Горюшкин-Скоропудов Иван СиловичКартины и биография. Картины горюшкин сорокопудов


Художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (5 ноября 1873, с. Нащи, Тамбовская губерния — 29 декабря 1954, с. Ивановка, Пензенская область) — русский живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943).

Солнце на лето, зима на морозРодился в семье солдата и бурлака Силы Васильевича Горюшкина, рано осиротел. Воспитывался у дальних родственников (мещан Сорокопудовых) в Саратове. В юности работал официантом и подсобным рабочим («мальчиком при буфете») на ходивших по Волге пароходах. Интересовался рисованием. По совету П. Я. Пясецкого, известного путешественника по Монголии, Китаю и Восточной Сибири, поступил в учение к П. А. Власову в Астрахани (1890—1892). Вместе с Горюшкиным учились Б. Кустодиев, А. Вахрамеев, И. Елатонцев.

В 1902 уехал в для продолжения учёбы в Петербург, в 1892-1895 годах занимался в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. В 1897—1902 гг. обучался в Императорской Академии художеств у П. О. Ковалевского, В. В. Мате, в мастерской И. Е. Репина (1899—1902). Учился вместе с И. Билибиным, Кустодиевым, К. Сомовым, И. Бродским, Ф. Сычковым. Получил 1 премию Академии художеств за картину «За оградой тихой обители» (1902). Дипломная работа «На концерте в Павловске» (1902). С 1897 года участвовал в выставках (АХ, ОПХ, «Общество русских акварелистов», АХР и др.). Активно сотрудничал с журналом «Нива», «Столица и усадьбы» и т. д.

Предмет интересов художника в ранний период — историческая живопись, портрет, пейзаж («Княже у обедни», «Женщина времен Тишайшего царя», «Уголок прошлого», «Канун Пасхи в старину», «Раздача милостыни в Святую ночь в старой Руси», «Плач Ярославны»). Делал иллюстрации к произведениям русских писателей: П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» (1909), А. Н. Толстого «Князь Серебряный» (1908—10).

Оставил работы о Революции 1905—1907 гг. — («Баррикады. 1905 год»; «Разгром барской усадьбы», 1905), «Шлиссельбургская тюрьма» и её позднейший вариант «Привезли арестантов» (1932). Вместе с А. И. Вахрамеевым, Н. Ф. Петровым, Д. Н. Кардовским и др. в 1906 году принимал участие в издании журнала «Гамаюн», запрещенного цензурой.

В 1908 году становится преподавателем Пензенского художественного училища, ныне носящего его имя. Создает крупные картины исторического содержания — «Сцена из XVII столетия», «Из века в век», «Базарный день в старом городе», «Божий суд», а также работы в других жанрах — «Портрет В. В. Фоминой», «Портрет жены», «Портрет матери» (матери жены, Клавдии), «Портрет актрисы А. Н. Собольщиковой-Самариной», «Поцелуй», «Портрет кн. Н. В. Мансыревой», «Автопортрет», «Девушка на солнце» (все 1900—10-е гг.).

Во время Первой мировой войны создает полотна «Подвиг сестры милосердия» (1914—1916), «Пленных привезли!» (1916). В послереволционные годы художник активно участвовал в организации АХР и ОМАХР в Пензе, экспони­ровал свои произведения на выставках этих объединений. Создает картины «Групповой портрет московских художников», «Портрет худ. Ф. В. Сычкова» (1934), "Ленин и революция, «Ленин на трибуне», «На родине весна», «Похороны В. И. Ленина», «Зима» (1936) «Ивановка» (1939) и другие.

Много занимался педагогической деятельностью. Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1903—08), Пензенском художественном училище (1908—30, 1932—54). Отстранялся советскими властями от преподавательской работы. Директор Пензенского художественного училища (1942—45), Пензенской картинной галереи (1942—47). Награждён орденом Трудового Красного знамени (1943).

Написал воспоминания «Годы учёбы у Репина» (Художественное наследство. Репин, Т. 2. М. — Л., 1949) и о своей работе в Петрограде в 1920-х гг. (Горюшкин-Сорокопудов И. С. За реализм - под суд (из воспоминаний художника) // Художник. 1963, № 10. С.59-63).

Работы Горюшкина-Сорокопудова находятся во многих музеях России, включая Государственную Третьяковскую галерею. В Пензенской картинной галерее хранится свыше 200 его произведений.

Похоронен в Пензе на Митрофановском кладбище рядом с К. А. Савицким. Мемориальный музей Горюшкина-Сорокопудова создан в Пензеской картинной галерее (с 1986). Мемориальная доска на здании Пензенского художественного училища.

Источник - Википедия и Live Memory

Старая Русь

Сцена из XVII столетия

Скит

Из прошлого

Зима. Ростовский кремль

Зеркало привезли

Портрет молодой дамы

Базарный день

Божий суд

В старообрядческом монастыре

По старой вере

Женщина с образом

Боярыня

Сестра милосердия

Зима

Дровоколы

Портрет молодой девушки

Гимназистка

Листопад

Пленных привезли 1910 г.

Великий князь Николай Николаевич на позициях 1915 г.

Привоз арестантов

Сталин у гроба Ленина

Упавшие колокола

Арфистка

Молодой человек

Мать с ребёнком

Портрет А. Н. Собольщиковой-Самариной

Портрет Н. В. Мансыревой

На даче

Портрет Ф. И.Холдиной, матери жены

Автопортрет

vakin.livejournal.com

Русский художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня день рождения русского художника Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова (1873-1954).

А.И. Вахрамеев. Портрет И.С. Горюшкина-Сорокопудова. 1900-е годы. Картинная галерея имени К. А. Савицкого, Пенза.

Сычков Ф.В. Портрет И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Автопортрет.

Творчество Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова с полным основанием можно рассматривать как некое звено, соединившее «век нынешний и век минувший». Это был художник, через всю свою долгую жизнь пронесший незыблемыми принципы передвижничества. Ни в годы расцвета «Мира искусства», ни в пору «Бубнового валета» или «Голубой розы», ни позднее, во время распространения конструктивизма, его не коснулось ни одно из новых веяний искусства XX столетия. А между тем он родился и вступил в художественный мир в те же годы, что Рерих и Бенуа, Добужинский и Кончаловский, Борисов-Мусатов и Петров-Водкин...

В 1890 году бывший буфетный мальчик Иван Горюшкин (фамилия Сорокопудов прибавилась к его собственной, когда круглого сироту приютили у себя дальние родственники Сорокопудовы) поступил в Астраханскую художественную школу, основанную учеником знаменитого Перова — П. А. Власовым. Так началась для него пора ученичества, продолжавшаяся с 1895 года в Петербурге в Академии художеств, где произошли к тому времени разительные перемены.К воспитанию молодого поколения были привлечены выдающиеся реалисты — Репин, Шишкин, Куинджи, В. Маковский, Матэ. Мастерская Репина, куда в 1900 году перешел Горюшкин-Сорокопудов, стала настоящим художественным центром Академии. Влияние Репина на молодого живописца было столь сильным, что сохранилось до последних лет жизни.Еще в 1913 году Репин сделал следующую надпись на своей фотографии, подаренной ученику: «Проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте, деятельному художнику Горюшкину-Сорокопудову».

В годы, последовавшие за окончанием Академии, Горюшкин-Сорокопудов удачно работает в портретном жанре, используя при этом не только технику масляной живописи, но и пастель, уголь и особенно офорт, которым он усиленно занимался у В. В. Матэ. К числу его лучших работ того времени следует отнести картину «Скрипач» (1902).

Скрипач (штриховой офорт на меди)

Портрет неизвестного (штриховой офорт на цинке)

Работал Горюшкин в различных жанрах: портретном, бытовом, пейзажном, книжной графики. Но особое предпочтение отдавал художник жанру исторической живописи. Кисть Горюшкина воспевает «преданья старины глубокой», Русь уходящую: величавые купола православных храмов, затейливую архитектуру деревянных теремов, и людей — могучего витязя князя Игоря, взывающую со стен древнего Путивля Ярославну.Изучая историю и быт Руси, художник совершал неоднократные поездки в Углич и Ростов. Впечатления от этих поездок отражены в многочисленных этюдах, изображающих архитектуру монастырей и церквей с одинокими фигурами монахинь и послушников.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Скит .

Скит.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954). «В молитве».

В старообрядческом монастыре

Женщина с образом

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. В храме. 1910-е

Своеобразным обобщением этих впечатлений явилась картина "Из культа прошлого", имевшая авторское название "Из века в век". Перед нами открывается уголок старой звонницы. Солнечные лучи привлекают внимание к фигуре монаха, беседующего с голубями. Другой, стоящий навстречу солнцу, вглядывается в беспредельные просторы. Извечно стремление человека к свету...

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Из века в век [ок. 1915]

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Зима. Ростовский Кремль [ок. 1915]

Ночное шествие Ивана Грозного. Открытка изд. Ришар

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.Старая Русь.

Псков. Печерский монастырь

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. В Пасхальную ночь. Открытка изд. Ришар

Горюшкин-Сорокопудов И.С. Обряд освящения куличей.1910

Горюшкин-Сорокопудов И.С. «На заре пасхального утра» 1910

Позднее, переехав в 1908 году из Петербурга в Пензу, Горюшкин-Сорокопудов с тем же рвением колесил по губернским селам и городкам, внимательно присматриваясь к жизни и обычаям мордвы, татар, чувашей, изучал и зарисовывал их национальные костюмы, предметы быта. Именно в Пензе были созданы основные его произведения: "Базарный день в старом городе", "Божий суд" и многие другие.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Базарный день в старом городе.

Божий судСюжет незаконченной картины "Божий суд" вероятнее всего навеян романом А. К. Толстого "Князь Серебряный", который художник иллюстрировал в 1908-1910-х годах. Однако здесь нет прямой аналогии с текстом. Автор стремится, скорее, передать само настроение, царящее перед схваткой. Шумит и волнуется люд московский. Зеваки, пожелавшие увидеть поединок, взобрались даже на крыши домов. На затянутом красным сукном помосте восседает царь в окружении бояр, стрельцов, рынд. Зычно читает царский указ дьяк в зеленом кафтане. Задумчив седобородый богатырь, прибывший на ристалище. Под стать хозяину могучий пегий жеребец, опустивший долу белоснежную гриву. Нетерпеливо рвется в бой рослый парень в распахнутой на груди кольчуге. Еще мгновение, и свершится "божий суд".

И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Дровоколы

Для Горюшкина культура средневековой Руси - это почва, на которой он обретает прочность душевную, откуда и черпает свое вдохновение. В мастерской Ивана Силыча хранились народные костюмы, одеяния священников, вооружение древних воинов. В них он не только обряжал натурщиков, но нередко примерял их сам. Наверное, делал он это, чтобы точнее почувствовать стиль эпохи и самого себя в ней.

Боярыня

Зеркало привезли

Отказываясь, как правило, от заказных портретов, Горюшкин создал обширную галерею образов своих друзей, товарищей по работе. Среди них портреты преподавателя Пензенского художественного училища, скульптора Константина Александровича Клодта (1914), саранского живописца Федора Васильевича Сычкова (1934).

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Портрет скульптора Клодта.1914

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Портрет художника Ф.В.Сычкова. 1934

И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Портрет художника Елатонцева

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Автопортрет.Человеком огромной внутренней силы предстает перед нами и сам художник в автопортрете, написанном в 1910-х годах. Цепким, изучающим взглядом из-под насупленных бровей смотрит он на зрителей.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Автопортрет.Два десятилетия спустя Горюшкин вновь напишет свой портрет. Напишет почти на том же месте, в саду, на фоне дома. Но перед нами уже иной человек. Неумолимые годы наложили отпечаток на его лицо: покрылся глубокими морщинами высокий лоб, выбелилась борода и пышные усы, и даже взгляд из-за стекол очков стал мягче, мудрее. Но крепкая рука по-прежнему уверенно держит кисть. Иван Силыч не случайно ввел эту деталь в композицию. Творить для него значило жить. Даже в самые трудные годы лишений и гонений он продолжал работать.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Портрет молодой дамы.

Матовая поверхность темперы в сочетании с бархатистостью цветовой пасты придают многим портретам особый колористический строй, помогающий раскрыть тот или иной обаятельный образ. Для женских портретов художника, например известной актрисы А.Н. Собольщиковой-Самариной, пензенской княгини Н.В. Мансыревой характерны печать аристократизма, утонченности, отвечающая новым эстетическим устремлениям эпохи, стилистике модерна.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Портрет А.Н.Собольщиковой-Самариной

Портрет актрисы А.Н. Самариной. 1915

Портрет Н.В. Мансыревой. 1915

Мать с ребёнком. 1910-е

Мужской портрет. 1910-е.

Портрет мужчины в восточном костюме. 1895

И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Сестра милосердия

И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Портрет молодой девушки

И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Гимназистка

Портрет жены К.П. Горюшкиной-Сорокопудовой.

Портрет жены 1904 ПензаОсновной благодатной моделью женских образов служила художнику его жена - Клавдия Петровна. Чувством восхищения красотой веет от портрета 1904 года, на котором она изображена в светлом бальном платье на фоне цветов. Показательна для этого портрета и печать аристократизма, утонченности, отвечающая новым эстетическим устремлениям эпохи, стилистике модерна.

Портрет Ф.И.Холдиной, матери женыНеизменной движущей силой творчества Горюшкина была любовь к человеку, бережное отношение к личности, которое более всего проявилось в портретах современников, виртуозно написанных. К числу несомненных удач художника относится портрет матери жены (1904). Сам рано лишившийся материнской ласки, он решил создать образ спокойной, умиротворенной старости. Полотно написано в теплой оранжево-фиолетовой гамме, что придает ему особую эмоциональную приподнятость. Образ сидящей в кресле пожилой женщины в темной кружевной наколке, внимательно рассматривающей нас поверх стекол очков, полон внутреннего благородства.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Женский портрет.

И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Звуки скрипки

И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Девочка с яблоками

И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Женский портрет.

Арфистка

Большую известность художнику принесла картина "Плач Ярославны", написанная в 1907году. С высоких деревянных стен Путивля открывается неоглядная ширь. Мрачные тучи клубятся на востоке, и только узкая полоска зари блистает светом надежды - серый, ветреный день встает над Путивлем. Ярославна ждет своего мужа, ушедшего в опасный поход, в половецкие степи. Вся она - ожидание и тревога, надежда и смятение. Это яркая иллюстрация "Слова о полку Игореве".

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Плач Ярославны. 1907

Эти пленительно яркие, самобытные полотна, наполненные радостью бытия, глубоко прочувствованными национальными чертами, никого не оставляют равнодушными.

Воспевая старую Русь, ее обряды, обычаи, Иван Силыч способствовал развитию интереса народа к истории и культуре.Романтический образ могучего воина, человека страстного темперамента, предстает перед нами в полотне "Князь Игорь". Его закутанная в горящий киноварью плащ фигура резко выделяется на фоне темно-изумрудной листвы, создавая мощный цветовой аккорд.

Князь Игорь. 1912

В декоративно-экспрессивном ключе решено и полотно "Поцелуй". И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Поцелуй. 1910-еКак и в предыдущей работе, художник показывает своих героев на фоне темной зелени сада, отчего еще ярче полыхают их одежды, освещенные лучами заходящего солнца. Порывистое движение влюбленных, слившихся в пылком поцелуе, как бы продолжается в контрастах света и цвета, в динамике линий, широкой живописной манере, где корпусный мазок темпераментно и уверенно лепит форму.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Ростов Великий. 1910-е

Волжский пейзаж.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.Солнце – на лето, зима – на мороз.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Зима.

Поэтическую сторону творчества художника определяют в разное время написанные пейзажи. Он особенно любил зимние и весенние мотивы: голубоватый, сверкающий серебром иней ("Солнце на лето - зима на мороз"), деревенские домики и березы, утонувшие в сугробах ("Зима. Ивановка"), ручьи и проталины ("На родине пробудилась весна"), буйное и радостное возрождение природы ("Цветущие яблони").

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Зима.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Зимний пейзаж

На даче. 1910-е

И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Листопад ('Листопад' Ивана Горюшкина-Сорокопудова – один из самых ярких примеров символизма конца XIX в., которому все же в этой картине художник отдал дань).

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Горюшкин-Сорокопулов встретил зрелым художником. Творчество его утверждало лучшие традиции русской художественной школы. Активный организатор АХРР и ОМАХР в Пензе, Горюшкин-Сорокопудов с середины 1920-х и в течение 1930-х годов работает над циклом исторических композиций, посвященных Ленину ("Ленин в революции", "Ленин на трибуне", "Похороны В. И. Ленина").

Не расстается художник и с милой его сердцу стариной

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. "Сцена из XVII столетия", 1930-е гг.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов."Упавшие колокола", 1930-е гг.

К числу лучших работ, выполненных художником в эту пору, следует также отнести несколько пейзажей и портретов ("На родине весна", портрет Ф. В. Сычкова, 1934, "Таня", 1938, "Зима", 1936. портрет Г. С. Подольской, 1939. "Ивановка". 1939 и др.).

Привоз арестантов. 1932

Революция (Сфинкс). Эскиз.

Похороны В. И. Ленина. 1930-е Пенза

Ломка эстетических и нравственных критериев, последовавшая после революции 1917г., радикально изменила судьбу художника. Его творчество было признано идеологически чуждым. В 1932 г. Горюшкина отстранили от преподавательской работы, изгнали из училища как «апологета старой жизни». Последние годы жизни художника были поистине трагическими. Он жил одиноко в деревне Ивановке, отлученный от своих учеников и коллег-художников. Только в 1986 г. имя Горюшкина-Сорокопудова зазвучало вновь.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Был он порой человеком резким, даже грубоватым в общении с людьми. Но в совершенстве владел своей профессией. Это он, преподаватель Пензенского художественного училища, в годы войны направил письмо И.В.Сталину, ратуя о том, чтобы художники были отозваны из действующих армий. Писал он о том, что талант, дарованный Богом художнику, — великая редкость, и необходимо, чтобы остались в живых те, кто может после окончания войны способствовать сохранению и утверждению национальных традиций в русской школе живописи.Морозной зимней ночью 1943 года в далёкую Пензу примчал фельдъегерь, чтобы вручить И.С.Горюшкину-Сорокопудову письмо от вождя, в котором извещалось, что вопрос, поставленный художником, решён положительно.Пензенское художественное училище сохранило традиции русской национальной школы живописи в военное и послевоенное время. И в том немалая заслуга Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова, человека, умевшего мыслить в масштабах государства.

Репост (впервые опубликовано 20-01-2012 в Арт-Эрудите)Ссылки:http://www.artcyclopedia.ru...http://gallery.ru/watch?a=j...http://www.art-penza.ru/hou... (из дневника художника)

vladimir71.mirtesen.ru

Горюшкин-Скоропудов Иван Силович Картины биография Goryushkin-Skoropudov Ivan

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силович — русский живописец, график, декоратор, иллюстратор и педагог. Родился в 1873 году в деревне Нащи Тамбовской губернии в бедняцкой семье. Рано осиротев, воспитывался у дальних родственников Сорокопудовых в Саратове. С малых лет работал на пароходах, ходивших по Волге. В 1890-1892 годах учился живописи у художника Павла Алексеевича Власова в Астрахани вместе с Б. Кустодиевым и А. Вахрамеевым.

Портрет молодой дамына фоне ночного кафе, 1900-е Плакат журнала Нива1909 год Солнце - на лето,зима - на мороз, 1910-е Плакат журнала Нива, 1910

В 1892-1895 годах Горюшкин-Сорокопудов занимался в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств в Петербурге. В 1897-1902 годах обучался в Императорской Академии художеств у профессоров П. О. Ковалевского и В. В. Мате, занимался в мастерской И. Е. Репина. Получил первую премию Академии художеств за картину "За оградой тихой обители" в 1902 году.

С 1897 года Горюшкин-Скоропудов участвовал в выставках Академии художеств, Общества поощрения художников, Общества русских акварелистов и других художественных объединений. Активно сотрудничал с журналами и изданиями ("Нива", "Столица и усадьбы") В 1903 художник переехал в Пензу. В 1908 году Горюшкин-Сорокопудов стал преподавать в Пензенском художественном училище.

В 1910-е годы, одновременно с педагогической деятельностью, Горюшкин-Сорокопудов пишет картины исторического содержания — "Старая Русь", "Базарный день", "Божий суд". До Октябрьской революции художник работал во многих жанрах, писал картины религиозной тематики, бытового жанра, пейзажи, создавал портреты. Наиболее значимые его работы: "Поцелуй", "В молитве", "Портрет В.В. Фоминой", "Портрет актрисы А.Н. Собольщиковой-Самариной", "Канун Пасхи в старину", "Портрет княгини Н.В. Мансыревой", "Два дровокола", "Автопортрет", "Девушка на солнце".

Базарный день в старом городе,1910-е Из века в век,1910-е Старая Русь,1910-е

Большинство картин и графических работ художника Ивана Силовича Горюшкина-Сорокопудова находятся в Пензенской картинной галерее имени Константина Аполлоновича Савицкого

Боярыня,1903 В молитве,1910-е Девочка с яблоками,1920

В послереволюционные годы художник принимал активное участие в Ассоциации художников революционной России, писал картины на ленинскую тематику, участвовал в выставках художников АХР. В 1943 году Горюшкин-Сорокопудов был награжден орденом Трудового Красного знамени и удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Умер 29 декабря 1954 года в селе Ивановка Пензенской области. Похоронен Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов в Пензе на Митрофановском кладбище рядом с могилой другого известного художника Константина Аполлоновича Савицкого.

Упавшие колокола,1930-е Портрет актрисыСобольщиковой-Самариной, 1909 год Сцена из XVII столетия,1934

smallbay.ru

Произведения живописи таланта из России Горюшкина-Сорокопудова

Произведения живописи Горюшкина-СорокопудоваИзучая произведения живописи других художников, можно научиться рисованию. Так и поступал герой нашей статьи

Известный русский художник Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873—1954) родился в Тамбовской губернии, в селе Наши. Родители крестьяне рано умерли. На воспитание его взяли Сорокопудовы.

Проживал вначале в Саратове, а затем переехал в Астрахань, где и начал серьезно обучаться живописи.

Вначале Иван поступает в Художественное училище, а через два года, в 1897 году, в Академию Художеств в Петербурге, которую окончил в 1902 году. Во время учебы он работает в мастерской Репина.

К этому времени в его творчестве определяются предпочтения — любовь к пейзажу, к портретному жанру и к историческому. В его картинах отражена старая Русь, традиции и быт народа.

 

Произведения живописи художника

 

Какую бы жанровую сценку не изображал художник, пейзаж в ней занимает одно из основных мест. Примером может служить произведение живописи «Плач Ярославны».

С 1908 года, после переезда в Пензу, Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч преподает в местном художественном училище.

Революция прошлась по биографии художника, как впрочем, и по судьбам всех людей. В 1917 году художественное училище в Пензе упразднили, сделав из него производственные художественные мастерские. Ну не нужно произведения живописи народу, так решили примитивные большевики, пусть рисуют плакаты и вождей на броневиках. Опыт художника оказался не нужен и его уволили.

Революция прошлась катком не только по живописи, многие сферы искусства были затронуты:

  • Поэзия
  • Скульптура
  • Музыка

Здесь можно вспомнить разрушение церквей, сжигание икон и т. д. В церквах большевиков интересовало только золото, а на сам предмет им было наплевать. А сколько было расстреляно и выселено интеллигенции.

Снова заняться педагогической деятельностью он смог только в тридцатом году.

После войны 1945 года, уже в преклонном возрасте, художник поддерживает молодых коллег, участвует в жизни Пензенского училища, в котором проработал многие годы своей жизни.

За весь свой творческий путь художник оставил много интересных по замыслу и исполнению живописных произведений. Умение отразить движение, характер является отличительной чертой в его произведениях.

Иметь в своей коллекции произведения живописи любимых художников, мечта многих. Минус в том, что эти картины единичны. Но вы можете приобрести репродукции картин в художественных мастерских Москвы, Санкт — Петербурга и других городов. В таких мастерских есть возможность заказать копии известных художников по почте или курьерской доставкой.

Любовь к Древней Руси, к Руси христианской мы можем увидеть в картинах Горюшкина-Сорокопудова. В 1910—1912 годы были написаны такие картины как:

  1. «Игуменья на молитве»
  2. «Князь Игорь»
  3. «Из культа прошлого»
  4. «На звоннице» и т.д.

Как и в других произведениях живописи, здесь большую роль играет пейзаж, задающий эмоциональный тон.

Советский период так же отражен в его произведениях. В двадцатых — тридцатых годах были написаны картины, посвященные Ленину.

 

artatac.ru

Картины Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)«Портрет Н.В. Мансыревой»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) «Портрет Н.В. Мансыревой»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)«Портрет Фоминой В.В.»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) «Портрет Фоминой В.В.»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч  (1873-1954)«Девочка с яблоками»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. «Девочка с яблоками»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)«Портрет девушки»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. «Портрет девушки»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)

«Портрет Собольщиковой-Самариной»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) «Портрет Собольщиковой-Самариной»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)«Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. «Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)«Листопад»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) «Листопад»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)«Рекламный плакат журнала «Нива» на 1911 год»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) «Рекламный плакат журнала «Нива» на 1911 год» Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. «Поцелуй»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)«Базарный день в старом городе»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. «Базарный день в старом городе»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) «Скит»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. «Скит»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) «Иосиф и жена Пентефрия»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. «Иосиф и жена Пентефрия»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) «Арфистка»

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч «Арфистка»

Картины Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)

живопись картины художники

Горюшкин-Сорокопудов 

Иван Силыч (1873-1954)

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (5 ноября 1873, с. Нащи, Тамбовская губерния — 29 декабря 1954, с. Ивановка, Пензенская область) — русский живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943).

Родился в семье солдата и бурлака Силы Васильевича Горюшкина, рано осиротел. Воспитывался у дальних родственников (мещан Сорокопудовых) в Саратове. В юности работал официантом и подсобным рабочим («мальчиком при буфете») на ходивших по Волге пароходах. Интересовался рисованием. По совету П. Я. Пясецкого, известного путешественника по Монголии, Китаю и Восточной Сибири, поступил в учение к П. А. Власову в Астрахани (1890—1892). Вместе с Горюшкиным учились Б. Кустодиев, А. Вахрамеев, И. Елатонцев.

В 1902 уехал для продолжения учёбы в Петербург, в 1892—1895 годах занимался в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. В 1897—1902 гг. обучался в Императорской Академии художеств у П. О. Ковалевского, В. В. Мате, в мастерской И. Е. Репина (1899—1902). Учился вместе с И. Билибиным, Кустодиевым, К. Сомовым, И. Бродским, Ф. Сычковым. Получил 1-ю премию Академии художеств за картину «За оградой тихой обители» (1902). Дипломная работа «На концерте в Павловске» (1902). С 1897 года участвовал в выставках (АХ, ОПХ, «Общество русских акварелистов», АХРР и др.). Активно сотрудничал с журналами «Нива», «Столица и усадьба» и т. д.

Предмет интересов художника в ранний период — историческая живопись, портрет, пейзаж («Княже у обедни», «Женщина времен Тишайшего царя», «Уголок прошлого», «Канун Пасхи в старину», «Раздача милостыни в Святую ночь в старой Руси», «Плач Ярославны»). Делал иллюстрации к произведениям русских писателей: П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» (1909), А. К. Толстого «Князь Серебряный» (1908—10).

Оставил работы о Революции 1905—1907 гг. — («Баррикады. 1905 год»; «Разгром барской усадьбы», 1905), «Шлиссельбургская тюрьма» и её позднейший вариант «Привезли арестантов» (1932). Вместе с А. И. Вахрамеевым, Н. Ф. Петровым, Д. Н. Кардовским и др. в 1906 году принимал участие в издании журнала «Гамаюн», запрещенного цензурой.

С 1908 года — преподаватель Пензенского художественного училища. Создал крупные картины исторического содержания — «Сцена из XVII столетия», «Из века в век», «Базарный день в старом городе», «Божий суд», а также работы в других жанрах — «Портрет В. В. Фоминой», «Портрет жены», «Портрет матери» (матери жены, Клавдии), «Портрет актрисы А. Н. Собольщиковой-Самариной», «Поцелуй», «Портрет кн. Н. В. Мансыревой», «Автопортрет», «Девушка на солнце» (все 1900—10-е гг.).

Во время Первой мировой войны создал полотна «Подвиг сестры милосердия» (1914—1916), «Пленных привезли!» (1916). В послереволюционные годы художник активно участвовал в организации АХРР и ОМАХРР в Пензе, экспонировал свои произведения на выставках этих объединений. Создал картины «Групповой портрет московских художников», «Портрет худ. Ф. В. Сычкова» (1934), «Ленин и революция», «Ленин на трибуне», «На родине весна», «Похороны В. И. Ленина», «Зима» (1936), «Ивановка» (1939) и другие.

Много занимался педагогической деятельностью. Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1903—08), Пензенском художественном училище (1908—30, 1932—54). Отстранялся советскими властями от преподавательской работы. Директор Пензенского художественного училища (1942—45), Пензенской картинной галереи (1942—47). Награждён орденом Трудового Красного знамени (1943).

Написал воспоминания «Годы учёбы у Репина» (Художественное наследство. Репин, Т. 2. М. — Л., 1949) и о своей работе в Петрограде в 1920-х гг. (Горюшкин-Сорокопудов И. С. За реализм — под суд (из воспоминаний художника) // Художник. 1963, № 10. С.59-63).

Работы Горюшкина-Сорокопудова находятся во многих музеях России, включая Государственную Третьяковскую галерею. В Пензенской картинной галерее хранится свыше 200 его произведений.

Похоронен в Пензе на Митрофановском кладбище рядом с Константином Савицким. Могила И. С. Горюшкина Сорокопудова имеет охраняемый статус — является объектом культурного наследия регионального значения с 1966 года.

Мемориальный музей Горюшкина создан в Пензенской картинной галерее (с 1986). Мемориальная доска на здании Пензенского художественного училища.

Источник:  Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Red hair in Paintings

womanpaint.blogspot.com

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч — русский художник

Русский художник Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч . Автор картин: Базарный день; Гекламный плакат журнала «Нива» на 1911 год.; Из прошлого; Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе.; Солнце - на лето, зима - на мороз.; и многих других.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)

Родился будущий известный отечественный художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов на Тамбовской земле в крестьянской семье. Родители Ивана Горюшкина рано умерли, и малолетнего сироту взяли на воспитание дальние родственники Сорокопудовы, проживавшие в Саратове.

Мальчик работал "при буфете" на волжских пароходах и много рисовал. Мир не без добрых людей. Один из пассажиров, познакомившись с юношей и его "творчеством", уговорил его ехать в Астрахань и учиться в школе П.А. Власова, когда-то учившегося живописи у В.Г. Перова.

Судьба талантливого подростка определилась: вместе со ставшими впоследствии известными художниками (среди них и великий Б.М. Кустодиев) И. Горюшкин прошел хорошую школу П.А. Власова, "насаждавшего академическое отношение к изобразительному мастерству". В 1895 году он поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств на отделение живописи. Через два года становится учеником И.Е. Репина, с которым поддерживал добрые отношения.

В 1902 году Горюшкин-Сорокопудов заканчивает Академию художеств и, как записано в дипломе: "За отличные познания в живописи и научных предметах, доказанные им во время пребывания в отделении живописи и скульптуры Училища, удостоен звания художника". Начинается самостоятельная работа.

Круг интересов молодого мастера достаточно широк — историческая живопись, портрет, пейзаж. На выставках появляются его полотна дальней старины: "Княже у обедни", "Женщина времен Тишайшего царя", "Уголок прошлого", "Канун Пасхи в старину", "Раздача милостыни в Святую ночь в старой Руси". В 1903 году он закончил ставшую известной картину "Плач Ярославны". На события 1905 года Горюшкин-Сорокопудов откликнулся циклом своих работ. В 1903 художник переезжает в Пензу, где становится преподавателем городского художественного училища. С городом связаны его последующие жизнь и творчество. В первые годы советской власти Горюшкин-Сорокопудов ищет свое место в новой жизни. В своих работах он пытается запечатлеть проходящие перед ним события, обращается к теме В.И. Ленина. Несмотря на свой значительный возраст, художник возглавлял с 1942 по 1947 год Пензенское художественное училище. В истории отечественной живописи Горюшкин-Сорокопудов и останется художником-тружеником, художником-патриотом.  

Картины художника

Базарный день — Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч

Базарный день

Гекламный плакат журнала «Нива» на 1911 год. — Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч

Гекламный плакат журнала «Нива» на 1911 год.

Из прошлого — Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч

Из прошлого

Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе. — Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч

Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе.

Солнце - на лето, зима - на мороз. — Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч

Солнце - на лето, зима - на мороз.

Старая Русь — Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч

Старая Русь

wearts.ru

ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч - Журнал обо всём

ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч В начале XX столетия Россия пережила русский культурный ренессанс, известный сейчас как Серебряный век.

Постепенно в наш обиход возвращаются полотна художников, чье мастерство формирвалось в этот период.15 ноября 1873 с.Нащи Тамбовской губ.-29 декабря 1954 с.Ивановка Пензенской обл.Родился будущий известный отечественный художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов на Тамбовской земле в крестьянской семье. Родители Ивана Горюшкина рано умерли, и малолетнего сироту взяли на воспитание дальние родственники Сорокопудовы, проживавшие в Саратове. Мальчик работал "при буфете" на волжских пароходах и много рисовал. Один из пассажиров, познакомившись с юношей и его "творчеством", уговорил его ехать в Астрахань и учиться в школе П.А. Власова, когда-то учившегося живописи у В.Г. Перова. Вместе со ставшими впоследствии известными художниками (среди них и великий Б.М. Кустодиев) И. Горюшкин прошел хорошую школу П.А. Власова, "насаждавшего академическое отношение к изобразительному мастерству". В 1895 году он поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств на отделение живописи. Через два года становится учеником И.Е. Репина, с которым поддерживал добрые отношения.Солнце – на лето, зима – на мороз

">

Базарный день в старом городе. 1910

В 1902 году Горюшкин-Сорокопудов заканчивает Академию художеств и, как записано в дипломе: "За отличные познания в живописи и научных предметах, доказанные им во время пребывания в отделении живописи и скульптуры Училища, удостоен звания художника". Начинается самостоятельная работа. Круг интересов молодого мастера достаточно широк — историческая живопись, портрет, пейзаж. На выставках появляются его полотна дальней старины: "Княже у обедни", "Женщина времен Тишайшего царя", "Уголок прошлого", "Канун Пасхи в старину", "Раздача милостыни в Святую ночь в старой Руси". В 1903 году он закончил ставшую известной картину "Плач Ярославны". На события 1905 года Горюшкин-Сорокопудов откликнулся циклом своих работ.

Божий суд

В 1903 художник переезжает в Пензу, где становится преподавателем городского художественного училища. С городом связаны его последующие жизнь и творчество.Несмотря на свой значительный возраст, художник возглавлял с 1942 по 1947 год Пензенское художественное училище. В истории отечественной живописи Горюшкин-Сорокопудов и останется художником-тружеником, художником-патриотом.

Из культа прошлого (Из века в век)

Скит

Старая Русь

Сцена из XVII столетия

Сестра милосердия

Портрет Феклы Ивановны Холдиной, матери художника

Портрет матери жены

Портрет жены

kolybanov.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта