Альтман Натан Исаевич(1889-1970). Картины натан альтман
Картины, описание картин — Альтман, Натан Исаевич
Альтман – советский художник-аванга рдист, из тех, что не признавали никакие каноны, использовали дикое смешение жанров, ради цели – передачи настроение, ощущения, события – пренебрегали всем остальным.«Анна Ахматова» его кисти, не смотря на то, что признавалась всеми самым неприятным из её портретов, между тем находила безошибочное узнавание и у родных, и у друзей. Дочь Ахматовой пишет, что хотя ей куда больше нравится другой портрет матери, где она выглядит более нежной и лиричной, а от кубизма нет и следа, портрет Альтмана лучше передает то, чем она была в те годы.В портрете много острых углов, нарушенной перспективы. Ахматова сидит в кресле, закинув ногу за ногу, выпирает острое колено, жесткими складками спускается к туфлям темно-синие платье, руки сложены на животе, спадает с локтей желтая шаль. Фон – предельно обобщенный, какие-то острые грани, парадоксальным образом напоминающие о цветах, серый пол, деревянная скамеечка под ногами. По всей позе, по манере письма вырисовывается жесткая, непримиримая женщина с горящим пламенем внутри.Вся она выпирает острыми углами – не потому что так велит кубизм (другие работы Альтмана не столь угловаты) – а потому что в этом её суть. Вечно репрессированна я, вечно не издаваемая, потерявшая двух мужей, Ахматова готова колоться острыми углами, отражая любое нападение, огрызаясь на любого врага.Однако если в позе её чувствуется настороженность , почти враждебность, лицо вовсе разбивает это ощущение. Ахматова смотрит чуть в сторону, и на губах у неё – странно нежная для такого угловатого, строгого лица улыбка. Словно выглянуло изнутри тщательно охраняемое пламя, словно проглянуло сквозь тучи солнце, словно нечто, лелеемое, оберегаемое, сочло возможным показаться на мгновение и мгновение это было тотчас же мастерски поймано и перенесено на бумагу.
www.art-drawing.ru
Альтман Натан Исаевич — Art-Salon
Альтман Натан Исаевич(1889-1970)
Родившийся в провинции и рано лишившийся отца, Н. И. Альтман всего достиг собственными силами и благодаря таланту. Учился он в Одесском художественном училище (1902-07), но оставил его, не удовлетворенный преподаванием, и вернулся в Винницу, где начал работать самостоятельно.
В конце 1910 г. он сумел съездить в Париж и пробыл там всего одиннадцать месяцев, но полученных впечатлений ему оказалось достаточно, чтобы завершить профессиональное становление и определить свой путь в искусстве. Феноменальная природная чуткость позволяла Альтману быстро подхватывать и органично усваивать актуальные художественные идеи своего времени, а редко встречающийся врожденный профессионализм — тотчас воплощать эти идеи в безукоризненно артистичной и элегантной, легко воспринимаемой форме, к какой бы области творчества он ни обращался.
В конце 1912 г. молодой художник перебрался в Петербург, где, своеобразно применяя приемы недавно зародившегося во Франции кубизма, за короткое время стал одним из наиболее заметных живописцев. Знаменитый «Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой» (1914) упрочил его известность. Столь же успешными были его опыты в скульптуре («Автопортрет», 1916), графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии (пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов», 1916).
После Октябрьской революции Альтман, как большинство художников «левого» направления, развил кипучую общественную деятельность и сам продуктивно трудился: исполнил ряд скульптурных работ, занимался промышленной графикой (эскизы почтовых марок), создал получивший известность проект праздничного оформления площади Урицкого (Дворцовой) в Петрограде к 7 ноября 1918 г., сделал серию выразительных портретных зарисовок В. И. Ленина, изданных тогда же альбомом и ставших популярными.
Приемы внимательно изученного и мастерски примененного супрематизма он использовал в цикле беспредметных картин: «Петрокоммуна», «Материальный подбор», «Россия. Труд» и др. (1919-21). Но в последующие годы он сосредоточил свои усилия на графике — станковой (серия портретов современных писателей, 1926-27) и книжной, в которой быстро сумел выработать собственный острый, запоминающийся стиль.
Особенно же плодотворной была его деятельность в театре. Работа с выдающимся режиссером Е. Б. Вахтанговым над историческим спектаклем по пьесе Ан-ского «Гадибук» (театр-студия «Габима», 1921) и затем сотрудничество с ГОСЕТом («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1922; «Женитьба Труадека» по пьесе Ж. Ромена, 1927, и др.) создали ему репутацию крупного театрального художника.
Весной 1928 г. Альтман выехал с театром на гастроли в Европу и после окончания гастролей остался во Франции. Ознакомление с процессами, происходившими в современном французском искусстве, побудило его вернуться к живописи. Художник написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых он тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. При этом Альтман по-прежнему был мастером на все руки: отлично оформил несколько детских книг, подготовил очень интересные иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя (1933-34, изданы в 1937) и серию литографий на темы Ветхого Завета, а также занимался дизайном и оформлением интерьеров.
Вернувшись на родину в 1935 г., Альтман попал в тяжелую политическую обстановку идеологического давления и разворачивающегося террора. Его живопись настолько не отвечала критериям внедряемого социалистического реализма, что он был вынужден вообще оставить ее и заниматься только сценографией и книжной графикой, где определенная специфика работы в какой-то мере позволяла избегать идеологических придирок и быть менее заметным. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами (ГБДТ — «Король Лир», 1941; Театр драмы им. А С. Пушкина — «Отелло», 1944, «Гамлет», 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. В последние годы жизни Альтман создал несколько станковых живописных композиций по мотивам прежних театральных эскизов.
art.batato.ru
Альтман Натан Исаевич - выдающийся художник-авангардист: энциклопедия интернет-аукциона антиквариата ARTLOT24
Альтман Натан Исаевич
выдающийся художник-авангардист
Альтман Натан Исаевич (1889-1970) – знаменитый художник, модернист, живописец, скульптор, театральный декоратор, автор графических серий, мастер портрета. Альтман принадлежал к знаменитой плеяде мастеров русского авангарда, дружил со знаменитыми поэтами Серебряного века. Участвовал в выставках таких известных художественных объединений, как «Бубновый валет», «Мир искусства» и «Союз молодежи».
Н.И. Альтман родился в 1889 году в старинном городе Виннице. В 1907 году окончил художественное училище в Одессе. Натан учился сразу на двух отделениях у талантливых педагогов. Живопись преподавали К.К. Костанди и Г.А. Лодыженский, а скульптуру – Л.Д. Иорини и И.И. Мармонэ.
После 1910 года Н. Альтман едет за художественным опытом в Париж, который был центром авангардных течений. Натан погружается в бурную художественную жизнь, знакомится с французскими современными художниками и поэтами, попадает в творческую среду. Здесь он впервые встречает Анну Ахматову, знакомство с которой станет залогом дружбы на долгие годы.
В Париже Альтман находит и много художников-соотечественников: М. Шагала, Д. Штенберга, А. Архипенко, О. Цадкина. Друзья объединяются в совместном творчестве, обсуждают работы друг друга, в поисках выразительности художественного языка бесконечно экспериментируют. Альтман находится в поисках себя, много работает, ходит по музеям, штудирует старых мастеров и посещает «Свободную русскую Академию» в Париже. Альтман увлекается кубизмом, в то же время ему интересна экспрессия испанских классиков, изучает архаичные памятники. Он «переболел» импрессионизмом и фовизмом, большое влияние на творчество Альтмана оказал Пикассо. У Н. Альтмана наметился свой путь в искусстве, он не хотел быть ни на кого похожим и отрешился от каких-либо традиций, желая сохранить свою индивидуальность.
После Парижа он не хочет оставаться в Виннице и стремится в Петербург. Альтман осваивает ремесло художника по вывескам, получает диплом мастера и в 1912 году едет в Петербург, устраивается в мастерскую по изготовлению витражей. Художник не задерживается в городе на Неве, в поисках впечатлений, общения с друзьями-художниками он постоянно курсирует между Петербургом, Парижем, Москвой и Винницей, он всегда там, где кипит художественная жизнь.
Одну из первых своих значительных серий Альтман создает в 1913 году. Так называемая «Еврейская графика» включает в себя полуфантастические анималистические мотивы, великолепно сочетаясь с орнаментами и шрифтами, уже в этих работах проявляется яркий альтмановский стиль. Он участвует почти во всех авангардных выставках, занимается иллюстрацией книг, находится в центре художественной жизни и становится все более популярным. Альтман был очень талантлив и очень общителен, имел привлекательную, яркую внешность и умел расположить к себе.
Н. Альтман вошел в круг художников и поэтов так называемого «еврейского ренессанса». Интерес к мотивам иудейского искусства был характерен для предреволюционного периода, объединившего много талантливых людей. В 1916 году было основано «Еврейское общество поощрения художеств», одним из организаторов которого был Альтман. В этом ключе художник исполнил несколько циклов работ. К «еврейской графике» добавились работы из серии «Картинки Натана Альтмана», датируемые 1914-1916 годами, а также он оформляет «Сборники Сафрут».
artlot24.ru
Родившийся в провинции и рано лишившийся отца, Н. И. Альтман всего достиг собственными силами и благодаря таланту. Учился он в Одесском художественном училище (1902-07), но оставил его, не удовлетворенный преподаванием, и вернулся в Винницу, где начал работать самостоятельно. В конце 1910 г. он сумел съездить в Париж и пробыл там всего одиннадцать месяцев, но полученных впечатлений ему оказалось достаточно, чтобы завершить профессиональное становление и определить свой путь в искусстве. Феноменальная природная чуткость позволяла Альтману быстро подхватывать и органично усваивать актуальные художественные идеи своего времени, а редко встречающийся врожденный профессионализм - тотчас воплощать эти идеи в безукоризненно артистичной и элегантной, легко воспринимаемой форме, к какой бы области творчества он ни обращался. В конце 1912 г. молодой художник перебрался в Петербург, где, своеобразно применяя приемы недавно зародившегося во Франции кубизма, за короткое время стал одним из наиболее заметных живописцев. Знаменитый "Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой" (1914) упрочил его известность. Столь же успешными были его опыты в скульптуре ("Автопортрет", 1916), графике (цикл "Еврейская графика" по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии (пьеса "Чудо святого Антония" М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе "Привал комедиантов", 1916). После Октябрьской революции Альтман, как большинство художников "левого" направления, развил кипучую общественную деятельность и сам продуктивно трудился: исполнил ряд скульптурных работ, занимался промышленной графикой (эскизы почтовых марок), создал получивший известность проект праздничного оформления площади Урицкого (Дворцовой) в Петрограде к 7 ноября 1918 г., сделал серию выразительных портретных зарисовок В. И. Ленина, изданных тогда же альбомом и ставших популярными. Приемы внимательно изученного и мастерски примененного супрематизма он использовал в цикле беспредметных картин: "Петрокоммуна", "Материальный подбор", "Россия. Труд" и др. (1919-21). Но в последующие годы он сосредоточил свои усилия на графике - станковой (серия портретов современных писателей, 1926-27) и книжной, в которой быстро сумел выработать собственный острый, запоминающийся стиль. Особенно же плодотворной была его деятельность в театре. Работа с выдающимся режиссером Е. Б. Вахтанговым над историческим спектаклем по пьесе Ан-ского "Гадибук" (театр-студия "Габима", 1921) и затем сотрудничество с ГОСЕТом ("Уриэль Акоста" К. Гуцкова, 1922; "Женитьба Труадека" по пьесе Ж. Ромена, 1927, и др.) создали ему репутацию крупного театрального художника. Весной 1928 г. Альтман выехал с театром на гастроли в Европу и после окончания гастролей остался во Франции. Ознакомление с процессами, происходившими в современном французском искусстве, побудило его вернуться к живописи. Художник написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых он тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. При этом Альтман по-прежнему был мастером на все руки: отлично оформил несколько детских книг, подготовил очень интересные иллюстрации к "Петербургским повестям" Н. В. Гоголя (1933-34, изданы в 1937) и серию литографий на темы Ветхого Завета, а также занимался дизайном и оформлением интерьеров. Вернувшись на родину в 1935 г., Альтман попал в тяжелую политическую обстановку идеологического давления и разворачивающегося террора. Его живопись настолько не отвечала критериям внедряемого социалистического реализма, что он был вынужден вообще оставить ее и заниматься только сценографией и книжной графикой, где определенная специфика работы в какой-то мере позволяла избегать идеологических придирок и быть менее заметным. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами (ГБДТ - "Король Лир", 1941; Театр драмы им. А С. Пушкина - "Отелло", 1944, "Гамлет", 1954), эскизы костюмов к кинофильму "Дон-Кихот" (1955), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. В последние годы жизни Альтман создал несколько станковых живописных композиций по мотивам прежних театральных эскизов. Работы художника |
petroart.ru
Художник Натан Альтман. Биография. Картины
Художнику Натану Альтману, посетившему в двадцатилетнем возрасте Париж, достаточно было одиннадцати месяцев проведенных там, чтобы определиться с выбором творческого пути, а также завершить свое профессиональное становление.
Жизнь и путь в искусстве для русского живописца Натана Исаевича Альтмана поначалу складывались непросто. Родился он 10 (22) декабря 1889 в Виннице, в довольно обеспеченной семье торговца, но в четырехлетнем возрасте остался без отца, умершего от туберкулеза, а затем и без матери, сбежавшей за границу от нужды и страха погромов. Все заботы о воспитании мальчика легли на плечи бабушки. Уже в юности ощутив, что без живописи его жизнь может превратиться в бесцельное существование, Натан не спасовал перед окружившими его неурядицами, и в 1902 поступил в Одесское художественное училище, где одновременно начал заниматься на двух отделениях: живописном и скульптурном.
Не сумев совладать с внутренними противоречиями, «восставшими» против системы преподавания в учебном заведении, Альтман в 1907 прекращает учебу, не теряя веры в свои силы.
В конце 1910 осуществилась заветная мечта художника – поездка в Париж, позволившая Альтману не только продолжить художественное образование, но и встретиться с такими же как и он, энергичными экспериментаторами от искусства, чуть ли не ежедневно открывающими новые направления в живописи. Молодые авангардисты, в числе которых Марк Шагал, Давид Штеренберг, Хаим Сутин, во многом способствовали тому, что Альтман, увлекся модернизмом. Также в этот сложный период творческих поисков, художник не мог не попасть под очарование импрессионизма, а затем и фовизма. Нет подтверждения, состоялось ли в эти годы знакомство Альтмана с Ахматовой, но знаменитый портрет поэтессы появился позже.
За время недолгого пребывания в Париже, трудолюбивый живописец много работает, отдавая предпочтение портретам и пейзажам. Кроме обучения в «Свободной русской Академии», Альтман много времени проводил в музеях, занимаясь копированием работ великих мастеров (Веласкес, Эль-Греко).
После Парижа, который художник покинул в 1911, он снова вынужден обосноваться в Виннице, продолжая плодотворно трудиться, а палитра его работ довольно разноплановая: печальное произведение «Еврейские похороны», сюжет которого связан со смертью его деда; «Винница в карикатурах» – едкое высмеивание своих земляков.
В 1912 Альтман становится владельцем диплома ремесленника, что позволяет ему поселиться в Петербурге, городе с бурлящей, и так обожаемой им богемной жизнью, «пропуск» в которую для обычного провинциального еврея добывается с трудом. Этот город он будет покидать довольно часто, иногда надолго, но именно здесь он состоялся как художник с индивидуальным почерком.
Использование приемов кубизма, совершенно нового для России стиля, да и для самой его родоначальницы – Франции, позволили Альтману быстро стать знаменитым в поэтических салонах и заведениях, наполненных богемной публикой. В 1913 в «Бродячей собаке» – одном из таких артистических подвалов, художник встретил Анну Ахматову, в результате чего появился дружеский шарж, выполненный одним росчерком; знаменитый портрет поэтессы будет написан Альтманом в 1914, и на нем Ахматова запечатлена в несвойственном ей образе, но так положительно всеми воспринятом.
Участие в основании «Еврейского общества поощрения художеств», а также во всевозможных выставках, где экспонировались произведения авангардистов, заказы от известных поэтов на оформление книг, работа над театральными декорациями, – Натан Альтман везде востребован, ему кругом рады.
Революция 1917 принесла художнику не только долгожданную радость, связанную с его мечтами о свободной России, но и участие в новых проектах, где воспевалась большевистская власть и ее вожди. Альтман выполняет скульптурный проект Ленина; создает эскиз флага РСФСР; ему доверяют писать портреты видных партийных деятелей.
В 1928 художник в составе Еврейского театра уезжает за границу, но после окончания гастролей принимает решение остаться в Париже. Здесь он не изменяет своему принципу – постоянная и напряженная работа. «Вспомнил» и про живопись, создавая пейзажи и натюрморты в традициях импрессионизма, но в своеобразной манере.
Возвращение на родину в 1935 принесло чувство тревоги и внутреннего молчаливого протеста, что было вызвано гнетущей атмосферой в стране, поэтому с живописью пришлось расстаться из-за ее крайнего несоответствия идеалам рабоче-крестьянского искусства.
После войны Альтман возвращается из эвакуации в Ленинград, и занимается книжными иллюстрациями, а также оформляя спектакли.
Во время хрущевской «оттепели» у художника состоялась персональная выставка (1969), имевшая небывалый успех, но период «послабления» был коротким. Все же публика не забывала талантливого мастера, и не утратила интереса к его работам, – в 1977 в Москве прошла его следующая выставка, но уже посмертная.
Умер Натан Альтман 12 декабря 1970 в Ленинграде, похоронен в Комаровском Некрополе; рядом с могилой художника находится могила Анны Ахматовой, почившей четырьмя годами ранее.
Картины художника Альтмана Н.И.
mail.avangardism.ru