Искусство эпохи классицизма. Картины эпохи классицизма


Искусство эпохи классицизма — Мегаобучалка

Классици́зм (фр.лат. — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Рене Декарта( французский философ, математик, физик). Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Живопись

Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636).

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился ещё в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности.

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи.

Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784).

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (неоклассицизм). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента(основания) бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

Скульптура

Антонио Канова. Амур и Психея(1787—1793)

На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений.

 

 

Архитектура

* Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х)* Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е)* Ампир (от фр. empire — «империя»)

Пример британского палладианизма — лондонский особняк Остерли-парк (Роберт Адам).

Неогрек — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики

Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580).

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы

XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузельи Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Вальхалла — повторение афинскогоПарфенона баварским зодчим Лео фон Кленце.

Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона.

С 1762 по 1766 г. в усадьбе на р. Мойке А.Ф. Кокоринов строит трехэтажный представительный дворец президента Академии наук К.Г. Разумовского. В облике этого дворца уже отчетливо проступают черты раннего классицизма.

С наибольшей отчетливостью стиль раннего классицизма проявился в архитектуре здания Академии художеств, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова в 1764—1788 гг. по беспримерному замыслу А.Ф. Кокоринова. С ним сотрудничал Ж.-Б. Валлен-Деламот, разрабатывавший архитектуру главного фасада, вестибюля и Актового зала.

Антонио Ринальди 1710-1794 - Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III) , Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец.

Жан-Батист Валлен-Деламот 1729-1800 - Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной

А. Н. Воронихин 1759-1814 - Казанский собор, создал ажурную ограду со стороны Казанской улицы. Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Работал в Павловске, колоннады в нижнем Парке Петергофа, интерьеры Строгановского дворца, здание Горного института.

megaobuchalka.ru

Живопись эпохи классицизма

Живопись эпохи классицизма

Франция

Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Его произведения отличают глубокие мысли и чувства. Его идеал – герой, способный совершить подвиг, сохраняющий в жизненных испытаниях невозмутимость, спокойствие духа, сюжеты брал из античной мифологии и Библии.

Характерная черта работ – умение раскрыть внутренний мир человека в движении, жесте, ритмах.

«Царство флоры»

Просвещение

XVIII век вошел в историю культуры Франции под двумя противоположными названиями: «галантного века» и «века «Просвещения».

Термин «Просвещение» в широком смысле слова понимается как просвещение народа, приобщение народных масс к культуре, наукам, искусству, освобождение сознания народных масс от религии и других предрассудков.

В I пол. 18 века определяющим был изысканный легкомысленный стиль рококо (позднее барокко).

Живописцы часто показывали природную жизнь, вкус аристократии, царивший культ наслаждений.

Самым ярким представителем стиля рококо был Первый живописец короля Людовика XV Франсуа Буме.

«Юпитер и Каллисто»

Бог Юпитер принял облик богини-охотницы Дианы, чтобы соблазнить ее спутницу нимфу Каллисто.

XVII век был назван эпохой Просвещения, проникнутой духом борьбы против всех порождений феодализма.

XVII век – век Разума, развивший нации (точные и естественные) география, история, философия.

Важным событием явилось издание «Энциклопедического, или Шолкового словаря наук, искусств и ремесел» (Д. Дидро, Вольтер).

Но в век разума не подавлялись свежесть и искренность чувств, естественность человека.

Жанн-Батист Симеон Шарден – антипод Ф. Буме. Шарден был чужд всякой декоративности, высшим эффектам. Идеалом его искусства – была правда жизни, он изображал жизнь обычных вещей.

«Натюрморт с атрибутами искусства». Аллегорическая композиция, символизирующая различные виды искусства.

В центре – слепок с головы Гермеса (известный скульптор Ж. Пигаль) – означает связь античности и современности.

Атрибуты художника – мел, карандаш, пенал и рулон бумаги освещены неярким светом.

Гамма – белого и серого.

Новая волна классицизма во Франции (живопись) связана с именем Жака Луи Давида. Его называли художником революции, увековечившим ее героев и деяния.

«Автопортрет»

«Андромаха, оплакивающая Гектора» (идеалы служения отечеству и самопожертвованию во имя свободы).

Художественный стиль Давида обращается, прежде всего, к разуму зрителя.

Суровость стиля Давида несколько смягчается в женских портретах, но и в последних Давид предает своим моделям сходство с античными героинями.

«Портрет мадам Ренамье»

«Портрет четы Лавуадве»

Доминик Энгр (1780-1867).

Французский живописец, представитель классицизма. Самый талантливый из учеников Давида Энгр боготворил античность и старых мастеров, прежде всего Рафаэля.

Создал незабываемые по совершенству портреты, в которых сумел передать именно те свойства и черты характера, которые были главными.

«Портрет Жозефа Ануана Мольтеро»

Модель представлена на фоне классического пейзажа с развалинами Колизея.

Добродушный и открытый начальник почти в Риме, любитель и собиратель древности.

Англия

Уильям Хогарт (1697-1764).

Для его творчества характерны:

- интересы к характеру человека;

- изображения быта и нравов современного общества.

Хогарт создал ряд портретов, получивших название «собеседования».

Групповой портрет «Свадьба Стивена Бекингема и Мери Кокс».

естественность и простота композиции;

тщательная разработка костюмов.

Групповой семейный портрет получил в Англии широкое распространение.

Россия

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Родился в Украине в семье священника и гравера Киево-Печерской лавры, свое творчество связал с портретной живописью.

Писал портреты так, как того требовали нормы эпохи:

- модели представлены в наивыигрышном свете;

- они не скрывают, что позируют художнику, горделивая осанка, условные жесты;

- изображены в роскошной одежде, парадных мундирах;

- благодаря мастерству художника, можно видеть живые образы людей.

«Екатерина II – законодательница …»

Основная тема: вера просветителей в справедливого и доброго монарха. Фигура Екатерины выдвинута на первый план и выделена светом.

Рукой она указывает на жертвенник, где стяг цветы мака (мак – символ сна), этим она дает понять, что жертвует своим спокойствием и благополучием во имя своих поданных.

В ее портрете на первом плане выступает должностное и высокое (классицизм), это заслоняет личную сторону души.

«Портрет П. А. Демидова»

Известный богач, изображен во весь рост на фоне величавой архитектуры, в точных складках алого одеяния. Но это складки на мантии, а домашнего халата. Опирается не на саблю, а на садовую лейку. Торжественный жест указывает не на дым сражения, а на горшки с цветами из его оранжереи. Нет ничего величественного в его хитром немолодом лице.

po-teme.com.ua

Классицизм в живописи Франции 19 века

Классицизм стал ведущим направлением во французском изобразительном искусстве уже в конце XVIII в. Наряду с Ж. Л. Давидом, крупнейшим представителем этого течения был художник Пьер Прюдон. В отличие от Давида с его полной героического пафоса живописью Прюдон берет из творчества античных мастеров только изящество и утонченность образов. Его интересуют сюжеты из античной литературы и аллегорические мотивы («Похищение Психеи», 1808; «Преступление, преследуемое Правосудием и Мщением», 1808).

Большую роль в живописи первой половины XIX в. играла т. н. школа Давида, объединявшая учеников и последователей знаменитого мастера. Традиции его искусства продолжили исторические живописцы Анн Луи Жироде-Триозон, Пьер Нарсис Герен, портретист Франсуа Жерар.

Крупнейшим представителем этой школы был Жан Антуан Гро, преданный друг Давида, стремившийся продолжать дело своего учителя. Участник итальянского похода Наполеона, он был, вероятно, единственным французским художником, своими глазами наблюдавшим за ходом военного сражения. Первой его значительной исторической композицией стала картина «Бонапарт на Аркольском мосту» (1796). Большой интерес представляет его известное полотно «Зачумленные в Яффе» (1804), на котором представлен эпизод из египетского похода Наполеона. Тему наполеоновских сражений продолжила реалистичная и правдивая композиция «Наполеон на поле битвы под Прейсиш-Эйлау» (1808), изобразившая убитых и умирающих солдат французской армии на заснеженном поле брани. После поражения империи и прихода к власти Бурбонов Гро писал произведения на сюжеты из античной литературы и мифологии. Эти картины кажутся бледной тенью его прежних работ. Лишившись идеалов и не найдя новых, разочарованный художник кончил жизнь самоубийством.

Самым значительным представителем французского классицизма первой половины XIX в. был Ж. О. Д. Энгр, живописец и график, один из виднейших портретистов XIX в.

Жан Огюст Доминик Энгр

Родился живописец в 1780 г. в Монтобане, в семье художника-миниатюриста Жозефа Энгра, у которого и получил первые уроки рисунка. В 1791 г. поступил в Академию художеств, находящуюся в Тулузе, где учился у Ж. Рока (живопись) и Ж.-П. Вигана (скульптура). Одновременно брал уроки игры на скрипке и был солистом местного оркестра. Занятия музыкой нашли свое отражение и в его художественном творчестве. В 1797 г. Энгр поступил в мастерскую Ж. Л. Давида, где с большим старанием занимался изучением человеческих фигур и композиционных принципов (причем его интерес распространялся не только на античное искусство, но и на работы итальянских и фламандских мастеров) , просиживая многие часы в библиотеке Св. Женевьевы.

В 1801 г. упорный труд был вознагражден Римской премией за картину «Послы Агамемнона», однако финансовые трудности не позволили молодому художнику сразу отправиться в Италию, и он вплоть до 1806 г. работал над созданием таких замечательных полотен, как «Автопортрет» (1804), три портрета семьи Ривьер (1805), «Наполеон на троне» (1806).

В портрете г-жи Ривьер живописцу с большой точностью удалось передать поэтичность и женственность модели. Ее умные глаза и непринужденность позы невольно притягивают взгляд и вызывают самые теплые чувства. С большим вдохновением и живостью Энгр написал руки с длинными тонкими пальцами. Характерно, что руки, жест в его портретах всегда играют далеко не маловажную роль в раскрытии образа. Так, например, в портрете г-на Ривьера мастер изобразил героя с характерным для периода империи наполеоновским жестом (рука, заложенная за борт сюртука).

В обоих произведениях, равно как и в изображении дочери, мадемуазель Ривьер, Энгр дает поколенный портрет. Это позволяет художнику не только воспроизвести окружающую обстановку, но и не превратить портрет в жанровую картину. Мечтательная пятнадцатилетняя девушка изображена на фоне пейзажа; ее отец в непринужденной позе сидит в кресле около рабочего стола, а мать находится в окружении диванных подушек. Необходимо отметить, что все портреты выдержаны в строгом стиле, проявляющемся и в чеканной форме, и в четком рисунке, и в скупой колористической гамме. Светлые тона одежды г-жи Ривьер отчетливо выделяются на темно-коричневом фоне и интенсивно-синем цвете дивана.

В том же году мастер нарисовал карандашом портрет семьи Форестье (1805), с которой был связан нежной дружбой (их дочь была его невестой). Данный портрет отличается простотой исполнения, интимностью и поэтичностью. Каждое лицо схвачено очень живо, при этом художник явно дает понять, что модели довольны позированием.

В 1806 г. живописец отправился в Италию, где с 1806 по 1820 г. работал в Риме, а с 1820 по 1824 г. — во Флоренции. В этой стране Энгр познакомился с творчеством мастеров Ренессанса. Восхищаясь искусством Рафаэля, художник не прекращал работать в жанре портрета. Его слава росла очень быстро, а потому недостатка в заказах не наблюдалось.

Одним из шедевров итальянского периода считается портрет г-жи Девосе (1807), в котором художник с большим мастерством передает живое очарование образа и удивительное совершенство формы. Характерно, что в карандашных портретах женщин Энгр пользуется тончайшими линиями (при этом создается впечатление, что карандаш едва касается бумаги): в некоторых случаях это плавные певучие линии (портрет г-жи Шовен, 1814), а в других — переплетающиеся тонкие линейные узоры. Среди наиболее интересных карандашных работ — «Сестры Монтегю» (1815), «Семья Стамати» (1818).

В мужских портретах художественная манера Энгра меняется, линия становится более четкой и твердой. Исключение составляет лишь портрет художника Тевенена, директора французской Академии в Риме (1816). Лицо Тевенена, как и в женских портретах, вылеплено посредством тончайшей светотени. Это невольно заставляет обратить внимание на конкретные индивидуальные особенности: припухшее левое веко, двойной подбородок и др. С помощью подобной техники написано не только лицо модели, но тонкие, растрепавшиеся волосы и манишка. Что касается фигуры, то ее контур, наоборот, тверд и резок. Благодаря такому разнообразию линий Энгру удается избежать монотонности, создав рисунок, отличающийся динамичностью и яркой выразительностью.

Как известно, работа в портретном жанре не приносила Энгру удовлетворения, он стремился к большему. Побывав во Флоренции и увидев фрески Мазаччо, которые явились для него настоящим открытием, художник был настолько потрясен, что пришел к убеждению в необходимости реформации французской живописи. Однако уже в произведениях, присланных им во Францию из Италии («Эдип и Сфинкс», 1808; «Зевс и Фетида», 1811), современная критика обнаружила отход Энгра от принципов античного искусства. В его адрес шли многочисленные упреки в натурализме, при этом самого художника называли учеником Яна из Брюгге (Яна ван Эйка), а его искусство — готическим.

Как ни парадоксально, но именно то, в чем его упрекали, т. е. преклонение перед натурой, помогло Энгру создать такие шедевры, как «Купальщица» (1808), «Большая одалиска» (1814) и «Источник», исполненный много позднее (начат ок. 1820 г. и окончен в 1856 г.). Объединяет данные произведения то, что на всех изображены обнаженные молодые женщины. В этих композициях поражает пластичность, чистота форм, четкая линейность ритмов. Нужно заметить, что все три работы — не простое копирование, в каждом отдельном полотне отражено личностное восприятие мастера и его идеал красоты.

В композиции «Большая одалиска» Энгр воссоздает атмосферу Востока: на голову натурщицы надет тюрбан, в руках она держит опахало, а в ногах находится курильница. Чтобы настроить зрителя на более сильное восприятие пластичности тела, живописец прибегает к некоторой уловке: противопоставляет округлые плавные линии мелким складкам ткани, сложенным под прямым углом. Для того чтобы придать всей композиции то же спокойствие, которым проникнута фигура натурщицы, мастер слева изображает тяжелые ниспадающие складки занавеса.

Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814 г.

Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814 г.

Находясь в Италии, Энгр продолжает искать все новые приемы и образы. Следствием этого становятся романтические тенденции, проявившиеся в его творчестве в последние годы империи. Однако нужно заметить, что романтизм Энгра (перекликающийся с романтизмом Прюдона) — пассивный, он уводит живописца от современности. В этом отношении наиболее показательны работы на литературные сюжеты и на тему национальной истории: «Сон Оссиана» (1813), «Паоло и Франческа» (1814), «Дон Педро, целующий шпагу Генриха IV» (1820).

Обращение живописца к национальной истории было вполне осознанным. Сам он писал, что история Франции «гораздо инте-реснее для наших современников, ведь для них Ахилл и Агамем¬нон, сколь они ни прекрасны, менее близки сердцу, чем Людовик Святой…». Работая в этом направлении, художник и сам не за-мечает, как его творчество все более и более проникается готичес¬кими тенденциями. Особенно хорошо заметно это в композиции «Франческа да Римини», датируемой 1819 г. Здесь мастер созда¬ет поэтические образы Франчески и Паоло, со всей трогательнос¬тью передает любовную сцену. Картина выстроена на изыскан¬ных контурах, то плавных (очертания рук Франчески) , то острых (линии ног и рук Паоло) или похожих на тонкий декоративный узор (контуры платья Франчески и плаща Паоло).

В произведениях Энгра нередко можно встретить и средневековые сюжеты, свойственные романтизму. Наиболее полно они воплотились в картине «Руджиеро и Анжелика» (1819) и образах Богоматери.

В Италии художником был написан ряд небольших картин, носящих жанровый характер. Особое место среди них занимает «Сикстинская капелла», первый вариант которой был написан еще в 1814 г., а второй — в 1820 г.

С восстановлением монархии правительство Бурбонов вызвало Энгра на родину, мотивируя это необходимостью укрепления престижа академической школы, заметно пошатнувшегося в результате нападок группы молодых художников, во главе которых стоял Делакруа со своим искусством, раскрывающим трагедию человека и выводящим напоказ его страсти. По возвращении в Париж Энгр становится во главе академической школы и официального направления, с большим энтузиазмом отстаивая его принципы. Данная позиция (ставшая для художника «родной») была заявлена им в работе «Обет Людовика XIII» (1824), выставленной в Салоне 1824 г. Сюжет прост: Людовик XIII посвящает свой скипетр явившейся ему в видении Богоматери. Построение, образы, аксессуары — все здесь как бы срисовано с композиции Рафаэля. Академические круги, возмущенные дерзостью Делакруа (который попытался провозгласить новые эстетические принципы), с большой симпатией отнеслись к картине Энгра. За нее он получил орден Почетного легиона, стал членом Академии. После этого художнику стали поручать крупные государственные заказы.

В 1827 г. внимание ценителей искусства привлек плафон Энгра «Апофеоз Гомера», украшавший в свое время галерею Карла Х в Лувре. Критики этой эпохи не раз указывали на преемственность итальянских традиций. Так, например, художнику Шефферу данная композиция напоминала «Парнас» Рафаэля, а Огюст Жаль (представитель прогрессивной критики) даже упрекнул Энгра в подражании Перуджино. Однако на самом деле искусство Энгра было далеко от искусства мастеров Возрождения и тех жизненных проблем, которые будоражили общественное сознание накануне революции 1830 г.

Эта композиция, как и некоторые другие («Св. Симфорион», 1834; «Стратоника», 1840), дает представление о том, как Энгр понимает вечный идеал красоты. Искусство и современность для него — понятия несовместимые. Так как творчество художника было на руку тем, кто не хотел видеть поступательное движение истории, Энгр стал любимцем высшего света. Он создает панно (1843-1847) для замка герцога де Люиня, пишет «Стратонику» для герцога Орлеанского. В честь официально признанного художника устраиваются приемы и банкеты, а сам он пишет множество композиций, хотя и идеальных в профессиональном плане, но отличающихся холодностью и театральной пафосностью («Апофеоз Наполеона I», 1853; «Жанна д’Арк на коронации Карла VII», 1854, и многие другие).

Однако, создавая большие исторические и библейские композиции, Энгр продолжает работать в жанре портрета. Помимо серии карандашных работ (особое место среди которых занимает портрет мадемуазель Лоримье, 1828 г.), он создает живописный портрет Бертена-старшего (1832), основателя «Журналь де деба». Глубокая психологическая характеристика, выделяющая это произведение на фоне многих работ, полностью отвечает прогрессивным тенденциям современности и предвосхищает реализм середины века. Желание изобразить реальную жизнь преодолело теоретические домыслы автора.

Обращаясь к многогранному искусству великого французского художника, нельзя не сказать о противоречивости его стремлений: с одной стороны, он всегда хотел быть верным натуре, а с другой — не отступать от «вечного идеала красоты», под которым нужно понимать искусство античности и эпохи Возрождения. При этом обе тенденции гармонично сочетались только в ранний период его творчества.

Жизнь великого портретиста оборвалась в 1867 г., в Париже. Испытывая чувство влюбленности в каждую свою модель, художник всегда провожал позировавшую ему женщину до кареты. И вот однажды в зимнее время 87-летний мастер вышел провожать даму с непокрытой головой, простудился и серьезно заболел. Так получилось, что болезнь стала для него роковой.

istoriya-iskusstva.ru

Классицизм | Великие художники

  • warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home2/bbbm9zw/ohudognikah.ru/sites/default/settings.php:2) in /home2/bbbm9zw/ohudognikah.ru/includes/common.inc on line 148.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home2/bbbm9zw/ohudognikah.ru/sites/all/modules/views/views.module on line 879.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home2/bbbm9zw/ohudognikah.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home2/bbbm9zw/ohudognikah.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home2/bbbm9zw/ohudognikah.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home2/bbbm9zw/ohudognikah.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home2/bbbm9zw/ohudognikah.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home2/bbbm9zw/ohudognikah.ru/sites/all/modules/views/views.module on line 879.

Классицизм - одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм. Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность. Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”) и разделение жанров на “высокие” и “низкие”. К “высоким” жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к “низким” - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.В живописи классицизма главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым. Крупнейшие представителями классицизма являются Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр. 

ohudognikah.ru

Классицизм [Французский] — стиль, направление, искусство, черты, особенности, история, представители, вики — WikiWhat

Черты классицизма

Искусство классицизма следовало античным, то есть классическим, образцам, которые счи­тались идеальным эстетическим эталоном. В отличие от мастеров ба­рокко, творцы классицизма старались следовать твёрдо установлен­ным канонам прекрасного. Новая эпоха выработала жёсткие прави­ла, определявшие, как надо писать стихи и пьесы, как создавать картины, как танцевать и т. д. Основные принципы классицизма — строгое следование установленным нормам и величественность.

Становление классицизма

Стараниями Французской академии, основанной в 1634 г., во Франции вместо многочисленных местных диалектов постепенно утверждался единый литературный язык, что становилось важней­шим средством не только развития культуры, но и укрепления национального единства. Академия диктовала языко­вые нормы и художественные вкусы, способствуя ста­новлению общих канонов французской культуры. Становлению классицизма способствовала также дея­тельность Академии живописи и скульптуры, Акаде­мии архитектуры, Академии музыки, которые опре­деляли нормы художественного творчества в соответ­ствующих сферах искусства. Художественные каноны той эпохи формировались под влиянием философ­ского рационализма, основоположником которого являлся выдающийся французский мыслитель пер­вой половины XVII в. Р. Декарт.

Картезианство, как называют философию Декарта, утверждало веру во всесилие человеческого разума и его способность организовать всю человеческую жизнь на рациональных основах.

Ведущим поэтом классицизма и его теоретиком в сфере поэзии был Н. Буало, автор стихотворного трактата «Поэтическое искусство» (1674).

Драматургия

В драматургии, где классицизм достиг наибольшей завершённо­сти, установился принцип «трёх единств», означавший, что весь сюжет разворачивался в одном месте, в одно время и в одном дейст­вии. Высшим жанром театрального искусства признавалась траге­дия. В классической драматургии персонажи чётко различались и противопоставлялись друг другу: положительные герои воплощали только добродетели, отрицательные становились олицетворением порока. При этом добро всегда должно было побеждать зло.

Осно­воположником классической французской трагедии стал П. Кор­нель, который не только писал пьесы, до настоящего времени при­знаваемые шедеврами мировой драматургии, но и стал ведущим теоретиком театрального искусства.

Театральное искусство

Балет

Высокого совершенства в эпоху классицизма достиг балет, к которому питал слабость «король-солнце», нередко сам выходивший на сцену. Балет, пришедший из ренессансной Италии, под покровительством короля Фран­ции превратился в особый вид сценического искусства. К концу XVII в. были разработаны его каноны, превратившие балет в самое классическое из всех видов классических искусств.

Опера

Из Италии во Францию пришла также опера. Национальная оперная традиция, зародившаяся при дворе Людовика XIV, тоже формировалась в русле классицизма.

Классические каноны в живописи сформировал Н. Пуссен. Французская живопись XVII в. заложила основы великой национальной традиции, дальнейшее развитие которой принесло Франции неоспоримое первенство в области изобразительных искусств.

Портрет

см. История портрета#Эпоха классицизма

Людовик XIV отдал в распоряжение служителей муз королев­ский дворец Лувр, который приобрёл при нём свой величественный восточный фасад. Париж и его при­городы в годы правления «короля-солн­ца» украсили замечательные памятники архитектуры. «Стройки Его Величества» превратились в целую индустрию, а всё построенное тогда — это, по выражению биографа Людовика XIV, «постоянно дей­ствующая всемирная выставка шедевров французского классического вкуса».

Со времён Людовика XIV пер­венство Франции во многих сферах культуры стало общепризнан­ным. Французское влияние долгое время определяло основные на­правления развития мирового искусства. Париж превратился в центр художественной жизни Европы, в законодателя мод и вкусов, кото­рые становились образцами для подражания в других странах. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Дворцово-парковый ан­самбль Версаль

Вы­дающимся достижением той эпохи явля­ется грандиозный дворцово-парковый ан­самбль Версаль. В его сооружении участ­вовали лучшие архитекторы, скульпторы и художники того времени. Парки Верса­ля представляют собой классический об­разец французского паркового искусства. В отличие от английского парка, более ес­тественного, пейзажного по своей сути, воплощающего стремление к гармонии с природой, французский парк характери­зуется регулярной планировкой и стрем­лением к симметрии. Аллеи, цветники, пруды — всё устроено в соответствии со строгими законами геометрии. Даже де­ревья и кусты подстрижены в форме правильных геометрических фигур. Достопримечательностями Версаля стали также разнооб­разные фонтаны, богатая скульптура, роскошные интерьеры двор­цов. По мнению французского историка, никакой договор «не дал так много для славы нашей страны, как ансамбль Версаля». «Един­ственный в своём роде по пропорциям, соединяя игру всех ис­кусств, отражая культуру неповторимой эпохи», Версаль до сих пор поражает воображение посетителей.

Картинки (фото, рисунки)

  • Вид на дворец и сады Версаля
  • И. Риго. Портрет Людовика XIV
  • Ф. Хальс. Портрет Рене Декарта
На этой странице материал по темам:
  • Где получил распространение классицизм

  • В каких видах проявляется классический стиль

  • Культура франции в эпоху классицизма

  • Черты классицизма в литературе драматкргии.

  • Классические каноны искусства

Вопросы к этой статье:
  • Сравните классицизм и барокко.

  • В ка­ких направлениях проявился классицизм?

  • Почему классицизм получил столь широкое распространение именно во Франции?

wikiwhat.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта