Русские художники-авангардисты. Картины. Биографии. Авангард русский картины
Русский авангард. Художники. Картины. Биографии
Русский авангард – одно из течений модернистского искусства, получившее развитие в начале 20 века. Главная отличительная черта этого направления – подчеркнутая полемичность, острое противопоставление новых традиций прежним.
Эту особенность выражает само название направления: слово «avant» означает «впереди», а слово «garde» – «охрана». Для авангардизма характерно отрицание всех устоев, на которых зиждилось искусство ранее, это направление отрицает какое-либо проявление преемственности художественных традиций.
Русский авангард характеризовался сочетанием традиций русского искусства и приемов западноевропейской живописи. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.
Художники-абстракционисты стремились к тому, что искусство стало отвлеченным. Художественные образы должны вызывать определенный ряд ассоциаций, поэтому особую роль в создании любого полотна играют формы и цвет. Основоположником и основным представителем этого течения стал В. Кандинский. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.
Программным произведением К.Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А.Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой.
Стремление заставить искусство служить не отвлеченным идеям, а производству, техническим достижениям стало основой конструктивизма. Наиболее полно идеи этого направления выражались в архитектуре, в живописи основными представителями конструктивизма стали Э. Лисицкий и В. Татлин.
Переходным явлением, послужившим основой для многих других течений русского авангарда, стал кубофутуризм. Это направление соединило в себе традиции итальянского футуризма и французского кубизма. О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, Н. Гончарова, А. Экстер, К. Малевич в определенный период своего творчества работали в духе кубофутуризма. Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.
На нашем сайте Вы можете ознакомиться с лучшими произведениями русских художников эпохи "авангардизм".
Все изображения картин художников демонстрируются исключительно с информационно-образовательной целью, и находятся в свободном доступе в интернете, имеют низкое разрешение, что делает их непригодными для коммерческого использования. Принцип «добросовестного использования» (fair use)
Советуем также посмотреть: Все импрессионисты. Картины. Биографии на www.hudojnik-impressionist.ru
mail.avangardism.ru
Русский авангард
Оглавление
Введение
Глава I. Русский авангард как феномен искусства 20 века
Глава II. Направления в русском авангарде
2.1 Футуризм
2.2 Кубофутуризм
2.3 Супрематизм
2.4 Конструктивизм
Глава III. Выдающиеся деятели русского авангарда
3.1 Художники
3.2 Архитекторы
Заключение
Список литературы
Тема моей курсовой работы достаточно актуальна в настоящее время, поскольку русский авангард оставил после себя богатое наследие. Несмотря на то, что феномен русского авангарда существовал не долго, всего несколько десятилетий, благодаря ему "родились" такие великие художники, как Казимир Малевич и Василий Кандинский, которые оставили большое количество произведений искусства. Второе десятилетие прошлого века поставило Малевича и Кандинского вровень с Пикассо, Браком и Клее. Особенное значение имеет тот факт, что общее понятие "русский авангард" состоит из нескольких направлений, которые были характерны не только для живописи, но и для всего искусства того времени, в том числе для архитектуры, скульптуры, кинематографа, дизайна и литературы.
Несмотря на то, что авангардное направление в искусстве развивалось и в других странах, многие направления появились именно в России. Они же и получили название "русский авангард". Наследие русских авангардистов до сих пор пользуется большой популярностью. Это и картины художников, и стихи поэтов, среди которых особое место занимает творчество Владимира Маяковского; и непревзойденные здания и постройки, которые и в наше время радуют глаз москвичей.
Целью моей курсовой работы является дать понятие русскому авангарду и рассмотреть его особенности, как направления в искусстве, живописи, архитектуре, литературе.
Для достижения намеченной цели были намечены и решались следующие задачи:
дать характеристику русского авангарда в целом
рассмотреть и изучить основные направления русского авангарда, среди которых выделяются футуризм, кубофутуризм, супрематизм и конструктивизм
выделить основных деятелей русского авангарда (художников, поэтов, архитекторов и др.) и проанализировать их творчество или деятельность.
Тема моей курсовой работы достаточно изучена, особенно много о русском авангарде писали в советское время, но среди книг, которые я использовал для написания работы есть и те, которые написаны в наше время. Это также свидетельствует о том, что тематика русского авангарда все еще интересна.
Теоретическую основу курсовой работы составили учебные пособия "Культурология" под редакцией Н.Г. Багдасаряна и "Лекции по культурологии" Поликарпова В.С.
Важную роль в качестве отправной точки для написания работы сыграли труды Алпатова М. "Искусство", Иконникова А.В. "Архитектура Москвы. XX век", Крусанова А.В. "Русский авангард 1907-1932: Исторический обзор. Т.1.", Турчина В.С. "По лабиринтам авангарда", Хан-Магомедова С.О. "Архитектура советского авангарда", а также украинского исследователя Горбачева Д. "Украинское авангардное искусство 1910-1930 годов".
Энциклопедическую основу работы составили: "Энциклопедический словарь юного художника", "Популярная художественная энциклопедия", энциклопедия "Русские художники XII-XX веков", словарь Власова В.Г. "Стили в искусстве".
Были использованы следующие Интернет-ресурсы: сайт футуризм в картинках http://www.woodli.com, сайт Википедия http://www.wikipedia.org, сайт http://www.Artonline.ru, сайт http://www.krugosvet.ru, статья о конструктивизме http://www.countries.ru/library/art/konstruct. htm.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава "Русский авангард как феномен искусства 20 века" посвящается определению роли русского авангарда в искусстве, а также в ней дается общая характеристика особенностей русского авангарда, его связь с историей.
Вторая глава "Направления в русском авангарде" состоит из четырех параграфов. В ней рассматриваются четыре основных направления в русском авангарде, излагаются особенности и называются представители каждого направления.
Третья глава "Выдающиеся деятели русского авангарда" состоит из двух параграфов. Посвящена характеристике творческих методов и описанию работ художников и архитекторов - представителей русского авангарда.
Глава I. Русский авангард как феномен искусства 20 века
Русский авангард - общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год, хотя некоторые ранние его проявления относятся к 1850-м, а поздние - к 1960-м годам. Феномен искусства 20 в., определяемый термином "русский авангард", не соотносится с какой-либо конкретной художественной программой или стилем. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве в предвоенные - 1907-1914 гг., выходящие на авансцену в годы революции и достигающие зрелости в первое послереволюционное десятилетие. Различные течения художественного авангарда объединяет решительный разрыв не только с академическими традициями и эклектической эстетикой 19 в., но и с новым искусством стиля модерн - господствующим в это время повсеместно и во всех видах искусства от архитектуры и живописи до театра и дизайна. Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.
В понятие "авангард" условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм).
Основные представители этого течения в России - В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и другие.
Всем течениям авангардистского искусства действительно свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности - трезвым расчетом, художественной образности - простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции - конструкцией, больших идей - утилитарностью. Традиционный русский максимализм, ярко проявившийся еще в движении передвижников и "шестидесятников" 19 столетия, был лишь усилен русской революцией и привел к тому, что во всем мире Советская Россия считается родиной авангардного искусства.
Новое искусство покоряет безудержной свободой, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации, разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника. Идеология авангардизма несет в себе разрушительную силу. В 1910-х гг., по словам Н. Бердяева, в России подрастало "хулиганское поколение"[1] .
Авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими. Не удовлетворяясь созданием изысканных "очагов" красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, "поэтику улицы", хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой. Он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип "антиискусства", отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом.
Спектр направлений авангарда велик. Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма. Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим. Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля. В русском авангарде нашли отражение не все течения европейского авангарда. Такие течения, как дадаизм, сюрреализм, фовизм и некоторые другие были характерны только для Европы.
В период войн и революций 1910-х годов политический и художественный авангарды активно взаимодействуют. Левые силы в политике пытались использовать авангард в своих агитационно-пропагандистских целях, позднее тоталитарные режимы (прежде всего, в Германии и СССР) стремились подавить его строгой цензурой, загоняя авангард в подполье.
В условиях же политического либерализма авангард с 1920-х годов утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном, устанавливает контакт с массовой культурой. Кризис авангарда, к середине 20 века в значительной мере растратившего свою былую "революционную" энергию, явился стимулом для формирования постмодернизма как основной ему альтернативы.
1917 год изменил все. Это стало очевидно не сразу. Первые 5 лет - героическое пятилетие 1917-1922 - еще оставляли почву для надежд. Но вскоре иллюзии рассеялись. Началась драма разрушения грандиозного бастиона модернистского искусства, созданного в России гением и трудом, манифестами и бурными дискуссиями всемирно известных мастеров. К рубежу 1920-1930-х годов нереалистические направления были запрещены полностью; некоторые художники уехали в другие страны; иные были репрессированы или, поддавшись жестокой неизбежности, оставили авангардные поиски. В 1932 году были окончательно закрыты многочисленные художественные объединения; властями был создан единый Союз художников.
mirznanii.com
Ранний русский авангард
12.09.2014В искусстве начала XX в. того времени соседствовали и смелые формальные эксперименты, увенчавшиеся созданием нескольких вариантов абстрактного искусства, и использование традиций реалистической живописи для решения современных изобразительных задач. Родоначальником русского авангарда принято считать общество «Бубновый валет», основанное Михаилом Ларионовым в 1910 г. Ядро группы составили Илья Машков, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк. Дерзкое название группы вызывало ассоциации не только с игральной картой, но и с нашивкой на рукавах каторжан. Бросив вызов традициям реалистической живописи, «бубновые валеты» разработали собственную живописную систему, в которой открытия Сезанна и живописные приемы кубизма и фовизма сочетались с восточной орнаментальностью и мотивами русского народного творчества. Их вдохновляли поэзия народной культуры, яркая цветность лубка, трогательная наивность провинциальной вывески.
Примитивистская тенденция, связанная с открытием поэзии нарочито сниженной натуры, нашла наиболее последовательное воплощение в творчестве Михаила Ларионова (1881 — 1964). Герои его произведений — солдаты, гуляки, парикмахеры. Обращаясь к предметам «прозаичным, грубым, тусклым», как их определял сам художник, Ларионов использовал оттенки сближенных тонов, знаменитую «серую манеру». Тончайшие нюансы цвета, интерес к ракурсу и пространственным деформациям создают в произведениях Ларионова ощущение движения, некой самостоятельной жизни.
На полотнах Ильи Машкова и Петра Кончаловского фактура густо наложенной на холст краски, экспрессивность цвета превратились в полновластную самодостаточную стихию, а реальный мотив оказался лишь поводом для решения чисто живописных проблем. Художники объединения стремительно двигались к звучности цвета, устойчивости и весомости зрительного образа. Однако далеко не все художники того времени разделяли крайности формального эксперимента, многим больше импонировал путь синтеза художественных традиций прошлого и современного живописного языка. Одним из ярких примеров подобного «культурного сплава» можно считать творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878 — 1939). В его произведениях весомая материальность форм сочетается с почти фовистской яркостью цвета, а символическая значимость выбранных мотивов заставляет вспомнить о христианских сюжетах и приемах русской иконописи. Поворотным пунктом в творческой биографии мастера стало полотно «Купание красного копя». В дальнейшем художник решительно отказался от классической перспективы и заменил ее сферической, характерной для иконописи. Живопись мастера, построенная на гармонии чистых цветов, приобрела панорамный характер и стала напоминать древнерусские фрески. А использование христианской иконографии для современных сюжетов лишь подчеркнуло извечность человеческих проблем.
Иную грань художественных исканий русского авангарда представляет творчество Марка Шагала (1887 — 1985). Не являясь главой или даже участником какого-либо художественного объединения, Шагал не был и выразителем какого-нибудь направления. Воспроизводимый с поразительной непосредственностью уклад небольших еврейских местечек на его полотнах соединяется с фантастическими видениями, образами европейской культуры, создавая ощущение сказочного, но удивительно цельного и гармоничного мира-космоса. Дальнейшая судьба русского авангарда оказалась связанной с возникновением нового направления, получившего название «футуризм». Однако с итальянскими футуристами русское движение практически не имело общих точек соприкосновения. Не случайно приезд в Москву лидера итальянских футуристов Филиппе Томмазо Маринетти прошел в столице практически не замеченным и принес лишь разочарование художникам и поэтам обеих стран.
Еще в 1911 г. один из идеологов русских футуристов М. Ларионов и его постоянная спутница Наталья Гончарова покинули «Бубновый валет», объявив своих бывших соратников ретроградами, и создали новое объединение «Ослиный хвост», в которое вошли Казимир Малевич и Владимир Татлин. Название группы должно было напомнить о скандале во французском Салоне независимых, где была выставлена картина, написанная ослом, к хвосту которого шутники привязали кисть. В отличие от «Бубнового валета» с его подчеркнутой ориентацией на живопись Сезанна и фовистов мастера «Ослиного хвоста» отдали предпочтение неопримитивистским тенденциям. Именно благодаря их усилиям примитивы получили столь высокую оценку в России, стали одним из направлений русского авангарда со своей историей, своими корнями. На выставках, организованных Михаилом Ларионовым, полотна современных художников соседствовали с лубком и народной картиной. А на одной из экспозиций москвичи впервые увидели картины замечательного грузинского художника-самоучки Нико Пиросмани. Как и положено художнику-провокатору, Ларионов никогда не останавливался на достигнутом и в 1912 г. на выставке «Мишень» показал первые «лучизмы», свой собственный вариант абстрактного искусства.
Однако в целом язык русского кубо-футуризма не претерпел еще существенного обновления. Нарочито свободно использует несгармонированные цвета Давид Бурлюк, бросая вызов художественной культуре прошлого. Динамику нового технического века символизирует наложение линий и форм в картинах Гончаровой и Розановой. Подобны рациональным построениям плоскостные ярко окрашенные геометризированные фигуры полотен Малевича. Лишь в 1915 г. на выставках футуристов в Москве и Петербурге появятся произведения, предвещающие новый этап в развитии русского авангарда. Именно тогда Ларионов включит в одну из живописных композиций работающий вентилятор; Бурлюк прикрепит к холсту старую туфлю и кусок мыла; Татлин покажет первые «живописные рельефы», а Маяковский впервые представит на суд публики художественный объект из половинки цилиндра и одной перчатки. Однако судьба русского футуризма оказалась недолговечной. В 1914 г. после выхода из объединения Павла Филонова распался Союз молодежи. По приглашению Дягилева уехали в Париж Ларионов и Гончарова. В рядах русских авангардистов наметился решительный поворот к беспредметному искусству. На прославленной выставке «0.10», состоявшейся в 1915 г., основное место занимала уже не живопись, а абстрактные коллажи О. Розановой, И. Пуни, И. Клюна и пространственные композиции В. Татлина.
8-poster.ru
Роль русского авангарда в развитии мирового искусства XX века
Авангардизм как концептуальное направление в искусстве и культуре Западной Европы, возник в конце 19 начале 20 веков. Принято считать, что наиболее активный период развития авангарда в живописи, литературе, музыке, театре, кино и архитектуре приходится на 1870 – 1938 года.
Появившиеся в конце 19 века работы немецких философов призывали к пересмотру устоявшихся в западной культуре философских, эстетических и культурных концепций и к появлению новых форм самовыражения в различных сферах искусства. Особенно большую роль на этот процесс оказала и работы Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, в которых ставились под сомнение традиционные ценности буржуазного мира Западной Европы и переосмысливалось предназначение человека и культуры.
Русский авангардизм
В русской художественной культуре начала 20 века появление авангардизма повлекло за собой создание разнообразных школ в изобразительном, музыкальном, театральном искусстве и в архитектуре.
Русский авангардизм начала 20 века представлял из себя объединение представителей левых идей. Основные центры русского авангардизма сформировались в Петербурге и в Москве, считавшимися культурными центрами Российской империи. В Санкт-Петербурге в 1909 – 1917 году существовал «Союз молодежи», а в Москве авангардные течения объединило общество «Бубновый валет», просуществовавшее с 1910 по 1916 гг. Из этих объединений вышли многие основатели будущих российских мировых направлений в искусстве. Братья В. и Д. Бурлюки, создававшие новые концепции в литературе, Каземир Малевич, открывший целое направление в изобразительном искусстве своим «Черным квадратом». В музыке новые направления авангардного типа предлагали А.Скрябин, И. Стравинский и Д. Шестакович.
Авангардисты декларировали новую эстетику, которая, по их мнению боле соответствовала появлению нового мира и нового человека. Революция 1917 года в большой степени оказала влияние на авангардистов в России, создавших особое течение в искусстве – кубофутуризм, объединивший в себе художников и поэтов, среди которых стоит назвать В.Хдебникова, В. Маяковского, А .Крученых, В. Кандинского. М. Шагала, П. Филонова. Они ожидали рождение нового мира и отобразили это с помощью свойственных им художественных инструментов.
Велемир Хлебников в своих стихах возвещал о грядущем новом космическом сознании и грезил о переустройстве мира, которое он начал с создания нового литературного языка в поэзии.
Определенным манифестом новой живописи стала работа В. Кандинского «О духовности в искусстве», в которой предлагался поиск новых вечных форм в живописи в искусстве целом. Он призывал с созданию новых видов искусства через объединение музыки, литературы, живописи. Такое синтетическое искусство по его мнению должно было стать символом создания нового мира и новой духовности. В творчестве самого Кандинского основной темой его картин стала тема Христа, олицетворявшего возвещение прихода новых этических и эстетических ценностей на смену прогнившей западной предметности и реализму.
Одним из ярких живописцев этого направления стал М. Шагал, который объединил в своем творчестве идеи экспрессионизма, кубизм, сюрреализм и футуризм. Его картины необыкновенно ярки и порою граничат с абсурдом.
Петр Филонов предлагал идеи аналитического искусства, позволявшие использовать в изобразительном искусстве органичные формы, которые плавно перетекали бы друг в друга.
В целом движение русского авангардизма оказало большое влияние на европейскую и мировую художественную культуру. Идеи авангардизма помогли созданию нового стиля в архитектуре, который начал формироваться также в России. Среди наиболее известных архитекторов можно назвать А. Веснина, Ладовского, А. Родченко и ряд других архитекторов, которые стали основателями индустриального стиля, создателями новой профессии дизайнера и привели к настоящей революции в строительстве жилых, общественных и промышленных помещений.
Также стоит назвать авангардистов в театральном искусстве и кинематографии, оказавшими огромное влияние на последующее развитие мирового театра и кино. В. Мейерхольд и А. Таиров использовали в постановке своих спектаклей декорации и костюмы, выполненные художниками авангардистами. Они стояли за синтез разных видов искусства в театре и активно предлагали зрителю новый изобразительный язык сценического искусства.
В кинематографии прорывом стал фильм Эйзиншейна «Броненосец Потемкин», который на многие годы вперед определил направление мирового искусства кино, которое тогда само по себе являлось авангардом.
Информационный портал "Новый Ракурс", 2016.
www.nrtv.ru
Картины в стиле авангардизм
Стиль авангардизм одно из многих направлений в искусстве, которое характеризуется полным непринятием основных традиций живописи и отрицание классических постулатов. Поскольку название направления происходит от французского avantgarde, которое обозначает передовой отряд, то и задачей данного направления есть поиск новых, передовых методов и образов.Появилось данное направление сравнительно недавно – с начала ХХ столетия, и с самого начала было тесным образом взаимосвязано с модерном и модернизмом. Почти во многих течениях искусства, целью которых было желание новых решений задач, четко просматривались мысли авангардизма. К таким направлениям относят фовизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм, супрематизм, абстракционизм, кубизм, экспрессионизм и многое другое.
На первый взгляд, толкование значения слова авангардизм не имеет ничего общего с искусством, тем более – с живописью. «Передовой отряд» логичнее было бы связать с военной терминологией. Но на самом деле именно это толкование как можно точнее отображает смысл, показывающий настроения художников-новаторов, которые по сути своей были бунтарями в искусстве. Создание новых интересных форм при одновременном отказе от классических канонов – основные направления деятельности этих художников.
Если говорить о классическом единстве в авангардном направлении – то его просто не существует. Наличие определенного художника к данному направлению проявляется в оригинальности реализации задач и в резком неприятии давно устоявшихся факторов. Творение настоящего авангардиста должно не только отличаться от других предметов искусства, а дополнительно обязано стимулировать к постоянным спорам. В мире изобразительного искусства принято считать, что авангардное мышление является вполне закономерным для современного мира и развилось оно вследствие закономерности развития всей цивилизации. Поэтому глубоко продуманные ценности меняют привычные гуманные идеалы. Именно это утверждение опубликовал Шпенглер в своем труде «Закат Европы».Идеологический замысел в полной мере отличает произведения, принадлежащие к искусству авангардизма. При знакомстве с этими творениями необходимо обязательно постигать смысл, поскольку простое созерцание не даст возможности хоть что-то узреть. Например, на полотне сюрреалиста Марселя Дюшана, имеющее название «Фонтан», непосвященный зритель увидит обыкновенный писсуар с подписью автора. Или же – авангардист Франсис Пикабиа на своем холсте «Святая дева» показал образ девы в виде непонятной кляксы. Но, если обратить внимание на время создания этих картин, которое совпадает с окончанием Первой мировой войны, и принять во внимание нежелание общества мириться с действительностью, то можно сделать выводы, что именно таким образом художники того времени позволяли себе показать весь окружающий их мир именно в таком порядке вещей.
Незаурядным фактом является то, что по своей сути авангардистов можно назвать всеядными в плане тематики для своего искусства. Их в одинаковой степени могут вдохновлять древние цивилизации, или африканское искусство, но вместе с тем их также могут привлекать и новые достижения инновационных технологий, и собственное подсознание.
Многие произведения авангардного искусства не всегда находят своего почитателя, так как они могут вызывать не всегда ожидаемую реакцию у зрителя. Но, несмотря на это, достаточное их количество внесено в коллекцию мировых творений искусства. Посреди знаменитых представителей, творящих в стиле авангардизма, нужно отметить Казимира Малевича, Марка Шагала, Пабло Пикассо, Пита Мондриана, Сальвадора Дали, Василия Кандинского и многих других.
В данной статье вы узнали о таком стиле как авангардизм. Картины этого направления в живописи вы можете купить в нашей онлайн галерее.
artistsarea.com
Живопись русского авангарда
27.10.2017Живопись русского авангарда
Возникновение живописи русского авангарда, по сути, обусловлено теми же процессами и влияниями, что и на Западе, — главными живописными направлениями, которые предопределили все революции в изобразительном искусстве начала XX века, были импрессионизм, постимпрессионизм и символизм.
В творчестве русских художников импрессионистические черты появились почти на 20 лет позже, но уже в начале 1900-х годов стилистические приемы будут восприняты многими авторами, среди которых и крупнейшие в будущем мастера авангарда — Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Казимир Малевич и многие другие.
С 1904 года в основном благодаря коллекциям Сергея Щукина и Ивана Морозова, а также целому ряду выставок и публикаций происходит знакомство с постимпрессионистами. Глубокое воздействие оказывают картины Ван Гога, Гогена и особенно Сезанна — русское искусство переживает две волны сезаннизма. Не менее значительную роль в становлении русского авангарда сыграл символизм, причем французское влияние здесь сказывалось не так заметно, как отечественные традиции Серебряного века. Идея преображения всех сторон жизни посредством искусства, теории синтеза искусств, поиск новых метафизических основ посредством художественно-эстетической деятельности, несмотря на весь антагонизм между представителями символизма и следующим поколением, оказались важнейшей составляющей авангарда. Наряду с этим и вопреки символистской эстетике русский авангард уже на раннем этапе ориентируется на низовые формы искусства и творчества — вывеску, лубок, детские и любительские рисунки, городской и деревенский фольклор, уличные надписи, обращается к архаическим пластам культуры и к примитиву. Практически синхронно со взлетом интереса к древнерусскому искусству в богословской и искусствоведческой среде художники авангарда открывают для себя и отчасти перенимают приемы иконописи — не только формальные (цвет, композиция и т. д.), но и касающиеся неподражательного, условного принципа изображения. С начала 1910-х годов Александра Экстер и Михаил Матюшин, Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Владимир Татлин, Давид Бурлюк, Любовь Попова и многие другие испытывают колоссальное влияние французского кубизма. Сочетание его принципов с общими постулатами итальянского футуризма о необходимости обновления искусства и жизни создает предпосылку для первого «большого стиля» в русле русского авангарда — кубофутуризма.
Главные идеи
Практическое и теоретическое наследие авангарда обнаруживает не просто большое разнообразие концепций, подходов и целей, но и зачастую откровенную противоположность друг другу, а также внутреннюю противоречивость. Во многом это связано с тем, что если предыдущие крупные художественные явления складывались в стили, имеющие определенные узнаваемые признаки и границы, то авангардные движения, и отечественные, и зарубежные, как доказал немецкий историк Петер Бюргер в работе «Теория авангарда» (1974), «не развили определенного стиля», но, «напротив, ликвидировали, возведя доступность художественных средств прошедших эпох в принцип». Это обстоятельство позволило русскому авангарду, с одной стороны, абсолютизировать художественные средства, а с другой, выйти за границы искусства и создать совершенно новую жизнестроительную модель.
Первая тенденция нашла свое воплощение в том, что те изобразительные средства, которые исторически служили отображению чувственно данной или трансцендентной реальности (цвет, линия, пространство, объем, фактура и т. д.) стали самостоятельным предметом изображения — наиболее полно это отразилось в абстрактной живописи Кандинского, супрематизме Малевича и его круга, лучизме Ларионова, линиизме Александра Родченко, живописных архитектониках Любови Поповой и других направлениях беспредметного искусства. Вторая тенденция была подготовлена первой и реализована в конструктивизме, особенно в его крайней фазе так называемого производственного искусства, а также в некоторой степени в проекционизме. И в том и в другом случае можно сказать, что живопись как таковая перестает быть самоцелью: убежденный станковист Малевич утверждает в 1920 году, что «о живописи в супрематизме не может быть и речи, живопись давно изжита». Парадоксально, но все живописное содержание русского авангарда можно считать обусловленным этой мыслью — «изжитости живописи». Именно поэтому его абсолютным символом является «Черный квадрат», в котором живописными средствами обозначается конец живописи. Тем самым через проблематизацию смерти искусства и его художественными средствами переосмысляется искусство вообще.
Объединяющим началом для художников русского авангарда можно считать веру в то, что их творчество создает предпосылки для преображения человека, его способов восприятия действительности и всей действительности в целом — предметной, социальной, культурной и т. д. Отсюда, скажем, напряженные исследования физиологии зрительного восприятия группы «Зорвед», глава которой, Михаил Матюшин, проводил опыты «расширенного смотрения» и взаимодействия цвета, формы и звука. И вместе с тем, казалось бы, противоположный пример — полный отказ Любови Поповой в 1921 году от занятий живописью и переход к производственному искусству, к работе в полиграфии, проектированию одежды и прочее. В этом смысле, вероятно, все, кого сегодня причисляют к русскому авангарду, разделяли убеждение в том, что задачей искусства не является подражание природе — внутренней и внешней, но что искусство является инструментом ее изменения и развития. Таким образом, идеи об открытии внутреннего духовного содержания путем отказа от внешней материальной формы и обращения к первоэлементам абстрактной живописи — точке, линии, цвету, — выдвинутые Кандинским в трактате «О духовном в искусстве» (1909), оказываются аналогичными проектам планитов Малевича (1920-е), свободно парящих в космосе как супрематические аэрограды будущего. Проективное мышление становится в целом одной из характерных черт авангардистского творчества вопреки предшествующей традиции законченности и самоценности произведения искусства.
8-poster.ru