История одного шедевра: «Танец» Матисса. Танец картина
Анри Матисс: "Танец"
Произведения Анри Матисса играют внушительную роль в творчестве как французских, так и мировых экспрессионистов. Художник стал основателем одного из наиболее прогрессивных на тот момент течений - фовизма. Одним из самых знаменитых полотен, написанных в таком стиле, является шедевр, который создал Матисс, - «Танец».
О художнике
Анри Матисс родился в 1869 году в северо-восточной части Франции в семье комерсанта. После учебы в школе молодой удожник перебрался в Париж, где продолжил обучение по специальности "юриспруденция". Проработав некоторое время адвокатом, Матисс разочаровался в своей однообразной профессии. Переломным моментом стала болезнь Анри. После операции по удалению острого аппендицита он пытался скрасить свое времяпровождение рисованием.
С разрешения отца Матисс посвятил себя изучению изобразительного искусства в Академии Жюлиана. Однако отношения с мастером Адольфом Бугро не сложились и Анри сменил учебное заведение на Школу изящных искусств. Наставником Анри стал выдающийся учитель Гюстав Моро. Здесь же Матисс познакомился и завязал хорошие отношения с Альбером Марке и Жоржем Руо – будущими однодумцами. С конца девятнадцатого века художник принимает участие в экспозициях.
Творчество
Примечательно, что Анри Матисс, «Танец» которого прославил автора прежде всего как экспрессиониста, начинал свою творческую деятельность как импрессионист. Однако постепенно, экспериментируя с цветовой гаммой своих произведений, отдавая предпочтение все более ярким цветам, художник приходит с своему собственному течению – фовизму. В таком направлении и написан знаменитый экспонат, который выпустил из-под кисти Матисс – «Танец».
Так мастер начинает писать картины в своем знаменитом жанре. Постоянными сопутствующими творчества Анри Матисса становятся интенсивные цвета и минималистические фигуры. Кроме этого, большое отражение на будущих полотнах художника стало его увлечение скульптурой африканских и японских народов, а также, как неоднократно сам признавался мастер, национальные русские мотивы.
После продолжительных путешествий по средиземноморскому побережью и наблюдений за окружающей натурой Анри только укрепился в своих убеждениях о том, что именно простота в его произведениях способна вызвать бурю эмоций и чувств.
Знаменитая картина
Среди всех известных полотен художника неизменно выделяется панно, которое написал Матисс - «Танец». Это произведение было написано маслом в 1910 году. Как гласит история, этот холст писался на заказ известному российскому коллекционеру Щукину Сергею Ивановичу для украшения интерьера в его имении. История этой картины достаточно скандальна.
Перед тем как отправить полотно заказчику, Анри Матисс выставлял его в Салоне, где критики нелестно отозвались об откровенном сюжете произведения. Более того, посетители сочли картину слишком упрощенной. Действительно, на холсте изображено пятеро абсолютно обнаженных людей, которые танцуют, крепко держа друг друга за руки, как изобразил их Матисс.
«Танец» написан с помощью всего лишь трех цветов – красного, зеленого и синего. Однако от такого сочетания и композиционного решения создается впечатление, что эти фигуры находятся в постоянном движении. Несмотря на первое впечатление простоты холста, художник четко прорисовал каждую деталь своего произведения. На этой картине не найти игры теней, но какая-то глубина, выраженная цветопередачей, словно сигнализирует о скрытых в полотне силе и стремительности, которые изображаются как танец и музыка. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Именно в решении Анри Матисса она становится знаковой в европейском искусстве двадцатого века.
fb.ru
«Танец» Матисса. Сложное в простом, простое в сложном
Анри Матисс. Танец (II). 260 х 391 см. 1909-1910 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. 2,5 на 4 м. Потому что художник создавал ее, как настенное панно для особняка русского коллекционера Сергея Щукина.
И вот на этом огромном холсте Матисс изобразил крайне скупыми средствами некое действие. Танец. Ничего удивительного, что его современники были ошарашены. Ведь на таком пространстве столько всего можно было бы поместить!
Но нет. Перед нами лишь нечто, созданное с помощью линий и трёх цветов: красного, синего, зеленого. На этом все.
У нас может возникнуть подозрение, что фовисты* (коим являлся Матисс) и примитивисты просто не умеют по-другому рисовать.
Это не так. В большинстве случаев они все получали классическое художественное образование. И реалистичное изображение очень им даже по силам.
Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть их ранние, ученические работы. В том числе Матисса. Когда они ещё не выработали свой авторский стиль.
Анри Матисс. Натюрморт с книгами и свечой. 1890 г. Частная коллекция
«Танец» – уже зрелая работа Матисса. В ней ярко выражен стиль художника. И он намеренно упрощает все, что можно. Вопрос, зачем.
Все легко объясняется. Чтобы выразить что-то важное, отсекается все лишнее. А то, что остаётся, служит для того, чтобы замысел художника до нас четко донести.
К тому же, если приглядеться, то в картине не все так уж примитивно. Да, земля выражена лишь зелёным цветом. А небо – синим. Фигуры написаны очень условно, одним цветом – красным. Никакого объема. Никакого пространства в глубину.
Но движения этих фигур очень даже сложны. Особенно обратите внимание на левую, самую высокую фигуру.
Буквально несколькими точными и выверенными линиями Матисс изобразил эффектную, выразительную позу человека.
Анри Матисс. Танец (фрагмент). 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
И ещё несколько деталей добавляет художник, дабы донести до нас свою мысль. Земля изображена в виде некоего возвышения, что усиливает иллюзию невесомости и скорости.
Фигуры справа расположены ниже, чем фигуры слева. Так круг из рук становится наклонённым. Это добавляет ощущения стремительности.
А ещё важен цвет танцоров. Он красный. Цвет страсти, энергии. Опять же в довесок к иллюзии движения.
Все эти немногочисленные, но такие важные детали Матисс добавляет лишь для одного. Чтобы наше внимание было сосредоточено на самом танце.
Не на фоне. Не на лицах персонажей. Не на их одежде. Их просто нет в картине. А лишь на самом танце.
Перед нами квинтэссенция танца. Его суть. И ничего больше.
Вот тут-то и понимаешь весь гений Матисса. Ведь упрощать сложное всегда тяжелее. Гораздо легче усложнять простое. Надеюсь, я вас не запутала.
Сравним Матисса и Рубенса
А чтобы ещё лучше понять замысел Матисса, представьте, если бы у персонажей были бы лица, одежда. На земле росли бы деревья, кусты. В небе летали птицы. Например, как у Рубенса.
Питер Пауль Рубенс. Сельский танец. 1635 г. Музей Прадо, Мадрид
Это была бы уже совсем другая картина. Мы бы смотрели на людей, думали бы о их характерах, отношениях. Размышляли бы, где они танцуют. В какой стране, в какой местности. Какая погода при этом.
В общем, думали бы о чем угодно, только не о самом танце.
Сравним Матисса с самим Матиссом
Даже сам Матисс даёт нам возможность его замысел понять. Есть один вариант «Танца», хранящийся в Пушкинском музее в Москве. Там деталей чуть больше.
Анри Матисс. Настурции. Панно Танец. 1912 г. Пушкинский музей, Москва
Помимо самого «Танца», мы видим горшок с цветами, кресло и плинтус.
Добавив деталей, Матисс выразил совсем другую мысль. Не про танец как таковой, а про жизнь танца в некоем пространстве.
Возвращаясь к самому «Танцу». В картине важна не только лаконичность, но и цвет.
Были бы цвета другие, энергия картины была бы тоже иная. Опять же сам Матисс невольно даёт нам возможность это почувствовать.
Достаточно взглянуть на его работу Танец (I), что находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Эта работа была создана сразу после получения заказа от Сергея Щукина. Она была написана быстро, как эскиз.
В ней цвета более приглушённые. И мы сразу понимаем, насколько красный цвет фигур вносит существенную лепту в ощущения от картины.
Анри Матисс. Танец (I). 1909 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (MOMA)
История создания «Танца»
Конечно, не отделима от картины ее история создания. К тому же эта история очень увлекательна. Как я уже упоминала, Сергей Щукин сделал заказ Матиссу в 1909 году. Причём на три панно. Ему хотелось видеть на одном полотне – танец, на другом – музыку, третьем – купание.
Третье так и не было исполнено. Два же других до того, как они были отправлены Щукину, выставлялись в Парижском салоне.
Публика к тому времени уже полюбила импрессионистов. И худо-бедно начала воспринимать постимпессионистов: Ван Гога, Сезанна и Гогена.
Но Матисс с его красными фигурами был слишком большим потрясением. Поэтому, конечно, работу ругали нещадно. Щукину тоже досталось. Его критиковали за то, что он покупает всякий хлам…
Анри Матисс. Музыка. 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Щукин был не из робкого десятка, но на этот раз дал слабину и … отказался от полотен. Но потом опомнился, извинился. И панно «Танец», а также парная к нему «Музыка», благополучно доехали до России.
Чему мы можем только порадоваться. Ведь один из самых известных шедевров мастера мы с вами можем посмотреть вживую в Эрмитаже.
О картине читайте также в статье «Картины Эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть».
* фовисты – художники, работающие в стиле «фовизм». Эмоции выражали на холсте с помощью цвета и формы. Яркие признаки: упрощённые формы, кричащие цвета, плоскостность изображения.
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
История одного шедевра: «Танец» Матисса
Анри Матисс очень любил танцы, очень. Но был художником. Такая незадача. Хорошо, что подвернулся заказ на тематическую серию от еще одного любителя танцев и музыки — коллекционера Сергея Щукина. Вот тут-то и разгулялся художник. Когда Щукин увидел свой заказ, он крайне обрадовался, но поначалу забирать отказался. Что произошло и как сложилась судьба «Танца» Матисса, рассказывает Снежана Петрова.
«Танец», Анри Матисс (1910)
Сюжет
На фоне синего неба пять женщин, взявшись за руки, танцуют на холме. Вот и весь сюжет. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс — Матисс старается зафиксировать мгновение. Не совсем пропорциональные тела, не прорисованные лица, развевающиеся волосы. Если вы посмотрите на живых женщин в хороводе, они будут выглядеть примерно так же: смазанные образы, перемешанные детали, экстаз, страсть.
«Танец» Матисса — воплощение ритма и экспрессии XX века
Красный становится символом внутреннего жара. Через его сочетание с синим и зеленым художник объединил человека, небо и землю. И хоровод в данном контексте — это воплощение ритма и экспрессии XX века.
Контекст
Был прекрасный парижский день, Матисс работал в мастерской и никого не ждал. Внезапно к нему пришел его старый знакомый Сергей Щукин, страстно любящий искусство и не жалеющий средств на пополнение коллекции. На дворе стоял 1908 год, и русский богач еще не ощутил всех прелестей политических изменений на родине. Поэтому довольно решительно заказал у Матисса несколько панно для оформления своего московского особняка.
В Париже Матисса называли «диким»
Щукину хотелось нечто аллегорическое на тему музыки и танца. Что не могло не обрадовать Матисса, которому эти темы были чрезвычайно по сердцу. «Я очень люблю танец. Удивительная вещь — танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем», — признавался мастер.
Портрет Сергея Щукина кисти Кристиана Крона
Надо сказать, что идея витала в мастерской Матисса уже несколько лет: года за два до заказа Щукина он написал картину «Счастье существования (Радость жизни)», на которой люди хороводят, а затем изготовил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив.
«Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола… Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив», — рассказывал Матисс.
На полотне чувствуется влияние и Кранаха с его «Золотым веком», и греческой вазовой живописи, и русских сезонов Сергея Дягилева.
По замыслу художника, человеку, входящему в дом с улицы, нужно сообщить чувство облегчения, поэтому для первого этажа был выбран сюжет с танцем, а для второго — с музыкой. Считается, что планировалось создать третьей полотно — «Купание» (или «Медитация»), Но то ли дом Щукина был маловат — всего два этажа, — то ли после разгоревшегося скандала заказчик решил притормозить художника. В итоге третье панно так и осталось в набросках.
«Музыка», Анри Матисс (1910)
Перед отправкой в Россию картины выставили на Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале. Что тут началось! Используя только три цвета и простые линии, Матисс сумел довести зрителей до белого каления. Мало того, что не потрудился прорисовать людей прилично, так еще и не прикрыл ничем причинные места.
Все знали, кто платит за картину и в чьем доме она будет висеть. Щукина называли сумасшедшим, спонсором декадентов и собирателем хлама. Тут наш заказчик, надо признаться, струхнул… и отказался принимать работу. Милый Анри, прости-прощай. Вероятно, все же танец полонил душу Щукина, потому что через несколько дней после отказа он отправил Матиссу телеграмму, в которой брал свою слова назад и просил все же отправить панно в Москву.
«Я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться», — писал меценат художнику. Но гениталии все же попросил закрыть как-нибудь изящно.
Наступил 1917 год. Таким людям, как Щукин, в новой России не было места. Ему повезло — успел уехать. Правда, за спасение жизни пришлось расплатиться своей коллекцией. Все, что было нажито непосильным трудом, большевики конфисковали — полотна французских мастеров конца XIX — начала XX века впоследствии поделили между собой Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина.
Судьба художника
«Он упростит живопись». Так о будущем новаторе говорил его наставник Густав Моро. И действительно, почерк Матисса несложно узнать: упрощение фигур до схематизации, яркие краски широкими мазками, нивелирование светотеней. Все то, над чем кропотливо работали предшественники, Матисс отверг и начал с нуля.
Матисс — автор техники декупажа
Даже для своего времени — рубеж веков, когда художники экспериментировали, кто во что горазд, — Матисс был, как гром среди ясного неба. Все это буйство красок, вызывающий примитивизм, экспрессия — за них художника окрестили «диким». Собственно, такую характеристику получил не только он, но и все участники того самого салона, где были представлены «Танец» и «Музыка». Острый на язык французский критик Луи Восель определил их как «fauve», что с французского и есть «дикий», а стиль получил название «фовизм».
Анри Матисс за работой
Впрочем, несмотря на шок публики, Матисс стал легендой и признанным мастером еще при жизни. Его любили, ценили, хорошо оплачивали и лишний раз умоляли взять заказик.
Кстати, на картинах 1910 года тема танца не была закрыта. Через 20 лет она вновь прозвучала в творчестве художника. На этот раз американский коллекционер Альберт Барнс заказал декоративное полотно, которое следовало разместить в арочных сводах над окнами. Специально для этого случая Матисс придумал технику декупажа: картина собиралась из отдельных фрагментов, раскрашенных заранее.
Рекомендовано вам
diletant.media
Картина Анри Матисса "Танец", описание и история создания
Русский коллекционер Сергей Щукин в 1908 году заказал Анри Матиссу три больших панно, которые должны были изображать танец, музыкантов и купание. «Купание» не было написано, а «Музыка» и особенно «Танец» – это уже в полный голос заявивший о себе гений Матисса. Щукин планировал украсить этими панно холл своего московского особняка. Это был первый крупный заказ в жизни Матисса, позволивший ему окончательно проститься с нехваткой средств.Источником вдохновения для Анри Матисса послужили представления Айседоры Дункан, порвавшей с официальной балетной школой и наполнившей танец страстью, эмоциями, неистовством. Посещение Матиссом кабаре «Мулен де ла Галетт», в котором исполнялась фурандола (провансальский народный танец), тоже внесло свою лепту в создание панно.
Матисс окончательно уходит как от детализации, так и от расплывчатости импрессионистов. Вот как он описывает работу над картинами для Щукина: «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и пластические средства. Цельность — наш единственный идеал… Речь идет о том, чтобы учиться и, быть может, учиться наново писать линиями».
Технические средства действительно сведены до минимума, Матисс в этих работах предельно лаконичен: лазурное небо, изумрудная зелень холма, пылающие огненные тела. Люди максимально обобщены, перефразируя известное выражение Матисса про женщину и картину "Я рисую не женщин - я рисую картины"), здесь он пишет не танцоров - он пишет танец. Обнаженные тела несут ощущение некой первобытности, первозданности, вызывают аналогии с настенными росписями. Танец кажется грандиозным узором бытия, он вышел за пределы картины, это архетип, стихия танца, это сам миф о танце. Перед нами кружение пяти фигур, соединивших руки в неистовом хороводе. Они образуют замкнутый круг, настолько заряженный энергией, что кажется, от холста должно искрить.
Картины были выставлены на Салоне 1911 года и вызвали бурную реакцию. Яростная, страстная обнаженность слившихся в танцевальном экстазе тел возмутила поклонников академических жеманных красавиц, возлежащих на диванах и окруженных пухлощекими амурами. Обнаженная натура не в диковинку, но здесь – больше, чем тела: чистый экстаз, страсть и секс выплескивались на зрителей из этого трехцветного полотна с танцующими фигурами. Щукину даже пришлось попросить Матисса заретушировать «срамоту». Но разве это могло сдержать эмоциональный и чувственный накал картины, который, право, живет не в линиях, уточняющих половые признаки.
На первом этаже московского особняка Сергея Щукина должен был располагаться «Танец» Матисса – будоражащий, возбуждающий, влекущий. На втором этаже настроение гостей предполагалось уравновешивать «Музыкой», передающей совсем другое состояние – спокойствие, медитативность, погруженность в себя. Всё те же три краски, те же пять фигур изображены уже не на холме, а на равнине, они не сливаются воедино, а предстают отдельными персонажами, погруженными в себя и музыку. На третьем этаже планировалось разместить панно, изображающее отдых, купание, расслабление.
У «Танца» Матисса есть еще одна версия. Она находится в Нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА). Раймон Эсколье полагал, что это второй вариант «Танца», в котором Матисс превзошел чувственность и вакханские мотивы первой версии. Но большинство исследователей сходятся на том, что это лишь набросок к настоящему панно, которое после революции было национализировано и передано в Эрмитаж, где находится и поныне.
Позже для Фонда Барнса по заказу его создателя Матисс создаст еще одно панно на тему танца, размером уже 13 метров, в котором применит технику декупажа.
Автор: Алена Эаулова
artchive.ru
Описание картины Анри Матисса «Танец»
Творчество Матисса – значительное явление французского искусства начала ХХ века. Его стиль отличался от классических привычных композиций. Современники были ошарашены новизной, буйством красок, силой эмоций, которые вызывали его картины, что назвали художника «диким». С легкой руки термин закрепился за художественным течением «фовизмом», основу которому положил Матисс и его соратники.
Реальность воспринимается Матиссом через калейдоскоп – колоритно, живо, весело, с неким вызовом. Цвета картин яркие, кричащие, формы просты, однако в полной мере передают пластику движений. Полотно «Танец» и «Музыка» были написаны по заказу русского коллекционера С.И. Щукина. Это был фурор!
На картине «Танец» мы видим пять женских фигур, танцующих в хороводе. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс. Звуки музыки полностью овладевают телами танцующих, их грация, изгиб тел ясно показывают динамику.
Картина, словно живая, глядя на нее, мы словно чувствуем вибрации и готовы присоединиться к пляшущим. Не случайно, идея хоровода оказалась столь удачной, что была неоднократно повторена художником, а также подхвачена и интерпретирована скульптурами и постановщиками танцев.
Реальность изображается Матиссом по-своему, его танцующие не обладают идеальными формами, они словно из другого измерения, но в тоже время притягательны и красивы. Последнее чуть ли не стало поводом для отказа коллекционера забирать заказ, однако благоразумие взяло вверх над стереотипами. Женские тела не совсем пропорциональны, прически просты, лица не прорисованы, лишь мазки, передают эмоциональный экстаз.
Вместе с тем танец благороден, женский хоровод завораживает естественностью, легкостью – это свой красочный мир, живущий по законам ритма. Картина масштабна, ее длина составляет 4 метра, поэтому глядя на нее, чувствуется мощь, цельность. Картина «Танец» – это желание автора зафиксировать мгновение жизни, которое удалось в совершенстве.
opisanie-kartin.com
«Танец»: почему картина Анри Матисса доводила публику до белого каления
Танец. Анри Матисс, 1910 год.Анри Матисса называли «диким» художником, упростившим законы живописи донельзя. Публика возмущалась, критиковала новаторство художника, но при этом постоянно заказывала ему полотна. «Танец» (1910) года считается самой провокационной картиной художника. Обнаженные тела, «примитивное» изображение, широкие мазки – все это эпатировало и, в то же время, привлекало зрителей.
Портрет С. И. Щукина. Х. Крон.
В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул русский промышленник и коллекционер Сергей Щукин. Он сделал художнику заказ на несколько картин для украшения своего московского особняка. Щукину хотелось получить что-то эдакое на тему танца и музыки. Матисс с радостью согласился, ведь в его голове уже довольно долгое время зрела идея некой аллегории на танцы.
La Danse. Henri Matisse, 1910.
При написании картины художник вдохновлялся русскими сезонами популярного на тот момент Сергея Дягилева, раскрепощенными танцами Айседоры Дункан, греческой вазовой живописью. Почти 4-метровое полотно изображали танцующих в хороводе девушек. Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три). Красный символизировал собой внутренний жар человека, объединяющий собой небо и землю, представленных синим и зеленым оттенками. Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века.
Музыка, Анри Матисс, 1910 год.
Кроме «Танца», художник написал картину в том же стиле «Музыка». Третье полотно под название «Купание, или Медитация» осталось незаконченным.
Перед тем, как отправить два полотна в Москву, их выставили на всеобщее обозрение в Осеннем салоне в Гранд-Пале. Несмотря на то, что в начале XX века художники, скульпторы и прочие творческие личности позволяли себе экспериментировать и переходить рамки дозволенного, картины Матисса вызвали бурю эмоций и негодования у публики. Простые небрежные линии, всего лишь три доминирующих цвета и (верх неприличия!) неприкрытые гениталии.
Художник Анри Матисс.
Сергея Щукина обвинили в безвкусице, назвали его собирателем мусора и чуть ли не сумасшедшим. Коллекционер испугался такого натиска и отказался забирать картины. Но уже через несколько дней, будучи на полпути в Москву, Щукин прислал Матиссу телеграмму с просьбой все-таки выслать ему картины. Он просил у художника прощения за свою слабость и трусость, но «причинные» места нужно было все-таки зарисовать.
После наступления Октябрьской революции и прихода к власти большевиков Сергей Щукин в спешке покидает Россию, но картины пришлось оставить. Полотна коллекционера отправились в Эрмитаж.
Картина «Танец» в Эрмитаже.
У Анри Матисса был весьма непростой характер, но справляться с душевными переживаниями ему помогаларусская муза Лидия Делекторская.
Лидия Делекторская была помощницей, другом и музой Анри Матисса
Сдержанный образ Лидии и ее природная красота очаровывали французского живописца
kulturologia
otevalm.livejournal.com
Репина, Саврасова, Брюллова, Малявина, Серебряковой.
Вспоминаем полотна известных русских художников, связанные с этим видом искусства.
Алексей Саврасов. «Хоровод в селе»
Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1873–1874. Государственная Третьяковская галерея
Художник Алексей Саврасов — известный мастер пейзажа. Как говорил его ученик Исаак Левитан, Саврасов испытывал «бесконечную любовь к своей родной земле». Но не на всех своих полотнах он изображал изменчивую природу. В 1874 году художник написал работу «Хоровод в селе».
Алексей Саврасов запечатлел на полотне шумное деревенское гулянье в теплый летний день. На солнечной лужайке собрались жители деревни, одетые в нарядную праздничную одежду. В центре композиции — крестьяне в процессе «хождения за солнцем». Раньше так называли хоровод — самый древний и самый распространенный в русских селениях танец.
«Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
Филипп Малявин. «Вихрь»
Филипп Малявин. Вихрь. 1906. Государственная Третьяковская галерея
Русские крестьянки были излюбленным мотивом творчества художника-импрессиониста Филиппа Малявина. В 1906 году он представил публике полотно «Вихрь», на котором женщины в развевающихся пронзительно-ярких сарафанах кружатся в танце.
Фигуры пляшущих крестьянок занимают собой все пространство холста, однако к такому композиционному решению Малявин пришел не сразу. На первоначальном эскизе персонажи картины изображены на фоне деревенского пейзажа, а зритель смотрел на пляску будто бы сверху. В итоговом варианте художник «приблизился» к фигурам и сделал их более монументальными. Полотно создано в присущем Малявину декоративном стиле: тонко выписанные лица, одновременно размашистая манера живописи, чистые цвета, хотя в начале ХХ века художники не использовали таких ярких оттенков. «Вихрь» и шокировал, и восхищал зрителей.
«Впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе… В этом вихре красок есть что-то стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок».
Илья Репин. «Гопак» («Пляска запорожцев»)
Илья Репин. Гопак (Пляска запорожцев). 1927. Частное собрание
Полотно «Гопак» стало последней картиной русского живописца Ильи Репина. Художник начал ее в 1927 году и работал несколько лет. Здоровье Репина было уже подорвано, писать ему было тяжело.
«Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шпалы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал».
В эти годы художник жил в бедности, не было денег даже на холст, а последний его замысел требовал большого пространства. «Гопак» Репин писал на огромном куске линолеума — на готовой картине под слоем краски кое-где заметен его узор.
Живописный танец казаков художник посвятил памяти своего друга и любимого композитора Модеста Мусоргского. Главный персонаж полотна — запорожец в ярком кафтане с золотыми узорами. Разудалые пляски, прыжки через костер, игра на бандуре — веселье казаков Илья Репин изобразил яркими красками и размашистыми мазками. Однако он старательно выписал детали праздничных казацких нарядов — узорчатые яркие кафтаны. Сам художник называл свою картину «красивой и веселой».
«Картина моя по своей идее есть жанр. Портретов никаких… В веселый, теплый день казаки высыпали на берег Днепра и, радуясь своему здоровью и окружающей их природе, веселятся».
Карл Брюллов. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»
Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1927. Государственный Русский музей
Художник Карл Брюллов, окончив в 1821 году Академию художеств, отправился в поездку по Италии. О своем путешествии живописец писал: «Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».
В одном из итальянских двориков он увидел сцену из сельской жизни, которую позже представил на своем полотне как яркий балетный спектакль. В центре его картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» — юная крестьянка, которая тянется за гроздью спелых ягод. Брюллов изобразил свою героиню как статную артистку, застывшую в танцевальном па: девушка поднялась на полупальцы, изящно раскинула руки и слегка прогнулась в спине. Кажется, что она танцует под звуки бубна, на котором играет вторая героиня, отдыхающая после сбора урожая.
Зинаида Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки»
Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки. 1923. Государственный Русский музей
Художница Зинаида Серебрякова в своих работах не изображала сам танец — она показывала зрителю закулисье. Как вспоминала дочь художницы Татьяна Серебрякова, ее мать получила разрешение бывать за кулисами театра по средам и воскресеньям — в дни балетных спектаклей. Там она наблюдала за гримирующимися артистками, знакомилась с ними и делала наброски будущих картин. А позже писала балерин, которые преображаются перед спектаклем и готовятся выйти на сцену.
«Дома у нас бывали танцовщицы. Мама купила балетные пачки, корсажи, трико, туфли — полное облачение балерины, и сама надевала его, принимая перед зеркалом те или иные позы, необходимые для задуманных ею композиций. В своих работах, посвященных балету, шла своим путем, видела этот мир своими глазами».
Работу «Балетная уборная. Снежинки» Серебрякова написала в 1923 году. Юные артистки на полотне готовятся к «Танцу снежинок» из балета Чайковского «Щелкунчик». Одна надевает пуанты, другая поправляет лямку на плече, поглядывая на зрителя, будто в зеркало. На дальнем плане девушка собирает волосы в сценическую прическу. На лицах танцовщиц легкая улыбка — кажется, что именно в этот момент они перевоплощаются. Улыбчивыми, кокетливыми и грациозными Зинаида Серебрякова писала своих героинь на всех полотнах балетной серии.
Зинаида Серебрякова. Девочки сильфиды (Балет Шопениана). 1924. Государственная Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова. Балерины в уборной. 1923. Отдел личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина
Зинаида Серебрякова. В балетной уборной (Большие балерины). 1922. Частное собрание
Автор: Алина Ступакова
www.culture.ru