Жизнеутверждающая симфония красок Михаила Абакумова. Картины абакумов михаил


Абакумов Михаил Георгиевич

 

"Я хочу писать гармонию, творение Бога. Художник пишет то, что он утверждает. Быть может я пишу идеальную страну, но такой я хотел бы видеть Россию"

 Народный художник России, мастер пейзажной живописи Абакумов Михаил Георгиевич родился в 1948 году в Коломне. Обучался мастерству в Московском художественно-промышленном училище им. Калинина, затем в 1977 году окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по мастерской профессоров И.А.Шпинеля и Г.А. Мясникова. 

В 1983 году работал в творческих мастерских Академии художеств СССР под руководством академиков А.П. и С.П. Ткачёвых и А.М. Грицая.

Член Союза художников России с 1980 г. В 1985 и 1987 годах награжден дипломами Академии художеств СССР.

В 1993 году Абакумову присваивается звание Заслуженного художника России. В 1995 году за серию пейзажей он награждён Золотой медаль ю Российской академии художеств.

Многие холсты художника посвящены его родному городу Коломне, например, «Тёплый октябрь в Коломне» (1980), «Пятницкие ворота в Коломне» (1990) и многие другие. Абакумова нередко называют певцом Коломны. Всё в живописи Абакумова живёт, сам мазок, кажется, перетекает и движется. Смело передаёт он в картине ощущение ветра, несущего сорванные листья, плывущих по небу облаков, струящейся воды.

В пейзажах мастера гармонично соединяются традиции русской реалистической школы и импрессионистическая живость впечатления. Один из любимых мотивов живописца - небеса. В его картинах они бесконечно разнообразны по состоянию, по цвету и по фактуре. Пишет он их, как правило, с натуры, поэтому небо всегда органично связано с землей и соответствует состоянию природы.

Творчество Абакумова глубоко православно. Большая часть его работ посвящена православному храму и древним городам России. Художник пишет церкви, кремли, крепости в Пскове, в Изборске и Старой Ладоге, в Калуге и Боровске, Рязани и Зарайске, в Великом Устюге, везде чувствуя душу каждого города. Православие прививали будущему художнику родители. В интервью Журналу ДИ №6 2006 Абакумов рассказал о себе: "Корни мои такие – все мои предки из староверов: и дедушка Андрей Кондратьевич, и бабушка, урожденная Журавлева, ее отец – купец второй гильдии из Егорьевска. Я жил при иконах, при молитвах. В детстве все это вписывалось и, наверное, ложилось в основу моих ценностей"...

Большую часть времени Абакумов проводит в деревне, на севере в Вологодской области. Простой деревенский образ жизни - это его философия, единственно правильный путь человека на Земле. Служить Отечеству, воспевая Божий мир во всём его великолепии - вот предназначение художника. “Быть может, я пишу идеальную страну, но именно такой и хотел бы видеть Россию”, - говорит художник.

В 1999 году М. Абакумов награжден Патриаршей грамотой, а в 2005 году - медалью Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского I степени.

С 2001 года Абакумов - Народный художник России.

В 2003 году Михаил Георгиевич избран Почетным Гражданином города Коломны.

В 1989, 1995, 1997, 1998, 2001 и 2004 годах прошли персональные выставки художника в Москве. В 2003 и 2004 годах персональные выставки Михаила Абакумова проходили в Париже. С 1979 года художник проводит более тридцати персональных выставок в Москве, Санкт – Петербурге, Коломне, Вологде, а также в ряде зарубежных стран. Участник многочисленных всесоюзных, всероссийских, зональных, областных, городских, международных, зарубежных, академических, групповых художественных выставок.

Неоднократно избирался членом правления МООСХ, членом бюро секции живописи МООСХ, членом комиссии по работе с молодыми художниками МООСХ. 1987-1993 – секретарь правления Союза художников России. С 1993 года Абакумов занимает должность председателя художественного совета Коломенского отделения Союза художников.

С 1994 художник преподаёт в МГАХИ им. В.И. Сурикова в должности доцента.

В 1998, 1999, 2000 годах Абакумов активно участвует в благотворительных аукционах СОТБИС. С 2000 года принимает участие в ежегодных благотворительных аукционах Operation «Smile» в пользу больных детей.

Работы художника находятся в ГТГ, музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Серпухова, Рязани, Кировска, Вологды, Тамбова, Красноярска, Томска, Вятки, Сарова, Зарайска, Коломны, Обнинска, в штаб-квартире ACEAN в Индонезии, в частных коллекциях в Германии, США, Южной Корее, Италии, Испании, Англии, Франции, Польше и др.

Михаил Георгиевич ушёл из жизни 19 июня 2010 года. Посмертно в 2010 году удостоен премии им. А.А. Пластова, учреждённой Союзом русских художников.

*   *   *

Галерея (107 изображений)

*   *   *

gorenka.org

Живопись Михаила Абакумова

 

Фото Михаила Абакумова

"Я хочу писать гармонию, творение Бога.Художник пишет то, что он утверждает.Быть может я пишу идеальную страну, ноТакой я хотел бы видеть Россию".

 

САЙТ

 

Михаил Георгиевич Абакумов родился в 1948 году в городе Коломна Московской области.

  • Окончил в 1977 году художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская проф. И.А. Шпинеля и Г.А. Мясеникова).
  • В 1983 году окончил творческие мастерские Академии художеств СССР под руководством академиков А.П. и С.П. Ткачевых и А.М. Грицая.
  • В 1985 и 1987 годах награжден дипломами Академии художеств СССР. В 1993 году присвоено звание Заслуженный художник России.
  • В 1995 году присуждена Золотая медаль Российской академии художеств за серию пейзажей.
  • В 2001 году присвоено звание "Народный художник России".
  • В 2002 году присуждена республиканская премия имени Балыницкого-Бируля.
  • В 2003 году избран Почетным Гражданином г. Коломны.
  • С 1975 года по настоящее время участвует во всех крупных союзных и республиканских выставках и во многих выставках за рубежом (Германии, Болгарии, Италии, Японии, Турции и других странах).
  • С 2000 года участвует в ежегодных благотворительных аукционах Operation "Smile" в пользу больных детей.

 

/800/600/http/www.artlib.ru/objects/gallery_4/artlib_gallery-2289-o.jpg

 

/800/600/http/www.artlib.ru/objects/gallery_4/artlib_gallery-2203-o.jpg

 

/800/600/http/www.artlib.ru/objects/gallery_15/artlib_gallery-7677-o.jpg

 

/800/600/http/m-abakumov.narod.ru/image/46.jpg

 

/800/600/http/m-abakumov.narod.ru/image/50.jpg

 

/800/600/http/m-abakumov.narod.ru/image/61.jpg

 

/800/600/http/m-abakumov.narod.ru/image/56.jpg

 

/800/600/http/www.artlib.ru/objects/gallery_17/artlib_gallery-8683-o.jpg

 

/800/600/http/www.artlib.ru/objects/gallery_4/artlib_gallery-2283-o.jpg

 

/800/600/http/m-abakumov.narod.ru/image/51.jpg

 

/800/600/http/m-abakumov.narod.ru/image/48.jpg

 

/800/600/http/m-abakumov.narod.ru/image/49.jpg

 

/800/600/http/m-abakumov.narod.ru/image/47.jpg

 

/800/600/http/www.artlib.ru/objects/gallery_4/artlib_gallery-2286-o.jpg

 

subscribe.ru

Михаил Абакумов «Душа хранит» - История красоты

1 февраля в Культурном Центре «Дом Озерова» состоялось открытие выставки «На родине Михаила Абакумова», но я хочу рассказать о другой выставке, которая проходила с 15 сентября до 15 октября в Центральном выставочном зале Коломны. Выставка Народного художника России, лауреата Государственной Премии, члена-корреспондента Российской академии художеств, обладателя Золотой медали Российской Академии Художеств, Почетного гражданина Коломны Михаила Абакумова носила название: «Душа хранит».

Выставочная экспозиция «Душа хранит» объединяла в себе работы, созданные в разные периоды жизни Михаила Георгиевича Абакумова, словно намечая весь долгий и плодотворный путь художника. Каждая картина – грань таланта, уникальное звено в цепи творческих исканий.

Год назад не стало Михаила Георгиевича, и эта выставка - первая персональная выставка, которая проходила без присутствия автора. «Крылатый художник», «живописец радости», «солнечная кисть России», - таковы эмоциональные характеристики в адрес Михаила Георгиевича Абакумова, содержащиеся в многочисленных отзывах профессиональных искусствоведов.

Михаил Георгиевич Абакумов(1948 -2010) окончил в 1977 году художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская проф. И.А. Шпинеля и Г.А. Мясеникова). В 1983 году окончил творческие мастерские Академии художеств СССР под руководством академиков А.П. и С.П. Ткачевых и А.М. Грицая.

Михаил Абакумов - это имя. Имя собственное, но уже звучит почти нарицательно - как название явления в российской живописи XX - XXI века. Сегодня полное творческое наследие Абакумова включает в себя более полутора тысячи работ, которые выставлялись не только в России, но и за ее пределами – в Германии, Болгарии, Италии, Японии, Швеции. Картины кисти Абакумова хранятся в Третьяковской Галерее, в Московском музее современного искусства и приобретены для частных коллекций США, Югославии и других стран. С 2000 года участвовал в ежегодных благотворительных аукционах Operation "Smile" в пользу больных детей.

Живопись М.Г.Абакумова - это всегда рассказ многомерный, сложный как в пластике, так и в содержании образа. Критика неоднократно подчеркивала особый дар Михаила Абакумова передавать трудноуловимые, «переходные» состояния природы: рассветы, закаты, сумерки, первый и последний солнечный луч, туман, который вот-вот рассеется, дождик, который вот-вот пойдет, мимолетную радугу, летучую тень.

Михаил Георгиевич был глубоким патриотом своей страны, своей «малой Родины» – Коломны, тонко чувствовал историю края, воспевал его красоту и неповторимость. Свое «творческое кредо» мастер определяет так: «Живопись - это образ жизни. Она дает силы жить и пребывать в хорошем настроении. Живопись происходит от слова «живы». Мое кредо в живописи: воспевать мир божий в его красоте, в его гармонии, в его свете. Если у меня получится передать свет божий, то это будет великое счастье...Главное в жизни - не впадать в уныние. Оптимизм нас спасет».

http://www.kolominfo.ru/news/events/events_2649.html

http://www.infokolomna.ru/article/press_release_for_the_exhibition_of_michael_abakumov_quot_the_soul_keeps_quot/

bellezza-storia.livejournal.com

Михаил Абакумов | АРТ-РЕЛИЗ.РФ

Художник Михаил Абакумов Идут золотые дожди холст, масло

ХудожникМихаил АбакумовИдут золотые дождихолст, масло

Центральный Дом Художника

Галерея Контраст Арт

представляют

Выставку

«Художник Михаил Абакумов и его время»

Образ России

в Творчестве народного художника

Михаила Абакумова

из собрания

Сергея Брайловского

Вернисаж

31 мая 2014 г.

в 17 часов

Адрес: Крымский Вал, д. 10, ЦДХ

Работы Михаила Абакумова легки и лучезарны. Искусствоведы так и называют его — «крылатый художник», «живописец радости». Искусство Абакумова оптимистично по своей сути, глубоко национально и патриотично по содержанию. Свою любовь к Родине он щедро дарит нам в чарующих пейзажах русского севера, Подмосковья, родной Коломны… Михаил Абакумов был бесконечно влюблен в Россию, в окружающий его мир, и оставил эту любовь последующим поколениям, излив ее в сотнях полотен.

На выставке в ЦДХ будет представлена главная работа мастера — «Идут золотые дожди» — это глубоко эмоциональное произведение было написано Михаилом Абакумовым в переломный для страны период и полностью отражает настроение художника, его взгляды на будущее, его чаяния и предчувствия. Пейзаж, суть которого — радостная надежда, удивительным образом предвосхитил сегодняшние настроения в России, картина волнует сердца зрителей уже на протяжении многих лет. Именно этот пейзаж стал главной темой издания творческих мастерских Российской академии художеств под руководством Народных художников СССР братьев Ткачевых, где Михаил Абакумов оттачивал свое мастерство, будучи преподавателем в институте имени В.И. Сурикова. Он всегда щедро передавал свои знания и видение мира молодежи.

Собрание Сергея Олеговича Брайловского можно назвать частным музеем творчества Михаила Георгиевича Абакумова. Коллекция насчитывает более ста пятидесяти лучших работ мастера. Сам коллекционер относится к своему собранию как к национальному достоянию, считая, что картины великого художника обязательно должны быть доступны широкой публике. Одна из экспозиций картин Михаила Абакумова из собрания Сергея Брайловского состоялась в стенах Павловской гимназии. Эта выставка имела особое нравственное значение для подрастающего поколения. А на акцию коллекционера натолкнула страничка из школьной жизни — сочинение на тему «Как я провел лето». Только две девочки из школы — дочери Сергея Олеговича Соня и Настя написали о своем путешествии по русскому северу, о древнейших памятниках, о такой родной тихой и щемящей красоте русской природы, которая навсегда запечатлелась в их душах, о скромных подвижниках, живущих в провинции, о своей дочерней любви к Родине, которая навсегда вошла в их души, о великой истории страны. Все остальные ученики описали отдых за границей.

Сергей Брайловский: «Одна из моих первых приобретенных работ называется «Идут золотые дожди». Михаил Георгиевич считал, что это — главная работа его жизни, он говорил, что в этой работе он видит настоящее и будущее России. На полотне изображены храмы коломенского Кремля, признанного в наши дни символом России. Тяжелые грозовые облака заволокли небо, и, кажется, нет просвета, но дали уже освещены солнцем, уходят тучи. Художник верит, что Россия возродится и будет великой Державой, какой была тысячелетия. Я осознал, с каким художником и мыслителем огромного масштаба я имею дело. Так началась моя коллекция картин Михаила Георгиевича Абакумова. Наше многолетнее сотрудничество привело к созданию настоящей коллекции.»

Выставка в ЦДХ «Художник Михаил Абакумов и его время» отражает позицию мастера и самые заветные чаяния современников, она глубоко созвучна времени. Россия в творчестве художника предстает высокодуховной, величественной страной с древней историей и светлым будущим. Михаил Абакумов относится к плеяде мастеров пейзажа, истоки творчества которых берут начало в самобытной русской живописной школе. Художника по праву считают продолжателем традиций Саврасова и Левитана. Сам Михаил Георгиевич Абакумов видел предназначение художника в служении Отечеству, в воспевании мира в его красоте и гармонии».

Виктор Калашников, кандидат искусствоведения: «Когда происходят какие-то сдвиги в обществе, это находит свое отражение в искусстве… Если вглядеться в работы Михаила Абакумова, то можно увидеть как минимальными художественными средствами, в легкой, стремительной, темпераментной манере импрессионизма, свойственной Абакумову, передаются тончайшие оттенки, подробно подмеченные детали, из которых в конечном итоге складывается цельная картина. И это соединение легкости и непринужденности с глубоким чувствованием – может быть, как раз то, чего сейчас в нашем искусстве не хватает».

Можно только восхищаться высочайшим мастерством и универсальностью великого художника, он свободно владеет всеми видами техники: масло, акрил, акварель, смешанная техника. Художник творит в самых разных формах от крупных эпических полотен до малых миниатюр, ему подвластны как тончайшие оттенки пейзажной световой гаммы, так и сложнейшие многофигурные композиции. Объем экспозиции представляет творчество художника во всем его величии и многообразии. Выставка позволяет зрителю понять творчество великого мыслителя и художника.

Одновременно с работами Михаила Абакумова на выставке будут представлены другие работы выдающихся современников художника В.М. Сидорова, В.Ф. Стожарова, А.М. Грицая, братьев Ткачевых, В.Е. Цигаля, Г.Л. Чайникова из коллекции С.О. Брайловского.

Выставка «Художник Михаил Абакумов и его время» будет открыта с 31 мая 2014 года

Вернисаж 31 мая в 17 часов.

Адрес: Крымский Вал, д.10, ЦДХ

Для аккредитации СМИ

Контакты:

8 926 524 12 47

[email protected]

Александра Загряжская

xn----7sbqier6abq.xn--p1ai

Жизнеутверждающая симфония красок Михаила Абакумова – Ярмарка Мастеров

Выдающийся мастер пейзажа Абакумов Михаил Георгиевич (1948—2010).

"Я хочу писать гармонию, творение Бога. Художник пишет то, что он утверждает. Быть может я пишу идеальную страну, но такой я хотел бы видеть Россию!"

Творчество народного художника России Михаила Абакумова никого не оставит равнодушным. Все произведения Михаила Георгиевича освещены любовью к Родине. Всё, что изображал художник, пронизано радостным ощущением «красоты Божьего мира», как говорил он сам. Эта светлая радость передается зрителю.

художник михаил абакумов

Полотна Михаила Георгиевича полны воздуха, солнца. Кажется, что даже физически ощущаешь запахи! И опавших осенних листьев, и подтаявшего мартовского снега, и морозного вечера... Каждый взмах кисти мастера олицетворял его безмерную любовь к своей стране, то особенное чувство, которым он хотел с нами поделиться.

Художник оставил огромное количество работ, хранящихся в собраниях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, в стенах Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря и многих региональных музеев.

живопись

реалистичная

россия на картинах

русские пейзажи

www.livemaster.ru

Выставка народного художника России Михаила Абакумова «Моя Россия»

С 4 марта по 3 апреля 2016 г. в Школе акварели Сергея Андрияки пройдёт выставка народного художника России Михаила Абакумова «Моя Россия». Около 110 работ живописи и графики для этой ретроспективной выставки предоставлены семьёй художника Михаила Абакумова и коллекционерами Сергеем Брайловским, Татьяной и Петром Полинковских.

Михаил Абакумов. Вечерние туманы

Михаил Абакумов – народный художник России, член-корреспондент Российской Академии Художеств, почётный гражданин Коломны. Окончил МХПУ им. Калинина и художественный факультет ВГИКа. В 1983 г. работал в творческих мастерских Академии Художеств СССР. С 1994 по 2002 гг. преподавал в МГАХИ им. В. И. Сурикова. С 2002 г. заведовал кафедрой живописи в Коломенском Педагогическом институте.

Михаил Георгиевич родился и вырос в живописном подмосковном городе Коломна, однако вдохновляло его не только Подмосковье, но и север России – Вологодская и Архангельская области.

Михаил Абакумов. Всю жизнь у озера

Абакумов обладал особым даром точно передавать переходные состояния природы: рассвет и закаты, сумерки, первый и последний лучи солнца, туман, который вот-вот рассеется, или дождик, который через мгновение начнётся, мимолетную радугу или едва уловимую тень. Здесь ему не было равных. Такое уважительное или, пожалуй, даже благоговейное отношение к природе не случайно. Михаил Георгиевич вырос и воспитывался в семье староверов. «В доме висели иконы, я каждый день слушал Священное Писание, которое читала бабушка, – вспоминает художник. – Именно она открыла мне, что наш мир создан Творцом и достоин восхищения».

«Я много раз наблюдал, как он работает маслом, – рассказывает народный художник России Сергей Андрияка. – Зрелище поистине завораживающее, он пишет быстро, молниеносно. Это дар от Бога». Тесная мужская и творческая дружба связывала двух художников долгие годы. На одном из дней памяти М.Г. Абакумова Сергей Андрияка высказал искреннее пожелание-мечту о том, чтобы имя замечательного художника было «как-то по-человечески увековечено». И это произошло. Имя Михаила Георгиевича Абакумова присвоено Детской художественной школе.

Михаил Абакумов. Жаркий июль

Искусствовед Владимир Погодин: «Абакумов в своих работах воспевает Россию. Счастье светится, струится с каждого полотна, с каждой маленькой зарисовки этого прекрасного художника-реалиста, великолепного продолжателя традиций русской художественной школы».

Некоторые искусствоведы полагают, что Михаил Абакумов «особняком стоит в русской живописи», поскольку его работам присуща не только насыщенность и контрастность, но и звучность. Художнику удалось понять и раскрыть секрет соединения световых и тональных сочетаний, которые создают на полотне волшебную музыкальную гармонию... »

Михаил Абакумов. Затопили баню

В России, Германии, Болгарии, Италии, Японии, Швеции и других странах состоялось более 30 персональных выставок художника. Ценители живописи называют его картины романтическими, лирическими, сказочными, мистическими, солнечными, темпераментными. Всего же Михаил Абакумов написал более полутора тысяч картин.

Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Красноярска, Томска, Коломны, галерее Арт Прима, в частных коллекциях России и за рубежом.

«Я хочу писать гармонию, творение Бога. Художник пишет то, что он утверждает. Быть может, я пишу идеальную страну, но такой я хотел бы видеть Россию… Никогда не улучшайте, не поправляйте жизнь. Она всегда окажется неожиданней и прекрасней, чем вы думаете. Надо только профессионально владеть кистью». Эти слова были творческим кредо русского пейзажиста Михаила Абакумова, при жизни названного классиком.

Михаил Абакумов. Небесное воинство

Михаил Абакумов. Старый колодец

Михаил Акабумов. Вечная дорога

gallerix.ru

Путешествие в Коломну. Живопись Михаила Абакумова

История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Коломна сегодняКоломна творческаяПутешествие в Коломну. Живопись Михаила АбакумоваПо Рязанской дороге

Всем лучшим в своей жизни и творчестве Михаил Абакумов обязан родной Коломне. В старину говорили «Что город, то норов, что деревня, то обычай», имея в виду характер людей и неповторимый облик построек. Коломна из числа тех древних русских городов, которые ныне называют малыми, однако близость к стольному граду Москве и события, происшедшие на Руси в эпоху Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, наложили на него неизгладимую печать особенной исторической значимости. «Тут князь Димитрий Донской осматривал легионы свои, победившие Мамая»,— писал Н. М. карамзин.

Здесь и сейчас ощущается дыхание прошедших эпох. Сам город расположен в удивительно красивом месте, близ слияния реки Москвы с Окой; перед ним расстилается широкая равнинная пойма с заливными лугами. Характер коломенского пейзажа определяет правый нагорный берег Москвы-реки, где когда-то, во времена Донского, был воздвигнут белокаменный собор, а теперь стоит более поздний, относящийся к XVII веку. Однако и он прекрасно вписывается в панораму древнего города. Каждый год, обычно в апреле, вся соборная горка оказывается отраженной в вешних водах разлившейся реки.

Абакумов не раз обращался к этому величественному виду. В картине «Большая вода» ему удалось передать взволнованное впечатление от увиденного и уловить мотив своеобразного историзма. Художник пишет родной город не только весной. В его работах часто повторяются традиционные для русской живописи мотивы снежной белизны и осенней позолоты. Ему особенно дороги черты яркой красочности в обшитых тесом деревянных домиках и сияющих золотом куполах церквей на фоне звонкой голубизны неба.

М. Абакумов. Золотой вечер. КоломнаМ. Абакумов. Золотой вечер. Коломна. Масло. 1982

Вот один из характерных образов живописи художника: над городом возносится озаренная сияющим светом колокольня, а в небе вьются белые голуби... Перед нами праздничная картина, проникнутая чувством восторга и вызывающая в памяти знакомые ассоциации, почерпнутые из глубин русской жизни. Как тут не вспомнить К. Ф. Юона с «Куполами и ласточками».

Свойственна отечественной живописи тема красно украшенной земли Русской проходит через ряд произведений художника. Пaмятники архитектуры становятся в них опорными, ключевыми композиционными точками, смысловой художественной основой пейзажа.

Автор книги о Дмитрии Донском, писатель Юрий Лощиц предполагает, что в самом имени Kоломна отозвалось древнее слово «коло», что на славянском языке значит — круг, кольцо. Такое истолкование многое объясняет о характере городского пейзажа. В Коломне не существовало обычного для многих современных городов противостояния архитектуры – торчащих над землей коробок — и природы. Идущие от кремля улицы плавно спускаются к реке, естественно вливаясь в открытое пространство полей. Летом вокруг городка колышутся луга и золотые хлебные нивы.

М. Абакумов. Половодье в Коломне.М. Абакумов. Половодье в Коломне. Масло. 1988

Абакумов прекрасно чувствует эти особенности городского ансамбля. Он не раз писал вид окрестностей, открывающийся через окна церковной колокольни. В этих картинах проявилось определенное стремление к философскому осмыслению пейзажа.

Очень xopoши крохотные по размеру своеобразные этюды, запечатлевшие мгновенные состояния природы, когда вдруг является над землей воспетый C. Есениным «вечерний несказанный свет» и все преображается в его теплых ярких лучах.

Живопись Абакумова густая, пастозная, темпераментная с энергичным фактурным мазком, но вместе с тем тонкой сложной разработкой близких друг к другу тонов. Он явно предпочитает масляные краски, хотя и обращается иногда к темпере, используя декоративные возможности этой техники. Его маленькие этюды хочется рассматривать подолгу. Их можно назвать живописными миниатюрами, выдержанными в традициях мастерства русских пейзажистов. Главное, что отличает художника, это богатое чувство цвета.

М. Абакумов. Зимние сумеркиМ. Абакумов. Зимние сумерки. Масло. 1989

Абакумова всегда привлекала поэтическая сторона жизни русской провинции, в Коломне он открыл немало на редкость живописных уголков, заставляющих вспомнить образы литературы конца прошлого века. Мы часто забываем, что провинция совсем не обязательно была тихой, забытой и оторванной от больших событий в истории страны и мира. Совершая свое путешествие вокруг Москвы, Н. М. Карамзин отмечал: «Давно известны коломенские фабрики, кумачовые, полотняные, шелковые, которые с некоторого времени размножились и в других местах кругом Москвы. В самых маленьких деревеньках женщины в избах своих вьют шелк, а мужья ткут платки и проч. Мудрено ли, что многие крестьяне начинают жить господами, опрятно, со вкусом и даже роскошно».

Вот из таких крепких зажиточных крестьян вышли прадед и дед, родные и родители художника. Михаил Абакумов родился в Коломне в 1948 году. Он с детства впитывал атмосферу традиционного русского быта. Вплоть до последних лет семья Абакумова продолжала жить в старом деревянном домике с огородами. В войну, да и в послевоенные годы, земля помогала выжить. С детства художник привык видеть кусты краснеющего осенью шиповника, калины, склоненные над улицей ветки берез и рябин, фигурки прохожих. Все это отразилось потом в картинах. Говоря о воспитании художника, мы обращаем главное внимание на профессиональное обучение, забывая, что для прорастания таланта прежде всего необходимы духовная преемственность поколений, домашняя среда, впечатления детства. Очень важна и первая книжка в руках ребенка, она западает в память на всю жизнь.

Для Абакумова такой книгой явилась лицевая, то есть иллюстрированная рукописная Псалтырь, потаенно хранимая бабушкой. Она, эта книга, и помогла открыть дверь в прекраснейший мир красочного восприятия жизни. Потом, уже в школе, произошла встреча с преподавателем рисования Николаем Ивановичем Бодрягиным, исходившим со своими учениками дороги и тропы не только рязанской земли. Они побывали в городах Поволжья и на Каме, что стало началом самостоятельной школы пленэрной живописи.

Очень много получил Михаил Абакумов в МХТУ имени Калинина, занимаясь на факультете ручного ткачества, где приходилось копировать образцы народного орнамента. Впечатление от стихийной яркой красочности, свойственной крестьянскому народному искусству, глубоко запало в душу молодого художника. Это был наглядный урок цветового воспитания. Свойственное Абакумову-живописцу интуитивное понимание и на редкость радостное восприятие, чувство драгоценности цвета сложилось на русской фольклорной основе.

В 1971 году Абакумов поступил во ВГИК на художественный факультет, где его преподавателем по живописи стал Б. М. Неменский. Именно во ВГИКе определился круг интересов молодого художника, решившего посвятить себя станковому искусству. В то время на факультете появились люди, увлеченные историей древнерусского искусства и культурой России. Особенно выделялись учившиеся в одно время с Абакумовым — И. Тихонов, Н. Бурдастов, Ю. Буров, Т. Бунчина, В. Иванов. Они ездили на Север, в Кириллов и Ферапонтово, зачитывались книгами В. Белова, В. Распутина, В. Астафьева, В. Солоухина, стихами Н. Рубцова.

М. Абакумов. ВеснаМ. Абакумов. Весна.

Впоследствии Абакумов и его сокурсники стали живописцами, отказавшись от работы в кино. Однако было бы ошибочно считать, что соприкосновение с кино прошло даром. В 1970 годах во ВГИКе еще сохранялась живая память о В. Шукшине. Кино помогало развитию композиционного мышления, учило схватывать выразительные моменты движения, сближало с литературой. Все это потом сказалось в живописных опытах Михаила Абакумова.

По окончании института он много и неустанно работает с натуры, главным образом на творческой даче под Вышним Волочком. Ему приходится восполнять недостатки школы, а в некоторых случаях переучиваться заново, при этом Абакумов опирается на совершенно определенные традиции Союза русских художников и Московской школы живописи начала ХХ века. Следы увлечения К. Коровиным, П. Петровичевым, Л. Туржанским и С. Жуковским ясно ощущаются в работах художника, постепенно получавшего признание зрителей. Однако во многих случаях восприятие природы оставалось еще ограниченным этюдной формой первоначального зрительского ощущения. На первый план выступала передача материальности мира природы.

Существенную помощь Абакумов получил в творческих мастерских Академии художеств СССР под руководством А. П. и С. П. Ткачевых, а также опытного педагога и превосходного мастера живописи А. М. Грицая. В мастерскую вошли главным образом воспитанники МГХИ имени В. И. Сурикова. Это были талантливые молодые художники, искавшие путей возрождения русской реалистической живописи. Они ставили перед собой серьезные композиционные задачи, старались восстановить культуру станковой картины. На Абакумова огромное впечатление произвели оттенки красок русского Севера. Там он побывал не раз. Чувство цвета, ранее как бы дремавшее, вдруг пробудилось и выплеснулось в звонких и чистых аккордах красок. «Вот так и пиши»,— сказал, рассматривая работы художника, А. М. Грицай.

Групповая отчетная выставка мастерских, прошедшая в конце 1980-х годов в залах Академии художеств в Москве, позволила подвести некоторые итоги в поисках художников. Их творчество оказалось созвучным направлению деревенской прозы в нашей литературе и, таким образом, вливалось в русло поэтического открытия России.

М. Абакумов. В Коломенском КремлеМ. Абакумов. В Коломенском Кремле.

Россию в целом никак нельзя представить без многочисленных малых городов — древнейших очагов культуры. В своих болях и заботах, связанных с восстановлением утраченных традиций отечественной культуры, мы возлагаем на них большие надежды. На всем протяжении истории малые города, расположенные вокруг Москвы, по берегам Оки и Волги, в глубине лесного Заволжья, на юге, на Севере, в Сибири, всегда играли важную роль в жизни народа и определили сам лик Русской земли.

«Многими красотами дивишь ты!» — восклицает неизвестный древний автор, обращаясь к Русской земле и обозревая всю ее как бы с высоты полета. И наряду с реками, источниками, дубравами частыми, полями дивными упоминает он и города. Автор древнего «Слова о погибели русской земли» называет все ее города великими. Многие из них в XVIII — XIX веках превратились в уездные, а в наше время стали районными, но своего историко-культурного значения не утеряли.

Для Михаила Абакумова архитектурный пейзаж древнерусских городов стал главной темой творчества. Он увидел образ русского города в единстве с природой, в сиянии света. И сохранение этого образа есть спасение, защита духовных и культурных ценностей российской провинции.

Н. Третьяков, кандидат искусствоведения, 1990 год

www.xn--80atdefdb.su


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта