Максим Кантор: биография и творческий путь. Картины максима кантора


«Демократия на наших глазах рассыпается в прах...»

- Вы в Москве последние пару десятков лет гость нечастый. Ну и как вам здесь в этот раз? От телевизионных страстей не устали?

- ...Мне все время в течение последних двух лет кажется, что у нас люди выясняют не истину, а партийность. Причем касается ли это картин, книг, публицистики или философских сочинений - никому не интересен предмет обсуждения. К сожалению, общество у нас сейчас переживает момент нездорового, дурного раскола. Причем этот раскол проходит не по смысловой оси, обсуждается не существенная сторона общественной жизни, а только партийное деление. Какие споры о демократии могут идти в обществе, в котором образование снизилось в десять раз?

Всеобщие выборы будут проходить по какому цензу, если одни люди вообще не оканчивают школ, а другие получают образование в Женеве? Какая может быть между ними гражданская общность? Коль скоро образовался такой классовый разрыв, то об идее демократии в принципе можно забыть! Мы сейчас должны думать о том, как дать людям образование, каким образом ликвидировать разрыв между бедными и богатыми - а уже потом задаваться якобы судьбоносными вопросами о демократии. С крыши дом не строят, дом строят с фундамента. Если говорить о демократии, то надо начинать с заботы о населении и помнить, что у этого населения есть своя история, которой оно гордится. Уважайте его память. Это нетрудно.

Народ отдавал жизни в борьбе с фашизмом, фашизм истреблял русских людей - только в нацистских лагерях погибли 4 миллиона советских военнопленных - это официально зафиксированная цифра, в том числе германскими источниками. Так вот, давайте уважать историю русского народа. Все. Точка.

Найдите десять отличий: запрещенная в советские времена картина Кантора «Политбюро» и «политбюро» образца осени 1993 года во главе с Егором Гайдаром...

Найдите десять отличий: запрещенная в советские времена картина Кантора «Политбюро» и «политбюро» образца осени 1993 года во главе с Егором Гайдаром...

Мантра демократии

- Нет, все-таки точка с запятой. Позвольте задать вам еще один вопрос о войне. Что, как вы думаете, мировое сообщество недоделало после 1945-го, что сегодня вынуждено пожинать такие плоды? Парады эсэсовцев в Латвии и Эстонии, допустим, понятны - эти республики, находясь в составе СССР, не прошли процесс денацификации. Ну а Европа-то чего? Не насытилась? Вот фраза из одного вашего интервью: «Европейская цивилизация беременна фашизмом». Почему поле для этих ростков снова стало свободным?

- Я очень дружил с покойным ныне великим английским историком Эриком Хобс-баумом, который прожил 94 года и написал многотомную историю Европы. Мы довольно близко общались и часто говорили о войне. Помню, он сказал достаточно простую, лежащую на поверхности, казалось бы, мысль: это был пик развития человечества, когда демократия социалистическая, какой бы ложной она на тот момент ни была, с ее прекрасной риторикой всеобщего равенства, во время войны объединилась с англосаксонской. Это был пик сопротивления нацизму, геноциду народов, и этот кратковременный политический альянс очень многое обещал для развития гуманизма во всем мире.

В это время возникают потрясающие таланты Шостаковича, Бёлля, Брехта, Чаплина, произведения которых говорят об одном и том же. В какой-то момент, когда германский фашизм был побежден, произошло размежевание демократий - англосаксонской и советской. Каждая из них посчитала другую ложной. Кажется, совсем недавно считались союзниками, не столь давно было братание на Эльбе, но после фултоновской речи произошло то, что можно без особой натяжки назвать взаимной фальсификацией. Как советские историки стали оговаривать англосаксонскую демократию, часто приписывая ей грехи и объединяя ее с фашизмом, точно так же и англосаксонская демократия стала чернить советскую. И это противостояние сделалось в какой-то момент даже более существенным, чем недавняя борьба с фашизмом. Стараниями многих идеологов возникло общее усредненное понятие тоталитаризма, которое объединяет и Сталина, и Гитлера, и Пол Пота, и Мао Цзэдуна. Но, помилуйте, никакой врач не будет объединять чуму, холеру, дизентерию и рак! Китай Мао Цзэдуна, Россия Сталина и Германия Гитлера не похожи ничем или почти ничем.

Плохо не только то, что одним общим заклинанием, мантрой определили: все, что не нравится, - это тоталитаризм. Плохо то, что ответом на это стала такая же обобщенная мантра демократии. У каждого народа есть своя история, традиции, законы и обычаи. И все это лечить одной таблеткой - то же самое, что лечить от чумы и холеры одним и тем же порошком. Больной умрет. Он и стал помирать потому, что выдумали какой-то общий тоталитаризм. А его не было. Это была историческая натяжка, выдуманная для борьбы с историческим оппонентом. Та смысловая каша, в которой мы сегодня плаваем, когда СС равняем со СМЕРШем, а Мао Цзэдуна с Гитлером и Сталиным, создает абсолютную невозможность двигаться вперед.

Существует нормальный исторический взгляд на вещи: нацизм был очень плох и сталинизм был очень плох, но это два абсолютно разных явления, возникших по разным причинам в разных народах и по-разному оформленных. В итоге сталинская Россия разбила гитлеровскую Германию в союзе с демократическими Англией и Америкой. Но тем не менее это был невероятный по эффективности союз, и если говорить о какой-то надежде ХХ века, то в тот самый момент она была.

В картинах Кантора («Вавилонская башня») всегда много красного...

В картинах Кантора («Вавилонская башня») всегда много красного...

Красный свет

- В ваших картинах (которые представлены в 24 музеях мира. - Г. С.) много сломанных деревьев и красного цвета. Это какие-то символы?

- Я начинал как социальный критик и писал много картин про общество. Есть у меня групповой портрет Политбюро, который сняли с выставки. Есть красные дома - символы барачного жилья, казарменного быта. Когда страна треснула, я писал разные сломанные деревья, ворон на помойке, бомжей, показывая, как распадается большая империя. Сравнительно недавно стал писать картины, которые назвал бы библейскими, евангельскими, притчевыми. Некоторые из них попали в церковь - чем я очень горжусь.

- Книгу «Красный свет», которая вышла в издательстве «АСТ» и в которой речь идет об идеологии ХХ века, вы посвящаете своему отцу, философу Карлу Кантору, которого называете главным человеком вашей жизни. Себя теперешнего с ним сравниваете?

- Сравнить себя с отцом невозможно, потому что он был великий философ, а я просто научился более-менее сопоставлять мысли. Ни моих знаний, ни моего таланта не хватит, чтобы сравниться с гением отца. Он придумал оригинальную философию истории, но никогда не печатался. И всегда, когда его сыновья - я и мой брат Владимир - спрашивали: «Ты переживаешь, что тебя не печатают?» - отвечал: «Гомера тоже не печатали». Сейчас мы с сыном собрали и издали первый том, который называется «Двойная спираль истории», будем делать второй. Отец был весьма равнодушен к признанию и славе и жил абсолютно свободным. Это была его спасительная черта, я никогда не встречал столь равнодушного к общественному мнению человека. Как Гамлет сказал о своем отце: «Он человек был человек во всем, ему подобных мне уже не встретить». Я его ученик. И как относиться к войне, к борьбе идеологий, к марксизму, к коммунизму, к религии и к нацизму, меня учил именно мой отец. Впоследствии я кое-что додумал сам.

Критика прошлого как оправдание настоящего

- 25 лет назад - когда деревья были целыми, а наша страна огромной - до вас доходил смысл происходящего?

- Я думаю, что отец-то все понимал достаточно точно. Он не вполне разделял терминологию своего друга Александра Зиновьева, который сразу назвал это «катастройкой», но никакой симпатии к делению общества на бедных и богатых, к возрождению капитализма и шельмованию прошлого не испытывал. Более того, я очень хорошо помню, как мы вместе слушали выступление Иосифа Бродского. Того спросили: теперь, когда все рухнуло, вы вернетесь? «Нет, не вернусь», - ответил он. Почему? «А потому что вы так шельмуете свое прошлое, что это унизительно»... И отец, который слушал все это, сказал: вот, пожалуй, единственная здравая мысль, прозвучавшая за последнее время... У меня была эйфория в первые 2 - 4 года. И сейчас я этого стыжусь.

Понимаете, я был андеграундным художником. Это смешное слово не означает буквально, что я жил в подвале и что за мной охотились с собаками, но это значит, что меня не выставляли и не принимали в Союз художников, а мне, молодому и амбициозному, этого хотелось. И вдруг приехали западные галереи, мои картины попали в разные музеи мира, мне стали платить деньги. Это было сродни наркотическому опьянению. И в какой-то момент у меня в мозгу выстроилась весьма логичная, как мне казалось, цепочка: вот я критикую Сталина и получаю большие деньги - это же правильно? Чего ж в этом дурного? Вот я еще больше покритиковал Сталина и Россию - но ведь за дело же? А те, кто за Сталина, не получают денег - и это тоже правильно, они же все вертухаи и должны быть наказаны! И я очень долго пребывал в иллюзии, что, ругая свою страну за ее неказистое прошлое и получая за это деньги, совершаю скорее нравственный поступок. Мне это самому очень нравилось, но в какой-то момент у меня глаза стали заплывать жиром...

Это было еще до бомбежки Белграда. Уже в 1993 году, когда я пошел на площадь перед Моссоветом, где на балконе плясал Гайдар, призывая идти под танки, мне вдруг стало стыдно там стоять. Люди кричали: «Фашизм не пройдет!» - а я думал: «Ну какой фашизм?» Мне это показалось передержкой - я-то тогда уже довольно много читал про фашизм... И вдруг я увидел, что моя критика сталинизма - а я сталинизм критиковал, критикую и буду критиковать совершенно искренне - выгодна силам, которые используют эту критику совсем не для того, чтобы нести равенство, братство, счастье, образование и медицину, а для обогащения и нового витка крепостничества. В этот момент наступило отрезвление, и я понял, что критика прошлого становится всего лишь оправданием настоящего. Я считаю это безобразием.

- А почему мы этот фильм смотрим второй раз? Все повторяется: персоналии, лозунги, речи... Двадцать лет назад было то же самое. Жизнь достаточно интересна, чтобы не ходить в кино по второму кругу.

- Если бы по второму! Наверное, по 22-му или 222-му… Вам не кажется странным, что в одном и том же демосе идет одновременно разговор о демократии и деградация образования? О каком демократическом институте мы можем говорить по отношению к народу, который сознательно оглупляется? Левая рука насаждает крепостничество, а правой рукой поднимается лозунг «Мы за демократию!». Так не бывает. Если речь идет о демократии для всего социума, то начинать надо не с борьбы элиты за свое место под солнцем, а с борьбы за малых сих, за то, чтобы их жизнь стала образованной, защищенной, достойной. До этого все лозунги «Давайте жить, как на Западе» являются абсолютно фальшивой риторикой - это просто сотрясение воздуха.

Ничего революционного в защите слабых нет

- Может быть, все это - продолжение борьбы левых и правых идей, которая сотрясала планету весь ХХ век? Вы, кстати, можете себя представить носителем левой идеи?

- Если вы имеете в виду, что я за справедливость, то да, и это вполне корреспондируется с христианством. Я не думаю, что в защите униженных и оскорбленных есть нечто революционное. Это нормальное гуманистическое желание. Я за то, чтобы слабых не обижали, чтобы не было нищих и чтобы страну не обкрадывали. Я за равенство и против неравенства. И я считаю, что говорить о демократии в условиях, когда речь идет об узком круге заинтересованных лиц, безнравственно.

Я рос в семье, где считалось, что стыдно быть обеспеченным, если рядом с тобой бедняк, и не отдать себя борьбе за человеческое счастье. Это очень высокопарные слова, но в той среде это было нормально. Знаете, как моя бабушка Ида (одна из основательниц аргентинской компартии. Г. С.) подписывала мне на день рождения книжки? «Максиму - чтобы рос и работал на благо человечества и человечности»... Я, когда был маленький, ужасно потешался над этими надписями - в этой высокопарной риторике расти было не очень удобно. Но, слава богу, моя русская бабушка Люба это все оттеняла народными сказками и обыкновенной деревенской теплотой, иначе можно было бы сойти с ума.

Инвалиды холодной войны

- ...Недавно один мой друг, литовец, огорошил меня вопросом: на кого русские более всего похожи? Я задумалась. Англичане? Французы? Немцы? Нет. Китайцы? Тем более...

- Мы русские - разве этого мало? Это отдельная цивилизация с отдельной географией, историей, обычаями, привычками и физиогномикой, она абсолютно ни на кого не похожа. Британский историк философии Арнольд Тойнби, например, называет ее православной цивилизацией.

- А загадочность русской души в чем заключается? В рефлексировании? В стремлении постоянно посыпать голову пеплом, каяться за несделанное и искать объяснения в прошлом?

- В абсолютно неистребимом комплексе неполноценности, которым страдают все наши интеллектуалы. Почему надо хаять свое прошлое и свою страну и в этом находить удовольствие, я понять не могу! И вот весь этот комплекс зависти, стремления подглядеть, что в тарелке у соседа, в сочетании с величайшими порывами благородства и самопожертвования - это и есть, по-моему, загадка русской души. Такого комплекса неполноценности, который переживает русская интеллигенция, я не могу себе вообразить ни в Германии, ни во Франции… Представить себе, что француз страдает от того, что он не похож на англичанина, - нереально! И даже англичане, которые не могут научиться варить картошку, чтобы ее можно было съесть, переезжая во Францию, где все очень вкусно, не испытывают ни перед кем такого комплекса...

- А кто нам эти комплексы навязал?

- В самой категории сомнения ничего дурного нет. Рефлексия - это очень хорошее качество. Когда общество разделилось на славянофилов и западников, это было крайне продуктивно: и тот и другой путь своим конфликтом стимулировали страну к развитию. Аксаков, Киреевский, Чаадаев, Хомяков, Белинский, Герцен - они могли быть не в согласии, но это не означало, что они друг друга подсиживали, писали доносы в партийные организации и требовали изгнать своего оппонента из профессии. Они предлагали рецепты развития общества, исходя из идеи всемирной истории. Всем русским мыслителям казалось, что мы не до конца соответствуем своему историческому предназначению. Любая культура переживает этот дуализм, Россия в этом смысле не исключение.

Русские, когда определяли свой исторический путь, запнулись на определении «кто они»? Европейцы, азиаты или недоевропейцы, и еще надо учиться быть европейцами?.. Сегодня мы имеем дело не просто с вечным диспутом славянофилов и западников. Нынешние исторические волнения совпали с периодом холодной войны, абсолютно идеологизированной и во многом фальшивой пропаганды как со стороны социалистической, так и со стороны капиталистической. Нельзя сказать, что брежневско-хрущевско-андроповская пропаганда все врала, а рейгановская и тэтчеровская говорила одну правду. Врали с двух сторон одинаково безобразно и безбожно.

Но несчастный русский западник оказался жертвой холодной войны. Вот как есть инвалиды Второй мировой, так же есть и инвалиды холодной, и им тоже надо выдавать квартиры, пособия и медали... Их обучили, что существует только одна цивилизация - европейская, а русские должны под нее подверстаться. Если бы это сказали Герцену, он бы с ума сошел... Он выступал против европейского мещанства так резко, как не приснится газете «Завтра». Если цитировать Герцена, то Проханов рядом с ним покажется Шендеровичем...

- Вы хотите сказать, что нынешнее противостояние белых ленточек и георгиевских - это продолжение борьбы славянофилов и западников?

- Нет, это карикатура на борьбу. Те предлагали сценарии развития России. Если бы Герцен сказал: давайте Аксакова выгоним из профессии и будем ориентироваться на журнал «Колокол» - это было бы странновато... Но он так и не говорил. Равно как Киреевскому не приходило в голову куда-нибудь выслать Герцена. Это была взаимоуважительная и продуктивная для общества полемика. Но идеологией холодной войны, дурным, облыжным обвинением друг друга, переводом исторического спора в партийный общество жить не может - это тупик, это нонсенс, это профанация. Это использование факта спора для идеологической партийной возни.

«Талантливый человек - это норма!» - считает художник и писатель Максим Кантор. Прежде всего это относится к нему самому. Фото: Анатолий ЖДАНОВ

«Талантливый человек - это норма!» - считает художник и писатель Максим Кантор. Прежде всего это относится к нему самому.Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Вопрос войны решается не нами...

- Нынешняя ситуация в стране и в мире вам больше что напоминает - преддверие 1917-го или 1938-го?

- Ни то ни другое. Я против этих аналогий. Это всегда уводит исторический анализ в сферу бабкиных догадок и гаданий на кофейной гуще.

- Я таким образом всего лишь пытаюсь подвести вас к вопросу выбора между революцией и войной...

- Я не вижу сейчас революционных сил. Я вижу крикунов и истериков. А реально думающих людей исчезающе мало. Что же касается войны - то война, увы, решается не нами. Так получилось, что российское общество уже вписано в мировую глобальную систему и экономику и насколько война является выходом из современного кризиса, я не знаю. Но то, что такой выход в сценарии истории имеется, - это правда.

- Минорным у нас, однако, получился финал... Почти как у Блока: «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век...» Какими бы словами охарактеризовали то время, в котором мы сейчас живем?

- Я думаю, что это был век дискредитации демократической идеи. Начиналось все с войны кузенов и монархий, а закончилось войной народов, причем каждый народ считал, что форма его народовластия является единственно правильной. Это был очень фальшивый век, который начинался с неимоверно заманчивых обещаний свободы, а закончил тем, что понятие демократии девальвировалось прямо у нас на глазах.

Сама по себе демократия ничем не плоха, но сегодня мы видим, что этот символ тает на глазах, как мороженое. Не потому, что есть какой-то злонамеренный Сталин, который из гроба ей гадит, - она сама оказалась плохо управляемой, живущей фальсификациями и насилием. И, как это когда-то случилось с социализмом, а еще раньше с монархией и с феодальными княжествами, этот строй на наших глазах рассыпается в прах. В XXI век мы пришли без иллюзий по отношению к демократии. И с пониманием того, что по-прежнему не знаем, что сделать вместо нее...

Из Досье «КП»

Максим КАНТОР - художник, работы которого представлены в 24 музеях мира (в том числе в Третьяковской галерее, Британском музее и Ватикане). Автор нескольких нашумевших книг, неизменно попадающих в финалы национальных литературных премий («Учебник рисования», «Красный свет»). По большей части живет и работает в Европе (в Германии и Франции), читает лекции в университетском Оксфорде. Последнее время, кроме картин и книг, покоряет Москву яркой публицистикой.

Поделиться видео </>

Максим Кантор в гостях у Галины Сапожниковой в программе "По Делу".Программа "По Делу" Галина Сапожникова - обозреватель Комсомольской правды Максим Кантор - писатель, философКП-ТВ

www.kp.ru

Художник и писатель Максим Кантор

Зрительское внимание на своих холстах художник Максим Кантор смог зафиксировать ещё задолго до заката Советской эпохи. Как писатель, мыслитель и философ он стал известен читающей публике уже после обрушения СССР. Присмотримся внимательней к этому незаурядному человеку.

С чего всё начиналось? Факты биографии

Кантор Максим Карлович появился на свет в 1957 году. Детство будущего художника прошло в интеллигентной московской семье, круг общения которой составляли звёзды первой величины из сфер литературы, филологии, философии, поэзии, живописи и музыки. Подобная среда обитания не могла не оказать определяющего влияния, когда перед молодым человеком встала проблема выбора жизненного пути.

максим кантор

Профессиональное образование Максим Кантор получил в Московском полиграфическом институте по специализации "художник-портретист". Однако следовать по пути социалистического реализма он категорически не желал.

Независимый художник

В самые глухие годы "эпохи застоя" Максим Кантор притягивал к себе людей, не желавших оставаться в рамках официозного искусства. Уже в середине восьмидесятых вокруг него сформировалась устойчивая группа единомышленников со сходными эстетическими и жизненными принципами. Таким образом, Максим Кантор возглавил известное творческое объединение независимых художников "Красный дом". Его работы пользуются успехом и становятся известными далеко за рубежами Советского Союза.

художник кантор максим

Как правило, для них характерна яркая необычная образность, экспрессивная фактура и свободная компоновка пространств, объёмов, линий и плоскостей. Именно то, что принято считать художественным авангардом. В конце восьмидесятых художник смог выехать для продолжения творческой деятельности в Европу. Работы его приобретены и находятся в экспозициях многих галерей мира. В их рейтингах высоко котируется художник Кантор. Максим умеет быть интересным для публики и в России, и за её пределами.

Литературное творчество

Не менее успешным Максим Кантор оказался и как писатель. В большую литературу он пришёл в эпоху так называемых "лихих девяностых", когда происходил коренной перелом традиционного советского жизненного уклада. И это при том, что литературным творчеством художник занимался очень давно, равномерно распределяя свою творческую энергию между живописью и художественным словом. Первый его сборник рассказов назывался "Дом на пустыре", он вышел в 1993 году.

Значительный общественный резонанс вызвал вышедший в 2006 году роман Максима Кантора "Учебник рисования". Эта двухтомная книга, номинированная на несколько престижных литературных премий, затрагивает ряд значительных проблем российского бытия и ставит глубокие философские вопросы осмысления действительности.

кантор максим карлович Не менее интересным для читателя оказался и вышедший недавно роман "Красный свет". В театрах России успешно ставятся пьесы Кантора "Случай из практики" и "Вечер с бабуином".

Публицистика и общественная деятельность

Индивидуалист по своему характеру, Максим Кантор не любит, когда его пытаются причислить к каким-то определённым политическим группировкам и эстетическим направлениям. При этом он не может оставаться равнодушным к напряжениям и политическим завихрениям, которыми живёт российский социум. На многие события и тенденции общественной жизни Максим Кантор отзывается короткими и хлёсткими публицистическими статьями и эссе.

Значительный резонанс у думающей части населения вызвали такие его публикации, как "Совок и веник", "Медленные челюсти демократии" и "Империя наизнанку". Большое внимание Максим Кантор уделяет также и публикациям своих мыслей в социальных сетях. В виртуальном пространстве постоянно возникают зоны турбулентности вокруг опубликованных им материалов.

fb.ru

Максим Кантор. Битва в одиночку

Максим Кантор. Автопортрет

Максим Кантор – фигура вызывающая восторг у одних, и активное неприятие – у других. Это фигура очень нетипичная для атмосферы сервильности и делячества, в которую погрузилась Россия в 1991 году.

Он из числа тех немногих, кто не может не вызывать уважения (если уж не любовь). Анализ и четкая социальная позиция относительно того, что представляет собой современная Россия и движение новых несогласных,

философское осмысление того, что произошло с Россией в 1991 году, называющий ту революцию не иначе как мафиозной, Максим Кантор пытается найти и ответ на вопрос «Что делать?».

Один из крупнейших российских художников, чьи работы выставляются по всему миру и приобретаются крупнейшими музеями Европы, Америки и России, Максим Кантор имеет свою четкую позицию по большинству современных вопросов не только политики и социального обустройства России и Европы, но и современного искусства.

У него есть два личных врага: сытость сытых и бедность бедных. Он не считает, что русский бунт и революция беднейших хуже или беспощаднее бунта сытых, которые ради спасения собственных миллионов и миллиардов готовы развязать гораздо более жестокие войны.

В них гибнут не десятки тысяч, а сотни, миллионы человеческих жизней, как это случилось в первую и вторую мировую, или сегодня в Ираке, Сирии и Ливии. И Россия сегодня фактически тоже находится в состоянии войны элиты с собственным народом.

М.Кантор. Государство

Он не боится остаться в одиночестве, его кредо - всегда находиться вне корпораций и корпоративных этик, не присоединяясь ни к одной из них. Пустыня и человек – не противоположности, а зеркальное отражение одного в другом.

Максим Кантор пытается разобраться в том, что случилось в начале XX века с Россией, искусством пролеткульта и как понимать русский авангард; что представляют собой современные течения в изобразительном искусстве и почему в жестокие сталинские времена ни один русский художник, за исключением Петрова-Водкина, не вступился в защиту миллионов убитых, заморенных голодом и пытками, превращенных в рабов и зэков людей.

М.Кантор. Зал ожидания

Его позиция и собственное видение современной России, Европы и мира обладают лично для меня притягательной силой. Максим Кантор отстаивает романтические и социалистические идеалы, которые сегодня оболганы, растоптаны и попраны. И в пику его взглядам одни приписывают ему любовь к Сталину, другие объявляют певцом фашизма и Гитлера, третьи - защитником тоталитаризма, хотя ни того, ни другого, ни третьего в его позиции нет.

Его взгляд на общество – это взгляд философа и аналитика на современные процессы глобализации, исламизации, засилья крупных корпораций с их жизнью по воровским понятиям, навязывающих свои представления обществу и народу.

М.Кантор. Терроризм

Кантор – представитель истинно русской и советской интеллигенции, жившей идеалами добра, любви и справедливости, ныне замещенными рыночными и товарно-денежными. Он - наследник немногих русских философов, творивших в советские времена: Мераба Мамардашвили и Александра Зиновьева.

Эти имена среди студентов философского факультета обрастали легендами и мифами, а он имел возможность с ними общаться, спорить, впитывая в себя их дух и учась у них жить, как когда-то Иосиф Бродский учился у Анны Ахматовой.

М.Кантор. Трибун

В нем  привлекательна не только мысль и ностальгический отсвет имен великих философов того времени, но и выражение моей собственной позиции, которое вычитываю в его беспощадной критике среднего класса, продажного по своей сути, и критике постсоветской интеллигенции, не готовой поступиться своим сытым благополучием ради защиты обездоленных и униженных.

"Многие гибнут, освобождая лагерь Освенцим — хотя в бою погибают здоровые солдаты, освобождая умирающих доходяг. Здоровый Януш Корчак пошел в газовую камеру с еврейскими детьми, которые были всё равно обречены — из чувства чести; а ведь он мог бы пойти домой обедать. Когда принимают бой, то отнюдь не всегда рассчитывают на победу; и в бой идут вовсе не потому, что хотят победить. И поэтому, разумеется, тоже; но главное — сражаются потому, что не могут терпеть унижения другого".

М.Кантор. Се, человек

В одиночку Максим Кантор говорит то, о чем многие хотели бы сказать вслух, но не умеют выразить. При этом он считает, что распад великой державы не остановить, постепенное ее умирание и отток самых дееспособных в Европу и Америку - закономерность.

И здесь спасут не свобода и права человека (стыдно, как он считает,  отстаивать собственные права в разваливающейся России), а любовь, милость и справедливость, построенные на принципах свободы.

М.Кантор. Демократия

Любая выставка его картин, очередная книга или статья становятся отражением его позиции, глубоким анализом и крупным явлением в литературном мире.

Так его вышедшую в прошлом году книгу "Красный свет" сравнивают с «Войной и миром» Толстого. Книга поразила меня не столько своими художественными достоинствами, сколько философским анализом и трагикомично выписанными «героями» нашего продажного времени.

Контрастом на фоне современных реалий выглядят страницы, посвященные Великой Отечественной войне, поколению его отца, прошедшего  войну. Давно не читала ничего более пронзительного и настоящего.

Удивила и попытка увидеть Сталина и Гитлера изнутри, глазами людей из их ближнего круга, что дало повод обвинять его некоторыми критиками и журналистами в сталинизме и нацизме.

Каждая его статься читается залпом, потому что честно и открыто рассказывает о том, что происходит сегодня и что происходило тогда, в девяностые. Только две  цитаты:

«Все в России понимали, что залоговые аукционы – фиктивны. Недра земли, промышленность, ресурсы, формально принадлежавшие народу, были переданы частным лицам – по видимости это произошло на соревновательных началах, а деньги от аукционов якобы шли в бюджет. На деле же, коррумпированные чиновники распределяли собственность между собой и организованными преступными группировками. Обычно, когда такая реплика произносится, собеседник возмущается: а ты что, доказательства имеешь? Честно все было! Но вот, владелец собственности (имеется в виду Р.Абрамович) рассказал, что он купил ее, не имея денег, получил по договоренности, взяв в партнеры известных воров. Это было сделано с ведома руководителей государства. Это произошло не при царе Горохе – это сделали вчера люди, которые уже перестали считать, что ограбили собственный народ. Это было фактически вторым закрепощением российского народа, сделали недавно. И даже известно, каким образом и кто» («Суд идет» от 04.11.11.).

М.Кантор. В.И. Ленин

И вот эта:

«в который раз страну поделили на привилегированных и простой народ, в сегодняшнем изводе это звучало так: общество делится на цивилизованную часть населения и варваров. Строить будущее за счет собственного народа — это специальный российский трюк, так поступали Троцкий и Сталин, превращая деревню во внутреннюю колонию, — так поступили и теперь. Дикие варвары-мужики качают нефть, а просвещенные русские европейцы едут в паломничество к духовным ориентирам. То, что русский интеллигент возжелал быть поближе к европеизированному начальству, — понятно, но противно» («Проданное поколение», "Новая Газета" №25 13 марта 2009).

Максим Кантор – живой с живыми и самостоятельными мыслями и даже если с ним кто-то не соглашается, а таковых немало, он все равно будет отстаивать свою точку зрения на страну, мир, общество и этим интересен всегда.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

биография и творческий путь :: SYL.ru

Максим Кантор является одним из ярчайших представителей современного искусства. Ему с удивительной легкостью удается совмещать в себе блистательные таланты художника, писателя и великого философа. Во многих пользующихся известностью картинных галереях выставлены его произведения. А его книги пользуются большой популярностью и нередко вызывают у критиков неутихающие бесконечные споры.

Биография

Появился на свет Максим Кантор в Москве, семье знаменитого философа и искусствоведа Карла Моисеевича и генетика Татьяны Сергеевны. У него есть брат, которого зовут Владимир. Является русским писателем.

В их роду достаточно большое значение придавалось семейным традициям и культурным ценностям, которые в дальнейшем быстро нашли отображение в его художественном творчестве. На формирование его суждений оказало влияние общение с такими пользующимся признанием людьми, как Александр Зиновьев и Мстислав Ростропович.

Высшее образование Максим Кантор приобрел в полиграфическом институте Москвы. Начинал свое творчество как портретист. Являлся основателем независимой группы художников «Красный дом» в Москве.

После успеха его работ в Милане и Берлине в 1988 году появилась возможность жить и работать в Европе. На его художественное творчество колоссальное воздействие оказали такие выдающиеся мастера, как Микеланджело, Гойя и Петров-Водкин.

О себе говорил, что в своем художественном творчестве устремляется к «отдельности», которая подразумевает полное отсутствие штампованных натюрмортов и таких же пейзажей.

Художественная деятельность

Пользующийся популярностью художник Максим Кантор известен по всему миру и является автором немалого количества работ. Среди них «Вавилонская башня», «Крестный ход», «Собор в океане».

В первый раз его картины появились на молодежной выставке в 1983 году. Впоследствии оттуда сняли все его произведения. И после этого он долго не испытывал никакого стремления выставляться. Следующая попытка показать свои картины произошла на 17-й молодежной выставке в Москве. Там в первый раз художник продемонстрировал свою работу под названием «Зал ожидания», которая стала пользоваться большой популярностью.

Максим Кантор картины свои представлял от России на биеннале в Венеции. Его произведения входят в коллекцию Третьяковской галереи, Национального музея в Люксембурге, а также их можно встретить в частных коллекциях. Его картины представлены в храмах Ватикана, Брюссельском соборе и в церкви в Париже.

Сюжеты живописи

После того как он перестал выставляться в Москве, говорить о художнике перестали. Поклонники могли лишь догадываться, что Кантор пишет такие же трагичные, грустные и глубокие картины.

Его живопись осталась прежней, но появились необыкновенныя содержательность и глубина. Он начал перерабатывать и развивать свои сюжеты, которые являлись его визитной карточкой.

Появились новые форматы и другие темы, иначе стал художник работать с цветом. Позволил себе сочетать несоединимые оттенки, например, желтый и розовый, оранжевый и синий.

Отношение к портретной живописи тоже изменилось. В ранних картинах, которые писал в юности Максим Кантор, семья, дети выходили на первый план и присутствовали на всех его творениях. А сейчас он не боится изломанных форматов и своего героя представляет в образе хозяина своей жизни.

Литературное творчество

Свою деятельность на литературном поприще Максим Кантор начал в 1993 году. Первой его работой был сборник рассказов «Дом на пустыре». Следующей его публикацией стала книга «Учебник рисования», которая в читательских мирах вызвала немалые диспуты. Критики охарактеризовали это сочинение как философский трактат, учебное пособие по рисованию, а некоторые отметили произведение как литературное событие нового столетия.

Следующее, что он представил в широкие массы общественности, это сборник комедийных произведений «Вечер с бабуином». Дальше последовали многочисленные произведения, такие как «Советы одинокого курильщика», «Совок и веник», «Медленные челюсти демократии».

В 2013 году появляется роман под названием «Красный свет» и вызывает преимущественно положительные отклики в прессе. Этот роман похож на «Учебник рисования» и так же касается исторического прошлого и судеб современников автора.

www.syl.ru

Русский Альбион - Кантор Максим

 

Максим Карлович Кантор (род. 22 декабря 1957, Москва) — российский художник и писатель.

Отец Максима Кантора — философ, искусствовед, теоретик дизайна Карл Моисеевич Кантор, основатель журнала «Декоративное искусство», близкий друг А.А.Зиновьева. Дед — минералог и испаноязычный драматург Моисей Исаакович Кантор. Мать, Татьяна Сергеевна,  генетик, селекционер, автор гибридов, получивших международные патенты. Старший брат Владимир Кантор — философ и литературовед. Максим Кантор окончил Московский полиграфический институт (1980). В 1977 году основал в Москве андеграундную группу «Красный дом». В 1982 году в Московском Институте Философии был организатором и докладчиком знаменитой однодневной выставки группы. Большое влияние на Кантора как художника оказали Микеланджело, Мантенья, Гойя и Петров-Водкин.Автор большого количества картин, в том числе «Зал ожидания» (1985), которая пользовалась большим успехом на Московской XVII Молодежной Выставке в 1987, «Государство» (1995—1997), «Вавилонская Башня» (2004), «Крестный ход» (2009), «Атлантида» (2012), «Собор в океане» (2013).  В 1997 году представлял Россию на Венецианской Биеннале с персональной выставкой «Criminal Chronicle». С 1988 года активно выставляется как художник по всему миру, в том числе в России и во многих европейских странах. Картины Максима Кантора находятся во во многих музеях мира, включая Третьяковскую галерею, Русский Музей, Новосибирский государственный художественный музей, Британский Музей, Музей Шпренгеля, Музей Штадель, Берлинскую Национальную Галерею, Музей Ольсте, Музей Канберры, Национальный Музей Люксембурга — и ещё в двадцати разных музеях и в частных коллекциях. Картины Максима Кантора находятся в нескольких храмах: в соборе Брюсселя, в церкви Сен-Мерри в Париже. С января 2014 работы Кантора «Святой Фома» и «Святой Франциск и Блаженный Августин» висят в Понтификской Академии Наук Ватикана. Автор трех монументальных графических циклов «Пустырь. Атлас» (2000—2001), «Метрополис. Атлас» (2003—2004), «Вулкан. Атлас») (2010), а также книги художника (livre d’artistе) «Генрих Вон Клайст. Битва Арминия» (2013) с переводом В. Л. Топорова, и "Баллады Робин Гуда" (2014), в которой впервые опубликованы в переводе на русском языке все Баллады с иллюстрациями Максима Кантора. Летом 2012 года в Мраморном дворце Государственного Русского Музея состоялась персональная выставка живописи и графики Максима Кантора. С июня по сентябрь 2013 года Максим Кантор присутствовал на Венецианской Биеннале 2013 года с выставкой «ATLANTIS» в Palazzo Zenobio. В декабре 2013 года в рамках II Санкт-петербургского международного культурного форума в Михайловском Замке Государственного Русского Музея состоялась персональная выставка «Максим Кантор. Живопись». С живописью и графикой художника можно ознакомиться на его сайте Литературную деятельность Максим Кантор начал в 1993 сборником рассказов «Дом на Пустыре». В 2006 году опубликовал двухтомный роман «Учебник рисования» (Москва: «ОГИ»), вызвавший горячие дискуссии в прессе. В последующие годы опубликованы сборник «Медленные челюсти демократии» (2006), романы «В ту сторону» (2009) и «Советы одинокого курильщика» (2010), эссе «Одного достаточно» (2008), «Совок и венник» (2010). В 2013 году вышел роман Кантора «Красный свет». Роман получил положительные отклики в прессе и вошёл в шорт-лист литературной премии «Национальный бестселлер» и в короткий списокпремии «Большая книга». В ноябре 2013 опубликованы сборник статьей «Хроника Стрижки овец» и переиздание «Учебник рисования». В феврале 2014 вышел сборник статьей «Стратегия Левиафана».В 2007 году опубликован сборник комедий «Вечер с бабуином». Спектакли по пьесам ("Вечер с бабуином", "Случай из практики") идут в четырёх театрах. В 2011 году в интернет-изданиях опубликована пьеса «Медленный огонь». Постоянно публикует статьи по философии искусства, публицистические статьи. В 2012 Максим Кантор был инициатором и докладчиком конференции «Вулкан», проведенной Департаментом политики и международных отношений Оксфордского Университета.

МАТЕРИАЛЫ АВТОРА

Назвать протестное движение Украины «фашизмом», а Россию, желающую поглотить былую колонию, представить борцом с фашизмом — это красивый ход. Национальное сопротивление колоний действительно принимает уродливые формы — но к фашизму отношения не имеет. Между карбонарием и чернорубашечником — существенная разница.

Борьба гвельфов и гибеллинов наших дней — либералов и патриотов — на развалинах «общеевропейского дома» многих пугает. Однако борьба вызвана необходимостью. Это своего рода биржа труда менеджерской демократии. Так мировая коррупция осваивает новые территории

Фальсификации Максима Кантора, или как один художник «дорисовывает» историю 05.06.13

Роман известного художника Максима Кантора «Красный свет» был назван некоторыми его любителями «литературным событием года». М. Кантор стал популярным автором, а роман был выдвинут на соискание престижных литературных премий, хотя, с моей точки зрения, творение Кантора не факт художественной литературы. Произведение это, однако, претендует не только на статус «великого русского романа», но и на некую масштабную историософию, прямо направленную на оправдание «красного» (или «советского») проекта, а также на исторически выверенную отповедь его оппонентам. Представляют интерес недавние выступления автора, раскрывающие и обосновывающие его историосфские позиции. Посмотрим, насколько это серьезно.

Писатель и художник Максим Кантор рассказал «Газете.Ru» о своей персональной выставке в Русском музее, общении с философами Мамардашвили и Зиновьевым и о своем понимании авангарда.

Как и зачем мы устранили логику и правду в своей собственной истории

 

Алхимия Европы

Голландский живописец Рембрандт Хармензон ван Рейн художник очень грустный; жизнь у него была только в начале легкая, а потом стала тяжелая – и он в зрелые годы не рисовал смеющихся людей. В юности у него встречались легкомысленные вещи – зрителям полюбился автопортрет с женой Саскией на коленях, апофеоз самоуверенности и легкомыслия. В руке у художника – бокал вина, он вкушает все удовольствия разом. Это вещь, совершенно хальсовская по беззаботности, осталась единственной среди сотен холстов Рембрандта, которого судьба быстро вразумила – отучила смеяться. Как правило (этим он и запомнился человечеству) Рембрандт изображал стариков, подводящих итоги тяжелой жизни – Рембрандт был мастер рисовать следы разрушения, оставленные на лицах людей временем, несправедливостью и заботой.

Дорогой Владимир Владимирович, Недавно прочел Ваш отзыв о нашей беседе, публичный отзыв — главу в Вашей книге. Решил ответить Вам; надеюсь это письмо Вас отыщет. Вы любезно вспоминаете наш разговор, в котором я высказывал сомнения по поводу «демократии в России» — внедренной сверху, искусственным путем, без соответствующего социокультурного периода обучения. Тогда это назвали «шоковая терапия» — мне результат не понравился

Максим Кантор 12.11.16

Существенно не то, каков Трамп сам по себе (равно и Путин, Ельцин, Клинтон). Сам по себе Трамп никаков (равно как и путин/ельцин/клинтон).

Важно как себя самого может осознать гражданин, страна которого согласилась, чтобы ей управлял данный субъект.

Обама не тем хорош, что он осуществил медицинскую реформу. Хотя реформа это большое достижение.Обама несказанно хорош тем, что в его время быть американцем было прилично.

Гавел не тем был хорош, что он драматург и демократ. Он не великий политик и не великий драматург. Но во время его правления быть чехом стало почетно.

Ельцин/чубайс/березовский не тем лишь плохи, что разворовали страну. Хотя воровство это плохо.Прежде всего они плохи тем, что искривили мозги тех, кто считал их действия благом.Путин/сечин/тимченко/лавров не тем дурны, что довели феодальное государство до агрессивной истерики. Хотя военизированный патриотизм уродлив.Прежде всего они дурны тем, что при них люди стали искать оправдания тому, что не имеет оправдания.

дело не в Трампе и не в Путине. Дело в гражданине, который выживает под их властью..

www.russian-albion.com

Кантор, Максим Карлович — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Имя при рождении:Дата рождения:Место рождения:Гражданство:Род деятельности:Язык произведений:
Максим Кантор
2013

Максим Карлович Кантор

22 декабря 1957(1957-12-22) (60 лет)

Москва, РСФСР, СССР

СССР СССР → Россия Россия

художник, писатель, деятель культуры

русский

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кантор.

Макси́м Ка́рлович Ка́нтор (род. 22 декабря 1957, Москва) — российский художник и писатель.

Биография

Максим Карлович Кантор родился 22 декабря 1957 года в Москве. Отец Максима Кантора — философ, искусствовед, теоретик дизайна Карл Моисеевич Кантор, основатель журнала «Декоративное искусство», близкий друг А. А. Зиновьева. Дед — минералог и испаноязычный драматург Моисей Исаакович Кантор. Мать, Татьяна Сергеевна, генетик, селекционер, автор гибридов, получивших международные патенты. Старший брат Владимир Кантор — философ и литературовед.

В 1980 году Максим Кантор окончил Московский полиграфический институт.

В 1977 году основал в Москве андеграундную группу «Красный дом».

В 1982 году в Московском Институте Философии был организатором и докладчиком знаменитой однодневной выставки группы.

Большое влияние на Кантора как художника оказали Микеланджело, Мантенья, Гойя, Босх и Петров-Водкин.

Honorary Fellow of Pembroke College, University of Oxford. Также — Member of Senior Council двух других колледжей: Wolfson College и St Antony College, Oxford, visiting professor of University of Notre Dame, Indiana, USA.

По вероисповеданию — католик[1].

Творчество

Живопись

Автор большого количества картин, в том числе «Зал ожидания» (1985), которая пользовалась большим успехом на Московской XVII Молодёжной Выставке в 1987, «Государство» (1995—1997), «Вавилонская Башня» (2004), «Крестный ход» (2009), «Атлантида» (2012), «Собор в океане» (2013).

В 1997 году представлял Россию на Венецианской Биеннале с персональной выставкой «Criminal Chronicle».

С 1988 года активно выставляется как художник по всему миру, в том числе в России и во многих европейских странах. Картины Максима Кантора находятся во во многих музеях мира, включая Третьяковскую галерею, Русский Музей, Новосибирский государственный художественный музей, Британский Музей, Музей Шпренгеля, Музей Штадель, Берлинскую Национальную Галерею, Музей Ольсте, Музей Канберры, Национальный Музей Люксембурга — и ещё в двадцати разных музеях и в частных коллекциях[2]. Картины Максима Кантора находятся в нескольких храмах: в соборе Брюсселя, в церкви Сен-Мерри в Париже. С января 2014 работы Кантора «Святой Фома» и «Святой Франциск и Блаженный Августин» висят в Понтификской Академии Наук Ватикана.

Автор трех монументальных графических циклов «Пустырь. Атлас» (2000—2001), «Метрополис. Атлас» (2003—2004), «Вулкан. Атлас») (2010), а также книги художника (livre d’artistе) «Генрих Вон Клайст. Битва Арминия» (2013) с переводом В. Л. Топорова, и «Баллады Робин Гуда» (2014), в которой впервые опубликованы в переводе на русском языке все Баллады с иллюстрациями Максима Кантора. С начала 2015 работает над книгой, посвященной «Фаусту» Гете.

Летом 2012 года в Мраморном дворце Государственного Русского Музея состоялась персональная выставка живописи и графики Максима Кантора[3].

С июня по сентябрь 2013 года Максим Кантор присутствовал на Венецианской Биеннале 2013 года с выставкой «ATLANTIS» в Palazzo Zenobio[4].

В декабре 2013 года в рамках II Санкт-Петербургского международного культурного форума в Михайловском Замке Государственного Русского Музея состоялась персональная выставка «Максим Кантор. Живопись»[5].

В октябре 2014 — январе 2014 года в Женеве прошла выставка «The Rape of Europe».К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 918 дней]

Сентябрь-ноябрь 2016 выставка "Максим Кантор - Новый Бестиарий" в Centre Culturel de Rencontre в аббатстве Нейменстер, Люксембург.

С живописью и графикой художника можно ознакомиться на его сайте[6].

Литературное творчество

В 1993 году Максим Кантор начал литературную деятельность сборником рассказов «Дом на Пустыре».

Романы

В 2006 году опубликовал двухтомный роман «Учебник рисования» (Москва: «ОГИ»), вызвавший горячие дискуссии в прессе, «В ту сторону» (2009) и «Советы одинокого курильщика» (2010). В 2013 году вышел роман [www.ast.ru/news/8614 «Красный свет»] (в 2010 году отрывок из романа выходил в антологии «Четыре шага от войны»[7]). Роман получил положительные отклики в прессе[8][9] и вошёл в шорт-лист литературной премии «Национальный бестселлер»[10][11] и в короткий список премии «Большая книга»[12], и был переиздан «Учебник рисования». В в январе 2016 был опубликован перевод романа "Красный Свет" на французский с названием "Feu Rouge".

Эссе и публицистика

«Одного достаточно», «Медленные челюсти демократии», (2008), «Совок и веник» (2010), «Империя наизнанку» (2015)

Постоянно публикует статьи по философии искусства, публицистические статьи. С 2012 года является постоянным автором журнала STORY, из номера в номер публикуя эссе о художниках в рубрике «История живописи». В феврале 2016 был опубликован в Москве "Чертополох / философия живописи".

Конференции

В 2012 году Максим Кантор был инициатором и докладчиком конференции «Вулкан», проведенной Департаментом политики и международных отношений Оксфордского Университета.

В 2014 году в Женевском институте международных отношений он был инициатором конференции «Russia, Ukraine and resurgent Nationalism».

Театральное творчество

В 2007 году опубликован сборник комедий «Вечер с бабуином». Спектакли по пьесам («Вечер с бабуином», «Случай из практики») идут в некоторых театрах России.

В 2011 году в интернет-изданиях опубликована пьеса «Медленный Огонь».

В 2014 году в Берлине поставлен сатирический кукольный спектакль «Робин Гуд и духовные скрепы». Кантор является автором текста и кукол.

С начала 2015 года он работает над сочинением новых пьес и созданием постоянного бродячего кукольного театра.

Награды, премии

Напишите отзыв о статье "Кантор, Максим Карлович"

Примечания

  1. ↑ Максим Кантор. Империя наизнанку. — М.: Алгоритм, 2015. — С. 74. — ISBN 978-5-4438-0972-4.
  2. ↑ Снегирев В. [www.rg.ru/2012/11/29/kantor.html «Русский путь» по Максиму Кантору] // Российская газета. — 2012. — 29 ноября.
  3. ↑ [rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2012/maksim_kantor/ Русский Музей: Выставка «Максим Кантор», 20 июня — 23 июля 2012]
  4. ↑ [www.maximkantor.com/Index_w_15r.html Официальный сайт Максима Кантора: Новости]
  5. ↑ [rusmuseum.ru/events/archive/2013/vystavka_maksim_kantor_zhivopis/ Русский Музей: Выставка «Максим Кантор. Живопись», 2 — 7 декабря 2013]
  6. ↑ [www.maximkantor.com/ Официальный сайт Максима Кантора]
  7. ↑ Сергей Чередниченко. [literratura.org/issue_publicism/1118-kruglyy-stol-velikaya-otechestvennaya-voyna-v-sovremennoy-literature-chast-i.html Круглый стол «Великая Отечественная война в современной литературе». Ч. I.] // Лиterraтура. — 2015. — № 51.
  8. ↑ Виктор Топоров. [izvestia.ru/news/548409 Точка сбора]. //Известия (2013-4-11). Проверено 19 апреля 2013. [www.webcitation.org/6IEhwClze Архивировано из первоисточника 20 июля 2013].
  9. ↑ Александр Щипков. [expert.ru/expert/2013/15/smena-paradigmyi/ Смена парадигмы]. //«Эксперт» (2013-4-15). Проверено 19 апреля 2013. [www.webcitation.org/6G0RWIAJy Архивировано из первоисточника 20 апреля 2013].
  10. ↑ 1 2 [www.natsbest.ru/N7.html Российская литературная премия «Национальный бестселлер». Короткий список 2013-го года]
  11. ↑ [www.gazeta.ru/culture/2013/04/16/a_5257633.shtml Объявлен короткий список литературной премии «Национальный бестселлер». // Газета. Ru, 16.04.2013]
  12. ↑ 1 2 [www.bigbook.ru/news/detail.php?ID=15521 Национальная литературная премия «Большая книга»: Новости премии / «Список финалистов»: Итог игры престолов. 27.05.2013]

Ссылки

  • [www.maximkantor.com/ Официальный сайт]
  • [www.bigbook.ru/win/kantor.php Страница на сайте премии «Большая книга»]
  • [polit.ru/author/162652/ Максим Кантор на ПОЛИТ.РУ (статьи, интервью, тексты произведений)]
  • [expert.ru/dossier/author/246181/ Максим Кантор в журнале «Эксперт»]
  • [www.peremeny.ru/column/uarch/kantor/ Колонки Максима Кантора в интернет-журнале «Перемены»]
  • [www.peremeny.ru/books/osminog/author/kantor/ Тексты Максима Кантора в блог-книге Осьминог на Peremeny.ru]
  • [svpressa.ru/themes/news.php?id=%CC%E0%EA%F1%E8%EC+%CA%E0%ED%F2%EE%F0 Максим Кантор на сайте «Свободная пресса»]
  • [www.runyweb.com/articles/culture/art/maksim-kantor-reflection.html Максим Кантор. Рассуждения художника в плакатах и текстах]
  • [booknik.ru/reviews/fiction/?id=10508 Прелести кнута. Рецензия на книгу М. Кантора «Учебник рисования». 2006]
  • [booknik.ru/context/?id=27855&articleNum=1 Жизнь за демократию. Интервью с Максимом Кантором. окт. 2008]
  • [www.gazeta.ru/culture/2012/06/26/a_4643173.shtml Интервью художника и писателя Максима Кантора — Газета. Ru, 26.06.2012]
  • [www.rg.ru/2012/11/21/kantor.html Максим Кантор: Искусство выживает не благодаря рынку, а вопреки ему // Российская газета, 21.11.2012]
  • Виктор Топоров. [www.online812.ru/2012/07/03/010/ Почему надо идти на выставку Максима Кантора]
  • [kievreport.com/arts/813 Максим Кантор: мы потеряли реализм] // kievreport.com, 27.05.2013
  • [www.stelline.it/en/stelline-foundation/home/exhibitions/past-exhibitions/maxim-kantor-vulcano.html Максим Кантор и Александр Боровский на открытии миланской выставке «ВУЛКАНО» 25.10.2012-06.01.2013. Видео]
  • [www.youtube.com/watch?v=YEz4OT4O4i4 Максим Кантор и Александр Боровский на открытии венецианской выставки «АТЛАНТИС» 1.06-21.09.2013. Видео]
  • [www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=2o_CFuTWCtQ Передача «ПОЗНЕР. МАКСИМ КАНТОР»] // Первый канал, 20.05.2013
  • [www.youtube.com/watch?v=miPOdCZPaPs&feature=youtu.be Лекция Максима Кантора «Смена парадигмы» в Киевском Национальном Университете им. Тараса Шевченко, 24.05.2013]
  • [www.kp.ru/daily/26081.5/2985263/ Максим Кантор: «Демократия на наших глазах рассыпается в прах…»] // Комсомольская Правда, 27.05.2013
  • [litrossia.ru/2013/23/08074.html Тореадор. Дмитрий Филиппов] // Литературная Россия, 07.06.2013
  • [www.peremeny.ru/blog/15261 Операция «Клио». Александр Чанцев] // Блог «Перемены» 10.06.2013
  • [art1.ru/art/palacco-dzhoni/ Палаццо Джони. Александр Боровский] // Блог «ART1» 14.06.2013
  • Максим Кантор. Сумма истории. Марксизм в перспективе франко-прусской войны. Веб-журнал «Перемены».
    • [www.peremeny.ru/column/view/1496/ Часть первая]
    • [www.peremeny.ru/column/view/1495/ Часть вторая]
    • [www.peremeny.ru/column/view/1494/ Часть третья]
  • [ruszhizn.ruspole.info/node/4139 «Красный свет». Главы из романа] // Русское Поле
  • [ruszhizn.ruspole.info/node/3748 «Учебник Рисования». Главы из романа] // Русское Поле
  • [izvestia.ru/news/555848 Русский интеллигент. Писатель и художник Максим Кантор — о наследии Виктора Топорова] // Известия, 22.08.2013
  • [www.peremeny.ru/column/view/1514/ Любовь вопреки] // Story, сентябрь 2013
  • www.dropbox.com/s/272610cjupc4uch/my%20Argentinean%20Father.doc// Мой аргентинский папа, сентябрь 2013
  • [www.peremeny.ru/column/view/1519/ Закон стаи]
  • [www.peremeny.ru/column/view/1528/ Возрождение против авангарда]
  • [izvestia.ru/news/564967/ Резиновая мораль] // 31.1.2013
  • [izvestia.ru/news/565430/ Очень большой театр] // 8.2.2014
  • [sotvori-sebia-sam.ru/maksim-kantor/ Битва в одигночку] // 11.2.2014
  • [expert.ru/expert/2014/09/korruptsiya--nadezhda-mira/ Коррупция — надежда мира] // 24.2.2014
  • [izvestia.ru/news/566572/ Пестрая лента] // 25.2.2014]
  • [www.peremeny.ru/blog/16272/ Красный свет в конце тоннеля] //26.2.2014
  • [polit.ru/article/2014/03/05/skif/ Скифы в банке] // 5.3.2014

Отрывок, характеризующий Кантор, Максим Карлович

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву. В Москве, как только он въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами, с громадной дворней, как только он увидал – проехав по городу – эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, эту Кремлевскую площадь с незаезженным снегом, этих извозчиков и лачужки Сивцева Вражка, увидал стариков московских, ничего не желающих и никуда не спеша доживающих свой век, увидал старушек, московских барынь, московские балы и Московский Английский клуб, – он почувствовал себя дома, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате. Московское общество всё, начиная от старух до детей, как своего давно жданного гостя, которого место всегда было готово и не занято, – приняло Пьера. Для московского света, Пьер был самым милым, добрым, умным веселым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином. Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех. Бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, школы, подписные обеды, кутежи, масоны, церкви, книги – никто и ничто не получало отказа, и ежели бы не два его друга, занявшие у него много денег и взявшие его под свою опеку, он бы всё роздал. В клубе не было ни обеда, ни вечера без него. Как только он приваливался на свое место на диване после двух бутылок Марго, его окружали, и завязывались толки, споры, шутки. Где ссорились, он – одной своей доброй улыбкой и кстати сказанной шуткой, мирил. Масонские столовые ложи были скучны и вялы, ежели его не было. Когда после холостого ужина он, с доброй и сладкой улыбкой, сдаваясь на просьбы веселой компании, поднимался, чтобы ехать с ними, между молодежью раздавались радостные, торжественные крики. На балах он танцовал, если не доставало кавалера. Молодые дамы и барышни любили его за то, что он, не ухаживая ни за кем, был со всеми одинаково любезен, особенно после ужина. «Il est charmant, il n'a pas de seхе», [Он очень мил, но не имеет пола,] говорили про него. Пьер был тем отставным добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни. Как бы он ужаснулся, ежели бы семь лет тому назад, когда он только приехал из за границы, кто нибудь сказал бы ему, что ему ничего не нужно искать и выдумывать, что его колея давно пробита, определена предвечно, и что, как он ни вертись, он будет тем, чем были все в его положении. Он не мог бы поверить этому! Разве не он всей душой желал, то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона? Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства? Разве не он учреждал и школы и больницы и отпускал своих крестьян на волю? А вместо всего этого, вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и расстегнувшись побранить легко правительство, член Московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества. Он долго не мог помириться с той мыслью, что он есть тот самый отставной московский камергер, тип которого он так глубоко презирал семь лет тому назад. Иногда он утешал себя мыслями, что это только так, покамест, он ведет эту жизнь; но потом его ужасала другая мысль, что так, покамест, уже сколько людей входили, как он, со всеми зубами и волосами в эту жизнь и в этот клуб и выходили оттуда без одного зуба и волоса. В минуты гордости, когда он думал о своем положении, ему казалось, что он совсем другой, особенный от тех отставных камергеров, которых он презирал прежде, что те были пошлые и глупые, довольные и успокоенные своим положением, «а я и теперь всё недоволен, всё мне хочется сделать что то для человечества», – говорил он себе в минуты гордости. «А может быть и все те мои товарищи, точно так же, как и я, бились, искали какой то новой, своей дороги в жизни, и так же как и я силой обстановки, общества, породы, той стихийной силой, против которой не властен человек, были приведены туда же, куда и я», говорил он себе в минуты скромности, и поживши в Москве несколько времени, он не презирал уже, а начинал любить, уважать и жалеть, так же как и себя, своих по судьбе товарищей. На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь и ни на мгновенье не покидала его. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная вдумываться в смысл явлений жизни; но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу, или спешил в клуб, или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях. «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер – представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются. Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик, и с тех пор как он стал жалким комедиантом – император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги. Испанцы воссылают мольбы Богу через католическое духовенство в благодарность за то, что они победили 14 го июня французов, а французы воссылают мольбы через то же католическое духовенство о том, что они 14 го июня победили испанцев. Братья мои масоны клянутся кровью в том, что они всем готовы жертвовать для ближнего, а не платят по одному рублю на сборы бедных и интригуют Астрея против Ищущих манны, и хлопочут о настоящем Шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно. Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему – закон, вследствие которого мы воздвигли в Москве сорок сороков церквей, а вчера засекли кнутом бежавшего человека, и служитель того же самого закона любви и прощения, священник, давал целовать солдату крест перед казнью». Так думал Пьер, и эта вся, общая, всеми признаваемая ложь, как он ни привык к ней, как будто что то новое, всякий раз изумляла его. – «Я понимаю эту ложь и путаницу, думал он, – но как мне рассказать им всё, что я понимаю? Я пробовал и всегда находил, что и они в глубине души понимают то же, что и я, но стараются только не видеть ее . Стало быть так надо! Но мне то, мне куда деваться?» думал Пьер. Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, – способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался – зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал. Он читал и читал всё, что попадалось под руку, и читал так что, приехав домой, когда лакеи еще раздевали его, он, уже взяв книгу, читал – и от чтения переходил ко сну, и от сна к болтовне в гостиных и клубе, от болтовни к кутежу и женщинам, от кутежа опять к болтовне, чтению и вину. Пить вино для него становилось всё больше и больше физической и вместе нравственной потребностью. Несмотря на то, что доктора говорили ему, что с его корпуленцией, вино для него опасно, он очень много пил. Ему становилось вполне хорошо только тогда, когда он, сам не замечая как, опрокинув в свой большой рот несколько стаканов вина, испытывал приятную теплоту в теле, нежность ко всем своим ближним и готовность ума поверхностно отзываться на всякую мысль, не углубляясь в сущность ее. Только выпив бутылку и две вина, он смутно сознавал, что тот запутанный, страшный узел жизни, который ужасал его прежде, не так страшен, как ему казалось. С шумом в голове, болтая, слушая разговоры или читая после обеда и ужина, он беспрестанно видел этот узел, какой нибудь стороной его. Но только под влиянием вина он говорил себе: «Это ничего. Это я распутаю – вот у меня и готово объяснение. Но теперь некогда, – я после обдумаю всё это!» Но это после никогда не приходило. Натощак, поутру, все прежние вопросы представлялись столь же неразрешимыми и страшными, и Пьер торопливо хватался за книгу и радовался, когда кто нибудь приходил к нему. Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие, для того чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами. «Нет ни ничтожного, ни важного, всё равно: только бы спастись от нее как умею»! думал Пьер. – «Только бы не видать ее , эту страшную ее ».

В начале зимы, князь Николай Андреич Болконский с дочерью приехали в Москву. По своему прошедшему, по своему уму и оригинальности, в особенности по ослаблению на ту пору восторга к царствованию императора Александра, и по тому анти французскому и патриотическому направлению, которое царствовало в то время в Москве, князь Николай Андреич сделался тотчас же предметом особенной почтительности москвичей и центром московской оппозиции правительству. Князь очень постарел в этот год. В нем появились резкие признаки старости: неожиданные засыпанья, забывчивость ближайших по времени событий и памятливость к давнишним, и детское тщеславие, с которым он принимал роль главы московской оппозиции. Несмотря на то, когда старик, особенно по вечерам, выходил к чаю в своей шубке и пудренном парике, и начинал, затронутый кем нибудь, свои отрывистые рассказы о прошедшем, или еще более отрывистые и резкие суждения о настоящем, он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения. Для посетителей весь этот старинный дом с огромными трюмо, дореволюционной мебелью, этими лакеями в пудре, и сам прошлого века крутой и умный старик с его кроткою дочерью и хорошенькой француженкой, которые благоговели перед ним, – представлял величественно приятное зрелище. Но посетители не думали о том, что кроме этих двух трех часов, во время которых они видели хозяев, было еще 22 часа в сутки, во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома. В последнее время в Москве эта внутренняя жизнь сделалась очень тяжела для княжны Марьи. Она была лишена в Москве тех своих лучших радостей – бесед с божьими людьми и уединения, – которые освежали ее в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей столичной жизни. В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает ее без себя, а сам он по нездоровью не мог ездить, и ее уже не приглашали на обеды и вечера. Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом. Друзей у княжны Марьи не было: в этот приезд в Москву она разочаровалась в своих двух самых близких людях. М lle Bourienne, с которой она и прежде не могла быть вполне откровенна, теперь стала ей неприятна и она по некоторым причинам стала отдаляться от нее. Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично. Жюли в это время, по случаю смерти братьев сделавшись одной из самых богатых невест в Москве, находилась во всем разгаре светских удовольствий. Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили ее достоинства. Жюли находилась в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что наступил последний шанс замужества, и теперь или никогда должна решиться ее участь. Княжна Марья с грустной улыбкой вспоминала по четвергам, что ей теперь писать не к кому, так как Жюли, Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю. Она, как старый эмигрант, отказавшийся жениться на даме, у которой он проводил несколько лет свои вечера, жалела о том, что Жюли была здесь и ей некому писать. Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поверить своего горя, а горя много прибавилось нового за это время. Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить к тому отца не только не было исполнено, но дело напротив казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе. Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, были уроки, которые она давала шестилетнему племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности своего отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за руку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начинала плакать над своей злой, дурной натурой, и Николушка, подражая ей рыданьями, без позволенья выходил из угла, подходил к ней и отдергивал от лица ее мокрые руки, и утешал ее. Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду, – ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель, самый жестокий от того, что он любил и за то мучил себя и ее, – умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата. В последнее время в нем появилась новая черта, более всего мучившая княжну Марью – это было его большее сближение с m lle Bourienne. Пришедшая ему, в первую минуту по получении известия о намерении своего сына, мысль шутка о том, что ежели Андрей женится, то и он сам женится на Bourienne, – видимо понравилась ему, и он с упорством последнее время (как казалось княжне Марье) только для того, чтобы ее оскорбить, выказывал особенную ласку к m lle Bоurienne и выказывал свое недовольство к дочери выказываньем любви к Bourienne.

wiki-org.ru

Кантор, Максим Карлович, биография, творчество, живопись, литературное творчество, награды, премии

ИмяМаксим Кантор
Имя при рожденииМаксим Карлович Кантор
Дата рождения22.12.1957
Место рожденияМосква, РСФСР, СССР
Род деятельностихудожник, писатель, деятель культуры
Язык произведенийрусский

Макси́м Ка́рлович Ка́нтор (род. 22 декабря 1957, Москва) — российский художник и писатель.

Биография

Отец Максима Кантора — известный философ, искусствовед, теоретик дизайна Карл Моисеевич Кантор, основатель журнала «Декоративное искусство», близкий друг А. А. Зиновьева. Дед — минералог и испаноязычный драматург Моисей Исаакович Кантор. Мать, Татьяна Сергеевна, генетик, селекционер, автор гибридов, получивших международные патенты. Старший брат Владимир Кантор — известный философ и литературовед.

Максим Кантор окончил Московский полиграфический институт (1980). В 1977 году основал в Москве андеграундную группу «Красный дом». В 1982 году в Московском Институте Философии был организатором и докладчиком знаменитой однодневной выставки группы.

Большое влияние на Кантора как художника оказали Микеланджело, Мантенья, Гойя и Петров-Водкин.

Honorary Fellow of Pembroke College, University of Oxford.
Также — Member of Senior Council двух других колледжей: Wolfson College и St Antony College, Oxford

Творчество

Живопись

Автор большого количества картин, в том числе «Зал ожидания» (1985), которая пользовалась большим успехом на Московской XVII Молодежной Выставке в 1987, «Государство» (1995—1997), «Вавилонская Башня» (2004), «Крестный ход» (2009), «Атлантида» (2012), «Собор в океане» (2013).

В 1997 году представлял Россию на Венецианской Биеннале с персональной выставкой «Criminal Chronicle».

С 1988 года активно выставляется как художник по всему миру, в том числе в России и во многих европейских странах. Картины Максима Кантора находятся во во многих музеях мира, включая Третьяковскую галерею, Русский Музей, Британский Музей, Музей Шпренгеля, Музей Штадель, Берлинскую Национальную Галерею, Музей Ольсте], Музей Канберры, Национальный Музей Люксембурга — и ещё в двадцати разных музеях и в частных коллекциях.

Картины Максима Кантора находятся в нескольких храмах: в Ватикане, в соборе Брюсселя, в церкви Сен-Мерри в Париже.

Автор трех монументальных графических циклов «Пустырь. Атлас» (2000—2001), «Метрополис. Атлас» (2003—2004), "Вулкан. Атлас) (2010), а также книги художника (livre d’artistе) «Генрих Вон Клайст. Битва Арминия» (2013) с переводом В. Л. Топорова.

Максим Кантор присутствует на Венецианской Биеннале 2013 с выставкой «ATLANTIS» в Palazzo Zenobio до 21 сентября.

С живописью и графикой художника можно ознакомиться на его сайте.

Литературное творчество

Литературная деятельность Максим Кантор начал в 1993 сборником рассказов «Дом на Пустыре».

В 2006 году опубликовал двухтомный роман «Учебник рисования» (Москва: «ОГИ»), вызвавший горячие дискуссии в прессе.

В последующие годы опубликованы сборник «Медленные челюсти демократии» (2006), романы «В ту сторону» (2009) и «Советы одинокого курильщика» (2010), эссе «Одного достаточно» (2008), «Совок и венник» (2010).

В 2013 году вышел роман Кантора «Красный свет». Роман получил положительные отклики в прессе и вошёл в шорт-лист литературной премии «Национальный бестселлер» и в короткий список премии «Большая книга».

В 2007 опубликован сборник комедий «Вечер с бабуином». Спектакли по пьесам (Вечер с бабуином, Случай из практики) идут в четырёх театрах. В 2011 в интернет-изданиях опубликована пьеса «Медленный огонь».

Публикует статьи по философии искусства, публицистические статьи.

В 2012 Максим Кантор был инициатором и докладчиком конференции «Вулкан», проведенной Департаментом политики и международных отношений Оксфордского Университета.

Награды, премии

  • Роман «Учебник рисования» вошёл в список финалистов премии «Большая книга» (2006) и в длинный список премии «Русский Букер» (2006).
  • Роман «Красный свет» вошёл в шорт-лист литературной премии «Национальный бестселлер» (2013) и в короткий список премии «Большая книга» (2013).

www.cultin.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта