(ок. 1477-1510 гг.) Джорджоне, «Спящая Венера». Картина венера спящая


СПЯЩАЯ ВЕНЕРА Джорджоне. 100 великих картин

СПЯЩАЯ ВЕНЕРА

Джорджоне

Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Не говоря уже о современниках художника, она поразила воображение Дюрера и Кранаха Старшего, Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Энгра и Делакруа, Мане и Гогена. Между тем письменные свидетельства о ней крайне скудны, а сам Джорджоне не оставил никакого эпистолярного наследия и нигде не проронил о своих картинах ни слова. И вообще никого из представителей классического итальянского искусства время не заволокло туманом в такой степени, как Джорджоне.

Современники считали его очень большим мастером, и слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало. Насколько его имя было в свое время знаменито в Венеции и за ее пределами, настолько впоследствии оно было забыто и оставалось известным лишь небольшому кругу специалистов, да и те имели расплывчатое представление о творчестве Джорджоне. Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных. Многие из них оставались почти совершенно неизвестными и с течением времени были настолько забыты, что долгое время приписывались другим мастерам. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. К тому же Джорджоне не подписывал свои произведения, и все это затрудняло изучение его творчества. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века), и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.

Вот так сложилась судьба великого живописца, хотя теперь вряд ли найдется любитель искусства, которому не было бы знакомо это имя. Однако и сегодня Джорджоне остается одним из самых загадочных мастеров прошлого, а среди живописцев Высокого Возрождения — самым необычным.

Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Она стала и своеобразным итогом всех размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте, изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже, и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом».

«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Несмотря на свой светский характер, искусство этого времени еще сохранило в себе остатки наивного благочестия, и изображение обнаженного женского тела было очень редким. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.

Совсем иное представление о женской красоте — плоть от плоти прекрасной действительности и в то же время возвышенной и целомудренной — раскрывается в картине Джорджоне. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. От времени она сильно пострадала, и в местах выпадения краски ее покрывают более поздние записи. В XIX веке реставраторы почти заново переписали часть правой стороны, где у ног Венеры некогда был изображен маленький Купидон, впоследствии обнаруженный с помощью рентгеновских лучей.

Как уже говорилось выше, свою идею о прекрасном человеке, о его полной гармонии с окружающим миром Джорджоне воплотил в образе Венеры — богини любви и красоты. Он представил ее в облике прекрасной обнаженной женщины, спящей на лугу, поросшем скромными белыми цветами. Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу, и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает. Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий, и в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования, и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал. Никто в итальянской живописи до Джорджоне не передавал еще с такой осязательностью жизненную теплоту обнаженного женского тела, где совершенность форм, завершенность и чистота линий словно воплощают в себе закон абсолютной гармонии. За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замком и синяя полоска озера. Плавные линии тела Венеры, безупречные по своей красоте, как бы находят отклик в окружающем ее пейзаже: уходят вдаль мягкие линии пологих холмов, лучи заходящего солнца окрашивают в золотистые тона замершее в неподвижности облако, и теплый солнечный свет как бы сгущается в золотисто-рыжих волосах Венеры. Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой.

Обнаженные женские фигуры в пейзаже встречались в европейской живописи и гравюрах и раньше, но никогда они не изображались в состоянии сна. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Нагота богинь у последователей и подражателей Джорджоне была оправдана ожиданием любовных утех, вакхическим опьянением, любованием собственной красотой во время туалета. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все — богатые и бедные люди, да и сами боги. Все тело Венеры выражает состояние сладкого самозабвения, полного покоя, который не тревожат мрачные сновидения. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Венера спит, не ведая своей наготы, как не ведали о ней Адам и Ева до грехопадения, и потому нагота так прекрасна и безгрешна, что зритель глядит на нее только как на предмет поклонения. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей,

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей.

(А.С. Пушкин)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»

Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»

Эта картина была создана венецианским художником Джорджоне, который известен всему миру. Вскоре после начала работы над «Спящей Венеры» художник покинул этот свет. И получилось так, что картина осталась незаконченной. Известно, что Джорджоне самостоятельно удалось написать Венеру. А вот авторство скалы, которая расположена за женщиной, может и не принадлежать автору картины, который умер от чумы в 1510 году.

Закончена картины была не менее известным художником Тицианом. Последний отлично справился с пейзажем. Его руке приписывают написанное небо, одежду, на которой расположена Венера, и купидон, лежавший у ног женщины.

Специалистами неоднократно отмечалось, что отдельные места картины тоже могут не принадлежать Джорджоне и Тициану. Проанализировав некоторые данные, стало известно о третьем почерке на полотне.

Купидон, которого нарисовал Тициан, не сохранился. О его присутствии стало известно только после воздействия на картину инфракрасной съемкой. Это и дало возможность утверждать, что женщина является Венерой. Что касается первоначальной задумки художника, то она может отличаться от нынешней. Купидон ранее был вооружен стрелами в руке, что дало возможность предполагать об эротических символах картины.

Подобные мотивы данной картины встречаются в поэмах Рима. Там богиня любви, как правило, отдыхала, окружив себя путти. Купидон же был нужен, чтобы разбудить богиню. Тогда Венера спешила на создание новой семьи. Латинская поэзия имеет аналогичный сюжет. Если следовать этой версии, то, возможно, что Джорджоне писал картину по заказу Джероламо Марчелло, который женился на Морозине Пизани в 1507 году.

Существует версия, что при создании своей Венеры, художник вдохновился одной гравюрой Полифила. Кроме того, подобная поза была использована и Тицианом.

opisanie-kartin.com

Спящая Венера Джорджоне | Artifex.ru

Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности.

Это трудно представить, но в начале XVI века образ Венеры не был на вершине популярности и не изображался в сотнях вариаций разными мастерами. Несомненно, Сандро Боттичелли привлёк внимание к этой богине, написав в 1486 году картину «Рождение Венеры». Но тогда прекрасная мифическая девушка лишь начинала покорять человеческие сердца, которым так свойственно стремление к красоте.

Итак, загадочный мастер эпохи Возрождения Джорджоне в 1510 году запечатлел на своём полотне Венеру, спящую на лугу в вечерний час. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. Фигура девушки кажется совершенной, законченной, существующей в полной гармонии с пейзажем венецианской деревушки, написанной на заднем плане картины. Плавные линии тела Венеры словно повторяют изгибы зелёных холмов и покатых крыш небольших домиков, едва виднеющуюся гладь синеватого озера и очертания листьев на деревьях. Нежный цвет пышных волос богини не контрастирует с природой, а становится её частью, находясь в единой цветовой гамме с земляным валом. Всё это говорит о том, что она не оторвана от реального мира, а является воплощением идеала, существующего в действительности.

  

Джорджоне будто говорит зрителям, что его богиня – не холодный и едва мерцающий на горизонте миф, а собирательный образ земной женщины. Фигура Венеры светится теплотой, знакомой каждому человеку. Взглянув на прекрасную девушку с полотна Джорджоне, зритель не испытывает отчаяния из-за её недостижимости, а начинает замечать черты прекрасного в женщинах, живущих в одном измерении с ним.

Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. На его полотне женщина, не прикрытая одеждой, не стесняется этого, не олицетворяет греховности и не находится в шаге от морального падения. Она спит, а сон – это состояние, когда человек наиболее близок к Богу, способен к чистому созерцанию собственного внутреннего мира и высшего начала. На спящего человека не оказывают прямого воздействия никакие трагедии материальной действительности. Вот почему Венера выглядит столь невозмутимой и спокойной, отдыхая телом и душой и не ведая своей наготы, как это было много столетий назад.

Как и многие другие картины XVI века, «Спящая Венера» окутана тайной. Нет сомнений в том, что фигура богини написана самим Джорджоне, но вот фон, небо и одежду, на которой она лежит, приписывают кисти Тициана. Еще он нарисовал у ног Венеры Купидона, но божество любви с годами «скрылось» от любопытных глаз зрителей, и теперь его можно увидеть только с помощью инфракрасной съёмки.

Дальше – больше. Прошло время, были проведены специальные исследования, в ходе которых учёные обнаружили на холсте руку третьего творца. Кто был художником, приложившим свою кисть к созданию шедевра - это не определено и по сей день.

Нельзя игнорировать наличие на полотне Купидона со стрелами в руке и тот факт, что после трагической смерти Джорджоне в 1510 году над картиной работали Тициан и еще какой-то неизвестный мастер. Это может свидетельствовать о том, что существует разница между первоначальным замыслом автора и тем, что зритель видит в окончательной версии картины. Взгляды на сюжет двух великих мастеров - Джорджоне и Тициана - могли существенно различаться. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры».

artifex.ru

Живопись Джорджоне (ок. 1477-1510 гг.), «Спящая Венера», описание картины

Живопись XV-XVI вв.

В жизни и творчестве итальянского живописца Джорджоне еще многое остается под покровом тайны. Исследователи до сих пор не могут установить точное количество созданных им картин. Кроме того, еще не составлена достоверная биография художника. С полной уверенностью можно говорить только о дате его смерти. Джорджоне умер в возрасте 32-33 лет от чумы.

Однако искусствоведы все же располагают некоторыми сведениями о художнике. Джорджоне – один из основоположников Высокого Возрождения, представитель венецианской школы итальянской живописи и, вероятнее всего, ученик Джованни Беллини. Признаками принадлежности живописца к венецианской школе являются высокий уровень мастерства при передаче цвето-световой гармонии и гуманизм полотен. Джорджоне совершил в этой области настоящий прорыв. Все его произведения отмечены органическим единством человеческого тела и окружающего пейзажа. Художник умеет передавать тончайшие эмоциональные переживания персонажа.

Сохраняя ясность объемов и четкость контуров, т.е. черт, свойственных Раннему Возрождению, Джорджоне добился путем использования прозрачной светотени эффекта зрительного слияния человека с окружающей его природой, причем пейзаж подчеркивал оттенки внутреннего состояния персонажа. Влюбленность в человека, земное бытие, появившиеся в картинах живописца, впоследствии станут главной темой всего Возрождения.

Никто до сих пор не смог ответить на вопрос о количестве картин, написанных художником. Одни исследователи его творчества считают, что живописец создал не менее 60 произведений, другие утверждают, что число картин, написанных им, колеблется от 4 до 6, что лишь немногие полотна можно с уверенностью приписать кисти Джорджоне. Бесспорно одно: все творения Джорджоне – и «Юдифь», и «Спящая Венера», и «Поклонение волхвов», и «Гроза» – несут на себе печать тихой меланхолии, поэтического восприятия жизни и природы.

«Спящая Венера» – одна из известнейших картин этого художника. Образ, ставший олицетворением гармонии духовного и физического, слияния божественного и телесного начал в единую красоту. Но зритель забывает о том, что смотрит на бессмертную богиню. Он видит только красоту обнаженного человеческого тела, которое создает у смотрящего ощущение нравственной чистоты и непогрешимости Венеры. Его взгляд приковывают правильные линии тела молодой женщины, и безмятежность, сквозящая во всем облике богини, постепенно передается и смотрящему.

Вся природа, окружающая Венеру, передана художником в том же ритме и эмоциональном настрое, что и портрет богини: то же спокойствие и умиротворение, та же созвучность частей. Прекрасный мир соответствует красоте женщины. Их неповторимое очарование есть проявление божественной воли; все земное и все небесное является результатом одного творческого акта.

В картине нет внешнего движения, но на самом деле оно пронизывает собой все полотно. Зритель видит Венеру во сне, т. е. в состоянии, когда человек не совершает никаких действий. Лицо спящей богини прекрасно и не омрачено ни одной тревожной мыслью. Природа тоже находится в статичном состоянии. Но зритель, внимательно присмотревшись и поймав ритм образа, начинает замечать, как мерно и едва слышно дышит богиня во сне, чувствовать тепло ее тела. Все вокруг оказывается наполненным жизнью.

Джорджоне органически соединяет человека и окружающий мир в единое целое, но при этом картина не создает у зрителя ощущения законченности. Джорджоне выводит пейзаж за рамки холста, тем самым подчеркивая, что изображенное – это всего лишь часть огромного целого, постичь которое невозможно, как невозможно и отразить его полностью. И человек находится в нерасторжимой связи с этим миром.

Normanrut 08/06/2017

Хочу вам предложить свои услуги по созданию продающих сайтов (landing page) и посадочных страниц. Как все это делается? Делаю всё на wordpress, поэтому одностраничник может перерасти в полноценный информационный сайт. Примеры работ tv102.ru, cosmetologufa.ru, remont102.ru , atmosferaufa.ru Если вы хотите сотрудничать пишите в ВК https://vk.com/seobuild

jivopis.org

Спящая Венера (картина Джорджоне) Википедия

«Спящая Венера» (итал. Venere dormiente) — картина венецианского художника Джорджоне, написанная им незадолго до смерти.

Джорджоне не окончил картину. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году. Картину закончил уже Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера.

Купидон, написанный Тицианом, не дошёл до наших дней. Его присутствие можно определить только при помощи инфракрасной съёмки. Именно это позволяет идентифицировать спящую женщину как Венеру, однако нельзя со всей точностью утверждать, что именно таким был первоначальный замысел Джорджоне. Инфракрасное исследование показало, что у Купидона в руках были стрела и птица, придававшие картине явный эротический символизм.

Мотив Венеры, спящей в саду, где вечная весна, присутствует ещё в римских свадебных поэмах. Богиня любви обычно спала в окружении путти, а Купидон будил её. После этого Венера отправлялась на свадебное торжество к паре, которой была посвящена поэма. Похожий сюжет встречается и в латинской поэзии XVI века. Если картина Джорджоне была визуальным воплощением именно этого мотива, тогда, возможно, заказчиком работы был Джероламо Марчелло (Gerolamo Marcello), женившийся на Морозине Пизани (Morosina Pisani) в 1507 году.

Джорджоне в выборе позы Венеры, возможно, руководствовался одной из гравюр Гипнэротомахии Полифила, изданной в 1499 году. Эту же позу использовал Тициан в «Венере Урбинской» и Мане — в «Олимпии».

Литература

  • Алпатов М. В. «Венера» Джорджоне / Этюды по всеобщей истории искусств. — М., Советский художник (серия "Библиотека искусствознания"), 1979. — 43-67 с.
  • Patrick de Rynck. How to Read a Painting — Decoding, Understanding And Enjoying The Old Masters. — Thames & Hudson, 2004. — С. 140—141. — ISBN 978-0-500-51200-5.
  • David Alan Brown. Venetian Painting and the Invention of Art // Bellini, Giorgione, Titian, and the Renaissance of Venetian Painting. — Washington, Vienna, 2006.

wikiredia.ru

Две Венеры - Наталья Никифорова

Две Венеры

 Сравнение картин «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера»  Джорджоне

Наталья Никифорова

  Конец пятнадцатого века ознаменован в  искусстве живописи появлением на свет великих художников, таких как Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, Рафаэль, Дюрер.

  Два величайших мастера эпохи венецианского  Возрождения: Тициан и Джорджоне вышли из мастерской Джованни Беллини .  Два таких похожих и таких разных мастера. Об авторстве многих их картин до сих пор идут споры, чьей рукой написан тот или иной шедевр, Джорджоне или Тициана? Сюжеты многих их картин очень схожи, но на этом, как мне кажется, и заканчивается их схожесть, дальше идут различия. Различия во всем: в судьбе, в творчестве, в манере письма.

           

     Итак, Тициан родился в Пьеве ди Кадоре, маленьком селении в горах провинции Беллуна. Он был вторым сыном Грегорио  Вечеллио, происходящего из известного рода адвокатов. Неполных десяти лет от роду он покинул родину, чтобы добраться до Венеции и изучить искусство живописи. С первых шагов по стезе живописи Тициан проявил себя как необычайно талантливый художник, умеющий соединить беллиниевское величие и степенность с натурализмом заальпийских художников, к которым он испытывал величайшее почтение.

   О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход  к управлению собственной школой. Документов, освещающих все эти аспекты жизни художника, которые еще при жизни его начали создавать вокруг него настоящий миф, существует великое множество. Тем возмутительнее исключение, которое являет неизвестность даты его рождения, порожденная противоречащими друг другу, расходящимися на добрых семнадцать лет,  фактами.

Запись о смерти 1576 г. гласит, что художник скончался в возрасте « ста и трех лет», таким образом, годом рождения должен быть 1473 год. Однако, биографы его времени, Людовико Дольче и Джордже Вазари, которые, похоже, наоборот, стремятся превознести раннее становление художника,  относят дату его рождения к периоду между 1488 и 1490 годами. Именно эта датировка принята в настоящее время большинством ученых. И это единственное темное место в его биографии.

«Божественный» Джорджоне (1477 – 1510), так назвал художника Сальвадор Дали. В отличие от Тициана в биографии этого художника, как и в сюжетах его картин, остается много неясного. Джорджоне прожил очень недолго, и еще при жизни был признан гением. Он коренным образом изменил представление о самой живописи, и о месте художника в обществе. Джорджоне родился близ Венеции, обучался в мастерской Беллини. Родом из бедной семьи, он был наделен острым умом, музыкальностью и пользовался успехом у женщин.

Сравним две картины  этих художников, картины очень похожие по сюжету. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.  Эта Венера – богиня плотской любви, раскинувшаяся в алькове и предлагающая зрителю свою великолепную  наготу.  В руке она держит букет роз – традиционный атрибут богини, как и стоящий на подоконнике мирт. Однако, черты лица богини совершенно индивидуальны, взгляд ее не рассеян, она смотрит на зрителя открыто и призывно. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Тициан изобразил свою Венеру во внутренних покоях богатого венецианского дворца,  со всеми атрибутами повседневной жизни: двумя горничными, вынимающими из сундука наряды госпожи.

На картине Джорджоне царит таинственность далекая от обыденной жизни. Созданию атмосферы таинственности, окутывающей полотно, способствует пустынный город на заднем плане. этот мотив возник сначала в его знаменитой «Грозе».

Когда наш взгляд скользит от фигуры к пейзажу и обратно, открывается своеобразие метода Джорджоне. Художник мыслил природу, человека и его создания в единстве, охватывал единым взором непрерывную целостность земли и ее растительного покрова, световоздушной среды, облаков, людей, мостов и городских построек. Такое восприятие было не менее важным завоеванием нового искусства, чем открытие перспективы.

Глаза богини закрыты, она спит или грезит, не подозревая, что за ней наблюдают. Нашему взору предстает богиня загадочная и прекрасная, мечтательный идеал, недостижимый в своей законченности.

Тициановская Венера воспринимается не как мифологический персонаж, а как дивный этюд реально существовавшей обнаженной женщины. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Запечатленная в реальной обстановке, Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой. Замкнутый контур ее фигуры, необычайная мягкость и плавность очертаний усиливают впечатление погруженности ее в свой мир, мир совершенной гармонии и высшей красоты. Создавая богатейшую колористическую гамму, построенную на соотношении звучных и глубоких тонов, Тициан своим мастерством приподнял реальность до уровня идеала.

Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью  одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной средой и главным образом проблемами колорита.

От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 году  завершил работы учителя.

Своей «Венерой Урбино» Тициан разрушил границы традиционной мифологической картины, приблизил миф к своему времени, заставляя его служить вполне определенным целям: свидетельствовать о важности эротического аспекта брака.

Совместная работа над фресками фасада здания Немецкого подворья положила начало расхождению в живописной манере этих величайших художников. Контраст между «Справедливостью» Тициана и фрагментом фрески «Обнаженной» Джорджоне наглядно демонстрирует это различие.

Оба художника, без сомнения, талантливейшие мастера, но с моей точки зрения Венера Джорджоне вызывает большее восхищение. В женщине должна быть загадка. А здесь эта загадка присутствует. Почему обнаженная богиня лежит на фоне дикого пейзажа? Спит она или грезит? Отдыхает или ждет кого­ то? От прекрасного тела богини веет таинственностью, а загадка всегда притягивает больше, чем открытость и понятность.

В ноябре  2001 года тициановскую «Венеру Урбино» привозили в Москву, К сожалению, мне не удалось попасть на выставку и увидеть оригинал. Но на меня эта картина произвела глубокое впечатление (хотя, думаю, репродукция или фотография не способна передать всё мастерство автора), мне кажется, от джорджоновской Венеры впечатление было бы большее. У меня  дома висит очень хорошая копия Венеры Джорджоне. И даже от копии впечатление очень  сильное.

Считается, что смерть помешала Джорджоне закончить картину, и для завершения работы был приглашен Тициан. Действительно, пейзаж, как бы расслаивающийся по мере удаления, и синеватые горы на заднем плане напоминают манеру Тициана. Ранняя смерть Джорджоне способствовала тому, что звезда Тициана вспыхнула с необыкновенной яркостью.

Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина, изображенная Тицианом, представлена величавой, исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне.

Позднее Тициан написал для Филиппа   Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Серии мифологических сцен были посланы испанскому королю, известному религиозному фанатику. Эти картины уже относятся к позднему стилю Тициана, в них выразилось новое понимание мира эроса. за четвертым творческим десятилетием, которое истощило внутренние силы художника, вновь последовало время расслабленности. Как и в тридцатые годы, Тициан посвятил свое творчество главным образом прославлению женской красоты. В сопроводительных письмах при посылке мифологических картин Филиппу II Тициан назвал одну из своих картин "Поэзией", и в самом деле, все эти произведения в высшей мере поэтичны. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и  просветленность этого мира красоты.

 

 

 

 

biatris7.livejournal.com

Спящая Венера (картина Джорджоне) Википедия

«Спящая Венера» (итал. Venere dormiente) — картина венецианского художника Джорджоне, написанная им незадолго до смерти.

Джорджоне не окончил картину. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году. Картину закончил уже Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера.

Купидон, написанный Тицианом, не дошёл до наших дней. Его присутствие можно определить только при помощи инфракрасной съёмки. Именно это позволяет идентифицировать спящую женщину как Венеру, однако нельзя со всей точностью утверждать, что именно таким был первоначальный замысел Джорджоне. Инфракрасное исследование показало, что у Купидона в руках были стрела и птица, придававшие картине явный эротический символизм.

Мотив Венеры, спящей в саду, где вечная весна, присутствует ещё в римских свадебных поэмах. Богиня любви обычно спала в окружении путти, а Купидон будил её. После этого Венера отправлялась на свадебное торжество к паре, которой была посвящена поэма. Похожий сюжет встречается и в латинской поэзии XVI века. Если картина Джорджоне была визуальным воплощением именно этого мотива, тогда, возможно, заказчиком работы был Джероламо Марчелло (Gerolamo Marcello), женившийся на Морозине Пизани (Morosina Pisani) в 1507 году.

Джорджоне в выборе позы Венеры, возможно, руководствовался одной из гравюр Гипнэротомахии Полифила, изданной в 1499 году. Эту же позу использовал Тициан в «Венере Урбинской» и Мане — в «Олимпии».

Литература[ | код]

  • Алпатов М. В. «Венера» Джорджоне / Этюды по всеобщей истории искусств. — М., Советский художник (серия "Библиотека искусствознания"), 1979. — 43-67 с.
  • Patrick de Rynck. How to Read a Painting — Decoding, Understanding And Enjoying The Old Masters. — Thames & Hudson, 2004. — С. 140—141. — ISBN 978-0-500-51200-5.
  • David Alan Brown. Venetian Painting and the Invention of Art // Bellini, Giorgione, Titian, and the Renaissance of Venetian Painting. — Washington, Vienna, 2006.

ru-wiki.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта