Что такое многозначные слова? Примеры в русском языке. Картина многозначное слово
Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Язык возник в глубокой древности из потребности общения людей в процессе их трудовой деятельности. Язык необходимо считать постоянно развивающимся, изменяющимся, т.к. все изменения в общественной жизни находят отражение в языке.Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексика и фразеология, фонетика и орфография, словообразование, грамматика.Я хочу остановиться на лексике и фразеологии, ибо без достаточного лексического запаса трудно говорить о развитии других сторон языка.«…Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» В.КороленкоЛексика – это вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языковедения, изучающий лексику, называется лексикологией.Лексология в первую очередь выясняет все, что связано со значением слова: уточняет типы значений, определяет сферу употребления слова, стилистическую окраску. Для исторической лексикологии важным является вопрос о происхождении слов, его семантики, сфере употребления, стилистической принадлежности в разные периоды развития языка.Лексическое значение в слове может быть единственным (такие слова называются однозначными), но может и сосуществовать с другими лексическими значениями этого же слова, (такие слова называются многозначными).Слово – центральная единица языка.
ЯДРО –
Ядра – чистый изумруд.
Кисть руки – это часть руки от сгиба (запястье) до конца пальцев. Кисть винограда – это скопление ягод винограда на одной ветке. Кисть малярная – это пучок щетины, прикрепленный к рукоятке, служащей для нанесения краски, клея на поверхность.Кнопка канцелярская, кнопка электрического звонка, кнопка на платье. Хвост кометы, хвост кошки, хвост самолета.Почему возникла в языке многозначность слов?Способы образования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть путем переноса названных по сходству предметов или их признаков, например: по сходству признаков: нос ( человека ) - нос ( корабля ) формы предметов: яблоко (антоновское) – яблоко (глазное) по сходству ощущений, оценок: теплое (течение) – теплое (участие) по сходству выполняемых функций: перо (гусиное) – перо (стальное) В результате ассоциаций по смежности (метонимические переносы), бронза (наименование материала)- бронза (изделие из этого материала) Многозначные слова могут быть среди всех частей речи.ЗАДАНИЯ:
а) произведение живописи, б) то, что можно видеть, представить в наглядных образах, в) яркое словесное изображение чего-либо, г) часть действия драматического произведения, требующая самостоятельной декорации, д) кинофильмы.
П. Определите, где слово думать имеет значение:а) размышлять б) считать, предполагать в) намереваться, собираться г) заботиться, беспокоиться.
Ш. Определите, где слово упорный имеет значение:а) неотступно стремящийся к чему-либо; б) требующий много усилий, выдержки; в) длительный, постоянный.
1V. Укажите различные значения существительного земля.
3. Тщательная обработка земли обеспечивает высокие урожаи. 4. При посадке некоторых пород плодовых деревьев землю смешивают с песком и глиной. 5. С детства он мечтал о путешествиях, хотел посмотреть чужие земли. 6. За тем лесом простирается колхозная земля.V. Укажите различные значения прилагательного тяжелый.
V1. Укажите, в каких сочетаниях прилагательные употреблены в прямом, а в каких – в переносном значении
VII. Работа с толковым словарем1. Нахождение многозначных слов, например: челнок, чуткий, щеголять. а) выявить сходство между разными предметами (признаками, действиями) б) подобрать подходящее по смыслу слова к данным словам, в) записать словосочетание по образцу:Вишня: 1) посадить вишню, 2) компот из вишни. Челнок: 1) плыть на челноке, 2) ткацкий челнок, 3) вставить шпульку в челнок. Чуткий: 1) чуткая лошадь, 2) чуткий к слову, 3) чуткий мальчик Щеголять: 1) щеголять в новой одежде, 2) щеголять обновкой.VПI. Составление словарной статьи многозначного словаIX. Можно провести выборочный диктант 1. Записать только те словосочетания, в которых употреблено многозначное слово. а) ехать в пургу, бирюзовый перстень, остаться из-за пурги, бирюзовые волны. б) на влажной земле, обточить жернов, разрыхлять землю, поменять жернов. Х. Составить предложения с многозначным словом «молния»Яркая молния, помчался молнией, металлическая молния. ХI. Предъявить рисунки и спросить, какие ошибки допустил художник, иллюстрируя предложения:1. Школа вышла на уборку территории. Он плыл на челноке. Петя влез на ствол и т.д. ХП. Нахождение многозначных слов и определение общего смысла, объединяющего его лексическое значение.Свежий свежее молоко, свежий хлеб, свежая газета, свежий фильм, свежая рубашка. ХIП. Работа с книгой: использование многозначных слов в художественных произведениях. ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВАОднозначные слова – это слова, которые имеют одно лексическое значение, например: айсберг, планер, сорока, воробей, дятел, рожь, овес, водород. Различаются омонимия лексическая (полная и неполная, или частичная) и оморфомия. Полные лексические омонимы представляют собой слова одного грамматического класса, у них совпадает вся система форм. Например: коса – вид прически, коса – сельскохозяйственное орудие, коса – мыс, отмель. Заставить – загородить чем-либо поставленным: заставить, принудить кого-то что-то сделать. Неполная омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают в звучании и написании не во всех грамматических формах. Пал – лесной, полевой или степной пожар. Пал – свая или чугунная тумба, с которой канатами прикрепляют судно во время стоянки. Во множественном числе эти слова имеют разное ударение: пал-палы, пал-пал. Не совпадут все формы и у слов – омонимов «завод» - действие по глаголу заводить, и завод – предприятие. А также глагол сов.в. закапать (лекарство) и в нес.в. закапывать, но закапывать будет и от глагола «закопать» (что-то в землю). Надо не путать омонимы и многозначные слова. У предметов, обозначаемых многозначными словами, имеется сходство в чем-либо, а между предметами, обозначаемыми омонимами, нет никакого сходства.УПРАЖНЕНИЯ
Сколько кос на свете? В море суши полоса Называется коса Цвета спелого овса На траве лежит роса, - Косит травушку коса, У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос?Б.Гольберг Два ключаШел я с сумкой за плечом, Вижу, бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну, Если ключ я не найду, Как домой я попаду.Лук Меня послали в огород За луковым пером. Смотрю, на грядках лук растет, А перьев нет кругом. Они на курицах растут, Я точно знаю это. Какая-то ошибка тут – А лука перьев нетуГ.Новицкая ЗагадкиНочью в небе один Золотистый апельсин Миновали две недели Апельсины мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька.(Месяц)Составить со словом «месяц» предложения в разных значениях.Растянувшись во весь рост, Он концами в землю врос, Через реку по нему Мы идем по одному(Мостик)Омонимы к слову «мостик» Мостик (капитанский) и мостик (гимнастическое упражнение) Шутливые вопросы
1V. Отличить омонимы от многозначных слов.Выиграть тур, дикий тур, лист липы, лист железа, перекрыть крышку, перекрыть улицу, мазать йодом, мазать брюки. V. Нахождение слов-омонимов:внимательная санитарка, посадить больного в санитарку, угонять в лес, быстро угонять, ударник производства, ударник в оркестре, добавить флюс, вскрыть флюс.V1. Нахождение слов-омонимов в толковом словаре:брак, карьер, вал, насыпь, полка, свет, следствие. Составить с ними предложения.VП. Отгадывание омонимов по рисункам.VШ. Употребление омонимов в речи:шьет в строчку, заканчивает строчку, попал в точку, ставлю точку, были у лисички, ели у лисички: есть – кушать, есть – имеется, пеночка – корочка на молоке, пеночка – название певчей птицы. Овсянка - каша из овса: овсянка – название певчей птицы; мир – согласие, отсутствие войны, мир – вселенная, земной шар; стан – корпус, туловище, стан – лагерь.1Х. Докажите, что эти слова омонимы: клуб, горы, кран, трубка, бак, бар.Х. К выделенным словам в первой части упражнения найти омонимы во второй части: объясните значение тех и других слов.
П
ОМОФОРМЫ – это слова, которые совпадают по звучанию и написанию в одной или нескольких формах. Если омонимы – это слова всегда одной части речи, то омоформы могут относиться и к разным частям речи. Например: (что?) Существительный: течь, пасть, стать. Глаголы в н.ф. ( что делать?) течь, пасть, стать. Мыла – р.п. сущ. ср.р. мыло Мыла – гл.прош.вр., ж.р. от гл. мыть Лечу – лечить Вожу – возить Лечу – лететь Вожу – водить. Кос – род.пад. множественного числа от сущ.коса. Кос – краткое прилагательное от косой. Жгут – существительное Жгут – настоящее время от глагола жечь. О дне (морском) от сущ. дно. О дне (воскресном) от сущ. день.Омографы – это слова, которые произносятся по-разному, но пишутся одинаково. Например: Колок – стержень, на который навивается струна. Колок – от колкий. Замок – замок. Атлас – атлас. Уже – уже. Парить – парить |
5-bal.ru
Уроки 80—81. Однозначные и многозначные слова — МегаЛекции
Знать: о многозначных и однозначных словах.
Уметь: определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова.
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся составляют схему предложения (упр. 327), выписывают слова с пропущенными буквами (один ученик —1-е предложение, второй —2-е, третий —3-е).
В это время проводится беседа по вопросам.
— Что изучает лексика?
— Какие приемы помогают раскрыть значение слова? Приведите примеры.
— Как строятся загадки, кроссворды? Приведите примеры.
II. Объяснение нового материала.
Анализ материала на с. 129.
— Что общего между изображенными на рисунках предметами? (У каждого из них имеются черты сходства по форме — пальцы, щетинки, ягоды, собранные в одном месте.)
— Одним или разными словами названы эти разные предметы? (Одним — кисть.)
— Сколько лексических значений имеет слово кисть в следующих словосочетаниях: кисть руки, кисть винограда, малярная кисть? (Много.)
— Таким образом, слово кисть в зависимости от сочетаемости с другими словами (это называется контекстом) может иметь несколько лексических значений. Такое слово называется м н о- г о з н а ч н ы м.
III. Знакомство с теоретическим материалом на с. 130.
IV. Упр. 331 (устно).
V. Закрепление материала.
1. Прослушайте стихотворение В. Остена «Дорога». Сколько значений этого слова отмечает автор стихотворения? Какие это значения?
ДОРОГА
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами...
А скоро пополнится новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Стоящим у звезд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
— До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
— Все эти слова (автострада, путь, шлях и т. д.) объединены значением полоса передвижения, путь.
2. Упр. 329, 330. Работа с толковым словарем.
Если в классе достаточное количество экземпляров «Школьного толкового словаря», можно дать следующее задание: пользуясь словарем, докажите, что слово родина многозначное. Приведите свои примеры.
3. Упр. 332 (устно).
Для справок: полотно — ткань, гладкая поверхность, картина художника, дорожная насыпь, путь.
4. Отгадайте загадки. На каком языковом явлении они основаны?
1) Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются — ...(иголки).
2) В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка.)
3) Какой иглой не сошьешь рубахи? 4) Какой рукав нельзя пришить? 5) Из какого полотна нельзя сшить платье? 6) На каких полях не пашут и не сеют?
5. Упр. 335.
VI. Подведение итогов урока.
— Какие слова называются однозначными? многозначными?
— Что помогает определить значение слова — однозначное оно или многозначное? (Контекст.)
— Сколько значений имеет слово в контексте? (Одно.)
— Как обозначается многозначное слово в словаре?
Домашнее задание: упр. 336.
Урок 82. Прямое и переносное значение слова
Знать: о прямом и переносном значении слова.
Уметь: различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении; находить и определять роль олицетворения.
I. Проверка домашнего задания.
II. Запись предложения Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык». Учащиеся объясняют написание безударной гласной в корне глагола.
Подтвердите примерами, что словарный состав языка постоянно изменяется. В каком значении употреблено слово богаче? Выпишите из «Школьного толкового словаря» несколько примеров, доказывающих, что слово богатый многозначное.
III. Объяснение нового материала.
— Вспомните «Сказку о царе Салтане...» А. С. Пушкина. Что значит слово золотой?
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые.
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд.
(Золотые скорлупки — это скорлупки из золота.)
— Прослушайте отрывок из стихотворения И. Никитина:
Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.
— Что значит золотые нивы? (Похожие на цвет золота.)
— Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение. Вспомните выражения: у этого человека золотые руки; наша девочка — просто золото. (Здесь сходство в оценке разных предметов — очень хороший.)
Чтение § 65.
— Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (По сходству, если у предметов есть сходство.)
IV. Закрепление материала.
1. Упр. 338 (устно).
— Какое сходство между предметами, действиями и качествами способствовало употреблению указанных слов в переносном значении?
2. Запишите в два столбика словосочетания: в один — с прямым, в другой — с переносным значением слов.
Тяжелый чемодан, тяжелый характер; легкая работа, легкая рука; олимпийское спокойствие, олимпийские игры; железная дисциплина, железный гвоздь.
3. Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.
Учитель сообщает учащимся, что употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой. (Мета — пере, фора — несу.) Метафоры часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину природы.
Предлагается вспомнить и прочитать наизусть известное учащимся по начальной школе стихотворение С. Есенина «Поет зима — аукает».
При повторном чтении учащиеся записывают предложения или сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении.
Внимание детей обращается на то, что использование в стихотворении метафоры придает описанию природы особую выразительность, живость и яркость.
Запись под диктовку.
1. Котелок сердится и бормочет на огне. (К. Паустовский.) 2. Котелок — маленький котел, сосуд для варки пищи, для еды из него. (С. Ожегов.)
В каком предложении использована метафора?
Домашнее задание: § 65, упр. 342. Подготовиться к контрольному словарному диктанту.
Урок 83. Омонимы
Знать: определение понятия, чем отличаются омонимы от многозначных слов.
Уметь: находить в толковом словаре омонимы; отличать омонимы от многозначных слов.
I. Словарный диктант (по мере написания диктанта учащиеся графически объясняют написание безударной гласной в корне глаголов).
Раздаваться в тишине, появиться внезапно, качаться на качелях, освещать комнату, становиться белым, увязать в грязи, изменять привычке, заставлять писать, разделять на части, виднеется на горизонте, удивляться лазури неба.
Чтение наизусть отрывков из стихотворений русских поэтов с анализом метафор.
II. Устная синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся составляют схемы предложений, находят в предложениях метафоры.
1. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. 2. Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.
(С. Есенин.)
III. Объяснение нового материала.
— Прослушайте стихотворение В. Лифшица.
Шел я с сумкой за плечом,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
— Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ?
— Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова?
— Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимами — от греческих слов омос, что значит «одинаковый», и онима — имя.
— Сравните, как в толковых словарях объясняется значение омонимов и многозначных слов на примере слова ключ. Почему лексическое значение омонимов раскрывается в разных словарных статьях?
— В каком значении употреблено слово ключ в выражениях: жизнь бьет ключом, ключ к разгадке? (В переносном.)
Чтение § 66.
— Что нового вы узнали о словах?
— Какие слова называются омонимами? Как образовано это слово?
IV. Закрепление материала.
1. Упр. 347 (устно).
Делается вывод, что омонимы принадлежат к одной и той же части речи. Следует добавить, что больше всего омонимов среди существительных.
2. Составьте и запишите словосочетания со словами мир, свет, лук (весь мир — прочный мир, целый свет — яркий свет, горький лук — стрелять из лука).
3. Найдите в стихотворении омонимы.
Норка вылезла из норки Нету норки,
И пошла к знакомой норке. Может, норка
В норку норкину Возле норки?
Вошла, Нет нигде.
Норку в норке Пропал и след.
Не нашла. Норка — здесь,
Если в норке А норки — нет!
(А. Шибаев.)
4. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.
1. В темноте сидеть было неприятно. 2. Мама начала седеть. 3. Апельсин — плод цитрусового дерева. 4. По реке проплывал плот.
(Делается вывод о том, что в языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения, смысла слова. Омофоны — омос — одинаковый, фоно — звук.)
V. Учащимся сообщается, что в языке есть слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению — слова с омонимичными корнями. Они не являются однокоренными.
Выборочный диктант.
Учащиеся выписывают однокоренные слова с корнями
Водолаз, водоросль, половодье, гора, горе, сводка, громоотвод, горка, проводник, гористая местность, подводный спорт, предгорье, горевать, пригорок, горец.
Как называются такие слова? (Слова с омонимичными корнями.)
Домашнее задание: § 66, упр. 348.
Урок 84. Синонимы
Знать: определение синонимов; о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о словарях синонимов; о роли синонимов в речи.
Уметь: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарем синонимов.
I. Устная синтаксическая пятиминутка.
Учащимся предлагается назвать грамматические основы и составить схему предложения.
Солнце спряталось
за ситцевой
Занавескою небес,
Черно-бурою лисицею
Под горой улегся лес.
(Д. Кедрин.)
— Использование каких слов о ж и в л я е т картину природы? Как называются такие слова?
II. Запись в «Словарь корней».
Громада (куча), громоздить, громоздкий, громадный.
Устно с данными словами составляются словосочетания: к слову громадный учащиеся должны подобрать и записать другие прилагательные, которые характеризовали бы предмет, обозначая его признак — большой размер. (Например, громадный, огромный, большой, большущий, здоровенный, внушительный и т. д.)
— Все эти прилагательные обозначают один и тот же признак — большой размер, но разными словами. Такие слова называются синонимами. Они передают оттенки одного и того же понятия. Это слова, близкие по значению, по смыслу, но разные по звучанию и написанию.
— Со всеми ли из данных синонимов могут быть употреблены слова стол, завод, двор, станок? Почему? Какие из них могут быть использованы в разговорной речи? в книжной?
III. 1. Чтение § 67.
— Что вы узнали о синонимах?
— Чем отличаются синонимы друг от друга? (Оттенками значений, употреблением в речи.)
2. Упр. 349 (устно).
3. Знакомство со «Словарем синонимов русского языка» автор З. А. Александровой (М., 1977).
4. Упр. 350.
5. Упр. 355 (устно).
IV. Запись под диктовку слов с выделением в них корня.
Интерес, интересный, интересоваться; удивляться, диво, удивительный разговор, говорить.
— Являются ли эти однокоренные слова синонимами? Докажите.
— Используя словарь синонимов, подберите к выделенным словам синонимы.
— Составьте с глаголом говорить и его синонимами предложения с прямой речью в различных стилях, 2—3 из них запишите.
Домашнее задание: § 67, упр. 354; подготовиться к контрольному словарному диктанту.
Урок 85. Синонимы (продолжение темы)
Знать: о роли синонимов в создании точности, выразительности мысли, о синонимических рядах, выборе из них слов в соответствии со стилем высказывания.
Уметь: употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения.
I. Контрольный словарный диктант.
Исчезать с горизонта, виднеется вдали, багряный закат, освещать вестибюль, здешний житель, глаза слипаются, вязкая трясина, задрожать от страха, заставлять трепетать на ветру, разделить на части, лепить из глины.
II. Устная синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся составляют схему предложения Мороз выжал влажность из древесных сучьев, и кусты опушились блестящим инеем; подбирают синонимы к слову блестящий. (Сверкающий, искрящийся, переливающийся и др.)
III. Учитель сообщает учащимся, что синонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, выразить мысль более точно.
— В первоначальном варианте одного из своих стихотворений Ф. Тютчев написал: С горы бежит ручей проворный. Впоследствии, работая над стихотворением, поэт заменил слово ручей словом поток. Являются ли эти слова синонимами? (Да.)
— Как вы думаете, почему поэт заменил слово? (Слово поток изображает стремительное и быстрое течение воды с гор образнее, чем слово ручей.)
IV. Выразительное чтение написанного на доске отрывка из стихотворения С. Маршака «Вьюга».
— Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат? Выпишите синонимы и однокоренные слова.
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи —
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
(Отмечаются различные оттенки значений синонимов: вьюга — снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег носиться, кружиться в воздухе; пурга — сильная снежная буря на открытых пространствах; метель — снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении, и т. д. То есть все эти слова называют одно и то же явление — снежную бурю, но разными словами.)
Внимание учащихся обращается на то, что использование синонимов в речи помогает избежать повторения одних и тех же слов, что синонимы являются средством выражения смысловой связи между предложениями.
Учащимся дается задание: используя «Словарь синонимов», определить, какими оттенками смысла различаются данные ниже синонимы, в каких стилях речи они могут быть использованы; составить и записать с ними предложения.
Красный, алый; обидеть, оскорбить; сказать, ляпнуть.
V. Слово учителя.
Мы с вами уже обращали внимание на то, что писатели, поэты, создавая свои произведения, стараются найти слова, выражения, которые помогают читателю ярче, образнее представить изображаемую картину природы, явление, человека. Иногда они много раз переделывают целые части произведения, стараясь найти нужное слово.
Прочитайте выразительно черновой вариант «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Вспомните окончательный вариант. Как вы думаете, почему поэт заменил слова? (Текст проецируется на доску.)
Ч е р н о в о й в а р и а н т
В ручку яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Кожу только прокусила
И ломотик проглотила...
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся — сердился,
Проглотил его — свалился
И издох…
О к о н ч а т е л ь н ы й в а р и а н т
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила...
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох.
(Вместо ломотик поэт вставил слово кусочек, потому что ломоть — отрезанный ножом, плоский кусочек хлеба, пирога; царевна же яблоко не резала, а кусала. Озлился более точно передает состояние пса, чем сердился. В первом глаголе больше враждебности, чем в глаголе сердиться. Выбирая же слово руки, поэт думает о благозвучности стиха — в словах ручка, яблочко одинаково звучащее чк.)
VI. На доске с помощью графопроектора спроецированы синонимические ряды. Учащиеся должны расположить их в порядке усиления признака. (В случае затруднения можно обращаться к «Словарю синонимов».)
1. Колосе, титан, гигант, великан, исполин. 2. Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый. 3. Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться. 4. Холод, стужа, мороз.
С некоторыми из этих слов учащиеся составляют и записывают предложения.
Домашнее задание: упр. 356 (письменно), 358 (устно).
megalektsii.ru
Что такое многозначные слова? Примеры в русском языке
Для того чтобы передать ту или иную информацию, человек использует слова, каждое из которых имеет свое лексическое значение. То есть некое представление, находящееся в сознании говорящего. Благодаря ему один человек понимает или не понимает (если вкладывает другой смысл) другого.
Все многообразие лексики можно разделить на однозначные и многозначные слова. Примеры в русском языке последних – это тема предлагаемой статьи.
Немного теории
Однозначных слов меньше. К ним относятся:
- различные термины - двоеточие, гастрит, килограмм;
- имена собственные - Волга, Елена, Пенза;
- вновь появившиеся в языке - брифинг, пиццерия, гаджет;
- обладающие узкопредметным значением существительные - бинокль, троллейбус, дыня.
Имеющие более одного значения – это многозначные слова русского языка, примеры которых мы разберём подробнее. Их гораздо больше и понять, какой смысл вкладывает в них говорящий, можно только в контексте фразы. Если открыть толковый словарь, можно увидеть, что одному и тому же понятию принадлежит несколько описаний или статей, пронумерованных цифрами. Например, у слова «брать» можно обнаружить 14 значений, а у «идти» – 26.
Многозначными могут быть абсолютно любые части речи: глаголы, существительные, прилагательные. Исключение составляют числительные. Знакомство с названной темой дети начинают в 4-м классе, где их учат различать омонимы и многозначные слова в русском языке.
Примеры (4 класс)
Знакомство ребят с новой темой организовывается на примере конкретного слова. Так, если рассмотреть существительное "кнопка", то у него можно обнаружить три значения:
- Канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене.
- Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок.
- Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой.
Что здесь важно? Что отличает многозначные слова? Примеры в русском языке наглядно демонстрируют, что они должны иметь сходство по какому-либо признаку. И правда, кнопка во всех случаях представляет собой маленький круглый предмет, который служит для того, чтобы соединять вещи между собой.
Омонимы же – это слова, которые имеют сходство в написании, но обладают абсолютно разным значением. Например, "коса". Существительное может означать сельскохозяйственное орудие и одновременно – женскую причёску.
Рассмотрим другие примеры с разными частями речи. Существительные:
- Рукав - часть одежды; водный поток, отделившийся от основного русла; труба для отвода газов или жидкостей, например, пожарный.
- Гребень - петушиный; расчёска; верхняя часть горы.
- Кисть - часть руки; аксессуар художника; плоды рябины; завершение шали.
Глаголы:
- Уткнуться - спрятаться в подушку; погрузиться в чтение.
- Собрать - мысли, урожай, вещи, доказательства.
- Родилась - идея, дочь, мысль.
Прилагательные:
- Тяжелый - характер, период, чемодан.
- Кислое - выражение лица, яблоко.
- Золотые - серёжки, слова, руки.
Многозначные слова: примеры в русском языке, 5 класс
В более старшем возрасте учащиеся постигают, что такое прямое, а также переносное значение слова. Предмет, явление или его признак, наиболее часто связываемое с конкретным понятием и употребляемое в различных контекстах, – это первый вариант. Широко используемых значений также может быть более одного. Например, слово "хлеб". Его рассматривают в двух аспектах:
- Как зерно. В этом году будет отличный урожай хлеба.
- Как изделие. Магазин был закрыт, поэтому за столом ели вчерашний хлеб.
При переносном частичка прямого значения переходит на другой предмет или явление на основе какого-либо сходства. Например, слово "отец". Означает человека, который воспитывает сына или дочь. Когда же отцом родным называют командира части, то предполагается, что родительской заботой тот окружает солдат-срочников. И в этом случае мы имеем дело с переносным значением.
Рассмотрим другие примеры в предлагаемой таблице:
Прямое значение | Переносное значение | |
1. Серебряный | Серебряный перстень | Серебряный призёр |
2. Глубокое | Глубокое озеро | Глубокое чувство |
3. Облако | Дождевое облако | Облако пыли |
4. Ветер | Сильный ветер | Ветер в голове |
5. Тратить | Тратить деньги | Тратить нервы |
6. Чихать | Чихать при простуде | Чихать на людей |
Номинативное и характеризующее значение
Чем ещё сложны для понимания многозначные слова? Примеры в русском языке показывают, что требуется умение выделять номинативное и характеризующее их значение. Иначе сложно понять информацию, передаваемую автором фразы.
По В. В. Виноградову, номинативное значение связано с отражением реальной действительности и свободно (легко) сочетается с другими словами. Рассмотрим это на примере слова "отец":
- Отец вернулся с работы. Перед нами прямое номинативное значение.
Оно будет номинативным и в следующем варианте:
- Отец водородной бомбы. Только уже в переносном значении, как разбиралось ранее.
А вот во фразе, которая уже рассматривалась в тексте, значение будет уже не только переносным, но и характеризующим:
- Командир - отец родной. Слово словно переносит определённые черты на понятие "командир". Какие конкретно? Заботливый, внимательный, понимающий.
Расширенное значение
Это ещё одно важное значение, характеризующее многозначные слова (примеры в русском языке будут приведены ниже). В данном случае определённой характеристикой наделяется целое понятие или большое количество людей или предметов. Например, название книги "Отцы и дети" подразумевает, что за словом "отец" скрывается целое поколение людей, объединённых по признаку возраста.
Ещё примеры многозначных слов с расширенным значением в предложениях:
- Хлеб - всему голова (голова).
- Мороженое - блеск (блеск).
- Всегда нужно бить первым (бить).
- Быть, а не казаться (быть, казаться).
- Люди, у которых жизнь тяжёлая (тяжёлая).
Итак, изучаемые слова всегда можно отыскать в толковом словаре. Последний подтверждает, что их больше, чем однозначных, и они придают особые краски в изложении мыслей. Ими активно пользуются писатели, где многое построено на игре слов и внимательном отношении к контексту фразы.
fb.ru
Урок по русскому языку "Однозначные и многозначные слова"
Урок в 5 классе.
Тема: «Однозначные и многозначные слова».
Цели урока: дать понятие об однозначных и многозначных словах.
Задачи урока:
развивать внимание учащихся;
развивать умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;
работать над расширением словарного запаса учащихся.
Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного, изучение нового материала).
Технология: на диалоговой основе, развитие критического мышления через чтение и письмо, дифференцированное обучение.
Оборудование: толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, репродукция картины В.Серова «Осеннее утро».
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение изученного
- Проверка домашнего задания: коллективное составление классного толкового словаря. (Учащиеся последовательно читают по одной составленной дома словарной статье из слов на тему: «Школа».)
- Беседа:
-Чтобы познакомиться с новой темой, нам, ребята, необходимо вспомнить то, что мы изучали на предыдущем уроке.
- Что такое лексическое значение слова?
- Как объяснить лексическое значение слова?
- Как узнать значение незнакомого нам слова?
- Как можно найти нужное слово в толковом словаре?
- А теперь давайте знакомиться с окружающим нас миром. А что такое мир?
Учащиеся:
- Мир – это всё, что нас окружает.
- Мир – это состояние покоя и благополучия.
- Мир – это все мои чувства, переживания, то, чем я живу, мой внутренний мир.
- Мир – это Земля, люди, животные, растения…
- Мир – это отсутствие войны.
- Молодцы! Сколько значений одного слова вы назвали. А в каком значении это слово употреблено в тексте песни «Дружат дети на планете»?
Звучит аудиозапись песни «Дружат дети на планете» (музыка Ю. Чичкова, стихи М. Пляцковского).
- Работа по теме урока
- Объяснение учителя:
- Так вот, ребята, в нашем языке есть слова, которые имеют одно лексическое значение, их называют однозначными; есть и другие, они имеют несколько лексических значений, их называют многозначными.
(Слайд 1)
2. Работа с учебником.
- Для того чтобы понять особенности многозначных слов, необходимо ознакомиться с теоретическим материалом, подготовленным авторами учебника.
После чтения параграфа учебника подводятся итоги:
- Какие слова называются однозначными? Почему?
- Какие слова называются многозначными? Почему?
- Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным?
3. Работа со словарем.
- Ребята, сейчас мы будем учиться узнавать по толковому словарю, является ли слово однозначным или многозначным. Вы верно сказали, что если в словарной статье определено только одно значение слова – оно однозначное; если в словарной статье вы видите несколько лексических значений – они обозначены цифрами 1, 2 и так далее – это слово многозначное.
Задание: найдите в толковых словарях, лежащих у вас на партах, однозначные и многозначные слова.
- Закрепление изученного
- Выразительное чтение стихотворения, воспроизведённого на экране. (Слайд 2)
- Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
(Он растит такую рожь-
С головой в нее уйдешь.)
Ставит фильмы режиссер.
(Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог.)
Мама ставит пироги.
(Подойди и помоги.)
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.
Задание: выпишите словосочетания со словом ставить. Определите, однозначным или многозначным оно является.
- Объяснительный диктант.
Задание: запишите предложения, прокомментируйте написание орфограмм и пунктограмм, определите слово, которое имеет несколько значений. Выполните синтаксический разбор одного из предложений.
(Слайд 3)
Моряки увидели землю.
Над землей сгустились тучи.
Земля в наших краях плодородная.
Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
- Какие же значения имеет слово «земля»?
- Правильно: это и планета, и суша, и почва, и участок, надел.
- Обратите внимание, что с прописной буквы это слово пишется в значении «планета», в остальных случаях писать его следует со строчной буквы.
(Слайд 4)
Историческая справка
Возраст нашей планеты очень велик. Его даже трудно представить. Земля возникла в звездном пространстве около 5 миллиардов лет назад! Попробуйте представить, сколько это времени! Пять миллиардов – это пять тысяч раз по миллиону лет. Вот так далек от нашего времени день ее рождения.
- – Составление словарной статьи слова земля.
- Запись словарной статьи слова земля из толкового словаря.
- Диктант по памяти.
Вспомните пословицы о земле, напишите их. Определите лексическое значение слова земля в каждой из них.
(Слайд5)
Пахарю земля – мать, лодырю – мачеха.
Земля трудом кормится.
Земля мать – подает клад.
Без хозяина земля круглая сирота.
- Работа с текстом.
Задание: прослушайте отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке». В каком значении употребляется слово пейзаж? Как вы думаете, оно является однозначным или многозначным? репродукция картины В. Серова «Осенний вечер»).
(Слайд 6,7)
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей…
- Какова тема и идея текста?
- Как вы можете охарактеризовать лирического героя?
- Какие слова используются в переносном значении? Что достигается благодаря их использованию в поэтическом тексте?
- Докажите, что слова художник, поля, труд являются многозначными.
- Какую часть отрывка можно использовать в качестве эпиграфа к сочинению «Тема родины в русской поэзии»?
- Какое настроение создает картина В. Серова?
- Выставление отметок
- Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Как определить является ли слово однозначным или многозначным?
- Как по словарной статье в толковом словаре понять, однозначное или многозначное слово перед вами?
- Для чего необходимо понимать, однозначное или многозначное слово мы используем?
- Как вы думаете, почему в языке существуют многозначные слова? Не мешает ли это нам в речи?
(Слайд 8)
- Информация о дифференциальном домашнем задании:
- Выучите теоретический материал по теме урока;
- Составьте толковый словарь-миниатюру на тему «Школа»
1 вариант – из однозначных слов,
2 вариант – из многозначных слов;
- определите по толковому словарю, является ли слово язык однозначным или многозначным, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке.
nsportal.ru
Многозначные слова. Прямое и переносное значения | LAMPA
Прямое и переносное значения
Значение слова может быть прямым или переносным.
Прямое значение — это первоначальное исходное значение слова. Как правило, прямое значение является основным наименованием определенного предмета, признака или действия.
Рассмотрим значения слова ручка:
Уменьшительное к слову рука (ручка ребенка, поцеловать ручку)Шариковая ручкаЧасть предмета, за которую берутся рукой (дверная ручка, ручка чемодана)Ручка кресла, дивана
Первое значение прямое, а остальные значения получены по смежности (это метонимии).
Переносное значение — вторичное значение, возникшее на основе прямого. Наименование может быть перенесено по сходству (метафора) или по смежности (метонимия).
Идти на экзамен, выучив только один билет, — это полное безумие!Слово безумие употреблено здесь в переносном смысле: оно означает только то, что студент совершает неблагоразумный поступок и слишком надеется на удачу (или у него просто не было времени). Слово безумие можно заменить словом глупость.
Юноша бледный со взором горящим... (В. Брюсов)Слово горящим употреблено в переносным смысле: оно говорит о том, что юноша охвачен каким-то сильным чувством.
У меня куча дел. (разг.)Куча здесь означает «очень много».
Часто слова, в том числе однозначные, употребляются в художественных текстах в переносном значении, которое не является общеупотребительным, а встречается только в данном произведении (например, «рыбий жир ленинградских речных фонарей» — О. Мандельштам). Такое словоупотребление называют (авторской) метафорой, если название перенесено с одного предмета или явления на другое по сходству, и метонимией, если оно перенесено по смежности.
У слова может быть несколько переносных значений. В качестве примера рассмотрим слово язык. У этого слова много значений:
- орган в полости рта, используемый для произнесения слов
- речь человека (у него острый язык, придержи язык)
- система словесного выражения мыслей (русский язык, иностранный язык)
- система знаков, передающих информацию (язык программирования)
- способ выражения (язык цифр, язык любви)
- стиль речи (разговорный язык, газетный язык)
- пленный, у которого можно получить информацию о противнике
- металлический стержень в колоколе
- то, что имеет удлиненную форму (языки пламени)
Значение 1 прямое, а остальные значения переносные.
lampa.io
Примеры многозначных слов в русском языке
Для начала разберемся, какие слова являются многозначными?
Многозначным является слово, имеющее несколько лексических значений. Одно значение является прямым, остальные — переносными. Яркий пример многозначного слова — ключ (гаечный, скрипичный, родник, ключ от замка).
Многозначным может быть любая самостоятельная часть речи: существительное, прилагательное, глагол и т.д., кроме числительных.
Многозначные слова в русском языке|Словарь
Многозначные слова существительные:
- Соль — приправа, нота
- Побег — из тюрьмы, росток
- Лист — бумаги, лист дерева
- Язык — орган, международный
- Лук — овощ, стрелковое оружие
- Ручка — дверная, шариковая, рука
- Рукав — деталь одежды, рукав реки
- Кран — водопроводный, подъемный
- Билет — проездной, экзаменационный
- Икра — рыбная/кабачковая, часть ноги
- Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа
- Бокс — вид спорта, отдельная палата, ланч-бокс
- Гребень — расческа, петушиный, гребень горы
- Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины
- Труба — музыкальный инструмент, печная труба
- Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная
- Коса — девичья коса, садовый инструмент, каменная гряда
Многозначные прилагательные| Примеры
- Глубокое — озеро, чувство
- Добрые — руки, слова, люди
- Тяжелый — чемодан, характер
- Кислое — яблоко, выражение лица
- Малиновый — звон, цвет, вкус, аромат
- Железная — решетка, дисциплина, воля
- Золотые — руки, украшения, золотое сердце
- Черный — цвет,черный день, черная пятница
- Мягкий — характер, голос, ковер, свет, мягкая глина
Многозначные слова глаголы | Примеры
- Пилить — доску, пилить мужа
- Родилась — мысль, дочь, идея
- Забить — гвоздь, гол, «забить болт»
- Хлопать — дверью, в ладоши, по спине
- Сойти — с поезда, с ума, сойти за своего
- Ударил — гром, ливень, свет, больно ударить
- Собрать — урожай, доказательства, мысли, вещи
- Попасть — на мероприятие, на деньги, попасть в точку
- Бить — бить баклуши, бьет копытом, палкой, бьет фонтан
- Держать — держать предмет, держать речь, держать себя в руках
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
kidside.ru
Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Язык возник в глубокой древности из потребности общения людей в процессе их трудовой деятельности. Язык необходимо считать постоянно развивающимся, изменяющимся, т.к. все изменения в общественной жизни находят отражение в языке.Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексика и фразеология, фонетика и орфография, словообразование, грамматика.Я хочу остановиться на лексике и фразеологии, ибо без достаточного лексического запаса трудно говорить о развитии других сторон языка.«…Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» В.КороленкоЛексика – это вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языковедения, изучающий лексику, называется лексикологией.Лексология в первую очередь выясняет все, что связано со значением слова: уточняет типы значений, определяет сферу употребления слова, стилистическую окраску. Для исторической лексикологии важным является вопрос о происхождении слов, его семантики, сфере употребления, стилистической принадлежности в разные периоды развития языка.Лексическое значение в слове может быть единственным (такие слова называются однозначными), но может и сосуществовать с другими лексическими значениями этого же слова, (такие слова называются многозначными).Слово – центральная единица языка.
ЯДРО –
Ядра – чистый изумруд.
Кисть руки – это часть руки от сгиба (запястье) до конца пальцев. Кисть винограда – это скопление ягод винограда на одной ветке. Кисть малярная – это пучок щетины, прикрепленный к рукоятке, служащей для нанесения краски, клея на поверхность.Кнопка канцелярская, кнопка электрического звонка, кнопка на платье. Хвост кометы, хвост кошки, хвост самолета.Почему возникла в языке многозначность слов?Способы образования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть путем переноса названных по сходству предметов или их признаков, например: по сходству признаков: нос ( человека ) - нос ( корабля ) формы предметов: яблоко (антоновское) – яблоко (глазное) по сходству ощущений, оценок: теплое (течение) – теплое (участие) по сходству выполняемых функций: перо (гусиное) – перо (стальное) ^ бронза (наименование материала)- бронза (изделие из этого материала) Многозначные слова могут быть среди всех частей речи.ЗАДАНИЯ:
а) произведение живописи, б) то, что можно видеть, представить в наглядных образах, в) яркое словесное изображение чего-либо, г) часть действия драматического произведения, требующая самостоятельной декорации, д) кинофильмы.
П. Определите, где слово думать имеет значение:а) размышлять б) считать, предполагать в) намереваться, собираться г) заботиться, беспокоиться.
Ш. Определите, где слово упорный имеет значение:а) неотступно стремящийся к чему-либо; б) требующий много усилий, выдержки; в) длительный, постоянный.
1V. Укажите различные значения существительного земля.
3. Тщательная обработка земли обеспечивает высокие урожаи. 4. При посадке некоторых пород плодовых деревьев землю смешивают с песком и глиной. 5. С детства он мечтал о путешествиях, хотел посмотреть чужие земли. 6. За тем лесом простирается колхозная земля.V. Укажите различные значения прилагательного тяжелый.
V1. Укажите, в каких сочетаниях прилагательные употреблены в прямом, а в каких – в переносном значении
VII. Работа с толковым словарем1. Нахождение многозначных слов, например: челнок, чуткий, щеголять. а) выявить сходство между разными предметами (признаками, действиями) б) подобрать подходящее по смыслу слова к данным словам, в) записать словосочетание по образцу:Вишня: 1) посадить вишню, 2) компот из вишни. Челнок: 1) плыть на челноке, 2) ткацкий челнок, 3) вставить шпульку в челнок. Чуткий: 1) чуткая лошадь, 2) чуткий к слову, 3) чуткий мальчик Щеголять: 1) щеголять в новой одежде, 2) щеголять обновкой.VПI. Составление словарной статьи многозначного словаIX. Можно провести выборочный диктант 1. Записать только те словосочетания, в которых употреблено многозначное слово. а) ехать в пургу, бирюзовый перстень, остаться из-за пурги, бирюзовые волны. б) на влажной земле, обточить жернов, разрыхлять землю, поменять жернов. Х. Составить предложения с многозначным словом «молния»Яркая молния, помчался молнией, металлическая молния. ХI. Предъявить рисунки и спросить, какие ошибки допустил художник, иллюстрируя предложения:1. Школа вышла на уборку территории. Он плыл на челноке. Петя влез на ствол и т.д. ХП. Нахождение многозначных слов и определение общего смысла, объединяющего его лексическое значение.Свежий свежее молоко, свежий хлеб, свежая газета, свежий фильм, свежая рубашка. ХIП. Работа с книгой: использование многозначных слов в художественных произведениях. ^ Однозначные слова – это слова, которые имеют одно лексическое значение, например: айсберг, планер, сорока, воробей, дятел, рожь, овес, водород. ОМОНИМЫОмонимами называются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. Различаются омонимия лексическая (полная и неполная, или частичная) и оморфомия. Полные лексические омонимы представляют собой слова одного грамматического класса, у них совпадает вся система форм. Например: коса – вид прически, коса – сельскохозяйственное орудие, коса – мыс, отмель. Заставить – загородить чем-либо поставленным: заставить, принудить кого-то что-то сделать. Неполная омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают в звучании и написании не во всех грамматических формах. Пал – лесной, полевой или степной пожар. Пал – свая или чугунная тумба, с которой канатами прикрепляют судно во время стоянки. Во множественном числе эти слова имеют разное ударение: пал-палы, пал-пал. Не совпадут все формы и у слов – омонимов «завод» - действие по глаголу заводить, и завод – предприятие. А также глагол сов.в. закапать (лекарство) и в нес.в. закапывать, но закапывать будет и от глагола «закопать» (что-то в землю). Надо не путать омонимы и многозначные слова. У предметов, обозначаемых многозначными словами, имеется сходство в чем-либо, а между предметами, обозначаемыми омонимами, нет никакого сходства.УПРАЖНЕНИЯ
Сколько кос на свете? В море суши полоса Называется коса Цвета спелого овса На траве лежит роса, - Косит травушку коса, У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос?Б.Гольберг Два ключаШел я с сумкой за плечом, Вижу, бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну, Если ключ я не найду, Как домой я попаду.Лук Меня послали в огород За луковым пером. Смотрю, на грядках лук растет, А перьев нет кругом. Они на курицах растут, Я точно знаю это. Какая-то ошибка тут – А лука перьев нетуГ.Новицкая ЗагадкиНочью в небе один Золотистый апельсин Миновали две недели Апельсины мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька.(Месяц)Составить со словом «месяц» предложения в разных значениях.Растянувшись во весь рост, Он концами в землю врос, Через реку по нему Мы идем по одному(Мостик)Омонимы к слову «мостик» Мостик (капитанский) и мостик (гимнастическое упражнение) Шутливые вопросы
1V. Отличить омонимы от многозначных слов.Выиграть тур, дикий тур, лист липы, лист железа, перекрыть крышку, перекрыть улицу, мазать йодом, мазать брюки. ^ внимательная санитарка, посадить больного в санитарку, угонять в лес, быстро угонять, ударник производства, ударник в оркестре, добавить флюс, вскрыть флюс.^ брак, карьер, вал, насыпь, полка, свет, следствие. Составить с ними предложения.VП. Отгадывание омонимов по рисункам.VШ. Употребление омонимов в речи:шьет в строчку, заканчивает строчку, попал в точку, ставлю точку, были у лисички, ели у лисички: есть – кушать, есть – имеется, пеночка – корочка на молоке, пеночка – название певчей птицы. Овсянка - каша из овса: овсянка – название певчей птицы; мир – согласие, отсутствие войны, мир – вселенная, земной шар; стан – корпус, туловище, стан – лагерь.^ Х. К выделенным словам в первой части упражнения найти омонимы во второй части: объясните значение тех и других слов.
П
ОМОФОРМЫ – это слова, которые совпадают по звучанию и написанию в одной или нескольких формах. Если омонимы – это слова всегда одной части речи, то омоформы могут относиться и к разным частям речи. Например: (что?) Существительный: течь, пасть, стать. Глаголы в н.ф. ( что делать?) течь, пасть, стать. Мыла – р.п. сущ. ср.р. мыло Мыла – гл.прош.вр., ж.р. от гл. мыть Лечу – лечить Вожу – возить Лечу – лететь Вожу – водить. Кос – род.пад. множественного числа от сущ.коса. Кос – краткое прилагательное от косой. Жгут – существительное Жгут – настоящее время от глагола жечь. О дне (морском) от сущ. дно. О дне (воскресном) от сущ. день.Омографы – это слова, которые произносятся по-разному, но пишутся одинаково. Например: Колок – стержень, на который навивается струна. Колок – от колкий. Замок – замок. Атлас – атлас. Уже – уже. Парить – парить |
shkolnie.ru