Ромас, Яков Дорофеевич. Ромас картины


Ромас Яков Дорофеевич (1902–1969)

Куплю картины Ромаса Якова Дорофеевича.

Биография

Romas YВыдающийся советский живописец, театральный художник, оформитель выставок, один из пионеров советского дизайна. Член СХ СССР. Лауреат Государственной премии СССР второй степени (1948). Действительный член АХ СССР (1958). Член Президиума АХ СССР (1962). Народный художник СССР (1965).

Яков Дорофеевич Ромас родился в Соколке Гродненской губернии Российской империи (ныне Сокулка Подляского воеводства Польши). Был женат на своей однокурснице Варваре Александровне Арманд – дочери известной революционерки Инессы Арманд.

С 1922 года учился в Москве, в Пречистенском практическом институте (1922–1924) у Н. П. Крымова, Н. П. Ульянова. С 1924 года – в Высших художественных технических мастерских (ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН). Закончил театрально-декорационное отделение ВХУТЕИНа, обучался у И. М. Рабиновича, К. Н. Истомина, С. В. Герасимова, П. П. Кончаловского (1930).

Работал как театральный художник, оформлял праздники в Москве (1924–1937). Преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года (1932–1936). В 1935 году участвовал в художественном оформления Исторического музея. Оформил советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).

Во время Великой Отечественной войны Я. Д. Ромас – художник эскадры Краснознамённого Балтийского флота (КБФ, 1941–1943).

Я. Д. Ромас автор оформления станции «Красносельская» Московского метрополитена имени, в дальнейшем работал преимущественно как пейзажист, специализировался на речных и морских видах.

Мастер пейзажа и жанрово-тематических композиций, посвящённых природе и людям Каспия, Сибири, средней полосы России. Автор панорамных романтических картин изображающих волжские и окские речные просторы: «Бакенщик» (1941), «Зимние залпы Балтики» (1942, ГТГ), «Бакенщица» (1945), «На плоту» (1947, ГТГ), «На разъезде» (1948), «В Южном порту столицы» (1949, ГТГ), «Там, где будет Куйбышевская ГЭС» (1950), «Утро» (1957, ГТГ), «Конец путины» (1961, СХ СССР), «Последний караван» (1964), «Прощайте, паруса» (1966–1967, СХ России), «Скоро в море, однако» (1969), «На Оке», «В выходной день».

В послевоенные годы Ромас несколько раз приезжал в тихий городок на Волге – Плёс, который издавна, ещё со времён Левитана, стал любимым и заветным уголком вдохновения и творчества многих русских и советских художников. Здесь он много работал и написал значительное количество этюдов и картин. В Плёсе, в 1947 году, он написал пейзажно-жанровую картину «На плоту», сразу обратившую на себя внимание. После пережитой войны советским людям еще дороже и милее стала Родина, ее поля, леса, реки. Их чувствам как нельзя лучше и соответствовало содержание картины.

… Широкая могучая река. Сильно печет полуденное солнце. По воде далеко растянулся большой плот, ведомый белым богатырем-буксиром. На середине плота – шалаш. Возле него сплавщики – крепкие, сильные люди. В центре – бригадир, пожилой кряжистый человек. Но не он главная фигура в данный момент. Все внимательно слушают молодого волгаря, видимо, недавно демобилизованного фронтовика. Красивая женщина в ярком платье подает на стол обед, приготовленный на костре.

Подготовительные пейзажные этюды Яков Дорофеевич готовил на Волге у Плеса. Здесь же он находил и натурщиков, бригадира плотогонов списал с местного рыбака Е. М. Мартемьянова.

В 50-е годы Я. Д. Ромас много путешествовал, ездил в творческие командировки в Волгу, Оку, Магнитогорск, Сибирь, Урал; выполнил серию этюдов и картин отличающихся материальностью и убедительной передачей световоздушной среды: «Паруса» (1952), «Этюд к картине Магнитогорск» (1956), «Северный Каспий» (1956), «Ветреный день на Енисее» (1957), «Енисей после дождя» (1958), «На притоке Волги» (1959), «Баркас. Северный Каспий» (1960), «Молодое море» (1950-е), серия этюдов – «На Енисее» (1950-е).

Плодотворными оказались поездки художника на Каспий, там он создал одни из лучших своих картин посвящённых местной природе и будням рыбаков рыболовецких совхозных артелей: «Весна на Каспии в разгаре» (1956), «Рыбак Каспия» (1959, ГТГ), «Весенняя путина на Северном Каспии» (1961), «Колхозные реюшки на раскатах» (1961), «План выполнен» (1961, ГТГ), «Моряна», «С уловом».

Середина 50-х – первая половина 60-х пожалуй, самый значительный этап в творчестве Якова Ромаса, именно в это время появились знаковые работы художника, такие как масштабная картина «Утро пятилетки» написанная в 1956 году и хранящаяся в Центральном музее современной истории России, посвященная строительству ММК; небольшая замечательная картина «Путина на северном Енисее (1957), «Ранней весной. Туман» (1958), «Последний караван» (1964), «Корабли на Неве. Ленинград», Многие из этих работ впоследствии были репродуцированы большими тиражами на открытках.

Художник придавал своей работе над этюдами большое значение: «Этюды в моей творческой деятельности играют очень существенную и важную роль. В каждом из них я стараюсь не копировать природу, а творчески изучать и познавать ее. Для меня этюд – правдивая запись состояния природы, эффектов ее освещения, особенностей колорита и в какой-то степени нахождение новых композиционных решений. Ромас считал, что систематическая работа над этюдами необходима и естественна для художника реалиста. Десятки написанных автором этюдов помогли ему войти в природу, углубленно ее изучить и понять.

Во второй половине 50-х совершил творческие поездки в Египет, Мексику, США, их результатом стали такие произведения как «Вечер на Ниле. Каир» (1957), «Египет. На базар» (1958), «Оросительный канал. ОАР» (1958), «Мексика. Вулкан» (1958), «Мексика. Улица в городе Морения» (1958), «Улочка в Мехико. Мексика» (1958), «Бруклинский мост. В порту на реке Гудзон» (1959).

Преподавал в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова (МГАХИ, 1948–1950). Главный художник ВСХВ (1950–1954).

Яков Ромас начал участвовать в всесоюзных и республиканских выставках с 1933 года.

Персональные выставки художника проходили в Москве (1945, 1952, 1961, 1962, 1967), Ленинграде (1962) и других городах СССР.

За картину «На плоту», в 1947 году награждён Сталинской премия второй степени, за военные заслуги – орденом Отечественной войны II степени. Получил серебряную медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958). В Москве, на Кутузовский проспекте, на доме где проживал художник, имеется мемориальная доска в его честь.

Картины Я. Д. Ромаса входят в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного русского музея, Государственного центрального музея современной истории России, Центрального Военно-Морского музея в Ленинграде, Астраханской картинной галереи, Красноярского государственного художественного музея им. В. И. Сурикова, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Дрезденской картинной галереи, Новокузнецкого музея изобразительного искусства, Туапсинском историко-краеведческом музее им. Н. Г. Полетаева, Казахская картинная галерея им. Т. Г. Шевченко, Одесской картинной галерее; его работы экспонируются во многих других музеях России, Украины и стран бывшего СССР.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.';document.getElementById('cloak578e16671b3664d6a5c8de61bc02ab51').innerHTML += ''+addy_text578e16671b3664d6a5c8de61bc02ab51+'';

tramvaiiskusstv.ru

Ромас, Яков Дорофеевич — википедия фото

Биография

  Могила Ромаса на Новодевичьем кладбище Москвы.   Картина Я. Ромаса на почтовой марке ГДР. 1969 года

Яков Ромас родился 29 января (11 февраля) 1902 года в Соколке Гродненской губернии Российской империи (ныне Сокулка Подляского воеводства Польши).

Учился в Москве, в Пречистенском практическом институте (1922—1924) у Н. П. Крымова, Н. П. Ульянова.

1924—1937 годы — работал как театральный художник, оформлял праздники в Москве.

1930 — закончил театрально-декорационное отделение ВХУТЕИНа, классы И. М. Рабиновича, К. Н. Истомина, С. В. Герасимова, П. П. Кончаловского.

1932—1936 годы — преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года.

1935 год — автор художественного оформления Исторического музея.

1939 год — оформил советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

1941—1943 годы — художник эскадры КБФ.

Автор оформления станции «Красносельская» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича, в дальнейшем работал преимущественно как пейзажист, специализировался на речных и морских видах.

1948—1950 годы — преподавал в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1948—1950).

1950—1954 годы — главный художник ВСХВ.

1958 год — действительный член АХ СССР.

1962 год — член Президиума АХ СССР.

Я. Д. Ромас умер 18 мая 1969 года в Астрахани. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

В Москве, по адресу: Кутузовский проспект, 9, где проживал художник, имеется мемориальная доска в честь живописца.

Персональные выставки

Участник выставок с 1933 года.

Персональные выставки художника проходили в Москве (1945, 1952, 1961, 1962[2], 1967), Ленинграде (1962) и других городах.

Творческое наследие

Мастер пейзажа и жанрово-тематических композиций, посвящённых природе и людям Каспия и средней полосы России.

Главные картины «На плоту», «Бакенщица», «Зимние залпы Балтики», «В выходной день», «Там, где будет Куйбышевская ГЭС».

В 1958 году посетил Мексику, в результате чего появился цикл работ об этой стране, среди которых "В Акапулько", "Мексика" и др.[3][4]

Творчество имеет коллекционно-антикварное значение, рейтинг художника в 2005 году — 2B.

Картины художника входят в коллекции ГТГ, ГРМ, Дрезденской картинной галереи, Астраханской картинной галереи, Красноярского государственного художественного музея им. В. И. Сурикова, экспонируются во многих областных музеях России и Украины.

Картина «Утро пятилетки» посвящена строительству ММК.

Награды и премии

Источники

  • Яков Дорофеевич Ромас. Каталог выставки. М., 1962.
  • Кудряшов В. Родные просторы // Художник. 1962, № 7. С.17-20.

Примечания

Ссылки

org-wikipediya.ru

Я. Д. РОМАС (1902(-1969)) | ARTconservation

Известный мастер советской пейзажной живописи Яков Дорофеевич Ромас родился в 1902 году в местечке Соколка в Белоруссии, в семье железнодорожного машиниста. Рано потеряв мать, он воспитывался отцом. Война 1914 года разлучила его на многие годы с семьей; эвакуированный в 1915 году в Москву вместе с оставшимися без родителей детьми, он учился в частном реальном училище Н. Г. Баженова, успешно занимаясь рисованием. В феврале 1919 года Ромас ушел добровольцем в партизанский отряд в г. Аральске и сражался против колчаковских банд. Демобилизовавшись, поступил на факультет изобразительных искусств Пречистенского практического института в Москве и занимался под руководством преподававших в те годы в этом институте известных художников К. А. Коровина, Н. П. Крымова и Н. П. Ульянова.

С 1924 года Ромас начал заниматься на театрально-декоративном отделении живописного факультета ВХУТЕМАСА под руководством П. П. Кончаловского. в 1930 году закончил институт.

В течение восьми лет, после окончания института Ромас работал в области декоративно-художественного оформления, принимал участие в праздничном оформлении площадей и улиц Москвы: площади Свердлова, площади Революции, Красной площади и др., в строительстве метрополитена (оформление входа и подземного вестибюля станции «Красносельская») и ряда крупнейших выставок и музеев.

Ромас удачно сочетает в своем творчестве лучшие черты советского художника, горячо любящего свою Родину, тонко чувствующего ее природу и тесно связанного с жизнью и трудовой деятельностью советского народа.

Идеи своих произведений художник всегда ищет и находит в «живой действительности, в творческом созидательном труде советского народа, строящего коммунистическое общество»1.

Еще в довоенные годы, ведя большую работу художника-оформителя, Ромас в летние месяцы ежегодно совершал длительные поездки по Волге, Каме, Мологе, Днепру и с увлечением писал этюды, изучал природу, жизнь и труд народа. Во время весенней поездки в 1941 году на Северный Каспий, наблюдая и изучая трудовую жизнь рыбаков, он писал этюды моря, парусных судов и рыбаков, собирая материалы для задуманных им картин. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала его работу; Ромас с первых месяцев войны ушел во флот. В 1941—1942 гг. художник, непосредственно участвуя в героической обороне Ленинграда, одновременно работал над историей боевых действий Краснознаменного Балтийского флота. За зиму 1941 —1942 гг. он выполнил большое количество рисунков, этюдов и эскизов, являющихся своеобразной летописью боевых действий крейсера «Максим Горький», на котором он в это время служил. Правдивые, простые по композиции, проникнутые духом горячей любви к Родине, эти произведения отображали переживания, впечатления и наблюдения художника в первые трудные месяцы героической защиты осажденного врагом Ленинграда. Большую роль в этих произведениях играл пейзаж северной природы Балтики.

Собранные материалы дали Ромасу возможность написать в 1942 году картину «Зимние залпы Балтики». Характерный суровый пейзаж Ленинграда трудных блокадных дней помогает раскрытию обобщенного образа героического города; цветовое решение картины немногими неяркими тонами красок подчеркивает суровость и напряженность этого трудного периода защиты Ленинграда и правдиво передает тяжелую жизнь города, окруженного со всех сторон врагом и лишенного топлива, света, пищи и воды. В этом же году Ромас на основе собранных материалов пишет картины «Крейсер «Максим Горький» в обороне Ленинграда» (1943), «Разгром фашистского десанта у острова Сухо» и вариант картины (1942) «Зимние залпы Балтики».

После демобилизации в 1944 году Ромас совершает поездку на реку Каму, и у него появляется мысль создать картину о сплавщиках леса, возвратившихся к мирному труду. «Стремление выразить в этой картине идею восстановления разрушенных фашистскими варварами сел и городов, подсказал сюжет и образное решение картины; вернувшийся с фронта к мирному труду сержант повествует плотникам о военных сражениях в недавнем прошлом. Плот спускается вниз по реке к местам недавних боев для восстановления разрушенного»2.

Ясно представляя композицию задуманной им картины, Ромас сделал эскиз, а затем в течение последующих трех лет провел большую подготовительную работу по собиранию материалов, поисков нужного типажа и написанию этюдов. С этой целью он совершил поездки по Оке и Волге в 1945— 1946 гг. И .в 1947 году была написана картина «На плоту».

Во время поездок по Оке и Волге Ромас написал несколько произведений: «Бакенщица» (1945), «Свежий ветер» (1946), «На перекате» (1946), «Жарко» (1946), «Тишина» (1946), «Вечер. Касимов» (1946), «Зимняя вода» (1946), «Весенние ручьи» (1946).

В «Бакенщице», посвященной рассказу о героическом труде волжанки, перевозящей ночью под вражеским обстрелом раненых бойцов, художнику удалось создать впечатляющий характерный образ простой советской женщины, активно участвующей в борьбе с врагами Родины.

Другие полотна, посвящены мирным пейзажам освобожденной от фашистских варваров страны, народ которой занят созидательным трудом. Они полны оптимизма и горячей любви к родной природе.

«Бакенщица», «На плоту», «Свежий ветер» и другие произведения, созданные в 1945—1947 гг., получили признание широких кругов зрителей.

В последующие годы Ромас пишет запоминающиеся пейзажи-картины: «На Оке» (1950), «Кама» (1954), «На Енисее» (1954), «На Енисее (под Красноярском)» (1954), «Весна — Воды» (1961), «Весна на Каспии» (1961). Созданные в эти годы художником полотна пробуждают в зрителях чувства радости и полноты жизни, гордости и восхищения природой, преобразуемой народом, строящим коммунистическое общество. Глубокое идейное содержание сочетается здесь с красотой мотивов, найденных художником, высоким мастерством композиционного построения, выразительной, отлично сгармонированной колористической гаммой, характерной для Ромаса, и высоким мастерством живописного исполнения. Общественное признание значимости творческого вклада Ромаса в советское изобразительное искусство, нашло свое выражение в избрании его ,в 1949 году членом-корреспондентом Академии художеств.СССР, а в 1958 году — действительным ее членом. В 1952 году ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1962 году — народного художника РСФСР.

Ромас много времени уделяет и педагогической работе в Московском художественном училище имени 1905 года. С 1948 до 1950 года он преподавал в Московском государственном художественном институте имени Сурикова.

Одной из сильнейших сторон мастерства Ромаса является основательное знание техники и отличное владение средствами и материалами живописи. Он разработал собственную систему техники живописи маслом и свой метод ведения живописного процесса на холсте, вполне оправдавший себя на практике. Естественно, что при этом художник воспользовался всем положительным опытом живописи маслом русских мастеров реалистической живописи XIX и начала XX вв.

__________

1 Мастера советского изобразительного искусства. М., «Искусство», 1951, стр. 446.

2 Из беседы А. В. Виннера с Я. Д. Ромасом в 1958 году. Далее ссылки на эту беседу отмечены в тексте звездочкой (*).

Первоисточник: 

КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА ЖИВОПИСИ. А.В. Виннер. М., 1965

art-cons.ru

Галерея Леонида Шишкина — Ромас Яков Дорофеевич — Биография и список работ

РЕЧНОЙ ПРИЧАЛ РЕЧНОЙ ПРИЧАЛ

1961Оргалит / масло25 x 48 см

19 марта 2011, Аукцион  "Русское искусство", ЛOT 73

  НА РАЗЪЕЗДЕ НА РАЗЪЕЗДЕ

1948Холст / масло94 x 154 см

7 октября 2010, Аукцион  "Русское Искусство", ЛOT 38

  В САДУ. ЗВЕНИГОРОД В САДУ. ЗВЕНИГОРОД

1959Картон / масло50 x 40 см

22 ноября 2008, Аукцион  "Русская Классика (№ 76)", ЛOT 93

  ЛЕНИНСКИЕ ГОРЫ ЛЕНИНСКИЕ ГОРЫ

1941Холст, картон / масло33 x 41 см

22 ноября 2008, Аукцион  "Русская Классика (№ 76)", ЛOT 92

  ГУРЗУФ. КАМНИ ГУРЗУФ. КАМНИ

1965Картон / масло41 x 33 см

5 июня 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 72)", ЛOT 21

  МАЛОЯРОСЛАВЕЦ (ЛОШАДИ) МАЛОЯРОСЛАВЕЦ (ЛОШАДИ)

1940Холст / масло22 x 30 см

5 июня 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 72)", ЛOT 22

  НА ПЛОТУ. Эскиз к картине «НА ПЛОТУ» НА ПЛОТУ. Эскиз к картине «НА ПЛОТУ»

1947Холст, картон / масло11 x 16 см

5 июня 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 72)", ЛOT 20

  НАБЕРЕЖНАЯ АНТВЕРПЕНА НАБЕРЕЖНАЯ АНТВЕРПЕНА

1957Холст, картон / масло25 x 34 см

5 июня 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 72)", ЛOT 23

  ВИД С ДВОРЦА ВИД С ДВОРЦА

1957Холст, картон / масло24 x 35 см

17 мая 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 71)", ЛOT 61

  ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ

1958Холст, картон / масло32 x 42 см

17 мая 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 71)", ЛOT 62

  ЗАПАНЬ. УСТЬЕ РЕКИ МАНЫ ЗАПАНЬ. УСТЬЕ РЕКИ МАНЫ

1955Картон / масло23 x 34 см

17 мая 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 71)", ЛOT 60

  РУИНЫ ХРАМА В КАРНАКЕ РУИНЫ ХРАМА В КАРНАКЕ

1958Картон / масло23 x 35 см

17 мая 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 71)", ЛOT 59

  ДОМ ОТДЫХА «СЕНЕЖ». ДОМ ОТДЫХА «СЕНЕЖ».

1956Картон / масло23 x 34 см

5 апреля 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 70)", ЛOT 79

  ДРУСКИНИНКАЙ. НЕМАН ДРУСКИНИНКАЙ. НЕМАН

1965Холст, картон / масло34 x 41 см

5 апреля 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 70)", ЛOT 75

  ЕНИСЕЙ ЕНИСЕЙ

1955Картон / масло18 x 28 см

5 апреля 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 70)", ЛOT 77

  МЕКСИКА. КУЭРНОВОКО. Площадь СОКОЛ МЕКСИКА. КУЭРНОВОКО. Площадь СОКОЛ

1958Картон / масло25 x 35 см

5 апреля 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 70)", ЛOT 76

  Село СЕМИМИШКИ. ЛИТВА Село СЕМИМИШКИ. ЛИТВА

1953Холст, картон / масло18 x 22 см

5 апреля 2008, Аукцион  "Советская Классика (№ 70)", ЛOT 78

 

shishkin-gallery.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта