Северини, Джино. Северини картины


Джино Северини: жизнь и творчество художника

Джино Северини (итал. Gino Severini; 7 апреля 1883, Кортона — 26 февраля 1966, Париж) — итальянский художник, график и скульптор.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Джино Северини

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Джино Северини родился в 1883 г. в Кортоне.

В 1899 г. приехал в Рим, где посещал вечерние курсы школы виллы Медичи. В 1900 г. встретился с Балла и Боччони, которые познакомили его с системой дивизионизма.

В 1906 г. Северини приехал в Париж, где воочию увидел живопись Сёра и Синьяка, завязал знакомство с Модильяни, Браком, Дюфи, Утрилло. Пейзажи этого времени, написанные в пуантилистической манере, насыщены светом, интенсивными вибрациями воздушной среды («Париж, Сена, баржи Лувра», 1908).

В 1916 г. наметился отход Северини от футуристического движения. В теоретических работах «Символизм пластический и символизм литературный» (1916) и «Авангардная живопись» (1917) художник призывал к строгой архитектонике живописных построений, к воссоединению научного и художественного мышления.

Сблизившись в 1919 г. с журналом «Валори пластичи», он обращается к изучению классического наследия — законов перспективы и светотеневой моделировки, математических пропорций и модулей, организующих живописное пространство. В теоретическом эссе «От кубизма к классицизму» (1921) Северини выступает сторонником «эстетики циркуля и числа». «Объективные», «научно выведенные» нормативы он апробирует в своем первом монументальном цикле — настенных росписях замка Монтефугони близ Флоренции (1921—22).

В 1920-х гг. Северини испытал духовный кризис и под влиянием Ж. Маритена обратился к католицизму.

Жил главным образом в Париже (в 1935–1946 – в Риме), часто наезжая в Италию. В 1923—39 гг. им выполнены монументальные ансамбли в церквах Швейцарии (во Фрибуре, Лозанне, Ла Роше), а также декоративные циклы для Дворца правосудия в Милане (1936—37), для Падуанского университета, для почтового ведомства в Александрии (1937—41). В поздние годы Северини занимался сценографией, сотрудничая с театром Маджо Фьорентино и с театром Фениче в Венеции.

В 1940–1950-е годы Северини работал и как сценограф (для театров «Маджо» во Флоренции и «Фениче» в Венеции). Опубликовал мемуарную книгу Вся жизнь живописца (1946). С начала 1950-х годов не раз варьировал свои ранние футуристические мотивы в русле новой моды на абстракционизм.

Умер Северини в Париже 26 февраля 1966.

Произведения художника представлены в Городском музее современного искусства в Париже, а также в музеях Роттердама, Нью-Йорка и в частных собраниях (Милан, Париж). В 1961 в Риме (Палаццо Венеция) прошла ретроспективная выставка его работ.

ТВОРЧЕСТВО

 В 1910 г. Северини присоединился к футуристической группировке, подписав Манифест художников-футуристов. В дальнейшем художник был посредником между миланским и парижским авангардом. Его первые футуристические картины изображают танцовщиц и сценки в кабаре («Юные танцовщицы», 1911).

Юные танцовщицы 1911

Сочетая приемы дивизионизма, футуризма, кубизма, Северини аналитически членит форму на разных уровнях; фигуры двоятся, множатся, демонстрируя симультанность; угловатые плоскости рассекают их на отдельные фрагменты, а точечные мазки символизируют молекулярную структуру материи («Голубая танцовщица», 1912; «Динамический иероглиф бала Табарэн», 1912). Дробление объемов создает ощущение ритмичного мелькания, непрерывных смещений контура.

Ballerina in Blue 1912

В манифесте «Пластические аналогии» (1913) Северини утверждал: «Движение и свет разрушают материальность тел».

Футуристический динамизм в произведениях художника отличается легкостью, сверкающей бравурностью. «Пластическая экспрессия», «эмотивная среда» воссоздаются не агрессивным натиском жестких пронзающих форм и кричащих цветов, а ускоренными ритмами, порхающими линиями, искрящимися красками («Танцовщица», 1913; «Танцовщица», 1913—14; «Танцовщица», 1914; «Танцовщица», 1915). «Пластическая аналогия», по Северини, возникает из соотношения отвлеченных зрительных свойств. Сплав форм и цветов возбуждает ассоциации с самыми разными явлениями, воспринимается как образопорождающая стихия, первичное вещество формирующейся реальности («Танец медведя = Лодка с парусом», 1914; «Танцовщица + Море + Парус = Букет цветов», 1914; «Море = Танцовщица», 1914).

Динамический иероглиф бала Табарэн 1912 Динамический иероглиф бала Табарэн 1912 Танцовщица + Море + Парус = Букет цветов 1914 Танцовщица + Море + Парус = Букет цветов 1914 Море = Танцовщица 1914 Море = Танцовщица 1914

 Неоклассические черты господствуют и в станковых работах 1920-х гг. — видах античного Рима, натюрмортах, изображениях персонажей комедии дель арте («Пьеро-музыкант», 1924, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам).

В конце своего творчества Северини возвращается к поискам своей молодости, и в 1960 делает новый вариант «Танца Пан-Пан» (Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Кроме того, художник создал множество фресок, особенно для церквей (замок Монтефугони, близ Флоренции; церкви в Лозанне, Лароше, Фрейбурге). Теоретик и критик искусства, Северини является автором нескольких печатных работ (например, «Танец медведя в Мулен-Руж»).

"Танец Пан-Пан" 1959

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В 1946 году Северини выпустил двухтомную книгу мемуаров «Вся жизнь художника» (Tutta la vita di un pittore), представляющую собой ценный документ по истории художественного авангарда.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006
  • Die Welt der Malerei, Gütersloh-Amstelveen 1997
  • Enzyklopädie des Wissens, Bd.4 Köln 1990
  • Бобринская Е.А. Футуризм. М., 2000

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artclassic.edu.ru, ru.wikipedia.org, krugosvet.ru, bibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Джино Северини: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джино Северини: жизнь и творчество художника

4 (80%) 3 голос(ов)

allpainters.ru

Современное Искусство :: Джино Северини

Итальянский художник-авангардист, один из лидеров итальянского футуризма.

 

Юность

Джино Северини родился 7 апреля 1883 года в семье служащего прокуратуры и модистки в Кортоне, Тоскана. Учился в Scuola Tecnica в родном городе. Когда мальчику было 15 лет, его выгнали из школы за воровство контрольных работ. После инцидента ему пришлось некоторое время работать на отца. Систематического образования Джино в результате не получил.

В 1899 году Северини оставил родной город и вместе с матерью отправился в столицу. В Риме юноша заинтересовался искусством и начал понемногу рисовать в свободное от работы время.

Северини начал самостоятельное изучение академического рисунка и живописи, стал посещать вечерние курсы Школы виллы Медичи. В 1900 году он поступил в частную школу художника-авангардиста Джакомо Балла. Балла познакомил Северини с дивизионистической техникой живописи, перенятой им у неоимпрессионистов. Дивизионизм (он же пуантилизм) предполагает отсутствие смешения красок, нанесение краски точечными масками для создания определённого оптического эффекта. В школе Северини познакомился с другим авангардистом, Умберто Боччони.

Ранние картины Северини («Весна на Монмартре», «Париж, Сена, баржи Лувра» – обе 1908 г.) демонстрируют существенное влияние импрессионистов, в особенности Жоржа Сёра и Поля Синьяка.

В 1906 году Северини отправился в Париж, главную художественную столицу Европы рубежа веков. Здесь он поддерживал контакты с наиболее выдающимися и прогрессивными художниками своего времени: Пикассо, Утрилло, Модильяни, Грисом и др. В Париже он снял мастерскую, и его соседями по ателье оказались фовист Рауль Дюфи и кубист Жорж Брак. Под влиянием французской богемы Северини увлёкся аналитическим кубизмом.

В 1908 году его картины появились в экспозиции выставок Осеннего Салона и Салона Независимых.

В 1910 Северини примкнул к основанной Боччони и Карра группе итальянских художников-футуристов.

 

Футуризм

10 февраля 1910 года в Милане Северини вместе с Боччони, Балла, Карло Карра и Луиджи Руссоло подписал «Манифест художников футуристов». Манифест был зачитан 18 марта со сцены туринского театра Кьярелла (Chiarella) в присутствии 3000 зрителей, хотя был адресован исключительно молодым итальянским художникам. «Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора». 11 апреля вышел ещё один «Технический манифест футуристической живописи».

Программа футуристов отвергала традиционную культуру, отличалась воинствующим шовинизмом и воспевала дух и эстетику индустриальной эпохи. Художники-футуристы стремились к созданию «искусства будущего» и нового визуального языка, способного адекватно передать ускорившийся темп жизни и стремительно меняющееся обличие мира.

Северини призывал современников «глубоко презирать всевозможную имитацию». Ключевой особенностью его работ футуристического периода является поражающая воображение динамика. Художник достигал её при помощи дивизионистской манеры письма и кубистического приёма совмещения разновременных фрагментов, а также сочетания элементов, требующих задействования ротационного зрения (когда картину необходимо рассматривать с разных углов). Северини писал: «Сенсорика современного человека ориентирована на работу новейших машин, поэтому мы решили сосредоточить внимание на предметах в движении».

С началом 10-х годов в центре внимания Северини оказывается ночная жизнь большого города. В 1911 году была написана одна из его наиболее выдающихся работ – «Танец „пан-пан" в Монако». К сожалению, оригинальная версия была уничтожена во время Второй мировой войны, но художник написал её повторно в 1959-60 гг. Сегодня авторское повторение хранится в парижском Государственном музее современного искусства. Оно несколько отличается от оригинальной версии, поскольку восстанавливалось по памяти и нескольким фотографиям.

В феврале 1912 года Северини принял активное участие в подготовке к первой выставке футуристов в парижской галерее Бернхайма Жёна (Galerie Bernheim Jeune).

В ставших невероятно знаменитыми картинах из серии «Танцовщицы» и работе «Динамические иероглифы бала Табарэн» (1912) Северини приближается к практически полной беспредметности.

Северини была близка идея синестезии, популярная на рубеже веков и охватившая умы художников самых различных направлений. К 1913 году он пришёл к убеждению, что цвет способен пробуждать в зрителе иллюзию слышания определённых звуков, шумов и запахов, а также передавать ощущение скорости. В первой версии «Манифеста футуризма» художник писал, что звуки вальса пробуждают «светло-голубой, сиреневый и изумрудно-зелёный». В работе «Пластические аналогии» он отметил, что «движение и свет разрушают материальность тел». Под пластической аналогией подразумевалось такое сочетание форм и цветов, которое вызывает у зрителя ассоциации с совершенно разными, не связанными между собой вещами и явлениями. Примечательны в этом отношении картины «Балерина + море = букет цветов» (1913), «Танцовщица + море + парус = букет цветов» (1913), «Танец медведя = лодка с парусом» (1914).

7 апреля 1913 в Лондоне в Галерее Марльборо открылась первая персональная выставка Северини. Событие совпало с тридцатым днём рождения художника. Экспозиция была открыта в полночь; в неё вошло 30 футуристических картин и рисунков. В интервью газете Daily Express Северини сделал несколько довольно эпатажных заявлений в духе Маринетти. «Элементы природы подвергаются неизбежному уничтожению, - заявил он, - и должны уступить место механическим изобретениям». Художник весьма красноречиво описал своё первое путешествие на поезде: «…И в конце поездки отвратительная красота панорамы (отрада для любого пейзажиста) сменилась городским видом, жестоким утверждением человеческой активности».

Выставка получила диаметрально противоположные отзывы и закрылась через месяц.

Для каталога выставки Северини написал витиеватые комментарии к картинам: «Музыкальный ритм аккомпанирует арабескам линий и планов, гармонии тонов и оттенков. Свет, транслируемый через абстрактные формы, время от времени нарушает ритм».

В том же году художник женился на Жанне Фор, дочери поэта Поля Фора, которого в кругах авангардистов нарекли «Принцем поэтов». Два года спустя у супругов родилась дочь Джина.

Первая мировая война была встречена футуристами с большим энтузиазмом, они провозгласили её «гигиеной мира».

Картина Северини «Бронированный поезд» (1915) отражает веру футуристов в очищающую силу войны и наиболее точно демонстрирует эстетические установки, заявленные ими в «Манифесте».

Северини предпринял попытку разрешить противоречия между футуризмом и кубизмом, в котором он открыл «идею меры», помогавшему ему достичь своей главной цели – «живописными средствами создать объект, столь же совершенный с точки зрения мастерства, что и великолепный буфет работы краснодеревщика». Его искания привели к возникновению стиля, получившего название «синтетический кубизм».

С точки зрения искусствоведки Екатерины Бобринской, Северини «создал наиболее аналитическую концепцию, построенную главным образом на сдвигах изображенного на картине пространства, на смещениях и диспропорциональных соединениях различных пространственных фрагментов».

 

От кубофутуризма к классицизму

Уже в 1916 году наметился отход от авангардистского движения. Северини написал эссе «Символизм пластический и символизм литературный», в 1917 вышла его «Авангардная живопись». Художника захватила идея соединения, вернее, воссоединения науки и живописи.

В 1919 году Северини стал сотрудничать с журналом Valori Plastici (“Пластические ценности»), исследовавшим классическое наследие и пропагандировавшим возврат к традиционным ценностям. С его страниц художник призывал к изучению и использованию законов перспективы и светотеневой моделировки, грамотной с точки зрения математики и геометрии организации живописного пространства. По мнению некоторых исследователей, Северини, по сути, попытался определить и осмыслить духовные и логические основания уже проведённых авангардистских экспериментов. После смерти Боччони в 1916 году закончился так называемый «героический период» итальянского футуризма и наметилась общая тенденция к интеллектуализации авангарда.

В 1921 году было издано знаковое эссе «От кубизма к классицизму. Эстетика циркуля и числа». Северини лелеял мечту восстановить неразрывную связь изобразительного искусства и науки. Он полагал, что геометрические законы построения форм впервые появились у Джотто ди Бондоне. Кубисты в некотором роде продолжили классическую традицию и, по его мнению, проложили дорогу неоклассицизму. Северини применял принцип золотого сечения, что особенно заметно по подготовительным эскизам к картине «Материнство».

Северини смог опробовать свои теоретические наработки на практике в начале 20-х гг., когда получил заказ на роспись замка Монтефугони близ Флоренции. Черты неоклассицизма становятся более выпуклыми в его дальнейших станковых работах. Изменения коснулись и выбора тем: его излюбленными мотивами стали виды античного Рима, персонажи комедии дель арте, натуюрморты. Пережив глубокий духовный кризис, Северини принял католичество и обратился к религиозной живописи. У него завязалась переписка с католическим философом Жаком Маритеном. Они познакомились в 1923 году, и эта встреча оказала глубокое влияние на мировоззрение художника. В период с 1923 по 1939 гг. им были выполнены фрески в нескольких швейцарских церквях, а также монументальные ансамбли во Дворце правосудия в Милане и Падуанском университете. В 1926 году он издал небольшую книгу «Церковное искусство».

С 1926 по 1929 гг. Северини состоял в группе Novecento Italiano. С приходом к власти фашистов стиль новеченто станет официальным и насаждаемым государством. В 1935 году художник, живший доселе на две страны, окончательно вернулся в Италию. В 1936 году он принял участие в XX Венецианской биеннале, для него был отведён целый зал.

Годы Второй мировой войны Северини провёл в Италии, за это время ему удалось провести несколько персональных выставок. Несмотря на критическое отношение к режиму Муссолини, художник высоко ценился властями и регулярно получал крупные заказы. Нацисты же отнесли его к числу «дегенеративных художников» и уничтожили те из его полотен, что попали им в руки.

 

После войны

В 1945 году Северини навсегда покинул Италию и вернулся в Париж. «Кортона и Париж – два города, с которыми я чувствую себя наиболее связанным: физически я родился в первом, духовно и интеллектуально – во втором», – писал он. В 1946 году он выпустил двухтомную книгу мемуаров под названием «Вся жизнь художника» (Tutta la vita di un pittore).

В 50-е годы Северини вновь обратился к кубофутуризму и совершил некую ревизию авангардистских наработок. Он начал эксплуатировать собственные авангардистские работы на волне возросшего интереса публики к абстрактному искусству, а также восстанавливать утраченные за годы войны полотна.

Последние годы жизни Северини посвятил сценографии – ещё в 1910 гг. он мечтал получить заказ от «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Художник тесно и плодотворно сотрудничал с театром Маджо Фьорентино и театром Фениче в Венеции. Он также оформил офисы крупных итальянских авиакомпаний – KLM и Alitalia.

26 февраля 1966 года Северини не стало. Он скончался в Париже в возрасте 82 лет. Согласно завещанию художника, его тело перевезли в Италию и похоронили в родном городе Кортоне.

Несмотря на свою непоследовательность и определённый конформизм, Северини считается наиболее «чистым» живописцем среди итальянских футуристов. Его работы хранятся в крупнейших мировых музеях.

 

sovremennoe-iskusstvo.ru

Джино Северини — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Автопортрет. 1909

Джино Северини (итал. Gino Severini; 7 апреля 1883, Кортона — 26 февраля 1966, Париж)[1] — итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров итальянского футуризма.

Юность[править]

Джино Северини родился 7 апреля 1883 года в семье служащего прокуратуры и модистки в Кортоне, Тоскана. Учился в Scuola Tecnica в родном городе. Когда Джино было 15 лет, его выгнали из школы за воровство контрольных работ. После инцидента ему пришлось некоторое время работать на отца. Систематического образования Джино в результате не получил.

В 1899 году Северини оставил родной город и вместе с матерью отправился в столицу. В Риме Северини заинтересовался искусством и начал понемногу рисовать в свободное от работы время.

Северини начал самостоятельное изучение академического рисунка и живописи, стал посещать вечерние курсы Школы виллы Медичи. В 1900 году он поступил в частную школу художника-авангардиста Джакомо Балла. Балла познакомил Северини с дивизионистической техникой живописи, перенятой им у неоимпрессионистов. Дивизионизм (он же пуантилизм) предполагает отсутствие смешения красок, нанесение краски точечными масками для создания определённого оптического эффекта. В школе Северини познакомился с другим авангардистом, Умберто Боччони.

«Париж, Сена, баржи Лувра»

Ранние картины Северини («Весна на Монмартре», «Париж, Сена, баржи Лувра» — обе 1908 г.) демонстрируют существенное влияние импрессионистов, в особенности Жоржа Сёра и Поля Синьяка.

В 1906 году Северини отправился в Париж, главную художественную столицу Европы рубежа веков. Здесь он поддерживал контакты с наиболее выдающимися и прогрессивными художниками своего времени: Пикассо, Утрилло, Модильяни, Грисом и др. В Париже он снял мастерскую, и его соседями по ателье оказались фовист Рауль Дюфи и кубист Жорж Брак. Под влиянием французской богемы Северини увлёкся аналитическим кубизмом.

В 1908 году его картины появились в экспозиции выставок Осеннего Салона и Салона Независимых.

В 1910 году Северини примкнул к основанной Боччони и Карра группе итальянских художников-футуристов.

Футуризм[править]

10 февраля 1910 года в Милане Северини вместе с Боччони, Балла, Карло Карра и Луиджи Руссоло подписал «Манифест художников футуристов».

«Самому старшему из нас 30 лет…». Луиджи Руссоло, Карло Карра, Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччиони, Джино Северини (слева направо). Париж, февраль 1912

Манифест был зачитан 18 марта со сцены туринского театра Кьярелла (Chiarella) в присутствии 3000 зрителей, хотя был адресован исключительно молодым итальянским художникам. «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора». 11 апреля вышел ещё один «Технический манифест футуристической живописи».

Программа футуристов отвергала традиционную культуру, отличалась воинствующим шовинизмом и воспевала дух и эстетику индустриальной эпохи. Художники-футуристы стремились к созданию «искусства будущего» и нового визуального языка, способного адекватно передать ускорившийся темп жизни и стремительно меняющееся обличие мира.

Северини призывал современников «глубоко презирать всевозможную имитацию». Ключевой особенностью его работ футуристического периода является поражающая воображение динамика. Художник достигал её при помощи дивизионистской манеры письма и кубистического приёма совмещения разновременных фрагментов, а также сочетания элементов, требующих задействования ротационного зрения (когда картину необходимо рассматривать с разных углов). Северини писал: «Сенсорика современного человека ориентирована на работу новейших машин, поэтому мы решили сосредоточить внимание на предметах в движении».

С началом 10-х годов в центре внимания Северини оказывается ночная жизнь большого города. В 1911 году была написана одна из его наиболее выдающихся работ — «Танец „пан-пан“ в Монако». Оригинальная её версия была уничтожена во время Второй мировой войны, но художник написал её повторно в 1959‒60 гг.

В феврале 1912 года Северини принял активное участие в подготовке к первой выставке футуристов в парижской галерее Бернхайма Жёна (Galerie Bernheim Jeune).

В ставших невероятно знаменитыми картинах из серии «Танцовщицы» и работе «Динамические иероглифы бала Табарэн» (1912) Северини приближается к практически полной беспредметности.

  • «Танец „пан-пан“ в Монако». 1911/1959

  • «Навязчивый образ танцовщицы». 1911

  • Танцовщица в Пигалле. 1912

  • Балерина в голубом. 1912

  • «Динамические иероглифы бала Табарэн». 1912

Северини была близка идея синестезии, популярная на рубеже веков и охватившая умы художников самых различных направлений. К 1913 году он пришёл к убеждению, что цвет способен пробуждать в зрителе иллюзию слышания определённых звуков, шумов и запахов, а также передавать ощущение скорости. В первой версии «Манифеста футуризма» художник писал, что звуки вальса пробуждают «светло-голубой, сиреневый и изумрудно-зелёный». В работе «Пластические аналогии» он отметил, что «движение и свет разрушают материальность тел». Под пластической аналогией подразумевалось такое сочетание форм и цветов, которое вызывает у зрителя ассоциации с совершенно разными, не связанными между собой вещами и явлениями. Примечательны в этом отношении картины «Балерина + море = букет цветов» (1913), «Танцовщица + море + парус = букет цветов» (1913), «Танец медведя = лодка с парусом» (1914).

7 апреля 1913 года в Лондоне в Галерее Марльборо открылась первая персональная выставка Северини. Событие совпало с тридцатым днём рождения художника. Экспозиция была открыта в полночь; в неё вошло 30 футуристических картин и рисунков. В интервью газете Daily Express Северини сделал несколько довольно эпатажных заявлений в духе Маринетти. «Элементы природы подвергаются неизбежному уничтожению, — заявил он, — и должны уступить место механическим изобретениям». Художник весьма красноречиво описал своё первое путешествие на поезде: «…И в конце поездки отвратительная красота панорамы (отрада для любого пейзажиста) сменилась городским видом, жестоким утверждением человеческой активности».

В том же году художник женился на Жанне Фор, дочери поэта Поля Фора, которого в кругах авангардистов нарекли «Принцем поэтов». Два года спустя у супругов родилась дочь Джина.

Первая мировая война была встречена футуристами с большим энтузиазмом, они провозгласили её «гигиеной мира».

Бронированный поезд

Картина Северини «Бронированный поезд» (1915) отражает веру футуристов в очищающую силу войны и наиболее точно демонстрирует эстетические установки, заявленные ими в «Манифесте».

Северини предпринял попытку разрешить противоречия между футуризмом и кубизмом, в котором он открыл «идею меры», помогавшему ему достичь своей главной цели — «живописными средствами создать объект, столь же совершенный с точки зрения мастерства, что и великолепный буфет работы краснодеревщика». Его искания привели к возникновению стиля, получившего название «синтетический кубизм».

От кубофутуризма к классицизму[править]

Уже в 1916 году наметился отход от авангардистского движения. После смерти Боччони в 1916 году закончился так называемый «героический период» итальянского футуризма и наметилась общая тенденция к интеллектуализации авангарда. Северини написал эссе «Символизм пластический и символизм литературный», в 1917 вышла его «Авангардная живопись». Художника захватила идея воссоединения науки и живописи.

В 1919 году Северини стал сотрудничать с журналом Valori Plastici («Пластические ценности»), исследовавшим классическое наследие и пропагандировавшим возврат к традиционным ценностям. С его страниц художник призывал к изучению и использованию законов перспективы и светотеневой моделировки, грамотной с точки зрения математики и геометрии организации живописного пространства. По мнению некоторых исследователей, Северини, по сути, попытался определить и осмыслить духовные и логические основания уже проведённых авангардистских экспериментов.

В 1921 году было издано знаковое эссе «От кубизма к классицизму. Эстетика циркуля и числа». Северини лелеял мечту восстановить неразрывную связь изобразительного искусства и науки. Он полагал, что геометрические законы построения форм впервые появились у Джотто ди Бондоне. Кубисты в некотором роде продолжили классическую традицию и, по его мнению, проложили дорогу неоклассицизму. Северини применял принцип золотого сечения, что особенно заметно по подготовительным эскизам к картине «Материнство».

Северини смог опробовать свои теоретические наработки на практике в начале 20-х гг., когда получил заказ на роспись замка Монтефугони близ Флоренции. Черты неоклассицизма становятся более выпуклыми в его дальнейших станковых работах. Изменения коснулись и выбора тем: его излюбленными мотивами стали виды античного Рима, персонажи комедии дель арте, натюрморты.

Мозаика в церкви Святого Марка в Кортоне

Пережив глубокий духовный кризис, Северини принял католичество и обратился к религиозной живописи. У него завязалась переписка с католическим философом Жаком Маритеном. Они познакомились в 1923 году, и эта встреча оказала глубокое влияние на мировоззрение художника. В период с 1923 по 1939 гг. им были выполнены фрески в нескольких швейцарских церквях, а также монументальные ансамбли во Дворце правосудия в Милане и Падуанском университете. В 1926 году он издал небольшую книгу «Церковное искусство».

С 1926 по 1929 гг. Северини состоял в группе Novecento Italiano. С приходом к власти фашистов стиль новеченто станет официальным и насаждаемым государством. В 1935 году художник, живший доселе на две страны, окончательно вернулся в Италию. В 1936 году он принял участие в XX Венецианской биеннале, для него был отведён целый зал.

Годы Второй мировой войны Северини провёл в Италии, за это время ему удалось провести несколько персональных выставок. Художник высоко ценился итальянскими властями и регулярно получал крупные заказы. Нацисты же отнесли его к числу «дегенеративных художников» и уничтожили те из его полотен, что попали им в руки.

После войны[править]

В 1945 году Северини навсегда покинул Италию и вернулся в Париж. «Кортона и Париж — два города, с которыми я чувствую себя наиболее связанным: физически я родился в первом, духовно и интеллектуально — во втором», — писал он. В 1946 году он выпустил двухтомную книгу мемуаров под названием «Вся жизнь художника» (Tutta la vita di un pittore).

В 50-е годы Северини вновь обратился к кубофутуризму и совершил некую ревизию авангардистских наработок. Он начал эксплуатировать собственные авангардистские работы на волне возросшего интереса публики к абстрактному искусству, а также восстанавливать утраченные за годы войны полотна.

Последние годы жизни Северини посвятил сценографии — ещё в 1910 гг. он мечтал получить заказ от «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Художник тесно и плодотворно сотрудничал с театром Маджо Фьорентино и театром Фениче в Венеции. Он также оформил офисы крупных итальянских авиакомпаний — KLM и Alitalia.[2]

Flag of Italy.svg

 

traditio.wiki

Северини, Джино — википедия фото

Северини известен в первую очередь как представитель футуризма и кубизма в искусстве. Учился живописи и рисунку в Риме, где в 1900 году познакомился с Джакомо Балла, у которого перенял дивизионистическую технику рисунка. В этой манере выполнены в первую очередь полотна, созданные Северини после его переезда в Париж в 1906 году. В Париже Северини поддерживал контакты с А. Модильяни, Х. Грисом, Ж. Браком и П. Пикассо, увлёкся теорией аналитического кубизма.

Северини и футуризм

Начиная с 1910 года главной темой произведений Северини была ночная жизнь большого города, в которых можно заметить признаки футуристического направления, выражающиеся в динамике и резкости изображения («Голубая танцовщица», 1912; Милан, частное собрание). В 1910 году вместе с художниками и скульпторами Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло и Баллой подпиался под «Техническим Манифестом футуристической живописи». Одна из лучших картин Северини — «Танец Пан-Пан в Монико» (1911) — была утрачена во время Второй мировой войны; выполненное в 1959 году авторское повторение несколько отличается от оригинала. Северини принимал активное участие в подготовке первой коллективной выставки футуристов в Париже (1912). Его первая персональная выставка состоялась в 1913 году в Лондоне. В том же году женился на Жанне Фор, дочери поэта Поля Фора.

Особенности футуризма Северини

По мнению искусствоведа Екатерины Бобринской, Северини «создал наиболее аналитическую концепцию, построенную главным образом на сдвигах изображенного на картине пространства, на смещениях и диспропрорциональных соединениях различных пространственных фрагментов». Кроме того, особую роль у Северини играют цвет и «эффект мозаичного дробления» объектов окружающего мира[1].

Смена манеры

После 1912 года он постепенно обращался к манере синтетического кубизма. Начиная с 1916 года вернулся к жизнеподобным формам. В 1921 году опубликовал очерк «От кубизма к классицизму». В 20—30-е годы XX века для Северини характерна живопись и графика классически ориентированного реализма. В середине 1920-х пережил религиозный кризис, выполнил ряд работ на сакральные темы (в том числе для храмов в Швейцарии). Во время Второй мировой войны находился в Италии; ему удалось провести ряд персональных выставок[2]. После 1950 года вновь проявил интерес к сюжетным мотивам раннего периода (танец, передача света и движения), перерабатывал свои футуристические работы в русле моды на абстрактное искусство .

org-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта