Иллюстрации И.Ушакова к сборнику русских сказок "Волшебное кольцо" (1960 г.). Картина зайцы ушакова


Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»

Учитель-логопед Постол Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория; Челябинская область, г.Снежинск, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21»

Задачи:

  1. Учить детей составлять связный последовательный рассказ по серии картинок.
  2. Учить детей придумывать начало рассказа.
  3. Развивать умение грамматически правильно оформлять предложения.
  4. Учить детей включать в рассказ прямую речь.
  5. Упражнять детей в подборе глаголов-действий, определений.
  6. Упражнять детей в конструировании предложений из слов.
  7. Развивать фантазию и творчество.
  8. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
  9. Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, внимание.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Игра «Хлопни в ладоши»

Учитель-логопед: Я буду называть разные слова, а вы хлопайте только на те слова, которые подходят к весне:

 

  • листопад, снегопад, солнышко, ледоход, вьюга, сосулька, оттепель, метель, проталина, мороз, капель, замерзает, тает, пригревает, метёт, журчит, капает.

2. Введение в тему.

Учитель-логопед: Отгадайте загадку:

Не барашек и не кот,Носит шубу круглый год.Шуба серая – для лета,Для зимы – другого цвета (заяц)

Учитель-логопед: Докажите, что это заяц.

(Дети аргументируют свой ответ.)

-Сегодня будем придумывать сказочную историю про зайца и снеговика.

3. Рассматривание картинок, расположение их в нужной последовательности

Учитель-логопед: Рассмотрите картинки и подумайте, что случилось вначале, что – потом, что – в самом конце.

(Детям даётся время рассмотреть картинки, после чего картинки выставляются в нужной последовательности и объясняется выбор.)

4. Рассматривание каждой картины по отдельности, беседа по содержанию, работа над уточнением и активизацией словаря.

1 картина.

Учитель-логопед: Кого вы видите на картинке? (Я вижу на картинке зайчика и снеговика.)

-Откуда взялся снеговик во дворе? (Выслушиваются варианты ответов.)

-Откуда прискакал заяц? Зачем? (Выслушиваются варианты ответов.)

-Что захотелось зайке? (Зайцу захотелось достать морковку.)

-Каким был заяц? (Он был очень голодным.)

-Как вы думаете, что сказал заяц? (Какая длинная морковка. Наверное, она очень вкусная, сладкая! Надо её съесть!)

-Что он сделал? (Заяц подпрыгнул.)

-Удалось ли зайке достать морковку? Почему? (Ему не удалось достать морковку, потому что снеговик был высоким, а заяц маленьким.)

2 картина.

-Что принёс заяц? (Заяц принёс лестницу.)

-Откуда он её мог принести? (Выслушиваются варианты ответов.)

-Что он сделал? (Заяц подставил лестницу к снеговику)

-Расскажите, как заяц доставал морковку. (Он залез на лесенку и стал тянуться лапкой за морковкой.)

-Удалось ли теперь достать ему морковку? Почему? (Заяц и теперь не достал морковку, потому что лесенка была короткой.)

-Что в это время появилось из-за тучи? (В это время из-за тучи появилось солнышко.)

3 картина.

-Почему зайка сел на лесенку? (Он решил подождать, когда выйдет солнышко и снеговик растает.)

-Какой зайка? (Умный, догадливый, хитрый)

-Как светило солнышко? (Солнышко светило всё ярче и ярче.)

-Что случилось со снеговиком? (Он стал таять.)

-Расскажите, как таял снеговик. (Снеговик стал меньше ростом, ручки и нос-морковка у него опустились, снеговик стал грустным.)

4 картина.

-Что случилось со снеговиком? (Снеговик растаял.)

-Почему снеговик растаял? (Солнышко припекало всё сильнее и сильнее.)

-Во что превратился снеговик? (Он превратился в воду.)

-Что от него осталось? (Лесенка, ведро, ветки и морковка.)

-Что сделал заяц? (Заяц сел и стал грызть морковку.)

-Какая была морковка? (Она была сладкой, сочной, хрустящей.)

(Выделенные слова уточняются и проговариваются детьми.)

Физпауза – пантомима «Дети лепят снеговика».

5. Активизация и уточнение словаря.

1. Подбор определяемых слов и глаголов-действий.

Учитель-логопед: Догадайтесь, к кому из героев рассказа относятся слова:

  • Умный, догадливый, хитроглазый, находчивый, длинноухий … (заяц)
  • Грустный, высокий, серо-белый … (снеговик)
  • Лучистое, яркое, весеннее, ласковое … (солнце)

(При трудностях восприятия сложных прилагательных объясняется их смысл, например: хитроглазый – с хитрыми глазами.)

Учитель-логопед: Подберите свои словечки к героям:

-Какой зайка?

-Какое солнышко?

-Какой снеговик?

-Что может делать заяц?

-Что может делать снеговик?

-Что может делать солнышко?

(Совместно с детьми подбирается по 5-6 определений и глаголов-действий.)

2. Конструирование предложений.

-Слова «перепутались», помогите навести порядок:

  • Дети, снеговик, слепить, двор, во;
  • Заяц, лес, выбежать, из;
  • Заяц, морковка, съесть, захотеть;
  • Заяц, подняться, лесенка. По;
  • Солнце, туча, из-за, выглянуть;
  • Лучи, снеговик, растопить;
  • Превратиться, в воду, растаял, снеговик, и;

6. Составление рассказа по цепочке

Образец рассказа:

Однажды дети слепили во дворе снеговика. Он получился высоким, красивым, весёлым. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодным. Заяц увидел у снеговика морковку и сказал: «О-о-о, какая длинная морковка! Наверное, она очень вкусная. Я такой голодный! Надо её съесть». Заяц подпрыгнул, но достать морковку не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким.

Около дома заяц увидел лестницу, принёс её и подставил к снеговику. Он залез на лесенку и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, потому что лесенка была короткой.

В это время из-за тучи появилось солнышко. Заяц был умным, догадливым. Он сел на лесенку и стал ждать, когда снеговик растает. Солнышко светило всё ярче и ярче. Снеговик стал таять. Он стал меньше ростом, руки и нос у него опустились, снеговик стал грустным.

Солнышко припекало всё сильнее и сильнее. Снеговик растаял и превратился в воду. Остались на земле только лесенка, ведро, веточки и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сладкой, сочной, хрустящей.

Итог занятия

Оценивается качество рассказов детей; дети поощряются.

Серия картин «Заяц и морковка»

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Конспект занятия обучение рассказыванию по картине "Заяц на лежбище"(старшая группа).

Конспект занятия обучение рассказыванию по картине « Заяц на лежбище» (старшая группа)

Цель: Учить детей рассказывать о картине « Заяц на лежбище» из серии « Дикие животные», придерживаясь плана.

Воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Материал: Картина « Заяц на лежбище» из серии « Дикие животные» художника Фролова.

Ход занятия

В-ль: Загадываю загадку: « Зимой белый, летом серый»

Дети: Заяц.

В-ль: Задаю детям вопросы: Где живёт заяц? Есть ли у него дом? Как зимует заяц? Чем питается? В какое время суток заяц кормится? Что делает днём? Есть ли у зайца враги? Какие бывают зайцы? Чем отличается заяц беляк от зайца русака? Какие следы у зайца беляка? А какие следы у зайца русака?

Ответы детей.

Показываю детям картину. Задаю вопросы. Какоек время года изображено? Что изобразил художник? Какие деревья вы видите? Какой стоит день? Кто лежит возле маленькой ёлочке? Какой заяц? А чём говорят следы на снегу? Кто ещё находится на поляне? Что делает лиса? Как вы думаете найдет лиса зайца? Какой снег кажется возле деревьев? Как можно назвать картину?

Ответы детей.

Художник Фролов назвал картину « Заяц на лежбище».

Предлагаю детям рассказать что происходит на лесной полянке.

Затем предлагаю образец рассказа.

«Однажды в ясный зимний день лежал заяц- беляк под ёлочкой .Сам большой, пушистый, кончики ушей у зайчика черненькие . Сидит и прислушивается к каждому шороху и треску. В случае опасности надо убежать. Кругом лежит снег, он кажется голубоватым. Деревья стоят в снегу как стражники охраняя поляну. На снегу видны следы зайца ,они большие и круглые. Появилась лиса она нюхает следы.»

Физкультминутка «Зайцу холодно сидеть»

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок.

А затем в присядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Дидактическая игра : « Назови действие».

В-ль: -Заяц что делает?

Дети: (прыгает, бегает, скачет, грызёт, разбегается, прячется, пугается, спасается, бежит, стоит, прислушивается, обгладывает).

Читаю детям стихотворение Берестов « Заичий след».

В лесу недолго до беды,

Но заяц- не простак.

Умей запутывать следы-

Вот так!

Туда, сюда петляет след,

Вперёд, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет.

Прыг- скок!

Итог занятия.

infourok.ru

Иллюстрации И.Ушакова к сборнику русских сказок "Волшебное кольцо" (1960 г.): kid_book_museum

Очередная поездка в детскую библиотеку им. Пушкина нашего города и очередная неожиданная находка - еще одна книга с рисунками И.Ушакова (художника, о котором мы знаем так мало).Мягкая обложка библиотечной книги давно истрепалась, и ее остатки аккуратно приклеены на картонный переплет. Поэтому покажу маленькую фотографию, найденную в Интернете.

Волшебное кольцо: русские сказки / пересказал А.Платонов; под общей редакцией М.Шолохова. - М.: Советская Россия, 1960. - 96 с.

Несколько слов о художнике с сайта "Галерея Леонида Шишкина" (http://www.shishkin-gallery.ru/artist_876.html):"Ушаков Игорь Леонидович (1926-1989). Окончил Московский полиграфический институт, где учился в мастерской А.Д. Гончарова. Работал художником в газетах «Правда», «Советская Россия», «Литературная газета», а также в журналах «Огонек», «Работница» и других. Иллюстрировал и оформлял книги".На этом же сайте можно посмотреть несколько работ И.Ушакова.А знаете ли вы, что он иллюстрировал также "Флаги на башнях" А.Макаренко и книгу "Шахир" В.Бахревского?Для желающих взглянуть - еще две ссылки:http://www.makarenko.edu.ru/flagiill.htmhttp://www.bookgrafik.jino.ru/index.php/ushakov.htmlНо думаю, многие согласятся, что самые удачные книги Ушакова - это сказки и приключения. Убедимся еще раз?

P.S. Вслед за этим постом horoshkovaok составлен очень большой список книг с иллюстрациями И.Ушакова, чрезвычайно любопытный: http://horoshkovaok.livejournal.com/70832.html

kid-book-museum.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта