Вдохновения Игоря Эммануиловича Грабаря. Грабарь картина хризантемы


Описание картины Игоря Грабаря «Хризантемы»

24.01.2015

Свой самый известный натюрморт «Хризантемы» Игорь Грабарь написал вскоре после продолжительного путешествия по Европе – в 1905 г. Видимо, поэтому картина выполнена в стиле импрессионизма, который к тому времени еще мало был распространен в России. Как говорил сам Грабарь, картину он писал очень долго – целый месяц, хотя обычно на такую работу уходила неделя. Одновременно в картине отразилось и увлечение художником японской гравюрой, для которой характерна лаконичность. Да и сами цветы – символ этой восточной страны. Картины импрессионистов интересны тем, что нет четко выписанных очертаний предметов, но они проступают в воображении зрителя, находящегося на определенном расстоянии. В "Хризантемах" наблюдается тот же эффект. Совершенно нечеткие формы посуды, ваз, цветов приобретают привычные для восприятия формы.

В зависимости от выбранной точки просмотра картины, в поле зрения попадает то лишь одно яркое пятно букетов хризантем, то весь интерьер комнаты вместе со столом и просматривающимися за окнами солнечными бликами. Наложенные мазками краски создают ощущение объемности. За счет этого рельефнее проступают шапки свежесрезанных сочных цветов, мягкость белоснежной скатерти, небрежно брошенного полотенца. Проникающий из окон свет рассыпается искрами на хрустале, падает едва заметными тенями на скатерть. Его голубизна преломляется на головках желтых хризантем, делая их чуточку зеленоватыми. В картине преобладают оттенки голубого, которые передают свежесть цветов и их осенний горьковатый аромат. Главным действующим лицом в картинах Грабаря всегда выступает свет. Кажется, что он проникает в каждую точку картины, оставляя на ней свой особенный отпечаток. Рамки картины пропадают, а изображение становится частью реальности.

8-poster.ru

Описание картины Игоря Грабаря «Хризантемы» Картины художников

Описание картины Игоря Грабаря «Хризантемы»

Грабарь развивает в 20 веке столь популярный в 19 столетии достаточно традиционный жанр натюрморта. В его картине «Хризантемы» своеобразным образом соединяется несколько разных жанров.

Главное – та точка зрения, которой придерживается зритель в тот или иной момент. Когда мы рассматриваем пейзаж достаточно близко, то видим лишь крупные цветы. Но при изменении точки зрения, когда на натюрморт смотрим как бы издали, становятся видны и другие детали интерьера. Привычные границы жанра мастерски размыты цветописью импрессионистского характера. Все изображение словно состоит из одной субстанции.

Картина написана в 1905 году. Важно, что создано это великолепное творение в интерьере яркого света. Все предметы словно пушистые. Если рассматривать рельефную живопись вблизи, то кажется, что она — целые невероятные по красоте россыпи теней и

словно сказочных бликов. Если же немного отдалить картину и смотреть на нее со стороны, то ее немедленно наполняют чудесные переливы великолепного перламутра.

Хризантемы ярко-желтого цвета в синеватом свете, который на них падает, причудливым образом меняют свой цвет. Кажется, что цвет становится совершенно иным, приобретая некий зеленоватый оттенок.

Грабарь своими великолепными натюрмортами открыл совершенно новое понимание этого, казалось бы, традиционного жанра. Его трактовка абсолютно новая. Он не просто изображает предметы, но и умело играет светом и тенью, использует всю силу красок и света. В итоге мы видим не просто натюрморты, а нечто большее. Границы творений чудесным образом раздвигаются. Картины наполняются новым содержанием и иным звучанием.

Важно, что во всех работах Грабаря импрессионистского жанра всегда торжествует свет. Он господствует над всем, озаряя все вокруг и проникая в детали, создавая совершенно новые ощущения.

Прислал: Fluffy . 2017-10-08 21:41:45

opisanie-kartin.iusite.ru

Вдохновения Игоря Эммануиловича Грабаря.

Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.

 

1947 г. «Автопортрет в шубе».

 

Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Он окончил гимназию, а в 1889 году – Московский лицей. Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу - юридическом и историко-филологическом - и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов.

 

 Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого им И. Е. Репина.

 

Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже - работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе "с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования".

«Дама с собакой». 1899 г.

 

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его "творческий период". Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет "сверхъестественное дерево, дерево-сказку" - березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: "Сентябрьский снег" (1903), "Белая зима. Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", "Мартовский снег" (все 1904), "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907) и др.

1904 г. «Белая зима. Грачиные гнезда». ГТГ.

 

И.Грабарь развивает в 20 веке столь популярный в 19 столетии достаточно традиционный жанр натюрморта. В его картине «Хризантемы» своеобразным образом соединяется несколько разных жанров.Главное – та точка зрения, которой придерживается зритель в тот или иной момент. Когда мы рассматриваем пейзаж достаточно близко, то видим лишь крупные цветы. Но при изменении точки зрения, когда на натюрморт смотрим как бы издали, становятся видны и другие детали интерьера. Привычные границы жанра мастерски размыты цветописью импрессионистского характера. Все изображение словно состоит из одной субстанции.Картина написана в 1905 году. Важно, что создано это великолепное творение в интерьере яркого света. Все предметы словно пушистые. Если рассматривать рельефную живопись вблизи, то кажется, что она — целые невероятные по красоте россыпи теней и словно сказочных бликов. Если же немного отдалить картину и смотреть на нее со стороны, то ее немедленно наполняют чудесные переливы великолепного перламутра.Хризантемы ярко-желтого цвета в синеватом свете, который на них падает, причудливым образом меняют свой цвет. Кажется, что цвет становится совершенно иным, приобретая некий зеленоватый оттенок. И.Грабарь своими великолепными натюрмортами открыл совершенно новое понимание этого, казалось бы, традиционного жанра. Его трактовка абсолютно новая. Он не просто изображает предметы, но и умело играет светом и тенью, использует всю силу красок и света. В итоге мы видим не просто натюрморты, а нечто большее. Границы творений чудесным образом раздвигаются. Картины наполняются новым содержанием и иным звучанием.Важно, что во всех работах И.Грабаря импрессионистского жанра всегда торжествует свет. Он господствует над всем, озаряя все вокруг и проникая в детали, создавая совершенно новые ощущения.

 

 

1907г. «Зимнее утро».

Прекрасное живописное произведение исполненное в импрессионистическом стиле, картина «Зимнее утро» было создано художником в 1907 году. Сегодня  полотно украшает экспозицию Севастопольского художественного музея имени П.М.Крошицкого.  Это произведение импрессионистского стиля. Создается ощущение, что оно не написано красками, а соткано из тончайшего кружева. Сначала даже невозможно поверить, что рассвет зимой может так необычно выглядеть. Художник увидел в обычном лесу волшебную сказку.

 

 

Художник изобразил обычные будни жителей деревни. Но он увидел в них неподражаемую красоту. И. Грабарь любуется пробуждающейся природой, восхищается наступающей весной, стремясь показать пока ещё скрытую мощь талой воды, которая вот-вот ворвётся ручьями в деревенский пейзаж.

И. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя "вещественность и реальность". "Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем.

 «Февральская лазурь». 1904 г.

 

1904 г. «Толстые женщины. Гротеск.». Частное собрание.

 

 

 

 

 

1915 г. «Рябинка». 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Тематика природы всегда волновала творческих людей в России. Поэтому превозносили бескрайние просторы, художники воспевали красивые многовековые деревья, являющиеся для жителей образом мощи и поклонения.Один из таких художников двадцатого века – И.Э.Грабарь, решил запечатлеть в своих произведениях известные всем деревья, которые не могут оставить никого равнодушным. Поэтому мы видим, как перед нами предстает картина «Рябинка», в которой краски природы переливаются на солнце, что создает ощущение именно того, как прекрасно выглядят наши поля, ведь у них есть много всего прекрасного.

Наибольшим стимулом в живописи стала любовь художника к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию - ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве И. Грабаря такое значение? По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое - именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве. И.Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у И.Грабаря около сотни - «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».

 

 

1904 г. «Иней». Киров.

 

 

 

1941 г. «Иней. Восход солнца».

 

В 1921 году И.Грабарь  написал  "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре".

 

 

С 1924-го и до конца 1940-х гг.  И.Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал "Портрет матери" (1924), "Светлану" (1933), "Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа" (1934), "Портрет сына" (1935), "Портрет академика С. А. Чаплыгина" (1935). Широко известны и два автопортрета художника ("Автопортрет с палитрой", 1934; "Автопортрет в шубе", 1947). Обращается он и к тематической картине - "В. И. Ленин у прямого провода" (1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина" (1938). 

 

 

 

Особой убедительностью образа характерен портрет молодого Сергея Прокофьева (1934г.) . «Во всем облике Сергея Прокофьева - внутреннем и внешнем - есть ярко выраженная динамичность, - писал Грабарь. - Я искал передать это в самой позе - поднятой вверх голове, движении левой руки, положении плеч, устремленности взгляда».

1934 г. «Портрет композитора С.С.Прокофьева». Астрахань.

 

 

Он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: "Последний снег" (1931), "Березовая аллея" (1940), "Зимний пейзаж" (1954).

1940 г. «Берёзовая аллея». Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

1954г. «Зимний пейзаж». ГТГ, Москва.

 

 

 

 

И. Грабарь умер 16 мая 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 

 

Подводя итог удивительной жизни Игоря Грабаря, можно сказать следующее. Пожалуй, не было в 20 веке русского искусства человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.

 

Источники:

http://igor-grabar.ru/

http://www.artcyclopedia.ru/grabar_igor_emmanuilovich.htm

http://www.art-portrets.ru/art20veka/kartina-grabarya-zimnee-utro.html

http://opisanie-kartin.com/grabar-igor/

http://www.abcgallery.com/G/grabar/grabar-2.html

http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=69

 

art.mirtesen.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта