КАРТИНА. Картине


Как опознать художника по его картине

Запомнить все произведения искусства не реально. Но желательно иметь небольшой запас знаний в области искусства. Информация легко воспринимается и запоминается, когда ее преподносят легко и с юмором. 

"— Давным давно, на первом курсе еще, была у нас история искусств. Лекции проходили в субботу в 8 утра и с без пяти «препод» стоял у двери, а потом закрывал ее на замок. И все. Не успел — пропуск. Весь год он показывал нам слайды картин, начиная от наскальной живописи и заканчивая русскими художниками 90х годов. И все эти слайды были у него в виде открыток. Воттакенная пачка. А в конце года, как водится, экзамен. Сначала два вопроса, а потом экзекуция в индивидуальном порядке. По количеству твоих пропусков за год (!) он доставал из пачки открытки. Вразнобой. И надо было сказать автора или название. Мону Лизу и еще парочку все запомнили быстро. А с остальным мульёном надо что-то делать. И вот, для угадывания автора мы в группе вывели классификацию. И знаете, в 97 случаях из ста — она работает! До сих пор!"

Если видишь на картине темный фон и всяческие страдания на лицах — это Тициан.Как опознать художника по его картине

Исключение — вот эта голопопая особа без признаков мысли на лице. Уж одну-то можно запомнить. Венера, не венера, но что-то венерическое в ней есть:Как опознать художника по его картине

Если на картине воттакенные попы и целлюлит даже у мужиков — не сумлевайтесь — это Рубенс.Как опознать художника по его картине

Если на картине мужики похожи на волооких кучерявых баб — это Караваджо.Как опознать художника по его картине

Баб он вообще рисовал полтора раза. На следующей картине — женщина. Горгонян Медуза Арутюновна. Почему она похожа на джонидепа — загадка почище улыбки Моны Лизы.Как опознать художника по его картине

Если на картине много маленьких людишек — Брейгель.Как опознать художника по его картине

Много маленьких людишек, а так же куча всего — Босх.Как опознать художника по его картине

Если все люди выглядят как бомжи, ночью при свете тусклого фонаря — это Рембрандт.Как опознать художника по его картине

Если к картине можно запросто пририсовать пару толстопопых амуров и овечек (или они уже там есть) — это Буше.Как опознать художника по его картине

Красиво, все голые и фигуры как у культуристов после сушки — Микеланджело.Как опознать художника по его картине

Видишь балерину — говоришь Дега. Говоришь Дега — видишь балерину.Как опознать художника по его картине

Контрастно, резковато, синевато, и у всех воттакие тощие бородатые лица — Эль Греко.Как опознать художника по его картине

И, наконец, если все, даже тётки, похожи на Путина — это Ян ван ЭйкКак опознать художника по его картине

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Картины на картине - История красоты

Виллем ван Хахт (Гехт). Апеллес рисует Кампаспу (Александр Македонский в мастерской Апеллеса), ок. 1630. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

Такие картины с подробным изображением картинных галерей были особенно популярны в Антверпене в XVII веке, сейчас они представляют собой очень ценный источник по истории искусства. На картине фламандского художника Виллема ван Хахта (1593-1637) изображены люди в псевдоантичном и псевдовосточном одеянии, главная модель - Кампаспа, одета скорее по моде XVI века. По легенде, античный художник Апеллес так хорошо изобразил по просьбе Александра Македонского его любовницу Кампаспу, что царь в восхищении отдал любовницу художнику, а себе забрал её портрет, полюбив изображение больше натуры. Апеллес считается великим и первым художником античности (IV век до н.э.), но, к сожалению, не сохранилось ни одной его работы. Они известны только по свидетельствам античных авторов.Сеанс происходит в комнате, полной картин, каждая из которых реально написана фламандскими, немецкими и итальянскими художниками XVI-XVII веков. Среди них изображены и знаменитейшие шедевры, например "Смерть Клеопатры" Гвидо Рени (в центре слева), или "Битва греков с амазонками" Рубенса (в центре над столом)", или "Меняла с супругой" Квентина Массейса (внизу справа). Посмотрим внимательно на эти шедевры.Слева на стене над столом висит большое полотно Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Это одна из самых драматических картин европейской живописи, на ней изображен сюжет мифологической битвы аргонавтов с воинственными женщинами - амазонками. Картина представляет собой переплетение человеческих и животных тел, и в конечном итоге всё на картине сплетается в единое целое - эллипс. В картине содержится намёк на тогдашнюю политическую ситуацию в Европе - объявление Тридцатилетней войны (1618-1648). Картина была заказана знатным антверпенским купцом и меценатом Корнелисом ван дер Гестом, который первым признал талант художника.

Питер Пауль Рубенс. Битва греков с амазонками, 1618. Старая Пинакотека, Мюнхен

Выше висит картина мастера болонской академической школы живописи Гвидо Рени (1575-1642). На ней изображена Клеопатра (69-30 годы до н.э.), последняя царица Египта из династии Птолемеев. Клеопатра с 51 года была любовницей Юлия Цезаря, после 41 года - Марка Антония (с 37 года - жена). После поражения в войне с Римом и вступления в Египет римской армии Октавиана (Августа) покончила жизнь самоубийством. Считается, что после неудавшейся попытки прельстить своей красотой Октавиана, Клеопатра отравилась ядом или, быть может, приложила к своей груди ядовитую змею. После смерти Клеопатры Египет был обращен в римскую провинцию.

Рени Гвидо (1575-1642). Смерть Клеопатры, 1625. Новый дворец, Потсдам

В нижнем правом углу стоит на полу картина фламандского живописца Квентина Массейса (1466-1530) "Меняла с женой". Глава семьи - меняла, сосредоточенно следит за равновесием чашечек весов, от которого напрямую зависит его собственное благосостояние. Его молодая жена, переворачивая страницу молитвослова, на мгновение обратила взгляд на чашечки весов, приковавшие к себе внимание мужа. В ее глазах читается сожаление о несоответствии реального мира христианским ценностям, представление о которых она берет из книг и церковных служб. А в небольшом круглом зеркале, лежащем на столе и повернутом к зрителю, отражается другая сцена: сидящий у окна человек погружен в чтение, а в окне виднеется церковный шпиль. Эта "картина в картине" иллюстрирует идеальный образ жизни, к которому искренне стремится молодая жена менялы, но ее отрывают постоянные насущные заботы.

Квентин Массейс (1465-1530). Менялы, 1514. Лувр, Париж

Ещё несколько полотен, изображённых на этой замечательной картине. В левом верхнем углу висит натюрморт фламандского художника Франса Снейдерса (1579-1657), одного из крупнейших мастеров этого жанра в мировой живописи.

Франс Снейдерс. Натюрморт с попугаем, 1600-1630. National Trust, Charlecote Park

В третьем ряду, считая сверху, висит на стене картина фламандского художника Пауля Бриля (1553-1626). Бриль стремился к единству освещения на своих картинах и тем самым значительно развил искусство пейзажа под влиянием итальянских мастеров. Цветовая гамма его картин в основном осталась по-голландски холодной с преобладанием голубых и зелёных оттенков.

Пауль Бриль. Паломники в Эммаусе, 1617. Лувр, Париж

Ниже, крайняя левая - картина "Аполлон и Дафна" итальянского художника Франческо Альбани (1578-1660).

Франческо Альбани. Аполлон и Дафна, 1615-1620. Лувр, Париж

Стоит на полу справа цветочный натюрморт фламандца Даниеля Зегерса (1590-1661).

Даниель Зегерс. Цветы в вазе, 1629-1661

На правой стене в верхнем углу висит "Пьяный Силен".

Мастерская Рубенса. Пьяный Силен. поддерживаемый сатирами, 1620

И даже представлен в этой коллекции итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения Себастьяно дель Пьембо (1485-1547).

Себастьяно дель Пьембо. Портрет Ферри Каронделет с его секретарями, 1510/1512, музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Ещё картина одного из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи Квентина Массейса. Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению.

Квентин Массейс. Портрет ученого, 1520-1525. Городской музей Франкфурта

Такая богатая на шедевры коллекция была у антверпенского коллекционера и мецената Корнелиса ван дер Геста, а картины с изображением этой коллекции написал художник Виллем ван Хахт. Виллем ван Хахт родился в семье художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта. Первоначально учился у своего отца, затем в мастерской Питера Пауля Рубенса. В 1615-1619 годах работал в Париже, затем отправился в Италию, где прожил около семи лет. В 1626 году ван Хахт стал мастером живописи гильдии Святого Луки в Антверпене. В своих полотнах в приукрашенной манере изображал коллекции антверпенских любителей искусства.С 1628 года Виллем ван Хахт стал хранителем коллекции произведений искусства, принадлежащих настоятелю церкви Сант-Валбург Корнелису ван дер Гесту (1555-1638). Ван дер Гест был торговцем пряностями, известным антверпенским коллекционером и покровителем искусств. В 1615-1620 гг. он заказал Антону ван Дейку портрет, хранящийся сейчас в Лондоне.

Антонис Ван Дейк (1599-1641). Портрет Корнелиса ван дер Геста, 1620. Британская Национальная галерея

Продолжение следует...

bellezza-storia.livejournal.com

КАРТИНА | Энциклопедия Кругосвет

КАРТИНА в изобразительном искусстве. Этот термин в изобразительном искусстве имеет два значения: широкое и узкое. В широком смысле картина обозначает произведение любого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт и др.), относящееся к станковому искусству. В отличие от монументального искусства картина в живописи и графике имеет самостоятельное значение, свободна от прямых утилитарных функций. Она не предназначена для вхождения в ансамбль в качестве его неотъемлемой составной части. Картина рассматривается обособленно от окружения, ее смысл не меняется в зависимости от места, где она помещена.

Картина имеет раму-кадр – границу по периметру. В живописи она, как правило, оформляется в материале (дереве, гипсе, металле и др.). Назначение рамы – отделить изображенное в картине от окружения, сосредоточить внимание зрителя на композиции, придать ей дополнительную цельность и законченность. Рама-кадр (и соответственно рама) имеет разнообразную форму, которая называется форматом. Наиболее распространен прямоугольный формат, но встречаются и квадратные, круглые, овальные и др. Характер формата влияет на эстетическое впечатление от картины.

В структуре картины кроме рамы-кадра и формата следует различать два основных уровня: конструкцию и композицию. Конструкция связана с понятием веса. Вес в картине – это не физическое, а психологическое явление. Оно представляет из себя степень (силу) психо-физиологического воздействия на зрителя того или иного компонента картинного поля как содержательного (смыслового) так и формального. Вес – это психо-физиологический акцент, «ударение». Конструкция – это структура картины, рассмотренная с точки зрения весовых соотношений элементов.

Вес имеют не только изображенные фигуры, действия, события и т.п., но и формальные компоненты, или элементы. К ним относятся плоскость, фактурные элементы (холст, полотно, бумага, картон, мазок, штрих и др.), пространственные координаты (вертикаль, горизонталь, диагонали), местоположения (центр, периферия, верх, низ, правое, левое, передний план и задний и др.), направления, или вектора, ракурсы (вверх, вниз, влево, вправо, вперед и назад, по диагонали, по кругу и др.), выразительные средства (линия, свет, тень, светотень, цвет, колорит, пятно и др.) геометрические образы (круг, треугольник и др.) и сложные геометрические построения (перспектива и др.).

Различные формальные характеристики влияют на вес элементов. Элемент, находящийся в центре картины, весит меньше, чем элемент у края картины. Верх тяжелее низа, правое тяжелее левого. Чем дальше расположен элемент от зрителя, тем он тяжелее. Вес зависит от размеров. Предмет большего размера выглядит тяжелее. Красный цвет тяжелее голубого, яркие тяжелее, чем темные. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь черного пространства должна быть большей, чем площадь белого пространства. Чувству веса содействует изоляция объекта от его окружения. На вес оказывает влияние направление и форма элементов. Например, правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная. Вертикально направленные формы кажутся тяжелее, чем наклоненные.

Кроме формальных характеристик на вес элементов оказывает влияние внутренний интерес зрителя, во многом зависящий от содержания (смысла) элементов (фигур, событий и пр.).

Уравновешенность, равновесие конструкции – один из фундаментальных принципов полноценной картины в изобразительном искусстве. Если равновесия нет, картина «разваливается». В картине Рафаэля Сикстинская мадонна, если на нее посмотреть в зеркале, правая сторона оказывается тяжелее, ибо фигуры из левой части оказались в более тяжелой правой. В результате эстетическое впечатление совсем иное, отрицательное.

В отличие от конструкции композиция картины связана с понятием значения, символа или ценности – нравственной, религиозной и др. Значения присущи не только содержательным элементам картины, но и ее формальным компонентам.

Пространственное поле картины – и реальное, плоское и иллюзорное, объемное – отображает ценностные свойства пространства, в котором протекает реальный опыт человека, основы которого закладываются уже в детстве. Этот опыт говорит, что, например, такие пространственные характеристики как «верх», «правое» и «впереди» ассоциируются с положительными ценностями (здоровьем, добром, священным и др.), а «низ», «левое» и «сзади» – с отрицательными (болезнь, зло, безобразное, богохульное и др.).

Анализ художественной практики свидетельствует, что ценностная структура художественного пространства картины отображает ценностный опыт реального пространства. Означает ли это, что художник должен например, красивое или возвышенное «помещать» вверху, а безобразное и низменное обязательно внизу? Разумеется, не должен. Он руководствуется своим художественным замыслом, но должен учитывать ценностные особенности художественного пространства. Вступая в противоречие с ценностной «грамматикой» художественного пространства, художник создает художественное напряжение, которое должно «сниматься» другими средствами.

Важное значение в композиции картины имеют диагональные построения. «Движение» (взгляда) по диагональным направлениям само по себе, независимо от сюжетного содержания имеет эмоционально-ценностное звучание. Так, диагональ, идущая из нижнего правого угла влево вверх часто означает пассивность, «минор», «уход» («уходящая» диагональ). Этот эффект использует художник (Боярыня Морозова В.Сурикова и др.). Диагональ «восходящая» (слева вверх направо) – активная, ассоциируется с «борьбой», напряжением, мажорная (Завоевание Сибири Ермаком В.Сурикова, Персей освобождает Андромаху П.Рубенса и др.). «Нисходящая» диагональ (из левого верхнего угла вниз направо) ассоциируется с входом, вступлением, появлением (Явление Христа народу А.Иванова, Не ждали И.Репина и др.). Движение из верхнего правого угла вниз влево часто используется для изображения шествия, репрезентации (Ночной дозор Рембрандта и др.).

Современные исследования асимметрии полушарий головного мозга показывают, что все художники делятся на две категории. Одни – «аналитики», у них доминирует левое (интеллектуальное, логическое) полушарие. Другие -– «синтетики», им присуще доминирование правого (образного) полушария. Соответственно, в композиции картин преобладает аналитическое (линейное) или синтетическое (живописное) начала. Линейным композициям свойственны: оптимизм, жизнерадостность, рациональность, аскетизм выразительных средств, графичность, статичность и др. Напротив, живописным композициям больше присущи: трагичность мироощущения, интуитивность, богатство, разнообразие выразительных средств, живописность, динамичность и др.

Если, созидая конструкцию картины, живописец и график стремятся к равновесию, то создавая композицию, они озадачены целью добиться гармонии ценностных характеристик всех элементов картины – как содержательных, так и формальных. Гармоническая целостность композиции – второй фундаментальный принцип полноценной, эстетически выразительной картины в изобразительном искусстве.

Конструкция и композиция – это формальные уровни картины. Они «обслуживают» содержательный, смысловой уровень. В этом состоит их функция. Иерархическая многослойность – третий важнейший принцип картины. В этой иерархии содержательный, смысловой уровень является определяющим. Там, где на первый план выдвигаются формальные уровни, можно говорить в лучшем случае об экспериментальных тенденциях, а в худших – о формалистических устремлениях. На практике грань между этими тенденциями часто трудно уловима.

Четвертый важнейший принцип картины – коммуникативность. Картина предназначена сообщать зрителю художественную информацию. В соответствии с этой задачей картина представляет из себя знаковое построение. Взятая как целое, она является изобразительным символическим знаком или изображением, смысл которого постигается посредством художественной интуиции.

Картина сообщает такую информацию зрителю, которая должна произвести на него впечатление: психо-физиологическое, энергетическое, идейное, формально и содержательно эстетическое. Все эти виды воздействия интегрируются в завершающем художественном эффекте. Чтобы добиться такого эффекта, художник использует при создании картины различные приемы, реализующие основные принципы картины.

Главным художественным приемом в картине следует считать сопоставление элементов, как содержательных, так и формальных. Цель сопоставления – выявить общее в различном и различное в общем, то есть единство в том, что противопоставляется, что выступает как контраст. Контраст – это всегда пара противоположностей (весовых, ценностных, смысловых), оппозиция. Когда оппозиция повторяется (прием повтора) в картине, мы имеем дело с пространственным ритмом. Контраст, повтор, ритм как частные случаи сопоставления – три основных приема, используемых художником в картине.

Картина в изобразительном искусстве в узком смысле предполагает сюжетное построение композиции. В отличие от других жанров станкового искусства (портрета, пейзажа, натюрморта) сюжетная картина отображает всегда какое-нибудь событие, или ситуацию, обычно обозначенные в ее названии (напр. Переход Суворова через Альпы В.Сурикова, Завтрак аристократа П.Федотова и др.). В сюжетной картине всегда участвуют или по меньшей мере подразумеваются два или более персонажей (образов), образуя многофигурную композицию. Картины пишутся на мифологические, исторические, батальные, бытовые сюжеты. В зависимости от жанра картины сюжеты бывают простые (Сватовство майора П.Федотова) или сложные, многоплановые (Боярыня Морозова В.Сурикова, Крестный ход в Курской губернии И.Репина и др.).

В сюжетной картине, как правило, отображается конфликт, коллизия, раскрываемые через сопоставление различных сил – исторических, социальных, личных. Все формальные приемы «работают» на выполнение этой содержательно-смысловой задачи. Итог – равновесие и гармония всех элементов картины.

Евгений Басин

www.krugosvet.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта