Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нейл. Творчество, картины и биография. Джеймс уистлер картины


ДЖЕЙМС УИСТЛЕР. 100 великих художников

ДЖЕЙМС УИСТЛЕР

(1834–1903)

«…Искусство Уистлера трудно отнести к какой-нибудь определенной художественной школе. Он воспринял и синтезировал в своем творчестве самые разные течения, не поддавшись ни одному из них.

Свои пейзажи и портреты художник часто называл "ноктюрнами", или "цветовыми гармониями". Действительно, картины Уистлера отличает виртуозная тонкость и изысканность колорита, построенного, как правило, на сочетании одного-двух основных цветов» (Н. Кирдина).

Джеймс Эббот Макнил Уистлер родился 10 июля 1834 года в одном из промышленных городов США – Лоуэлле.

Осенью 1843 года Джеймс приехал в Санкт-Петербург вместе с отцом, инженером-путейцем, которого пригласило русское правительство для строительства железной дороги, которая должна была соединить две столицы.

Годы детства и юности, проведенные Джеймсом в России, оказались самыми безоблачными и светлыми в его полной потрясениями жизни. Снежная русская зима с катанием на коньках по льду Невы, прогулки по Царскому Селу и Петергофу – ярчайшие детские впечатления художника.

Мальчик рано пристрастился к рисованию. Уроки первоначально давал А. Корицкий, вольноприходящий ученик Академии художеств. В 1845 году Джеймс благодаря полученной подготовке был принят сразу во второй класс академии и приступил к рисункам с гипсов. Отправленный в Лондон на каникулы, Джеймс пишет отцу о том, что собирается смотреть картоны Рафаэля: «Я бы хотел, чтобы Вы могли пойти со мной! И Корицкий тоже, как бы мы наслаждались». В четырнадцать лет он твердо избирает путь художника.

Но в апреле 1849 года скоропостижно умирает отец. Мать с детьми и гробом мужа возвращается на родину, в Америку… Приходит конец систематическим занятиям искусством. Отдав дань семейным традициям, Уистлер учится три года в Вест-Пойнтской военной академии, затем работает чертежником в Геодезическом управлении, где овладевает техникой офорта, необходимой для изготовления карт.

Джеймс уволился из Геодезического управления в феврале 1855 года. Уистлер рассказывает: «Я писал портреты: кузины Анни Дени, Тома Уиннанса и других знакомых в Стонингтоне. Я сообщил родным, что уезжаю в Париж. Никто не возражал. Да все это уже намечалось с петербургских времен. Мне оставалось взять билет. Мне положили выплачивать в год триста пятьдесят долларов, которые я и получал очень регулярно».

Он навсегда покидает Америку. Лишь много лет спустя его произведения совершат путешествие через океан, чтобы занять достойное место в музеях.

В Париже Уистлер учился в мастерской Ш. Глейра, однако большее значение имело для него общение с Фантен-Латуром и с Курбе, а также дружеские связи с Мане, Дега и Моне. В 1858 году Уистлер опубликовал «Французскую Сюиту» из двенадцати гравюр, нарисованных в Париже, на Рейне и в Лондоне: «Ливерден», «Лудильщица», «На солнце», «Непрочная постройка», «Матушка Жерар», «Улица в Саверне», «Маленький Артур», «Тряпичница», «Анни», «Торговка горчицей», «Фюметта» и «Кухня». Офорты, в которых ясно ощущается влияние Рембрандта, принесли художнику известность.

Уистлер занимался своими офортами в самых различных условиях, рисуя прямо на меди, без всякой подготовки или предварительных набросков. Для него медная доска и острие были тем, что бумага, перо или карандаш для других. Поэтому так редки его карандашные рисунки на бумаге, тогда как количество гравюр весьма значительно. Он уверенно владел иглой, каждый штрих попадал точно на свое место.

В 1859 году художник пишет картину «У рояля». На картине, написанной в сдержанной цветовой гамме, изображены близкие ему люди – сестра Дебора и ее дочь Анни.

Картина была послана в Салон 1859 года вместе с двумя офортами. Она была отвергнута, а два офорта – приняты. Своеобразие молодого художника, видимо, испугало жюри. Несправедливость этого решения вызвала скандал. Бонвен выставил в своей мастерской отвергнутые полотна, имевшие большой успех. Картина «У рояля» вызвала восторженные отзывы, среди них и Курбе. «Теккерей увидел ее и хвалил выше всякой меры…» В этот единственный раз печать была благосклонна к Уистлеру. С этого времени он стал широко известен…

Начиная с 1859 года, в течение нескольких лет Уистлер кочевал между Лондоном и Парижем. В Лондоне он останавливался у своей сестры, леди Хейден, на улице Слоан. Иногда он приводил туда своих друзей.

Уистлера привлекала своеобразная прелесть Лондона. Никто не понял и не почувствовал ее лучше его, ни Тёрнер, ни Констебль… Он понемногу совсем обосновался в Лондоне и до самой смерти всегда возвращался туда…

С 1859 года он стал изучать Темзу. Он еще датировал свои офорты, и к этому году относятся одиннадцать досок серии Темзы. Он видел реку так, как никто до него не видел: то черной от сажи, то блистающей на солнце со своим лесом мачт, бесконечным рядом шаланд, мрачными пакгаузами, огромными доками с маленькими харчевнями на берегу. Он рисовал ее такой, какой видел, какой она была тогда… Среди этих офортов есть лучшие из того, что он вообще создал: «Набережная Черного Льва», «Тизак».

В 1862 году Уистлером была создана лирическая композиция «Симфония в белом № 1. Девушка в белом». Уистлер выбирает композиции с элементами, которым достоверность не обязательна: музыка, к которой отсылает нас название картины, дарит художнику принципы композиции, базирующиеся на эмоциях, внутреннем темпе, чисто формальных аккордах.

Но картина «Салон отверженных» вызвала смех у зрителей, приученных к совсем другой живописи.

«Первым среди европейских художников Уистлер испытал увлечение искусством Японии и Китая. В цветных японских гравюрах на дереве его привлекала неожиданность и острота композиционного решения, выразительность ракурсов, радостные краски. Увлечение экзотическим Востоком он стремится передать в своих произведениях "Принцесса страны фарфора", "Каприз в пурпурном и золотом. Золотая ширма", "Пурпур и розовое. Ланге Лизен шести марок"» (В. Барашкова).

В 1864 году Уистлер послал на выставку в Королевскую Академию два полотна – «Уоппинг» и «Длинные Лизен», или «Шесть марок фарфора». С этого момента наступает новый период в его художественном развитии. На следующий год он выставляет «Девочку в белом» – свое самое своеобразное, законченное и совершенное произведение, которое многие художники считают одним из лучших произведений века.

На полотне – Джо Хайфермен, рыжеволосая ирландка, постоянная натурщица Уистлера в те годы. Вокруг нее мир экзотических вещей – японский веер, китайская ваза сине-белого фарфора. Мы ощущаем душевную ясность модели. Жемчужно-белые оттенки платья Джо в сочетании с насыщенными цветовыми пятнами – красными, розовыми, золотистыми, черными – создают мажорное, чуть приглушенное звучание этой «симфонии».

В 1871 году Уистлер создает замечательный «Портрет матери». Это – одна из драгоценнейших жемчужин американского искусства.

«Выдержанный в благородном созвучии серебристых, серых и черных оттенков, осязательно конкретный в передаче объемов и фактуры предметов, ясно уравновешенный в своей простой и непосредственно-естественной композиции, этот портрет был самым наглядным воплощением лучших качеств национальной американской реалистической традиции», – пишет А.Д. Чегодаев.

Такие же четкие формы прямоугольников (стена, рамка картины, темная драпировка слева) художник применяет и при создании портрета английского историка и философа Томаса Карлейля (1872).

Над полотном «Гармония в сером и зеленом. Мисс Сесили Александер» (1872–1874) Уистлер работал в продолжение 70 сеансов. Это самый очаровательный и самый изящный портрет художника.

«Характеру юной грациозной девушки с капризно-печальным выражением лица, легкой, как порхающие над ее головой бабочки, и хрупкой, как стебельки изображенных рядом с ней полевых цветов, точно соответствует изысканное сочетание серых и зеленоватых тонов, в которых решен портрет, хотя художник ввел сюда и золотистые тона, – пишет Н. Кирдина. – Золотой полоской заканчивается черная панель; бантики на туфлях закреплены крошечными золотыми пряжками; волосы заколоты золотой булавкой; золото мы находим и в драпировке, брошенной на стул, и в узоре циновки на полу: картина написана широкими, свободными мазками. Тончайшие сочетания палевых, серых, серовато-зеленых, серовато-розовых оттенков великолепно передают и легкость одежд, и теплоту просвечивающего сквозь материю тела, и мягкость волос. Завершающий штрих этого портрета – подпись самого художника, напоминающая бабочку, окруженную овалом. И хотя портрет писался долго, кропотливая работа художника скрыта за блестящим артистизмом исполнения».

К этому времени технические приемы художника уже сложились. Сиккерт пишет:

«Техника Уистлера очень проста. Некоторые из ранних вещей… были на обыкновенном грунтованном светлом холсте. Позднее он предпочитал специально подготовленный холст, более грубый и тонированный обычно серым…

Начиная портрет он сначала тщательно готовил подбор тонов. Палитрой ему служила поверхность овального стола, на котором ему было удобно смешивать краски. Затем он писал прямо без подмалевка. После сеанса он собирал остатки красок со стола мастихином и опускал в блюдце или блюдо с водой, чтобы пользоваться ими на следующий день… Чтобы "не загружать холста", по его выражению, ему нужно было принимать ряд предосторожностей. Употребление с самого начала полной палитры, включая медленно сохнущие краски, вроде черной жженной слоновой кости и розового краппа, причиняло ему бесконечные трудности. Здесь не трактат по технике живописи, и достаточно сказать, что метод Уистлера не подходил для писания больших картин, требовавших многих сеансов. Это был метод "алла прима", при котором фактически картина прописывалась заново на каждом сеансе…»

Созданная в 1875 году художником картина «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета» стала неожиданно причиной громкого суда. Известный критик Д. Рескин обвинил Уистлера в том, «что он швырнул в лицо публике горшок с краской». Уистлер привлек критика к суду за диффамацию и оскорбление. Сказавшийся больным, Рескин прислал вместо себя на суд двух лордов, которых Уистлер, одаренный блестящим остроумием, смог совершенно уничтожить. Но судебный процесс, хотя и выигранный художником, привел к его полному разорению. В мае 1879 года для оплаты судебных издержек и других долгов на аукционе за бесценок были проданы его работы, дом и восточные коллекции.

В том же году Уистлер уехал из Лондона в Венецию, заключив договор с Обществом изящных искусств о создании серии из двенадцати офортов этого знаменитого города. Ему приходилось в Италии очень туго, и иногда он попадал в тягостное положение из-за отсутствия денег, но художник хранил все созданное, собираясь сделать хорошую выставку по возвращении в Лондон. И действительно, выставка венецианских работ прошла с большим успехом, что, впрочем, лишь увеличило враждебность со стороны критики.

«…В самом художнике произошел душевный надлом, – считает В. Барашкова. – По-прежнему все созданные им работы окутаны поэзией, им присуща особая свежесть и безупречный, изысканный колорит. Но ушла сила, чаще встречаются композиционные повторы, погрешности в рисунке фигур порой назойливо напоминают о себе.

С годами пришло признание, успех, появились почитатели, богатые заказчики. "Портрет матери" приобрело французское правительство, портрет Т. Карлейля занял почетное место в Художественной галерее в Глазго».

Не меньше своих картин Уистлер ценил свои работы декоратора. К сожалению, сохранился лишь интерьер знаменитой «Павлиньей комнаты» – столовой в доме Лейландов. Работая почти без эскизов, Уистлер создал нечто «совершенно новое, очень пышное, хотя и изысканное». Роспись «Павлиньей комнаты» предвещает панно стиля модерн конца XIX – начала XX века.

«…Уистлер не переносил одиночества – до самой смерти… Его дом всегда был открыт для всех… Говорят, один чудак, бедняк-музыкант, которого Уистлер называл "первым эстетом", зашел однажды поужинать, попросился переночевать и кончил тем, что остался на три года… Дом Уистлера был открыт и для поэтов и писателей молодого поколения. А потом и светское общество стало в нем появляться… Хотя его картины еще не были приняты, сам Уистлер вошел в моду – его словечки, жесты были предметом разговоров на обедах и приемах. Начиная с этого времени публика была всегда в курсе малейших деталей частной жизни Уистлера…

Уистлер прекрасно знал цену этой популярности. Среди людей, толпившихся вокруг него, пока он был в моде, он не мог найти друзей, которых он хотел бы иметь. Позднее он посвятил "Изящное искусство создавать себе врагов" "тем редким людям, которые уже смолоду отказались от дружбы многих"… Некоторые считали, что он не мог жить без ссор, что это составляло для него всю прелесть жизни. Но он сражался, только будучи вынужден к этому. А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами…» (Пеннель).

Умер Уистлер в Лондоне 17 июля 1903 года.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Художник Джеймс Уистлер - везде чужой...

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер признан выдающимся художником во многих странах, но при этом его нигде не считают своим. Так сложилась его судьба, что он жил и творил в разных странах, и везде оставался чужим.

дуАвтопортрет

Обычно его называют американским художником, хотя в США он жил первые шесть лет после своего рождения и еще несколько лет в юности. На свет Уистлер появился в 1834 году в Массачусетсе в семье военного инженера, но не успел даже поступить в школу, когда его отца, специалиста по железным дорогам, пригласили в Россию. Он проектировал и строил Николаевскую железную дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой. Учиться Джеймсу пришлось в Петербурге. И что он лучше всего усвоил в школьные годы - так это французский язык, которым впоследствии владел вполне свободно. Рисовал он с детства, а в России почувствовал горячую любовь к искусству (трудно было жить в Петербурге и не полюбить искусство!). Чтобы как следует развить способности мальчика, отец определил двенадцатилетнего Джеймса в классы Императорской Академии художеств. Через год Джеймс считался уже одним из лучших учеников. Фундаментальные знания, полученные в Академии, помогали Уистлеру всю жизнь. Его отличала хорошая техника и широта художественного кругозора.

ду1Композиция в черных тонах. Портрет леди Арчибальд КемпбеллУвы, русским художником Джеймс так и не стал. В 1849 году Уистлеры возвращаются в Америку. Джеймс по семейной традиции собирается стать военным и поступает в военную академию Вест-Пойнт. Однако, получить диплом ему не удалось - за хвосты по химии его через три года отчислили.Джеймс вспомнил уроки живописи, полученные в Петербурге, и понял, что хочет быть только художником, и ни кем иным. Но приходилось работать чертежником-картографом. В начале 1850-х годов Уистлер проводит смелые эксперименты, пытаясь создать первые картины и офорты без отрыва от картографии, Опыта и знаний было недостаточно,и  в 1855 году Джеймс навсегда покидает Америку и отправляется в Париж заниматься живописью.

ду10Симфония в сером и зеленом. Океан

В Париже Джеймс берет уроки в мастерской живописца-академиста Глейра, копирует картины в Лувре, пытаясь разгадать секреты классиков, и делает попытки стать своим среди французских художников, ищущих новые формы в искусстве. Поначалу его работы даже одобряют такие авторитеты как Курбе и Бодлер, но своим он в богемных кругах Парижа не становится. Художники, которые искали стиль, позже названный импрессионизмом, считали творчество Уистлера, учившегося в Академии художеств в Санкт-Петербурге и у Шарля Глейра, слишком академичным, а мастера старой школы - слишком новаторским.

ду4Композиция в черных тонах № 5

Иногда ему удавалось выставить свои работы в Салоне Отверженных, где выставлялись непризнанные Парижским салоном художники, со временем составившие славу французского искусства. В 1858 году Уистлер опубликовал серию из 12 гравюр, названную "Французской сюитой". Это принесло ему определенную известность. Но в 1859 году его работы на вернисаж не принимают... Дважды отверженный Уистлер уезжает в Лондон.

ду5За роялем

В Лондоне поначалу благосклонно встречают обиженного французами художника. Он выставляет свои работы в Королевской академии художеств, причем здесь экспонируется даже полотно "За роялем", отвергнутое в Париже. Восточные мотивы, которыми художник увлекся в конце 1850-х годов, англичанам тоже понравились. Уистлер не пытался стилизовать свои работы под японские гравюры, он просто широко обыгрывал восточные товары, в большом количестве поставлявшиеся с середины 19 века в страны Европы: фарфор, шелка, веера, вышитые кимоно и т.д. Это было модно, экзотично и изящно; английская публика хорошо принимала такие картины. Позже это направление в живописи назвали "японизм".

Whistler The princessПринцесса из страны фарфора

kapriz v pupurnom i zolotomКаприз в пурпурном и золотом. Золотая ширма

Увы, в 1862 году Королевская академия художеств отказалась экспонировать картину художника "Симфония в белом № 1". На следующий год Уистлер попытался предложить ее Парижскому салону и тоже получил отказ. Тогда художник вместе с Мане, Курбе и другими мастерами, чьи работы не прошли жюри Парижского салона, договаривается с Салоном Отверженных и отдает полотно на вернисаж.

Whistler_James_Symphony_in_White_no_1_(The_White_Girl)_1862Симфония в белом № 1. Портрет девушки в белом

Разразился страшный скандал. На выставке Салона Отверженных 1863 года самой жесткой критике подверглись "Завтрак на траве" Мане и "Симфония в белом № 1" Уистлера. Картины назвали грубыми, незавершенными и вообще объявили мазней. Уистлер не отказался от своей манеры письма, хотя неуспех его больно ранил.

ду2Симфония в белом № 2. Портрет девушки в белом

ду3Симфония в белом № 3

Работая над портретами, художник добивался тщательной прорисовки деталей, искал нужное выражение лица, глаз, улыбки или капризного изгиба губ. Знаменитый портрет Сесили Александер он писал очень долго. Ему потребовалось 70 сеансов позирования, и Уистлер совсем замучил свою маленькую модель. Зато девочка на портрете получилась живой и обаятельной.

ду_1Гармония в сером и зеленом. Портрет мисс Сесили Александер

Картины Уистлера заметно отличались от работ прерафаэлитов, с которыми он хотел сблизиться. И то, что он был американцем, тоже не добавляло к нему симпатий со стороны английских художников (хотя участники Братства прерафаэлитов по своему происхождению были вполне интернациональны). Особое раздражение он вызывал у художественного критика Джона Рёскина, обосновавшего теоретические принципы прерафаэлитов.

ду6Ноктюрн в сером и золотом. Снег в Челси

Когда Уистлер в 1878 году выставил в галерее Гросвенор, где выставлялись прерафаэлиты, свои пейзажи, названные "Ноктюрнами", противостояние перешло в открытую фазу. Среди работ Уистлера был "Ноктюрн в темном и золотом. Падающие огни" (иногда название пишется как "Падающая ракета"), на котором изображались огни фейерверков, рассыпающиеся над ночной Темзой. Стоимость картины была обозначена скромно - 200 гиней.

ду7Ноктюрн в темном и золотом. Падающие огни

В отзыве о выставке Рёскин писал: "...Ради блага мистера Уистлера, а также в целях защиты покупателей, сэр Котт Линдсей [владелец галереи] обязан не допускать в галерею работы малообразованного тщеславца, воображающего себя художником, который занимается откровенным надувательством. Я сталкивался лично и много наслышан о наглости кокни [простолюдинов], однако я никогда не ожидал увидеть самодовольного шута, который запросил 200 гиней за то, что плеснул из ведра краской в лицо публики". Предтечу авангарда в Уистлере никто не видел; впрочем, никто и не догадывался, что такое художественное явление в скором будущем зародится, и публика будет весьма благосклонно воспринимать "выплеснутые ведра краски". Возмущенный разносом художник подал на критика за клевету в суд и после долгих разбирательств выиграл процесс.

ду8Симфония в розовом и голубом

Увы, компенсация, которую присудили Уистлеру, оказалась символической, а большие судебные издержки разорили его. Имущество художника было описано и распродано с молотка. С очередной душевной раной Уистлер уехал в 1879 году в Италию и более года провел в Венеции.

ду9Ноктюрн в синем и золотом. Собор Святого Марка в Венеции

Работы, выполненные Уистлером в Венеции, неожиданно благосклонно были встречены критикой и публикой.Это спасло художника от полного обнищания и несколько восстановило его репутацию в Англии. Но для Италии такая манера живописи была непривычной. Уинслер снова выступал в роли чудаковатого иностранца.

ду12Гармония в голубом и серебряном. Лагуна в Венеции

В 1880 году Уистлер вернулся из Венеции в Лондон. Художественные вкусы быстро менялись. Импрессионизм стал модным течением, а то, чем недавно восхищались, теперь казалось архаичным. Уистлера с его непривычно-авангардными работами приглашают участвовать в выставках во Франции и других странах, включая и США. Его признают... После стольких лет мучений художник наконец чувствует себя популярным. В 1884 году ему предлагают стать членом Общества английских художников, а через два года даже избирают на пост председателя Общества. Его картины, которые годами никто не покупал, постепенно уходят в коллекции лучших музеев.

ду_2Композиция в сером и черном. Портрет матери художника

"Портрет матери художника", написанный в 1871 году, двадцать лет спустя приобретает Лувр (в настоящее время работа экспонируется в музее Орсэ). А злополучные "Падающие огни" уходят в Америку за сумму, в четыре раза превышающую ту, что была запрошена на вернисаже Гроссвенор. Уистлер требовал, чтобы об этом непременно сообщили Рёскину...

Обобщив свой печальный опыт, Джеймс Уистлер в 1890 году выпустил довольно остроумную книгу "Изящное искусство создавать себе врагов" с собственными иллюстрациями.Скончался он в 1903 году и был похоронен в Лондоне, где его так поздно, но все-таки признали.

ду_3Композиция в серых тонах. Автопортрет

eho-2013.livejournal.com

Джеймс Уистлер - ЖИВОПИСЬ и ПОЭЗИЯ

Читая американских поэтов наткнулась на имя художника Джеймса Уистлера, чьё творчество меня заинтересовало.Интересна его биография: родился а Америке, учился в России, жил в Англии.Личность одиозная и скандальная,в своей книге «Изящное искусство создавать себе врагов» он описал чувства «тех редких людям, которые уже смолоду отказались от дружбы многих».Испытав предательство друзей, возможно и станешь циником. Говорили, что до самой смерти Уистлер не переносил одиночества.И кто-то только не жил в его доме, который всегда был открыт для поэтов,писателей,художников молодого поколения,а представители светского общества спешили быть здесь - словечки, жесты Уистлера были предметом разговоров на обедах и приемах.Окружающие считали, что он не мог жить без ссор, что это составляло для него всю прелесть жизни.

Джеймс Эббот Макнил Уистлер родился 10 июля 1834 года в городе Лоуэлл(США) в семье инженера-путейца.В 1843 году русское правительство пригласило отца для строительства железной дороги, которая должна была соединить две столицы.Здесь Джеймс начал рисовать.Первым его учителем был А. Корицкий. В 1845 году Джеймс был принят во второй класс академии Художеств.После смерти отца в 1849 году, вдова с детьми возвращается в Америку. Уистлер учится три года в военной академии, затем работает чертежником. За это время он написал десятки портретов своих близких, друзей, и пришёл к решению посвятить жизнь живописи. Он уволился, и в 1855 году уехал в Париж,где учился в мастерской Глейра.Познакомился с Фантен-Латуром, Курбе,Мане,Дега и Моне. 1859 году художник пишет картину «У рояля».Она вызвала восторженные отзывы.С этого времени он стал широко известен. С конца 1850-х годов Уистлер жил главным образом в Англии: ему покровительствовал миллионер Фредерик Лиланд.Во время Тихоокеанской войны 1864–1866 против Испании художник приехал в Чили. Результатом этой поездки стали несколько марин.После возвращения из Чили в жизни художника наступило самое продуктивное время, он исполнил несколько прекрасных портретов, включая знаменитый Портрет матери. В конце жизни Уистлер — один из «светских львов» лондонского общества,вращался в одном кругу с Оскаром Уайльдом и Обри Бердслеем. В 1888 г. Уистлер женился на Беатрисе Годвин, вдове своего друга. Через четыре года Беатриса скончалась. Художник умер 17 июля 1903 года в Лондоне.

У рояля.На картине, написанной в сдержанной цветовой гамме, изображены сестра художника Дебора и ее дочь Анни.Симфония в беломВ 1862 г. картина Уистлера «Симфония в белом №1. Девушка в белом» была отвергнута Королевской академией. Уистлер принимает решение выставить картину в Салоне Отверженных, организованном по распоряжению Наполеона III в противовес официальному Салону. Полотно Уистлера, вслед за «Завтраком на траве» Эдуарда Мане, было подвергнуто самой яростной и беспощадной критике.

В 1877 году Джеймс Эббот Макнейл Уистлер написал «Ноктюрн в чёрном и золотом. Падающая ракета», вызвавший большое возмущение тогдашнего гранд-критика Джона Рёскина:он обвинил Уистлера в том, «что он швырнул в лицо публике горшок с краской». Работа была почти абстрактная – непонятная, неожиданная, неприемлемая.

«Девочка в белом» Портрет племянницы

Одна из МАРИН, написанных в Чили

На полотне изображена Джо Хайфермен, рыжеволосая ирландка, постоянная натурщица Уистлера в те годы.

Портрет матери (1872, Париж, Музей Д`Орсе)

«Принцесса фарфорового царства»В 1876 году художник выполнил роспись скандально известной «Комнаты павлинов» в лондонском особняке Лиланда. Некоторое время был под влиянием японского искусства.

The Arabian (Аравийка)

Автопортретhttp://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=932http://www.artchive.com/web_gallery/J/James-Abbott-McNeill-Whistler/Nocturne-Grey-and-Silver.html

krapan-5.livejournal.com

Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нейл. Творчество, картины и биография

 

Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нейл Творчество, картины и биография уистлер девушка в белом джоан хифернан Девушка в белом Джоан Хифернан 1864, Галерея Тейт, Лондон уистлер зелено-розовый ноктюрн Зелено-розовый ноктюрн, 1861 Галерея искусства Фрир, Вашингтон уистлер леди мокс аранжировка в черном Леди Мокс. Аранжировка в черном 1881, Академия искусства, Гонолулу уистлер джордж вандербильт Джордж Вандербильт, 1897-1903 Национальная галерея, Вашингтон Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нейл (Whistler James Abbot McNeill) (1834—1903), американский художник, выдающийся мастер живописного портрета в полный рост, литографии и офорта. Если художники Хомер и Икинс вели борьбу за идейное реалистическое искусство на родине, то их соотечественник, третий выдающийся художник США — Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, в отличие от Хомера и Икинса, недолго жил в Америке. Он родился в штате Массачусетс, но детство и отрочество его прошли в России, в Петербурге, куда его отец, инженер, был приглашен на строительство железной дороги. Есть данные, что юный Уистлер посещал классы Петербургской Академии художеств. После смерти отца Уистлер некоторое время жил на родине. В 1855 году Уистлер навсегда уехал из Америки, сначала в Париж, затем в Лондон.

Его расхождение с господствующим салонным искусством проявилось и во Франции, где он, сблизившись сначала с Гюставом Курбе, а затем с Эдуаром Мане, выставил в «Салоне отверженных» поэтическую, изысканную по колориту «Девушку в белом» (1862, Вашингтон, Национальная галерея). В Лондоне его искусство подвергалось долгое время еще более резким нападкам официальной критики.

Картина Уистлера «Симфония в белом № 2. Девушка в белом».

Исполненный тайной и сдержанной страсти портрет прекрасной возлюбленной Уистлера Джоанны Хифернан представляет собой этюд в сгармонированных оттенках белого цвета. Асимметричная композиция, в которой фигура сдвинута в сторону от центра и срезана рамой, прямой свет, превращающий тональный колорит в узор плоских цветовых пятен - все это говорит об интересе художника к японской живописи. Ее влияние заметно даже в деталях: веер в руках модели, фарфоровая ваза на камине и веточка цветущей вишни - прямые цитаты из искусства Японии, открытого европейскими художниками в 1860-е годы.

 

В портретной живописи Уистлер часто использовал прием помещения силуэта фигуры на почти пустом фоне. В стремлении противопоставить свое творчество живописи викторианской Англии с ее литературными сюжетами он подчеркивал чисто эстетическое начало своих произведений, называя их ноктюрнами и симфониями. Однако художественное дарование Уистлера ослабевало по мере того, как росла его слава острослова и эксцентричного светского льва. Проникнутые глубоким уважением к человеку, его нравственной и интеллектуальной жизни, произведения Уистлера отличаются продуманной простотой, ясностью художественной формы, чудесными колористическими гармониями. В традициях прогрессивного американского искусства исполнен «Портрет матери» (1871, Париж, Лувр), выдержанный в благородной гамме серебристо-серых и черных оттенков. Необычайно композиционное построение портрета на холсте удлиненного но горизонтали формата. Строгость композиции, отбора деталей и, главное, острота характеристики модели сообщают особую демократичность и достоверность правдивому образу немолодой американской женщины.

Изысканность цветовых решений, строгая построенность композиций сочетаются с глубиной психологических характеристик в «Портрете мисс Сайсли Александер. Гармония серого с зеленым» (1872—1874, Лондон, Национальная галерея). Поразительно тонко чувствовал Уистлер и передавал природу, пространство и воздушную среду в пейзажах «Старый мост в Бэттерси» (около 1865, Лондон, галерея Тейт), «Темза у Бэттерси» (1863, Чикаго, Институт искусств).

Реакционная обстановка художественной жизни Англии 1870-х годов была глубоко чужда Уистлеру, вызывая в нем противодействие, которое со временем приобрело характер демонстративного эстетства и выразилось в усилении самодовлеющих исканий в области формы. В поздний период творчества художника сказались его разрыв с родиной, а также отсутствие крепких связей с английской действительностью. И все же отдельные произведения Уистлера, и прежде всего его пейзажи и графические работы, полны поэтического чувства. Развитие американского искусства, в первую очередь живописи, совершилось стремительно и концентрированно на небольшом отрезке времени. Этому способствовал тот факт, что Америка переплавляла в нечто единое — американскую нацию — различные нации и народности. Одновременно она ассимилировала их художественную культуру, их искусство, обогащая национальную школу.

За короткий срок в Америку проникает из Англии барочный портрет, из Франции импрессионистический пейзаж, из Германии стиль модерн. Все самое лучшее из того, что дало американское искусство, возникло на пересечении двух линий — профессионального творчества и непрофессионального, создаваемого множеством любителей — «художниками воскресного дня», т. е. фермерами, торговцами, лодочниками, домашними хозяйками и т. д. Их деятельность определила особенности американского искусства.

Она проявляется в ограниченности тем, простоте и незамысловатости приемов и вместе с тем мужественной силе, спокойной серьезности, волевом отношении к миру, умении трезво оценивать его. История зарубежного искусства Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

 

www.nitpa.org

Джеймс Уистлер «Симфония в белом №2. Портрет девушки в белом». Описание картины

Джеймс Уистлер «Симфония в белом №2. Портрет девушки в белом». Описание картины

Джеймс Уистлер «Симфония в белом №2. Портрет девушки в белом»

Наполненная легкой грустью и тоской, «Симфония в белом №2» — второе из трех произведений Джеймса Уистлера, главными героями которых становились девушки в белых одеждах. Искусствоведы так же считают картину лучшей работой «восточного» периода творчества художника. Такие детали, как расписной веер, фарфоровая ваза характерной бело-синей расцветки – все это выдает увлеченность Уистлера японским искусством.

Как и в первой картине, музой и моделью стала возлюбленная художника Джоанна Хиффернан. Рыжеволосая, одетая в неизменное белое платье, она стоит в пол-оборота к зрителю, положив руку на белую же каминную полку. Печален ее взгляд – и отражение в зеркале вторит девичьей грусти. В опущенной руке девушка некрепко сжимает вот-вот готовый упасть веер. Задумчивое лицо погруженной в свои мысли Джоанны, смиренная поза ее словно оцепеневшего тела – все это придает картине особое меланхолическое настроение.

С первого взгляда картина завораживает своей тонкой магией, перенося зрителя в одну из пустующих комнат большого, но покинутого всему дома. Физически ощущается его прохлада и пустота. Зритель отчетливо понимает и переживает вместе с Джоанной ее одиночество и потерянность. Даже цветы, традиционно олицетворяющиеся с красотой, жизнью и молодостью, здесь говорят об обратном. Розовые азалии – именно они изображены здесь художником – считаются символом вызванной одиночеством печали. Они прекрасны, но их красота не вечна и ни к чему не ведет. Пройдет немного времени, и цветы увянут, как увянет и лицо прекрасной девушки – все в мире закономерно ведет к угасанию.

Важная деталь картины – отражение Джоанны в зеркале. Подобный композиционный прием используется художниками для более полного выражения второго «я» изображаемого героя полотна. Лицо девушки из «зазеркалья» отличается от ярко освещенного реального лица, что придает работе атмосферу молчаливого разговора героини со своим отражением. Объединяет их одно – взгляды настоящей и зазеркальной Джоанны сходятся в одной точке – они направлены к руке девушки с надетым на ней обручальным кольцом. Не оно ли причина грусти и печали молодой девушки?

1864 г. Холст, масло. 76 x 51 см. Тейт Британия, Лондон, Англия.

gorodkrasota2016-01-27T13:42:29+00:00
Поделиться ссылкой, выберите способ!

www.hudojnik-impressionist.ru

Оригинальное цветовое созвучие и легкость на картинах Джеймса Уистлера | DesigNonstop

Оригинальное цветовое созвучие и легкость на картинах Джеймса Уистлера

7

Оригинальное цветовое созвучие и легкость на картинах Джеймса УистлераДжеймс Уистлер (1834-1903) — американский живописец, почти всю жизнь проживший в Лондоне. Был близок к французским импрессионистам. Портреты и пейзажи художника отличаются острой наблюдательностью и оригинальностью композиции. В некоторых работах наблюдается японская эстетика, пронизанная легкостью и воздушностью. Очень трепетно относился к цветовому созвучию красок и цветовой тональности произведения.

  

Ниже представлены уменьшенные варианты работ этого художника. Нажмите на понравившееся вам изображение и вы перейдете на сайт, где сможете рассмотреть картину в большом размере.

1. James WhistlerJames Whistler

2. James WhistlerJames Whistler

3. James WhistlerJames Whistler

4. James WhistlerJames Whistler

5. James WhistlerJames Whistler

6. James WhistlerJames Whistler

7. James WhistlerJames Whistler

8. James WhistlerJames Whistler

9. James WhistlerJames Whistler

10. James WhistlerJames Whistler

11. James WhistlerJames Whistler

12. James WhistlerJames Whistler

13. James WhistlerJames Whistler

14. James WhistlerJames Whistler

15. James WhistlerJames Whistler

16. James WhistlerJames Whistler

17. James WhistlerJames Whistler

18. James WhistlerJames Whistler

19. James WhistlerJames Whistler

20. James WhistlerJames Whistler

Оцените, пожалуйста, статью!
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)

www.designonstop.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта