Джанаев Азанбек Васильевич. Картины джанаева


КАРТИНЫ ИСТОРИИ

Азанбек Джанаев «Аланы в походе»

Азанбек Джанаев «Аланы в походе»

 

Говорят, что в судьбе человека проявляется его характер, его отношение к миру. Наверное, то же самое можно сказать о биографии народа. Легкие на подъем и открытые миру аланы оставили исторический след во многих странах Европы и Азии… >>>

Василий Суриков «Переход Суворова через Альпы» g

Василий Суриков «Переход Суворова через Альпы»

10 сентября 1799 г. (по старому стилю) из городка Таверне у подножия Альп вышли две колонны русских войск общей численностью 21 тысяча солдат. Что было дальше, каждый желающий может увидеть в Государственном Русском музее: Василий Суриков, «Переход Суворова через Альпы», холст, масло.

 

В науке побеждать свежеиспеченный князь Италийский достиг к тому времени академических вершин, а быстроту и натиск почитал первейшими союзниками. Шла война с корявым названием «Вторая Коалиционная», Россия входила в коалицию антифранцузских сил, и полководческим гением Суворова подперли сложный австро-английский интерес...  >>>

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

 

Средневековые христиане считали Везувий кратчайшей дорогой в ад. И недаром: от его извержений не раз гибли люди и города. Но самое известное извержение Везувия случилось 24 августа 79 года нашей эры. И стало последним днем древнеримского города Помпеи. Мы знаем о нем со слов римского политического деятеля и писателя Гая Плиния Цецилия Секунда, более известного в истории, как Плиний Младший. В письмах к историку Публию Корнелию Тациту он описывал извержение.

Но мало кто в мире читает "Письма к Тациту". И все же об извержении Везувия в 79 году знает всякий, кто учился в школе. Помогло… искусство… >>>

Михай Зичи «Шота Руставели преподносит поэму «Витязь в барсовой шкуре» царице Тамаре»

Михай Зичи «Шота Руставели преподносит поэму «Витязь в барсовой шкуре» царице Тамаре»

Эта история любви – настоящая сказка. Любовь с детства, мучительная разлука, злой навет и вынужденный брак, долгое и опасное путешествие на верную смерть – все смешалось в сюжете и закончилось хеппи-эндом. Прекрасный рыцарь вернулся с добычей и они жили долго и счастливо, правда, не умерли в один день. И эту сказку уже написали: она называется «Витязь в тигровой шкуре»... >>>

 

Франц Рубо «Вступление Петра I в Тарки»

Франц Рубо «Вступление Петра I в Тарки»

Картина русского художника-баталиста написана маслом на холсте, но история шита шелком. Петр всегда мечтал восстановить Великий шелковый путь, завести торговлю с Индией, превратить Россию в посредника между Западом и Востоком и изрядно пополнить тем самым государственную мошну. А чтобы воплотить амбициозные планы в жизнь, требовалось овладеть Каспием и взять под контроль южные торговые дороги. И – чего уж скромничать! – завоевать богатые персидские провинции. Стратегия выстроилась наполеоновская... >>>

Иван Айвазовский «Ледяные горы в Антарктиде»

Иван Айвазовский «Ледяные горы в Антарктиде»

16 января 1820 года по старому стилю командир шлюпа «Мирный» Михаил Лазарев увидел «матерый лед чрезвычайной высоты», который простирался «так далеко, как могло только достигнуть зрение». В день открытия Антарктиды Ивану (Ованесу) Айвазовскому не сравнялось и трех лет. Много позже молодой художник напишет портрет великого флотоводца, а тот щедро поделится с юным другом воспоминаниями о странствиях. И Айвазовский будто увидит это сам…

Никогда не виденный «льдинный материк» изображен на ней так убедительно, что Русское географическое общество признало великого мариниста выдающимся географическим деятелем... >>>

 

Читайте также:

gorets-media.ru

Джанаев Азанбек Васильевич Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Джанаев.

Азанбе́к (Михаи́л) Васи́льевич Джана́ев (14 мая 1919, Владикавказ, РСФСР — 1989, там же) — советский художник-живописец, график, скульптор, сценограф и режиссёр. Народный художник РСФСР (1984).

Биография

Азанбек Джанаев родился во Владикавказе; в 1937—1939 годах учился в СХШ при Ленинградской академии художеств, на отделении скульптуры в Московском художественно-промышленном училище (1939—1940), на факультете станковой живописи в Ленинградском академическом институте живописи скульптуры и архитектуры им. Репина (1941, 1945—1949) и на режиссёрском факультете ВГИКа (1949—1950). В 1941 году ушёл на фронт, был контужен. Имеет боевые награды. В 1950—1979 годах — активная творческая деятельность. Выступил в качестве режиссёра, оператора и художника в создании фильма «Осетинская легенда» (Свердловская к/с, 1965 г.). К 1985 году потерял слух. Скончался от последствий контузии, полученной во время войны. Скончался в декабре 1989 года в Орджоникидзе, похоронен на Аллее Славы (Владикавказ).

Произведения

  • Серия иллюстраций к узбекскому эпосу «Алпамыш» (1950)
  • Серия иллюстраций к карело-финскому эпосу «Калевала» (1951)
  • Серия иллюстраций к произведения осетинских писателей (1952)
  • Графическая серия на тему «Сельские труженики» (1954—1955)
  • 4 живописных полотна посвящ. жизни К. Л. Хетагурова (1956—1957)
  • Графическая серия посвященных истории Осетии (1957)
  • Серия живописных полотен на тему «Осетия советская» (1958—1960)
  • Иллюстрации к книге Василия Яна «Чингиз-Хан» (1960)
  • Серия скульптурных произведений (1960—1963)
  • Графическая серия «В горах» (1963)
  • Крупная серия иллюстраций к нартскому эпосу (1974—1979)

Награды

Галерея

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

WikiZero - Джанаев, Азанбек Васильевич

Open wikipedia design.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Джанаев. Имя при рождении Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Страна Жанр
Учёба Стиль Звания Премии Сайт
Азанбек Джанаев
Дза́на́йты Ва́си́лы фырт А́зæнбек
Михаил Васильевич Джанаев
14 мая 1919(1919-05-14)
  • Владикавказ, РСФСР
1989
Орджоникидзе, РСФСР, СССР
  • Flag of the Soviet Union.svg СССР
живопись, графика, скульптура
ЛИЖСА имени РепинаВГИК
историческая живопись, соцреализм
Народный художник РСФСР— 1984 Заслуженный художник РСФСР — 1960
Государственная премия РСО-Алания им. К. Л. Хетагурова
zdjanaev.narod2.ru/index…

Азанбе́к (Михаи́л) Васи́льевич Джана́ев (14 мая 1919, Владикавказ, РСФСР — 1989, там же) — советский художник-живописец, график, скульптор, сценограф и режиссёр. Народный художник РСФСР (1984).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Произведения
  • 3 Награды
  • 4 Галерея
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Азанбек Джанаев родился во Владикавказе; в 1937—1939 годах учился в

www.wikizero.com

Интересная картина Азамбека Джанаева и не менее интересное сказание о нартах

У френда [info]timag82 обнаружил интересную картину осетинского художника Азамбека Джанаева и весьма интересное нартское сказание "Батрадз и Тыхыфырт Мукара". Интересен тот факт, что у ингушей есть герой Хамча Патарас (Патарас сын Хамчи) и нынешние Хамчиевы (в т.ч. бывший депутат Госдумы РФ Билан Хамчиев) являются его потомками.

Вот сама картина (прошу вас обратить внимание на реку и на башенное поселение в нижнем углу.

Батрадз и Тыхыфырт Мукара

Возмужал Батрадз и стал таким доблестным мужем, что пребывал на небе и долгие годы не показывался в нартском селении. В те времена нарты часто уходили в долгие походы и по два, по три года не возвращались.

Однажды все доблестное нартское юношество ушло в поход, а предводительствовали ими самые мудрые старики-нарты.

Прошел год, никто из нартов не вернулся домой. Тогда свирепый уаиг Тыхыфырт Мукара прислал своего посланного на землю нартов. Вот какие слова Мукара передал его посланный:

- Предки ваши платили моим предкам дань девушками. Много лет не требовал я от вас этой дани, а теперь снова решил брать с вас эту дань. Если не уплатите, силой возьму.

Забеспокоились те немногие нарты - немощные старики и больные, которые оставались в нартском селении: что теперь делать?

- Никогда об этой дани не слышали мы, - говорили они. - Если мы эту дань заплатим, то наши мудрые люди, вернувшись из похода, будут нас укорять. А не дашь ему дани, так он пойдет на нас войной. Кто тогда встанет на его дороге, если вся наша могучая молодежь ушла в поход?

Послушал их разговоры Сырдон и сказал:

- Ничего вы не придумаете. Спросите-ка лучше Шатану, как быть.

А пока они судили да рядили, сам Тыхыфырт Мукара появился на земле нартов, и некому было стать ему на дороге. Выбрал он лучших нартских девушек и жен и погнал их впереди себя из селения.

Узнала об этом мудрая Шатана, поймала она ястреба и приказала ему:

- Лети скорее к Батрадзу и скажи ему: «Если стоишь, больше не садись, если сидишь - сразу вставай и явись в свое селение, потому что погибель пришла нартам». Если скоро доставишь эту весть Батрадзу, дам я тебе на выбор птицу из моего птичника.

Взвился ястреб в небо и скоро достиг Батрадза. И сразу же Батрадз бросился с неба вниз и по самые ляжки ушел в землю. Высвободил ноги Батрадз, побежал скорее к Шатане и спросил ее:

- Какая беда с вами тут приключилась, мать моя? И ответила ему Шатана:

- Такого позора никогда не бывало еще среди нартского рода. Если есть в тебе хоть немного силы, всю отдай ее теперь нартам.

Рассказала она Батрадзу обо всем, и только об одном спросил ее Батрадз:

- В какую сторону угнал он девушек? Вот что ответила ему Шатана:

- Спеши скорей к берегу моря, где живут родственники наши Донбеттыры. Когда подойдешь к берегу, крикни: «Маленький Чех, выйди ко мне, помощь твоя стала мне нужна. Я не чужой, я вам родной. Укажи мне скорее, где живет Тыхыфырт Мукара?» От этого маленького Чеха ничего не укрыто из того, что таится между небом и землей. И он скажет тебе, где живет Тыхыфырт.

Батрадз даже не вошел в родной дом. Миг - и он уже на берегу моря. И, встав над обрывом, он крикнул:

- Маленький Чех, вам, Донбеттырам, я не чужой, я вам родной. Выйди ко мне поскорей.

Проворен был маленький Чех. Быстро поднялся он, и еще эхо от зова Батрадза гремело по лесам и горам, а маленький Чех уже стоял перед ним. Увидев Батрадза, удивился он и спросил:

- Кто ты такой? Не ты ли крикнул сейчас: «Я не чужой, я вам родной». Правда ли это? Я никогда не видел тебя. Хорошо, если бы ты сказал мне, кем ты приходишься мне.

И ответил Батрадз:

- Не время сейчас говорить об этом. Лучше скажи мне скорее, где найти мне Мукара - сына Тыха.

- По мужественному слову твоему узнал я, что ты наш. Где находится он, я укажу тебе, но не легка дорога к Тыхыфырту Мукара.

Задумался Батрадз и потом сказал:

- Попрошу я тебя тогда, стань моим посланцем. И вот что скажи ему по моему поручению: «Не заставляй меня, Мукара, притти в твой дом. Знай, что я тот нарт Батрадз, которого среди нартов ты еще не встречал. И не надейся, что морская бездна, в которой ты укрепился, спасет тебя. С войной я пришел к тебе, выходи же навстречу».

Легконогий Чех в три мига три дня пути пролетал. Прибыл он к Мукара и передал ему:

- Идет на тебя безусый юноша из Страны Нартов. Как ток, на котором можно молотить на двенадцати быках, велик каждый глаз его. Прислал он меня сказать тебе: «Не заставляй меня, Мукара, притти в твой дом. Знай, что я тот нарт Батрадз, которого среди нартов ты еще не встречал. И не надейся, что морская бездна, в которой ты укрепился, спасет тебя. С войной пришел я к тебе, выходи навстречу».

Подумал Мукара и так ответил маленькому Чеху:

- Стыдно было бы мне прятаться от того, кто сам пришел, чтобы со мной биться. Если он нарт, то скажи ему, что у нартов день поединка - пятница, и я буду готов к этому дню.

Вернулся маленький Чех к Батрадзу и передал ему слова Мукара. Что еще мог сказать Батрадз! Поскорее вернулся он в нартское селение, стал он на Нихасе и закричал во весь голос:

- Да погибните вы, нарты! Право, лучше было бы мне видеть гибель всего нашего рода, чем узнать, какое черное бесчестье перенесли вы от этого черного осла. На пятницу назначил он мне бой. Сражаться вы не сможете, но хоть издали посмотрите на то, как я стану с ним биться.

Батрадз так давно не показывался в нартском селении, что не признали его нарты и никак не могли догадаться, кем он им доводится. Смутились они и спрашивали друг друга:

- Что нам отвечать ему? По внешности - он нашей породы, но где он был до сих пор и откуда взялся?

Угадал Батрадз, о чем они тревожатся, и ответил:

- Вы хотите знать, кто я такой? Узнайте: я такой же нарт, как и вы, мать моя - Бценон, отец мой - Хамыц. Пока я был молод и не достиг полной силы, не показывался я вам. Теперь же мне предстоит сразиться с Мукара, сыном Тыха. По моему с ним уговору поединок назначен на равнине Хиза и произойдет он в эту пятницу. Идите на вершину горы Уаза и поглядите на то, как мы будем сражаться.

Снарядился Батрадз в пятницу утром, вывел своего вороного коня и вот что сказал ему:

- Чувствует Мукара свою силу и недаром осмелился он принять мой вызов. Слушай же, конь мой, что я тебе прикажу. Я буду сражаться пешим, а ты, нерасседланный, пасись неподалеку. И когда раскалюсь я в бою, то крикну тебе: «Эй, конь мой, сюда!» Разбегись тогда со всей силы и, когда прискачешь ко мне, грудью своей могучей ударь меня так, чтоб в миг один оказался я посредине моря.

И вот прибыл Батрадз к берегу моря.

- Я здесь, не прячься! - крикнул он.

Вмиг выскочил Мукара из бездны, и кинулись друг на друга - нарт Батрадз и Мукара - сын Тыха. По горам и по долинам носились они, и один не мог одолеть другого. Лес оказался на их пути, с корнями вырывали они вековые деревья и били ими один другого. И все же не могли они победить друг друга. Сражаясь, вернулись они к берегу моря. Раскалился Батрадз и крикнул он коню своему: «Эй, конь мой, сюда!»

Вскачь пустился конь на зов хозяина, грудью ударил его с такой силой, что Батрадз упал в самую середину моря. Остыл Батрадз в морской глубине и, выйдя на берег, крикнул во весь голос:

- Ну, теперь держись, черный осел, я тебе покажу! Испугался Мукара его крика, скользнул в морскую бездну, где жили кадзии, такие же черные духи, как сам Мукара. У них-то и было жилище Мукара. И, добравшись до них, так им сказал Мукара:

- Следом за мною идет такой грозный воин, которого осилить можно только коварством- Силой никто никогда не справится с ним.

И собрались все кадзии там, где должен был пройти Батрадз, направляясь по следу Мукара. Один миг прошел - и выкопали они яму такой глубины, что крика не слышно было со дна этой ямы. Сверху коврами прикрыли они эту яму. Вот все ближе подходит Батрадз, и говорят друг другу кадзии:

- Пойдем-ка навстречу ему и покоримся ему добровольно, а в это время другие из нас наготовят столько каменных глыб и тяжелых чурбанов, чтобы ими можно было заполнить всю эту глубокую яму.

Как сговорились, так и сделали они. Пошли навстречу Батрадзу и так сказали:

- Ты видишь, мы безоружны, мы покоряемся тебе добровольно. На пути твоем мы разостлали ковры. Гостем войди в наше жилище.

Смело идет Батрадз к кадзиям. Ступил он на ковер и провалился на дно ямы. Возликовали коварные кадзии.

- Погоди же, - кричат они ему. - Теперь ты попал в беду.

И стали они бросать в яму все, что приготовили: и камни, и чурбаны, и все, что попадало им под руку. А у Батрадза на дне ямы был только его меч. Но поднял он его над головой своей, и все, что ни бросали кадзии - и камни, и чурбаны, и стволы деревьев - все, ударяясь об острие меча, распадалось на куски, куски эти падали к ногам Батрадза. Целая куча вырастала на дне ямы. Батрадз все выше и выше поднимался по ней, а кадзии ярились все больше и попрежнему все, что попадалось им под руку, бросали в яму.

Когда же показалась из ямы голова Батрадза, крикнул на них булатногрудый нарт:

- Ну, берегись, дурное племя! Сейчас я к вам выйду!

От зычного крика его обмерли кадзии, а нарт Батрадз выпрыгнул из ямы и, увидев башню, в которой скрывался Мукара, влетел в нее, умертвил его и перебил всех кадзиев.

Вывел он из башни жен и дев нартских и проводил их обратно в селение нартов, а сам снова скрылся в свое небесное жилище.

предыдущая глава

sunja-edu.livejournal.com

Джанаев Азанбек Васильевич, художник, cкульптор, живописец, график, кинематографист, Лауреата Государственной премии им. К.Л. Хетагурова, РСО-Алания, Республика Северная Осетия

Биография Азанбека Джанаева

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

14 мая 1919 года, родился в г. Дзауджикау (Владикавказ), в семье мелкого служащего-осетина.

1927- 1934 гг. - учеба в средней общеобразовательной школе г. Дзауджикау (Владикавказ).

1934 году-1937 гг. - учеба в педагогическом техникуме г. Дзауджикау (Владикавказ).

1937-1939 гг. - учеба в средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде (С.-Петербурге).

1939 г. - участие во всероссийской выставке самодеятельных художников, Москва.

1939-1940 гг. - учеба на втором курсе Центрального художественно-промышленного училища, Москва.

1940-1941 гг. - учеба на подготовительном курсе живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, Ленинград (С.-Петербург).

1941 г. - учеба на первом курсе живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, Ленинград (С.-Петербург).

1941 г. - в летние студенческие каникулы творческое путешествие по высокогорным областям Северного Кавказа (Южная Осетия, Дагестан).

1941-1943 гг. - участие в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., контузия на фронте, частичная потеря слуха, демобилизация.

1943-1945 гг. - работа в товариществе «Художник», Орджоникидзе (Владикавказ). Создание картины «Конница И. Плиева».

1945-1949 гг. - возобновление учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, Ленинград (С.-Петербург).

1948 г. – создание картины «Аланы в походе», монотипии «Пахота в горах».

1949 г. - завершение учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, Ленинград (С.-Петербург), диплом - иллюстрации к осетинскому народному эпосу «Сказания о нартах» (в технике автолитографии).

1949-1950 гг. – учеба во Всесоюзном государственном институте кинематографии, режиссерский факультет, Москва.

1950 г. – работа над серией иллюстраций к узбекскому народному эпосу «Алпамыш» (карандаш).

1951 г. – работа над серией иллюстраций к карело-финскому эпосу «Калевала» (акварель).

1951 г. – возвращение на родину в Северную Осетию, работа во Владикавказе в Союзе художников Северной Осетии.

1952 г. – участие во всесоюзной художественной выставке, Москва.

1952г. – создание иллюстраций к произведениям осетинских поэтов и прозаиков Коста Хетагурова, Г. Малиева, А. Кубалова, Г. Баракова и др.

1954-55 гг. – создание графических листов, посвященных жизни сельских тружеников («Пересчет овец», «Осенний перегон» и др.)

1956-57 г. – работа над живописными произведениями, посвященными образу Коста Хетагурова(«Портрет К. Хетагурова», «Коста-художник», «Больной Коста» и др.)

1957 г. – создание графической серии, посвященной древней истории Осетии («Первое столкновение алан с монголо-татарами в 1222 г.», «Аланы и грузины перед штурмом Ганджи», «Осетинское посольство в Петербурге в 1749 году», «Участие осетинской сотни в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.» и др.)

1957 г. – персональная выставка художника, Владикавказ. Присвоение звания заслуженного деятеля искусств Северной Осетии.

1958-60 гг. – создание серии живописных работ «Осетия советская» («Переселение с гор на равнину», «Первый трактор на колхозном поле», «М. Калинин в гостях у колхозников Осетии» и др.)

1959 г. – участие в качестве главного художника в цветном художественном фильме «Фатима», «Грузия-фильм».

1960 г. – создание иллюстраций к книге В. Яна «Чингиз-хан».

1960 г. – создание живописного панно «Вывод неесты», портретов народного артиста СССР В. Тхапсаева, артистки Ц. Джатиевой. Участие в Декаде осетинской литературы и искусства в Москве. Присвоение звания заслуженного художника РСФСР.

1960-1963 гг. – создание скульптурных произведений («Горец», «Всадник», «Алан», «Старики» и др.)

1963 г. – создание графической серии «В горах».

1960-65 гг. – сценарист, режиссер, оператор, художник художественного фильма «Осетинская легенда», Свердловская киностудия. Фильм снят по мотивам повести немецкого писателя барона Икскуля «Святой горы Тбау».

1974-1979 гг. – серия иллюстраций к осетинскому эпосу «Сказания о нартах» ( гуашь, акварель).

1982-1986 гг. – работа над художественным фильмом «Названные братья» по мотивам одноименной повести барона Икскуля. Проект остался неосуществленным.

1984 г. - присвоено звание народного художника России.

1986 г.- присвоено звание лауреата государственной премии имени Коста Хетагурова.

1987 г. – неизлечимая болезнь, к частичной глухоте после операции добавилась потеря речи.

1989 г. - Народный художник РСФСР, Заслуженный деятель искусств СО АССР, Лауреат Государственной премии им. К.Л. Хетагурова Азанбек Джанаев умер во Владикавказе.

Захоронен на аллее Славы во Владикавказе.

zdjanaev.narod.ru

Махарбек Туганов. Иллюстрации к нартскому эпосу

Давно обещанные фотографии картин с выставки, которая состоялась в 2009-м году во Владикавказе и Москве.Качество среднее, но вроде это самое полное собрание, что есть в Сети.

Самая известная и большая картина, "Пир нартов", написана маслом, находится в худ.музее М.Туганова во Владикавказе:

Остальные картины чаще бумага, картон, тушь, акварель, вывезены из Южно-осетинского музея краеведения.Рассказывать о сюжетах в этот раз не буду, ограничусь названием (в конце записи ссылка на иллюстрации Джанаева, основные сюжеты прочитать можно там).

Нарты сражаются с семиглавыми великанами

Дзлау на оленях

Пожар в замке великанов

Рабы в замке великанов (Туганов в 40-е не боялся рисовать "обнаженку", ниже будет и "расчленёнка"))

Сослан и Мукара

Нарт Бора убивает малик-алдаров

Огненное колесо"

Череков панцирь и Челахсартаг

Айсана похищает Бурдзабах

Тренировка нартских женщин

Ацамаз играет на свирели

Нарт Курдалагон - небесный кузнец

Нарт Суасса убивает маликов

Последний поход Урызмага

Бора на охоте

Бой оленей

Бора доит оленя

Бора и царь Далимонов

Приглашение Бора на пир Донбетыров

Пир у Донбетыра

Сослан на вихре

Батрадз на стреле

Батрадз в борьбе с небом

Нарты в гостях у семиглавых великанов

Похищение сестры великанов

Нарт Сырдон

Плач Дзерассы

Сослан и сын Албега (Смерть Тотрадза)

Сослан в загробном мире

Балсагово Колесо

Смерть Сослана

Последние дни Нартов

Кто не видел, рекомендую иллюстрации А.Джанаева, мне нравятся больше.

kara-mussa.livejournal.com

Осетинская легенда - Азанбек Джанаев

Он подарил нам не только красочные и неповторимые иллюстрации к нартскому эпосу - он подарил нам кино, настоящее, осетинское.

Азанбек Джанаев - художник, обладающий индивидуальным неповторимым почерком и незаурядным талантом. Страстное отношение к делу в купе с трудолюбием  этого выдающегося человека оставили огромный пласт в национальном художественном искусстве и кинематографе.

1.23 (1) Герман Гудиев – Заслуженный деятель искусств РСО – Алания, Лауреат государственной премии им. К. Хетагурова:

"Помню он подошел к киоску купить газеты и журналы. В старом пальто и стоптанных ботинках, он был похож на старьевщика, и стайка молоденьких студенток брезгливо посторонилась – они были во всем импортном и шаманили своей юностью и тряпьем. Мне  стало их жаль.Были у него недостатки? Были. И хорошо, что он не был святым. На святых мир насмотрелся. И натерпелся. Джанаев был поэтом. Скульптором. Живописцем. Графиком. Конематографистом. Любил стиль и смеялся над модой. Осуждал облегченность человеческого существования. Однажды устроил скандал горячо любимой матери за то, что на деньги, приготовленные для холстов, ватмана и красок, она купила ему пиджак и носовые платки. Но даже небритым, он никогда не выглядел неопрятным, «зачуханным». И был рад, как ребенок, чисто выстиранной, отглаженной рубашке. Туфли натирал кремом с тщательностью кавалерийского офицера. Подстригая усы, добивался абсолютной их симметрии.Уважение к старшему было для него табу. Отправления обрядов и обычаев тоже. Пантеист и язычник, скромно, но всегда отмечал праздники предков, молясь всем богам, и каждый его тост был шедевром устного зодчества, полным вдохновения и неповторимости, какие свойственны натурам, свободно владеющим арсеналом выразительных средств, а не набором шаблонов на любой случай. Проблему национального самосознания, национальной гордости он решил еще в юности – четко и на всю жизнь: надо быть человеком! Поэтому он был любим всеми, кто постиг, на какой нравственный пик поднялся этот человек без гнилых подпорок шовинизма, который для него был синонимом невежества. Он любил Осетию. Любил Владикавказ, - старик превращался в ребенка, листая страницы своей памяти. Его раздражала бездарность «отцов», нахрапом уродующих лицо города, когда-то одного из самых красивых и запоминающихся на Северном Кавказе"

  Эльбрус Кантемиров, заведующий научно-экспозиционным отделом Национального музея Северной Осетии:

"Азанбек был творческим человеком, ко всему подходил очень эмоционально и серьезно. Когда он что-то рисовал, то доводил это до высочайшего уровня. Так, чтобы можно было пощупать ткань, заглядеться на коня, на героя". "Когда он написал Плиева на коне для музея, то пришла сестра генерала и плакала. Она говорила, что это не картина, это Исса на коне, настолько живо он все передал".

Можно долго говорить о необычайном таланте. Но лучше сто раз увидеть своими глазами эти восхитительные творения, созданные гением.

Мирон Темиряев кинооператор и фотохудожник:

"- Я снимал практически все творчество Азанбека, когда мы начали с ним работать. Его очень интересовали национальные культура и ее особенности. Это был капитально осетинский художник. У нас до сих пор два столпа после Коста Хетагурова: Туганов и Джанаев. Наиболее выдающаяся его картина, на мой взгляд, — «Аланы в походе» - многие сегодня имеют представления о предках через его работы, в том числе по фильму «Осетинская легенда», который мы с ним вместе делали. Съемки длились с 58-го года до 65-го, потому что были любительскими, делались за свои деньги. Я предлагал собрать средства и снять все разом, но он кайфовал от самой работы и говорил: «Если мы закончим, потом что будем делать?»…"

Свидетельством столь удивительных качеств является шедевр осетинского кинематографа, вышедший на экраны в 1965 году. "Осетинская легенда" -  фильм, снятый кинолюбителями, покорил, да и продолжает покорять сердца зрителей даже за пределами нашей малой родины.

После окончания первого показа фильма, исполнительница главной роли Клара Джимиева с улыбкой сказала Азанбеку:

- Смотрю титры - ты и режиссер, и автор сценария, и художник, и один из операторов... А почему не написал, что ты еще и гример?- Ну, знаешь,  - махнул рукой Джанаев,  - все наши должности перечислять - ленты не хватит.

Действительно, они были и гримерами, и шоферами, и портными.  Шесть лет непрерывного творческого поиска , разбавляемого самыми прозаичными вещами: то седел нет, то костюмов, то пленки не те, то транспорт обещанный не дают...

В Дигоре и Ольгинском, Куртатинском ущелье и Кобани, Даргвасе и Фиагдоне видели их усталыми и спорящими, одержимыми и счастливыми.  Счастливых именно своей одержимостью. Это были самые разные люди. О них еще скажут, и скажут не раз. И о фильме будут говорить, писать хвалебные рецензии. Скажут и о слабых кадрах...

Мало кто знает, что создание фильма началось с простого разговора друзей. Уже имеющему опыт работы в кино, Азанбеку предложили снять фильм о Чермене. Он возразил, ведь это сложно, и тут же вспомнил легенду об Урусхане - красивую и мужественную.  И тогда же в летний вечер на берегу Терека родилась мысль создать во чтобы то ни стало кинокартину - песнь об Осетии, о добре и отваге, о любви и ее гонителях .

14Сказать легко - как сделать? С чего начать, чем кончить? Сценарий...  Никто из писателей не соглашался... И тогда именно Азанбек взялся писать сценарий. Сам в своей мастерской сделал декорации.  Сложно сосчитать, сколько исхожено музеев и прочитано книг... Сколько было создано эскизов костюмов, как продумывался каждый кадр...  маленькие битвы за транспорт, "отпрашивание" актеров с работы... И большая битва с неверием...

"Ничего у вас не получится" - говорили одни; "Игра в куклы - это не серьезно. Людей от работы отрываете" - возражали другие.  Но были и третьи - жители окрестных сел, которые давали коней, да и сами шли сниматься в массовых сценах. Был Георгий Багаев, руководитель автошколы, их бескорыстный помощник.  Был Аслан Каиров, оператор "Моснаучфильма", который сразу поверил в талант и успех своих новых друзей.  Был Сергей Мамсуров, исполнитель конных трюков.

Благожелательность и чуткость добровольцев не сметали препятствия на пути творцов - досадные капризы погоды и крутые склоны, нехватка средств и долгая кропотливая работа с актерами.  И даже не актерами...  Исполнители главных ролей никогда до этого ими не были. Но как долго искал их Азанбек.  Клару Джимиеву еле удалось уговорить; девушка не сразу поверила в успех дела. До Ахсарбека Калицева было четверо парней, подходящих внешне. Но Урусханом должен был быть человек, обыденная жизнь которого соответствовала бы его образу ; человек, которого бы не испугали ночные съемки и трудности - тот,  в ком неудачи разжигали бы большую любовь  к еще не рожденному фильму...  Удивительно, но в жизни Клара была заведующей детским садиком; в последствии она написала несколько образовательных и художественных книг, которые и сегодня завораживают сердца юных девушек. А Ахсарбек Калицев, с такой точностью передавший мужественный и сильный характер Урусхана, был обычным электриком на небезызвестном заводе "Электроцинк"...

Я видела этот фильм не один раз. Горы... окутывающий их туман, шум рек, порождающий удивительную музыку. Кажется, не существует более прекрасного фильма об Осетии.  Фильм удивительно широко показывает жизнь горного аула,  отражая обычаи и традиции народа.  Характер каждого героя в полной мере демонстрирует особенности, присущие жителям гор. Этот фильм -  огромный подарок - подарок потомкам, подарок будущему поколению кинематографистов.

Сегодня, в век спецэффетов и примитивных сценариев, "быстрых" съемок и ежедневных премьер сложно оценить тот труд и то богатство, что несет в себе эта картина. Дело даже не в том, хороша она или плоха, качественно ли она выполнена, соответствует ли она действительности. Нет. Дело в людях, во главе которых стоял Азанбек, подаривших нам ее.

В день его рождения, а сегодня ему бы исполнилось 95 лет, мне бы хотелось напомнить не о его вкладе, а о его характере, его внутреннем стержне, который двигал им всю его жизнь. Я могу ошибаться, но мне почему-то кажется, что именно он является тем невероятным примером настоящего осетинского духа - целеустремленного, упорного, борющегося, творящего, развивающегося.  Это человек, оставивший не только "материальное", но и духовное наследие для нас. Он - осетинская легенда - человек, на которого, как мне кажется, стоит ровняться...

Всегда Ваша,Виктория Осетинская

viktoria-osset.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта