NeWestMuseum Музей нового западного искусства. Картины марке
Альбер Марке - NeWestMuseum
В 15 лет, переехав с родителями из Бордо в Париж, Марке поступил в Школу декоративных искусств [Ecole des Arts Décoratifs], где познакомился с Анри Матиссом. В 1895 году Марке успешно сдал экзамены в Школу изящных искусств и начал заниматься в классе Фернана Кормона [Fernand Cormon]. Позднее он присоединился к Матиссу, а также Жоржу Руо, Анри Мангену и Шарлю Герену, которые учились у Гюстава Моро — единственного преподавателя Школы, сочетавшего занятия в студии с беседами о картинах старых мастеров в Лувре и их копированием. Марке делал копии произведений Жана Батиста Шардена [Jean Baptiste Chardin], Николы Пуссена [Nicolas Poussin], Диего Веласкеса [Diego Velázquez] и Клода Лоррена [Claude Lorrain]. После смерти Моро Марке наряду с Матиссом посещал академию Эжена Каррьера [Eugène Carrière], где сблизился с Андре Дереном и Жаном Пюи.
В 1899 году картины художника впервые экспонировались в Салоне Национального общества изящных искусств. На следующий год он, как и Матисс, подрядился выполнять малярную работу по орнаментальной росписи фриза Гран-Пале [Grand Palais] к предстоящей Всемирной выставке.
Гран-Пале, Париж1900Архив ГМИИ им. А. С. Пушкина
Если в первых работах Марке заметно влияние Анри Фантен-Латура [Henri Fantin-Latour], то на рубеже XIX–XX веков он, предваряя фовизм, начинает писать крупными красочными плоскостями («Модистки», около 1901). В 1901 году художник впервые принял участие в Салоне Независимых, представив картину «Абсида собора Парижской Богоматери» [«Abside de Notre-Dame de Paris»] (1901, Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон).
Альбер МаркеАбсида собора Парижской Богоматери1901Холст, масло. 50 х 61Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон© Bridgeman / Fotodom
В 1902 году Марке выставлялся в галерее Эжена Дрюэ [Eugene Druet], ставшего его маршаном, а со следующего года начал выступать в Осеннем салоне. Летом 1905 года художник работал в Сен-Тропезе вместе с Матиссом и создал серию морских пейзажей в новой для себя яркой гамме чистых цветов.
В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане» [«La plage de Fécamp»], 1906, Центр Помпиду, Париж). Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906).
Альбер МаркеПляж в Фекане1906Холст, масло. 50 х 61Национальный музей современного искусства, Центр Пампиду, Париж© AKG Images / East News
Кроме того, Марке интересовали эффекты атмосферы и освещения, которые игнорировали фовисты. Художник использовал неожиданные ракурсы и смелое кадрирование, сохраняя, в отличие от Матисса, перспективные сокращения. В этот период на Марке оказала сильное влияние японская живопись с ее лаконичной выразительностью, о чем свидетельствую выполненные им многочисленные рисунки тушью.
В 1906 году выдающийся историк искусства Эли Фор [Elie Faure] пригласил художника, с которым его связывала тесная дружба, на выставку «Свободная эстетика» [«La Libre Esthetique»] в Брюссель. Летом того года Марке работал в Гавре вместе с Раулем Дюфи, а галерея Дрюэ организовала выставки его картин в нескольких городах Германии.
Пейзаж — главным образом, речной и морской — стал основным жанром в творчестве Марке. На протяжении всей жизни он писал набережные Парижа («Наводнение в Париже», 1910; «Дождливый день в Париже, Собор Парижской Богоматери», 1910), для чего снимал мастерские с видом на Сену. Помимо пейзажей Марке создал немало этюдов обнаженной натуры, значительно реже обращался к жанрам портрета и натюрморта («Мать художника» [«La Mère de l'Artiste »], 1905–1906, Музей изобразительных искусств, Бордо).
Альбер МаркеМать художника1905-1906Холст, масло.Музей изобразительных искусств, Бордо
В поисках мотивов Марке много путешествовал: география его картин включает бухты и рыбацкие поселки на побережье Франции, портовые города Англии, Голландии, Норвегии, Швеции, Румынии, Германии («Гамбургский порт», 1909), Италии («Неаполитанский залив», 1909). В 1913 году вместе с Матиссом Марке посетил Марокко; он побывал также в Египте и Тунисе, в Испании и даже в Советском Союзе. Второй родиной для художника стал Алжир, где Марке встретил свою будущую жену и провел годы Второй мировой войны.
На протяжении многих лет стиль художника менялся мало. Сочетая непринужденность манеры письма c точностью наблюдений, Марке достиг редкого артистизма в передаче свето-воздушной среды, зачастую возвращаясь к прежним мотивам ради того, чтобы представить их в других погодных условиях или при ином типе освещения. Поздние пейзажи художника по свежести восприятия и живописной изысканности мало уступают его ранним произведениям («Понт-Нёф» [«Pont Neuf»], 1935–1939, Центр Помпиду, Париж).
Альбер МаркеПонт-Нёф ночью1935-1939Холст, масло. 82,5 х 10,5Национальный музей современного искусства, Центр Пампиду, Париж© Bridgeman / Fotodom
www.newestmuseum.ru
Марке Альбер Картины биография Markout Albert
В ином направлении, чем постимпрессионизм, развивалось творчество Альбера Марке (Albert Markout) (1875—1947), вначале примыкавшего к «диким», в дальнейшем ставшего наиболее последовательным представителем реализма в европейском пейзаже первой половины 20 века. Живопись Альбера Марке открывала поэзию индустриального городского пейзажа с характерными для 20 века приметами — мостами, шлюзами, буксирами, товарными пароходами, подъемными кранами, шумными набережными, уходящими в глубь моря причалами. Он любил изображать воду спокойную или покрытую легкой рябью. В его пейзажах изображены порты Франции, а также Египта, Туниса, Алжира.
Особенно часто мотивами его произведений становился Париж с его историческими зданиями, Сеной и мостами. Искусство Марке искренне, глубоко человечно. Природа в ее повседневности встает в его полотнах преображенной руками человека. В картине «Собор Парижской богоматери» (1910, Санкт-Петербург, Эрмитаж) тонко переданы влажный воздух, смягчающий очертания масс собора Парижской богоматери, мягкий зеленоватый тон вод Сены. Портретная точность в изображении местности сочетается с большим лаконизмом целого. Для каждого пейзажа Марке находил новое композиционное решение, остро подчеркивая пространственные отношения, обилие воздуха, состояние атмосферы и освещения.
Художник часто избирал высокую точку зрения, любил резкие перспективные сокращения, как бы втягивавшие зрителя в глубь пространства. Динамичные линии каменных строений с подчеркнутыми контурами вносят архитектурную строгость в его пейзажи. Вместе с тем они отличаются тонкостью валерных отношений, изысканной мягкостью приглушенных тонов — сизо-зеленых, голубых, лилово-желтых, воссоздающих свет, воздух, ясные прозрачные дали, широкие просторы, как бы ассоциирующиеся с ощущением свободы, воли.
В картине «Неаполь» (1909, Санкт-Петербург, Эрмитаж) все полно движения, пространство кажется напоенным мерцающим светом и морским воздухом, поверхность вод отражает меняющееся освещение неба. Жизнь человека и природы исполнена энергии, движения («Порт Гавр», 1934). Гуманистическое восприятие человека и природы в единстве сочеталось у Марке с прогрессивными общественными демократическими взглядами, и вместе с тем Марке был страстным патриотом своей родины.История зарубежного искусства. Далее →
smallbay.ru
что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессизмом, Buro 24/7
В ГМИИ им. А. С. Пушкина празднуют 140-летие со дня рождения художника Альбера Марке. Buro 24/7 объясняет, кто такой Марке и почему о нем стоит знать. А также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло
Альбер Марке — пожалуй, одна из самых важных фигур во французской да и в мировой живописи начала ХХ века. И пусть Марке известен меньше, чем его друг Анри Матисс, знать о нем необходимо: без его наследия не обошлась коллекция ни одного из мало-мальски значимых музеев, а ГМИИ им. А.С. Пушкина и музей Современного искусства города Парижа в этом году пышно отмечают 140-летие со дня рождения мастера.
Как обсуждать творчество Марке, не перепутав фовизм с постимпрессионизмом (и не потерявшись во всех -измах)
Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс — диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно. Вместе с Матиссом наш герой учился в «оазисе свободы» — мастерской символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств и участвовал в ключевом для этой группы художников Осеннем салоне 1905 года. Тогда живописцы и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Контраст ярким полотнам создавал стоящий посреди экспозиции бюстик как раз таки авторства Марке, и в весьма неоклассическом духе. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve — «дикий») смело сравнил с Донателло. Цвет и форма у Марке сильно отличались от тех, какие были приняты у главных фовистов — Матисса, его товарища Дерена или, например, Вламинка. Вместо ярких и чистых красок — монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.
И кстати
В 1934 году Марке посетил СССР. И пусть фовизм к тому моменту уже изжил себя, уроки парижского гостя восприняли на ура советские студенты. Результат — очевиден: серые пейзажи художников сталинского режима 30-х (от Антонины Софроновой до Николая Лапшина) остаются все такими же серыми, но приобретают узнаваемый флер меланхоличности. Об этом — ниже.
Что Марке делал в СССР (и чем это закончилось)
Россию с Марке связывает не только тот факт, что полотна мастера активно покупал наиболее продвинутый из русских меценатов начала ХХ века — Сергей Щукин. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов. И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа — высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт». Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), — Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков. Что показательно: вдохновившись творчеством заезжего француза, ВХУТЕМАСовцы бросились писать речные пейзажи во всех вариациях. Выходило в основном меланхолично — чувствуется, Марке слушали внимательно.
Живопись Марке — о чем это все
Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: Свободы, ведущей народ, не ждите. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух. Марке передает атмосферу Парижа, избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж, идиллические посиделки в парках. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно,— солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.
Не спешите очаровываться: сам Марке был человеком весьма закрытым и неразговорчивым. Матисс даже сравнивал его с моднейшим в Париже японским гравером Кацусика Хокусаем, у которого даже пейзажи по меланхоличности могли бы дать фору поздним фильмам Андрея Звягинцева. Но об этом, как говорится, уже в следующей серии.
www.buro247.ru
группировать по: размеры картинок: картинок на сранице: стр. всего 1 11001 art 76e60c Марке, АльберМарке, Альбер - Аллея Люксембургского сада 76e60c art 956951 Марке, АльберМарке, Альбер - Гавань в Ментоне 956951 art b294c2 Марке, АльберМарке, Альбер - Гамбургский порт b294c2 art c3b7c7 Марке, АльберМарке, Альбер - Модистки c3b7c7 art 12126b Марке, АльберМарке, Альбер - Набережная Лувра, лето 12126b art 12f4ef Марке, АльберМарке, Альбер - Пейзаж с мостом 12f4ef art 86d4df Марке, АльберМарке, Альбер - Сен-Жан-де-Люз 86d4df art a1b951 Марке, АльберМарке, Альбер - Дождливый день в Париже. Собор Парижской богоматери a1b951 art ee6a67 Марке, АльберМарке, Альбер - Площадь св. Троицы в Париже ee6a67 art c6865c Марке, АльберМарке, Альбер - Вид на Сену и памятник Генриху IV c6865c art 54b335 Марке, АльберМарке, Альбер - Набережная Лувра и Новый мост 54b335 art 711263 Марке, АльберМарке, Альбер - Неаполитанский залив 711263группировать по: размеры картинок: картинок на сранице: стр. всего 1 11001 |
s-poster.ru
Марк Франц Картины биография Marc Franz
Франц Марк (Franz Marc), талантливый немецкий художник, представитель экспрессионизма. Родился в 1880 в Мюнхене. В 1899 году Марк поступил на философский факультет Мюнхенского университета, но после службы в армии туда не вернулся. В 1900 году он был принят в Мюнхенскую Академию художеств. Однако историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка художника на полгода в Париж в 1907 году.
Во время дождя, 1912,Городская галерея, Ленбаххаус Судьба животных, 1914, Галереясовременного искусства, Мюнхен Олень в монастырском саду,1912, Ленбаххаус, Германия Спящие лошади, 1913,Музей Гугенхейма, Нью-Йорк Тироль, 1914,Новая Пинакотека, Мюнхен Птицы, 1914,Галерея, Ленбаххаус, МюнхенВ Париже Марк открыл для себя великих художников — Сезанна, Гогена и Ван Гога. Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца. Излюбленным мотивом немецкого художника-экспрессиониста становятся изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей. Марк являлся одним из основателей группы экспрессионистов "Синий всадник" (The Blue Rider). В 1911 году он и Василий Кандинский основали альманах "Синий всадник".
Голубые лошади, 1911,Государственная галерея, Штутгарт Олени в лесу, 1913-1914,Художественный музей, Карлсруэ Синий конь, 1914,Галерея, Ленбаххаус, Мюнхен Лисицы, 1913,Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф Три кошки, 1912-1913, СобраниеРейн-Вестфалия, Дюссельдорф Башня голубых лошадей, 1913,Старая галерея, БерлинВ одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский бега. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф. Марка, А. Макке и других художников, которая положила начало объединению "Синий всадник". В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, немецкий художник полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.
Борьба форм, 1912,Новая Пинакотека, Мюнхен Индерсдорф, 1904,Галерея, Ленбаххаус, Мюнхен Заколдованная мельница, 1913,Художественный институт, Чикаго Белый пес, 1912,Галерея, Ленбаххаус, Мюнхен Водопад, 1912,Галерея, Ленбаххаус, Мюнхен Красная женщина, 1912,Галерея, Лестер, Англия Горные козочки, 1914, Музейискусств, Сент-Луис, Миссури Обнаженные под деревьями, 1911,Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф Интерьер с парой в старинных костюмах,1910, Музей замка Мурнау, БаварияШироко известны серии картин художника "animals-particularly" о лошадях и "deer-in" о лесных животных, в которых Марк пытался выразить свое восхищение чудом природы. В своих работах (например, "Большие синие лошади", 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Обширное собрание работ художника представлено в муниципальной галерее в пригороде Мюнхена в Ленбаххаусе (сайт галереи kunstkopie.de/a/franz-marc.html).
smallbay.ru