Картина Баня Зинаиды Серебряковой. Баня картина серебрякова
Описание картины Зинаиды Серебряковой «Баня»
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, урожденная Лансере, родилась в семье известного русского скульптора. Долгое время имение ее семьи являлось центром художественной жизни Санкт-Петербурга. Способность к живописи проявилась у девочки еще в годы обучения в женской гимназии, позже она продолжила образование в художественной школе, а выйдя замуж, уехала во Францию и уже там оттачивала мастерство на написании портретов.
Картина “Баня” написана художницей в 1913 году. Для написания картины были созданы десятки набросков, многие из которых и поныне хранятся в запасниках музеев. При создании полотна наиболее ярко проявился монументальный стиль, использовавшийся художницей в более ранних работах, и проявившийся с особым напряжением и чистотой. Для написания картины использованы золотистые тона, подчеркивающие загорелость, скульптурность и пластику, свойственную женскому телу.
Большую часть полотна занимают обнаженные женские тела. Женщины ничуть не смущены своей наготой, они совершают вполне привычный и даже обыденный процесс омовения. В этом нет ничего таинственного и запретного, но имеется нечто притягательное.
Следуя традициям Венецианова, художница не стремится скрыть природные недостатки, но и не подчеркивает их. С присущей ей любовью к выписыванию портретов, она уделяет особое внимание каждой черточке женского тела. Совершенство представленных деталей было по достоинству оценено зарубежными и российскими критиками. В 1913 году картина “Баня” стала частью выставки “Мир искусства”.
Многие критики полагали, что ни до, ни после Серебряковой, не было в русской живописи художника, способного столь естественно и просто передать красоту женской фигуры. Картина лишена какой-либо пошлости, она передает жизнь и женскую красоту так, как создала ее природа.
opisanie-kartin.com
Репродукция картины "Баня" Зинаиды Серебряковой
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художницы Зинаиды Серебряковой. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Зинаиды Серебряковой на натуральном холсте.
Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году в семье известного скульптора в с.Нескучное. Ее мать в молодости тоже была художником-графиком (она происходила из семьи Бенуа).
Детство и юность Зинаиды провела в Петербурге в доме деда, архитектора Бенуа и в родовом имении Нескучное. Рисовать стала в детстве благодаря своему старшему брату, впоследствии ставшему мастером монументальной живописи и графики, и их дяде, брату матери Александру Бенуа.
После окончания женской гимназии в 1900 году Зина поступила в художественную школу, основанную княгиней Тенишевой.
Первые работы она создает во время поездки в Италию в 1902-1903 годах.
В 1905 году Зинаида влюбляется в своего двоюродного брата Бориса Анатольевича Серебрякова и выходит за него замуж. Родные не одобрили этого брака, и после свадьбы молодые в течение года живут в Париже, где Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер и много пишет с натуры.
По возвращении живут в Нескучном. Зинаиду всегда привлекала работа местных крестьянских девушек в поле, это неоднократно отражалось в ее творчестве.
В 1910 году имя художницы стало широко известно. Своеобразный и неповторимый стиль картин, представленных в экспозициях выставок 1909-1910 годов вызвал у зрителей настоящий восторг.Особенно понравился автопортрет «За туалетом».
Прославили имя Зинаиды Серебряковой и известные картины о крестьянах и прекрасные российские пейзажи, написанные с огромной любовью к Родине. Наиболее значительным произведением считается известная картина «Беление холста» 1916 года, в которой Серебрякова выступает как художник-монументалист.
Во время гражданской войны имение сгорело, в огне погибли все ее работы, от тифа умер муж. На руках Зинаиды остались мать и четверо детей. Не было красок. Картина «Карточный домик» этого периода, где художница изображает своих детей, написана углем и карандашом.
Сначала Художница перебралась в Харьков, устроилась на работу в археологическом музее, но обстоятельства все же вынуждают ее покинуть Россию. Несколько лет Зинаида живет с детьми во Франции. Возможность вернуться появилась только в 20-х годах. Вернувшись, они поселились в бывшей квартире Бенуа в Петрограде. Увлечение дочери Зинаиды балетом послужило созданию многих картин. Художница вместе с дочерью посещала Мариинский театр, где постоянно рисовала.
В 1924 году картины Серебряковой экспонировались на большой выставке изобразительного искусства в Америке, имели успех и были проданы. На вырученные деньги она вновь уезжает в Париж для организации выставки там. Но ей это удалось только в 1927 году.
Москва увидела картины Серебряковой лишь в 1965 году благодаря навещавшим ее в Париже советским художникам Герасимову и Шмаринову, устроившим выставку ее работ.
В 1966 году состоялась выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.
Самой Зинаиде Серебряковой вернуться в Россию так и не удалось.
В 1967 году в Париже Зинаида Серебрякова в возрасте 82 лет скончалась.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям картин Зинаиды Серебряковой не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Баня (картина) Википедия
«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), оконченная в 1913 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге ( Ж-1907). Размер картины — 135 × 174 см[1]. Также употребляется название «В бане»[2]. Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой[3]. Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909, ГТГ), а также картинами «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)[4].
Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове[5][6]. Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8].
Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10].
История[ | код]
Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере) работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах. В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии[7]. 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина[8]. Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге[5]; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной[5][6].
З. Е. Серебрякова. Купальщица (1911, ГРМ)Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»[11][12]. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу[13][14]. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна, изображающего русскую баню[13].
В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры[15]. Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею (холст, масло, 102 × 82,5 см,
ru-wiki.ru
Зинаида Серебрякова «Баня»
1913 г. Холст, масло 135 х 174 см. Государственный Русский музей
Картины Зинаиды Серебряковой:
www.avangardism.ru
Баня (картина) — википедия орг
«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), оконченная в 1913 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге ( Ж-1907). Размер картины — 135 × 174 см[1]. Также употребляется название «В бане»[2]. Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой[3]. Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909, ГТГ), а также картинами «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)[4].
Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове[5][6]. Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8].
Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10].
История
Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере) работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах. В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии[7]. 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина[8]. Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге[5]; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной[5][6].
З. Е. Серебрякова. Купальщица (1911, ГРМ)Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»[11][12]. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу[13][14]. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна, изображающего русскую баню[13].
В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры[15]. Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею (холст, масло, 102 × 82,5 см, Ж-1909)[1]. На этюде изображены шесть женских фигур — две на переднем плане и ещё четыре в глубине[16]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры»; в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы[13]. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года, иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»[8].
В Русском музее также хранятся большие картоны Серебряковой, созданные ею при работе над картиной «Баня»[17]. В этих натурных этюдах, выполненных углём на картоне, художница пытается передать разнообразные позы и движения натурщиц. Значительное внимание она уделяет «светотеневой моделировке форм, облагораживанию пропорций, выявлению плавных „женственных“ линий»[18].
З. Е. Серебрякова. Баня (этюд, 1912, ГРМ)Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была — крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере — Серебряковых[5][19]. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»[6]. Остальные натурщицы были выбраны из девушек, которые служили домработницами в знакомых семьях[5]. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения, и вообще подразумевалась деревенская баня — по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»[20].
Работа над основным вариантом картины «Баня» была закончена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8]. Картина поступила в Государственный Русский музей в 1937 году от коллекционера [1].
Впоследствии картина «Баня» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на экспозициях «Зинаида Серебрякова. „Обнажённые“» (октябрь — ноябрь 2007 года)[14][21] и «Неоклассицизм в России» (октябрь 2008 года — январь 2009 года), организованных в корпусе Бенуа Русского музея[22]. Она также была одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи[23].
Описание
В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. На полотне изображены одиннадцать молодых женщин[16]. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное, изученное в натуре, и черты искомого идеала»[5].
З. Е. Серебрякова. Баня (эскиз, бумага, акварель, белила, 15,8 × 22,7 см, 1912—1913, Петергоф)Особое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел»[24]. Женские фигуры показаны в разных позах и ракурсах, плотно заполняя собой пространство полотна[25]. Они занимаются обычными делами — моют головы, несут воду, обливаются из шаек, выжимают волосы, сидят на полках, некоторые погружены в созерцание, но, несмотря на обыденность их действий, «мнится, что изображён торжественный ритуал»[26]. При переходе от переднего к заднему плану размеры фигур постепенно уменьшаются, создавая иллюзию пространственной глубины[25].
При расстановке женских фигур центральной группы используется треугольная схема, которая позволяет расположить их так, чтобы они не заслоняли друг друга. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены» — такой приём был характерен для живописи начала XX века[27]. Сильные, красивые женщины, изображённые на переднем плане, хорошо освещены и, насколько это возможно, приближены к зрителю. Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»[3].
Искусствовед Алексей Савинов, обсуждая эту картину, отмечал, что, при всей правдивости, полная точность не была главной целью Серебряковой — «в воздухе нет пара, помещение деревенской бани неоправданно велико, тела обливающихся водой девушек остаются сухими». Савинов полагал, что художница использовала этот сюжет, чтобы показать обнажённые женские фигуры при различных движениях и поворотах[2].
Отзывы
Искусствовед Сергей Эрнст, автор первой монографии о Серебряковой[28], писал, что в картине «Баня», законченной художницей в 1913 году, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела, и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9].
А. Г. Венецианов. Купальщицы (холст, масло, 52 × 36 см, 1829, ГРМ)Искусствовед Алексей Савинов писал, что в начале XX века в русской живописи часто можно было встретить наготу на картинах, но во многих случаях она выглядела либо соблазнительно до пошлости, либо идеализированно до безразличия. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает — «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности, их нагота здорова и спокойна». По его словам, сильные фигуры девушек, изображённых на картине, и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица — «милые, иногда курносые и скуластые» — свидетельствуют об их независимости и скромности[29].
В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10]. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова — в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году[30]. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов — он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»[20]. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»[31].
В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой, искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Именно отсюда, по её мнению, и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Женские фигуры, изображённые на полотне, неподвижны, они замерли в достаточно условных позах, и такое отсутствие движения делает эту картину похожей на панно[32].
Примечания
- ↑ 1 2 3 Каталог ГРМ, 1980, с. 297.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 23.
- ↑ 1 2 Е. В. Ефремова, 2006, с. 41.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 7.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 В. П. Князева, 1979, с. 81.
- ↑ 1 2 3 А. А. Русакова, 2008, с. 187.
- ↑ 1 2 3 Е. В. Ефремова, 2006, с. 94.
- ↑ 1 2 3 4 А. А. Русакова, 2008, с. 218.
- ↑ 1 2 С. Р. Эрнст, 1922, с. 19.
- ↑ 1 2 В. П. Князева, 1979, с. 85.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 53—54.
- ↑ З. Е. Серебрякова, 1987, с. 204.
- ↑ 1 2 3 В. П. Князева, 1979, с. 76.
- ↑ 1 2 Зинаида Серебрякова. Обнажённые. 11 октября 2007 — 26 ноября 2007 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 29 июня 2017.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 78.
- ↑ 1 2 А. А. Русакова, 2008, с. 54.
- ↑ Н. Н. Александрова, 2001, с. 17.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 79.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 73.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 24.
- ↑ Вероника Чернышёва. О русском «ню» в Русском музее (HTML). Независимая газета — www.ng.ru (19 октября 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ Неоклассицизм в России. 23 октября 2008 — 15 января 2009 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 1 июля 2017.
- ↑ Жанна Васильева. Нездешний век. В Третьяковской галерее открылась ещё одна громкая выставка (HTML). Российская газета — rg.ru (4 апреля 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 55.
- ↑ 1 2 Е. Ф. Петинова, 2001, с. 319.
- ↑ XX век в Русском музее, 2008, с. 102.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 81—82.
- ↑ Владимир Воропанов. Сергей Эрнст — первый вологодский искусствовед (HTML). Красный Север — www.krassever.ru (1 января 2009). Проверено 6 июля 2018. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ А. Н. Савинов, 1973, с. 23—24.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 82.
- ↑ М. Ю. Боде. Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония (HTML). The Art Newspaper — www.theartnewspaper.ru (3 апреля 2017). Проверено 30 июня 2017.
- ↑ А. М. Амшинская, 1985.
Литература
- Зинаида Серебрякова. — М.: Белый город, 2001. — 48 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0290-1.
- Зинаида Серебрякова. К 100-летию со дня рождения // Искусство. — 1985. — Вып. 2. — С. 58—64.
- Зинаида Серебрякова. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.
- Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 256 с.
- Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
- Зинаида Серебрякова. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 227 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03108-1.
- Савинов А. Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Художник РСФСР, 1973. — 54 с.
- Эрнст С. Р. З. Е. Серебрякова. — Пг.: Аквилон, 1922. — 31 с.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Зинаида Серебрякова: письма, современники о художнице / В. П. Князева. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 301 с.
- XX век в Русском музее / . — СПб.: Palace Editions, 2008. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-287-0.
Ссылки
www-wikipediya.ru
Баня (картина)
Состояние | отпатрулирована |
Зинаида Серебрякова |
Баня 1913 |
Холст, масло 135 × 174 см |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой 1884—1967, оконченная в 1913 году Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге инв Ж-1907 Размер картины — 135 × 174 см1 Также употребляется название «В бане»2 Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой3 Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» 1909, ГТГ, а также картинами «Жатва» 1915, ОХМ и «Беление холста» 1917, ГТГ4
Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове56 Работа над картиной была завершена осенью 1913 года После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года78
Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение» Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»9 По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»10
Содержание
- 1 История
- 2 Описание
- 3 Отзывы
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Историяправить
Зинаида Серебрякова урождённая Лансере работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии7 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина8 Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге5; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной56
З Е Серебрякова Купальщица 1911, ГРММного лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»1112 Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ, для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу1314 После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна, изображающего русскую баню13
В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры15 Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею холст, масло, 102 × 82,5 см, инв Ж-19091 На этюде изображены шесть женских фигур — две на переднем плане и ещё четыре в глубине16 По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры»; в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы13 Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года, иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»8
В Русском музее также хранятся большие картоны Серебряковой, созданные ею при работе над картиной «Баня»17 В этих натурных этюдах, выполненных углём на картоне, художница пытается передать разнообразные позы и движения натурщиц Значительное внимание она уделяет «светотеневой моделировке форм, облагораживанию пропорций, выявлению плавных „женственных“ линий»18
З Е Серебрякова Баня этюд, 1912, ГРМОдной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко — крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере — Серебряковых519 В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»6 Остальные натурщицы были выбраны из девушек, которые служили домработницами в знакомых семьях5 По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения, и вообще подразумевалась деревенская баня — по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»20
Работа над основным вариантом картины «Баня» была закончена осенью 1913 года После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года78 Картина поступила в Государственный Русский музей в 1937 году от коллекционера Григория Гринштейна1
Впоследствии картина «Баня» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на экспозициях «Зинаида Серебрякова „Обнажённые“» октябрь — ноябрь 2007 года1421 и «Неоклассицизм в России» октябрь 2008 года — январь 2009 года, организованных в корпусе Бенуа Русского музея22 Она также была одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи23
Описаниеправить
В отличие от первого варианта этюда, в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат На полотне изображены одиннадцать молодых женщин16 По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции» В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное, изученное в натуре, и черты искомого идеала»5
З Е Серебрякова Баня эскиз, бумага, акварель, белила, 15,8 × 22,7 см, 1912—1913, ПетергофОсобое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел»24 Женские фигуры показаны в разных позах и ракурсах, плотно заполняя собой пространство полотна25 Они занимаются обычными делами — моют головы, несут воду, обливаются из шаек, выжимают волосы, сидят на полках, некоторые погружены в созерцание, но, несмотря на обыденность их действий, «мнится, что изображён торжественный ритуал»26 При переходе от переднего к заднему плану размеры фигур постепенно уменьшаются, создавая иллюзию пространственной глубины25
При расстановке женских фигур центральной группы используется треугольная схема, которая позволяет расположить их так, чтобы они не заслоняли друг друга В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены» — такой приём был характерен для живописи начала XX века27 Сильные, красивые женщины, изображённые на переднем плане, хорошо освещены и, насколько это возможно, приближены к зрителю Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»3
Искусствовед Алексей Савинов, обсуждая эту картину, отмечал, что, при всей правдивости, полная точность не была главной целью Серебряковой — «в воздухе нет пара, помещение деревенской бани неоправданно велико, тела обливающихся водой девушек остаются сухими» Савинов полагал, что художница использовала этот сюжет, чтобы показать обнажённые женские фигуры при различных движениях и поворотах2
Отзывыправить
Искусствовед Сергей Эрнст, автор первой монографии о Серебряковой28, писал, что в картине «Баня», законченной художницей в 1913 году, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение» Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела, и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур» По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»9
А Г Венецианов Купальщицы холст, масло, 52 × 36 см, 1829, ГРМИскусствовед Алексей Савинов писал, что в начале XX века в русской живописи часто можно было встретить наготу на картинах, но во многих случаях она выглядела либо соблазнительно до пошлости, либо идеализированно до безразличия Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает — «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности, их нагота здорова и спокойна» По его словам, сильные фигуры девушек, изображённых на картине, и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица — «милые, иногда курносые и скуластые» — свидетельствуют об их независимости и скромности29
В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»10 Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова — в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году30 Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов — он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»20 Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню», называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»31
В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой, искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни» Именно отсюда, по её мнению, и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела» По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость Женские фигуры, изображённые на полотне, неподвижны, они замерли в достаточно условных позах, и такое отсутствие движения делает эту картину похожей на панно32
Примечанияправить
- ↑ 1 2 3 Каталог ГРМ, 1980, с 297
- ↑ 1 2 А Н Савинов, 1973, с 23
- ↑ 1 2 Е В Ефремова, 2006, с 41
- ↑ В П Князева, 1979, с 7
- ↑ 1 2 3 4 5 6 В П Князева, 1979, с 81
- ↑ 1 2 3 А А Русакова, 2008, с 187
- ↑ 1 2 3 Е В Ефремова, 2006, с 94
- ↑ 1 2 3 4 А А Русакова, 2008, с 218
- ↑ 1 2 С Р Эрнст, 1922, с 19
- ↑ 1 2 В П Князева, 1979, с 85
- ↑ А А Русакова, 2008, с 53—54
- ↑ З Е Серебрякова, 1987, с 204
- ↑ 1 2 3 В П Князева, 1979, с 76
- ↑ 1 2 Зинаида Серебрякова Обнажённые 11 октября 2007 — 26 ноября 2007 HTML Государственный Русский музей — rusmuseumru Проверено 29 июня 2017
- ↑ В П Князева, 1979, с 78
- ↑ 1 2 А А Русакова, 2008, с 54
- ↑ Н Н Александрова, 2001, с 17
- ↑ В П Князева, 1979, с 79
- ↑ А А Русакова, 2008, с 73
- ↑ 1 2 А Н Савинов, 1973, с 24
- ↑ Вероника Чернышёва О русском «ню» в Русском музее HTML Независимая газета — wwwngru 19 октября 2017 Проверено 24 июня 2017
- ↑ Неоклассицизм в России 23 октября 2008 — 15 января 2009 HTML Государственный Русский музей — rusmuseumru Проверено 1 июля 2017
- ↑ Жанна Васильева Нездешний век В Третьяковской галерее открылась ещё одна громкая выставка HTML Российская газета — rgru 4 апреля 2017 Проверено 24 июня 2017
- ↑ А А Русакова, 2008, с 55
- ↑ 1 2 Е Ф Петинова, 2001, с 319
- ↑ XX век в Русском музее, 2008, с 102
- ↑ В П Князева, 1979, с 81—82
- ↑ Владимир Воропанов Сергей Эрнст — первый вологодский искусствовед HTML Красный Север — wwwkrasseverru 1 января 2009 Проверено 29 июня 2017
- ↑ А Н Савинов, 1973, с 23—24
- ↑ В П Князева, 1979, с 82
- ↑ М Ю Боде Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония HTML The Art Newspaper — wwwtheartnewspaperru 3 апреля 2017 Проверено 30 июня 2017
- ↑ А М Амшинская, 1985
Литератураправить
- Александрова Н Н Зинаида Серебрякова — Москва: Белый город, 2001 — 48 с — Мастера живописи — ISBN 5-7793-0290-1
- Амшинская А М Зинаида Серебрякова К 100-летию со дня рождения // Искусство — 1985 — Вып 2 — С 58—64
- Ефремова Е В Зинаида Серебрякова — М: Арт-Родник, 2006 — 96 с — Малая серия искусств — ISBN 5-9561-0176-8
- Князева В П Зинаида Евгеньевна Серебрякова — М: Изобразительное искусство, 1979 — 256 с
- Петинова Е Ф Русские художники XVIII — начала XX века — СПб: Аврора, 2001 — 345 с — ISBN 978-5-7300-0714-7
- Русакова А А Зинаида Серебрякова — М: Молодая гвардия, 2008 — 227 с — Жизнь замечательных людей — ISBN 978-5-235-03108-1
- Савинов А Н Зинаида Евгеньевна Серебрякова — М: Художник РСФСР, 1973 — 54 с
- Эрнст С Р З Е Серебрякова — Пг: Аквилон, 1922 — 31 с
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века каталог — Л: Аврора и Искусство, 1980 — 448 с
- Зинаида Серебрякова: письма, современники о художнице / В П Князева — М: Изобразительное искусство, 1987 — 301 с
- XX век в Русском музее / А В Лакс — СПб: Palace Editions, 2008 — 392 с — ISBN 978-5-93332-287-0
Ссылкиправить
- Серебрякова Зинаида Евгеньевна — Баня, 1913 HTML wwwart-catalogru Проверено 21 июня 2017
- Зинаида Евгеньевна Серебрякова — Баня, 1913 HTML wwwrodonorg Проверено 1 июля 2017
|
Баня (картина) Информация о
Баня (картина)Баня (картина) Баня (картина) Просмотр темы.Баня (картина) что, Баня (картина) кто, Баня (картина) объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
WikiZero - Баня (картина)
Open wikipedia design.
«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), оконченная в 1913 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге ( Ж-1907). Размер картины — 135 × 174 см[1]. Также употребляется название «В бане»[2]. Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой[3]. Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909, ГТГ), а также картинами «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)[4].
Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове[5][6]. Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8].
Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10].
Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере) работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах. В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии[7]. 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина[8]. Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге[5]; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной[5][6].
З. Е. Серебрякова. Купальщица (1911, ГРМ)Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»[11][12]. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу[13][14]. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна, изобража
www.wikizero.com