350 лет назад родился Алессандро Маньяско. Картины маньяско
Culture and art
Алессандро Маньяско Вакханалия 1667—1749. Холст, масло. 1,12 х 1,76
Алессандро Маньяско Вакханалия 1667—1749
Само создание картины на сюжет вакханалии, к тому же истолкованной в духе античной пасторали, может показаться неожиданным для Маньяско — остродраматического, можно сказать, демонического таланта. Тем не менее обращение к аркадским мотивам характерно для некоторых этапов его творчества и, очевидно, навеяно еще в юношеские годы генуэзскими художниками, в среде которых он получил первые уроки художественного воспитания.
Алессандро Маньяско Вакханалия. Фрагмент
Впрочем, античный сюжет у Маньяско только еще сильнее оттеняет принципиально «антиклассический» характер его творчества, сложившегося на основе неприятия художественных принципов официального итальянского искусства второй половины XVII века, утверждаемых как мастерами академически-классицистического толка, так и представителями позднего барокко. Маньяско чужды холодная виртуозность и апологетический тон помпезных композиций этих художников, он противопоставляет им романтический взгляд на мир, окрашенный иронией и острой меланхолией. Элегическому величию природы и античных руин в «Вакханалии» противостоят безудержные, неистовые движения извивающихся в танце фигур. Контраст мира «вечной» красоты и этих существ, охваченных странным волнением, более похожим на отчаяние, чем на радость, разрушает миф об идиллической Аркадии. Основным выразительным началом в картинах Маньяско является его неповторимая живописная манера энергичными ударами кисти, так называемая pittura di tocco. Архитектурный пейзаж в картине исполнен миланским художником-перспективистом Клименте Сперо, нередко работавшим вместе с Маньяско. «Вакханалия» создана была, вероятно, во втором десятилетии XVIII века, в период второго пребывания Маньяско в Милане.В 1757—1758 годах московское полотно было воспроизведено Ф. С. Рокотовым в его картине, изображающей кабинет И. И. Шувалова, который передал в числе других четыре картины Маньяско в Академию художеств в Петербурге, откуда полотно в 1922 году поступило в Государственный Эрмитаж, а в 1925 году в ГМИИ имени А. С. Пушкина.
culture-art.ru
Художник Алессандро Маньяско - История и этнология. Факты. События. Вымысел.
Цитата сообщения repmanХудожник Алессандро МаньяскоXVII—XVIII века ознаменовались наступлением эпохи Барокко и появлением новых направлений в искусстве, в том числе и в живописи. Традиционные приемы написания картин были существенно разбавлены свежими и многообразными стилями валенсийской, римской, болонской, неаполитанской и генуэзской школ. Среди представителей последней мы хотели бы выделить уроженца Генуи — Алессандро Маньяско.
Отец Алессандро, Стефано Маньяско, тоже был художником — именно он познакомил сына с живописью и стал его первым учителем. После смерти отца Алессандро переехал в Милан, где попал в ученики Франческо Аббьяти. Существенное влияние на творчество художника оказали и другие деятели генуэзской школы, в частности Тинторетто.
Trattenimento in un giardino di Albaro, 1735
Картины Алессандро можно узнать по технике письма — его работы выполнены тягучими мазками и динамичными ударами кистью, без использования растушевки. Полотна художника практически живые, выполненные в теплых тонах, в них ощущается движение и внутренняя энергия.
Алессандро часто обращался к мифологии и библейским сюжетам, но персонажи его картин особой духовностью и благочестием не отличались, а сами сюжеты выступали лишь в качестве источника вдохновения, воплощаясь в непривычной для того времени форме. На фоне величественных античных руин художник изображал разбойников и цыган, плутов и бродяг — именно они были героями его полотен.
Допросы в тюрьме, 1710
Люди на картинах Маньяско изображались странно, что проявлялось в пропорциях, мимических линиях, динамике движений — художник смотрел на изображаемый им мир достаточно своеобразно, но публика любила Алессандро за его юмор и оригинальность, сатиру и иронию, которые он привносил в известные всем сюжеты.
Писал Алессандро и более «серьезные» картины, в основном пейзажи. Особое внимание творец уделял всяким мелочам, тщательно прорисовывал детали заднего плана, помещал на свои полотна большое количество персонажей — все это заставляет изучать его картины с особым вниманием. Благодаря всем этим особенностям, формирующим своеобразный стиль художника, его рука угадывается практически всегда.
Собрание секты
Кощунственное ограбление, 1731
Служба монахов
Иосиф истолковывает сны слугам фараона в тюрьме, 1726-31
Landscape with Shepherds
Landscape with Stormy Sea
Воскрешение Лазаруса
Christ at the Sea of Galilee
The Baptism of Christ, 1740
Монахи
Привал разбойников, 1710
Бандиты на отдыхе, 1710
Вакханалия, 1710
Вакханалия
Вакханалия
hist-etnol.livejournal.com
350 лет назад родился Алессандро Маньяско — EA Culture
Юбилей выдающегося представителя генуэзской школы живописи отмечается в Италии и во многих художественных музеях
4 февраля 1667 года в Генуе родился выдающийся живописец, яркий представитель барокко и один из наиболее известных мастеров генуэзской школы Алессандро Маньяско.
Алессандро Маньяско (1667-1749). Автопортрет. Масло, холст. 68,5х48,3 см. Аукционный дом Кристис.Источник https://upload.wikimedia.org/Он всю жизнь трудился в Генуе, был популярным, много работал на заказ, выполняя жанровые полотна на мифологические и исторические сюжеты, однако прославился также изображением итальянского быта, в том числе, сцен из жизни монахов, солдат, цыган и заключенных.
Это было время, когда главными заказчиками вместо князей, живших во дворцах, стали купцы и банкиры, предпочитавшие украшать картинами свои конторы. Поэтому размеры картин Маньяско не столь велики, как у его предшественников, зато именно он считается первым итальянцем, научившимся органично вписывать небольшие картины в интерьер кабинетов, где произведения искусства занимали место между полок с бумагами. Отсюда и преобладание на его полотнах коричневого и оливкового цветов, причем иногда художник специально выполнял картины в той или иной гамме, что называется, под цвет мебели. Это однако не помешало ему создать динамичные произведения, населенные страстными персонажами.
Мастер прожил 82 года и во второй половине долгой жизни олицетворял собой генуэзскую школу, являя образец живописца, каким его представляли в первой половине XVIII столетия.
Произведения Маньяско есть в коллекциях ведущих художественных музеев мира, в том числе, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
Алессандро Маньяско (1667-1749). Воскрешение Лазаря. 1715-1740. Масло, холст. 68,5х83,5 см. Государственный Музей, Амстердам.Источник https://upload.wikimedia.org/
eaculture.ru
Маньяско, Алессандро | Kramskoy
04.02.1667 — 19.03.1749
Алессандро Маньяско, как и другие мастера эпохи барокко, писал картины на библейские или мифологические сюжеты, однако, некоторые искусствоведы называют его «предтечей романтизма». Выбирая традиционный сюжет, художник размещает на фоне тщательно прописанных античных пейзажей плутов, разбойников, цыган. Многочисленные герои карикатурны, их тела зачастую непропорциональны, со странной динамикой движений. Но при всей саркастичности и гротескности, работы мастера полны внутреннего драматизма и экспрессии.
Родился Алессандро Маньяско 4 февраля 1667 года в Генуе в семье художника Стефано Маньяско. Именно отец стал его первым учителем. В Милане, куда уехал молодой художник после смерти отца, его наставником становится Франческо Аббьяти.
В 1703 году Алессандро Маньяско покидает Милан и отправляется во Флоренцию на службу герцогу Тосканскому. В 1711 году художник возвращается в Милан и работает на аристократические семьи города. Но самые блестящие и известные полотна мастер создаст, вернувшись в Геную в 1735 году – «Сцена в саду Альбаро», «Христос в Эммаусе» и др.
Особенно следует выделить необычную технику письма Алессандро Маньяско. Его живопись разнофактурна — это и динамичные мазки, и удары кистью. Краска, нанесенная таким образом, без растушевки добавляет картинам динамичности, усиливая драматический эффект. Его особый стиль, несмотря на жанровое разнообразие полотен, угадывается всегда. В каждой своей картине Маньяско создавал собственный фантастический, призрачный мир, населенный монахами и бродягами, странно жестикулирующими и словно подчиненными некоей высшей силе. На протяжении своего творчества художник претерпевает длительную эволюцию, постепенно изгоняя из своих полотен цвет, все более погружая сцены в светотень в духе Тициана или Тинторетто.
Последователями Маньяско были венецианские живописцы Антонио Гварди и Франческо Тьеполо, которые подражали его мазку. Признанный при жизни и забытый в XVIII веке он обрел популярность лишь в начале XX века. Полотна Алессандро Маньяско выставлены в лучших музеях мира, есть они и в России – «Вакханалия», «Распятие», «Трапеза монахинь» хранятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Умер художник в родном городе Генуе 12 марта 1749 года.
mkram.ru
МАНЬЯСКО АЛЕССАНДРО | Энциклопедия Всемирная история
МАНЬЯСКО АЛЕССАНДРО (прозвище Лиссандрино) - итальянский живописец.
Сын генуэзского художника Стефано Маньяско; в возрасте десяти лет переехал в Милан, где около 1681-1682 годов поступил в мастерскую Ф. Аббьяти, под чьим руководством выполнил серию портретов («Мужской портрет», 1680-е годы, Пинакотека Брера, Милан) и ряд религиозных картин («Святой Франциск, утешаемый ангелами», 1680-е годы, галерея Палаццо Бьянко, Генуя). Большое влияние на формирование Маньяско оказали рисунки и гравюры Ж. Калло, живописные произведения П. Веронезе, Тициана, С. Розы и других мастеров XVI-XVII веков, которые он видел в частных собраниях, прежде всего в коллекции флорентийского герцога Фердинандо Медичи. Начал работать самостоятельно около 1690 года. Жил и работал в Милане (около 1677-1703 и 1709-1735 годов), Флоренции (1703-1709 годы) и Генуе (1735-1749 годы).
Творчество Маньяско отличается разнообразием сюжетов: он писал мифологические, ново- и ветхозаветные истории, эпизоды из быта монахов и отшельников, интерьеры синагог, собрания квакеров, сцены колдовства и шабаша ведьм, литературных и театральных персонажей (Дон Кихот, Пульчинелла), а также популярные в то время «низкие» образы пастухов, рыбаков, прачек, цыган, солдат, бандитов и прочее.
В качестве мастера небольших жанровых композиций и стаффажных сцен (pittore delle figure) сотрудничал с пейзажистами А.Ф. Перуццини и А. Тавеллой, художником архитектурных фонов К. Сперой и другими. В этих совместных произведениях фигурки, написанные Маньяско, одухотворяют стандартные схемы пейзажей и руин: выстраивают в них планы, создавая пространственный ритм («Процессия капуцинов в пейзаже», 1697 год, частное собрание, Милан), выполняют роль композиционной связки («Мученичество св. Эразма», 1690-е годы, частное собрание, Милан), подобно плющу обвивают архитектурные конструкции («Вакханалия», ГМИИ; «Привал бандитов», «Вакханалия», Эрмитаж, Санкт-Петербург; все - 1710-е годы), а в интерьерных сценах создают светящийся вибрирующий акцент («Синагога» и «Собрание квакеров», обе около 1704 года, галерея Уффици, Флоренция). Художник пишет открытыми мазками зелёного, синего, жёлтого и других цветов, за что его импровизационная манера получила название pittura di tocco (живопись мазка). Маньяско объединяет фигурки с элементами интерьера или пейзажа таким образом, что они, теряя жанровую узнаваемость, становятся цветовым элементом пространства, создавая сложное пространственно-цветовое пятно. Этот принцип абстрактного живописного восприятия мотива хорошо виден в небольших по формату картинах Маньяско («Любовь Пульчинеллы», 1700-е годы, Музей искусств, Копенгаген; «Дон Кихот», 1719-1725 годы, Институт искусств, Детройт) и в его рисунках. В графических работах, опираясь одновременно на традиции Ж. Калло (превращение жанрового мотива в импровизационную композицию вертикалей, горизонталей и диагоналей на плоскости листа) и венецианского рисунка (тонированная бумага, техника «три карандаша»), Маньяско изучает возможности графических и цветовых средств преобразования пространства («Человек с бревном», галерея Палаццо Россо, Генуя; «Капуцины в пути», частное собрание, Милан).
В период между 1720 и 1725 годами Маньяско преодолевает узкие рамки жанра «фигурок» и становится пейзажистом. В его творчестве появляются самостоятельно выполненные интерьеры, написанные как пейзаж («Синагога», 1725-1735 годы, Музей изящных искусств, Кливленд; «Трапезная братьев оссервантов», 1736-1737 годы, Городской музей, Бассано-дель-Граппа), руины («Вакханалия», 1720-1730-е годы, Музей искусств Ринглинг, Сарасота) и картины, в которых преобладает собственно пейзаж (парные работы «Крещение Христа» и «Христос, спасающий святого Петра», 1730-е годы, Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Молящиеся монахи и рыбаки, тянущие сеть у моря», 1730-е годы, Музей искусств, Копенгаген). В этих работах первостепенными задачами становятся спонтанная реализация цветопространственного видения и передача хаотичной, изменчивой, но в то же время ритмически организованной стихии пейзажа. Картина Маньяско «Приём на вилле Альбаро» (1735 год, галерея Палаццо Бьянко) производит впечатление написанной на пленэре, хотя и была создана в мастерской: сложные переходы тёплых коричневых и холодных голубых тонов с включением красного оттенка грунта создают изменчивый общий тон картины.
Творчество Маньяско, разрабатывавшего проблему непротиворечивого слияния фигур и пейзажа в единое живописное пространство, стало связующим звеном в развитии итальянского пейзажного жанра XVII и XVIII веков и важной вехой на пути становления пленэрного пейзажа как особой живописной задачи в XIX веке. Непосредственным последователем Маньяско стал венецианский живописец Ф. Гварди.
w.histrf.ru