Живопись Никола Ланкре и Антуана Кийара в ГМИИ. Картины никола ланкре


Французское рококо. Живопись Никола Ланкре, Антуана Кийара

Продолжать разговор о французском искусстве можно на примере двух картин  зале французской живописи XVII — начала XVIII веков. Они датируются третьей четвертью XVIII века. Их авторами являются последователи Ватто — Никола Ланкре и Антуан Кийар. Стиль рококо, особенности которого рассматривались на примере работы Жана-Батиста Патера,  потребовал изменения  размеров картин.

И если в XVII веке покровителем французского искусства был кардинал Ришелье, то в XVIII веке у художников появились иные покровители. В эпоху Людовика XV, когда в искусство приходит, а затем и начинает господствовать стиль «рококо», ему покровительствует всесильная фаворитка короля маркиза де Помпадур.  В XVIII веке помещения стали небольшими, уютными, камерными. Не стало огромных анфилад, как это было принято прежде. У самой госпожи де Помпадур был трёхэтажный дом с изолированными комнатами и узкими окнами от пола до потолка. Такое устройство внутренних помещений стало называться французским. Изменения во внутренней планировке диктовались стилем «рококо». Произведения, выполненные в этом стиле, в основном относятся к прикладному искусству. Собственно, само понятие «рококо», эстетика этого направления, вырастает из прикладного искусства. Ни одна эпоха не знала такого количества безделушек, как французские интерьеры стиля «рококо» XVIII века. На всех комодах, поставцах, столиках появляется столько изысканных вещей, что сейчас и представить себе невозможно! Создается множество предметов, прежде вовсе неизвестных, в частности новых предметов мебели. И главные идеи, воплощенные мастерами той эпохи, в интерьерах, в мебели, в безделушках — это удобство, комфорт, красота, изысканность. Вместо огромных парадных залов Версаля появляются маленькие интерьеры — будуары, кабинеты, спальни, в которых очень часто  даже проводятся приёмы. Архитекторы того времени перестали возводить огромные галереи и анфилады. Вместо них появились десятки уютных комнат.

С изменением размеров помещений изменилась и мебель. Её старались делать без прямых линий, с многочисленными завитками и скруглениями. И совершенно естественно, что размер картин тоже стал другим. Художников этого времени называли волшебниками. На полотнах они старались скрыть кухню своей работы, их техники не было видно, краски перетекали одна в другую.  Сюжеты картин соответствовали духу эпохи.

«Общество на опушке леса»  Никола Ланкре.

 Собственно сюжета, о котором можно рассказывать, на этой картине нет. Герои отдыхают — гитарист играет, кавалер уговаривает даму отправиться с ним на остров любви, то есть завязывается некий флирт. Интересно, что художник, изображая своих героев, находит для них такие позы, в которых невозможно долго задержаться. Например —  гитарист, дама, изображённая со спины, кавалер, приподнявший одно колено, дама, которая подслушивает,  — у каждого из них неестественная и неудобная поза.

Художник показывает движения людей в любовной игре, флирте. В таких положениях нельзя долго задержаться! Дама с кавалером должна уже наконец на что-то решиться, либо отказать ему, либо пойти с ним, подслушивающая мадам тоже в таким образом себя обнаружит, ей следует либо ретироваться, либо сделать вид, что её ничего не интересует.

 Почему же художник изображает такие проходящие моменты и проходные позы? Он хочет показать, то, что, по сути, уловить очень трудно — неуловимое чувство! И в композиции это выражается через игру неуловимых движений. Первым такой приём ввёл в своей композиции Антуан Ватто, и его последователи пытались развивать традиции его искусства, разнообразить сюжеты, которые получили название «галантные праздники»

 Ещё одним  последователем Ватто в области «галантного жанра» бал Антуан Кийар. В музее хранится его «Пастораль».

Сюжет картины превращается в сцену-игру, сцену-маскарад. Идеальной историей в этом плане была пастораль, пастушеская идиллия, где дамы и кавалеры изображают чистеньких и нарядных пастушков, беззаботно веселящихся на лоне природы. Беспечная праздничность — их главная и, по существу, единственная тема, где основное внимание уделяется декоративной красоте композиции.

 Но самым крупным живописцем рококо во Франции был Франсуа Буше.  

 

kraeved1147.ru

lancre

Ланкре Купание дам
Ланкре Никола (Lancret Nicolas) (22.1.1690, Париж, - 14.9.1743, там же), французский живописец, представитель искусства стиля рококо. Испытал сильное влияние Антуана Ватто. В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как "мастер галантных сюжетов". Ланкре писал в духе эпохи рококо “галантные сцены” (“Галантная беседа”, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (“Кухарка”, собрание Уоллес; “Концерт в парке”, ГМИИ, Москва), портреты (“Танцовщица Камарго”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Сюжеты картин Никола Ланкре нередко повторяются, их можно объединить в несколько групп. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа “Компания в парке”, “Пастораль”, “Купание”, “Ловцы птиц”. Художник обращается также к изображению театральных сцен, взятых из пьес и постановок драматургов XVIII века, таких как Данкур или Мариво. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Наконец Ланкре создает серии картин, изображающие “Времена года”, олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения. Ланкре - своеобразный и тонкий живописец. Он прекрасно владел искусством строить группу фигур и объединять несколько групп в единое гармоническое целое. Причем группы в полотнах живописца объединены скорее по декоративному, нежели по смысловому сюжетному принципу. Роль Ланкре в развитии жанра "галантного празднества" велика. Художник пережил своих учителей и соперников, поэтому влияние его было более длительным. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. В 18 веке картины Ланкре собирали не только парижские знатоки, но и Фридрих II, стремившийся воспроизвести во дворце Сан-Суси стиль жизни французского двора, русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес. Картины Ланкре до сих пор сохраняют свое хрупкое очарование, напоминая нам об одном из самых блестящих периодов в культуре и истории Франции.
Ланкре Концерт на лоне природы
Купание дам, 1720-1730. Художественный музей, Руан. Концерт на лоне природы, 1738Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ланкре Менуэт
Ланкре Общество в саду
Менуэт, 1720-1740Дворец Шарлоттенбург, Берлин Общество в саду, 1720-1740Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ланкре Танцовщица Камарго
Ланкре Купальщицы
Танцовщица Камарго, 1730-еЭрмитаж, Санкт-Петербург Купальщицы, около 1730Эрмитаж, Санкт-Петербург
Одной из немногих вспышек интереса короля Людовика XV к искусству его времени коллекция Лувра обязана серией полотен Никола Ланкре на тему времен года, написанной за два года до того, как король купил у Шардена ныне знаменитые картины “Молитва перед обедом” и “Трудолюбивая мать”. Характерная серебристая, ювелирно-точная манера Никола Ланкре, в которой он создавал свои социальные полотна, наиболее наглядна в работе “Место Правосудия в Парижском парламенте” (1723).
Никола Ланкре очень любил театр и часто посещал парижские “Оперу” и “Комеди Франсез”, там художник познакомился с гениальной балериной Камарго и с мадемуазель де Саллье, с которыми в дальнейшем Ланкре состоял в очень тесной связи и, великолепные портреты которых он написал. Старый и убежденный пятидесятилетний холостяк, Ланкре стал часто встречать у лестницы своего дома юную девушку в возрасте примерно семнадцати-восемнадцати лет. Узнав, что эта девушка проживала в бедности вместе со своей матерью, которая была непоправимо больна, Ланкре решил навестить их. Художник постучался в дверь мансарды в доме неподалеку, которую открыла девушка, вытиравшая слезы; ее мать была при смерти. Благородная женщина, сраженная болезнью, сказала Ланкре: «Я не прошу милостыню, я прошу помочь мне соблюсти честь дочери, открыв имя ее отца и представив доказательства ее происхождения. Это необходимо для моей дочери, иначе она уйдет в монастырь. Если Вы мне поможете, тогда я смогу умереть спокойно.» Ланкре обещал. Вскоре мать девушки действительно умерла. Потрясенный Ланкре стал наводить справки и обнаружил, что девушка была внучкой известного писателя Бурсо, автора драм и комедий, в том числе литературного труда «Эзоп в суде». В 1741 году Ланкре женился на внучке Бурсо. Брак с Мари де Бурсо был недолгим, Ланкре умер два года спустя от воспаления легких; он скончался в Париже 14 сентября 1743 года.

yakub-b.narod.ru

Описание картины Николы Ланкре «Концерт в парке»

Описание картины Николы Ланкре «Концерт в парке»

Это произведение искусства было создано известным французским живописцем по имени Никола Ланкре. Как можно логично понять из действий, происходящих на самой картине, она имеет название «Концерт в парке». Что касается размеров полотна, то оно достигает более 75 сантиметров в ширину и почти 110 сантиметров в высоту. Искусствоведы относят рисунок к периоду живописи рококо, но можно в ней увидеть также некоторые нотки неоклассицизма.

На первый взгляд кажется, что название было придумано абсолютно сумбурно и нелепо, но, обратившись к словарю, видим, что в те времена концертом считалось абсолютно любое публичное выступление театрального, вокального или инструментального характера. Абсолютно неважно, сколько именно выступающих предусматривалось в концерте.

На этой картине мы как раз видим одного выступающего. Он одет достаточно нарядно: на нем красно-черная накидка, черные бриджи и гольфы. Туфли и нижнюю часть одежды украшают большие пышные банты в тон накидке. На голове артиста традиционный французский берет. Даже сейчас, как известно, его носят творческие личности, чаще всего художники или поэты.

Наш артист развлекает аристократическую публику. Об этом можно судить по внешнему виду парней и девушек, которые расположились отдохнуть под старым разлогим деревом. Девушки одеты в пышные платья. Парни же имеют наряды, схожие с теми, которые были названы при описании выступающего. Это молодежь, которая развлекалась интеллектуальными беседами и подобного вида забавами.

При создании этой картины художник использовал мягкие и ненасыщенные тона. Судя по сероватому оттенку неба и окружающей молодых людей природы, можно сделать вывод, что на улице уже вечереет. Возможно, они провели так весь день, а может, они выступают по очереди, развлекая друг друга то пением, то музыкой.

opisanie-kartin.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта