Рунге, Филипп Отто. Картины отто рунге


Филипп Отто Рунге - Эпоха Романтизма

Филипп Отто Рунге. Автопортрет

Западная швейцарская Померания, город Вольгаст, 1777 год, 23 июля – место и дата рождения еще одного яркого представителя эпохи Романтизма, той самой эпохи, когда полотна художников преобразились фантастическими сюжетами, не всегда реальными, но безумно красивыми. И так, Филипп Отто Рунге. Имя его ставят на одну планку с К. Д. Фридрихом. Но живопись его отлична от соотечественника Фридриха, хотя идея та же – отображение на плоском полотне живых красок природы и сюжетов из реальной жизни простого обывателя с вкраплениями потусторонних существ.

 

 

Творческий путь художника начинался, как обычно, с обучения живописи в гамбургской школе. Являясь членом многодетной семьи корабелов, мальчик добивался всего своим трудом и талантом. Поступлением и учебе в престижной копенгагенской академии Филипп был обязан своему брату. Талант, подпитанный уроками живописи великого Йенса Юля, заставил мастера углубиться в проблему цветопередачи. В последствие на свет был рожден трактат «Световой круг» или «Световая сфера » (1810г.), в которой художник градирует цветообразование и классифицирует цвета. Трактат положен в основу современной школы живописи.

 

 

Расколов цветовой спектр на составляющие, Филипп Отто Рунге овладел безошибочной свето - и цветопередачей. Зацикленный на творчестве Гете и Людвига Тика, живописец создавал полотна фантастические с сюжетами, наполненными воздухом и пространством: «Большое утро » (1808г.), и совершенная противоположность, ранее созданная, работа в монохромном исполнении сепии - «Утро » (1807г.).

 

 

Его мастерство аналитика и наблюдателя легли в основу создания серии картин, повествующих о его близких, в том числе о себе самом. Так, картины с изображением жены художника с ребенком » (1807г.), его родителей (1806г.), автопортреты 1801-го и 1803-го годов - выложены на холосты в теплых тонах, с точной передачей тени и полутени, глубины красок и со светлыми мазками света .

 

Филипп мечтал о воплощении грандиозного замысла с мистическим настроением, название которому было дано заранее – «Четыре времени дня». К сожалению, проект не был воплощен до конца по причине болезни художника. Скончался Ф.О. Рунге от туберкулеза зимой 1810 года в городе Гамбург.

 

 

В последствие пожара 1931 года в Стеклянном дворце в Мюнхене большая часть наследия живописца была уничтожена.

paintingromanti.jimdo.com

Рунге Филипп Отто — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Ру́нге (Runge) Филипп Отто (23 июля 1777, Вольгаст, Померания — 2 декабря 1810, Гамбург), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Крупный мастер немецкого романтизма. В 1799-1801 годах учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора, затем в Дрездене (1801-1803). С 1804 работал в Гамбурге. Под влиянием Абильгора, жившего в Италии, сформировался интерес Рунге к античности, классической живописи. В раннем произведении — картине «Триумф любви» (1801, Кунстхалле, Гамбург) — композиция с фигурками путти в виде рельефа исполнена в монохромной гамме. Строгое классицистическое построение композиции свидетельствует о влиянии академической традиции, в частности Абильгора.В 1800 художник знакомится с рисунками Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, читает о них статьи А. В. Шлегеля в журнале «Атенеум» (1799). Влияние линейного рисунка английского художника проявилось в созданных Рунге иллюстрациях к «Илиаде» и на темы «Песен Оссиана», популярных среди европейских мастеров предромантической эпохи. Однако Рунге создает свой стиль рисунка пером и кистью, который строится на тонкой эфемерной линии, но значительную роль в нем играют эффекты света и тени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения в европейском искусстве конца 18 в.На протяжении всей жизни художник обращался к портрету, ставшему излюбленным жанром романтиков. В полотне «Мы втроем» (1805) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все — Кунстхалле, Гамбург) ярко выражена концепция европейского романтического портрета. Рунге изображает себя в моменты различных душевных движений — взволнованности, меланхолии, погруженным в раздумье. Автопортретом является и полотно «Мы втроем», где художник изобразил себя с братом Даниелем и его женой Полиной. Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры. Этот портрет, как и часто встречающиеся у романтиков парные портреты, символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия, индивидуальность натур. Рунге часто обращается и к форме парного портрета («Мои родители», 1806, Кунстхалле, Гамбург), позволяющему передать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, настроений. Портреты с изображением детей («Дети Хюльзенбек», 1805-1806; «Портрет сына», 1805; оба — Кунстхалле, Гамбург) искренней непосредственностью в воспроизведении натуры предвосхищают работы мастеров раннего реализма — бидермейера.В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции, темам из национальной истории. Для немецких церквей он создает полотна «Отдых на пути в Египет» (1805-1806) и «Христос, шагающий по водам» (1806-1807; оба — Кунстхалле, Гамбург). В плавном абрисе фигур, воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, глубокой духовной сосредоточенности персонажей ощущается влияние мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера.В поздний период своего творчества Рунге под влиянием учения немецкого мистика Я. Беме увлекается символикой цвета. Его как романтика волнует связь цветовой и музыкальной гармони. Этой проблеме он посвятил трактат «Цветовой круг». Картины из задуманного в 1807 четырехчастного цикла («Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь») должны были демонстрироваться под музыку и чтение стихов. Он предполагал выразить в них волновавшую романтиков идею непрерывного движения в жизни природы и человека, гармонию их сосуществования. В осуществленном Рунге полотне «Утро» (1808, Кунстхалле, Гамбург) голубые, розовые, белые цвета спектра символизируют пробуждение природы. Парящие женские фигуры в окружении путти и весенних цветов создают иллюзию танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Этой же романтической теме посвящены и многие рисунки художника. Творчество Рунге оказало значительное влияние на мастеров не только немецкого, но и европейского романтизма.
  • Einem von H. Philipp Otto Runge. Das Bildis der Eltern. Stuttgart, 1957.
  • Fraeger I. Philipp Otto Runge und sein Werk. Muenchen, 1975.
  • Betthausen P. Philipp Otto Runge. Leipzig, 1980.

megabook.ru

Рунге

, Филипп Отто (Runge, Philipp Otto) 1777, Ваольгаст, Померания — 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799—1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене (1801—1803). С 1804 работал в Гамбурге. В раннем произведении Рунге Триумф любви (1801, Гамбург, Кунстхалле) обращение к монохромной композиции в виде рельефа с путти, строгая академическая манера рисунка свидетельствуют о влиянии манеры его учителя профессора копенгагенской Академии Альбигора. Как и в рисунках Альбигора, сюжет трактуется молодым художником глубоко эмоционально. Под воздействием Альбигора, знатока античного искусства, бывавшего в Италии, сформируется интерес художника к классическому наследию. В 1800 Рунге знакомится с копиями рисунков Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, которые прислал ему в Копенгаген из Германии брат Даниэль, читает о них статью А. В. Шлегеля в журнале Атенеум (1799). Влияние линейного рисунка Флаксмена, а также иллюстраций Корнелиуса к Фаусту Гёте (1808) ощутимо в исполненных Рунге иллюстрациях к Илиаде Гомера и произведениям на темы песен Оссиана. Однако художник создает свой стиль рисунка пером и кистью, в котором значительная роль отведена эффектам светотени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения рубежа XVIII—XIX вв. Значительное место в творчестве Рунге занимал портрет. В портрете Мы втроем (1805) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все — Гамбург, Кунстхалле) выражена концепция романтического портрета. Он изображает себя в момент различных душевных движений — глубокой взволнованности или меланхолии, погруженным в мир мыслей, как бы наедине с собой. Собственно автопортретом с братом Даниэлем и женой Полиной является и портрет Мы втроем, где ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливается поэтическим горным пейзажем, на фоне которого изображены три фигуры. Как художник-романтик, Рунге часто избирает и форму парного портрета (Мои родители, 1806, Гамбург, Кунстхалле), позволяющую передавать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, темпераментов, настроений. Портреты художника с изображением детей (Дети семьи Хюльзенбек, 1805—1806; Портрет сына, Отто Сигизмунда Рунге, 1805, оба — Гамбург, Кунстхалле) непосредственностью образов, конкретностью воспроизведения натуры и пейзажного фона предвосхищают работы немецких мастеров раннего реализма — бидермайера. Для немецких церквей были созданы художником полотна Отдых на пути в Египет (1805—1806) и Христос, идущий по водам (1806—1807, оба — Гамбург, Кунстхалле). В плавном абрисе фигур, скрупулезном воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, сдержанном, но глубоком внутреннем настрое персонажей ощущается влияние искусства мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера. В поздние годы художник под влиянием учения немецкого мистика Я. Бёме увлекается символикой цвета, проблемой связи цветовой и музыкальной гармонии. Эти идеи Рунге выразил в трактате Цветовой круг. Полотна задуманного в 1807 четырехчастного цикла (Утро, Полдень, Вечер, Ночь) должны были демонстрироваться под музыку и чтение стихов. Художник предполагал выразить в них волновавшую романтиков идею непрерывного движения в жизни природы и человека, гармонию их сосуществования. В созданном Рунге полотне цикла (Утро, 1808, малый вариант; Утро, 1808—1809, большой вариант, оба — Гамбург, Кунстхалле) голубые, белые и розовые цвета спектра символизируют пробуждение природы. Парящие женские фигуры в окружении путти и весенних цветов создают иллюзию танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Этой же романтической теме посвящены и многие рисунки художника (Гамбург, Кунстхалле). Творчество Рунге как крупнейшего художника-романтика оказало значительное влияние на последующее развитие немецкого и европейского искусства XIX в.

Лит.: Einem H. Philipp Otto Runge. Das Bildnis der Eltern. Stuttgart, 1957; Fraeger I. Philipp Otto Runge und sein Werk. Munchen, 1975; Jensen J. Ch. Philipp Otto Runge. Leben und Werk. Koln, 1977; Betthausen P. Philipp Otto Runge. Leipzig, 1980.

Е. Федотова

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Рунге Филипп Отто. Творчество, картины и биография. Книги по литературе

 

Рунге Филипп Отто Творчество, картины и биография рунге автопортрет Автопортрет, 1805 Кунстхалле, Гамбург рунге жена художника с ребенком

Жена художника с ребенком 1807, Старая галерея, Берлин Рунге Филипп Отто (Runge Philipp Otto) (1777—1810), немецкий художник-романтик, яркий представитель романтизма в изобразительном искусстве Германии. Родился Рунге 23 июля 1777 года в Вольгасте, на севере Германии. Учился живописи и работал в Гамбурге. Близкий к кругу немецких романтиков-литераторов, сам видный теоретик живописи, уделявший большое внимание проблемам цвета и его гармоний, автор трактата «Цветовой круг», художник Рунге стремился всю свою недолгую жизнь к построению сложных, надуманных аллегорий.

Филипп Рунге мечтал о фантастико-музыкальной поэме в цикле картин «Четыре времени суток», но действительно живые образы немецкий художник создал, обратившись непосредственно к натуре. Портреты составляют лучшую часть художественного наследия живописца Филиппа Рунге. В «Автопортрете» (1805, Гамбург, Кунстхалле) поэтическое восприятие действительности у художника сочетается с зоркостью взгляда аналитика, со строгим и точным мастерством рисунка. С удивительной тонкостью и тщательностью исполнен пейзаж, на фоне которого представлены старики — родители художника, около которых примостились их внуки, — «Портрет родителей» (1806, Кунстхалле, Гамбург, Германия).

 

Сурово скорбны морщинистые лица встревоженных стариков, резким контрастом воспринимаются рядом с ними розовощекие дети, глядящие на мир широко открытыми глазами. Философская глубина мысли, озабоченность за судьбу человека, восхищение богатством и красотой родной природы отличают это произведение Филиппа Рунге.

Скончался Рунге 2 декабря 1810 года в Гамбурге. История зарубежного искусства рунге дети семьи хюльзенбек Дети семьи Хюльзенбек, 1805-1806 Кунстхалле, Гамбург рунге портрет родителей Портрет родителей, 1806 Кунстхалле, Гамбург Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

 

www.nitpa.org

Рунге, Филипп Отто — WiKi

Биография

Родился в многодетной семье корабелов в Западной Померании, находившейся в тот период под управлением Швеции. Его школьным учителем был Людвиг Козегартен. С 1799 при финансовой поддержке брата (впоследствии его трудами были изданы статьи, письма и заметки художника) обучался живописи у Йенса Юля в академии Копенгагена. В 1801 сблизился в Дрездене с К. Д. Фридрихом и Людвигом Тиком, углубился в мистические трактаты Бёме, на которые обратил его внимание Тик. В 1803 познакомился и подружился с Гёте, с которым разделял интерес к проблематике цвета, — натурфилософские и естественнонаучные поиски обоих, питаясь разными источниками, шли в сходном направлении: Гёте, всегда более чем сдержанно относившийся к романтизму, с неизменным одобрением высказывался о творчестве и теоретизировании Рунге. В 1804 женился и переехал в Гамбург. В 1810 опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации Цветовая сфера (гётевское Учение о цвете появилось в том же году). Последние годы работал над большим мистико-философским живописным замыслом Четыре времени дня, работа осталась незавершённой. Умер от туберкулёза.

Творчество

  Цветовой шар Рунге   Рунге. Большое утро, 1808
  • Triumph des Amor (1800)
  • Die Heimkehr der Söhne (1800)
  • Die Zeiten (1803)
  • Die Lehrstunde der Nachtigall (1803)
  • Die Mutter und Kind an der Quelle (1804)
  • Pauline im grünen Kleid (1804)
  • Wir drei (1805)
  • Die Ruhe auf der Flucht (1805—1806)
  • Die Hülsenbeckschen Kinder (1805—1806)
  • Der kleine Morgen (1808)
  • Der große Morgen (1808)
  • Arions Meerfahrt (1809)

Помимо портретной и визионерской живописи, книжных иллюстраций к произведениям Л.Тика (1803), выступал как поэт и прозаик, обрабатывал народные сказки (две из этих обработок вошли в Сказки братьев Гримм). Большой историко-культурный интерес представляют письма Рунге к брату Даниэлю, Гёте, Тику, Клеменсу Брентано и другим адресатам.

Посмертная судьба

Публикации на русском языке

  • Мастера искусств об искусстве. Т.4. — М.: Искусство, 1967, — С. 388-405
  • Стихотворения/ Пер. С.Аверинцева // Поэзия немецких романтиков. — М.: Художественная литература, 1985, — С. 247-249
  • Из писем // Эстетика немецких романтиков/ Сост., пер., коммент. Ал. В.Михайлова. — М.: Искусство, 1987, — С. 448-481

Литература

  • Стеффенс Х. Ф. О. Рунге// Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987, с.481-490
  • Тарасов Ю. А. Из истории немецкого романтизма: Каспар Давид Фридрих, Филипп Отто Рунге. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006
  • Bisanz R.M. German romanticism and Philipp Otto Runge; a study in nineteenth-century art theory and iconography. DeKalb: Northern Illinois UP, 1970
  • Traeger J. Philipp Otto Runge und sein Werk. München: Prestel, 1975
  • Haese K. Caspar David Friedrich und Philipp Otto Runge: Heimatraum und Lauf der Zeit. Karlshagen: Nordlichtverl., 2007
  • Scholl Chr. Romantische Malerei als neue Sinnbildkunst: Studien zur Bedeutungsgebung bei Philipp Otto Runge, Caspar David Friedrich und den Nazarenern. München: Deutscher Kunstverlag, 2007

Ссылки

ru-wiki.org

Рунге, Филипп Отто — Википедия (с комментариями)

КультураЛитератураМузыка<tr><td colspan="2"></td></tr><tr><th scope="row">Теология ифилософия</th><td></td></tr><tr><td colspan="2"></td></tr><tr><th scope="row">Живопись</th><td></td></tr><tr><td colspan="2"></td></tr><tr><th scope="row">Архитектура</th><td></td></tr><tr><td colspan="2"></td></tr><tr><td colspan="2"></td></tr></table></td></tr></table>

Отрывок, характеризующий Рунге, Филипп Отто

– Il faut que vous sachiez que c'est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру. – Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья. Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения. – Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m'etre reconaissante de ce que j'explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.] – Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех. Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей. – Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей. – Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась… – Что ж, Иванушка с тобой? – Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись… Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела. – В Колязине, отец, великая благодать открылась. – Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей. – Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка. – Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла… Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух. – Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет… – Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья. – Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он. – Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет… – Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу. – Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье. – Это обманывают народ, – повторил он. – Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру. – Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер. – В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь. Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками. – Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску. – Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома. – Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?… – Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n'ai pas voulu l'offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только. Скрытые категории:

Навигация

Персональные инструменты

На других языках

</div>

wiki-org.ru

Филипп Отто Рунге

Филипп Отто Рунге ( нем. Philipp Otto Runge , 23 июля 1777, Вольгаст - 2 декабря 1810, Гамбург) - немецкий художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве.

1. Биография

Родился в городе Вольгаст 23 июля 1777 года в семье купца-судовладельца. В восемнадцать лет приехал в Гамбург учиться торговом деле, но вскоре (в 1897) почувствовал склонность к живописи и вскоре начал брать частные уроки рисования.

В 1799-1801 годах учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца Н. А. Абильгора, затем в Дрездене (1801-1803), где познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гете.

Особое влияние на него в эти годы оказал датчанин Н. Абильгор с его четкой классицистической манерой рисунка. Испытал также заметное влияние Дж. Флаксмена.

Под влиянием Абильгора, который жил в Италии, сформировался интерес Рунге к античности, классической живописи. В раннем произведении - картине "Триумф любви" (1801, Кунстхалле, Гамбург) - композиция с фигурками путти в виде рельефа выполнена в монохромной гамме. Суровая классицистична построение композиции свидетельствует о влиянии академической традиции, в частности Абильгора.

В 1800 художник знакомится с рисунками Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, читает о них статьи А. В. Шлегеля в журнале "Атенеум" (1799). Влияние линейного рисунка английского художника оказался в созданных Рунге иллюстрациях к "Илиаде" и на темы "Песен Оссиана", популярных среди европейских мастеров предромантичнои эпохи. Однако Рунге создает свой стиль рисунка пером и кистью, который строится на тонкой эфемерной линии, но значительную роль в нем играют эффекты света и тени. Рисунки Рунге отразили предромантични настроения в европейском искусстве конца 18 в.

В 1802-03 Р. работал над аллегорической композицией "Времена дня".

Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался живописью и одновременно служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля. С 1804 жил в основном в Гамбурге.

2. Творчество

Автопортрет "Мы втроем", 1805

Отдых на пути в Египет, 1805-1806

На протяжении всей жизни художник обращался к портрета, ставшего любимым жанром романтиков. В полотне "Мы втроем" (1805, в 1931 г. погиб при пожаре) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все - Кунстхалле, Гамбург) ярко выраженная концепция европейского романтического портрета. Рунге изображает себя в моменты различных душевных движений - взволнованности, меланхолии, погруженным в раздумье. Автопортретом есть и полотно "Мы втроем", где художник изобразил себя с братом Даниэлем и его женой Полиной. Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры. Этот портрет, как часто встречаются у романтиков парные портреты, символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия, индивидуальность натур. Рунге часто обращается и к форме парного портрета ("Мои родители", 1806, Кунстхалле, Гамбург), что позволяет передать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, настроений. Портреты с изображением детей ("Дети Хюльзенбек", 1805-1806, "Портрет сына", 1805, оба - Кунстхалле, Гамбург) искренней непосредственностью в воспроизведении натуры предусматривают работы мастеров раннего реализма - бидермейера.

В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции, темам из национальной истории. Для немецких церквей он создает полотна "Отдых на пути в Египет" (1805-1806) и "Христос, шагающий по водам" (1806-1807, оба - Кунстхалле, Гамбург). В плавном абрисе фигур, воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, глубокой духовной сосредоточенности персонажей чувствуется влияние мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера. Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я. Беме, а с другой - связанных с поисками эстетического абсолюта, свойственными романтизма в целом, призван стать цикл с четырехпроводной разделов "Времена дня", что символизирует слияние человека с природой , - его предполагалось демонстрировать в виде настенных панно под музыку и чтение стихов, при специальном освещении. Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментально ритмической эмблематикой, а также феерично сказочный по колориту Утро (единственный живописный эскиз, осуществленный в 1808-1809) принадлежат к числу самобытных предсказаний символизма и модерна.

Цветная сфера Рунге

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом с Гете. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производные (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в книге "Пуля цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешение красок и их полного родства" ( нем. Farbenkugel oder Construction des Verh?ltnisses aller Mischungen der Farben zu einander und ihrer vollstandigen Affinit?t , 1810), которая стала выдающимся этапом в развитии постньютоновскои оптики. Книга вышла в 1810 г., в год смерти Рунге.

3. Наследие

Умер Рунге в Гамбурге 2 декабря 1810. Из жизни ушел молодым, оставшись верным протестантским принципам.

В 1840-1841 были изданы два тома его сочинений (рядом с шаром цветов - две сказки, сочиненные Рунге на "платтдойч" нижненемецкий диалекте, и включенные в Сказки братьев Гримм: О рыбаке и его жене и Можжевельник, обе 1806, вкупе с эпистолярным наследием).

nado.znate.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта