Карл Брюллов: жизнь и творчество художника. Картины брюллова


Описание картин Карла Брюллова

Описание картин Айвазовского

Карл Брюллов. Автопортрет.

1848. Картон, масло. 64,1 x 54.Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Портретное наследие Брюллова последнего петербургского и итальянского периодов имеет не меньше ценности, нежели принесшая художнику мировую славу "Помпея". Вершиной в интимном портрете Брюллова стал автопортрет, написанный в 1848 году, во время болезни.

Портрет создан в тот первый весенний день, когда врачи позволили Брюллову встать с постели после изнурительной, долгой болезни. Семь месяцев художник пробыл наедине с самим собой, почти все визиты были запрещены докторами. Болезнь вынуждала к уединению. Уединение вело к сосредоточенному размышлению. Автопортрет - свидетельство того, как в строгом, пристрастном разговоре с самим собою художник подводит итог без малого полувековой жизни. Итог творческих исканий. Итог раздумий. Под внешней недвижностью кроется напряженная работа мысли. Портрет написан с большим мастерством и свидетельствует о том, какой могучей творческой энергией обладал, несмотря на болезнь, художник и каких вершин достиг он во владении всеми элементами живописи. В автопортрете есть чувство физической усталости, следы болезни: утомленные веки, кисть руки, бессильно повисшая, словно истаявшая до костей, говорят о физическом недуге. Голова устало покоится на красной подушке; этот цвет образует колористическую доминанту, это постоянный и излюбленный Брюлловым цвет, присутствующий почти во всех работах, цвет, выражающий его творческий темперамент. По сделанному рисунку портрет окончен в красках за два часа.

«Так родилось одно из самых главных произведений Брюллова – пишет в своей книге Г. Леонтьева. Это – не просто портрет художника, написанный им самим. В пристрастном, строгом разговоре с самим собой мастер как будто подводит итог творческих исканий. Итог размышлений. Итог собственной жизни. Больше того. Кажется, что, глядя на себя в зеркало, он – как сегодня мы, рассматривая портрет, - видит сквозь собственные черты свое поколение. Это – исповедь сына века. Высокое напряжение внутренних сил и безграничная усталость, возвышенное благородство и горечь разочарования, сила духа и смирение – все это подвижное многообразие чувств схвачено брюлловской кистью и сделано вечным. Глядя на это лицо, вспоминаешь самые горькие слова, сказанные о себе художником: «Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными щипцами…».

Описание картин Карл Брюллов. Вирсавия.1832. Холст, масло. Не окончен. 173 x 125,5.Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Около 1832 года художник создал произведение, которое явилось как бы итогом его творческих исканий в жанровой живописи и мифологии. У него возникает замысел картины «Вирсавия», над которой он работал более четырех лет.

Брюллов был наполнен идеей изобразить обнаженное тело, освещенное лучами заходящего солнца. Тончайшая игра света и тени, воздушность среды, окружающей фигуру, не лишили ее скульптурной объемности и четкости силуэта. В «Вирсавии» художник передает чувственную эротику, по-мужски откровенно любуясь каждой складочкой стройного тела и прядями густых распущенных волос. Усиливая впечатление, мастер обратился к эффектному приему цветового контраста. Матовую белизну кожи Вирсавии оттеняет темная кожа прильнувшей к госпоже служанки-эфиопки.

Картина написана по мотивам сюжета из Ветхого завета. Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу Вирсавию. Сняв одежды, обнаженная женщина готовилась войти в воды мраморной купальни. Царь Давид был поражен красотой Вирсавии и им овладела страсть.

Муж Вирсавии, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чём свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2Цар.11:15). Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном.

При всём своём высоком положении самой возлюбленной из жён Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Ее влияние на Давида, по-видимому, было велико. Она побудила его провозгласить своего старшего сына Соломона царём. Затем она во многом содействовала разоблачению намерений Адония (четвёртого сына Давида) занять престол своего отца. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям (Соломону и Нафану).

Описание картинКарл Брюллов. Всадница.Портрет Джованины и Амацилии Пачини,воспитанниц гр. Ю.П. Самойловой.1832. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

    Брюллов написал много превосходных портретов; ими он оказался ближе всего реалистическому вкусу второй половины XIX века. Большие парадные, импозантные, "сюжетные" портреты светских красавиц - явление в своем роде единственное и больше уже не повторявшееся в русском искусстве. Они нравятся нам по-другому, чем в те времена: мы не воспринимаем их слишком всерьез, в их роскошности есть что-то наивное, но тем-то они и привлекательны.

    Всадница, изображающая молодую даму на прекрасном коне и встречающую ее маленькую девочку, - одно из обольстительных произведений Брюллова. По просьбе Юлии Павловны Самойловой Карл Павлович Брюллов исполнил портрет ее воспитанниц: старшей - Джованины и младшей - Амацилии.

    Жанр конного портрета или скульптуры был моден при изображении венценосных особ. Брюллов, нарушая этот официальный канон, придал царственную позу молоденькой воспитаннице Самойловой, которая восседает на вороной лошади. В чертах ее лица есть ангельская отрешенность, кажется, она вместе с развевающейся лентой на шляпке и пышным бело-голубым костюмом амазонки вот-вот улетит в поднебесье. При этом мастер вписывает фигуру девушки в картину, обладающую цельным сюжетом, полную красочных контрастов. Художник разворачивает перед зрителями сцену утренней прогулки, когда, проскакав по росистой дорожке под тенью столетних деревьев, Джованина останавливает скакуна у мраморного подъезда дома ее приемной матери. Услышав стук копыт, из дверей выбегает Амацилия Пачини, похожая на куколку в розовом платьице, кружевных панталонах и зеленых атласных туфельках. Она восхищена старшей подругой — объектом ее детского обожания. Ей тут же передалось, многократно усилившись в ней, возбуждение всадницы; вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы; чувствуя настроение хозяев, волнуются собаки; ветер гнет верхушки деревьев; бегут по небу облака: все возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей. Перед нами — романтическое повествование об озорных и упоительных радостях юности. (Милая и смешная подробность: на ошейнике выбежавшей на крыльцо собачки помечена фамилия "заказчицы" - "Samoylo".)

    Восторженные итальянцы сравнили Брюллова с Рубенсом и Ван Дейком, писали, что никогда прежде не видали конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. Это преувеличение - от необычности брюлловского создания. Конный портрет всегда был парадным. Он неизбежно таил в себе скрытый смысл: всадник, оседлавший и подчинивший себе горячего скакуна, - человек властвующий. Здесь не полководец, ведущий армию в сражение, не завоеватель, вступающий в захваченную столицу, не монарх, венчаемый на царство, - девушка вернулась домой с прогулки. В этой работе Брюллов окончательно соединяет парадный портрет и бытовую сцену. Он сам назвал работу "Жованин на лошади", но для всех это "Всадница". "Жованин на лошади" немного рассказывает о самой "Жованин" - Джованине; маленькая Амацилия - восхищение, порыв, прелесть детства.

    Брюллов писал картину с чувством полноты и радости бытия, любуясь красотой и живописностью мира, с тем чувством, которое жило в нем и которое он нашел в этих девочках, Джованине и Амацилии.

Описание картинКарл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя.1827. Холст, масло. 62 x 52,5.Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

После окончания Академии художеств Карл Брюллов был направлен Обществом поощрения художеств в Италию, где он много работал, изучая и воплощая на холсте жизнь простого народа этой прекрасной страны.

Сценку из сельской жизни, подсмотренную им в одном из итальянских местечек, Брюллов превратил в нарядный балетный спектакль. Юная крестьянка, подобно грациозной танцовщице, поднялась на полупальцах и раскинула гибкие руки, едва касаясь лозы с гроздью черного винограда. Музыкальность ее позы подчеркивает облегающее стройные ноги легкое платье-хитон. Нитка кораллов оттеняет стройную шею и румяное лицо, обрамленное вьющимися каштановыми волосами. Другая девушка, свободно полулежащая на ступеньках дома, позванивает колокольчиками бубна, кокетливо поглядывая на зрителя. В веселую компанию вмешивается младший братишка в короткой рубашке — этакий вакхальный амурчик, который тащит бутыль для залива свежего вина. Художнику, выступившему в роли балетмейстера, был важен каждый персонаж и предмет, будь то корзина со спелыми ягодами, зеленая тыква, льющаяся из фонтана струя воды или симпатичный лохматый ослик, впряженный в тележку. Это истинный мир театра, где все живое — актеры!

В 1821 году в Петербурге усилиями энтузиастов было учреждено Общество поощрения художников, главной целью которого было всеми возможными средствами помогать художникам и способствовать широкому распространению всех изящных искусств. Карлу и Александру Брюлловым была оказана честь стать первыми пенсионерами Общества в Италии. 16 августа 1822 года в дилижансе Петербург-Рига началось путешествие братьев в Рим.

    Перед художником из России распахнули двери творческие мастерские Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Тициана. Вобрав в себя достижения мирового искусства, он выплеснул на полотна откровения, равные им по масштабу. По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее.

Описание картин    Молодой живописец позволяет себе лирические отступления - картины на жанровые сюжеты, которые, по суждению современного критика, несомненно, рождены счастливым случаем, подсмотрены в обыденной жизни этой страны, созданы под влиянием непосредственного впечатления. Это знаменитые "итальянские жанры", и первый из них - Итальянское утро - принес ему широкую известность.

    Идея слияния человека и природы, их сопоставления была весьма характерна для романтического направления: сопряжения периодов человеческой жизни с течением дня или с временами года привлекала многих современников Брюллова.

    Картина «Итальянское утро» — это одна из первых жанровых композиций, выполненных Карлом Брюлловым непосредственно на натуре. Его героиня, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

    В письме, посланном в Общество поощрения художников, он сообщал о своих новаторских находках, которые предшествовали поискам естественной световоздушной среды живописцами реалистического и импрессионистического направлений во второй половине XIX века: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна». «Итальянское утро» было представлено на выставке в Петербургской Академии художеств в 1826 году и получило превосходный отзыв в журнале «Отечественные записки».

    Полотно покорило всех - итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картину Общество преподнесло в дар. Позже, в 1826 году, Николай I заказал К.П. Брюллову картину, которая была бы "под пару" предыдущей. 

Описание картин    После картины "Утро" Брюллов стремится дальше развить образное сопоставление бытия природы и человека. Картина Итальянский полдень стала итогом многолетних исканий художника. Работа создавалась с чувством бесконечного внимания и доверия к реальной действительности.

    Пренебрегая академизмом, художник искал и находил новые возможности освещения. «Итальянский полдень» Брюллов писал в настоящем саду, когда светило стояло в зените. «Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду»,- писал Брюллов об этом произведении. Лицо, плечи и руки позировавшей ему натурщицы он «прикрыл» тенью виноградника. Потрясающий эффект светотени на этом полотне подчеркивают рефлексы от красной шали.

    Художник стремился найти красоту в простом, повседневном. Его героиней стала искрящаяся задором, цветущая здоровьем молодая женщина, срывающая в саду кисть винограда. Она покорила художника ярким блеском широко расставленных глаз, а главное - брызжущей через край жизненной силой. Николай Васильевич Гоголь написал о ней: «Женщина страстная, сверкающая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты».

    Зрелая красота героини под стать налитой солнцем и соками земли грозди винограда, которой она любуется. Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов - зенит человеческой жизни.

    В картине «Итальянский полдень» (как и в «Итальянском утре») сюжет взят не из мифологии, не из библии, а просто из жизни. Брюллов решился нарушить старые эстетические законы, сумел найти изящное в повседневном. Но смелость и новизна замысла вызвали единодушный отпор. Все выражали порицание новой работе Брюллова: старший брат Федор, многие коллеги и публика. Картина весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников», и они лишают Брюллова стипендии. Но, к счастью, к тому времени мастерство художника настолько окрепло, что он решает идти своим путем.

    Обе работы, "Итальянское утро" и "Итальянский полдень", находились в Зимнем дворце - в личных покоях императрицы Александры Фёдоровны, что не мешало художникам и публике видеть их. В "Дневнике" художника А.Н. Мокрицкого от 14 октября 1835 года повествуется, как он с А.Г. Венециановым посетили будуар императрицы для знакомства с этими живописными шедеврами.

Описание картинКарл Брюллов. Последний день Помпеи.1830-1833. Холст, масло.Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

    В 1821 году в Петербурге усилиями энтузиастов было учреждено Общество поощрения художников, главной целью которого было всеми возможными средствами помогать художникам и способствовать широкому распространению всех изящных искусств. Карлу и Александру Брюлловым была оказана честь стать первыми пенсионерами Общества в Италии. 16 августа 1822 года в дилижансе Петербург-Рига началось путешествие братьев в Рим.

    Перед художником из России распахнули двери творческие мастерские Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Тициана. Вобрав в себя достижения мирового искусства, он выплеснул на полотна откровения, равные им по масштабу. По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. Молодой живописец пишет свои картины Итальянское утро и Итальянский полдень, в которых сюжет взят не из мифологии, не из библии, а просто из жизни. Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников», и они лишают Брюллова стипендии. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов.

    Летом этого же года Брюллов вместе с Анатолием Николаевичем Демидовым - владельцем горнорудных заводов на Урале – впервые посетил раскопки Помпеи. О Помпее он слышал от своего брата Александра. Во время осмотра этого города в голове художника блеснула мысль написать большую картину и представить на ней гибель Помпеи, о чем он сообщил Демидову. Тот, выслушав его, предложил купить задуманную им картину и заключил с Брюлловым контракт, который обязывал художника закончить заказ к концу 1830 года.

    Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «... Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Мы взошли, у входа сидели сторожа-проводники; один из них предложил нам свои услуги и сказал, что это место был малый форум, или место, где сбирался народ для торга и других публичных дел... Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была только прерываема какой-нибудь ящерицей, был наполнен народом... Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Описание картинКарл Брюллов. Портрет М.А. Бек.1840. Холст, масло. 87 х 70.Национальная галерея Армении, Ереван, Армения.

Свое истинное призвание живописец Брюллов нашел в портретной живописи, достигая в своих портретах и картинах самого высокого живописного класса.

Герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Объясняется это тем, что чаще всего это люди незаурядные, яркие личности, и тем, что Брюллов избегал писать портреты тех, кто не вызывал в нем душевной симпатии.

Автор, увлеченный моделью, рассказывает о своих героях в приподнятой интонации, порой словно декламирует, отказываясь от языка прозы в пользу поэзии. Своим расположением к модели он жаждет увлечь и зрителя.

Знатокам живописи Карла Брюллова более известен портрет М.А. Бек с дочерью, написанный в том же 1940 году - крупное полотно, хранящееся сегодня в Государственной Третьяковской галерее.

В этом портрете роскошная обстановка гостиной, написанная с привычной для Брюллова красочной яркостью, убедительностью в передаче драгоценных бархатов, бронзы, мрамора становится равноправным объектом зрительского внимания и интереса. Героиня портрета в своей идеальной, томной красивости и какой-то вялой статичности предстает в трогательной роли матери. Расчет на сентиментальную реакцию зрителя, на пробуждение в нем чувства умиления здесь очевиден.

Живописцем созданы десятки превосходных портретов современников, поражающих своим мастерством и сделавших честь многим собраниям мира.

Брюллова совсем не привлекали официальная торжественность и значительность. В этом, видимо, кроется причина того, что Брюллов не только не стал придворным портретистом, но всеми возможными, а иногда и рискованными средствами уходил от этой роли.

Смелость, с какой он избежал необходимости писать самого императора, запомнилась многим современникам. Брюллов воспользовался опозданием Николая к нему в мастерскую: "взял шляпу и ушел со двора, приказав сказать государю, если он приедет: "Карл Павлович ожидал ваше величество, но, зная, что вы никогда не опаздываете, заключил, что вас что-нибудь задержало и что вы отложили сеанс до другого времени". Двадцать минут спустя после назначенного времени государь пришел в мастерскую Брюллова в сопровождении Григоровича, изумился, что не застал Брюллова дома и, выслушав от Горецкого объяснение дела, сказал Григоровичу: "Какой нетерпеливый мужчина!" После этого, разумеется, о портрете никогда не было более разговоров". Он почти демонстративно забросил работу над портретом Александры Федоровны на конной прогулке после отмены императрицей нескольких сеансов.

Описание картинКарл Брюллов. Портрет баснописца И.А.Крылова.1839. Холст, масло. Не окончен. 102,3 x 86,2.Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Портрет – один из жанров в искусстве, в котором воссоздается облик человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека. Этот вид искусства остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно. Наряду с бравурными светскими портретами, впечатляющими своими сильными красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», около 1842), он пишет портреты другого плана.

Спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей. Тут художник обращается к анализу человеческого настроения, улавливая томящие душу модели противоречия. Он видит в лицах и позах сочетание воспламеняемости воображения и усталости, движения мысли и рассудочного холодка.

К таким портретам относится портрет И. А. Крылова. Проницательный и прозорливый, Крылов словно смотрит вам в душу, и его житейская мудрость высвечивает все глубины и тайные струны вашего внутреннего мира.

Иван Андреевич Крылов — русский поэт, баснописец, переводчик, писатель. В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

По материнской и отцовской линиям Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов, Скавронских, князем Потёмкиным, итальянцами Литта и Висконти. Мать Юлии, Мария, была падчерицей знаменитого государственного деятеля Джулио (Юлия Помпеевича) Литта, с которым её связывали нежные отношения, и в свете поговаривали о спорном отцовстве Юлии (чему итальянский тип её внешности давал почву). Все свое колоссальное состояние и художественные коллекции Литта (ум. 1839) разделил между Юлией, де-юре внучкой его жены Екатерины, и двумя побочными детьми. Самойлова носила прозвище «последней из Скавронских», как унаследовавшая колоссальное состояние деда.

Мария Скавронская, мать Самойловой, обладала огромным состоянием, принадлежавшим роду Скавронских, родственников Екатерины I, и была последней носительницей этой фамилии. Выйдя замуж за графа Палена и родив дочь, через некоторое время, когда ребенку было пять с половиной лет, оставила её и уехала в Париж, обучаться музыке и пению, развелась с Паленом и вышла замуж за генерала А.П.Ожаровского.

В возрасте двадцати пяти лет Юлию выдали замуж за графа Николая Александровича Самойлова, флигель–адъютанта императора (ум. 23 июля 1842г). Супруги вскоре охладели друг к другу, во многом благодаря склонности графа к кутежам и игре. В 1827 г. пара по взаимному соглашению разошлась, и Самойлов вернул приданое, отвез Юлию к отцу, графу Палену, и сохранил с ней весьма дружеские отношения.

Графиня обосновалась в имении Графская Славянка под Петербургом, с роскошным домом, выстроенным по проекту брата Карла Брюллова - Александра Павловича Брюллова. Позже он же построит ей дворец на Елагином острове. Графиня держала себя предельно независимо. В её доме собирался просвещённый кружок, что не нравилось Николаю I, ей пришлось переехать вначале в Санкт-Петербург, а затем и в Италию, где она дружила с Россини и Доницетти и оказывала покровительство художникам и музыкантам, активно участвуя в культурной жизни страны.

Достижения Карла Брюллова в портретной области признавались безусловными и неоспоримыми, в том числе и такими суровыми критиками, как Владимир Стасов и Александр Бенуа. К лучшим образцам брюлловского парадного портрета принадлежат изображения графини Юлии Павловны Самойловой - идеала всей его жизни. Трогательно прекрасен своей чистотой акварельный портрет Юлии Павловны.

Карл Брюллов преклонялся перед этой женщиной с первого дня их встречи в Италии до последнего своего вздоха, перед той, которую за вольность взглядов, за независимость поведения недолюбливал самодержец всероссийский Николай I, дальний ее родственник.

С Карлом Брюлловым она познакомилась в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской. Начало их отношений датируют 1827 годом. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна.

Славу Брюллова как мастера портрета закрепил его Портрет Ю.П. Самойловой с Джованниной Пачини и арапчонком. В портрет Самойловой Брюллов вложил всю силу своего вдохновения. Групповой портрет решен как некая жизненная сцена. Возвращаясь с прогулки Самойлова нежно обнимает своих друзей – Джованину Паччини и арапчонка. Правдиво переданы чувства героев. Умело передав момент движения, Брюллов не нарушил монументальности полотна. Включены в композицию и детали обстановки: диван, занавес, ковер на полу, край резной рамы картины, висящей на стене. Нарядное убранство не загораживает простор, наполненных светом покоев. Это происходит благодаря широко распахнутым дверям балкона с видом на парк.

«Он выставил портрет в настоящую величину идущей благородной дамы,- писал о Брюллове один из итальянских критиков,- … ее голубоватое атласное платье бросает вокруг нее много света… фигуры со всеми аксессуарами написаны свободно и сочною кистью».

В конце 1835 года по предписанию Николая I Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств Санкт Петербурга, начав преподавательскую деятельность. В 1839 году Карл неудачно женился. Совместная жизнь супругов продлилась всего 2 месяца.

В трудную для Брюллова пору краха личного счастья и травли со стороны придворных кругов Самойлова приехала из Италии (в 1839г), чтобы поддержать своего друга. Презрев мнение света, она окружила художника нежным участием, увезла его в свое имение около Павловска - Графскую Славянку. Это был прямой вызов двору, находившемуся в Павловске и видевшему, как вереницы гостей едут к Самойловой. Брюллов начал писать портрет, который снова должен был показать всем его идеал в жизни и в искусстве. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини, - пик творчества Брюллова-портретиста.

Содержание этого портрета - торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Фантастическая грандиозность архитектуры помогает проявиться этой новой грани авторского замысла: кажется, там, в глубине огромного полотна, не просто веселятся маски на обычном маскараде, а там творится маскарад жизни - каждый пытается выдать себя не за того, кто он есть на самом деле.

Второе название портрета - «Маскарад» - соответствует подтексту, второму, главному плану замысла художника. В этом мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к лицедейству света. Прекрасное лицо графини открыто - не только освобождено от маски, но открыто всякому движению искренней, страстной души, на нем запечатленной.

Красный взвившийся занавес очищающим пламенем отделяет, отрезает Юлию от кипящей позади шутовской карусели маскарада, от возвышающегося над однообразной пестротой фигур султана, от склонившегося к нему Меркурия, услужливого посла, указывающего жезлом на уходящую прочь красавицу.

Художник подолгу живет у графини также и на её вилле в Ломбардии. Кроме этого графиня владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюбленными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.

Вместе со Всадницей и Портретом Ю.П. Самойловой с Джованниной Пачини и арапчонком, создававшимися во время работы над знаменитой «Помпеей», этот портрет образует своего рода триптих, посвященный знаменитой красавице.

В картине Последний день Помпеи Брюллов написал её рядом с художником на заднем плане, в виде матери, прижимающей к себе дочерей, упавшей на землю и в других местах.

У графини Самойловой было две приемные дочери — младшая Амацилия (род. в 1828) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей впечатление на Брюллова. Упоминают, что графиня Самойлова, не ограничившая себя ничем, была одной из любовниц композитора — также как и Полина Боргезе, сестра Наполеона. Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание — неизвестно, но, судя по картине «Всадница», написанной в 1832 году, уже четырехлетней она жила у нее. Вопрос с этими двумя девочками до конца не прояснен, документы свидетельствуют, что у композитора была на самом деле только одна дочь. Существует версия, что настоящее имя второй девочки, Джованнины — Кармине Бертолотти и она является внебрачной дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой.

В 1845 г. Самойлова принимает решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В 1846 она выходит замуж за итальянского тенора Пери, лишается подданства Российской империи, продает Графскую Славянку и иное имущество. Второй ее муж, оперный певец Перри, отличавшийся необыкновенной красотой, умрет через год после свадьбы от чахотки.

А через год после его кончины в России умер и первый муж Юлии Павловны — знаменитый «Алкивиад», почему она долго носила траур по двум мужьям сразу. Очевидцы, видевшие ее в этот период жизни, рассказывали, что вдовий траур очень шел к ней, подчеркивая ее красоту, но использовала она его весьма оригинально. На длиннейший шлейф траурного платья Самойлова сажала детвору, словно на телегу, а сама, как здоровущая лошадь, катала хохочущих от восторга детей по зеркальным паркетам своих дворцов.

Третий муж, дипломат граф де Морнэ, с которым они обвенчались в 1863 г., оставит немолодую уже супругу через год после венчания, объяснив разъезд полным несходством характеров.

К концу жизни Самойлова потеряла практически все свое состояние. Приемные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество. Умерла в Париже, похоронена на кладбище Пер-ла-Шез, вместе со вторым мужем.

Источник: www.tanais.info

nenik.net

Карл Брюллов, картины «Всадница», «Итальянский полдень» и другие

Карл Павлович Брюллов – известный художник, акварелист, портретист, живописец. За свою недолгую жизнь он создал множество полотен, которыми мы любуемся и поныне. Видно, что писал их с удовольствием Карл Брюллов. Картины великого художника можно увидеть в Третьяковской галерее.

Портреты современников

Карл Брюллов, картины

Брюллов К. П. жил в интересное время – в эпоху расцвета искусства: живописи, музыки, литературы. Он родился в один год (1799) с А. С. Пушкиным, познакомился с поэтом, когда жил в Москве, а родился художник в Санкт-Петербурге.

Своих знаменитых и менее известных современников живописец запечатлел на полотнах на века. Одни из первых портретных работ художника были посвящены семейству Кикиных. Образ дочери Петра Андреевича Кикина был перенесен Брюлловым на полотно в 1819 году. Главу семейства – мецената, который поддерживал художников, живописец написал в 1821-1822 годах. В это же время он создал портрет взрослой Марии Ардалионовны Кикиной, а годом раньше – в 1821-м - нарисовал Марию в детстве.

Благодаря тому, что писал Карл Брюллов картины такого плана, мы можем увидеть, каким был его брат, С. Ф. Щедрин, Е. П. Гагарина (жена князя и дипломата Е. П. Гагарина), ее сыновья и дочь в детстве, чета Олениных и многие люди – современники художника, в том числе и он сам.

Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»: история создания, отзывы критиков

В 1827 году великий живописец закончил картину «Итальянский полдень». Это была вторая работа, посвященная красавицам этой страны. Первая была создана в 1823 году и называлась «Итальянское утро».

Предыстория создания второго шедевра такова. Первое полотно из этой серии Общество поощрения художников подарило жене Николая 1. Государь захотел, чтобы живописец создал парную работу к первому полотну. Тогда, в 1827 году, так и сделал Карл Брюллов. Картины были встречены общественностью неоднозначно. Если о первой отзывались довольно лестно, то в адрес полотна «Итальянский полдень» было сказано много нелицеприятного.

Критиковали модель, которая, по мнению искусствоведов того времени, не была изящной. На что автор ответил, что такая чистота форм необходима статуям, которым положено быть стройными. В своей же работе он нарисовал реальную, натуральную девушку, которые часто нравятся даже сильнее, чем статуи, со своей строгой красотой.

Описание полотна

И это правда. Очаровательная полнотелая, пышущая здоровьем девушка привлекает взоры. Видно, что она очень ловкая, без труда взобралась на лестницу, чтобы собрать виноград. Одной рукой итальянка держит гроздь ягод, второй опирается о лестницу. На локте левой руки у нее корзина, куда она складывает спелые изумрудные грозди. Взгляд девушки живой, он полон радости, восхищения не только оттого, что такими прекрасными уродились ягоды. Девушку переполняют чувства любви к природе, людям, она радуется прекрасной погоде, смотрит через прозрачные ягоды на ласковое солнце.

картина карла Брюллова итальянский полдень

Большие глаза, аккуратный носик, лучезарная улыбка делают лицо девушки неотразимым. С такой внешностью она могла быть стать женой знатного человека, жить в полном достатке. Но видно, что ей и так хорошо и всё устраивает. Это смог передать при помощи красок, отблесков солнца, сюжета Карл Брюллов, картины которого приводят зрителя в благодушное настроение или заставляют думать, переживать трагические события минувших дней, главное – не оставляют равнодушными.

«Последний день Помпеи»

Карл Павлович Брюллов картины

Это еще один знаменитый шедевр, который художник создал в 1833 году, а работал над ним с 1830 года. Но начинал делать наброски Карл Павлович Брюллов картины «Последний день Помпеи» еще в 1827 году, когда посетил Помпеи.

Посредством красок, он отразил извержение Везувия, которое произошло в 79 году, что стало причиной гибели множества людей и разрушения города. Эта картина знаменательна тем, что стала первой, которой зарубежные искусствоведы дали высокую оценку.

«Джованин на лошади»

картина карла брюллова всадница

Картина Карла Брюллова «Всадница» была написана им в 1832 году. Художник создал это полотно по просьбе Ю. П. Самойловой. Сначала были предположения, что он изобразил именно ее – графиню, но искусствоведами было доказано – в образе наездницы ее воспитанница Джованин, именно поэтому сам Карл Павлович назвал полотно «Джованин на лошади». По основной версии, девушка была племянницей второго мужа Самойловой.

Видно, как Джованин хорошо держится в седле в своих красивых одеждах и управляется с черным рысаком, который не хочет стоять на месте.

На девушку восхищенно смотрит девочка, которой тоже не терпится поскорее вырасти, чтобы научиться так же лихо скакать на лошади. Художник писал девочку с приемной дочери Самойловой, которую звали Амацилия.

Вот такие создавал Карл Павлович Брюллов картины. Конечно, это лишь малая толика полотен, численность которых насчитывается многими десятками работ. Но и по представленным можно судить, каким мастером своего дела, вдохновенным человеком и творцом был великий художник.

fb.ru

Карл Брюллов: жизнь и творчество художника

Карл Петрович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Карла Брюллова 

Творчество Карла Павловича Брюллова 

Интересные факты

Картины Карла Брюллова 

Библиография

Биография Карла Брюллова

В семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев.

Между тем он рос слабым и тщедушным ребенком, семь лет практически не вставал с постели и был истощен золотухой настолько, что «стал предметом отвращения для своих родителей».

Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств,в стенах которой он провел 12 лет.

Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства. В1819 г. Карл поселяется в мастерской брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана. Его дни заполнены рисованием заказных портретов. Так совпало, что заказчикам П.Кикину и А.Дмитриеву-Мамонову понравились портреты, выполненные Брюлло, и что именно они, эти заказчики, потом вошли в совет Общества поощрения художников. Создав по их просьбе картины «Эдип и Антигона»(Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (местонахождение неизвестно), Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию (подробнее) на четыре года, для себя и брата. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» — теперь они стали Брюлловы.

С легкой душой уезжал Карл из дома летом 1822 г., но он тогда не мог знать, что вернется в Россию только через 13 лет и не увидит больше ни родителей, ни младших братьев.

В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством. Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры ни в чем. Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений.

Брюллов честно пытался «отработать» свое пенсионерство, начиная по заказам Общества поощрения художников картины на античные и библейские сюжеты. Но эти темы не были ему близки. На этих полотнах он «нарабатывал» колорит, создавал свои характерные приемы, изучал обнаженную модель и не завершил их. По-настоящему Брюллов работал только над созданием жанровых сцен из итальянской жизни. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил. И такую же статную, уверенную и независимую женщину встретил Карл в 1827 г. на одном из приемов.

Графиня Юлия Павловна Самойлова стала для него художественным идеалом, ближайшим другом и единственной любовью. Ее красота была равна идущей из сердца доброте. Брюллов с упоением писал ее портреты.

Вместе с Самойловой Карл отправляется осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия.

Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие. 

Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.

 Творчество Карла Павловича Брюллова

 «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», — говорил Карл Павлович Брюллов.

 Раннее творчество. Брюллов в Италии

Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, Брюллов учился в Академии художеств (1809 — 1821) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и работал там в 1823-35. Впечатления «полуденного края», его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии.

Итальянский полдень

«Последний день Помпеи»

Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернера и др.) — произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами. Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины-итога, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи.

Последний день Помпеи

«Последний день Помпеи» производит фурор — как на родине мастера, так и за рубежом.

В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее «полным, всемирным созданием», где «все отразилось», — отразилось в образе «сильных кризисов, чувствуемых целой массой». Политический заряд «Помпеи» чутко ощутил и А. И. Герцен («Новая фаза русской литературы», 1864).

Восточные мотивы

Другие большие исторические замыслы Брюллова, с помощью которых он мечтал повторить успех «Помпеи», остаются неосуществленными или осуществленными лишь частично. В 1835, по пути из Италии на родину, он создает зарисовки Восточного Средиземноморья, сочетающие мечтательный лиризм с тонкой археологической и бытовой наблюдательностью. Позже восточные мотивы оживают в картине «Бахчисарайский фонтан» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина, 1849, Музей А. С. Пушкина, г. Пушкин) и примыкающих к ней набросках на гаремную тему.

Бахчисарайский фонтан

Брюллов в России

Торжественно встреченный на родине как первый художник России, он, побуждаемый императором Николаем I, обращается к русскому прошлому.

Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836-37, Третьяковская галерея) не стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Художник с увлечением берется за монументально-декоративные проекты; антично-мифологические мотивы обретают полнокровную жизненность в эскизах росписей Пулковской обсерватории, прежде всего, в композиции «Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом» (Третьяковская галерея). Этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора (1843-48) проникнуты внутренней силой и величием, однако и здесь, как в Пулкове, конечные результаты (исполненные при участии П. В. Басина и других) оказываются значительно холоднее исходного замысла. Гораздо задушевнее многие малые вещи Брюллова, например, акварели к произведениям Александра Дюма-отца и других авторов (в том числе к «Арапу Петра Великого» А. С. Пушкина, 1847-49, Третьяковская галерея), — их иронический лад предвосхищает стилистику «Мира искусства».

Осада Пскова Стефаном Баторием Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом

Портреты

Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно.

Он по-прежнему пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», около 1842, Русский музей). Иное, созерцательно-спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей («Поэт Н. В. Кукольник», 1836; «Скульптор И. П. Витали», около 1837, оба — в Третьяковской галерее; «В. А. Жуковский», 1837-38, Киевский музей Т. Г. Шевченко; «И. А. Крылов», 1839, «А. Н. Струговщиков», 1840, оба — в Третьяковской галерее). К данному циклу примыкает и «Автопортрет» (1848, Третьяковская галерея), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья.

Графиня Ю.П.Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А.Паччини Поэт Н.В.Кукольник Автопортрет

С 1849 Брюллов, слабея от болезни, живет на о. Мадейра, а с 1850 — в Италии. И в последний период своей жизни мастер создает экспрессивные, полные тонкой духовной грации портреты («Археолог М. Ланчи», 1851, Третьяковская галерея; неоконченная картина «Дж. Титтони в образе Жанны д`Арк», 1852, частное собрание, Рим), согретые поэтичным юмором зарисовки народного быта.

Влияние

Будучи профессором Академии художеств в 1836-49, Брюллов оказал большое воздействие на русское изо-искусство и как педагог.

Однако непосредственные представители брюлловской школы (Я. Ф. Капков, П. Н. Орлов, А. В. Тыранов, Ф. А. Моллер и др.), сами по себе интересные мастера жанровой и религиозной картины, а также портрета, в целом лишь продолжали стилистику учителя, ничем существенным последнюю не обогатив. К романтической школе Брюллова примыкал как художник и Т. Г. Шевченко, который тоже был его учеником. 

Интересные факты

О «Последнем дне Помпеи»:

1. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

2. На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, с которой молодого художника связывали романтические отношения. Именно вместе с нею они путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

3. В России того времени полотно Брюллова воспринималось как совершенно новаторское. Но оно принесло свою долю славу российской живописи. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

4. Заказчиком и спонсором написания работы был знаменитый меценат Анатолий Демидов, который затем подарил картину Николаю I. Некоторое время она выставлялась как руководство для начинающих живописцев в Академии художеств.

5. Вместе с картиной Брюллова в русскую историческую живопись впервые вошел народ. Раньше простых горожан на картинах не изображали. И хотя этот народ был показан довольно идеализированно, без какой бы то ни было социальной характеристики, значение сделанного Брюлловым начинания нельзя не оценить.

6. В первоначальных набросках к картине встречалась фигура грабителя, снимающего драгоценности с упавшей женщины. Однако в окончательном варианте Брюллов убрал его. Первый план картины заняли несколько групп, каждая из которых стала олицетворением великодушия. Отрицательные персонажи не нарушили возвышенный трагический строй картины. Зло, причиняемое людям, воплотилось лишь в разбушевавшейся стихии.

7. Новизна брюлловского замысла заключалась в том, что он использовал два крайне контрастных источника света: горячие красные лучи в глубине и холодные, зеленовато-голубоватые на переднем плане. Он поставил перед собою трудно выполнимую задачу, однако с удивительной смелостью добивался ее решения. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни.

«Мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла наконец в живопись, и сверх того проникнулась какой-то тайной музыкой», — писал Н. Гоголь. 

Еще факты:

  • До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».
  • Художник был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок.
  • Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.
  • Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов по просьбе Жуковского написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова[3].
  • Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.
  • Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В. А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста.
  • Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.
  • «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа Брюллова — стала одной из первых картин, купленных П.М. Третьяковым для своей коллекции.

 

 Библиография

  • Голдовский Григорий, Петрова Евгения. Carl Brullov / На русском и английском языках. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 1999. — 198 с. — ISBN 5-93332-011-0, 3-930775-80-8.
  • Карл Павлович Брюллов. — М.: Издательство «Дирек-Медиа», 2010. — Т. 23. — 48 с. — (Великие художники). — ISBN 978-5-87107-196-0.
  • Bryullov Karl (1799—1852) — brief biography // Russian Paintings Gallery  (англ.)
  • Бочаров И., Глушакова Ю. Миланские адреса // Итальянская Пушкиниана / Рецензент В. В. Кунин. — М.: Современник, 1991. — С. 54, 69—71. — ISBN 5-270-00630-8.
  • Т. Шевченко. Автобиография
  • Елена Бехтиева. О первом памятнике русскому художнику в Португалии // «Русское искусство», №1, 2014

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artsait.ru, hrono.ru, vm.ru, wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Карл Брюллов: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Карл Брюллов: жизнь и творчество художника

4.2 (83.33%) 6 голос(ов)

allpainters.ru

Карл Павлович Брюллов биография и картины. Karl Bryullov

Карл Павлович Брюллов - замечательный русский художник обладающий великолепным талантом живописца и прекрасного рисовальщика. В своей творческой биографии Брюллов, выделяется как выдающийся художник исторической живописи, непревзойденный портретист, пейзажист, автор различных монументальных работ. Карл Брюллов являлся ярким сторонником классического академизма, создал ряд великолепных живописных произведений за которые награжден множеством больших золотых медалей.

Карл Брюллов Биография, художник родился в Петербурге в образованной семье академика Павла Ивановича Брюлло, 23 декабря 1799 года, обрусевшего художника монументалиста имевшего французские корни. Мама Карла Мария Ивановна Шредер по происхождению немка, была очень умной Нарцисс смотрящий в воду 1819 годженщиной, умело управляла домашним хозяйством и воспитанием семерых детей, из которых пятеро в последствии станут художниками.

В семье молодой Брюллов заметно выделялся особой тягой к рисованию, и отец ему в этом, конечно помогал, в результате в 12 лет отроду талантливого мальчика отец устраивает на обучение в академию художеств, под руководством художника А.И. Иванова.

Совершенствуя свой талант в академии Брюллов познает необходимые азы живописной грамоты, изучает материалы относящиеся к исторической живописной тематике и много работает в этом направлении.

В 1819 году по заданию академии художник создает первую свою картину Нарцисс смотрящий в воду, находящуюся сегодня в Русском музее В Петербурге. В 1821 году он написал картину 'Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского', в академических кругах картина получила одобрительные Всадница 1832 готзывы и Карл Брюллов за это произведение награждается золотой медалью и правом дальнейшего обучения живописи в Европе. Посетив европейские города Мюнхен и Дрезден он упорно изучает работыстарых мастеров.

Едет В Италию, где с огромнымвпечатлением зачаровывается работами художника Рафаэля, в частности его произведением 'Афинская школа', которое впоследствии копирует, работая над данной копией великого мастера несколько лет.

Создает прекрасные романтичные картины 1827г Итальянский полдень 'Итальянка, снимающая виноград', и по схожей теме пишет картину Девушка собирающая виноград в окрестностях Неаполя.В1832 году он пишет картину с обнаженной девушкой под названием 'Вирсавия', в 1832 году создает замечательную картину 'Всадница' с девушкой на коне Жованин и смотрящую на нее маленькую приятельницу Амацилию Пачини.

Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью 1834 гВ 1834 году Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью. В 1836 году он пишет портрет Н.В.Кукольника а в 1837 году известного в Италии скульптора И.П. Витали, в 1839 году создает Итальянский полдень 'Итальянка, снимающая виноград' 1827 гпортрет знаменитого русского баснописца И.А. Крылова в 1840 году из под его кисти создается портрет русского писателя А.Н.Струговщикова.

Копия картины Рафаэля вдохновляет Брюллова на создание своегопроизведения, и по заказу мецената А.Н. Демидова, он приступает к написанию картины 'Последний день Помпеи', собирая необходимый материал, создал ряд этюдов и эскизов к будущей работе. Тема Последнего дня Помпеи была не случайна, в 1828 году, как раз произошло небольшое извержение вулкана Везувия, жители окрестных поселений были очень напуганы, если помнить, что Везувий однажды разрушил город Помпея в 79 году нашей эры, поэтому тематика извержения Везувия и разговоры современников на эту страшную тему были очень популярны.

Работал с картиной Брюллов в течении трех лет начиная с 1830 года. Среди персонажей в левом части картины художник изобразил и себя.Последний день Помпеи 1833 г Картина была выставлена на выставке в Риме и восторженно встречена публикой, что соответственно принесло Карлу Брюллову небывалую популярность в Европе.

Картина из Рима была отправлена для демонстрации в Париж ее поместили в одном из залов Лувра, и в Россию уже знаменитую картину привезли в Петербург уже в 1834 году, писатели Тургенев и Пушкин очень восторженно отозвались о картине, Пушкин под впечатлением от увиденного описал данные события в стихотворной форме.

В последствии после возвращения из за границы в 1836 году в знак дружбы Брюллов напишет портрет А.С. Пушкина и некоторых других писателей В 1842 году по заказу царя Николая Брюллов создает историческую картину 'Осада Пскова королём Стефаном Баторием' события, которой происходили в 1581 году. Очень трогательная работа Портрет Смирновой У. М. написана Брюлловым в 1840 г,, где изображена милая девушка с собачкой

Некоторое время Карл Брюллов посвящает монументальной росписи с 1839 года по 1845 год он расписывает Пулковскую обсерваторию, а с 1843 года по 1848 год Исакиевский собор в Петербурге. Около 1842 года пишет ряд парадных портретов один из них это Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини.

К 1849 году у Брюллова ухудшается состояние здоровья и художник в надежде излечения едет за границу на остров Мадейра а в 1850 году посещает любимую Италию, где создает ряд портретов, среди которых портрет Антонио Титтони и портрет археолога Микеланджело Ланчи

Брюллов прожил не долгую, но насыщенную творчеством жизнь, будучи в Италии, недалеко от Рима, в окрестностях Лацио в Манциане, художник скончался 23 июня в 1852 году

За свою творческую биографию художник Карл Брюллов создал не мало портретов исторических картин, не смотря на классический академизм и декоративность его работ, его иногда критиковали современники. Например критику в сторону художника выражал И.С. Тургенев, тем не менее, художник выделяется непревзойденным мастерством его живописной палитры, хорошо доступной и понятной большинству его современников. Романтичными сюжетами его картин, просто не возможно не любоваться.

www.art-portrets.ru

Картины, описание картин — Брюллов, Карл Павлович

Опи сание картины Карла Брюллова: Вирсавия.

Некогда, при жизни царя Давида, тот гулял по крыше своего дворца на закате, и увидел купающуюся у источника молодую девушку, которая показалась ему очень красивой. Ощутив страсть к ней, царь, не знавший ни в чем отказа, отправил к ней собственных слуг, и те привели её во дворец.Не смотря на то, что она была замужем, Давид взял её в жены, такой была её красота, а мужа её, простого солдата, распорядился поставить в место самого страшного сражения, и промедлить с помощью, когда он окажется в западне. Радуясь тому, что страсть его удовлетворена, радуясь молодой жене, которая оказалась кроткой и мудрой, он не думал о том, что это грех и вовсе не каялся.Тогда к нему пришел пророк Нафан, и рассказал притчу, о бедняке и богаче. «У богача было много скота, у бедняка же – одна овечка, которую он купил, и холил, и лелеял, поил и кормил со своими детьми, и она была ему как дочь. Но однажды в дом богача пришел странник, и, не желая тратить на гостя своих запасов, тот приказал выкрасть у бедняка овечку и забить её».Возмущенный, Давид вскричал, что такой человек повинен смерти, и Нафан ответил ему: «Этот человек – ты. Но ты не умрешь, умрет твой сын от украденной женщины».И ребенок умер, и Давид каялся, и постился, и заслужил себе прощение. Впоследствии у него родился сын, великий царь Соломон, а матерью его была Вирсавия – взятая против всякого закона, но ставшая Давиду верной женой.Брюллов изображает её в момент купания. Отброшены вещи, Вирсавия обнажена, чуть влажные волосы спускаются по её плечам, сама она, собираясь одеваться, поправляет диадему. Взгляд её на зрителя печальный и как бы знающий, словно она ждет уже слуг Давида, словно готовится не закричать, когда её поведут к человеку, взявшего её с боя, как вещь.Кожа её, нежная и белая, контрастирует с темными волосами и темной кожи слуги, который, не чувствуя беды, смотрит на неё восхищенно.

www.art-drawing.ru

Истории самых известных картин Карла Брюлова

Brjullov

Картину Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» знают даже те, кто бесконечно далек от искусства, а иметь в своих фондах хотя бы один его рисунок – честь для любого музея. Все картины Брюллова – это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. Мы вспоминаем, как создавались полотна, снискавшие художнику мировую славу…

Так получилось, что попав двадцатилетним юношей в страну, которую по праву называют «колыбелью современной цивилизации», Карл Павлович Брюллов настолько привязался к Италии, что и свой последний покой он обрел на одном из кладбищ Рима.

Многие полотна известного живописца являются отражением итальянских мотивов. Достаточно вспомнить «Девушку, собирающую виноград в окрестностях Неаполя» (1827 г.) или «Итальянский полдень» (1827 г.).

«Итальянский полдень»

(Государственный Русский музей)

Будущий живописец рос в творческой семье – его отец Павел Брюлло был академиком орнаментальной скульптуры, и все семеро детей в семье так или иначе занимались искусством. Но именно слабому и болезненному Карлу выпала самая счастливая судьба. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств, в стенах которой он провел 12 лет.

В 1822 году он заслужил пенсионерскую стипендию на четыре года для себя и брата Александра. Перед отъездом в Италию они добавили к родовой фамилии букву «В» и стали Брюлловыми.

Италия пленила молодого художника, он увлекся жанровыми сценами из быта местных жителей. В 1827 году он попросил невысокую плотную молодую итальянку быть его моделью для небольшого этюда.

1008038

Картину "Итальянский полдень" в России приняли холодно и враждебно.

Из него впоследствии родилась картина «Итальянский полдень», ставшая парной написанному четырьмя годами ранее «Итальянскому утру». Тогда же были написаны сходные по колориту «Праздник сбора винограда» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

«Полдень» стал причиной разрыва Брюллова с Императорским обществом поощрения художеств – на выставке в Петербурге картина вызвала скандал, а критики назвали модель несоразмерной.

«Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй», - отвечал критикам автор.

«Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини»

(Государственный Русский музей)

Графиню Юлию Павловну Самойлову Брюллов повстречал в 1827 году на званом вечере. Дочь генерала Палена и Марии Скавронской, она в тот год разошлась с мужем, флигель-адъютантом императора графом Николаем Самойловым, с которым прожила вместе всего два года.

После разрыва Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане вошла в местное высшее общество, окружила себя художниками и покровительствовала искусствам.

06

Графиня Самойлова навсегда покорила сердце художника.

Брюллов был покорен ее средиземноморской красотой, грацией, умом и независимостью. Долгие годы она оставалась для него художественным идеалом, близким другом и дамой сердца.

За несколько десятилетий он написал не один ее портрет. На полотне 1842 года ее красота предстает во всем великолепии на фоне пышных карнавальных интерьеров. А ее пестрый наряд словно напоминает о милой сердцу художника Италии, откуда родом, кстати, были дальние предки графини.

«Последний день Помпеи»

(Государственный Русский музей)

Очарованный Самойловой, Брюллов в 1830 году предложил ей отправиться вместе осматривать развалины Помпеи и Геркуланума. Археология была тогда в моде, потому что в 1828 году произошло очередное извержение Везувия.

Работу над новой картиной Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова и даже не подозревал, что картина станет пиком его карьеры. Создание шедевра заняло три года. За это время Брюллов изучил массу литературы о древней катастрофе и побывал на раскопках, где сделал ряд эскизов пейзажа.

49b2253ca39d1bf18568957fd682b9c9

"Последний день Помпеи" стал вершиной творчества Карла Брюллова.

Известно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую художник писал стоя спиной к городским воротам. Остались десятки, если не сотни эскизов с фигурами людей, которых он старался изобразить максимально эмоционально. В левом углу он написал себя – художника, спасающего рисовальные принадлежности.

Также на картине трижды «упоминается» графиня Юлия Самойлова: женщина с кувшином на голове в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина на мостовой в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу.

Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, после чего было переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом.

В 1834 году картина «Последний день Помпеи» получила золотую медаль в Париже и была отправлена в Петербург. Александр Тургенев говорил, что она составила славу России и Италии. А Александр Пушкин написал строки «Кумиры падают! Народ, гонимый страхом…».

Николай I удостоил художника личной аудиенции и наградил Карла лавровым венком , после этого его называли «Карл Великий». После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда.

«Всадница»

(Третьяковская галерея)

В 1832 году графиня Юлия Самойлова попросила своего сердечного друга написать портрет ее воспитанницы Джованины Пачини. В качестве сюжета художник выбрал конную прогулку: Джованина подъезжает на коне к дому приемной матери, у подъезда которого ее восторженно встречает одетая в розовое платье и зеленые туфельки ее младшая сестра Амалиция.

Известно, что Амалицию Самойлова взяла на воспитание от ее отца итальянского композитора Джованни Пачини. Джованина, кажется, не была ее родной сестрой – четкой версии ее происхождения нет.

79

Художник назвал свою работу «Джованина на лошади». В углу справа, изображена мохнатая собака, на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы полотна — «Samoylova».

Надпись надписью, но так или иначе искусствоведы доказали, что прекрасная всадница вовсе не Юлия Павловна. Более поздние произведения Карла Павловича «Портрет графини Ю.П. Самойловой удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией», а также «Портрет Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной и арапчонком» являются прямым доказательством того, что графиня имеет лишь косвенное отношение к девушке и девочке, изображенным на картине.

Прекрасные создания - это  ее воспитанницы Джованина и Амацилия Пачини.  Известно, что Амацилия  - маленькая девочка, с восторгом наблюдающая за старшей подругой, была дочерью итальянского композитора, который являлся другом Юлии Павловны.

О главной героине шедевра известно мало. Одна из версий звучит следующим образом:  настоящее имя Джованины – Кармине Бертолотти и она являлась дочерью Клементины Перри, которая в свой черед была сестрой второго мужа Самойловой. Известно также, что в Италии существуют гравюры с этой картины, считающиеся портретом знаменитой певицы Малибаран, сестры Полины Виардо. Такая вот получилась «Санта – Барбара».

post-h9qtky3k7h9yhd6s7fbk

Певица Малибаран

Кем бы ни была прекрасная “Всадница” – Джованиной, Кармине или родственницей Полины Виардо – на картине прекрасная, юная и смелая девушка. Благородство лица и гордость осанки говорит о том, что не суть важно какой титул она носила при жизни, но в ее жилах точно текла «голубая» кровь.

В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера, после чего оставалась в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.  В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова.

«Вирсавия»

(Третьяковская галерея)

«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина», - написано в Библии.

До Брюллова русские живописцы почти не обращались к обнаженной натуре, а женские модели даже не ставились в стенах Академии искусств. Испытать новый жанр его вдохновили помпеянские росписи, увиденные им во время поездок по Италии.

«Вирсавия» посвящена библейской истории, в которой царь Давид отправил мужа красавицы на гибель, чтобы завладеть ею.

16

"Вирсавия" стала одной из первых работ с обнаженной натурой в русской живописи.

Александр Бенуа назвал «Вирсавию», написанную в 1832 году, «сладострастной и блестящей по краскам». Брюллов работал над ней несколько лет и едва не отчаялся, поняв, что библейская история не получилась – однажды он даже запустил  в картину сапогом…

В незавершенном виде картину купил меценат, который позже передал ее в Третьяковскую галерею. Так она и осталась с непрописанными полупрозрачными кистями рук.

В 1835 году Карл Брюллов вернулся в Россию, чтобы занять должность профессора в Академии художеств. Его ждали несчастливый и короткий брак с ученицей Шопена Эмилией Тимм, новая встреча с графиней Самойловой и новые полотна.

В 1847 году он пережил тяжелую простуду и слег, а в 1849 по настоянию врачей уехал на остров Мадейра. Лечение не помогло, и в 1852 году художник скончался в небольшом городе недалеко от Рима. Он похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов.

 

 

 

 

 

 

link

vladk3.livejournal.com

Брюллов Карл Павлович (1799 — 1852)

Картина воссоздает гибель античного города Помпея при извержении вулкана Везувий в 79 году н.э. Это громадный холст высотой в 4,5 метра и длиною в 6,5 метров.

Сложнейший пейзажный фон, многофигурная композиция потребовали напряжения физической и творческой энергии. Успех картины объясняется бурным драматизмом сцены, блеском и яркостью красок, композиционным размахом, скульптурной четкостью и выразительностью форм.

Везувий зев открыл - дым хлынул, клубом пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется, - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Главное же состоит в том, что живописец с убедительностью показал: никакие, самые беспощадные и неотвратимые силы не в состоянии уничтожить в человеке человека. Всматриваясь в картину, замечаешь, что даже в минуту гибели каждый из изображенных не столько ищет спасения для себя, сколько стремится прежде всего спасти близких и дорогих для него людей. Так, мужчина в самом центре картины, протянувший открытую ладонь левой руки к грозному небу, защищает от падающих камней не себя, а жену, которую он прикрыл своим плащом. Женщина же, согнувшись и наклонясь всем корпусом вперед, пытается своим телом укрыть детей.

Вот взрослые дети пытаются вынести из-под огня своего старого отца. Вот мать убеждает сына оставить ее, спасаться самому. А вот жених с мертвой невестой на руках.

Конечно, не все люди одинаково верны и порядочны. В картине присутствует и звериный страх, заставляющий всадника на коне скорее спастись самому, и неутолимая алчность, с которой жрец присваивает церковные сокровища, пользуясь общей паникой. Но их немного.

Все же в картине преобладают благородство и любовь.

На произведении Брюллова лежит яркий отпечаток влияния романтизма. Это видно и в выборе темы, и в огненном колорите картины. Но с другой стороны, здесь видно еще и влияние классицизма, которому всегда был верен Брюллов — фигуры людей очень напоминают совершенные античные скульптуры. Триумф, пережитый творением Брюллова, знали немногие художественные произведения.

Знаменитый английский писатель Вальтер Скотт провел возле картины два часа и оценил создание русского мастера как историческую эпопею. Когда автор ступил на родную землю, его горячо чествовали уже в Одессе (он прибыл морем), а особенно восторженно в Москве. Именно в «первопрестольной» художника встретили поэтическими строфами Е.А.Баратынского:

Принес ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день!

cvetamira.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта