Александр Дейнека: жизнь и творчество художника. Картины дейнека


Александр Дейнека: жизнь и творчество художника

Александр Дейнека (1899 — 1969) — советский живописец, график и скульптор, педагог.

Содержание

Биография Александра Дейнека

Творчество Дейнека

Награды и премии художника

Картины Александра Дейнека

Библиография

Биография Александра Дейнека

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями.

В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Творчество Дейнека

Большое значение в творческом становлении и художника стали годы ученичества, и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским.

Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).

В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).

В 1928 Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ).

В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».

Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932).

С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).

Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).

В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа — «техницистов», вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами, и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму.

Даже после распада объединения (в 1931 г.) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит, и духовной гармонии нового человека. Но сама его живопись становится менее конструктивно жесткой, условность композиций ближе теперь не к чертежной, а скорее к фресковой.

Однако параллельно развивается, с годами становясь все более значимой, иная область его творчества — камерные портреты, натурные пейзажи. В этих «малых» жанрах, уже не будучи связан задачей дать емкий образ времени, Дейнека вдруг обретает лиричность, в них открывается талант тонкого живописца, до поры как бы скрытый.

Награды и премии художника

  • народный художник СССР (1963)
  • Ленинская премия (1964) — за комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Рабочее утро», «Хоккеисты».
  • Герой Социалистического Труда (1969)
  • два ордена Ленина
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медали

Библиография

  • А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1935;
  • Никифоров Б. М. А. Дейнека. Л. 1937;
  • С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов., [Каталог выставки], М. ГТГ. 1944;
  • Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
  • А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1957;
  • Konečny D., A. Dejneka, Praha, 1961.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artsait.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Александр Дейнека: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Александр Дейнека: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Сюжетная живопись Александра Дейнека ~ PhotoPoint

Сегодня 20 мая исполняется 116 лет со дня рождения советского художника, живописца, скульптора и графика — Александра Дейнека. В 1963 году Дейнека стал Народным художником советского союза, в 1969 году художника наградили званием Герой Социалистического труда.

Сюжетная живопись Александр Дейнека 2

Александр Дейнека, уроженец Курска, получил первое образование в Художественном училище города Харьков. Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Помимо этого, занимался оформлением агитационных поездов, работал над оформлением театральных постановок. Защищал родной город Курск от белых. После армии был командирован в Москву, учился на полиграфическом отделении  Высшей художественно-технической мастерской. Здесь же знакомиться с Владимиром Маяковским, который сыграл большую роль на творческом становлении молодого художника. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым.

«Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Работы художника этого периода отличаются графичностью, четким силуэтом, контрастностью цвета. Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. В 1931 году, помимо социальной и агитационной тематики, в репертуаре художника появляются работы, разные по своей тематике и содержанию.

1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Художник, как бы разрывается, между  пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. В этот же период, одной из значимых тем  для художника, становиться авиация. В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года.  «Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника.

Великая отечественная война, наложила свой глубокий существенный отпечаток на работы и выбор тем для картин, последующих лет работы Дейнека. Художник создает драматические, трагические работы, полные внутреннего напряжения. Самой значимой работой этого периода, конечно, можно назвать героическое, монументальное полотно Дейнека – «Оборона Севастополя». Работу можно считать гимном героизму и мужеству защитников родного города.

После войны, в работы художника и выбор тематики его картин, возвращается мир, свет, надежда на светлое будущее. Дейнека много рисует сюжетных картин отдыха. Картины полны солнца, радости и покоя.

Сюжетная живопись Александра Дейнека

Сюжетная живопись Александр Дейнека 3Сюжетная живопись Александр Дейнека 4Сюжетная живопись Александр Дейнека 5Сюжетная живопись Александр Дейнека 6

Сюжетная живопись Александр Дейнека 7Сюжетная живопись Александр Дейнека 8Сюжетная живопись Александр Дейнека 9Сюжетная живопись Александр Дейнека 10Сюжетная живопись Александр Дейнека 11Сюжетная живопись Александр Дейнека 12Сюжетная живопись Александр Дейнека 13
Сюжетная живопись Александр Дейнека 14Сюжетная живопись Александр Дейнека 15Сюжетная живопись Александр Дейнека 16Сюжетная живопись Александр Дейнека 19Сюжетная живопись Александр Дейнека 20Сюжетная живопись Александр Дейнека 21Сюжетная живопись Александр Дейнека 22
Сюжетная живопись Александр Дейнека 23Сюжетная живопись Александр Дейнека 24Сюжетная живопись Александр Дейнека 25Сюжетная живопись Александр Дейнека 26Сюжетная живопись Александр Дейнека 27Сюжетная живопись Александр Дейнека 28Сюжетная живопись Александр Дейнека 29Сюжетная живопись Александр Дейнека 30
Сюжетная живопись Александр Дейнека

Вас может заинтересовать:

photopoint.com.ua

Спортивная тематика на картинах Александра Дейнеки

Спорт и искусство

 

Плакат. Физкультурница. Работать, строить и не ныть! 1933

плакат Дейнеки

 Ещё ученические рисунки Александра Дейнеки демонстрируют его уверенную манеру письма, отличительной особенностью которой являлось динамичное и экспрессивное изображение человеческого тела в движении.

Именно поэтому на большей части его удачных композиций воспроизведены танцующие, занимающиеся спортом и тяжелой физической работой люди.  В последующем  Дейнека даже утверждал, что  спорт помог ему найти свой собственный художественный язык. В этом отношении очень интересен эпизод из книги Дейнеки «Из моей рабочей практики», в котором он рассказывает,  как рождалась его первая картина — «Футбол» (1924):  «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков, и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин.  Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

Футбол. 1924

Таким образом,  спортивная тематика помогла Дейнеке найти не только  своеобразное содержание, но и создать свои особые композиционные и пластические средства выразительности.  Важно отметить, что произведения на тему спорта имели правильную с точки зрения советской идеологии (которую Дейнека искренне считал единственно верной) общественно-политическую направленность  Живопись социалистического реализма подразумевала изображение радости,  оптимизма и здорового духа человека – созидателя новой счастливой жизни.

Вртатарь. 1934

картина Александра Дейнеки

Со временем Дейнеку продолжала интересовать возможность максимальной передачи на картине пластики тренированного тела.  В его понимании красота спортсменов, занятых физическими упражнениями, символизирует здоровый дух состязательности, молодости, любви к жизни, товариществу. Дейнека с удовольствием выписывал напряженные мышцы рук и ног.  Необычные, неожиданные ракурсы спортсменов, упругость и стремительность их движений наполняют картины Дейнеки динамикой, внутренним напряжением. В каждом его полотне всегда ощущается ритм современности.

Игра в мяч. 1932

В процессе работы над спортивной темой Александра Дейнеку интересовала и обнаженная натура. На картине «Игра в мяч»  изображена обнаженная женская натура, исполненная строгой античной простоты и мощи. Для этой картины специально позировали профессиональные спортсменки.

Александр Дейнека и сам занимался многими видами спорта, что, безусловно, сообщало его произведениям достоверную убедительность. Можно смело сказать, что  для Дейнеки спорт был художественной реальностью, которую он воспринимал абсолютно органически. Он являлся страстным пропагандистом физической культуры, ратуя за участие в спортивном движении широких масс трудящихся. Этот искренний интерес трансформировался в оригинальное художественное решение.

Смотрите полную галерею картин Дейнеки

Эстафета по кольцу "Б". 1947

Бег. 1934

Раздолье. 1944

Футболист. 1932

Физкультурники. 1934

Спорт у Дейнеки

Юность. 1961

Александр Дейнека

Мозаичное панно для станции метро "Маяковская" 1938

метро Маяковская Дейнека

"Динамо"

Утрення зарядка. 1932

зарядка

Лыжники. 1931

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

< Предыдущая Следующая >
 

www.artcontext.info

О картинах Александра Дейнеки

Вратарь. 1934

   Мы в залах Академии художеств. Вереница комнат, и вдруг стены их на миг представляются состоящими из бесчисленного количества окон, окошек, оконец! И в каждом из них то тихие, неяркие северные леса и холмы, то озёра и селения. Но больше всего окон, где горит южное солнце и блещет южное море – это картины А. Дейнеки, художника, который всю жизнь славил бодрость и весёлую силу человека. Пионер. 1934

   Мы ходим по залам, и, хотя день хмуроват, в залах кажется светло – так много на полотнах знойного крымского солнца, сверкающего моря, неба и крепких, бронзовых от загара тел.    Вот на тёплых каменных ступеньках лестницы лицом к морю сидит мальчишка и зачарованно глядит в таинственную даль моря. И, как вечная мечта всех мальчишек, летит над ним самолёт. Вообще у Дейнеки много мальчишек: одни бегут, другие плывут, третьи тихо задумчивы, и все они изображены художником с сочувствием, пониманием и интересом так же, как изображал мальчишек Аркадий Гайдар. Коньки. 1927

Удивительно близки мальчишки художника и мальчишки писателя. Они из одного времени, когда началось увлечение авиацией. Вспомните, как много лётчиков у Гайдара. И на полотнах Дейнеки то летят над морем гидропланы, то падает в затяжном прыжке голубой, бесстрашный парашютист, или вот бросается за мячом и тоже летит сильное, мощное тело вратаря.    Переходя от картины к картине, видишь, как этот вратарь потом, в сорок первом году, на другом полотне, станет одним из матросов в яростной картине. Здесь чёрные, мрачные фашисты и бело-голубая наша морская пехота сошлись в рукопашной схватке у самого берега любимого художником моря.

Оборона Севастополя. 1942

А красный южный город разрушен, грязный чёрный дым летит в горячее небо Крыма, захваченного врагом.    В этой схватке дан миг могучего и гневного напряжения всех сил человека, когда тело его и душа подчинены одному порыву – защитить свою страну от врагов. Зима. 1931

   Всю жизнь славил художник красоту и силу свободного и счастливого человека. Вот на картине каток. Кажется даже, что слышна музыка с катка – так чётки, так ритмичны здесь фигуры, и так явственно само движение.    В неподвижной девочке у окна прекрасно настроение, когда за окном сад в снегу, и никого больше нет в комнате, и хочется думать о чём-нибудь хорошем и приятном...    Художник оставил в жизни так много радостного и ничего мрачного, что, уходя с выставки и в последний раз оглядывая её стены с яркими, весёлыми картинами, понимаешь, красота, какой видел её А. Дейнека, остаётся с нами, и ещё многим и многим придётся она по душе.

journal-shkolniku.ru

Дейнека А.А. и его картины - Живопись о войне - Искусство

Александр Александрович Дейнека (20.05.1899–1969) – выдающаяся личность. Один из самых ярких и значительных мастеров в истории русского искусства ХХ века, живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор, автор книг, спортсмен. Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) - "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами, и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Даже после распада объединения (в 1931 г.) художник во многом остается верен его направленности.

Пронзительный трагизм и эмоциональная мощь живописи и графики А.А. Дейнеки военных лет уникальны для русского искусства XX века. Одна из самых сильных  картин Дейнеки - "Оборона Севастополя" (1942) - скорбная и величественная героическая эпопея о подвиге защитников Севастополя. 

Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, был потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…"

Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942). Это произведение, как справедливо пишут исследователи творчества Дейнеки, несет в себе "дух и стиль" Отечественной войны, в нем мы видим не только внешние черты эпохи, но и ее глубокую внутреннюю сущность. Это не документальное воспроизведение батальной сцены, а изображение на полотне символической схватки двух непримиримых сил - жизни и смерти, светлых сынов народа и темных вражеских полчищ....Рушатся здания. Черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой. Моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки. Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины. Эта крупная фигура раненного бойца, бросающего связку гранат, - "нерв" всей картины - была найдена художником уже в первом беглом карандашном наброске. Композиция картины построена так, что зрители ощущают себя непосредственными участниками боя, как будто они сами являются участниками рукопашной схватки. Картина написана страстно, темпераментно, с огромным творческим подъемом, и писал ее не просто освоивший сюжет и владеющий кистью художник, а мастер, до боли сердечной переживший трагедию города, с которым был связан множеством счастливых воспминаний, художник, сердце которого было переполнено верой в торжество победы и гордостью за свой великий народ. На первом плане в полный рост, в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат. В его позе, в том как он стоит на широко раставленных крепких ногах, в развороте его сильного торса, в крепко держащих связку гаранат руках, в решительном лице - во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага. Его фигура создает впечатление ураганной сокрушительности предстоящего удара. На фоне алого пламени пожарища, багрового неба контрастно выделяется его фигура в белой форменке.Особое место моряка в композиции подчеркивается и тем, что именно с него начинается построение шеренги моряков, кроме того, эта фигура значительно крупнее остальных, она находится на первом плане, вокруг моряка мертвая зона с трупами фашистских солдат."Всем живописным строем, - писал Дейнека, - я стремился убедить зрителя в непобедимости таких людей, как моряк со связкой гранат, людей, готовых на самопожертвование во имя торжества нашего дела".Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками "массершмитт" и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба - все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь художника, его ненависть и восхищение. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему нужно было для свободного полета связки гранат. Пафос самоотверженного подвига воплощается во всех фигурах. Обнаженный до пояса матрос - сзади - дополняет и усиливает мощь движения первого моряка. Трагическую ноту вносит в картину образ сраженного в бою, умирающего матроса. Художник словно показал переход от жизни к смерти. Матрос падает на камни мостовой, из рук выскальзывает винтовка, хотя во всем теле еще ощущается инерция стремительного движения вперед.Целостно, монолитно и удивительно динамично передана группа матросов, встречающих штыковым ударом наступающих врагов. Сколько ярости, порыва в их атаке! Художник подчиняет их фигуры единому ритму, единому движению.Дейнека показывает лишь небольшую группу врагов, которые рвутся к берегу, но мы ощущаем, что вслед за ними волна за волной надвигается новая лавина немецких войск. Этому способствует своеобразный композиционный прием, использованный художником: краем картины срезан ряд штыков, фигур немцев за ними не видно, но невольно чувствуешь их присутствие. Напряжение боя, ожесточенность схватки ощущается во всем: в композиции картины, развернутой по горизонтали, в резких ракурсах фигур, в колористическом строе, основанном на контрастных сопоставлениях; светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев на светлом фоне. И это не просто формальный прием, а образное воплощение замысла - столкновение двух враждебных сил.Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным всетом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо - все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки."Не знаю, хорошая ли это картина или плохая,- писал А. А. Дейнека,- но кажется, что настоящая..." Картина "Оборона Севастополя" была представлена художником на выставке "Великая Отечественная война", которая открылась осенью 1942 года.  

В период Великой Отечественной войны Дейнека создал другие произведения. Картина "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941) – первая в этом ряду.

В 1941-1946 годах он создает серию "Москва военная": " Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год", "Эвакуация колхозного скота", "Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве", "Ремонт танков на прифронтовом заводе", "Танки идут на фронт" и "Наступление началось" – великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны.

" Площадь Свердлова в декабре 1941 года"

"Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год" (гуашь, темпера, уголь)

"Танки идут на фронт" (гуашь, темпера, уголь)

"Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве" (гуашь, темпера)

"Сбитый ас" (холст, масло). Музей на крейсере "Аврора" 

"Берлин. В день подписания декларации" (акварель). 1945.Государственная третьяковская галерея

pamyat1945.ucoz.ru

Биография — Дейнека Александр Александрович

Просмотров: 29426

Дейнека Александр Александрович, живописец

Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский живописец. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947; вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Член-учредитель ОСТ. Уже в ранний период творчества в своей островыразительной, часто использующей приёмы киномонтажа журнальной графике 20-х гг. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток ("На стройке новых цехов", 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы ("Оборона Петрограда", 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей ("Бег", 1934, ГРМ, "Будущие лётчики", 1938. ГТГ), проникнуты оптимистическим пафосом воплощения идеала свободной и гармоничной личности, ощущением стремительного движения жизни и времени; для них характерны выразительность монументализированной формы, чёткость и динамизм ритмической организации композиции, контрастное сопоставление пространственных планов, лаконизм цветовых решений. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия ("Мать", 1932, ГТГ). В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину "Оборона Севастополя" (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи ("Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года", 1941, ГТГ). К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена "Маяковская", 1938-39, и "Новокузнецкая", 1943, мозаика "Хорошее утро" и "Хоккеисты", 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода ("У моря", 1956-57, ГРМ). Ленинская премия (1964).

Лит.: И. Л. Маца, А. Дейнека, М., 1959; [Г. Л. Демосфенова], Журнальная графика Дейнеки. 1920 - начало 1930 гг., М., 1979; В. П. Сысоев, А. Дейнека. Альбом, Л., 1982.

Родительская категория: Биография Категория: Краткая биография

www.art-drawing.ru

Дейнека Александр Александрович

Дейнека Александр Александрович, Автопортрет в панаме

Дейнека Александр Александрович (1899 г. - 1969 г.) - советский живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор. Действительный член АХ СССР (1947 г.), народный художник СССР (1963 г.), Герой Социалистического Труда (1969 г.).

Родился 20 мая 1899 года в городе Курске по официальной версии в семье рабочих железнодорожников.

В 1914 году увлечение техникой и математикой, а также семейные традиции привели юного Александра в Курское железнодорожное училище. Одновременно с занятиями в учебном заведении он посещает художественную школу Якименко-Забуги. Тяга к живописи в совокупности с рекомендациями наставников круто меняют жизненную траекторию будущего художника и Дейнека в 1915 г. становится студентом Харьковского художественного училища.

Однако во время февральской революции 1917 года занятия в училище были прекращены, и Александр Александрович возвратился в Курск. В родном городе он оказывается вовлеченным в водоворот революционных событий: пишет плакаты для Курского отделения "Окон РОСТа", оформляет театры и агитпоезда, возглавляет сектор ИЗО народного образования Курской губернии.

В 1921 году Александр Дейнека получил направление на учебу в Москву. Здесь он поступает на полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. Учебное заведение было открыто годом ранее. В нем сочетались классические и новаторские методы подготовки художников. Среди преподавателей в мастерских были видные представители русского авангарда. Наставником художника стал Фаворский В. А..

Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских ( "Автопортрет в панаме", "Женский портрет", "Портрет художника Вялова" ) испытывают заметное влияние авангардных течений.

В 1924 году Дейнека принимает активное участие в создании Общества художников-станковистов. В это время начинает формироваться собственный стиль мастера, основанный на графической манере, сдержанности колоритных решений, четкости композиционных построений. Складывается круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт, индустриализация, техника. Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна "Перед спуском в шахту" (1925 г. ), "На стройке новых цехов" (1926 г. ), "Текстильщицы" (1927 г.). В 1928 году художником была создана картина Оборона Петрограда, которая стала одним из самых значительных творений Дейнеки.

Начиная с 30-х годов, изобразительный язык художника меняется. Его живопись становится менее графичной, колорит не столь сдержан, в его творчестве появляются лирические мотивы. Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки является картина "Мать".

Александр Александрович остро переживал суровые испытания военной поры, выпавшие на плечи советского народа. В период Великой Отечественной войны Дейнека создал ряд выдающихся произведений. Особенно выделяются в этом ряду наполненная драматизмом, особым героическим пафосом картина "Оборона Севастополя" (1942 г.) и, пронизанное внутренним напряжением, полотно "Окраина Москвы. Ноябрь 1941" (1941 г.).

В послевоенное время художник продолжает разрабатывать свои любимые темы. Языком искусства он стремится создать идеальный образ современного советского человека. Заметные картины Дейнеки этого периода "Тракторист" (1956 г.) и "У моря. Рыбачки" (1956 г.).

Немаловажную часть творческой деятельности Александра Александровича составляли монументально-декоративные работы, в частности мозаики на плафонах станций московского метрополитена "Маяковская" и "Новокузнецкая" (1938 - 1939 гг.), панно и росписи в Центральном академическом театре Российской армии (1940 г.). В 1964 г. за мозаики ("Хорошее утро", "Доярка", "Красногвардейцы") он был удостоен Ленинской премии. Также мастер оставил значительный след в области скульптуры, станковой графики.

Дейнека Александр Александрович один из самых значительных мастеров советского искусства. Его многогранный талант изменил границы живописи, расширив их художественными средствами фотографического монтажа и плаката.

За свои выдающиеся заслуги художник награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а также медалями.

12 июня 1969 г. Александра Александровича Дейнеки не стало. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его имя присвоено Курской картинной галерее.

Детские образы в творчестве Дейнеки А. А.

Известные картины Дейнеки

webstarco.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта