Философская картина мира (стр. 1 из 3). Картины мира


Научная картина мира и ее разновидности

Понятие  научная картина мира используется в разных интерпретациях. Это особая форма знания, основанная на научных данных, соответствующих определенному историческому периоду.

Понятие  научная картина мира часто используется в значении образа и модели мира при характеристике мировоззренческих позиций кого-либо. Но чаще термин «научная картина мира» обозначает ту систему знаний, которая приобретается в результате теоретических основ, заложенных в естественных науках, объектом исследований которых является природа и общество в единой связи и через фундаментальные понятия.

Научная  картина мира рассматривается в трех разновидностях:

  1. Общее научное представление о Вселенной и обществе на основе всех знаний, заключенных в разных дисциплинах.
  2. Естественная картина мира в научном ракурсе преставлений, сложившихся об обществе и природе и обобщающих научные сведения, сложившиеся вследствие развития естественных и социально-гуманитарных дисциплин.
  3. Дисциплинарное видение мира, выражающееся в термине «онтология» и понимаемое в свете определенной науки, например, физическая или химическая картина мира.

Научная  картина мира кардинально отличается от ненаучных тем, что она основывается на теории научно обоснованной, доказанной и потому не вызывающей сомнений. Но это не означает, что научная картина мира тождественна научной теории. Первая отражает объект в целом, в отрыве от процесса получения знаний, а теория одновременно несет в своем содержании и логически обоснованные доказательства.

Научная  картина мира выполняет три, тесно взаимосвязанные между собой, функции, выполняемые в процессе исследования.  Первая из них заключается в систематизации имеющихся научных знаний, образуя сложное, но понятное и единое целое. Вторая функция состоит в определении стратегии будущих научных познаний, когда НКМ выступает как исследовательская программа. И третья задача, которую она призвана выполнять, заключается в обеспечении объективности научных знаний и включении их в копилку культурного наследия человечества.

Философская  и научная картина мира тесно связаны между собой. Они обе представляют форму познания человеком окружающей действительности. Однако философская картина имеет и свою специфику. Она рассматривает, в первую очередь, с точки зрения основания бытия. И во вторую очередь, философию интересует картина мира со стороны устройства общей структуры и состояния, в котором он находится. В зависимости от этого и формировались два основных понятия в философии, известны как материализм и идеализм. Если материализм признает основанием бытия материю, то идеализм на первый план выдвигает абсолютную идею.

При всей несхожести между собой философская и научная картина мира сходятся в том, что и ученый, и философ, анализируя любую ситуацию, должны сделать выбор в сторону материалистической или идеалистической позиции. То есть,  философское обоснование своей позиции при рассмотрении вопросов вселенского значения становится обязательным. Исключить субъективные моменты полностью, к сожалению, невозможно.

Современная научная картина мира стремится приблизить знания к реальному состоянию действительности и признает актуальность проблемы получения объективных знаний только на основании многократной практической проверки. Ученые понимают невозможность создания картины мира полностью и уделяют большое внимание при исследованиях явлений действительности характеристике общих черт, сочетая объективное и субъективное. Даже такие фундаментальные открытия об основах мироздания, как строение атома и электронов, будет дорабатываться еще многими поколениями любознательных умов.

fb.ru

Картины мира

 

КАРТИНЫ МИРА

Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали такихочевидных вещей.

Сенека

1.1. Разные способы видеть мир, мировоззрение.

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей егоот животного, является то, что он в своих действиях опирается наразум, на систему знаний и их оценку. Поведение людей, степеньэффективности решаемых ими задач, конечно, зависит от того,насколько адекватно и глубоко их понимание реальности, в какоймере они могут правильно оценивать ту ситуацию, в которой имприходится действовать и применять свои знания.

С давних пор в человеческой жизни большое значение приобретали не только те знания, которые имели непосредственноепрактическое значение, но и те, которые относились к общимпредставлениям о природе, обществе и самом человеке. Именнопоследние как бы скрепляют в единое целое духовный мир людей.На их основе возникали, формировались и развивались традицииво всех сферах человеческой деятельности. Важную роль при этомиграет то, как человек представляет устройство мира. Человеческое самосознание стремится представить себе окружающий мир,т.е. увидеть мысленным взором то, что называют Вселенной, инайти свое место среди окружающих вещей, определить свое положение в космической и природной иерархии. С древних временлюдей беспокоят вопросы об устройстве мироздания, о возможности его познания, его практического освоения, о судьбах народови всего человечества, о счастье и справедливости в человеческойжизни. Без стремления постичь мир в его целостности, желанияпонять природу и общественные явления человечество не создалобы ни науки, ни искусства, ни литературы.

Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира, изображая ее как взаимосвязанную "сеть бытия".В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человеквоспринимает как данность, как объективность, существующуюнезависимо от наших личных мнений. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидетьсвязи действительности и свое место в ней. Она подразумеваетпонимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Поэтомупонятие "картина мира" занимает особое место в структуре естествознания.

Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают какв рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельностичеловеческих сообществ. Различают несколько картин мира.

Обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность – этомир, где он является главной фигурой.

Научная картина мира, или научный взгляд, создаваемыйучеными-специалистами. Научная картина мира строится вокругобъектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир "таким, каким онесть".

Религиозные представления о мироздании, сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного.

Эзотерическая концепция Вселенной - знания, полученныепутем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, отучителя к ученику (эзотерия - совокупность знаний и духовныхпрактик, закрытых от непосвященных).

Философский подход к человеку и космосу. Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношениямир - человек.

Каждая из этих картин дает свою версию того, каков мир насамом деле и какое место занимает в нем человек. Отчасти этикартины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы испособны составлять целое.

Мы будем рассматривать только научный взгляд на мир,который возник в рамках естественных наук и называетсяестественнонаучной картиной мира. Существенный вклад вэту картину дает физика. С каждым естественнонаучным открытием система научных представлений о мире становится всеполнее. С развитием науки на смену одной картине мира приходит другая. Это называют научной революцией, понимая под нейкоренную ломку прежних представлений о мире. Каждая картина мира сохраняет от своих предшественниц лучшее, важнейшее,отвечающее объективному устройству Вселенной. Новая картинасложнее старой. С философской точки зрения мир есть действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Однако мир как целое не дан нам непосредственно, поскольку мы занимаем конкретную позицию; мы частичны иограничены небольшим сегментом реальности.

Научная картина мира - это наши теоретические представления о мире. Она не только итог развития знания, но и самое общее теоретическое знание - система важнейших понятий, принципов, законов, гипотез и теорий, лежащих в основе описанияокружающего нас мира. Картина мира не только обобщает все ранее полученные знания о природе, но и вводит в естествознаниеновые философские принципы и гипотезы, которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания. Термин"картина мира" указывает, что речь идет не о части или фрагментезнания, а о целостной системе. Поэтому она позволяет нам видетьмир, не полагаясь на опыт и не зная многих его деталей, а такжекачественно объяснять и не охваченные теориями явления.

Когда мы говорим "картина мира", то предполагаем, что естьмир и есть еще его картина, точно так же, как считается, что естьсобытия и есть еще восприятие событий. Это означает, что мы"видим" мир не потому, что существует картина мира, а наоборот,картина мира возникает потому, что существует мир, сущность которого мы воспринимаем теоретически. Она указывает на отнесенность наших знаний к объекту - миру в целом - и свидетельствуетоб относительности человеческого знания. Картина мира является необходимым элементом современного естественнонаучногомышления.

С понятием "картина мира" сопряжено понятие "мировоззрение", которое, в отличие от картины мира, подчеркивает субъективный ракурс рассмотрения и отражает общий взгляд на месточеловека в реальной действительности. В узком смысле слова "мировоззрение" - это мои собственные представления об окружающем мире, сложившиеся на основе восприятия моими органамичувств. В широком смысле - это мои накопленные суждения обовсем, что воспринимают мои органы чувств и чем заняты моимысли, основные цели и ценности. Мировоззрение указывает нена мир сам по себе, а на наше отношение к нему. Это своеобразная"рамка", через которую мы смотрим на мир и которая определяетполе нашего зрения и тем самым характер и направление нашейдеятельности. Мировоззрение - комплекс представлений человека о мироздании, природе, обществе, о себе, выраженное в понятиях, образах, ощущениях, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему. Оно реализуется в системеценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.Это понятие содержит в себе позицию субъекта, его отношениек действительности, цели, идеалы и ценности. В реальной жизниобъективное и субъективное тесно связаны, поэтому картина мира органически переходит в мировоззренческие представления и,как говорят, сопряжена с ними.

В основе мировоззрения лежит мировосприятие, которое представляет собой совокупность определенных знаний, имеющихважное значение для целостного восприятия как объективного,так и субъективного мира, как материальной действительности,так и ее образа, который возникает в нашем индивидуальном иобщественном сознании. В него входит система ценностей, управляющих поведением человека, и ее обоснование.

В мировоззрение входит также и миропонимание, выраженноев образах реальности, которые формируются в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Миропонимание придает наглядность нашим мировоззренческим установкам, которыемы вырабатываем.

Мировоззрение всегда исторично. Оно тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью техпроблем, которыми непосредственно живет общество, и т.п. Каждой эпохе свойственно свое мировоззрение. На современном этапе развития выработка правильного мировоззрения имеет первостепенную важность для человечества.

Формирование мировоззрения - очень сложный процесс, происходящий под действием множества факторов (но не по приказу!).Это и семья, и обычаи, и общение с людьми, и чтение книг, исоприкосновение с искусством и природой, и реальная повседневность и т.п. Среди многих факторов формирования мировоззрениявыделяют три основных источника. Прежде всего - это традиции и мифы, которые создавались в течение тысячелетий, когдалюди жили в условиях, которые им диктовала природа. Сейчастрадиции играют заметную роль лишь в процессе семейного воспитания, но их игнорировать нельзя. Второй источник - религия,или идея Бога, которая возникла на более позднем этапе развитиячеловечества. Во многих странах даже в наше время она являетсяне только системой верования, но и образом жизни, например, шариат в некоторых мусульманских странах. Любая религия – этофеномен истории. Она возникает в определенных условиях, поддействием различных причин и определяется особенностями цивилизации. Считается, что потребность в вере в нечто Высшее,недоступное человеческому сознанию, видимо, вечна. Эти два источника мировоззрения относятся к сфере гуманитарных знанийи связаны с духовным, эмоциональным миром человека, с его алогичным восприятием действительности.

Третий источник мировоззрения современного человека – этоидея природы, которую дает наука, прежде всего, естествознание. Считается, что общение с природой играет особую роль в формировании миропредставления, и поэтому мировоззрение должновключать знания об окружающем мире, в котором мы живем, знания, связанные со способностью предвидеть последствия принятых нами решений. Научное мировоззрение есть определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного изыскания. Новая информация неизбежно изменяет наше видениеположения человека в мире, она будет изменять традиции, цивилизационные установки и даже само представление об истине. В настоящее время человечество уже стоит перед необходимостью пересмотра самых глубинных основ своего мировоззрения, понимания своего места в природе, своих взаимоотношений с окружающим миром.

1.2. Механическая и электромагнитная картины мира

Физическая картина мира создается благодаря фундаментальным экспериментальным исследованиям, на которых основываются теории, объясняющие факты и углубляющие наше понимание природы. XX в. стал веком коренной смены парадигм научного мышления и радикального изменения естественнонаучной картины мира.

Вплоть до нашего столетия в науке господствовала возникшаяв Новое время ньютоновско-картезианская парадигма - система мышления, основанная на идеях Ньютона и Декарта. Последнему принадлежала идея принципиальной двойственности реальности: материя и ум (сознание) являются различными, независимыми, параллельными субстанциями или мирами. Другими словами, мир существует независимо от воли людей. Поэтому материальный мир можно описать объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфической позицией, его субъективностью. Таким образом, идея строго объективнойнауки вытекает из декартовских онтологических построений (онтология - теория бытия).

Данное разделение позволило ученым рассматривать материюкак нечто неживое и полностью отдельное от них самих, а материальный мир - как огромный и сложный агрегат, состоящий измножества различных частей. Эти идеи оказали огромное влияниена развитие общества и в наше время еще полностью не изжиты.Это проявляется в том, что такое разделение отражает наш взглядна "внешний" мир, который мы воспринимаем как множество отдельных вещей и событий. К природной среде относятся так, какесли бы она состояла из независимых частей, используемых группами людей с различными интересами. Это разделение распространяется и на общество, которое мы делим на нации, расы, религиозные и политические группировки. По-видимому, это однаиз основных причин ряда социальных, экологических и культурных кризисов современности. Такое разделение настраивает наспротив природы и других людей, порождает несправедливое разделение природных богатств, повинно в возникновении экономических и политических беспорядков, ведет к непрерывному ростунасилия, загрязнению окружающей среды и т.д.

Картезианское разделение и механистическое мировоззрение всвое время оказали благотворное влияние на развитие классической механики, но они во многом отрицательно воздействовалина нашу цивилизацию. Современная наука пытается преодолетьограниченность этого разделения и возвращается к идее единства, которая высказывалась еще древними философами Грециии Востока. Ее суть состоит в том, что все чувственно воспринимаемые предметы и явления есть различные взаимосвязанные аспекты единой реальности, поэтому изучать явления природынеобходимо в их совокупности и взаимодействии. Только при этомусловии мы можем представить картину мировых процессов, верноотражающую реальное положение вещей.

Наше стремление разделить мир на отдельные самостоятельныевещи - это всего лишь иллюзия, которая порождена нашим оценивающим и анализирующим сознанием. Ряд фактов говорит о том,что современную цивилизацию ожидают качественные перемены.Существует множество примеров - предупреждений, что возможности порядка, существующего тысячелетия, уже исчерпаны. Внастоящее время людям нужны новые знания и новое мировоззрение. Этому способствует современная естественнонаучная картина мира.

В своем развитии физика прошла длинный путь: от первыхшагов, которые начинались в лоне древнегреческой философиидве с половиной тысячи лет назад, до современных представленийо мире. Однако основные открытия были сделаны в последние300 лет. Мы остановимся лишь на трех наиболее крупных этапахразвития: XVII - середина XIX вв., середина XIX в. - 1930 г. ипериод с 1885 по 1905 гг. Именно в это время были сформулированы представления об окружающем мире, которые теперь называют механической (механистической) и электромагнитной картинами мира. Коротко рассмотрим период, когда произошлакоренная ломка представлений о мире, который, по определениюВ. Ленина, называют "новейшей революцией в естествознании",для того, чтобы показать, что в развитии науки неизбежны сменыконцепций или парадигмы развития.

Становление механической картины мира связывают с именами Г. Галилея, И. Кеплера, и особенно И.Ньютона. Формированиемеханической картины мира потребовало нескольких столетий;практически оно завершилось лишь в середине XIX в. Механическая картина мира возникла на основе классической механики,обобщении законов движения свободно падающих тел и движенияпланет, а также создания методов количественного анализа механического движения в целом. Эту картину следует рассматриватькак важную ступень в познании человеком окружающего мира.

Рассмотрим основные ее черты. Основу механической картинымира составляет идея атомизма, т.е. все тела (твердые, жидкие,газообразные) состоят из атомов и молекул, находящихся в непрекращающемся тепловом движении. Взаимодействие тел происходит как при их непосредственном контакте (трение, силы упругости), так и на расстоянии (силы тяготения). Все пространствозаполняет всепроникающий эфир - среда, в которой распространяется свет. Атомы рассматриваются как некие цельные, неделимые"кирпичики"; сцепляясь друг с другом, они образуют молекулы ив конечном счете все тела. Природа этого сцепления не исследовалась, не было понимания сущности эфира.

Эта картина мира основана на четырех принципиальных моментах.

1. Мир в этой картине построен на едином фундаменте – назаконах механики Ньютона. Все наблюдаемые превращения вприроде, а также тепловые явления сводились на уровне микроявлений к механике атомов и молекул - их перемещениям, столкновениям, сцеплениям, разъединениям. Открытие закона сохранения и превращения энергии, казалось, окончательно доказываломеханическое единство мира - все виды энергии можно свести кэнергии механического движения.

С такой точки зрения мир выглядел стройной гигантской машиной, построенной по законам механики и по тем же законамфункционирующей. В это время развернулись исследования электрических и магнитных явлений, которые сначала не подрывали, алишь только усложняли и дополняли механическую картину мира. Например, под этим углом зрения рассматривалось внешнеесходство закона Кулона с законом всемирного тяготения.

2. Механическая картина мира исходила из представлений, чтомикромир аналогичен макромиру.

Механика макромира была хорошо изучена; считалось, что точно такая же механика описывает движение атомов и молекул. Какдвижутся и сталкиваются обычные тела, точно так же движутсяи сталкиваются атомы. Также считалось, что и неживая, и живая материя "сконструированы" из одних и тех же "механическихдеталей", различающихся только размерами. Как человек конструирует разные механизмы из относительно крупных деталей, так иБог конструирует живые объекты, используя более мелкие детали. Но в основе мира одни и те же "механические детали". Такимобразом, механическое мировоззрение видело в малом то же, что и в большом, но лишь в меньших размерах. Это порождало представление о мире, похожем на вставленных одна в другуюматрешек.

3. В механической картине мира отсутствует развитие, т.е.мир считался в целом таким, каким он был всегда. Ф. Энгельсотмечал, что для данной психологии было характерно мировоззрение, центром которого являлось представление об абсолютнойнеизменности природы. Ведь все наблюдаемые процессы и превращения сводились только к механическим перемещениям и столкновениям атомов. Поэтому в биологии данного периода господствовала концепция преформизма, согласно которой в яйцеклетке любого живого существа уже содержится в миниатюре будущий взрослый организм; в зародышах заключены свои зародыши ит.д. (матрешечная теория). Таким образом, механическая картинафактически отвергала качественные изменения, сводя их к чистоколичественным. И в этом виделся залог незыблемости природы.

4. В механической картине мира все причинно-следственные связи - однозначные, здесь господствует лапласовский детерминизм, согласно которому, если известны начальные данные системы, то можно точно предсказать ее будущее. В результатемир функционирует с точностью отлаженного часового механизма:огромный космический механизм подчинен законам классическоймеханики, которые и управляют движением всей Вселенной. Хотя в середине XIX в. Д. Максвелл, а затем Л. Больцман, ввели вфизику вероятность, но ученые это не считали принципиальным,полагая, что использование вероятностей связано лишь с нашимнезнанием всех деталей сложного механизма природы.

Данная парадигма господствовала в естествознании до середины второй половины XIX в. По своей сути эта картина мира является метафизической, поскольку в ней отсутствуют внутренние противоречия и качественное развитие, все происходящее в мире жестко предопределено, а все разнообразие мира сведено к механике. В механической картине мира понимание сводится кпостроению механической модели: если я могу представить такуюмодель - я понимаю, если не могу - значит, не понимаю его.

Рационально-механический образ этого мира демонстрируетнам мир как единый и единственный: мир твердой материи, который подчинен жестким однозначным законам. Сам по себе онлишен духа и свободы. Жизнь и разум в механической картинемира не обладают никакой качественной спецификой. Такая действительность не несет в себе никакой необходимости появлениячеловека и сознания. Человек в этом мире - ошибка, курьезный случай, побочный продукт звездной эволюции. Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется егосудьбой, его целями и ценностями, которые выглядят смешнымив грандиозной машине Вселенной, похожий на огромный полностью детерминированный часовой механизм, в котором действуетнепрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий.

Электромагнитная картина мира начала формироваться вовторой половине XIX в. на основе исследований в области электромагнетизма. Основную роль здесь сыграли исследованияМ. Фарадея и Д. Максвелла, которые ввели понятие физического поля. В процессе формирования этого понятия на сменумеханической модели эфира пришла электромагнитная модель:электрическое, магнитное и электромагнитные поля трактовалисьпервоначально как разные "состояния" эфира. Впоследствии необходимость в эфире отпала. Пришло понимание того, что электромагнитное поле само есть определенный вид материи и для егораспространения не требуется какая-то особая среда-эфир.

Электромагнитная картина мира продолжала формироваться втечение трех десятилетий XX в. Она использовала не только учение о магнетизме и достижения атомистики, но также и некоторые идеи современной физики (теории относительности и квантовой механики). После того как объектом изучения физики нарядус веществом стали разнообразные поля, картина мира приобрелаболее сложный характер, но все равно это была картина классической физики.

Основные ее черты следующие. Согласно этой картине материясуществует в двух видах - веществе и поле, между которымиимеется непроходимая грань: вещество не превращается в поле инаоборот. Известны два вида поля - электромагнитное и гравитационное, соответственно - два вида фундаментальных взаимодействий. Поля, в отличие от вещества, непрерывно распределяются в пространстве. Электромагнитное взаимодействие объясняет не только электрические и магнитные явления, но и другие -оптические, химические, тепловые. Теперь все стремятся свестик электромагнетизму. Вне сферы господства электромагнетизмаостается лишь тяготение.

В качестве элементарных "кирпичиков", из которых состоит всяматерия, рассматриваются три частицы - электрон, протон и фотон. Фотоны - кванты электромагнитного поля. Корпускулярно-волновой дуализм "примиряет" волновую природу поля с корпускулярной, т.е. при рассмотрении электромагнитного поля используются, наряду с волновыми, и корпускулярные (фотонные) представления. Элементарные "кирпичики" вещества - электроны ипротоны. Вещество состоит из молекул, молекулы из атомов, атомимеет массивное ядро и электронную оболочку. Ядро состоит изпротонов. Силы, действующие в веществе, сводились к электромагнитным. Эти силы отвечают за межмолекулярные связи и связимежду атомами в молекуле; они удерживают электроны атомнойоболочки вблизи ядра; они же обеспечивают прочность атомногоядра (что оказалось неверным). Электрон и протон – стабильныечастицы, поэтому атомы и их ядра тоже стабильны. Картина, напервый взгляд, выглядела безупречно. Но в эти рамки не вписывались такие, как считалось тогда, "мелочи", например, радиоактивность и др. Скоро выяснилось, что эти "мелочи" являютсяпринципиальными. Именно они и привели к "краху" электромагнитной картины мира.

Электромагнитная картина мира представляла огромный шагвперед в познании мира. Многие ее детали сохранились и в современной естественнонаучной картине: понятие физического поля,электромагнитная природа сил, отвечающих за различные явления в веществе (но не в самих атомах), ядерная модель атома, дуализм (двойственность) корпускулярных и волновых свойств материи и др. Но и в этой картине мира также господствуют однозначные причинно-следственные связи, все таким же образомжестко предопределено. Вероятностные физические закономерности не признаются фундаментальными и поэтому не включаютсяи в нее. Эти вероятности относили к коллективам молекул, а самимолекулы все равно следовали однозначным ньютоновским законам. Не менялись представления о месте и роли человека во Вселенной. Таким образом, и для электромагнитной картины миратакже характерна метафизичность мышления, где все четко разграничено, внутренние противоречия отсутствуют.

 

znakka4estva.ru

21 картина мира

21. Понятие Катины мира. Философские, научные и религиозные картины мира. Их особенности и взаимосвязь.

Картиной мира (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и объединяющая знания и опыт, накопленный человечеством.

Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями:

основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира;

основными идеями, которые предлагают КМ для решения своей проблемы.

Виды КМ

Проблемы КМ

Идеи КМ

РКМ

Соотношение Бога и человека

Божественное творение мира и человека

ФКМ

Соотношение мира и человека

Различные идеи:

- материализм

- идеализм

- дуализм, плюрализм

- диалектика, синергетика

- метафизика, эклектика, редукционизм, радикализм, механицизм и др.

НКМ

Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). В РКМ обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия: абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца; сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.

Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Любое явление в мире должно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или целью (как в метафизике Аристотеля). Мир в науке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям.

Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ratio, ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире, преодолеть последствия дифференциации философии, науки и религии. В своем единстве они образуют целостную картину мира.

Итак, религиозная, философская и научная картины мира сосуществуют друг с другом. Это — факт. Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, стремится сложить мозаику единой картины мира. В реализации этого стремления философия, на наш взгляд, занимает самое достойное, а именно центральное место. Действительно, наука по определению достаточно резко дистанцируется от всякого ненаучного знания, в том числе и от религии. Но и представители религии достаточно далеко отстоят от науки; еще никому не удавалось поставить религию на рельсы науки. В контексте безусловной состоятельности как науки, так и религии в качестве сфер культуры и вместе с тем при их известной несопряженности философия играет особую и весьма примечательную роль. Философия чувствует себя как дома и в сфере научного, и в сфере ненаучного знания, ей легко вести диалог на оба фронта.

Во второй половине 20 века стало очевидно, что ни одна из картин мира не может утвердить свою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобы допустить сосуществование всех трех картин в едином универсуме человеческого знания.

Вместо картины мира философы двадцатого века ввели понятие жизненного мира. Жизненный мир - мир, существующий для человека до всякой науки, религии и философии. Жизненный мир представляет собой совокупность значений, которыми мы можем наделить все существующее. Жизненный мир есть совокупность смыслов и значений, данных человеку непосредственно. Он не имеет жесткой структуры и открыт внешним воздействиям.

При сохранении должной осторожности можно утверждать, что три картины мира не противостоят, а взаимодополняют друг друга. При этом, однако, следует учитывать характер взаимодополнения. Рассмотрим соотношение наука — философия. Наука и философия взаимоусиливают друг друга. Сколько бы ни добавляли науки в философию и философии в науку, обе только крепнут. Иначе обстоит дело в паре наука — религия. Религиозные мотивы, внесенные в науку, разрушают ее, поэтому ученые выступают против такого внесения. Вместе с тем научные "инъекции" в религию способны существенно ослабить последнюю, ибо они не согласуются с чудом откровения. В связке философия — религия обе стороны в одних случаях усиливают друг друга (например, в развитии обостренного этического отношения к миру), а в других — ослабляют (например, в различном понимании принципа абсолютной личности). Если вы не согласны с нами, то у вас есть отличная возможность пофилософствовать.

studfiles.net

Что такое картина мира?

Каждый человек появляется на свет, не имея представлений о себе и окружающем мире. Со временем он учится понимать мир, идентифицировать в этом мире себя. Определяющими силами в становлении человеческой картины мира являются среда, в которой он находится, и система его воспитания. Первыми воспитателями человека являются его родители или люди, заменяющие их. Именно они формируют начальные представления об окружающем пространстве, радостях и опасностях, подстерегающих маленького человека, помогают приобрести необходимые умения, осознать правила поведения в человеческом обществе. Постепенно ребенок приобретает собственный опыт, и, с высоты своего опыта, делает самостоятельные выводы о мире. Книги, СМИ, рассказы других людей постоянно дополняют его представления. Из понимания человека о том, как работает окружающая действительность и какое место в ней занимает сам человек, складываются устойчивые убеждения, которые, в свою очередь, образуют картину мира.

Помните слова главной героини из фильма «Железная леди»?«Следите за своими мыслями. Ибо обращаются они в слова, слова – в действия, а действия – уже в привычки. Берегитесь привычек, ибо они формируют характер, усмиряйте свой характер, ибо он становится судьбой. Что мы думаем, тем становимся» (Маргарет Тетчер)

Рассмотрим, как это работает в жизни.

Ваша картина мира состоит из ваших убеждений о мире и самом себе. На основе этих убеждений вы рассуждаете, что «правильно» или «не правильно», «хорошо» или «плохо». Затем следуют поступки, которые вы считаете правильными или возможными.Получить диплом о высшем образовании (часто не важно каком и какого вуза) – правильно. Главное – иметь высшее образование. Кричать на ребенка по поводу и без повода – возможно. Так поступали родители, соседи, знакомые и незнакомые люди. И эта модель поведения есть в вашей картине мира как допустимая. Пить алкоголь ведрами – возможно, многие так поступают.Наши поступки, воспроизводимые регулярно, становятся привычкой.Из поступков складывается модель поведения. Кто-то каждое утро начинает с сигареты, а кто-то с утренней пробежки.Наши привычки формируют наши способности.Кто-то способен провести все выходные, лежа на диване, а кто-то подтянуться 101 раз на перекладине.Способности определяют уникальность, «эксклюзивность» каждого конкретного человека. Чем меньше людей могут повторить эти способности, тем большую ценность человек представляет для мира.Сварщик, занявший первое место на всероссийском конкурсе профессионального мастерства, получает зарплату в несколько раз больше своих коллег. И дело здесь вовсе не в наличии первого места, дело в качестве шва, которое этот человек представил миру.Бухгалтер крупного холдинга, безупречно управляющийся с множеством цифр и счетов, ценится гораздо выше бухгалтера мелкой лавки.Способности формируют характер.Изменяясь во времени, способности «притягивают» новую реальность вокруг, определяемую новыми людьми и событиями, появляющимися в вашей жизни.Вы становитесь классным мастером, профессионалом в какой-то области и осознаете это, в подтверждение вашим взглядам, мнения о вас окружающих, создают новые убеждения, закрепляя реальность. Вас считают лучшим – вы становитесь лучшим.Другой пример. Вы предпочитаете в свободное время расслабиться за рюмочкой или кружечкой, в хорошей компании, или просто провести выходные перед телевизором. Со временем такой отдых становится преобладающим, друзей и возможностей выбраться из однообразия и скуки все меньше. Застой в делах, в семье. Работа – дом – работа. Понедельник – пятница, выходные. Вот уже и окружающие считают вас бездарностью. Со временем и вы начинаете убеждать себя в собственной беспомощности противостоять судьбе.Ваш характер становится судьбой.Что мы думаем, тем и становимся. То, как вы выглядите, как строите отношения с другими людьми, как реализуете свои таланты, сколько денег зарабатываете, зависит от ваших мыслей (убеждений)Все начинается и заканчивается на уровне мыслей или убеждений. Причем убеждения не истина, а лишь отражение реальности, в которой формировалась ваша «картина мира».Убеждения можно изменить, но самое сложное, что они не меняются самовнушением. Они меняются только через смену модели поведения, новый опыт, новые способности, формирующие новую реальность.

На словах все довольно просто. Почему же на деле так сложно поменять собственную реальность: жирное тело на подтянутое, отравляющие жизнь отношения на добрые, нереализованные способности на признание таланта, безденежье на безбедную жизнь?Наша сформировавшаяся «картина мира» работает как сортировщик новой информации, пропуская ее через фильтры нескольких уровней.Фильтр работает на основе представлений о полезности с одной стороны и ресурсозатратности с другой. Делать зарядку – полезно, но ресурсозатратно (нужно выделить время, найти силы, собрать волю). Курить – вредно, но бросать трудно (нужна воля). Еще один фильтр, через который мы пропускаем информацию – удовольствия. Есть капусту полезнее, чем печенье. Но есть печенье – удовольствие.Увы, но спокойствие (возможность не тратить ресурсы) и удовольствия перевешивают здравый смысл (полезность). Если модель поведения не представляет смертельной угрозы, она допустима в нашем сознании.

Так работает обработка входящей информации у большинства и только 5-7% людей за основу выбора берут полезность.Попробуйте задать вопрос: «Что полезного для меня в том или ином совершаемом действии (деятельности)?» И вы, скорее всего, удивитесь, как мало полезного делаете для себя, и как много совершаемого вами связано с получением сомнительных удовольствий.До тех пор пока человек не перейдет из позиции «хорошо сейчас – плохо потом» в позицию «плохо сейчас – хорошо потом», не стоит ждать жизненных перемен.

Еще один способ изменить картину мира – изменить окружение. Работает этот способ очень просто. Находясь в среде людей, добившихся результатов, к которым вы стремитесь, вы пропитываетесь их идеями, воспринимаете их опыт, осознаете способы достижения результатов. Когда вы принимаете возможность осуществления задуманного, вы легко преодолеваете внутренние барьеры на пути к целям.

Подведем итоги.

Картина мира – представление человека о реальности. Изначально это представление неосознанно формируется под влиянием окружения и личного опыта. Картина мира любого человека субъективна. Если вам хочется изменить течение собственной жизни, выйти на новые результаты, начинать стоит со смены убеждений. Сделать это сходу не получится. Убеждения не меняются силой мысли. Эффективные способы работы с собственными убеждениями – изменение модели поведения и смена окружения помогают впустить в себя новый опыт, понять, как действовать по-другому. Не бойтесь мечтать по-крупному и воплощать мечты в реальность. И помните, что продолжая день за днем думать, как вчера, делать то же, что и вчера, наивно рассчитывать на другой результат завтра.

Елена Ветштейн.

Источник

В избранное

meditation-portal.com

Картины мира

КАРТИНЫ МИРА

Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей.

Сенека

1.1. Разные способы видеть мир, мировоззрение.

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от животного, является то, что он в своих действиях опирается на разум, на систему знаний и их оценку. Поведение людей, степень эффективности решаемых ими задач, конечно, зависит от того, насколько адекватно и глубоко их понимание реальности, в какой мере они могут правильно оценивать ту ситуацию, в которой им приходится действовать и применять свои знания.

С давних пор в человеческой жизни большое значение приобретали не только те знания, которые имели непосредственное практическое значение, но и те, которые относились к общим представлениям о природе, обществе и самом человеке. Именно последние как бы скрепляют в единое целое духовный мир людей. На их основе возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. Важную роль при этом играет то, как человек представляет устройство мира. Человеческое самосознание стремится представить себе окружающий мир, т.е. увидеть мысленным взором то, что называют Вселенной, и найти свое место среди окружающих вещей, определить свое положение в космической и природной иерархии. С древних времен людей беспокоят вопросы об устройстве мироздания, о возможности его познания, его практического освоения, о судьбах народов и всего человечества, о счастье и справедливости в человеческой жизни. Без стремления постичь мир в его целостности, желания понять природу и общественные явления человечество не создало бы ни науки, ни искусства, ни литературы.

Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира , изображая ее как взаимосвязанную "сеть бытия". В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человек воспринимает как данность, как объективность, существующую независимо от наших личных мнений. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной , взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается . Поэтому понятие "картина мира" занимает особое место в структуре естествознания.

Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различают несколько картин мира.

Обыденная картина мира , возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность – это мир, где он является главной фигурой.

Научная картина мира , или научный взгляд, создаваемый учеными-специалистами. Научная картина мира строится вокруг объектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия . Наука хочет видеть мир "таким, каким он есть".

Религиозные представления о мироздании , сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного.

Эзотерическая концепция Вселенной - знания, полученные путем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, от учителя к ученику (эзотерия - совокупность знаний и духовных практик, закрытых от непосвященных).

Философский подход к человеку и космосу . Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношения мир - человек.

Каждая из этих картин дает свою версию того, каков мир на самом деле и какое место занимает в нем человек. Отчасти эти картины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы и способны составлять целое.

Мы будем рассматривать только научный взгляд на мир, который возник в рамках естественных наук и называется естественнонаучной картиной мира . Существенный вклад в эту картину дает физика. С каждым естественнонаучным открытием система научных представлений о мире становится все полнее. С развитием науки на смену одной картине мира приходит другая. Это называют научной революцией , понимая под ней коренную ломку прежних представлений о мире. Каждая картина мира сохраняет от своих предшественниц лучшее, важнейшее, отвечающее объективному устройству Вселенной. Новая картина сложнее старой. С философской точки зрения мир есть действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Однако мир как целое не дан нам непосредственно, поскольку мы занимаем конкретную позицию; мы частичны и ограничены небольшим сегментом реальности.

Научная картина мира - это наши теоретические представления о мире . Она не только итог развития знания, но и самое общее теоретическое знание - система важнейших понятий, принципов, законов, гипотез и теорий, лежащих в основе описания окружающего нас мира. Картина мира не только обобщает все ранее полученные знания о природе, но и вводит в естествознание новые философские принципы и гипотезы, которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания. Термин "картина мира" указывает, что речь идет не о части или фрагменте знания, а о целостной системе. Поэтому она позволяет нам видеть мир, не полагаясь на опыт и не зная многих его деталей, а также качественно объяснять и не охваченные теориями явления.

Когда мы говорим "картина мира", то предполагаем, что есть мир и есть еще его картина, точно так же, как считается, что есть события и есть еще восприятие событий. Это означает, что мы "видим" мир не потому, что существует картина мира, а наоборот, картина мира возникает потому, что существует мир, сущность которого мы воспринимаем теоретически. Она указывает на отнесенность наших знаний к объекту - миру в целом - и свидетельствует об относительности человеческого знания. Картина мира является необходимым элементом современного естественнонаучного мышления.

С понятием "картина мира" сопряжено понятие "мировоззрение" , которое, в отличие от картины мира, подчеркивает субъективный ракурс рассмотрения и отражает общий взгляд на место человека в реальной действительности. В узком смысле слова "мировоззрение" - это мои собственные представления об окружающем мире, сложившиеся на основе восприятия моими органами чувств. В широком смысле - это мои накопленные суждения обо всем, что воспринимают мои органы чувств и чем заняты мои мысли, основные цели и ценности. Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. Это своеобразная "рамка", через которую мы смотрим на мир и которая определяет поле нашего зрения и тем самым характер и направление нашей деятельности. Мировоззрение - комплекс представлений человека о мироздании, природе, обществе, о себе, выраженное в понятиях, образах, ощущениях, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему . Оно реализуется в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества . Это понятие содержит в себе позицию субъекта, его отношение к действительности, цели, идеалы и ценности. В реальной жизни объективное и субъективное тесно связаны, поэтому картина мира органически переходит в мировоззренческие представления и, как говорят, сопряжена с ними.

В основе мировоззрения лежит мировосприятие , которое представляет собой совокупность определенных знаний, имеющих важное значение для целостного восприятия как объективного, так и субъективного мира, как материальной действительности, так и ее образа, который возникает в нашем индивидуальном и общественном сознании. В него входит система ценностей, управляющих поведением человека, и ее обоснование.

В мировоззрение входит также и миропонимание , выраженное в образах реальности, которые формируются в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Миропонимание придает наглядность нашим мировоззренческим установкам, которые мы вырабатываем.

Мировоззрение всегда исторично . Оно тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество, и т.п. Каждой эпохе свойственно свое мировоззрение. На современном этапе развития выработка правильного мировоззрения имеет первостепенную важность для человечества .

Формирование мировоззрения - очень сложный процесс, происходящий под действием множества факторов (но не по приказу!). Это и семья, и обычаи, и общение с людьми, и чтение книг, и соприкосновение с искусством и природой, и реальная повседневность и т.п. Среди многих факторов формирования мировоззрения выделяют три основных источника. Прежде всего - это традиции и мифы , которые создавались в течение тысячелетий, когда люди жили в условиях, которые им диктовала природа. Сейчас традиции играют заметную роль лишь в процессе семейного воспитания, но их игнорировать нельзя. Второй источник - религия , или идея Бога, которая возникла на более позднем этапе развития человечества. Во многих странах даже в наше время она является не только системой верования, но и образом жизни, например, шариат в некоторых мусульманских странах. Любая религия – это феномен истории. Она возникает в определенных условиях, под действием различных причин и определяется особенностями цивилизации. Считается, что потребность в вере в нечто Высшее, недоступное человеческому сознанию, видимо, вечна. Эти два источника мировоззрения относятся к сфере гуманитарных знаний и связаны с духовным, эмоциональным миром человека, с его алогичным восприятием действительности.

mirznanii.com

Философская картина мира

Содержание Введение 1. О понятии «картина мира» 2. Картина мира как результат развития философии, науки и религии Заключение Список использованной литературы Приложение

Введение

Актуальность. С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его строении. Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчивостью, наглядностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемых данным уровнем развития общественного производства, техники, науки, культуры и системы общественных отношений, образует картину мира. «Картина мира» — важная философская категория. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира была религиозно-философская.

Религиозная картина мира является самой древней и наиболее догматической, неизменной. В свое время она отвечала потребностям человека в объяснении устройства окружающей человека природы, ее происхождения и появления самого человека. Основанием религиозной картины мира является вера в Творца, обладающего могуществом, достаточным для сотворения мира.

Физическая картина мира традиционно ограничивается рамками неживой природы. Она изменяется с развитием научных знаний (механическая картина мира – электромагнитная – квантово-релятивистская). На ее базе строится более общая научная картина мира, включающая в себя также знания о живой природе и внутреннем мире человека. Создание научной картины мира, показывающей единство и целостность человека и окружающего его мира. Научная картина мира чрезвычайно важна для формирования мировоззрения человека. Однако научное представление о строении мира, или естественнонаучная картина мира, соответствующая тому или иному уровню развития науки, составляет лишь часть, фрагмент более общей и фундаментальной философской категории «картина мира», лежащей в основании мировоззрения данной эпохи.

Цель работы: дать общее понятие философской категории «картина мира» и кратко охарактеризовать картину мира как результат развития философии, науки и религии.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.

1. О понятии «картина мира»

Анализ «картины мира» как особого компонента научного знания предполагает предварительное выяснение смыслов исходных терминов — «мир» и «картина мира». Мир – это Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическом пространстве, т.е. все то, что существует вокруг нас.[1]

Выражение «картина мира» появилось сравнительно недавно; оно стало популярным лишь в ХХ веке. Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить мир в целом и нарисовать в своем сознании некую картину, отображающую мир.

Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики.

В современной философской и специально-научной литературе он применяется, например, для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи.

В нашей философско-методологической литературе термин «картина мира» применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле — тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания.[2] В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение мира соответственно определенному этапу ее функционирования и развития.

Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры (Приложение).[3] Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Поэтому понятие «картина мира» занимает особое место в структуре естествознания.

Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различают несколько картин мира.[4]

Обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность - это мир, где он является главной фигурой. Научная картина мира, или научный взгляд, создаваемый учеными-специалистами. Научная картина мира строится вокруг объектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир «таким, каким он есть». Религиозные представления о мироздании, сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного. Эзотерическая концепция Вселенной - знания, полученные путем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, от учителя к ученику (эзотерия - совокупность знаний и духовных практик, закрытых от непосвященных). Философский подход к человеку и космосу. Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношения мир - человек.

У каждой картины мира есть свой смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.

2. Картина мира как результат развития философии, науки и религии

Упрощенно, можно представить следующую схему формирования общей картины мира (рис.1).

Рисунок 1 - Схема взаимовлияния картин мира

Каждая из картин мира дает свою версию того, каков мир на самом деле и какое место занимает в нем человек. Отчасти эти картины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы и способны составлять целое.

В структуру картины мира можно выделить два основных компонента: концептуальный (понятийный) – представлен знаниями, понятиями и категориями, законами и принципами, и чувственно-образный (обыденно-практический) – совокупностью обыденных знаний, наглядными представлениями о мире, опытом. Их принципиальные различия определяются двумя позициями (табл.1):[5]

1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира;

2) основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы.

Таблица 1 – Картины мира

Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятель-ностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

mirznanii.com

Понятие картины мира. Философская, религиозная и научная картины мира.

Подробности Категория: Ответы к вступительному экзамену по философии

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах  онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

studfilosed.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта