Северное сияние: фото. Картина полярники


Братья Смолины | aquarells.ru

 

 

Братья Смолины, Александр Александрович (род. в 1927 г.) и Петр Александрович (род. в 1930 г.)  принадлежат к поколению советских художников, которое выдвинулось в начале 1960-х годов. Среди этих художников братья Смолины занимают видное место.

Братья Смолины, Александр Александрович (род. в 1927 г.) и Петр Александрович (род. в 1930 г.) принадлежат к поколению советских художников, которое выдвинулось в начале 1960-х годов. Среди этих художников братья Смолины занимают видное место.

Братья А.А. и П.А. Смолины «Зверобои»

 

Утверждение достоинства человеческой личности, романтическая приподнятость и суровость художественных образов, исключающие всякую обыденность, — эти свойства определяют творческий почерк художников. Братья Смолины работали в так называемом «суровом стиле», основа которого была заложена в 1920-е годы А.А. Дейнекой, П. Кончаловским, А. Лентуловым и другими. Развитие же «суровый стиль» получил в творчестве такого мастера, как Т. Салахов.

Братья Смолины, Александр Александрович (род. в 1927 г.) и Петр Александрович (род. в 1930 г.) принадлежат к поколению советских художников, которое выдвинулось в начале 1960-х годов. Среди этих художников братья Смолины занимают видное место.

Братья А.А. и П.А. Смолины «Полярники»

 

Поездки братьев Смолиных в Заполярье, их личные впечатления от жизни людей в противоборстве с природой послужили основой для создания в 1961 году картин «Полярники» и «Зверобои». Художники передали суровую неуютную красоту Заполярья, мужество незаурядных людей – покорителей дальнего Севера. Сам материал работы подсказал Смолиным ясную монументальную форму, смелые композиционные решения. Но за этой формой не потерялись человечность образов и симпатия художников к своим героям.

Братья Смолины, Александр Александрович (род. в 1927 г.) и Петр Александрович (род. в 1930 г.) принадлежат к поколению советских художников, которое выдвинулось в начале 1960-х годов. Среди этих художников братья Смолины занимают видное место.

Братья А.А. и П.А. Смолины «Колхозница Дагестана»

 

В картине «Стачка. 1905 год» задача художников, пожалуй, сложнее. Здесь героем становится народ, а темой – революционное прозрение народных масс. Тема эта выражена пластически. Она звучит в монолитной решимости толпы, в тяжелой поступи человеческой реки, хлынувшей из пасти фабрики. Народная решимость победить в борьбе за свои права обнаруживается в противоборстве людского потока с громадами фабричных зданий и механизмов, обступающих его со всех сторон.

Братья Смолины, Александр Александрович (род. в 1927 г.) и Петр Александрович (род. в 1930 г.) принадлежат к поколению советских художников, которое выдвинулось в начале 1960-х годов. Среди этих художников братья Смолины занимают видное место.

Братья А.А. и П.А. Смолины «Стачка. 1905 год» 1964 г.

 

Это показано на полотне с прямолинейностью политического плаката. Море голов колышется, как нарастающий прибой. Лица людей конкретны, но та доля обобщенности, которая есть в них, позволяет взгляду охватить все лица целиком, почувствовать единую их волю. В соответствии с торжественным и тяжелым ритмом полотна находится его трагически напряженный красно-коричневый колорит. Ярким всплеском прорывается тревожный цвет алых знамен. Монументальность картины роднит ее с фреской. И это не случайно: образ пролетарской революции 1905 года глубоко вжился в сознание народа. Братья Смолины смогли выразить призыв «Революция начинается!» в убедительном и понятном художественном образе.

Похожее

aquarells.ru

картины художника, созданные за Полярным Кругом.

Александра Борисова называли «русским Нансеном». Он первым из русских живописцев отправился в арктическую художественную экспедицию и начал писать северные пейзажи. На Новой Земле он жил на 73-й широте — дальше Борисова на Север не ездил ни один художник.

Маршруты полярных экспедиций А. Борисова

Жизнь у самоедов

Александр Борисов с юности мечтал о путешествии по Северному Ледовитому океану. Такая возможность у него появилась летом 1894 года, когда художника пригласили участвовать в морской экспедиции Сергея Витте. С борта теплохода «Ломоносов» Борисов писал этюды бухт и гаваней. Суровая северная природа очаровала его. Едва вернувшись в Петербург, Александр Борисов начал изучать Арктику и планировать следующую поездку на Крайний Север: «Главная задача моя была художественная: мне хотелось написать целую серию картин и показать всему свету те необычайные красоты загадочного полярного мира».

Летом 1896 года художник уехал на Кольский полуостров (синий маршрут на карте). Из поездки Александр Борисов привез в Петербург «два пуда этюдов». Осенью он участвовал в ученической выставке, после которой Павел Третьяков купил у художника 56 «полярных» работ.

Весной следующего года Александр Борисов окончил Академию и получил звание художника. Павел Третьяков приобрел еще две его картины — «В области вечного льда. Лето» и «Весенняя полярная ночь». Молодой художник стал готовиться к долгосрочной поездке в Арктику и зимовке на Новой Земле.

«Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно написанные. В них ярко выражена любовь этого русского Нансена к черной воде океана, с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца».

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 1

Александр Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 1

Александр Борисов. В области вечного льда. Лето. 1897

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 1

Александр Борисов. Лунная ночь. Медведь на охоте. 1899

В 1898 году Борисов отправился в тренировочную экспедицию по Большеземельской тундре (зеленый маршрут на карте). Он привыкал ночевать в спальном мешке на улице, есть сырое оленье мясо — айбырдать («Поайбырдал и лег спать», — писал Александр Борисов). В путевом дневнике художник описывал свои путешествия и обычаи местных жителей — самоедов (раньше так называли ненцев).

«Песен у самоедов нет; когда он едет на оленях, он часто просто мурлыкает на однообразный мотив свою импровизацию… мурлыкает о том, что у него есть жена, есть много собак и оленей, есть ружье, что он пойдет на зверя, а назад возвратится усталый, озябший, а жена его встретит».

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 2

Александр Борисов. В гостях у самоеда. 1896

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 2

Александр Борисов. На Мурмане близ гавани. 1896

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 2

Александр Борисов. Самоед на берегу моря. 1901

Староста ненцев сделал для Александра Борисова особую бумагу: «Предъявитель сего есть художественник, то есть мастер, а потому строго предписываю всем моим подведомственным самоедам оказывать ему всякое содействие». Но документ художнику не пригодился. Ненцы с уважением относились к гостям, кормили их и поили горячим чаем — если не было дров, для костра ломали сани. Детей, чтобы не мешали, хозяйка привязывала в углу чума.

Один из ненцев предложил живописцу посмотреть священные места на острове Вайгач (пункт 1 на карте). Северяне приезжали сюда из дальних краев, чтобы принести в жертву оленя и зажечь ритуальный костер. Богам оставляли символические подарки: ружья и гарпуны, черепа белых медведей и якоря с затонувших судов. Некоторые ритуальные предметы — «самоедские идолы» — художник взял с собой. По традиции, взамен он тоже оставил языческим богам «подарки»: флаконы из-под краски, треснувший стакан и монету.

«До меня главная святыня не была посещена ни одним путешественником Она находится далеко от моря, а кроме того, надо пожить с самоедами и по-самоедски, чтобы они решились указать это в высшей степени интересное место».

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 3

Александр Борисов. Кладбище на острове Вайгач. 1898

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 3

Александр Борисов. Священное место самоедов на северо-восточном Болванском носу. Карские ворота. 1898. Фотография: goskatalog.ru

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 3

Александр Борисов. Лето на берегу Карского моря. Болванский нос. 1901

Александр Борисов жил среди ненцев как обычный кочевник-оленевод. Он стерег стадо, ходил на охоту, помогал по хозяйству. Этюды Борисов писал в любую свободную минуту, не считаясь ни с усталостью, ни с погодой. Художник вспоминал: «Самая низкая температура, при которой я когда-либо писал, так это на реке Мезени — при минус 31 по Реомюру, хоть и худо, но возможно». По шкале Цельсия это почти 40 градусов мороза. В такой холод краски густели, не держались на холсте. Художник работал, зажимая кисть в кулаке и придерживая ее рукавом малицы — ненецкой шубы.

Борисова вдохновляли и безграничные просторы тундры, и монументальные полярные ледники, и переменчивое небо — «то грозное, то ласкающее». Он писал, что путешествовать по тундре без палитры было бы невыносимо: в хорошую погоду меланхоличные туманные пейзажи становились неестественно яркими и красочными. Художник передавал тонкие оттенки, вспоминая уроки колористики Архипа Куинджи, своего учителя.

«В этой природе главная красота рефлексов — в тех необыкновенно нежных переливах тонов, которые только и можно сравнить с драгоценными камнями, отражающими одновременно лучи зеленоватые, голубоватые, желтоватые и прочее».

Зимовка на Новой Земле

Подготовка к полярной экспедиции

Подготовка к полярной экспедиции длилась несколько лет. Живописец закупал оружие и каменный уголь, собак, коров и оленей. Для плавания по северным морям строили особо укрепленную яхту, похожую на поморские суда. Ее корпус по форме напоминал яйцо. Льды не раскалывали такое судно, а выжимали на поверхность.

В 1899 году команда Борисова перевозила грузы на Новую Землю и поднималась на горные вершины возле пролива Маточкин Шар (пункт 2 на карте). На горе Вильчека, на высоте 832 метра, художник написал два этюда. Некоторые восхождения длились больше суток, путешественники ночевали на крутых обледенелых склонах. Для зимовки в этот год еще не все было готово, и команда вернулась на материк.

На следующий год Александр Борисов снова отправился на полярный архипелаг (красный маршрут на карте). На берегу пролива Маточкин Шар, недалеко от стоянки самоедов, Борисов начал строить дом-мастерскую (пункт 3 на карте) с баней, кладовой и теплым хлевом для животных. Большие окна мастерской выходили на заснеженные горы. На просторном чердаке хранили экспедиционное снаряжение и припасы.

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 4

Александр Борисов. Судно во льдах (яхта «Мечта»). 1899

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 4

Команда Александра Борисова на яхте «Мечта». 1900

Новая Земля — осенний поход и зимовка

Перед тем как осесть в доме-мастерской на зиму, команда Борисова отправилась в экспедицию вдоль восточного побережья Новой Земли (пункт 4 на карте). Но поход сложился неудачно. «Мечта» вышла в море с запозданием, когда у берегов уже появился лед. Яхту зажало двумя льдинами, команда не могла вернуть судно на первоначальный курс или к месту зимовки. «Мечта» дрейфовала на юг почти 200 километров.

Путешественники оставили яхту и спустились на плавучие льды. Лишь через неделю их спасли ненцы. Александр Борисов позже вспоминал: «Мы не померли с голода благодаря лишь тому, что у нас осталось еще несколько патронов, что дало нам возможность стрелять тюленей, сырое мясо и внутренности которых служили нам пищей, а кровь питьем». Команда возвращалась в дом-мастерскую три недели.

Полярную зимовку путешественники перенесли без цинги и других серьезных болезней. Всю зиму Борисов работал — писал пейзажи и рисовал углем портреты ненцев (среди них был отец будущего художника Тыко Вылка — Константин Вылка). Сегодня серия ненецких портретов хранится в Русском музее.

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 5

Александр Борисов. Портрет Константина Вылко. 1900

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 5

Встреча Нового года и нового столетия на Новой Земле. Иллюстрация из книги «В стране холода и смерти». 1909

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 5

Александр Борисов. Портрет Максима Пырерко. 1900

Весенний морской поход. Возвращение на материк

В апреле команда отправилась в новую экспедицию вдоль берегов архипелага — на 3,5 месяца (пункт 5 на карте). В Медвежьем заливе Александр Борисов открыл большой ледник и назвал его в честь Сергея Витте.

«Эти исполинские глыбы льда переливаются всеми цветами радуги, кажутся фантастическим дворцом северного царства. Долгие часы просиживал я здесь, любуясь ледником и зарисовывая его».

Команда побывала в Незнаемом заливе и заливе Чекина. Путешественников снова ждали трудности: шторм разбил их шлюпку, утонули почти все вещи и летние этюды. Ездовые собаки разбежались, один из ненцев ушел из команды. Вернуться к месту зимовки помог случай: они нашли старую брошенную лодку.

В сентябре 1901 года Борисов и его матросы вернулись в Архангельск (пункт 6 на карте). Дом-мастерская на Новой Земле сохранялся еще долгие годы. После отъезда зимовщиков в нем жили ненцы, останавливались путешественники и ночевали промысловики-зверобои.

«В полной сохранности остался не только дом художника, состоящий из нескольких комнат, но и обстановка его: венские стулья, качалка, письменный стол, мраморный умывальник, постель и проч. Здесь нашли себе приют прибывшие на пароходе русская и шведская экспедиции».

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 6

Александр Борисов. Фотография: arhmuseum.ru

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 6

Поселение в Маточкином Шаре. Рисунок Тыко Вылки. Слева дом Александра Борисова. Из отчета Л. Л. Брейтфуса «Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана». Санкт-Петербург, 1903.

Краски, кисти, Арктика. Художественная экспедиция Александра Борисова. Галерея 6

Александр Борисов у своей картины на европейской выставке. Фотография: arhmuseum.ru

На Новой Земле Александр Борисов открыл и описал 35 географических объектов — мысов и бухт, гор и ледников, рек и проливов. На карте Новой Земли появились ледник Третьякова и мыс Куинджи, река Филиппова (участник экспедиции) и ручей Носилова (полярный исследователь). По своим путевым дневникам художник написал несколько книг. Его картины с видами Русского Севера гастролировали с художественными выставками по России, Европе и Америке.

Автор: Диана Тесленко

Узнайте больше об Арктике в спецпроекте портала «Культура.РФ».

www.culture.ru

Живопись

В советской живописи помимо сурового стиля были и другие направления. Многие художники молодого поколения предпочитали следовать другим традициям, тяготея к живописному импрессионизму и непосредственному восприятию натуры.

Продолжали работать и старшие мастера, которые сложились в предшествующие годы играли немалую роль в 1960-70-х. Юрий Пименов, бывший член ОСТа в этот период раскрылся как художник-жанрист. Популярность получила его «Свадьба на завтрашней улице» (1962).Дмитрий Мочальскийнаписал ряд жанровых работ, запечатлевших жизнь молодежи на целине.Николай Ромадинпродолжал работать в жанре лирического пейзажа;Семён Чуйковв своих вещах тяготел к большей монументальности; также творилиПластов,Сарьян,Корин,Кузнецов, не изменяя прежним принципам.

Суровый стиль

Однако художники нового поколения, сурового стиля, наиболее последовательно отразили смысл перемен, происшедших в живописи. Наиболее заметными из художников этого круга былибратья Смолины—АлександриПётр. Их совместные работы демонстрируют суровый романтизм характера, причем данная индивидуальная черта сливается с общей тенденцией искусства того времени к монументализации жизненных впечатлений. Их полотно «Полярники» (1961) в этом отношении весьма характерно. «Истинный героизм полярников, романтический характер их профессии участвуют в произведении в качестве его глубокого смыслового подтекста. Сюжет же, по первому впечатлению, демонстративно противостоит привычному представлению о том и о другом. Полярники изображены в состоянии предельной усталости после долгой и изнуряющей работы в бесконечную полярную ночь. Однако по мере „вглядывания“ в картину все в большей мере ощущается значительность, необычность этих людей, ведущих героическую жизнь в труднейших условиях, причем этот героизм — их профессиональная повседневность». Свою картину «Стачка» (1964) они посвятили историко-революционной тематике. «Новым здесь является оттенок легендарности, сообщающей давно ушедшему в прошлое событию современную остроту. Изображение характеризуется отвлеченностью, внеконкретностью. Поэтому люди здесь воспринимаются как все пролетарии перед первым общим шагом в историю. В картине „Стачка“ и некоторых более поздних полотнах братьев Смолиных проявились поэтико-метафорические тенденции, ставшие вскоре новым образным открытием для всего советского искусства».

Павел Никонов— ещё один видный мастер направления. В своем творчестве он придерживался проблематики сурового стиля, одновременно сочетая «мужественное, суровое восприятие действительности с лирическим, индивидуально-психологическим характером повествования». Одно из первых популярных полотен художника — «Наши будни» (1960). Это рабочие будни, изображение усталых рабочих, но при этом «истинную значительность и монументальность смысла обычных будней грандиозного строительства» автор выявляет художественными средствами — острыми, резкими пересекающимися ритмами, контрастами силуэтов, сдержанным колоритом. В его же картине «Геологи» (1962) по выражению советского критика, «декларативная агитационность сменяется пафосом глубокой духовной созерцательности». Здесь изображены люди, только что спасшиеся от смерти, ещё не вышедшие из состояния «подведения итогов». Художник изменил систему изобразительных средств — исчезла ритмическая резкость, силуэтные контрасты, колорит становится насыщенным и гармоничным, но образы при этом своей героической значимости не теряют. Его «Штаб Октября» (1965) по своему образно-эмоциональному характеру близок к «Стачке» Смолиных.

Из этих примеров видно, что исторический жанр привлекает мастеров нового поколения. Современное звучание ему придал одним из первых Гелий Коржев— автор триптиха «Коммунисты» (1957-60), цикла «Опаленные войной». Черты его работ — приближенные к зрителю крупномасштабные фигуры, обнаженные заостренные чувства, драматические отношения, последовательность и искренность авторской позиции.

Николай Андронов— ещё один представитель этого поколения. В своих ранних произведениях он следует традициям«Бубнового валета», в особенности раннего Петра Кончаловского. Пример этого периода — «Плотогоны» (1959-61): композиционно подчеркнутая композиция моста, четкие резкие силуэты, контрасты планов, напряженная гармония дополнительных цветов — все это способствует выражению героического в повседневном.

Виктор Попковпришёл в советскую живопись в конце 1950-х годов. Он выделялся даже среди художников своего специфического круга гражанственной, творческой активностью. Его творчество отличается вечным беспокойством, отсутствием благополучия, самоудовлетворенности. Самым значительным этапом в его творчестве стали середина и конец 1960-х годов. В 1960 написана его известная «Строители Братска». Теме единения людей в труде посвящена картина «Бригада отдыхает» (1965), идее любви — «Двое» (1966), «Лето. Июль» (1969), «Мой день» (1968). Значительной серией в творчестве Попкова стал цикл, посвященный вдовам-солдаткам: триптих «Ой, как всех мужей побрали на войну» («Воспоминания», «Одна», «Северная песня», 1966-68), написанный экспрессивно.

Виктор Ивановпосвятил свое творчество советской деревне военных и послевоенных лет. В 1960-е он создает цикл «Русские женщины», соединив лирическое отношение к миру с четкой, ясной композицией. Вообще, обращение Попкова и Иванова к деревенской теме не случайно: многие живописцы 1960-70-х годов любили деревенскую жизнь за естественность и простую красоту. Особенно это актуально для художников, испытавших влияние С.Герасимова и Пластова —Владимир Гаврилов,Владимир Стожаров,братья Ткачевы—СергейиАлексей. Эти мастера влияние сурового стиля не испытывали и предпочитали этюды с натуры.

Суровый стиль получал у разных художников свою окраску. Например, немолодой уже Евсей Моисеенкодостигает выразительность изображения путем деформации, экспрессии, рваного ритма. АДмитрий Жилинскийобращается к Ренессансу, к классике русской живописи, например, Александру Иванову, при этом ориентируясь и на своего учителя Павла Корина. Его «Семья. У моря» (1964) — программное произведение, соединяющее строгость и уравновешенность композиции с экспрессивной интенсивностью цветов. Его же «Под старой яблоней» (1967) показывает пример единства конкретного и вневременного, бытового и символического.

Для национальных республиканских школ1950-60-х годы стали основополагающим периодом для развития. Широкую известность приобрел азербайджанецТаир Салахов. Он пишет индустриальный Азербайджан с драматизмом в качестве образной доминанты («Резервуарный парк», 1959) с резкими контрастами. В «Ремонтниках» (1963) Салахов выражает принципы «сурового стиля», героизма повседневного труда. «Портрет композитора Кара-Караева» (1960) — изображает человека умственного труда, уравнивая его с героическим физическим трудом. Другой азербайджанец —Тогрул Нариманбековпишет эмоциональные, экспрессивные вещи на основе дополнительных цветов.

Туркмен Иззат Клычевдостигает синтеза изобразительных и декоративных начал («Коровницы», 1972). Грузинские художники сочетают современное художественное мышление и национальную культурную традицию.Тенгиз Мирзашвилиобращается к традициям древнегрузинской фрески, отличается философичностью и эпической аскетичностью образа; пишет на крестьянские темы.Радиш Тордиятакже отличается философичностью, а также особой музыкальностью («Игра в мяч», 1966)

Белорусская школа выделяется особым пафосом.Драматический пафос партизанщины заставляет искусство республики развиваться под знаком острой напряженности образов, что вызвало ориентацию на традицииэкспрессионизма.Михаил Савицкий особенно характерен. Его «Партизанская мадонна», 1967 — одна из первых попыток в советской живописи передать образ войны средствами метафоры. Далее он углубляет внутреннюю содержательность образов («Зерно», 1975).Май Данцигобращается к обобщенным публицистическим образам («Белоруссия — мать партизанская», 1967), создавая эпически-монументальные образы.

Украинская художница Татьяна Яблонская, ранее приверженная импрессионизму, обратилась к народным традициям — лубку, игрушке, вывеске. Её картина «Лето» (1967) проникнуто наивным удивлением красотой мира.

Молдавский художник Михаил Грекупишет самобытные вещи, например, триптих «История одной жизни» (1967) — эпический и одновременно лирический.

Латвийские художники также были интересны: Индулис Заринь(«Латышские стрелки», «Солдаты революции»),Эдгар Илтнер(«Мужья возвращаются», «Хозяева земли»),Гунар Митревиц(«Латгальские партизаны»),Борис Берзинь(«Хлеб и солнце»). Им свойственны элементы монументального обобщения, плоскостно-декоративной системы живописи.

Эстонские живописцы отличаются интеллектуальностью, духовной сложностью. Наиболее интересен Олев Субби— он гармонически сочетает человека и украшающую среду, в его работах границы пространств и предметов теряют свою определенность («Осенний интерьер», 1968; «Обнаженная на фоне пейзажа», 1968). Э. Пылдросс пишет образные сложные портреты («Портрет В. Гросса», 1972) и картины на тему космичности жизни («Студенты», 1975).

Литовский художник Аугустинас Савицкаспишет о коллизиях жизни: на тему фашизма — «В сожженном фашистами селе. Над павшими», 1965), современного человека (триптих «Вильнюс», 1965), оперируя экспрессивной выразительности. Это качество характерно для всей литовской живописи —Винцентас Гечас(«1919 год. Рождение Жемайтийского полка», 1972),Сильвестрас Джяукштас(«Гибель активиста», 1969; «Колхозные закрома», 1975). Есть в литовской живописи и лирические тенденции —Антанас Гудайтис, писавший пейзажи и портреты.

Армянин Минас Аветисянписал тематические картины, пейзажи, портреты и натюрморты, отличаясь глубоким цветом, грандиозных пластах красочных плоскостей.Саркис Мурадянсильнее приобщен к современной ему неореалистической школе.

Казахский мастер Абылхан Кастеевписал степные сцены с юртами, стадами и пастухами, портреты своих современников, колоритные пейзажи.

В общем, рядом с национальной спецификой школы выступает индивидуальное своеобразие плюс общие принципы социалистического искусства.

studfiles.net

"Дом полярников" или Где жила Елена Сергеевна Булгакова до 1970 года

Дом полярников - Жилой дом ГлавсевморпутиВсего 30 фото

Этот дом на Никитском бульваре сразу привлекает твое внимание. Что-то в нем есть строго возвышенное, величественное и одновременно праздничное, напоминающее итальянские палаццо. Я всегда обращал на него свое внимание, частенько оказываясь на Никитском, но действий для удовлетворения этого своего мимолетного интереса никаких не предпринимал. И тут, в последнее время, разбираясь, с как всегда захватившей меня некогда, булгаковской темой, случайно узнал, что именно в этом доме жила до самой своей смерти Елена Сергеевна Булгакова - третья жена писателя Михаила Афанасьевича Булгакова - прообраз легендарной Маргариты. Меня даже заинтриговало, что  она жила именно в этом районе центра Москвы, где и происходило основное действие романа Булгакова «Мастер и Маргарита». И, в результате, захотелось узнать об этом доме его историю. Тем более, здание явно внешне было не простым и могло поведать многое. И, оказалось, что это знаменитый «Дом полярников», построенный в 1936–1937 годах по заказу Главсевморпути для полярников и их семей. Полярники в предвоенный период были очень популярны в народе за их отвагу, героизм и самоотверженность. Покорители северного полюса являлись по большому счету народными героями как в будущем, в начале 60-х, станут космонавты. Они олицетворяли собой светлый романтизм отважных в той, совсем не простой, жизни советского народа. Однако, приступим к исследованию истории этого примечательного жилого здания.

Внешне не определить, что перед нами знаменитый «Дом полярников». Северной тематики на фасаде не угадывается. Стены расписаны геометрическим орнаментом. По центру располагаются пилястры квадратами и коринфский капители и лоджии. Центральная часть здания повышена на три этажа и чуть заглублена, боковые крылья выдвинуты вперёд. Сам дом покрашен в бежевый цвет, а стены лоджий в охристо-красный.

02.Дом полярников - Жилой дом Главсевморпути

Фасад здания сразу задает загадки. Если приглядеться, то станет заметно, что с одной стороны у дома пять этажей, а с другой – шесть.

Председатель совета дома, архитектор Марина Пишукевич объясняет эти особенности с помощью архивных документов:

«По личному распоряжению Кагановича наш дом, строившийся в 1936–1937 годах, должен был включить в себя соседний, возведенный в 1901 году. Это был доходник в силе модерн, построенный домашним архитектором Шереметевых Александром Мейснером…».

Это вид на Никитский бульвар. Здание слева - усадьба графа Александра Толстого (дом 7а), где провёл последние годы своей жизни и умер Николай Васильевич Гоголь.03.Никитский бульвар

Сразу за ним - доходный дом графини Н. А. Шереметевой (дом 7б), построенный в 1901 году архитектором Александром Мейснером. Это яркий и типичный модерн. С 1909 года этот доходный дом был в собственности ее племянницы Марии Владимировны Катковой. В собственности Катковых этот дом находился до самой революции.04.Дом Н.А Шереметевой, дом 7Б

А далее, как бы  "за изломом" Никитского и вверх по нему - дом отставного поручика Вишнякова Николая Иануаровича и дом потомственной почетной гражданки Живаго Таисии Ивановны (ум. в Неаполе в 1941 году).05.Никитский бульвар

«…Архитектору Дома полярников Александру Йохелесу пришлось до неузнаваемости поменять фасад и начинку старого здания, от прежнего вида осталась только входная группа (сейчас там гранитная мастерская)...06.Дом полярников - Никитский бульвар, 9

...Кроме того, мейснеровская часть стоит под небольшим углом к бульвару и не совпадает со вторым крылом по количеству этажей – но эти детали заметны лишь если приглядеться…».07.Дом полярника - 1960—1963Дом полярников. 1960 - 1963 гг.

08.Поэтажный план. 1930-е гг.Планировка Дома полярников. 1930 г.

Для Йохлеса этот проект стал поворотным в карьере. Он грамотно соединил два здания, продумал, как минимизировать нагрузку на почву, сделав часть перекрытий из дерева и подобрав легкие материалы. Более того, он практически спас соседнюю историческую застройку. Эти особнячки, в том числе дом Гоголя, собирались снести. Йохелес в пояснительной записке аккуратно, но вполне настойчиво пишет, что в отдаленной перспективе особняки можно будет снести, но сейчас такой необходимости нет, места для строительства много, их лучше не трогать", – объясняет Марина.09.Дом полярников - Никитский бульвар, 9

Также в пояснительной записке предлагалось отказаться от литературных моментов выражения севера в оформлении фасада. То есть «белые мишки» и «пингвины» не должны были там появиться, - предполагался довольно строгий внешний вид. Однако фасад все равно станет поводом для замечаний, – в 1934 году первый вариант проекта отклоняется по трем причинам. На первом этаже не было магазина. Он превышал допустимую на данном участке этажность в 6–7 этажей (в центральной части здания их 9). И третья, – как имеющий крайне беспокойные силуэт и линию внешнего периметра, архитектурно нежелательную на участке, граничащем с соседним переломом красной линии. Однако, жителям, этот беспокойный силуэт очень нравится.10.Дом полярников - Жилой дом Главсевморпути

Дом из-за него какими только эпитетами не называют: ледокол, самолет, пагода… Для Марины - это палаццо с большим карнизом, капителями… На верхнем этаже дома даже предполагалась роспись в стиле Помпей. Но когда Йохелеса попросили увеличить количество квартир в доме, вместо росписи появились дополнительные окна"…11.Дом полярников - Никитский бульвар, 912.Дом полярников - Никитский бульвар, 913.Дом полярников - Никитский бульвар, 914.Дом полярников - Никитский бульвар, 9

Квартиры для героев-полярников

При создании Дома полярников большое внимание уделялось обстановке, быту и качеству мебели. Уютный, удобный дом был своеобразной компенсацией полярникам за их работу в трудных, порой экстремальных условиях.15.Дом полярников - Никитский бульвар, 9«…В ванных комнатах полы выкладывались метлахской плиткой, была мозаика, зеркальные шкафчики, фаянсовая сантехника. Ориентировались на мебель в гостинице "Москва", в строительстве которой Йохелес тоже принимал участие. Одной из самых сложных конструкций была ванная, утопленная в пол. Чтобы обеспечить возможность ее осмотра и ремонта, под ней продумывались разборные потолки в нижних квартирах и другие мелкие детали», – рассказывает Пишукевич.16.Дом полярников - Никитский бульвар, 9«Кухни были оборудованы ледниками, – чем-то вроде ниш с окошками, которые хорошо читаются на фасаде доме. Была каменная столешница, газовое снабжение, комнатка для домработницы. В некоторых квартирах предусматривались деревянные панели, встроенные шкафы разного назначения, красивые двери и зеркала, рамы с латунными шпингалетами. При этом количество комнат было разным – от одной до пяти, некоторые квартиры были двухуровневыми. Одна из них служила гостиницей для командированных полярников из других городов».17.Дом полярников - Никитский бульвар, 918.Дом полярников - Никитский бульвар, 919.Дом полярников - Никитский бульвар, 920.Дом полярников - Жилой дом Главсевморпути

Жители Дома Полярников

В этом доме в разные годы жили девять Героев Советского Союза, в том числе полярники Михаил Белоусов, Николай Зубов, Анатолий Ляпидевский, Иван Черевичный, Пётр Ширшов, исследователь Арктики Георгий Ушаков (с 1936 по 1963 год), Борис Чухновский, Марк Шевелёв. Здесь же жил Герой Советского Союза Александр Штепенко.21.Анатолий ЛяпидевскийАнатолий ЛяпидевскийТакже здесь жила Елена Сергеевна Булгакова до самой своей смерти.22.Елена БулгаковаВ 1985-1995 годах в квартире, принадлежавшей Малому театру, жил народный артист РСФСР Виталий Соломин, о чём свидетельствует мемориальная доска на фасаде дома... Постепенно семьи полярников стали съезжать. Зато появились творческие жильцы: актриса Наталья Варлей, художник Владимир Гаврилов, драматург Нина Садур.23.Дом полярников - Жилой дом ГлавсевморпутиСеверный акцент дома, почти не отразившись на фасаде, сохранился внутри, особенно на первом этаже. Гостей встречает местная птица счастья, – чучело северной чайки, подаренное уезжавшей семьей полярников. А прямо напротив входа долгие годы висела картина "Разбор полетов", которую жители прочно ассоциировали с душой дома. На ней было изображено летное поле, на заднем фоне самолеты, а на переднем – летчики, обсуждающие, как прошли вылеты.

«Примерно семь лет назад картина пропала. Ее просто варварски вырезали из рамы. Когда мы заявили об этом в полиции, нам задали логичные вопросы: "Кто пострадавший, кто собственник? Какова ее стоимость?" А как мы можем сказать? Она 70 лет тут провисела и была собственностью всего дома, – вспоминает Марина. – Полтора года жителей встречала пустая рама, и было ощущение, как будто что-то важное потерялось. Мы искали, чем бы заменить картину, но полярных сюжетов подходящего качества и размера не находили. А потом произошла судьбоносная встреча с фотографом Максимом Мармуром. Он подарил нам свое фото. Сначала жители удивились выбранному варианту, но потом, наоборот, полюбили этот прорыв на Север. Мы очень рады, что нам помогли в нашей беде и у дома снова появилась душа»…24.Подъезд Дома полярниковХолл Дома полярников. Портал m24.ru. Фото Лидии Широниной.25.Картина из холла Дома ПолярниковАвтор оригинала - фотограф Максим Мармур. Фото Алены Серебристой из группы "Дом полярников" на Фейсбуке.

26.Дом полярников - Жилой дом Главсевморпути

С правой стороны и смежно с "Домом полярников" находится Городская усадьба Власовых - М.Г. Дашкевича (1817, 1822, 1846, архитекторы Ипполит Цвиленев, Семён Рыжов, Владимир Основский). Дома № 11/12, стр. 1-4.27.Городская усадьба Власовых - М.Г. Дашкевича. Дом № 11/12, стр. 1-4.

Старинная московская усадьба на Никитском бульваре известна с XVIII века. В начале XIX века здесь проживали Власовы. Дом генерал-майора А.С. Власова стоял по Мерзляковскому переулку. Также усадьбу называют домом М.Г. Дашкевича, проживавшего здесь в первой половине XIX века. Главный дом усадьбы, расположенный в глубине двора, построен раньше, чем два флигеля, выходящие на бульвар. Флигели датируются 1846-1848 годами. Возведенная в эпоху классицизма, усадьба много раз перестраивалась. Так, в результате позднейших перестроек появился балкончик на правом флигеле, выходящий на бульвар.В 1860-е года в доме размещается фотоателье Н.Е. Куренкова. В конце XIX – начале ХХ веков домом владеет семья потомственная почетная гражданка Живаго Таисия Ивановна. 28.

Городская усадьба Власовых - М.Г. Дашкевича. Дом № 11/12, стр. 1-4.

В 1910-х усадьбу выкупило «Общество распространения полезных (практических) знаний между образованными женщинами». Председателем общества являлась Елизавета Федоровна Новикова, бывшая также попечительницей Филатьевского училища при Новодевичьем монастыре. При Обществе открываются школы. Так в усадьбе располагались школы кройки и шитья, мод, рукоделия, кулинарная. Преподавали здесь Е.А. Варженевская, М.Э. Меньшикова-Корейш, Е.С. Хотинская...29.Городская усадьба Власовых - М.Г. Дашкевича. Дом № 11/12, стр. 1-4.

Что интересно, ранее, с июля 1952 года, Елена Сергеевна Булгакова жила совсем недалеко – в доме рядом с Никитскими воротами, на Никитском бульваре, в доме №25, в июле 1952 г. Она обитала на втором этаже третьего подъезда, в кв. № 23, где готовила рукописи Булгакова к изданию, свято верила в их гениальность и грядущую мировую славу автора, в чем оказалась совершенно права. Но это уже другая история.30.Дом полярников - Жилой дом Главсевморпути

Источники:

В.Л. Зверев. Натуральная история Михаила Булгакова. Москва. Культура. 18.05.15.Старые фото и некоторые дополнительные сведения взяты на портале pastvu.com.

Википедия.

© Vladimir d’Ar, 2017

vladimirdar.livejournal.com

Полярники

Одна из самых драматичных историй покорения Арктики. В 1926 году итальянский инженер-дирижаблестроитель и исследователь Севера генерал Умберто Нобиле участвовал в экспедиции Руаля Амундсена. Но общего языка два исследователя найти не смогли, и в 1927 году Нобиле выдвинул свой проект экспедиции к Северному полюсу на дирижабле. Инициативу Нобиле поддержал глава Италии Бенито Муссолини.

Лететь путешественники должны были на дирижабле конструкции Нобиле, получившем имя «Италия». В состав экспедиции Нобиле вошли 18 человек. Вылет «Италии» состоялся 23 мая 1928 года. Экспедиция достигла Северного полюса, путешественники сбросили флаг Италии и крест, освящённый Папой Римским, и развернули дирижабль.

Около 10:30 утра 25 мая «Италия» начала падать, а в 10:33 ударилась о лёд. Дирижабль развалился на части. Шесть путешественников взмыли вверх на неуправляемом дирижабле и были унесены ветром на восток. Судьба этих людей до сих пор неизвестна, они и сегодня числятся пропавшими без вести. Из 10 человек, оказавшихся на льду, моторист Помелла погиб при ударе, ещё у троих, включая Нобиле, были сломаны конечности. Из дирижабля во время падения выпали несколько контейнеров с едой и часть мешков со снаряжением. Кроме того, выпал особый мешок со средствами навигации и связи, который был заранее подготовлен для исследовательской высадки на лёд, а также четырёхместная палатка. Изначально палатка не была красной, ее облили краской, чтобы она стала заметнее на льду.

Больше недели мир не знал о судьбе экспедиции Нобиле. 3 июня сигнал, посылаемый со льдины радистом экспедиции Джузеппе Бьяджи, принял на самодельный приёмник советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии. Спустя сутки Советский Союз известил об этом правительство Италии. В СССР был создан Комитет помощи «Италии». После новости о крушении принять участие в спасении полярников вызвались представители нескольких стран. К дрейфующей льдине, где находилась группа Нобиле, выдвинулись ледоколы разных стран, добраться до лагеря пытались самые известные лётчики. Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолёт из шести стран.

Руаль Амундсен, бывший друг и соперник Нобиле, 18 июня 1928 года вылетел на Шпицберген на гидросамолёте «Латам-47», чтобы принять участие в поисках, однако сам пропал без вести вместе с экипажем из пяти человек.

На холсте Константина Александровича Вялова одинокая затерянная во льдах красная палатка на первом плане, а чуть дальше могучий двухтрубный корабль, выполненный в суровом «стальном» колорите, что подчеркивает трагизм обстановки. Но вместе с тем, несмотря на трудности, которые испытывают люди, подавленные всевластием стихии, в картине присутствует и оптимистическое начало — взаимопомощь людей разных наций, которых объединяет добрая воля.

www.prom-front.ru

фото самых грандиозных природных явлений

Эффектное светопреставление, которое разыгрывает природа над полюсами нашей и других планет, можно называть по-разному: северное, южное, полярное сияние или просто аврора. Если объяснять сущность явления в двух словах, то северное сияние – это разноцветное свечение, создаваемое заряженными частицами солнца (солнечным ветром), которые притягиваются магнитными полюсами планеты.

Северное сияниеСеверное сияние в России.Северное сияниеСеверное сияние над домиками в Исландии.Северное сияниеФото снятое с длинной выдержкой: северное сияние и полосы света на дорогах Аляски.Северное сияниеФото северного сияния от Arild Heitmann.Северное сияниеСеверное сияние и Млечный путь, фото сделали возле Северного полюса.Северное сияниеСеверное сияние над горами Аляски.Северное сияниеИзвержение вулкана и полярное сияние над Исландией.Северное сияниеСеверное сияние над городом Хаммерфест, Северная Норвегия.Северное сияниеСеверное сияние над лесом около шведского города Кируна.Северное сияниеСеверное сияние над горами, под горой видны огни деревни.Северное сияниеНеобычный дом в Арктике под северным сиянием.Северное сияниеСеверное сияние недалеко от Воркуты.Северное сияниеСеверное сияние над Воркутой.Северное сияниеВодолазу повезло сделать фото северного сияния через слой льда в водах Северного полярного круга.Северное сияние32 экспедиция на МКС сделала серию фотографий северного сияния, пролетая над сером Землм.Северное сияниеСеверное сияние над озером Кратер в штате Орегон, США.Северное сияниеСеверное сияние над Канадой.Северное сияние из космосаПотрясающее голубое свечение над атмосферой Земли, снятое из космоса.Северное сияниеСеверное сияние у водопада в Исландии.Северное сияниеУникальный арктический курорт Kakslauttanen с иглу с прозрачными крышами вместо обычных домиков, Ивало, Финляндия.

Полюбоваться поразительной игрой света и запечатлеть северное сияние на фото можно отправившись прямиком в Арктику, на Северный полюс, и восхищаться неземной красотой разноцветных всполохов на Аляске или в Гренландии практически каждую ночь и даже день. Шанс увидеть полярное сияние в более низких широтах достаточно велик в скандинавских странах и Северной Америке. Даже на широтах Лондона и Парижа может посчастливиться наблюдать северное сияние примерно 5 раз в год. Жителям России можно посетить Карелию в конце марта и там наслаждаться созерцанием небесных огней.

Особая прелесть северного сияния – оно никогда не бывает одинаковым. Ленты, пятна, полосы размываются и снова трансформируются, становясь четче и ярче. Цвет полярного сияния зависит от того, через какие частицы атмосферы проходит солнечный ветер, например, азот окрашивается фиолетовым, кислород – зеленым и красным.

Первые наскальные изображения полярного сияния были обнаружены на территории современной Франции, их возраст составляет около 30 тыс. лет. С древних времен люди восхищались зрелищным природным явлением и часто воспринимали северное сияние как добрый знак богов. В Норвегии прежних времен северное сияние считалось светом звезд, отраженным от щитов валькирий, а инуиты Северной Америки уверены, что небесное шоу разыгрывают духи усопших, играя в футбол головой моржа.

До сих пор коренное население многих северных деревень в ночь полярного сияния устраивает на улицах ритуальные песни и пляски.

Первым природу явления описал в 1619 году Галилео Галилей, а воздействует ли каким-то образом полярное сияние на человека, ученые пока не выяснили. Однако многие полагают, что грандиозное свечение, подобное наблюдавшемуся в ходе Великой геомагнитной бури в 1859 г., могло бы создать современной цивилизации множество серьезных проблем.

Некоторые организации, например, НАСА, пристально следят за солнечной активностью и заблаговременно оповещают общественность о намечающемся полярном сиянии в той или иной местности.

Смотрите ещё:

komotoz.ru

Суровый стиль! Художники сурового стиля!

Суровый стиль. Художники сурового стиля.

 

Суровый стиль!

Суровый стиль - одно из течений живописи, возникшее в СССР, конце 1950-х - начале 1960-х годов.

Сюжеты работ, выполненных в «суровом стиле», как правило, брались художниками из трудовой жизни простых людей.

 

Формирование сурового стиля.

Суровый стиль в живописи! Термин «суровый стиль» был введён критиками (в частности, А. А. Каменским) прежде всего по отношению к работам художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников.

К предпосылкам и источникам возникновения «сурового стиля» относят изобразительное искусство СССР 1920-х годов, то есть досталинского периода. Сюда можно отнести творчество А. Дейнеки, Г. Нисского, П. Кончаловского, А. Осмёркина, А. Лентулова и др.

Некоторое влияние оказал и итальянский неореализм, например Ренато Гуттузо.

 

Художники сурового стиля.

Суровый стиль в живописи! К основным, наиболее известным, художникам «сурового стиля» можно отнести следующих мастеров советской и российской живописи:

Оссовский Петр Павлович, Андронов Николай Иванович, Коржев Гелий Михайлович, Никонов Павел Фёдорович, Попков Виктор Ефимович, Салахов Таир Теймур оглы, Александр и Пётр Смолины, Обросов Игорь Павлович, Иванов Виктор Иванович.

 

Характеристика сурового стиля.

Суровый стиль в живописи! Художники сурового стиля наиболее последовательно отразили смысл перемен, происшедших в советской живописи 1960-х годов. Суровый стиль у разных художников получал свою оригинальную окраску.

Творчество художников сурового стиля.

Наиболее заметными из художников этого круга были братья Смолины - Александр и Пётр. Их совместные работы демонстрируют суровый романтизм человеческого характера, причем данная индивидуальная черта сливается с общей тенденцией искусства того времени к монументализации жизненных впечатлений.

Картина «Полярники» (1961) в этом отношении весьма характерна. «Истинный героизм полярников, романтический характер их профессии участвуют в произведении в качестве его глубокого смыслового подтекста.

Полярники изображены в состоянии предельной усталости после долгой и изнуряющей работы в бесконечную полярную ночь. Однако по мере «рассмотрения» картины все в большей мере ощущается значительность, необычность этих людей, ведущих героическую жизнь в труднейших условиях, причем этот героизм - их профессиональная повседневность».

 Суровый стиль. Художники сурового стиля. Картина Полярники, Смолины, 1961.

Картина «Полярники», Смолины, 1961.

Картина «Стачка» (1964) посвящена историко-революционной тематике. Изображение характеризуется отвлеченностью, внеконкретностью. Поэтому люди здесь воспринимаются как все пролетарии перед первым общим шагом в историю.

В картине «Стачка» и некоторых более поздних полотнах братьев Смолиных проявились поэтико-метафорические тенденции, ставшие вскоре новым образным открытием для всего советского искусства».

 Суровый стиль. Художники сурового стиля. Картина Стачка, Смолины, 1964.

Картина «Стачка», Смолины, 1964.

Павел Никонов - еще один видный мастер направления, получившего название суровый стиль.

Одно из первых популярных полотен Павла Никонова - «Наши будни» (1960). Это рабочие будни, изображение усталых рабочих, но при этом «истинную значительность и монументальность смысла обычных будней грандиозного строительства» автор выявляет художественными средствами - острыми, резкими пересекающимися ритмами, контрастами силуэтов, сдержанным колоритом.

 Суровый стиль. Художники сурового стиля. Картина «Наши будни», Павел Никонов,1960.

Картина «Наши будни», Павел Никонов,1960.

В картине Павла Никонова «Геологи» (1962) декларативная агитационность сменяется пафосом глубокой духовной созерцательности. На полотне изображены люди, только что спасшиеся от смерти, еще не вышедшие из состояния «подведения итогов». Художник изменил систему изобразительных средств - исчезла ритмическая резкость, силуэтные контрасты, колорит становится насыщенным и гармоничным, но образы при этом своей героической значимости не теряют.

Суровый стиль. Художники сурового стиля. Картина «Геологи», Павел Никонов, 1962. 

Картина «Геологи», Павел Никонов, 1962.

Гелий Коржев был в числе первых, кто придал суровому стилю современное звучание. К его наиболее известным работам относится триптих «Коммунисты» (1957-60), из цикла «Опаленные войной».

 Суровый стиль. Художники сурового стиля. Поднимающий знамя. Центральная часть триптиха Коммунисты. Гелий Коржев, 1959-60.

Поднимающий знамя. (Центральная часть триптиха "Коммунисты").

Гелий Коржев, 1959-60. 290х156 см.

Николай Андронов - еще один яркий представитель сурового стиля. В своих ранних произведениях он следует традициям «Бубнового валета», в особенности раннего Петра Кончаловского. Пример этого периода – полотно «Плотогоны» (1959-61). Четкие резкие силуэты, контрасты планов, напряженная гармония дополнительных цветов - все это способствует выражению героического в повседневном., в особенности раннего Петра Кончаловского. Пример этого периода, в особенности раннего Петра Кончаловского. Пример этого периода

Суровый стиль. Художники сурового стиля. Картина Плотогоны, Николай Андронов, 1959-61. 

Картина «Плотогоны», Николай Андронов, 1959-61.

Виктор Попков. Его творчество отличается вечным беспокойством, отсутствием благополучия, самоудовлетворенности. Самым значительным этапом в его творчестве стали середина и конец 1960-х годов.

В 1960 написано его известное полотно «Строители Братска».

Суровый стиль фото. Художники сурового стиля. Фото Картина Строители Братска, Виктор Попков, 1960. 

Картина «Строители Братска», Виктор Попков, 1960.

Виктор Иванов посвятил свое творчество советской деревне военных и послевоенных лет. В 1960-е он создает цикл «Русские женщины», соединив лирическое отношение к миру с четкой, ясной композицией.

Суровый стиль. Художники сурового стиля. Картина из цикла Русские женщины, Виктор Иванов, 1960. 

Картина из цикла «Русские женщины», 1960.

Дмитрий Жилинский в своем суровом стиле обращается к Ренессансу, к классике русской живописи, например, Александру Иванову, при этом ориентируясь и на своего учителя Павла Корина.

Картина Дмитрия Жилинского «Семья. У моря» (1964) – являет собой программное произведение, соединяющее строгость и уравновешенность композиции с экспрессивной интенсивностью цветов.

Суровый стиль. Художники сурового стиля. Картина Семья. У моря, Дмитрий Жилинский, 1964. 

Картина «Семья. У моря», Дмитрий Жилинский, 1964.

Широкую известность среди советских художников сурового стиля приобрел азербайджанец Таир Салахов.

В своих полотнах Таир Салахов ярко выражает новые принципы «сурового стиля», героизм и красоту человека труда.

Суровый стиль. Художники сурового стиля. Картина У Каспия. Таир Салахов, 1967. 

 Картина «У Каспия». Таир Салахов, 1967.

 Суровый стиль. Художники сурового стиля. Картина С вахты, Таир Салахов, 1957.

Картина «С вахты», Таир Салахов, 1957.

 

Суровый стиль в живописи! Художники "Сурового стиля" вошли в историю живописи 20-го века! Картины художников "Сурового стиля" можно увидеть в экспозициях Третьяковской галереи и других ведущих музеях искусства и живописи!

 

Суровый стиль! Художники сурового стиля!

 

www.picture-russia.ru Международная галерея современных художников

 

 

Модный женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)

 

Поделиться с друзьями в социальных сетях:

Другие новости:

www.i-kiss.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта