индустриального пейзажа можно упомянуть картину Клода Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар».
Выделяют в отдельную категорию и парковый пейзаж. Похожий по тематике на сельский или чисто природный, по географической привязке он относится к городскому.
Стили пейзажной живописи
Художественное произведение – это всегда творческое осмысление мира, и пейзаж у настоящего художника – не просто похожее на реальность изображение, а образ окружающей природной или городской среды, впечатление от неё, выраженное творческой личностью. Такое осмысление очень часто определяет стиль, характерный как отдельной личности, так и целым сообществам, связанным одним местом и одним временем.
Историческая принадлежность мастера к определенному стилю в пейзажной живописи заметна особенно. «Пейзаж с радугой» П. П. Рубенса (1577-1640) – шедевр эпохи барокко и одноименная картина Константина Сомова (1869-1939) похожи сюжетно. Они полны одинаковым восхищением от окружающего мира, но какими разными средствами передаются эти чувства!
Творчество импрессионистов оказало особое влияние на этот жанр. Все виды пейзажа – природный, городской, сельский – с появлением возможности работать на пленэре претерпели кардинальные изменения. Пытаясь выразить сиюминутные изменения и мельчайшие нюансы света, используя новую свободную живописную технику, импрессионисты открыли в пейзажном жанре новые горизонты. После шедевров Клода Моне (1840-1926), Камиля Писсарро (1830-1903), Альфреда Сислея (1839-1999) и многих других импрессионистов стало невозможно смотреть на мир прежними глазами, не замечая его красоты, не видя богатства его оттенков.
Вечный источник вдохновения
Природа всегда было главным источником новых чувств и впечатлений для настоящего художника. Наши далекие предки пытались нарисовать восход солнца на стене пещеры куском засохшей глины, виды пейзажа для дошкольников сегодня – это фотографии Марса, переданные с его поверхности космическим самоходным аппаратом. Общим остается чувство удивления от бесконечности мира, от радости жизни.
fb.ru
Пейзаж » Выдающиеся художники
И. Левитан "У омута"
Пейзаж – один из жанров живописи.
Тема пейзажа – местность. С французского языка термин «пейзаж» так и переводится: «местность, страна». Таким образом, пейзаж – это не только привычное для нас изображение природы, но и всякое другое изображение местности, в том числе городской.
Существует несколько разновидностей пейзажа: в природном пейзаже это марина (морской пейзаж), космический пейзаж. Пейзаж может быть и городским (архитектурный, например). В городском пейзаже выделяют документально точное изображение – «ведуту».
С временно́й точки зрения пейзаж может быть современным, историческим, футуристическим (пейзаж-фантазия).
И. Айвазовский «Фрегат под парусом» (1838). Холст, масло, 57 x 82 см. Центральный военно-морской музей (Петербург)
Пейзаж как самостоятельный жанр живописи сравнительно молод: самостоятельное значение он получил в западноевропейском искусстве примерно с XIV в. Да, мы можем увидеть изображение природы и на картинах более раннего периода. Но тогда пейзаж был только фоном для портретов, жанровых сцен, а также для икон. Он не был не только самостоятельным жанром, но часто вообще не был реальным, а лишь обобщённым.
Развитие пейзажа началось в древневосточном искусстве.
Китайский художник Ли Сысюнь (651-716) – основатель пейзажного направления живописи этой страны. Его пейзажи отличают ясная графичность и тщательная проработка деталей.
Копия пейзажа Ли Сысюня, относящаяся к нач. XVІ в. Галерея Фрир (Вашингтон)
ПЕЙЗАЖ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
Значительно возрос интерес к пейзажу в живописи Раннего Возрождения. И хотя в картинах итальянского художника и архитектора Джотто (около 1267-1337) пейзаж был ещё только вспомогательным средством, но именно в его работах он уже начинает обретать самостоятельную смысловую нагрузку. Пейзаж на его картинах становится живым, довольно реалистичным, ему удавалось передавать светотени и пространственное звучание природы. Пейзаж Джотто уже был эмоциональным.
Джотто "Проповедь птицам"
В создании пейзажного жанра эпохи Высокого Возрождения большую роль сыграли Джорджо́не (1476/7-1510), Тициан (1473-1576), Эль Греко (1541-1614).
Э. Греко «Вид Толедо» (1596-1600). Холст, масло, 47,75 × 42,75 см. Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Это знаменитый пейзаж Эль Греко. Другое название полотна – «Толедо в грозу». Автор использовал фантасмагорический свет, чтобы подчеркнуть угрожающий вид грозового неба. Испанский город Толедо изображён под угрюмым небом на возвышенности, которая покрыта лугами и лесами. «Вид Толедо» стал одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера он входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи.
У. Тёрнер «Закат в парке Петворта» (1830). Холст, масло, 63,5 × 139. Художественный музей в Лондоне Тейт Британия
Прекрасное в природе сумел передать Питер Брейгель (Старший). Он обращает внимание не только на монументальность природы (небо, горы), но и на мелочи: траву из-под камня, сломанное деревце… Природа у него живёт и дышит.
П. Брейгель (Старший) «Сумрачный день. Весна» (1565). Дерево, масло, 118 х 163 см. Музей истории искусств (Вена)
РОЖДЕНИЕ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ
«Пленэр» от французского en plein air – «на открытом воздухе». Художники создавали свои пейзажные картины, работая непосредственно на природе.
И. Левитан «Солнечный день. Весна» (1876-1877). Холст, масло, 53 x 40,7 см. Частное собрание
Особенно в этом преуспели французские импрессионисты. В русской живописи на пленэре работали А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин и др. А зарождение пленэрной живописи относят к испанскому художнику Д. Веласкесу, который первым начал уделять большое внимание передаче красок природы, игре света, скользящего между листьями деревьев и т.д.
Д. Веласкес «Вилла Медичи в Риме. Полдень» (1630). Холст, масло, 44,5 × 38,5. Прадо (Мадрид)
П. Рубенс любил динамичные пейзажи.
А французский художник Ф. Буше предпочитал нежные и неяркие краски для изображения картин природы.
Ф. Буше «Переправа по мосту» (1730-е годы). Холст, масло
У каждого художника – свой стиль и свои приоритеты. Например, импрессионистам было важно передать реальный мир в его подвижности и изменчивости.
Художники-постимпрессионисты развили в своей живописи традиции импрессионистов.
Винсент ван Гог «Звёздная ночь» (1889). Холст, масло. 73,7 × 92,1 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк)
В XX в. к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений того времени.
Вот пример пейзажа американской художницы Элен (Хелен) Франкенталер (1928-2011), работавшей в стиле абстракционизма.
Элен Франкенталер «Горы и море» (1952)
НЕКОТОРЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПЕЙЗАЖА
Архитектурный пейзаж
Разновидностью архитектурного пейзажа является ведута.
Ведута – жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII в. Ведута – это картина, рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Так, нидерландский художник Ян Вермеер изобразил точно родной для него город Дельфт.
Ян Вермеер «Вид Дельфта» (1661). Холст, масло. 96,5 × 115,7 см. Маурицхёйс (Гаага)
Мастера ведуты работали во многих странах Европы, в том числе и в России (М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев). Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги.
Марина
Марина – жанр живописи, разновидность пейзажа (от лат. marinus – морской), изображающий морской вид или сцену морского сражения, в общем, любые события, происходящие на море. Марина начала свой путь из Голландии, где она выделилась в самостоятельный вид пейзажной живописи в начале XVII в.
Маринист (фр. mariniste) – художник, пишущий марины. Самые яркие представители этого жанра – англичанин Уильям Тёрнер и российский (армянский) художник Иван Константинович Айвазовский, написавший около 6000 картин на морскую тему.
У. Тёрнер «Рыбаки в море» (1796). Холст, масло, 91,4 x 122,2. Художественный музей в Лондоне Тейт Британия
Исторический пейзаж
Исторический пейзаж создаётся для того, чтобы через картины природы, а также через архитектуру рассказать о прошлом. Такие пейзажи создавали художники Н.К. Рерих, А.М. Васнецов (изображения Москвы XVII в.), Е.Е. Лансере, А.Н. Бенуа (быт и стиль русского барокко XVIII в.) и т.д.
Н. Рерих «Заморские гости» (1901). Холст, масло. 85 x 112,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Футуристический (фантастический) пейзаж
Это могут быть и природные пейзажи, и городские. Люди часто желают заглянуть в будущее. Смелые замыслы архитекторов и дизайнеров и фантазии художников дают нам возможность увидеть очертания будущего города.
Футуристический пейзаж художника Tigaer Hecker
В ЧЁМ СМЫСЛ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ?
Вопрос правильный. Ведь не просто же изображается художником цветочек, не ради же самого этого цветочка?
Конечно. Смысл пейзажной живописи всегда – в отношении человека к окружающей среде. Город это или сельская природа – всё равно. И здесь уже можно говорить о философии взаимоотношения человека и окружающего мира. Эти отношения могут быть гармоничными и дисгармоничными.
Рассмотрим пейзаж И. Левитана «Владимирка».
И. Левитан «Владимирка» (1892). Холст, масло, 79 × 123 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
«Владимиркой» в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы в сторону Владимира, известную тем, что с XVIII в. вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX в., когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах.
В 1892 г. из-за своего еврейского происхождения Левитан был выслан из Москвы и некоторое время жил в деревне, находящейся недалеко от Владимирского тракта. Здесь у него и зародилась идея написать полотно «Владимирка». Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы – всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды.
www.palitra.co
Виды пейзажа в живописи - описание, особенности и отзывы :: SYL.ru
Пейзажная живопись, также известная как ландшафтное искусство, представляет собой изображение природы во всех ее проявлениях. В основном это горы, долины, деревья, реки и леса. Основной особенностью является наличие широкого вида, а также его элементов, расположенных в связной композиции. Существуют разные виды пейзажа, в том числе сельский и городской, морской и речной, религиозный и футуристический.
Виды пейзажа: суть
Самым популярным элементом любого пейзажа является небо. Погода во всех ее проявлениях также входит в состав композиции. Виды пейзажа в искусстве могут быть полностью мнимыми (воображаемыми) или копироваться из реальности с различной степенью точности. Если основной целью изображения является отображение фактического, определенного места, в особенности это касается зданий, то оно будет называться топографическим (реалистичным) видом.
Понятие "пейзаж"
В изобразительном искусстве термин «пейзаж» происходит от голландского слова landchap (участок земли) и описывает любую картину или рисунок, главным предметом которого является изображение живописного вида. Примерами могут быть луга, холмы, горы, долины, деревья, реки, леса, прибрежные виды и моря. Картина может быть изображением реального места, или это может быть воображаемая либо идеализированная сцена.
Признание природы и ее выбор в качестве конкретного предмета искусства является относительно недавним явлением. До XVII века пейзаж был ограничен фонами портретов или картин, посвященных преимущественно религиозным, мифологическим или историческим иллюстрациям. Сегодня красивый вид пейзажа продолжает оставаться главной темой в искусстве.
Пейзаж на протяжении веков
В творчестве художников XVII века Клода Лотарингии и Николая Пуссена ландшафтный фон начал доминировать над демонстрацией исторических событий. Однако их трактовка пейзажа была несколько стилизованной или искусственной. Они пытались перенять виды пейзажа Греции и Рима, и их работа стала известна как классический пейзаж. В то же время некоторые голландские художники, например Якоб ван Руйсад, разрабатывали гораздо более натуралистическую форму живописи, основываясь на том, что они видели вокруг себя.
Когда в семнадцатом веке французской академией были классифицированы виды искусства, пейзаж был размещен четвертым по важности среди пяти жанров. Тем не менее пейзажная живопись становилась все более популярной в XVIII веке, несмотря на преобладание классических мотивов.
Пейзаж и его позиция в иерархии жанров
Пейзаж был установленным жанром в китайском искусстве к четвертому столетию нашей эры, но в западном искусстве пейзажная живопись берет начало до эпохи ренессансного искусства в шестнадцатом веке. Конечно, многие художники начиная с римских времен и раньше включали в свои картины живописные пейзажи и виды природы, но они были вспомогательными элементами главной темы картины. Основная проблема с ландшафтом заключалась в том, что он был очень низким в академическом распределении жанров.
Иерархия видов изобразительного искусства в эпоху Возрождения имела следующий вид:
- Историческая живопись.
- Портретное искусство.
- Живопись, то есть сцены из повседневной жизни.
- Пейзаж.
- Натюрморт.
Эти рейтинги были окончательно изложены в 1669 году секретарем Французской академии Андре Фелибиеном. Таким образом, мир искусства, в том числе его покровители, учителя и художники, не воспринимал пейзажную живопись всерьез и приписывал большую ценность историческим произведениям, портретам и жанровым картинкам. Неоклассические и академические школы следовали греческому искусству в придании первенства человеческому телу, особенно обнаженному.
Бум натуралистического ландшафтного рисунка
В девятнадцатом веке произошел настоящий всплеск натуралистического ландшафтного рисунка, отчасти обусловленный представлением о том, что природа является прямым проявлением Бога, а отчасти из-за растущего отчуждения многих людей от природы из-за ростущей индустриализации и урбанизации. В итоге традиционная иерархия жанров рухнула.
Ландшафтные художники XIX века вступили в широкомасштабное романтическое движение, именно в это время пейзажная живопись наконец стала достойным жанром в художественных академиях Европы и получила широкое распространение по всему миру. Во второй половине двадцатого века определение ландшафта было поставлено под сомнение. Жанр расширился до городских и промышленных ландшафтов, и художники стали использовать менее традиционные средства при создании ландшафтных работ.
Три типа ландшафтного искусства
Картина или фотография, на которой изображается природа, называется ландшафтным искусством. Хотя каждый художник имеет свой собственный стиль, этот жанр обычно группируется в три объемные категории:
- Репрезентативное ландшафтное искусство является самым основным жанром. В деталях для создания нереалистичного эффекта не используются специальные цвета или фильтры. Напротив, репрезентативное ландшафтное искусство фокусируется на естественной красоте природы и рисует реалистичную картину предмета.
- Импрессионистское ландшафтное искусство фокусируется на изображении реалистической сцены в почти нереалистичном свете. Это достигается с помощью нескольких методов, включая разделение переднего плана с фоном с использованием мягкой фокусировки, применение необычных методов освещения или включение насыщенных, ярких или неестественных цветов. Импрессионистское ландшафтное искусство в значительной степени отвечает взгляду художника или фотографа и способности создавать потрясающий природный образ.
- Абстрактное ландшафтное искусство меньше полагается на окружающую среду пейзажа и больше на представление основного предмета изображения. В абстрактной части пейзаж может быть фоном, а на переднем плане может находиться фокус на одном компоненте, например ветке дерева необычной формы или тени большого объекта.
Каждый стиль имеет свои характеристики, варьирующиеся цвета, освещение и реквизит. В пейзажных картинах, как правило, добавляются дополнительные элементы кроме самого ландшафта. Традиционно это животные и люди. Цель пейзажной части - продемонстрировать естественную красоту природы, будь то успокаивающая, жестокая или сюрреалистическая.
Природные пейзажи
Пейзажная живопись относится к произведению искусства, в котором основной акцент делается на изображение природы (горы, леса, скалы, деревья, реки, долины и т. д.). Земля - чудесное творение, от бесплодных пустынь до пышных тропических лесов, от бесконечных океанов до облачного неба. На протяжении всей истории художники находили вдохновение в таинственной красоте природы и величии разнообразных ландшафтов Земли.
Городской пейзаж: виды городского пейзажа
Пейзажные картины не ограничиваются изображениями земли и природы. Например, они могут также включать изображения зданий, улиц, мостов. Этот вид пейзажа называется городским. Этюды его могут включать в себя различные исторические или современные объекты. Виды городского пейзажа определяются в соответствии с тем, что изображено на картине. Одними из самых привлекательных являются изображения дворцов и замков, культовых памятников, а также жилых построек XVII-XIX веков.
Сельский и парковый пейзаж
Когда природа и результаты сознательной человеческой деятельности встречаются вместе, обязательно возникает определенный диссонанс. Но есть среда, где эти две конфликтующие стороны способны договориться между собой и добиться относительного равновесия. Прежде всего это сельская местность и ландшафтные парки, где природа дополняется архитектурными элементами. Сельский пейзаж являлся одной из самых популярных тем пейзажа во все времена. Художники изображали дом на холме или у водоема, зеленые луга с пасущимися овцами, проселочные дороги и так далее.
Топографические пейзажи
Плоские предметы отличаются от объемных трехмерных, имеющих длину, ширину и высоту. Один из вариантов изображения пейзажа заключается в том, что изображению придается более или менее четко выраженная рельефность. Этот вид пейзажа называют топографическим или скульптурным.
Документальные пейзажи
Еще одним видом пейзажной живописи являются документальные пейзажи, изображающие сцены из повседневной жизни. Включенные фигуры людей заслуживают не меньшего внимания, чем деревья или дома. С одной стороны, они добавляют жизни в композицию, с другой стороны, подчеркиваются размеры окружающего пространства в сравнении с человеком.
Пейзажи с животными
Отличительной особенностью пейзажа является то, что с их помощью создается ощущение покоя, удовлетворенности и гармонии. Однако живая природа - это непрерывное движение. Деревья, растения, дождь, ветер - это все динамичные и переменчивые факторы, в связи с этим вполне закономерным является размещение среди них животных как неотъемлемой составляющей всей живой природы.
Виды могут быть самыми разными: пейзаж настроения символизирует лирическую окраску чувств, архитектурный очень напоминает городской, морской (марина) и речной показывают бесконечную красоту водного ландшафта. Исторический и героический типы ассоциируются с великими воинами, мифическими героями и богами. Декоративный пейзаж служит превосходным украшением интерьера. Определенного количества видов не существует. В зависимости от видения художника выделяют индустриальный (виды городов), пейзажи эпического, романтического или даже космического характера.
Главная особенность этого жанра изобразительного искусства состоит в том, что основным предметом изображения является природа в своем первозданном виде или преображенная человеком.
www.syl.ru
Виды пейзажа в живописи: пейзаж жанр изобразительного искусства
Пейзаж – жанр живописи, центральной темой которого является природа, ландшафт. Жанр создан в Китае в 4 веке н.э. В западном искусстве, пейзаж популяризируется в 16 веке. До начала 16 века изображение природы не было главной тематикой, в служило фоном для образов людей, демонстрации исторических событий. Полотно имело религиозное, аллегорическое, мифологическое послание, а природа – простой фон.
Примеры представлены работами Леонардо да Винчи, Боттичелли, Беллини. Исследователи считают, что первый «чистый» пейзаж принадлежит кисти Альбрехта Альтдорфера, созданный в первой половине 16 века.
История жанра
В 16 веке работали Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший. Весенние, горные и городские ландшафты были фоном для мифологических сюжетов.
В 17 веке сформировалась голландская и фламандская школы живописи – пейзаж занял особое место в работах художников. Свой вклад в развитие жанра сделали Пуссен, Лоррен, Рубенс. Пасторальные пейзажи характеризуются особой передачей света и цвета, перспективой, реалистичностью. Были популярны деревенские, городские, морские тематики.
В конце 17 века художники использовали на изображениях людей, но не в качестве центральных фигур, а для акцентирования внимания на масштабности изображения на полотне.
В 18 веке пейзаж развивается во Франции, в Англии и других странах Западной Европы. Изображают божественную гармонию природы и спокойную уверенность в нынешних условиях процветания. Жанр не занимает центральное место в иерархии, но пользуется популярностью у коллекционеров.
После катастрофических событий Французской революции и наполеоновских войн, пейзаж стал одним из самых популярных видов изобразительного искусства. В России стал популярен в середине 19 века в виде природного, деревенского типов. Представители жанра занимались творчеством в других направлениях изобразительного искусства, а пейзажи были одним из сфер творческого интереса художников, которые работали маслом, акварелью.
Наиболее популярен пейзаж был в заказных работах – морские и горные, городские и деревенские пейзажи красиво смотрелись в классических интерьерах в имениях высокопоставленных персон.
Художники 20 века популяризировали пейзаж в стилях кубизм, фовизм, экспрессионизм, гиперреализм. Современные работы полны жизни, красок, индивидуализма в передаче цвета и перспективы.
Особенности и виды пейзажной живописи
В переводе название жанра значит «местность», «страна» — это среда, которая окружает человека на открытом воздухе. Среда может иметь природное или искусственное, антропогенное происхождение. К природным объектам относят водоемы – озера, моря, реки, различные виды рельефа, растительность, небо.
К искусственным – дома и хозяйственные постройки, дороги, здания общественного назначения, сады, фонари – все, что создано человеком. Природа изображалась художниками с древних времен, но выделение пейзажа в отдельный жанр дало возможность проявить индивидуальность в передаче окружающего мира.
Используя разные критерии, можно выделить несколько классификаций пейзажной живописи. По уровню участия человека в создании ландшафта, выделяют:
- Деревенский;
- Природный;
- Городской.
По характеру работы выделяют:
- Эпический;
- Героический;
- Романтический;
- Пейзаж-настроение.
Природа
Природные пейзажи начали писать еще во времена Средних веков, но, опираясь на каноны готического изобразительного искусства, картины были лишены перспективы, изображение было плоским, схематическим, негармоничным, нереалистичным. Вместе с развитием стилей живописи, изменялась манера исполнения природного пейзажа. К природному направлению относят картины с небесными светилами, звездами.
Морской
Марина – разновидность пейзажа с морской тематикой. Популяризировалось направления во времена активного развития судоходства, мореплаванья, Великих географических открытий. Наиболее ярким примером этого вида являются работы русского мариниста 19 века И.Айвазовского.
Футуристический
Футуристическое изобразительное искусство – разновидность, приверженцы которой пишут картины с изображениями космических полетов, фантастическими внеземными мирами.
Деревенский
Сельский или деревенский пейзаж стал популярен во времена развития стиля рококо. Картины с идиллическими изображениями пастушек, сельских обывателей стали репрезентативными работами своего времени. Разновидность развивалась не только в Западной Европе, но и в России. Направление деревенского пейзажа выбрали Питер Брейгель Старший, Франсуа Милле, Камиль Моро. Пример русской живописи – работы А.Венецианова, А.Саврасова, В.Полевова, А.Пластова, И.Леевитана.
Большинство живописцев-пейзажистов представляли стили реализм, классицизм, романтизм. Современные художники Европы и Америки также занимаются пейзажной живописью.
Городской
Городские пейзажи представлены работами с изображениями уютных улочек, зданий и прочих построек.В качестве ответвления этого вида в 17 веке появился вид «ведута» — зародился в Италии. По сути – это детальное изображение зданий в городе, до мельчайших подробностей. Главная особенность подвида – точное отображение всех нюансов архитектуры дома или целого квартала. Репрезентативными работами в направлении «ведута» являются картины А.Каналетто, Я.Вермеера.
Вид «руины» получил развитие во многих работах художников с 16 до 20 веков. Живописцы старались передать магию и особенности заброшенных зданий или руин, которые представляют историческую ценность. Например, развалины древних городов Великобритании, Греции, Италии, Франции. В качестве фона могут быть использованы горные, морские изображения.
Фантастический или футуристический городской пейзаж – картина с изображением вымышленного города, который существует только в фантазии художника. Путем создания полотен живописцы хотели передать возможности техники и технологий, их значимость в будущем. Большинство работ пишутся маслом для насыщенной передачи цвета.
Индустриальное направление – картины с изображениями плотин, мостов, башен, зданий, фабрик. Художники концентрируют внимание на красоте промышленных построек. Одна из первых работ в индустриальном виде пейзажа – «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне.
Парковый вид – весенние, летние, зимние, осенние изображения парковых зон города популярны среди приверженцев направления.
Особенности техник
На технические особенности работ влияет стиль, в котором работал художник:
- Импрессионисты уделяли внимание цвету и особой передаче света, перспективы, работали мазками, создавая солнечные, весенние и зимние полотна, полные эмоций и динамики.
- Академисты и реалисты стремились к максимальной достоверности, использовали природные цвета и оттенки, работали акварелью и маслом.
- Барочные мастера наполняли пышностью даже изображения природы.
- Романтисты делали изображение светлым, радостным, воодушевляющим, весенним.
Значение
Пейзаж – наиболее популярный жанр изобразительного искусства, в котором работал практически каждый художник. Широкий спектр возможностей работы с природными изображениями позволяет выработать индивидуальный стиль каждому мастеру. Полотна с природой и антропогенными творениями из обычного фона превратились в самостоятельные картины, а жанр продолжает активно развиваться, не смотря на доступность фотокамер, в современных стилях искусства.
Рекомендуем публикации
- Пастораль в живописи
- Портрет в живописи
- Натюрморт в живописи
- Бытовая живопись
- Аллегория как жанр в живописи
- Карикатура в живописи
artrecept.com
Описание картины Николая Крымова «Пейзаж»
На картине «Пейзаж» художника Николая Петровича Крымова, написанной в 1916 году изображены крестьянские избы на фоне облачного неба. Оживления полотну придают деревья на заднем плане. Казалось бы простой сюжет не вызывает никаких чувств бедный деревенский уклад при ближайшем рассмотрении привлекает своей безысходностью простотой и обыденностью. И хотя картина написана в светлых тонах, выглядит она безрадостно. Может быть, в виду отсутствия на ней изображений людей.
Солнечный летний день, облако на заднем плане, повторяющий очертаний копны соломы заставляет задуматься о бренности мира. Не случайно автор использует палитру желтоватых оттенков на переднем плане. Самым ярким пятном на картине является именно этот стог. Изображение на картине немного размытое. Сквозь призму солнечного света ощущается полуденный зной. Дома, изображены также в неярких тонах.
Несомненно, Крымов является ярким пейзажистом, умеющим передать самые тонкие цвета летней природы. Данная картина можно назвать образцом пейзажной живописи. Неслучайно, студенты художественных вузов постигают мастерство написания пейзажа именно по этой картине.
В картине «Пейзаж» нет ничего, что могло бы нарушить гармонию цвета. Плавные переходы тонов создают ощущение умиротворенности. Даже в самом названии картины – «Пейзаж» нет ничего лишнего, что могло бы помешать созерцанию этого произведения.
В начале своей карьеры Крымов был очень беден, ему приходилось писать картины красками, которые соскребали со своих холстов более обеспеченные ученики. И на протяжении всей жизни, художнику был присущ минимализм в изображениях. Но именно от этого его картины выгладили более прозрачными, ненавязчивыми, в них чувствовалась душа художника. Поэт пейзажа так называли его современники. Так называют его и те, кто знакомиться с его творчеством сегодня.
opisanie-kartin.com
Пейзаж - это... Что такое Пейзаж?
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа[1].
В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.
Развитие жанра
Хотя пейзажные виды встречаются в картинах мастеров итальянского Возрождения, таких, как, например, Леонардо да Винчи и Джорджоне, впервые в европейской живописи чисто пейзажные композиции появились в работах мастеров нидерландского Возрождения середины XVI века, в первую очередь Иоахима Патинира и Херри мет де Блес.
Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленэрного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу трансформировать свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.
Если в прошлые времени, при господстве академизма, пейзаж относился к «низкому» (второстепенному) жанру живописи, то, особенно начиная с импрессионистов и поныне, это направление представлено в творчестве многих художников и пользуется непреходящим интересом любителей живописи. При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.
Элементы пейзажа
В пейзаже, как правило, представлено изображение земной и/или водной поверхности. В зависимости от направления — изображение растительности, метеорологических (облака, дождь) и астрономических (звёзды, солнце, луна) образований, зданий, техники. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные).
В жанре пейзажа особую роль имеет построение перспективы вида, передача состояния атмосферы, воздушной и световой среды.
Пейзаж в фотографии
В 1826 году Жозеф Ньепс для получения изображения установил на подоконник камеру-обскуру с оловянной пластиной, покрытой асфальтом и начал съёмку, которая проводилась полный световой день. Так получился первый в истории фотографии пейзаж,
Дагеротипия, изобретенная французским художником Луи Даге́ром в 1839 году, считается первым практическим способом фотографирования — выдержка длилась от 15 до 30 минут. Поэтому её охотно применяли для пейзажных съёмок.
В 1830-е годы британский изобретатель Уильям Тальбот создаёт процесс калотипии, а в 1844 году публикует первую книгу с фотоиллюстрациями: «The Pencil of Nature» («Карандаш природы»).
Известные русские, советские и современные художники-пейзажисты
- Васильев, Фёдор Александрович
- Грабарь, Игорь Эммануилович
- Костанди, Кириак Константинович
- Куинджи, Архип Иванович
- Левитан, Исаак Ильич
- Межерицкий, Леонид Яковлевич
- Поленов, Василий Дмитриевич
- Рерих, Николай Константинович
- Саврасов, Алексей Кондратьевич
- Фрумина, Дина Михайловна
- Шишкин, Иван Иванович
- Юон, Константин Фёдорович
Примечания
- ↑ Под ред. проф. Горкина А.П. Пейзаж. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Росмэн (2007). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 3 апреля 2011.
Литература
- Дж. Уэйд Техника пейзажной фотографии. Москва «Мир» 1989. ISBN 5-03-000916-7.
- Пейзаж // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
Ссылки
dic.academic.ru
пейзаж * описания картин * Страница 2
Навигация по записям
Натуральный образчик импрессионизма в реализации видного американского пезажиста Джона Генри Твотчмена, как бы его фамилию перевести-то… Оранжевый у него, как желтый у Ван Гога — не то стопроцентно декоративен и придуман, а не то точен, как старый фотоаппарат. Описание картины Пейзаж Коннектикута Джона Твочмена →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Превосходная по изяществу колорита, гениальная по простоте и смысловой наполненности сюжета картина Исаака Левитана, казалось бы, представляет собой просто «фотографический снимок» пейзажа с водой, мостиком, лесом, в котором скрываются колокольни и церкви «Тихой обители». Но вдумаемся в символы и знаки. Описание картины Тихая обитель Исаака Левитана →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Огромная картина имеет своим сюжетом взволнованную морскую поверхность, собственно, полотно так и называется — «Среди волн». Выражением идеи художника является не только колорит и композиция, но и самый сюжет: море, море как чуждая и опасная человеку стихия. Описание картины Среди волн Ивана Айвазовского →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Картина знаменитого русского художника, прожившего большую часть жизни в Индии, прошедшего с экспедицией Центральную Азию, изображает не менее великого тибетского отшельника, странствующего учителя и практика Йоги Миларепу. Что он услышал?.. Описание картины Миларепа Услышавший Николая Рериха →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Картина Аркадия Рылова «Закат» написана как будто в недавние годы, а между тем это полотно на временной линии соседствует с Октябрьским переворотом 1917 года. Типичный пейзаж Русского Севера, космические цвета через весь небосвод — красный, черно-лиловый, синяя вода. Описание картины Закат Аркадия Рылова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Превосходная по композиции и исполнению разноцветная кубистическая картина Марка Шагала центром своим имеет давший полотну имя Синий Дом. Город и дом, колокольни и заброшенность, холмы и стены. Гениально и наполнено эмоциями. Описание картины Синий дом Марка Шагала →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Картина Левитана «Весна. Большая вода» спокойна и радостна. Зима уже ушла, и весь снег стаял, и было его столько, что затопило и дома, и низины, и лодка стала единственным транспортом в некоторых местах… Описание картины Весна (Большая вода) Исаака Левитана →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Еще одна из многих и многих сотен картин Айвазовского, изображающих разбушевавшуюся стихию. Корабли на маринах могут занимать центральное место или второстепенное. Здесь разворачивается непонятное действие, детали неясны, главное в картине — сам корабль. Кренящийся парусник. Описание картины Ночь Голубая волна Ивана Айвазовского →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Зимняя картина современного мастера на классическую тему про мороз и солнце радует березками и снегом. Николай Анохин изображает русские перелески и стоящий на отшибе деревенский дом. Полотно это займет достойное место в нашем собрании зимних репродукций. Описание картины Зима мороз и солнце Николая Анохина →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Картина «Конец зимы. Полдень» могла бы быть оставлена Константином Юоном вобще без названия — и так понятно, так она радостна, такое солнце топит снег. Лес через синий воздух, синие тени на голубом снегу, рыжие бревна — не серые, но огненно-рыжие, охристого, земляного цвета, теплого. Описание картины Конец зимы Полдень Константина Юона →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Навигация по записям
Страница 2 из 6«12345...»Последняя »1001kartina.su