350 лет назад родился Алессандро Маньяско. Картины маньяско


Culture and art

Алессандро Маньяско Вакханалия 1667—1749. Холст, масло. 1,12 х 1,76

Алессандро Маньяско Вакханалия 1667—1749. Холст, масло. 1,12 х 1,76

Алессандро Маньяско Вакханалия 1667—1749

Само создание картины на сюжет вакханалии, к тому же истолкованной в духе античной пасторали, может показаться неожиданным для Маньяско — остродраматического, можно сказать, демонического таланта. Тем не менее обращение к аркадским мотивам характерно для некоторых этапов его творчества и, очевидно, навеяно еще в юношеские годы генуэзскими художниками, в среде которых он получил первые уроки художественного воспитания.

Алессандро Маньяско Вакханалия. Фрагмент

Алессандро Маньяско Вакханалия. Фрагмент

Впрочем, античный сюжет у Маньяско только еще сильнее оттеняет принципиально «антиклассический» характер его творчества, сложившегося на основе неприятия художественных принципов официального итальянского искусства второй половины XVII века, утверждаемых как мастерами академически-классицистического толка, так и представителями позднего барокко. Маньяско чужды холодная виртуозность и апологетический тон помпезных композиций этих художников, он противопоставляет им романтический взгляд на мир, окрашенный иронией и острой меланхолией. Элегическому величию природы и античных руин в «Вакханалии» противостоят безудержные, неистовые движения извивающихся в танце фигур. Контраст мира «вечной» красоты и этих существ, охваченных странным волнением, более похожим на отчаяние, чем на радость, разрушает миф об идиллической Аркадии. Основным выразительным началом в картинах Маньяско является его неповторимая живописная манера энергичными ударами кисти, так называемая pittura di tocco. Архитектурный пейзаж в картине исполнен миланским художником-перспективистом Клименте Сперо, нередко работавшим вместе с Маньяско. «Вакханалия» создана была, вероятно, во втором десятилетии XVIII века, в период второго пребывания Маньяско в Милане.В 1757—1758 годах московское полотно было воспроизведено Ф. С. Рокотовым в его картине, изображающей кабинет И. И. Шувалова, который передал в числе других четыре картины Маньяско в Академию художеств в Петербурге, откуда полотно в 1922 году поступило в Государственный Эрмитаж, а в 1925 году в ГМИИ имени А. С. Пушкина.

culture-art.ru

Художник Алессандро Маньяско - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Цитата сообщения repmanХудожник Алессандро Маньяско

XVII—XVIII века ознаменовались наступлением эпохи Барокко и появлением новых направлений в искусстве, в том числе и в живописи. Традиционные приемы написания картин были существенно разбавлены свежими и многообразными стилями валенсийской, римской, болонской, неаполитанской и генуэзской школ. Среди представителей последней мы хотели бы выделить уроженца Генуи — Алессандро Маньяско.

Отец Алессандро, Стефано Маньяско, тоже был художником — именно он познакомил сына с живописью и стал его первым учителем. После смерти отца Алессандро переехал в Милан, где попал в ученики Франческо Аббьяти. Существенное влияние на творчество художника оказали и другие деятели генуэзской школы, в частности Тинторетто.

Trattenimento in un giardino di Albaro, 1735

Картины Алессандро можно узнать по технике письма — его работы выполнены тягучими мазками и динамичными ударами кистью, без использования растушевки. Полотна художника практически живые, выполненные в теплых тонах, в них ощущается движение и внутренняя энергия.

Алессандро часто обращался к мифологии и библейским сюжетам, но персонажи его картин особой духовностью и благочестием не отличались, а сами сюжеты выступали лишь в качестве источника вдохновения, воплощаясь в непривычной для того времени форме. На фоне величественных античных руин художник изображал разбойников и цыган, плутов и бродяг — именно они были героями его полотен.

Допросы в тюрьме, 1710

Люди на картинах Маньяско изображались странно, что проявлялось в пропорциях, мимических линиях, динамике движений — художник смотрел на изображаемый им мир достаточно своеобразно, но публика любила Алессандро за его юмор и оригинальность, сатиру и иронию, которые он привносил в известные всем сюжеты.

