NeWestMuseum Музей нового западного искусства. Картины марке
Альбер Марке - NeWestMuseum
В 15 лет, переехав с родителями из Бордо в Париж, Марке поступил в Школу декоративных искусств [Ecole des Arts Décoratifs], где познакомился с Анри Матиссом. В 1895 году Марке успешно сдал экзамены в Школу изящных искусств и начал заниматься в классе Фернана Кормона [Fernand Cormon]. Позднее он присоединился к Матиссу, а также Жоржу Руо, Анри Мангену и Шарлю Герену, которые учились у Гюстава Моро — единственного преподавателя Школы, сочетавшего занятия в студии с беседами о картинах старых мастеров в Лувре и их копированием. Марке делал копии произведений Жана Батиста Шардена [Jean Baptiste Chardin], Николы Пуссена [Nicolas Poussin], Диего Веласкеса [Diego Velázquez] и Клода Лоррена [Claude Lorrain]. После смерти Моро Марке наряду с Матиссом посещал академию Эжена Каррьера [Eugène Carrière], где сблизился с Андре Дереном и Жаном Пюи.
В 1899 году картины художника впервые экспонировались в Салоне Национального общества изящных искусств. На следующий год он, как и Матисс, подрядился выполнять малярную работу по орнаментальной росписи фриза Гран-Пале [Grand Palais] к предстоящей Всемирной выставке.

Гран-Пале, Париж1900Архив ГМИИ им. А. С. Пушкина
Если в первых работах Марке заметно влияние Анри Фантен-Латура [Henri Fantin-Latour], то на рубеже XIX–XX веков он, предваряя фовизм, начинает писать крупными красочными плоскостями («Модистки», около 1901). В 1901 году художник впервые принял участие в Салоне Независимых, представив картину «Абсида собора Парижской Богоматери» [«Abside de Notre-Dame de Paris»] (1901, Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон).


Альбер МаркеАбсида собора Парижской Богоматери1901Холст, масло. 50 х 61Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон© Bridgeman / Fotodom
В 1902 году Марке выставлялся в галерее Эжена Дрюэ [Eugene Druet], ставшего его маршаном, а со следующего года начал выступать в Осеннем салоне. Летом 1905 года художник работал в Сен-Тропезе вместе с Матиссом и создал серию морских пейзажей в новой для себя яркой гамме чистых цветов.
В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане» [«La plage de Fécamp»], 1906, Центр Помпиду, Париж). Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906).
Альбер МаркеПляж в Фекане1906Холст, масло. 50 х 61Национальный музей современного искусства, Центр Пампиду, Париж© AKG Images / East News
Кроме того, Марке интересовали эффекты атмосферы и освещения, которые игнорировали фовисты. Художник использовал неожиданные ракурсы и смелое кадрирование, сохраняя, в отличие от Матисса, перспективные сокращения. В этот период на Марке оказала сильное влияние японская живопись с ее лаконичной выразительностью, о чем свидетельствую выполненные им многочисленные рисунки тушью.
В 1906 году выдающийся историк искусства Эли Фор [Elie Faure] пригласил художника, с которым его связывала тесная дружба, на выставку «Свободная эстетика» [«La Libre Esthetique»] в Брюссель. Летом того года Марке работал в Гавре вместе с Раулем Дюфи, а галерея Дрюэ организовала выставки его картин в нескольких городах Германии.
Пейзаж — главным образом, речной и морской — стал основным жанром в творчестве Марке. На протяжении всей жизни он писал набережные Парижа («Наводнение в Париже», 1910; «Дождливый день в Париже, Собор Парижской Богоматери», 1910), для чего снимал мастерские с видом на Сену. Помимо пейзажей Марке создал немало этюдов обнаженной натуры, значительно реже обращался к жанрам портрета и натюрморта («Мать художника» [«La Mère de l'Artiste »], 1905–1906, Музей изобразительных искусств, Бордо).
Альбер МаркеМать художника1905-1906Холст, масло.Музей изобразительных искусств, Бордо
В поисках мотивов Марке много путешествовал: география его картин включает бухты и рыбацкие поселки на побережье Франции, портовые города Англии, Голландии, Норвегии, Швеции, Румынии, Германии («Гамбургский порт», 1909), Италии («Неаполитанский залив», 1909). В 1913 году вместе с Матиссом Марке посетил Марокко; он побывал также в Египте и Тунисе, в Испании и даже в Советском Союзе. Второй родиной для художника стал Алжир, где Марке встретил свою будущую жену и провел годы Второй мировой войны.

На протяжении многих лет стиль художника менялся мало. Сочетая непринужденность манеры письма c точностью наблюдений, Марке достиг редкого артистизма в передаче свето-воздушной среды, зачастую возвращаясь к прежним мотивам ради того, чтобы представить их в других погодных условиях или при ином типе освещения. Поздние пейзажи художника по свежести восприятия и живописной изысканности мало уступают его ранним произведениям («Понт-Нёф» [«Pont Neuf»], 1935–1939, Центр Помпиду, Париж).

Альбер МаркеПонт-Нёф ночью1935-1939Холст, масло. 82,5 х 10,5Национальный музей современного искусства, Центр Пампиду, Париж© Bridgeman / Fotodom
www.newestmuseum.ru
Марке Альбер Картины биография Markout Albert
В ином направлении, чем постимпрессионизм, развивалось творчество Альбера Марке (Albert Markout) (1875—1947), вначале примыкавшего к «диким», в дальнейшем ставшего наиболее последовательным представителем реализма в европейском пейзаже первой половины 20 века. Живопись Альбера Марке открывала поэзию индустриального городского пейзажа с характерными для 20 века приметами — мостами, шлюзами, буксирами, товарными пароходами, подъемными кранами, шумными набережными, уходящими в глубь моря причалами. Он любил изображать воду спокойную или покрытую легкой рябью. В его пейзажах изображены порты Франции, а также Египта, Туниса, Алжира.
Особенно часто мотивами его произведений становился Париж с его историческими зданиями, Сеной и мостами. Искусство Марке искренне, глубоко человечно. Природа в ее повседневности встает в его полотнах преображенной руками человека. В картине «Собор Парижской богоматери» (1910, Санкт-Петербург, Эрмитаж) тонко переданы влажный воздух, смягчающий очертания масс собора Парижской богоматери, мягкий зеленоватый тон вод Сены. Портретная точность в изображении местности сочетается с большим лаконизмом целого. Для каждого пейзажа Марке находил новое композиционное решение, остро подчеркивая пространственные отношения, обилие воздуха, состояние атмосферы и освещения.
Художник часто избирал высокую точку зрения, любил резкие перспективные сокращения, как бы втягивавшие зрителя в глубь пространства. Динамичные линии каменных строений с подчеркнутыми контурами вносят архитектурную строгость в его пейзажи. Вместе с тем они отличаются тонкостью валерных отношений, изысканной мягкостью приглушенных тонов — сизо-зеленых, голубых, лилово-желтых, воссоздающих свет, воздух, ясные прозрачные дали, широкие просторы, как бы ассоциирующиеся с ощущением свободы, воли.
В картине «Неаполь» (1909, Санкт-Петербург, Эрмитаж) все полно движения, пространство кажется напоенным мерцающим светом и морским воздухом, поверхность вод отражает меняющееся освещение неба. Жизнь человека и природы исполнена энергии, движения («Порт Гавр», 1934). Гуманистическое восприятие человека и природы в единстве сочеталось у Марке с прогрессивными общественными демократическими взглядами, и вместе с тем Марке был страстным патриотом своей родины.История зарубежного искусства. Далее →
smallbay.ru
что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессизмом, Buro 24/7
В ГМИИ им. А. С. Пушкина празднуют 140-летие со дня рождения художника Альбера Марке. Buro 24/7 объясняет, кто такой Марке и почему о нем стоит знать. А также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло
Альбер Марке — пожалуй, одна из самых важных фигур во французской да и в мировой живописи начала ХХ века. И пусть Марке известен меньше, чем его друг Анри Матисс, знать о нем необходимо: без его наследия не обошлась коллекция ни одного из мало-мальски значимых музеев, а ГМИИ им. А.С. Пушкина и музей Современного искусства города Парижа в этом году пышно отмечают 140-летие со дня рождения мастера.
Как обсуждать творчество Марке, не перепутав фовизм с постимпрессионизмом (и не потерявшись во всех -измах)
Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс — диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно. Вместе с Матиссом наш герой учился в «оазисе свободы» — мастерской символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств и участвовал в ключевом для этой группы художников Осеннем салоне 1905 года. Тогда живописцы и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Контраст ярким полотнам создавал стоящий посреди экспозиции бюстик как раз таки авторства Марке, и в весьма неоклассическом духе. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve — «дикий») смело сравнил с Донателло. Цвет и форма у Марке сильно отличались от тех, какие были приняты у главных фовистов — Матисса, его товарища Дерена или, например, Вламинка. Вместо ярких и чистых красок — монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.
И кстати
В 1934 году Марке посетил СССР. И пусть фовизм к тому моменту уже изжил себя, уроки парижского гостя восприняли на ура советские студенты. Результат — очевиден: серые пейзажи художников сталинского режима 30-х (от Антонины Софроновой до Николая Лапшина) остаются все такими же серыми, но приобретают узнаваемый флер меланхоличности. Об этом — ниже.
Что Марке делал в СССР (и чем это закончилось)
Россию с Марке связывает не только тот факт, что полотна мастера активно покупал наиболее продвинутый из русских меценатов начала ХХ века — Сергей Щукин. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов. И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа — высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт». Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), — Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков. Что показательно: вдохновившись творчеством заезжего француза, ВХУТЕМАСовцы бросились писать речные пейзажи во всех вариациях. Выходило в основном меланхолично — чувствуется, Марке слушали внимательно.
Живопись Марке — о чем это все
Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: Свободы, ведущей народ, не ждите. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух. Марке передает атмосферу Парижа, избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж, идиллические посиделки в парках. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно,— солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.
Не спешите очаровываться: сам Марке был человеком весьма закрытым и неразговорчивым. Матисс даже сравнивал его с моднейшим в Париже японским гравером Кацусика Хокусаем, у которого даже пейзажи по меланхоличности могли бы дать фору поздним фильмам Андрея Звягинцева. Но об этом, как говорится, уже в следующей серии.
www.buro247.ru
группировать по: размеры картинок: картинок на сранице: стр. всего 1 11001 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() группировать по: размеры картинок: картинок на сранице: стр. всего 1 11001 |
s-poster.ru
Марк Франц Картины биография Marc Franz

Франц Марк (Franz Marc), талантливый немецкий художник, представитель экспрессионизма. Родился в 1880 в Мюнхене. В 1899 году Марк поступил на философский факультет Мюнхенского университета, но после службы в армии туда не вернулся. В 1900 году он был принят в Мюнхенскую Академию художеств. Однако историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка художника на полгода в Париж в 1907 году.






В Париже Марк открыл для себя великих художников — Сезанна, Гогена и Ван Гога. Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца. Излюбленным мотивом немецкого художника-экспрессиониста становятся изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей. Марк являлся одним из основателей группы экспрессионистов "Синий всадник" (The Blue Rider). В 1911 году он и Василий Кандинский основали альманах "Синий всадник".






В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский бега. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф. Марка, А. Макке и других художников, которая положила начало объединению "Синий всадник". В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, немецкий художник полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.









Широко известны серии картин художника "animals-particularly" о лошадях и "deer-in" о лесных животных, в которых Марк пытался выразить свое восхищение чудом природы. В своих работах (например, "Большие синие лошади", 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Обширное собрание работ художника представлено в муниципальной галерее в пригороде Мюнхена в Ленбаххаусе (сайт галереи kunstkopie.de/a/franz-marc.html).
smallbay.ru