Писал Алессандро и более «серьезные» картины, в основном пейзажи. Особое внимание творец уделял всяким мелочам, тщательно прорисовывал детали заднего плана, помещал на свои полотна большое количество персонажей — все это заставляет изучать его картины с особым вниманием. Благодаря всем этим особенностям, формирующим своеобразный стиль художника, его рука угадывается практически всегда.

Собрание секты

Кощунственное ограбление, 1731

Служба монахов

Иосиф истолковывает сны слугам фараона в тюрьме, 1726-31

Landscape with Shepherds

Landscape with Stormy Sea

Воскрешение Лазаруса

Christ at the Sea of Galilee

The Baptism of Christ, 1740

Монахи

Привал разбойников, 1710

Бандиты на отдыхе, 1710

Вакханалия, 1710

Вакханалия

Вакханалия

hist-etnol.livejournal.com

350 лет назад родился Алессандро Маньяско — EA Culture

Юбилей выдающегося представителя генуэзской школы живописи отмечается в Италии и во многих художественных музеях

4 февраля 1667 года в Генуе родился выдающийся живописец, яркий представитель барокко и один из наиболее известных мастеров генуэзской школы Алессандро Маньяско.

Алессандро Маньяско (1667-1749). Автопортрет. Масло, холст. 68,5х48,3 см. Аукционный дом Кристис. Источник https://upload.wikimedia.org/Алессандро Маньяско (1667-1749). Автопортрет. Масло, холст. 68,5х48,3 см. Аукционный дом Кристис.Источник https://upload.wikimedia.org/

Он всю жизнь трудился в Генуе, был популярным, много работал на заказ, выполняя жанровые полотна на мифологические и исторические сюжеты, однако прославился также изображением итальянского быта, в том числе, сцен из жизни монахов, солдат, цыган и заключенных.

Это было время, когда главными заказчиками вместо князей, живших во дворцах, стали купцы и банкиры, предпочитавшие украшать картинами свои конторы. Поэтому размеры картин Маньяско не столь велики, как у его предшественников, зато именно он считается первым итальянцем, научившимся органично вписывать небольшие картины в интерьер кабинетов, где произведения искусства занимали место между полок с бумагами. Отсюда и преобладание на его полотнах коричневого и оливкового цветов, причем иногда художник специально выполнял картины в той или иной гамме, что называется, под цвет мебели. Это однако не помешало ему создать динамичные произведения, населенные страстными персонажами.

Мастер прожил 82 года и во второй половине долгой жизни олицетворял собой генуэзскую школу, являя образец живописца, каким его представляли в первой половине XVIII столетия.

Произведения Маньяско есть в коллекциях ведущих художественных музеев мира, в том числе, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

Алессандро Маньяско (1667-1749). Воскрешение Лазаря. 1715-1740. Масло, холст. 68,5х83,5 см. Государственный Музей, Амстердам. Источник https://upload.wikimedia.org/Алессандро Маньяско (1667-1749). Воскрешение Лазаря. 1715-1740. Масло, холст. 68,5х83,5 см. Государственный Музей, Амстердам.Источник https://upload.wikimedia.org/Алессандро Маньяско (1667-1749). Допрос в тюрьме. 1710. Музей истории искусства, Вена. Источник http://www.wga.hu/
Алессандро Маньяско (1667-1749). Допрос в тюрьме. 1710. Музей истории искусства, Вена.Источник http://www.wga.hu/Алессандро Маньяско (1667-1749). Воздвижение креста. Масло, холст. 57х37 см. Академия архитектуры, Вена. Источник http://www.wga.hu/Алессандро Маньяско (1667-1749). Воздвижение креста. Масло, холст. 57х37 см. Академия архитектуры, Вена.Источник http://www.wga.hu/Алессандро Маньяско (1667-1749). Христос и ангелы. Масло, холст. 193х142 см. Прадо, Мадрид. Источник http://www.wga.hu/Алессандро Маньяско (1667-1749). Христос и ангелы. Масло, холст. 193х142 см. Прадо, Мадрид.Источник http://www.wga.hu/Алессандро Маньяско (1667-1749). Вакханалия. 1710-е. Масло, холст. 110х167 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Источник http://www.wga.hu/
Алессандро Маньяско (1667-1749). Вакханалия. 1710-е. Масло, холст. 110х167 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.Источник http://www.wga.hu/

 

eaculture.ru

Маньяско, Алессандро | Kramskoy

Image7?sha=1c5867e4

04.02.1667 — 19.03.1749

Алессандро Маньяско, как и другие мастера эпохи барокко, писал картины на библейские или мифологические сюжеты, однако, некоторые искусствоведы называют его «предтечей романтизма». Выбирая традиционный сюжет, художник размещает на фоне тщательно прописанных античных пейзажей плутов, разбойников, цыган. Многочисленные герои карикатурны, их тела зачастую непропорциональны, со странной динамикой движений. Но при всей саркастичности и гротескности,  работы мастера полны внутреннего драматизма и экспрессии.

Родился Алессандро Маньяско 4 февраля 1667 года в Генуе в семье художника Стефано Маньяско. Именно отец стал его первым учителем. В Милане, куда уехал молодой художник после смерти отца, его наставником становится Франческо Аббьяти.

В 1703 году Алессандро Маньяско покидает Милан и отправляется во Флоренцию на службу герцогу Тосканскому. В 1711 году художник возвращается в Милан и работает на аристократические семьи города. Но самые блестящие и известные полотна мастер создаст, вернувшись в Геную в 1735 году – «Сцена в саду Альбаро», «Христос в Эммаусе» и др.

Особенно следует выделить необычную технику письма Алессандро  Маньяско. Его живопись разнофактурна — это и динамичные мазки, и удары кистью. Краска, нанесенная таким образом, без растушевки добавляет картинам динамичности, усиливая драматический эффект. Его особый стиль, несмотря на жанровое разнообразие полотен, угадывается всегда. В каждой своей картине Маньяско создавал собственный фантастический, призрачный мир, населенный монахами и бродягами, странно жестикулирующими и словно подчиненными некоей высшей силе. На протяжении своего творчества художник претерпевает длительную эволюцию, постепенно изгоняя из своих полотен цвет, все более погружая сцены в светотень в духе Тициана или Тинторетто.

Последователями Маньяско были венецианские живописцы Антонио Гварди  и Франческо Тьеполо, которые подражали его мазку. Признанный при жизни и забытый в XVIII веке он обрел популярность лишь в начале XX века. Полотна Алессандро Маньяско выставлены в лучших музеях мира, есть они и в России – «Вакханалия», «Распятие», «Трапеза монахинь» хранятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Умер художник в родном городе Генуе 12 марта 1749 года.

mkram.ru

МАНЬЯСКО АЛЕССАНДРО | Энциклопедия Всемирная история

МАНЬЯСКО АЛЕССАНДРО (про­зви­ще Лис­сан­д­ри­но) - итальянский жи­во­пи­сец.

Сын ге­ну­эз­ско­го ху­дож­ни­ка Сте­фа­но Мань­я­ско; в воз­рас­те де­ся­ти лет пе­ре­ехал в Ми­лан, где около 1681-1682 годов по­сту­пил в мас­тер­скую Ф. Аб­бь­я­ти, под чьим ру­ко­во­дством вы­пол­нил се­рию порт­ре­тов («Муж­ской порт­рет», 1680-е годы, Пи­на­ко­те­ка Бре­ра, Ми­лан) и ряд ре­лигиозных кар­тин («Святой Фран­циск, уте­шае­мый ан­ге­ла­ми», 1680-е годы, га­ле­рея Па­лац­цо Бьян­ко, Ге­нуя). Боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние Маньяско ока­за­ли ри­сун­ки и гра­вю­ры Ж. Кал­ло, жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния П. Ве­ро­не­зе, Ти­циа­на, С. Ро­зы и других мас­те­ров XVI-XVII веков, ко­то­рые он ви­дел в ча­ст­ных со­б­ра­ни­ях, пре­ж­де все­го в кол­лек­ции фло­рен­тий­ско­го гер­цо­га Фер­ди­нан­до Ме­ди­чи. На­чал ра­бо­тать са­мо­стоя­тель­но около 1690 года. Жил и ра­бо­тал в Ми­ла­не (около 1677-1703 и 1709-1735 годов), Фло­рен­ции (1703-1709 годы) и Ге­нуе (1735-1749 годы).

Твор­че­ст­во Маньяско от­ли­ча­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем сю­же­тов: он пи­сал ми­фо­ло­гические, но­во- и вет­хо­за­вет­ные ис­то­рии, эпи­зо­ды из бы­та мо­на­хов и от­шель­ни­ков, ин­терь­е­ры си­на­гог, со­б­ра­ния ква­ке­ров, сце­ны кол­дов­ст­ва и ша­ба­ша ведьм, литературных и те­ат­раль­ных пер­со­на­жей (Дон Ки­хот, Пуль­чи­нел­ла), а так­же по­пу­ляр­ные в то вре­мя «низ­кие» об­ра­зы пас­ту­хов, ры­ба­ков, пра­чек, цы­ган, сол­дат, бан­ди­тов и прочее.

В ка­че­ст­ве мас­те­ра не­боль­ших жан­ро­вых ком­по­зи­ций и стаф­фаж­ных сцен (pit­tore delle figure) со­труд­ни­чал с пей­за­жи­ста­ми А.Ф. Пе­руц­ци­ни и А. Та­вел­лой, ху­дож­ни­ком ар­хи­тек­тур­ных фо­нов К. Спе­рой и другими. В этих со­вме­ст­ных про­из­ве­де­ни­ях фи­гур­ки, на­пи­сан­ные Маньяско, оду­хо­тво­ря­ют стан­дарт­ные схе­мы пей­за­жей и ру­ин: вы­страи­ва­ют в них пла­ны, соз­да­вая про­стран­ст­вен­ный ритм («Про­цес­сия ка­пу­ци­нов в пей­за­же», 1697 год, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Ми­лан), вы­пол­ня­ют роль ком­по­зи­ци­он­ной связ­ки («Му­че­ни­че­ст­во св. Эраз­ма», 1690-е годы, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Ми­лан), по­доб­но плю­щу об­ви­ва­ют ар­хи­тек­тур­ные кон­ст­рук­ции («Вак­ха­на­лия», ГМИИ; «При­вал бан­ди­тов», «Вак­ха­на­лия», Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург; все - 1710-е годы), а в ин­терь­ер­ных сце­нах соз­да­ют све­тя­щий­ся виб­ри­рую­щий ак­цент («Си­на­го­га» и «Со­б­ра­ние ква­ке­ров», обе около 1704 года, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция). Ху­дож­ник пи­шет от­кры­ты­ми маз­ка­ми зе­лё­но­го, си­не­го, жёл­то­го и других цве­тов, за что его им­про­ви­за­ци­он­ная ма­не­ра по­лу­чи­ла на­зва­ние pittura di toc­co (жи­во­пись маз­ка). Маньяско объ­е­ди­ня­ет фи­гур­ки с эле­мен­та­ми ин­терь­е­ра или пей­за­жа та­ким об­ра­зом, что они, те­ряя жан­ро­вую уз­на­вае­мость, ста­но­вят­ся цве­то­вым эле­мен­том про­стран­ст­ва, соз­да­вая слож­ное про­стран­ст­вен­но-цве­то­вое пят­но. Этот прин­цип аб­ст­ракт­но­го жи­во­пис­но­го вос­при­ятия мо­ти­ва хо­ро­шо ви­ден в не­боль­ших по фор­ма­ту кар­ти­нах Маньяско («Лю­бовь Пуль­чи­нел­лы», 1700-е годы, Му­зей ис­кусств, Ко­пен­га­ген; «Дон Ки­хот», 1719-1725 годы, Ин­сти­тут ис­кусств, Дет­ройт) и в его ри­сун­ках. В гра­фи­че­ских ра­бо­тах, опи­ра­ясь од­но­вре­мен­но на тра­ди­ции Ж. Кал­ло (пре­вра­ще­ние жан­ро­во­го мо­ти­ва в им­про­ви­за­ци­он­ную ком­по­зи­цию вер­ти­ка­лей, го­ри­зон­та­лей и диа­го­на­лей на плос­ко­сти лис­та) и ве­не­ци­ан­ско­го ри­сун­ка (то­ни­ро­ван­ная бу­ма­га, тех­ни­ка «три ка­ран­да­ша»), Маньяско изу­ча­ет воз­мож­но­сти гра­фи­че­ских и цве­то­вых средств пре­об­ра­зо­ва­ния про­стран­ст­ва («Че­ло­век с брев­ном», га­ле­рея Па­лац­цо Рос­со, Ге­нуя; «Ка­пу­ци­ны в пу­ти», ча­ст­ное со­б­ра­ние, Ми­лан).

В пе­ри­од ме­ж­ду 1720 и 1725 годами Маньяско пре­одо­ле­ва­ет уз­кие рам­ки жан­ра «фи­гу­рок» и ста­но­вит­ся пей­за­жи­стом. В его твор­че­ст­ве по­яв­ля­ют­ся са­мо­стоя­тель­но вы­пол­нен­ные ин­терь­е­ры, на­пи­сан­ные как пей­заж («Си­на­го­га», 1725-1735 годы, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Клив­ленд; «Тра­пез­ная брать­ев ос­сер­ван­тов», 1736-1737 годы, Городской му­зей, Бас­са­но-дель-Грап­па), руи­ны («Вак­ха­на­лия», 1720-1730-е годы, Му­зей ис­кусств Ринг­линг, Са­ра­со­та) и кар­ти­ны, в ко­то­рых пре­об­ла­да­ет соб­ст­вен­но пей­заж (пар­ные ра­бо­ты «Кре­ще­ние Хри­ста» и «Хри­стос, спа­саю­щий святого Пет­ра», 1730-е годы, Национальная га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон; «Мо­ля­щие­ся мо­на­хи и ры­ба­ки, тя­ну­щие сеть у мо­ря», 1730-е годы, Му­зей ис­кусств, Ко­пен­га­ген). В этих ра­бо­тах пер­во­сте­пен­ны­ми за­да­ча­ми ста­но­вят­ся спон­тан­ная реа­ли­за­ция цве­топро­стран­ст­вен­но­го ви­де­ния и пе­ре­да­ча хао­тич­ной, из­мен­чи­вой, но в то же вре­мя рит­ми­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ной сти­хии пей­за­жа. Кар­ти­на Маньяско «При­ём на вил­ле Аль­ба­ро» (1735 год, га­ле­рея Па­лац­цо Бьян­ко) про­из­во­дит впе­чат­ле­ние на­пи­сан­ной на пле­нэ­ре, хо­тя и бы­ла соз­да­на в мас­тер­ской: слож­ные пе­ре­хо­ды тё­п­лых ко­рич­не­вых и хо­лод­ных го­лу­бых то­нов с вклю­че­ни­ем крас­но­го от­тен­ка грун­та соз­да­ют из­мен­чи­вый об­щий тон кар­ти­ны.

Твор­че­ст­во Маньяско, раз­ра­ба­ты­вав­ше­го про­бле­му не­про­ти­во­ре­чи­во­го слия­ния фи­гур и пей­за­жа в еди­ное жи­во­пис­ное про­стран­ст­во, ста­ло свя­зую­щим зве­ном в раз­ви­тии итальянского пей­заж­но­го жан­ра XVII и XVIII веков и важ­ной ве­хой на пу­ти ста­нов­ле­ния пле­нэр­но­го пей­за­жа как осо­бой жи­во­пис­ной за­да­чи в XIX веке. Не­по­сред­ст­вен­ным по­сле­до­ва­те­лем Маньяско стал ве­не­ци­ан­ский жи­во­пи­сец Ф. Гвар­ди.

w.histrf.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта