Лев Прыгунов: «Не надо искать счастье, лучше избегать несчастья». Картины льва прыгунова


КАРТИНЫ ПРЕКРАСНОГО АКТЕРА ЛЬВА ПРЫГУНОВА

 

Картины Льва ПрыгуноваЛев Прыгунов начал рисовать в 1972 году, когда оставалось свободное время от съемок. Свой первый профессиональный рисунок актер сделал где-то в 1971 году, когда был в Германии. Ранние работы — в основном натюрморты.

...Для русского человека, к сожалению, нужен сюжет. Это беда русского сознания. Ему обязательно нужно все объяснить: «А что ты хочешь сказать этим?» А ничего не хочу! У меня книга — это просто книга, бутылка — это просто бутылка. И не потому, что она бутылка, а потому что она по цвету мне понравилась! Пустое место здесь было, вот и поставил туда... А потом начинают придумывать темы какие-то... Я думаю, человек начинает рисовать от избытка энергии. 

— Лев Прыгунов из интервью газете «АиФ»Советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1976).После окончания школы Лев два года проучился на биологическом факультете Алма-Атинского педагогического института. В 1958 году поступил, а в 1962 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс Татьяны Георгиевны Сойниковой). В 1963-64 — актёр Центрального детского театра в Москве, затем — драматического театра им. Станиславского. С 1969 по 1992 год — актёр Театра-студии киноактёра.

Прыгунов начал сниматься ещё на 3 курсе ЛГИТМиКа. Дебютировал в 1962 году в фильме «Увольнение на берег». Среди почти ста ролей, сыгранных актером, лучшими работами считаются роли в фильмах «Они шли на восток» 1964, «Иду на грозу» (1965), «Сердце Бонивура» (1969), «Красная палатка» (1970), «Освобождение» (1971), «Без права на ошибку» (1975), «Рождённая революцией» (1977), «Трактир на Пятницкой» (1977), «Картина» (1985), «Битва за Москву» (1985), «По прозвищу «Зверь»» (1990). Среди работ последних лет – картины «Оперативный псевдоним», «Архангел», «Сдвиг», «Под ливнем пуль», «И все-таки я люблю», «Индиго», «Зачем ты ушел». Свободно владея английским, актер снялся в семи американских фильмах: Полночь в Санкт-Петербурге (1996), Святой (1997), К-19, Мастер шпионажа, Цена страха (все – 2002), В июне 41-го (2003), Архангел (2005).Натюрморт с гранатом.

Натюрморт с гранатом.Натюрморт с красной бутылкой.Натюрморт с красной бутылкой.Большая бутыль на большом кресле. 1995 г.Большая бутыль на большом кресле. 1995 г.Обучаться азам живописи Лев стал в 12 лет частным образом. Сам художник газете «Аиф» так рассказал об этом: «Я в детстве учился, брал частные уроки. К сожалению, не помню фамилии своей учительницы, этой потрясающей художницы. Она была у нас в Алма-Ате в эвакуации. Она научила меня писать натюрморт, мы ходили на этюды. Следующим этапом должно было стать рисование головы и фигуры человека, но… она уехала. Так я и остался «без головы и без фигуры». Потом я дружил с художниками и учился то у одного, то у другого. Сейчас у меня нет учителей, но есть вдохновители. Один из моих самых любимых современных художников – Олег Целков, он мой друг, живет в Париже. Ничего общего у нас с ним нет в манере живописи, но он вдохновляет меня своей энергией».Натюрморт со скорпионами. 2005 г.
Натюрморт со скорпионами. 2005 г.Натюрморт с гравюрой и лампами.
Натюрморт с гравюрой и лампами.Тихая жизнь.Тихая жизнь.С 1989 года Прыгунов занялся живописью уже профессионально, стал членом Всемирной ассоциации художников. Куда бы ни попадал актер, он находил музеи и галереи, бывал на выставках, дружил с художниками.Самая первая выставка прошла в 1981 году в московском кинотеатре «Ударник». Прыгунов рассказывал: «После ее завершения директор кинотеатра на полном серьезе выдал мне справку о том, что «живописную выставку заслуженного артиста России Льва Прыгунова с такого по такое-то число посетили 350 тысяч человек»».Персональные выставки художника Прыгунова, начиная с 1983 года, проходили в Москве (1988,1999, 2001, 2002), Санкт-Петербурге (2001), Лондоне (1996), Калуге (2003).Художник в России. Автопортрет. 2000 г.Художник в России. Автопортрет. 2000 г.Портрет жены художника. 2000 г.
Портрет жены художника. 2000 г.Пустая клетка.Пустая клетка.Васильки.Васильки.В 2009 году в Государственном центральном музее современной истории России прошла выставка «Энергетический реализм», приуроченная к 70-летию актера. Работы Прыгунова находятся в основном в частных коллекциях в Америке, Лондоне и Париже.Натюрморт с мандолиной.Натюрморт с мандолиной.Натюрморт с черным квадратом.
Натюрморт с черным квадратом.Сад Тюильри, Париж.Сад Тюильри, Париж.Крапива.Крапива.Странный автопортрет.Странный автопортрет.www.creative.nnm.me

subscribe.ru

Картины прекрасного актера Льва Прыгунова

Лев Прыгунов начал рисовать в 1972 году, когда оставалось свободное время от съемок. Свой первый профессиональный рисунок актер сделал где-то в 1971 году, когда был в Германии. Ранние работы — в основном натюрморты....Для русского человека, к сожалению, нужен сюжет. Это беда русского сознания. Ему обязательно нужно все объяснить: «А что ты хочешь сказать этим?» А ничего не хочу! У меня книга — это просто книга, бутылка — это просто бутылка. И не потому, что она бутылка, а потому что она по цвету мне понравилась! Пустое место здесь было, вот и поставил туда... А потом начинают придумывать темы какие-то... Я думаю, человек начинает рисовать от избытка энергии. — Лев Прыгунов из интервью газете «АиФ»Советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1976).После окончания школы Лев два года проучился на биологическом факультете Алма-Атинского педагогического института. В 1958 году поступил, а в 1962 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс Татьяны Георгиевны Сойниковой). В 1963-64 — актёр Центрального детского театра в Москве, затем — драматического театра им. Станиславского. С 1969 по 1992 год — актёр Театра-студии киноактёра.Прыгунов начал сниматься ещё на 3 курсе ЛГИТМиКа. Дебютировал в 1962 году в фильме «Увольнение на берег». Среди почти ста ролей, сыгранных актером, лучшими работами считаются роли в фильмах «Они шли на восток» 1964, «Иду на грозу» (1965), «Сердце Бонивура» (1969), «Красная палатка» (1970), «Освобождение» (1971), «Без права на ошибку» (1975), «Рождённая революцией» (1977), «Трактир на Пятницкой» (1977), «Картина» (1985), «Битва за Москву» (1985), «По прозвищу «Зверь»» (1990). Среди работ последних лет – картины «Оперативный псевдоним», «Архангел», «Сдвиг», «Под ливнем пуль», «И все-таки я люблю», «Индиго», «Зачем ты ушел». Свободно владея английским, актер снялся в семи американских фильмах: Полночь в Санкт-Петербурге (1996), Святой (1997), К-19, Мастер шпионажа, Цена страха (все – 2002), В июне 41-го (2003), Архангел (2005).Натюрморт с гранатом.Натюрморт с красной бутылкой.Большая бутыль на большом кресле. 1995 г.Обучаться азам живописи Лев стал в 12 лет частным образом. Сам художник газете «Аиф» так рассказал об этом: «Я в детстве учился, брал частные уроки. К сожалению, не помню фамилии своей учительницы, этой потрясающей художницы. Она была у нас в Алма-Ате в эвакуации. Она научила меня писать натюрморт, мы ходили на этюды. Следующим этапом должно было стать рисование головы и фигуры человека, но… она уехала. Так я и остался «без головы и без фигуры». Потом я дружил с художниками и учился то у одного, то у другого. Сейчас у меня нет учителей, но есть вдохновители. Один из моих самых любимых современных художников – Олег Целков, он мой друг, живет в Париже. Ничего общего у нас с ним нет в манере живописи, но он вдохновляет меня своей энергией».Натюрморт со скорпионами. 2005 г.Натюрморт с гравюрой и лампами.Тихая жизнь.С 1989 года Прыгунов занялся живописью уже профессионально, стал членом Всемирной ассоциации художников. Куда бы ни попадал актер, он находил музеи и галереи, бывал на выставках, дружил с художниками.Самая первая выставка прошла в 1981 году в московском кинотеатре «Ударник». Прыгунов рассказывал: «После ее завершения директор кинотеатра на полном серьезе выдал мне справку о том, что «живописную выставку заслуженного артиста России Льва Прыгунова с такого по такое-то число посетили 350 тысяч человек»».Персональные выставки художника Прыгунова, начиная с 1983 года, проходили в Москве (1988,1999, 2001, 2002), Санкт-Петербурге (2001), Лондоне (1996), Калуге (2003).Художник в России. Автопортрет. 2000 г.Портрет жены художника. 2000 г.Пустая клетка.Васильки.В 2009 году в Государственном центральном музее современной истории России прошла выставка «Энергетический реализм», приуроченная к 70-летию актера. Работы Прыгунова находятся в основном в частных коллекциях в Америке, Лондоне и Париже.Натюрморт с мандолиной.Натюрморт с черным квадратом.Сад Тюильри, Париж.Крапива.Странный автопортрет.www.creative.nnm.me

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

arnusha.livejournal.com

Картины Льва Прыгунова :: NoNaMe

Картины Льва Прыгунова

Лев Прыгунов начал рисовать в 1972 году, когда оставалось свободное время от съемок. Свой первый профессиональный рисунок актер сделал где-то в 1971 году, когда был в Германии. Ранние работы — в основном натюрморты.

----------------------<cut>----------------------

...Для русского человека, к сожалению, нужен сюжет. Это беда русского сознания. Ему обязательно нужно все объяснить: «А что ты хочешь сказать этим?» А ничего не хочу! У меня книга — это просто книга, бутылка — это просто бутылка. И не потому, что она бутылка, а потому что она по цвету мне понравилась! Пустое место здесь было, вот и поставил туда... А потом начинают придумывать темы какие-то... Я думаю, человек начинает рисовать от избытка энергии. — Лев Прыгунов из интервью газете «АиФ»

Советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1976). После окончания школы Лев два года проучился на биологическом факультете Алма-Атинского педагогического института. В 1958 году поступил, а в 1962 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс Татьяны Георгиевны Сойниковой). В 1963-64 — актёр Центрального детского театра в Москве, затем — драматического театра им. Станиславского. С 1969 по 1992 год — актёр Театра-студии киноактёра.Прыгунов начал сниматься ещё на 3 курсе ЛГИТМиКа. Дебютировал в 1962 году в фильме «Увольнение на берег». Среди почти ста ролей, сыгранных актером, лучшими работами считаются роли в фильмах «Они шли на восток» 1964, «Иду на грозу» (1965), «Сердце Бонивура» (1969), «Красная палатка» (1970), «Освобождение» (1971), «Без права на ошибку» (1975), «Рождённая революцией» (1977), «Трактир на Пятницкой» (1977), «Картина» (1985), «Битва за Москву» (1985), «По прозвищу «Зверь»» (1990). Среди работ последних лет – картины «Оперативный псевдоним», «Архангел», «Сдвиг», «Под ливнем пуль», «И все-таки я люблю», «Индиго», «Зачем ты ушел». Свободно владея английским, актер снялся в семи американских фильмах: Полночь в Санкт-Петербурге (1996), Святой (1997), К-19, Мастер шпионажа, Цена страха (все – 2002), В июне 41-го (2003), Архангел (2005).

Картины Льва ПрыгуноваКартины Льва ПрыгуноваКартины Льва Прыгунова

Обучаться азам живописи Лев стал в 12 лет частным образом. Сам художник газете «Аиф» так рассказал об этом: «Я в детстве учился, брал частные уроки. К сожалению, не помню фамилии своей учительницы, этой потрясающей художницы. Она была у нас в Алма-Ате в эвакуации. Она научила меня писать натюрморт, мы ходили на этюды. Следующим этапом должно было стать рисование головы и фигуры человека, но… она уехала. Так я и остался «без головы и без фигуры». Потом я дружил с художниками и учился то у одного, то у другого. Сейчас у меня нет учителей, но есть вдохновители. Один из моих самых любимых современных художников – Олег Целков, он мой друг, живет в Париже. Ничего общего у нас с ним нет в манере живописи, но он вдохновляет меня своей энергией».

Картины Льва ПрыгуноваКартины Льва ПрыгуноваКартины Льва Прыгунова

С 1989 года Прыгунов занялся живописью уже профессионально, стал членом Всемирной ассоциации художников. Куда бы ни попадал актер, он находил музеи и галереи, бывал на выставках, дружил с художниками. Самая первая выставка прошла в 1981 году в московском кинотеатре «Ударник». Прыгунов рассказывал: «После ее завершения директор кинотеатра на полном серьезе выдал мне справку о том, что «живописную выставку заслуженного артиста России Льва Прыгунова с такого по такое-то число посетили 350 тысяч человек»». Персональные выставки художника Прыгунова, начиная с 1983 года, проходили в Москве (1988,1999, 2001, 2002), Санкт-Петербурге (2001), Лондоне (1996), Калуге (2003).

Картины Льва ПрыгуноваКартины Льва ПрыгуноваКартины Льва ПрыгуноваКартины Льва Прыгунова

В 2009 году в Государственном центральном музее современной истории России прошла выставка «Энергетический реализм», приуроченная к 70-летию актера. Работы Прыгунова находятся в основном в частных коллекциях в Америке, Лондоне и Париже.

Картины Льва ПрыгуноваКартины Льва ПрыгуноваКартины Льва ПрыгуноваКартины Льва ПрыгуноваКартины Льва Прыгунова

txapela.ru

Выставка живописных работ Льва Прыгунова «Энергетический реализм»: philologist

С 13 июля по 10 сентября в "Доме Гоголя" (г. Москва, Никитский бульвар, д. 7А) пройдет персональная выставка живописных работ народного артиста России, члена Союза художников России и Международной организации художников «ЮНЕСКО» и участника Конгресса интеллигенции Льва Георгиевича Прыгунова "Энергетический реализм". Торжественное открытие выставки - 15 июля в 17:00. Время работы: Ср.-Вс. 12:00 - 19:00. ВХОД СВОБОДНЫЙ. Экспозиция представит работы разных лет, созданные в диапазоне с семидесятых до года нынешнего, в том числе первую картину художника — «Автопортрет с сыном», датированную 1972 годом. Эта работа никогда ранее не экспонировалась. Премьерный показ ждёт ещё пятнадцать из пятидесяти полотен общего пространства выставки, развёрнутой в основном здании «Дома Гоголя» (дом 7а) и Выставочном зале музея-библиотеки (дом 7).

Лев Прыгунов — актёр театра и кино, художник, поэт, писатель. Человек симфонического звучания в искусстве, подобно творцам Возрождения, он состоялся блистательно многогранно. Устойчивое словосочетание «деятель культуры» в отношении Льва Прыгунова наконец-то приобретает свой глубокий, первородный смысл. Да, действительно — деятель, созидатель культуры. Снявшись в более чем ста отечественных и десятке голливудских фильмов, ещё в молодости став одним из самых популярных киноартистов и получив всенародную любовь и признание, он жил и живёт органически необходимой для него жизнью: работает как художник, пишет стихи, прозу.

Когда-то, совсем молодой человек Лев Прыгунов, приехав из далёкой Алма-Аты, со снайперской точностью выбора составил круг общения и друзей, чьи имена ныне — соцветие великих, своеобразный слепок эпохи: Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Анатолий Найман, Владимир Уфлянд, Лев Лосев, Олег Целков, Михаил Шварцман, Анатолий Зверев, Михаил Кулаков, Эдуард Штейнберг, Александр Харитонов, многие другие. С ними, поэтами и художниками, а не с коллегами по актёрскому цеху, был близок Прыгунов. С поэтами и художниками были общие духовные интересы, естественное, содержательное пространство общения. Лев Прыгунов — неразрывная часть этого дружеского, взаимообогатившего друг друга пространства, во многом сформировавшего культуру второй половины ХХ века и эстетически продолжающегося сегодня.

Сейчас, как и когда-то, Лев Прыгунов работает много и легко, себе в удовольствие. Художник пишет картины в тихой мастерской на севере Москвы, келейный свой труд сопровождает джазовой и классической музыкой «с винила». Имеет ли натюрморт сюжет, драматургию, — судить зрителю. Любимый жанр художника именно натюрморт, и посетитель без затруднения ответит на этот вопрос. Разной формы стеклянные, хрупкие бутыли, очевидно уязвимые сосуды, и знаменателем композиции — расположившаяся на услужливом стуле убедительная кувалда натюрморта «Кувалда и бутылки на фоне карты Европы», или «Натюрморт с красной бутылью и полосатой рубашкой», — ёмкая, на треть наполненная бутыль на фоне накинутой на стул полосатой рубашки. Пластика рубашки острохарактерна, ощутимы и движение, и эмоция человека — жанровые границы стёрты, это уже портрет. Выставка представит и пейзажи, и весьма своеобразные работы действительно «портретного ряда». Лев Георгиевич взирает на жизнь внимательно, и парные «парадные» портреты супружеской четы таковы: жена Ольга запечатлена на пасторальном фоне подмосковной дачи в платье с широким кринолином XVII века, а автопортрет Льва Прыгунова носит название «Художник в России» и изображает рыцаря, закованного в латы в головы до пят.

Название выставки «Энергетический реализм» выбрал художник, оно полностью отражает характер работ и уже устойчиво сопровождает выставочный процесс. Энергия живописи Прыгунова ощутима физически, она добра и витальна, посетители перед картинами всегда говорят о её чувствовании.

Выставка в «Доме Гоголя» представляет новый, только что увидевший свет каталог живописных работ Льва Прыгунова.

Биографическая справка:

Лев Прыгунов родился в Алма-Ате 23 апреля 1939 года. Мама Тамара Николаевна — учительница литературы, дочь священника, четырнадцатый ребёнок в многодетной семье. Её отец, дед Льва, сельский священник, был замучен красноармейцами. Позже мама была арестована и бежала из-под ареста в Алма-Ату к сёстрам. Там вышла замуж за Георгия Прыгунова, ботаника-естествоиспытателя, орнитолога. Льву не исполнилось ещё 10 лет, когда его отец, прошедший Великую Отечественную войну, трагически погиб. В детстве и юности Лев был очень увлечён и ботаникой, и орнитологией. По окончании школы два года проучился на биологическом факультете Алма-Атинского педагогического института, но ушёл, почувствовав своё призвание. В тринадцатилетнем возрасте Лев по своей инициативе около года брал уроки живописи у профессиональной московской художницы, оставшейся в Алма-Ате после эвакуации.

«Я в детстве учился, брал частные уроки. К сожалению, не помню фамилии своей учительницы, этой потрясающей художницы. Она была у нас в Алма-Ате в эвакуации. Она научила меня писать натюрморт, мы ходили на этюды. Следующим этапом должно было стать рисование головы и фигуры человека, но... она уехала. Так я и остался „без головы и без фигуры“. Потом я дружил с художниками и учился то у одного, то у другого. Сейчас у меня нет учителей, но есть вдохновители. Один из моих самых любимых современных художников — Олег Целков, он мой друг, живет в Париже. Ничего общего у нас с ним нет в манере живописи, но он вдохновляет меня своей энергией». (Из интервью Л.Г. Прыгунова «АИФ»)

В 1958 году Лев Прыгунов поступил, а в 1962 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Но дружил в основном с художниками, студентами курса Н.П. Акимова. В 1962 году он переехал в Москву. В 1963-64 годах работал актёром Центрального детского театра в Москве, затем — драматического театра им. Станиславского, и близко познакомился с художниками Харитоновым, Штейнбергом, Зелениным, Целковым, Зверевым, Шварцманом и другими. Много и плодотворно работал в кино, начал сниматься ещё на 3-м курсе ЛГИТМиКа. Дебютировал в 1962 году в фильме «Увольнение на берег». Лучшими его работами считаются роли в фильмах «Они шли на восток» (1964), «Иду на грозу» (1965), «Сердце Бонивура» (1969), «Красная палатка» (1970), «Освобождение» (1971), «Без права на ошибку» (1975), «Рождённая революцией» (1977), «Трактир на Пятницкой» (1977), «Картина» (1985), «Битва за Москву» (1985), «По прозвищу „Зверь“» (1990).

Среди работ последних лет — картины «Оперативный псевдоним», «Архангел», «Сдвиг», «Под ливнем пуль», «И все-таки я люблю», «Индиго», «Зачем ты ушёл». Лев Прыгунов снялся в более ста отечественных и десятке голливудских фильмов. И всегда не мог жить без музеев и мастерских художников. В 1972 году начал интенсивно рисовать в Вильнюсе, когда оставалось свободное время от съёмок. В Москве стал писать в основном натюрморты и пейзажи, в восьмидесятых годах устроил две персональные выставки в Москве и участвовал в нескольких групповых. В 1989 году отвёз 12 своих картин в США, где все работы были проданы. Окончательно почувствовал себя профессионалом, когда в Лондоне на аукционе «Philips» была куплена его картина. В 1996 году состоялась выставка в Лондоне. С 1999 года — три персональные выставки в ЦДХ, в галерее «Арт-21» (Москва), в галерее «Борей» (Санкт-Петербург), в художественном музее г. Калуги, в Музее современного искусства г. Ярославля, в Художественном музее г. Иваново, в музеях Твери, Архангельска, Самары, Липецка, Мурманска, Благовещенска, Ульяновска, Смоленска, Коломны, в музее истории Москвы, в музее Владимира Высоцкого и в музее г. Сергиев Посад. Работы Льва Прыгунова находятся в частных коллекциях в Москве и других городах России, а также Лондоне, Нью-Йорке, Париже, в музее Орегонского университета (США).

Отсюда

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

philologist.livejournal.com

Когда помру, мои картины будут стоить дорого!

Известный актер Лев Прыгунов приехал в Ярославль в необычном амплуа: он привез на выставку около 50 своих полотен.

Лев Георгиевич прекрасно выглядит – бодрый, подтянутый, просто излучает энергию.

- Занимаюсь китайской гимнастикой, - признался он с улыбкой перед открытием выставки. – Каждый актер должен выглядеть на 10 лет моложе – это особенности профессии.

Лев Георгиевич снялся более чем в 50 фильмах («Увольнение на берег», «Сердце Бонивура», «Трактир на Пятницкой», «Пропавшая экспедиция», «Противостояние»). Сейчас активно снимается в сериалах («Родина ждет», «За все тебя благодарю»). Скоро выйдут на экран два фильма с его участием - «И все-таки я люблю» и сериал «Оружие», где Прыгунов сыграл одного из главных злодеев.

- Обожаю процесс съемок! Сам сериалы не смотрю, но среди них есть и хорошие. Многие актеры вышли из сериалов, как, к примеру, Хабенский. Но в «мыле» в 200 серий сниматься не буду ни за какие деньги!

В театре Прыгунов не играет совсем:

- Я очень нервничаю и забываю слова, если вдруг что-то идет не так. А в кино могу мгновенно выучить текст в две-три страницы.

Живописью Лев Георгиевич увлекся в 12 лет, а профессионально начал писать в 1972 году. В США он полгода жил на доходы от живописи. А с 1983 года стал участвовать в выставках в России и за рубежом.

Лев Прыгунов рассказал, что не против, если у него покупают картины, но главное - чтобы их видели.

- Я – первый передвижник в наше время, - хитро улыбается Прыгунов, - когда помру, мои картины будут стоить дорого.

Предпочтение Прыгунов отдает натюрморту с символическим началом – «Натюрморт с кувалдой», «Натюрморт с летящей шляпой». Есть у него и картины-аллегории – «Пушкин-гигант», «Пустая клетка». Интересный и ироничный проект, который тоже можно увидеть на выставке, – «Краткая история квадрата Малевича».

В Ярославле актер и художник бывал не раз и говорит, что к нашему городу у него особое отношение:

- Я люблю здесь все: и центр, и набережную, и церкви с музеями.

ЧТО? Выставка живописи Льва Прыгунова.

ГДЕ? Центр современного искусства «Арс-Форум», ул. Свердлова, 9, тел. (4852) 72-83-42.

КОГДА? До 2 марта ежедневно, с 11 до 19 часов.

www.kp.ru

Лев Прыгунов биография, фото, личная жизнь, его семья: жена и сын 2018

Биография Льва Прыгунова

Детство Льва Прыгунова

Лев родился в Алма-Ате. Его мама была четырнадцатым ребёнком в семье деревенского священника. Она работала в школе учителем литературы. Папа был естествоиспытателем и ботаником. Отец погиб в горах, когда Льву было десять лет.

Мальчик рос, мало внимания уделяя чтению, школьной общественной жизни. Он днями пропадал в горах и лесу, где увлечённо изучал жизнь птиц. Казалось, что его ничего больше не интересует. Так как мама преподавала литературу, он считал, что хорошо подкован по этому предмету.

После школы Лев решил пойти по стопам родителей. Он поступил в педагогический институт, намереваясь стать преподавателем биологии. Прошло два года, Лев учился, но понимал, что педагогика ему не интересна.

В нём было море нерастраченной энергии, он постоянно искал для неё выход. Будучи студентом, Прыгунов познакомился с интересными людьми. Это были начитанные и высокообразованные студенты филологического факультета. Войдя в их компанию, Лев понял, что ничего, по сути, не знает.

Он стал запоем читать, восполняя все те пробелы, которые у него образовались к двадцати годам: Бальзак, Куприн, Бунин – интересно было всё. Прыгунов слушал джаз, увлечённо читал запрещённых в то время импрессионистов, открыл для себя живопись. В конце концов, молодой человек понял, что хочет учиться в театральном ВУЗе, отправившись в Ленинград, он стал студентом театрального института.

Начало актерской карьеры Льва Прыгунова, фильмография

Дебют в кино состоялся уже на третьем курсе. Льва пригласили на пробы в Москву. Это была картина «Увольнение на берег». Вместе с ним на пробах был и Владимир Высоцкий. Пробы продолжались больше года, в результате их обоих утвердили. Режиссёром картины был Феликс Миронер. «Увольнение на берег» актёр всегда называет своей любимой работой. Окончив ленинградский театральный институт, Лев отправился на съёмки фильма «Утренние поезда», которую снимали в Москве, притом, что начинающего актёра были готовы взять в труппу сразу два ленинградских театра.

«Они шли на восток» - кинокартина Джузеппе Де Сантиса, советско-итальянский совместный проект, в который на одну из главных ролей был приглашён Прыгунов. Из-за конфликта, возникшего у актёра с представителями КГБ, неизменно присутствующими на съёмках, ему была закрыта дорога на «Мосфильм». Фильм оказался успешным и российского актёра начали приглашать сниматься за рубеж, однако его не выпускали. Так, он несколько лет вынужден был играть в картинах не самого высокого уровня. Исключение было сделано только для Румынии, которая пригласила Прыгунова в свой фильм «Тоннель».

Интересная роль досталась актёру в кинокартине «Дети Дон Кихота» - роль Димы Бондаренко. Фильм был восторженно встречен зрителями. Эта работа на «Мосфильме» оказалась последней перед долгим перерывом.

Непродолжительное время Прыгунов работал в столичном Центральном детском театре, а потом в театре имени Станиславского. С 1969-го на протяжении двадцати трёх лет он играл в Театре-студии киноактёра.

На московскую киностудию Прыгунова вернул случай. Ему помог человек, далёкий от кинематографа. Сегодня таких называют мафией…

Работа Льва Прыгунова на «Мосфильме», лучшие роли

С семидесятых годов Прыгунов стал много сниматься, получая самые разные роли, большинство из которых были достаточно удачными. Самые известные картины того времени – «Сердце Бонивура», «Безотцовщина», «Шаг с крыши», «Освобождение», «Пропавшая экспедиция», «Рождённая революцией» и «Как закалялась сталь».

Отдельно надо отметить работу Прыгунова у Александра Файцимера. Первый раз режиссёр пригласил его в свою картину «Без права на ошибку», которая вышла в 1975-ом году. Лев Георгиевич сыграл там негодяя Селецкого, но и в этом образе был отлично принят зрителями и долгое время после выхода фильма получал мешки писем. Второй раз Файцимер пригласил Прыгунова в «Трактир на Пятницкой». В этой приключенческой драме актёр сыграл француза. Успех второй картины был не менее колоссален.

В восьмидесятых годах Прыгунов появился в кинокартинах «Битва за Москву», «Опасные друзья», «Люблю. Жду. Лена» и др.

«Картина» - кинофильм Булата Мансурова, который вышел на экраны в 1985-ом. В главной роли снялся Лев Георгиевич. Тема, которая была там затронута, оказалась нетипичной для советской системы, поэтому «Картина» была показана лишь раз, после чего попала в «чёрный список».

С середины девяностых годов актёр часто снимался за рубежом. Он бегло говорит на английском языке, благодаря чему смог сниматься в Америке.

Лев Прыгунов сегодня

В последнее время Прыгунов чаще всего снимается в телесериалах – это «Морпехи», «Участковая», «Третья мировая», а так же в фильмах – «Десантура», «Дом на Озёрной», «Запрещённая реальность». В последнем фильме также сыграли Любовь Толкалина, Тина Канделаки, Анна Кходуш.

Его жизнь наполнена работой. Он практически каждый день бывает на съёмках, живёт с постоянным желанием выспаться.

Личная жизнь Льва Прыгунова

Прыгунов всегда любил рисовать. Ещё в детстве он брал частные уроки рисования. В течение жизни стремился учиться везде, где была возможность. Первая профессиональная картина была им нарисована в 1971-ом году в Германии. Позже он занимался живописью от случая к случаю. Дома у него есть мастерская, где он проводит много времени.

Первая персональная выставка его картин прошла в Москве в 1983-ем году. Его картины находятся во многих частных коллекциях не только в нашей стране, но и за границей.

Лев Георгиевич дружил с Бродским ещё задолго до его отъезда в Америку. После его эмиграции они продолжали переписываться. Во время поездки в США Прыгунов несколько дней гостил у Бродского.

У актёра есть сын Роман от первого брака, которого он воспитывал сам. У них всегда были дружеские отношения. Сына он очень любит, однако смог воспитать его неизбалованным человеком. Роман всего смог добиться в жизни сам, что является предметом гордости Льва Георгиевича. Роман Прыгунов – режиссёр, снявший картины «Индиго» и «ДухLess». В «Индиго» небольшая роль была сыграна Львом Георгиевичем.

Прыгунов женат. Жену зовут Ольга. Они вместе более двадцати лет. Актёр счастлив, что в его жизни есть такая женщина, он считает себя везучим человеком.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

uznayvse.ru

Лев Прыгунов: «Не надо искать счастье, лучше избегать несчастья» | Интервью | Звёзды

Он снялся более чем в 100 отечественных фильмах и в десятке голливудских. Самостоятельно выучил иностранные языки и обучился живописи: вот уже 30 лет проводятся выставки его картин, их приобретают коллекционеры не только российские, но и зарубежные, благодаря чему автор принят в члены Всемирной ассоциации художников. Объездил немало стран и в некоторых подолгу жил. Открыто конфликтовал с советской властью и дружил с диссидентами, среди которых были люди выдающиеся — Иосиф Бродский, например. В его близком окружении одновременно были высшие чины КГБ и воротилы подпольного бизнеса — мафиози. Он выпустил поэтический сборник своих стихов и написал книгу «Сергей Иванович Чудаков и др.» — частные авторские хроники, описывающие атмосферу жизни творческой интеллигенции 1960-90-х годов. А еще увлекся восточной философией и глубоко изучил ее. Лев Прыгунов любит уединяться в своей мастерской — маленькой «двушке» в отдаленном районе на севере Москвы. В ней пишет картины и слушает пластинки, погружаясь в звучание американского патефона производства 1929 года. Здесь корреспонденты «ТН» и беседовали с народным артистом РФ.

— Лев Георгиевич, люди в большинстве своем проживают отведенный отрезок жизни с небольшим спектром достижений: поженились, детей народили, на работу походили — вот, в сущности, и все. А вы столько всего успели, да и сейчас успеваете — поразительно. Как думаете, почему у вас так получается: это какое-то предназначение свыше или все зависит от вас лично?

— Что на это ответить? Во-первых, я абсолютно убежден: об этом никто ничего не знает и никогда не узнает. Во-вторых, я всю жизнь занимаюсь Китаем, изучаю его историю и философию, учу язык, а потому позволю себе процитировать Лао-цзы (древнекитайский философ. — Прим. «ТН»): «Говорящий не знает, знающий не говорит». Смысл в том, что основная передача знаний происходит не словами, а совсем иначе — духом ли, энергией ли или чем-то, о чем мы и вовсе представления не имеем. Исходя из этого, если бы я действительно что-то знал, то сидел бы и молчал, и в этом состояло бы наше интервью.

— Я себя чувствую абсолютно счастливым. Но понимаете, тут все непросто. Вообще-то считаю, что счастье — это понятие отрицательное, то есть его не существует. Фото: Сергей Иванов

— Не пугайте…

— Серьезно. Помолчали бы два часа и разошлись. (С улыбкой.) Но я не знаю. Поэтому, скорее всего, будет о чем написать…

— Уф-ф, читателям явно повезло. Ну, раз мы все-таки сможем пообщаться с помощью слов, тогда давайте начнем прямо от корней. В какой семье формировали характер, взгляды? Уж об этом, надо полагать, вы знаете наверняка.

— Конечно. Мама была 14-й в роду, многие из детей умерли еще в детстве, но человек восемь выжили. Отец ее, мой дед, был протоиереем, имел приход в селе Красногорское Тюменской области. Умер он мученически — во время Гражданской войны, в 1918 году. Тогда шли беспощадные бои между красными и белыми и деревни переходили от одних к другим. Один захват села красноармейцами оказался для деда роковым. Они перепились и, узнав, что в избе деда на постое был белогвардейский офицер, схватили его, стали издеваться, часа два таскали за волосы по деревне. После чего выставили на расстрел. Прихожане вымолили снисхождение, деда отпустили. Но через два дня он скончался…

Удивительно, но почти все дети деда-священника стали учителями. Вот она — передача на нематериальном уровне. Я ведь тоже сначала учился в пединституте… В общем, мама моя в 18 лет начала учительствовать, преподавала литературу, но вскоре ее арестовали. В 1928 году это было. Влюбленный в маму парень спас ее — ночью вызволил из погреба, куда ее кинули, посадил в лодку, и мама одна спускалась по реке 60 км. А паренька того потом расстреляли… Дедова семья к тому времени уже перебралась в Ташкент. Маме чудом тоже удалось туда доехать и устроиться работать в школу.

И папа мой был учителем. Отца взяла на воспитание богатая дворянка, с сыном которой он дружил. Благодаря ей отец был начитан, играл на скрипке, а когда во время Гражданской войны семью его благодетелей  расстреляли, пошел пешком в Москву — учиться, как Ломоносов. Практику проходил в том селе, где жила мама, и за это время они успели друг к другу прикипеть. Узнав, что мама уехала в Ташкент, отправился вслед за ней.

Клеймо «поповская дочь» висело над мамой всегда, и ее опять пришли арестовывать. На этот раз спас тиф. (Усмехнувшись.) На счастье, она тяжело заболела. Увидев, что девчонка при смерти, энкавэдэшники махнули рукой: «Ну ладно, — сказали, — пусть подыхает». Чудом мама выжила. После чего они, уже вместе с папой, уехали в Алма-Ату. Работать устроились, но жилья не имели, скитались по чужим углам. Когда началась вой­на, отец сразу ушел на фронт, был младшим лейтенантом, простым взводным. Появился только в 1946 году, я уже учился в первом классе. Возвращаюсь из школы, а дома сидит какой-то дядька. Едва увидев, я сразу понял: он!

Из трофеев отец привез всего две вещи: дамский велосипед и детскую двустволку — настоящее ружье. В первый же день своего возвращения прикрепил на доску листик от урючного дерева и показал мне, как прицеливаться. Так с семи лет я стал стрелять. А годам к двенадцати мы с друзьями уже полноценно охотились. И я был отличным стрелком — с двадцати метров попадал пятью пулями в десятку…

Отец погиб в 1949 году. Он повел нас, школьников из разных классов, в биологическую экспедицию в горы. Жили мы в ущелье. В какой-то момент ­папа обнаружил на вершине горы гнездо лилового дрозда — редчайший вид в Тянь-Шаньских горах, его называли «синяя птица». И рано утром он отправился к этому гнезду. Что там произошло — неизвестно. Очевидно, сорвался. Днем к нам прискакал казах-объездчик, единственный человек в тех заповедных местах, с криком: «Мертвый рус там…» Мне было 10 лет.

С мамой Тамарой Николаевной. Фото: Из личного архива Льва Прыгунова

— Сложно было без отца?

— После его гибели мать тяжело заболела, лежала в больницах, сестра лечилась в туберкулезном диспансере, и я, перемещаясь от одной тетки к другой, по сути был предоставлен самому себе. При полной свободе рос абсолютно самостоятельным человеком… Одно событие перевернуло мое представление о жизни. Тетя, у которой я какое-то время жил, купила приемник «Балтика». Тогда это было что-то невероятное. И вот, настраивая его, чтобы послушать музыку, я случайно наткнулся на «Голос Америки». Его жутко глушили, но все-таки через хрипы, свисты и запикивание я стал ночами слушать «вражье» радио. И та-а-акого наслушался — про СССР, про вождей… Сказать, что был потрясен, — ничего не сказать. Когда все осознал, очень испугался. Причем не столько тому, что узнал, сколько тому, что моментально во все поверил. Поэтому в 1953 году, когда умер Сталин, я, 14-летний, воспринял это событие совсем иначе, чем большинство советских людей. С удивлением смотрел на них, рыдающих… И вообще со школьным пионерско-комсомольским коллективом у меня было полное несовпадение. Спасался тем, что погружался в свои увлечения — рисовал, изучал птиц. Это позволяло изолироваться.

— А каким образом в ваших увлечениях нашлась лазейка для актерского дела?

— Сначала я, как уже говорил, поступил в алма-атинский пединститут, на биофак, но проучился там только два года. Во время учебы сдружился со студентами-филологами. ­Интеллектуалы, блестяще образованные, прекрасно разбирающиеся в истории, литературе, кино, музыке. Почувствовав, что сильно отстаю от них в знаниях, я начал запоем читать. Моя двоюродная сестра, работавшая в спецфонде библиотеки, проводила меня туда, и я зачитывался книжками, которые нельзя было найти нигде. Там же увидел альбом импрессионистов и был абсолютно потрясен этой живописью. А я, увлекшись рисованием еще с пятого класса, брал уроки у одной потрясающей художницы, из эвакуированных. Несколько месяцев с ней занимался, она научила меня рисовать натюрморты, но потом неожиданно ­уехала, так и не обучив изображать человека. Но, как умел, я все равно продолжал рисовать. А теперь еще стал слушать классическую музыку, джаз. И играть в спектаклях филологического факультета. Все стали говорить: «Тебе нужно быть артистом…» И я решил поступать в театральный. С этой целью отправился в Ленинград. 

— Я брал уроки рисования у одной художницы, из эвакуированных. Несколько месяцев с ней занимался, потом она неожиданно уехала, так и не научив меня изображать человека. Но, как умел, я все равно продолжал рисовать. Фото: Сергей Иванов

— Как приняла вас Северная столица?

— К «приему» меня подготовила Москва. Мой алма-атинский ­поезд в Ленинград делал здесь остановку на ­несколько часов. Я впервые зашел в метро, поехал в центр города, наугад вышел на Театральную площадь. Прохожу около Большого театра — впереди идут две девочки, очаровательные москвички. А я-то приехал королем, покорять мир. В моем представлении одет с иголочки, в «шикарном» китайском плаще. Был дерзок, напорист и с этаким провинциальным апломбом начал девчонок кадрить, понес какую-то ахинею: «Извините, а можно спросить? Не покажете ли, как пройти к ЦУМу?» В ответ слышу короткое: «Пошел на…» Господи, как же я их потом благословлял! Благодаря им до меня сразу дошло, какой же я на самом деле идиот, придурок, кретин. Так что в Питере я был уже гораздо осмотрительнее.

Приехал я туда заранее, за два месяца до вступительных экзаменов. Сначала жил у маминых знакомых, потом, подружившись с ребятами-питерцами, поселился у них. Каждый день ходил в Эрмитаж, в другие музеи, на выставки, любовался архитектурой города — и это было что-то фантастическое.

Поначалу ленинградская жизнь была очень тяжелой, первый год просто катастрофичной — нищета, денег нет. Зато в институт поступил с первого раза, при конкурсе 250 человек на место. Но там начались проблемы. Я был свободным и очень искренним. Следовал наставлению матери, которая даже в самые скверные времена учила: только правду, ничего, кроме правды. С такой «настройкой» на курсе я оказался чужим, поскольку компания в большинстве подобралась хитрая, злобная, демагогичная, они меня просто не приняли. Как-то надо было готовить так называемые комсомольские этюды про целину. Один, уже снявшийся в «ура-кино» на эту тему, распинался о том, как здорово и почетно быть целинником. А я, своими глазами видевший, в каких условиях там жили люди, как практически полностью сгнивали гигантские урожаи, потому что не были подготовлены ни дороги, чтобы выво­зить колоссальные горы зерна, ни сараи, где его можно было бы хранить, сказал: «Ребята, чего вы врете-то?! Я два года там прожил…» И моментально стал контрой — они решили выгнать меня с курса. Тут же и повод нашли. Как-то, заснув в трамвае, я опоздал на занятия на 10 минут. По этому поводу устроили собрание, где приняли постановление о моем изгнании. Но педагог, Татьяна Георгиевна Сойникова, добрая душа, вдруг вступилась, сказала категорично: «Я вам Прыгунова не отдам!» И я остался… К счастью, потом у нас сколотилась отдельная небольшая группа студентов, мы стали заниматься вместе и сразу же заняли лидерские позиции. Тогда же я начал сниматься в кино.

— В «Увольнении на берег» вы c Высоцким такие замечательные морячки…

— После третьего курса я в этот фильм попал. Пробы проходили в Москве — 13 раз ездил! — и за это время мы с Володей успели сдружиться. Когда нас наконец утвердили, мы купили бутылку «Бакарди», чтобы это дело отметить. Распивали вместе с режиссером Феликсом Миронером. Он, в отличие от нас, закаленных бойцов, оказался слаб, отпал очень быстро, мы посадили его в такси и отправили домой. А сами допили эту бутылку, и Володя пошел провожать меня на вокзал. А сам он по каким-то делам собирался ехать в Питер на следующий день. В результате отправился со мной. «Зайцами» ехали, в общем вагоне. В час ночи на остановке в Клину вышли, купили букетик, вручили его самой симпатичной девочке-проводнице, поворковали с ней, и она предложила: «Мальчики, а вы перебирайтесь ко мне, у меня пустой международный вагон». ­Дальше мы ехали в абсолютном комфорте. (Смеется.) В Ленинграде провели пять загульных дней, жили в нашем общежитии. Я, получив летнюю стипендию, был при деньгах, Володя тоже, и погудели мы от души. 

— Такая развеселая загульная жизнь вряд ли обходилась без участия барышень…

— Ну, если говорить о такой жизни, то она началась позже, после фильма «Утренние поезда», когда я уже ­переехал в Москву. (С улыбкой.) Вот тут она действительно стала бурной во всех отношениях, в сексуальном в частности. Действительно было много влюбленностей, много страстей, много случайных связей. Видите ли, я был… добрым. К тому времени уже увлекался всякими восточными штуками и вычитал много интересного. Например, есть замечательная восточная мудрость: если ты очень хочешь даму или девицу, то должен сделать все возможное, чтобы ею овладеть; и обратное — если она очень хочет тебя, ни в коем случае нельзя сопротивляться. Это потому, что в обоих случаях ты сохраняешь свою энергию.

— Вот что значит философская подкованность. Теперь-то понятно, откуда у вас такой запас энергии: в одних случаях, значит, штурмом барышень брали, в других не сопротивлялись их натиску. Но когда же все-таки случайные связи уступили место настоящему чувству?

— В 1967 году у меня был очень тяжелый период: я дико устал, жил в нищете, страдал от безденежья — настолько, что просил маму выслать хоть сколько-то денег. Плюс ко всему меня обокрали…

Когда после окончания института мне предложили по распределению отправиться работать в Якутию, я в буквальном смысле сбежал в Москву. Мыкался по чужим квартирам — то у приятелей, то углы снимал. Хозяйка квартиры, уборщица Любка-алкоголичка, была бабой отвратительно-жалкой. Пропитая, прокуренная, то и дело стреляла деньги на водку, периодически дралась со своим 20-летним сыном, и я их ­разнимал. Наконец у меня появилась возможность от нее съехать. Подзаработав на съемках, я нашел квартиру в приличном доме. В день переезда собрал вещи в большой чемодан и пошел ловить такси — выскочил на улицу в рваных джинсах, футболке и тапочках. Любка в это время бухала у себя с двумя корешами. Когда, подогнав такси, я спустился в подвал, к ужасу своему обнаружил, что чемодан пропал. Распахнутое окно указывало, что в квартире его нет. А вещи-то у меня были, можно сказать, шикарные: дубленка, куртка с капюшоном, костюм, две пары новых американских джинсов — в те времена это было на вес золота. Вызвал милицию, но они и связываться не стали, сказали: «Сами разбирайтесь!» Хорошо хоть, документы и билет в Минск, куда я должен был ехать на озвучение, сохранились — в тумбочке. Короче, я остался вообще без ничего, если не считать того, что было на мне надето.

После такого долго не мог восстановиться. Ни психологически, ни материально. Надо же было приобретать заново буквально все. Правда, трудно было. Ну подумайте: 27-летнему артисту, снявшемуся уже в 12 картинах, приходилось в прямом смысле начинать жизнь с чистого листа.

В следующем году товарищ познакомил меня с двумя подружками, одной из которых была Элла. Она стала моей женой, подарила мне сына и вообще сыграла в моей жизни колоссальную роль. Умная, тактичная, совершенно из другого для меня мира — работала в УПДК при МИДе (управление по обслуживанию дипкорпуса. — Прим. «ТН»). Благодаря ей я попал в замечательную светскую компанию. Когда мы решили пожениться, начальство Эллы поставило условие: «Выбирайте: либо выходите замуж за Прыгунова, либо остаетесь у нас». Она ответила, что выбирает меня. Поразительно, но ее не выгнали. Я же после стольких мытарств обрел дом, семью. А четыре года спустя и мне наконец удалось обзавестись кооперативной «двушкой». Мы с женой обменяли две наши квартиры на одну и поселились в огромном доме на Садовой-Триумфальной, построенном пленными немцами для высших чинов НКВД. Площадь нашего жилища составляла 100 кв. м, что по советским меркам было невероятно.

С Беном Эффлеком и Морганом Фрименом в фильме «Цена страха»

— Сообщению о грядущем рождении ребенка обрадовались?

— Безумно был рад. Правда, я очень хотел девочку. А за три дня до рождения Романа увидел во сне, будто родился мальчик, и рыдал от горя. Но когда он действительно появился на свет, я… неделю пил! Везде, где можно. Безумно был счастлив!

Восемь лет спустя, в 1977 году, я со своим другом, поэтом Мишей Ереминым, поехал в Алма-Ату — старался при любой возможности побывать у мамы. 8 ноября отправились в горы и почему-то весь день говорили о моей жене, с которой мы тогда конфликтовали. Элла решила не отпускать сына со мной в Алма-Ату — из-за того, что ­мальчик приболел, но сама повезла его в Ригу к своей подруге. Мы с Мишей в этот день много обсуждали тему смерти. Неожиданно меня стало знобить, зубы выбивали барабанную дрожь. Странно — ни температуры, ни переохлаждения. С полчаса это продолжалось. Домой вернулись на попутке. А четверть часа спустя из Москвы позвонил приятель и сообщил, что ночью Элла и ее подруга погибли в автомобильной катастрофе. Восьмилетний Рома и десятилетний сын подруги ждали своих мам дома… Я остался с Ромой один. Его надо было одевать, кормить, денег не хватало. Периодически отвозил к маме и сестре, в Москве вынужден был отдать в интернат. В хороший, правда, там учились и дети других артистов, но все равно. Три года он там провел. Когда я оказывался в Москве, на выходные забирал его домой, но в основном мотался — то снимался, то с сольными концертами от Бюро пропаганды советского кино­искусства по стране куролесил. В залах всегда не хватало мест, но я получал самую маленькую ставку — 9 руб­лей 50 копеек.

— Лев Георгиевич, вас ведь все считали везунчиком. По советским реалиям на вас действительно свалилось немыслимое везение: еще в 1964 году снялись в главной роли в совместной советско-итальянской картине —  «Они шли на Восток».

Это получилось случайно. Знаменитый режиссер Джузеппе Де Сантис, ­посмотрев мою фотографию, которую ему показали, по непонятным причинам ­решил утвердить на ключевую роль — итальянского солдата Баззоччи — меня. Когда ко мне пришли с таким предложением, я ушам своим не поверил. А происходило это в кафе «Националь», где я был завсегдатаем, поскольку там часто собиралась столичная богема и серьезные, авторитетные люди из разных сфер.

Снимали в Полтаве. Одна из первых совместных картин с капстраной — не шутка, туда пригнали всех стукачей. Ко мне подходили: «Лева, ты можешь доверять только мне, все остальные стучат…» Через пять минут другой из «остальных» свою песнь заводит: «Левка, не доверяй тому, который с тобой сейчас говорил…» Но я к тому времени уже был хорошо подкован и понимал, что верить нельзя никому.

Снимали только сцены со мной, поскольку все остальное уже было отснято и месяц группа стояла без дела в ожидании актера на эту роль. Итак: жара под сорок градусов, на мне полное обмундирование из толстенной шерстяной ткани, на лице наклеенная небритость — жутко колючая и жаркая, я весь мокрый. К обеду, когда я, абсолютно вымотанный, падающий с ног от усталости, подходил к общим котлам с едой, всегда ­оказывался последним в очереди за этой баландой.

Во всем мире артистов кормят отдельно. И итальянцам поставили специальный вагончик-ресторан, их обслуживали девочки-красотки в коротеньких юбочках. А нам, советским, из котлов половниками черпали и разливали-раскладывали корм в алюминиевые миски. Вообще хамство по отношению к актерам было зашкаливающее. И вот через пару недель этих изнурительных съемок я по обыкновению последним взял свою тарелку и стал искать место, где присесть. Но места нет, все скамейки за длинными столами под тентами заняты. А возле меня кол торчит. И кто-то отпускает шуточку: «Левка, а ты садись на него…» Все загоготали. Оборачиваюсь, а итальянцы смотрят из своего вагончика, тоже хохочут и пальцами на меня показывают. И тут у меня взыграло. Накопившийся гнев, обида, унижение, оскорбленное самолюбие вылились в приступ дикой, неконтролируемой ярости. В настоящую истерику. Я швырнул тарелку со щами на землю, стал дико орать, выкрикивая все, что у меня накопилось, все, что думаю о порядках, установленных всеми этими гэбистами-коммунистами-стукачами, о советском режиме. ­Прямым тестом. Катался по земле и визжал. ­Потом встал, отряхнулся, демонстративно пошел к итальянцам, сел рядом с ними­ в вагончике­ и заказал обед. И дальше все время обедал там. Понимал, что этим поступком поставил на себе крест. Зато почувствовал себя свободным и от этого был счастлив.

Когда фильм вышел в прокат, из Италии сразу же пришло приглашение на роль Тристана в фильм «Тристан и Изольда». Из Дании — в «Красную мантию» — трижды за мной приезжали, но поехал туда Олег Видов. Две роли по Бальзаку предложили во Франции, в Америку позвали сниматься… Меня не пустили никуда. Вот так аукнулся мой полтавский демарш.

Но неисповедимы пути Господни. В Румынию, на съемки фильма «Туннель», вдруг выпустили. Опять произошло то, что называется чудом. Я шел по «Мосфильму», на меня наткнулся какой-то человек, оказалось — румынский режиссер Франчиск Мунтяну, феерический мужчина. Спрашивает: «Ты Прыгунов?» — «Да». Второй его вопрос: «Ты сумасшедший?» — «Нет», — говорю. «Наркоман?» — «Нет». — «Алкоголик?» — «Нет». — «Больной?» — «Да нет же, — взорвался я наконец. — Для чего этот опрос?!» — «А ты хочешь у меня сниматься?» — «Я-то хочу, — отвечаю, — но кто мне позволит…» То есть ему про меня такого наговорили! Переводчик потом рассказывал: когда приезжали датчане звать меня в свой фильм, их предупреждали: «Даже не думайте! Он же истерик, полоумный. Если вместо апельсинового сока ему дадут яблочный, он кидает стакан в лицо». А они отвечали: «Так мы будем давать ему тот сок, который он попросит…»

В общем, привел Мунтяну меня к директору объединения, говорит: «Вот Прыгунов, он будет сниматься у меня. Если откажете, я останавливаю подготовительный период на полтора месяца, потому что за меньшее время другого актера найти не смогу». А тогда остро стоял вопрос о налаживании отношений с Румынией, и наши сильно торопились. На этом режиссер и сыграл. Так меня утвердили.

При первой же встрече директор фильма с ходу начал на меня давить, стал мне тыкать, хамить. Я сказал: «Если еще раз вы скажете мне «ты» и будете разговаривать со мной в таком тоне, я из картины уйду». Пришлось ему сбавить обороты. Но с этим человеком у нас началась настоящая война. Он писал на меня доносы, мол, я — антисоветчик, валютчик, а еще бабник и ­гомосексуалист — живу с режиссером. Все перечислил, разве что скотоложество забыл упомянуть… (Смеется.) В общем, после тех съемок мне на «Мосфильме» кислород перекрыли.

— Но кто-то же повернул вентиль в обратную сторону…

— Замечательный, умнейший человек — Люсик Гардт. Игрок, катала, острослов. Очаровательный одессит двухметрового роста. Его трижды спасали от расстрела друзья-подельники, хотя многих из них самих потом расстреляли. Но они знали: если Железный Люсик останется на свободе, он и им будет помогать, и родных их не оставит без помощи. И Люсик всякий раз гордо выходил из-под стражи прямо в зале суда. Он был «цеховик» — при Хрущеве это было страшное дело, несколько сот человек расстреляли… Я познакомился с Люсиком через Эллу. Ближайшая подруга моей жены оказалась его ­любовницей, и у нас сложились очень хорошие отношения.

— После румынских съемок мне на «Мосфильме» кислород перекрыли. Но нашелся человек, который повернул вентиль в обратную сторону… С Александром Галибиным в фильме «Трактир на Пятницкой». Фото: East News Так вот, когда меня отовсюду отстранили, Люсик как-то пришел к нам домой. В разговоре поинтересовался: «А где ты сейчас работаешь, в смысле числишься официально?» Я говорю: «Нигде». Он: «На «Мосфильме» хочешь?» — «Еще бы, но это невозможно. Сам Сергей Герасимов уже хлопотал, чтобы меня взяли в штат, а потом удивлялся: «Что же вы, Лев, такое натворили, что даже я не в силах ничего сделать?!» Люсик засмеялся: «А кто такой Герасимов? Вот я сейчас позвоню… — и называет имя директора объединения, моего страшного врага, — и решу с ним проблему». Набирает при мне номер телефона и говорит: «Привет, дорогой! Как семья? Все нормально? Хорошо. Слушай, вот тут рядом со мной сидит мой хороший друг, отличный актер, Прыгунов Лев. Надо, чтобы он работал на «Мосфильме». Дальше зависает длинная пауза, после чего слышу слова Люсика: «А теперь все наоборот…» Повесив трубку, он обращается ко мне: «Значит, так: завтра приходишь на «Мосфильм», идешь к начальнику актерского отдела…» А это был второй человек, с которым у нас взаимная ненависть была похлеще, чем с тем директором. Назавтра вхожу к нему в кабинет. Он радостно кидается навстречу: «О, Лев Георгиевич, наконец-то вы с нами!..»

— У вас в друзьях были ведь не только криминальные авторитеты, известно, что вы дружили с Бродским…

— Мы не были ближайшими друзьями, но общались очень тепло. Впервые я увидел Иосифа в 1965 году, когда он вернулся в Ленинград из ссылки в Норинской. Мы с компанией — человек пять нас было — встречали его. Вместе пошли в ресторан. Я ­тогда уже ­восхищался им, знал наизусть стихи, дружил с его друзьями. Мы звали его ВР — «великий русский». Он, безусловно,­ был человеком фантастически гениальным. Нигде ­после восьмилетки не учился, при этом был энциклопедически образованным. Между прочим, был очень смешлив. Когда сам рассказывал что-то веселое, хохотал больше всех. Я звал его совершенномудрым — это китайское понятие. Китайцы дают такое определение человеку, который… называет вещи своими именами. Это, по их мнению, предел, умнее быть просто невозможно. Вот ВР был таким. Он всех понимал, всех видел насквозь, и у него был железный закон: никогда не врать. Ложь в любом ее проявлении ненавидел. Разумеется, имел кучу врагов… Мы много беседовали. Месяц он жил в моей московской квартире, три раза я у него ночевал — спали на одном топчане в его ставшей потом знаменитой «полуторакомнате». Иосиф мне часто снился. Я писал ему письма, потом выяснилось, что получил он только два, позже они оказались в его архиве. Он присылал мне все свои книги с автографами. Когда я оказался в США, три ночи ночевал у него. Считаю общение с таким человеком одним из чудес моей жизни, коих, кстати, в ней было немало.

— Иосиф всех понимал, всех видел насквозь, и у него был железный закон: никогда не врать. Ложь в любом ее проявлении ненавидел. Разумеется, имел кучу врагов... С Иосифом Бродским. Фото: Из личного архива Льва Прыгунова

— Встречу со второй супругой к ним причисляете?

— Абсолютно. Я приехал на «Мосфильм», подхожу к павильону, а оттуда выходит Ольга. Вижу эту женщину первый раз, и вдруг в голове проносится: «Господи, это же моя жена!» Какая-то мистика. Оля работала помрежем, и впоследствии на съемках мы стали часто пересекаться. Она меня опасалась, да что там — боялась. Я звал в гости, она вежливо кивала: «Да-да, хорошо, конечно, как-нибудь…» — и тут же норовила ушмыгнуть. И так продолжалось несколько лет — за это время мы поработали в трех фильмах, пока наконец не сошлись. И с тех пор, с 1983 года, вместе. В этой женщине я нашел все: любовь, дружбу, понимание… Умница, тонко чувствующая, при этом очень остроумная, веселая. Все свои картины, перед тем как завершить, непременно показываю ей. Она же сама художница, причем очень хорошая. К сожалению, редко занимается этим делом. А что для меня особенно важно — у Оли сложился чудесный контакт с Романом, у них полное взаимопонимание.

— А вы дружны с сыном?

— Мы дружим, но он рос самостоятельным парнем. В 1987 году отправился в армию, попал в танковую дивизию. Я сильно переживал. Ездил к нему в Бердичев — навещал. Иногда удавалось вместе погулять, пообщаться наедине. Помню, после одной из таких встреч я сидел на перроне в ожидании поезда, вспоминал своего исхудавшего, изможденного сына и плакал, как малый ребенок…

Когда Роман вернулся из армии, я переехал к Ольге, он остался в нашей квартире. Там стали собираться веселые компании золотой киношной молодежи: Слава Разбегаев, Гоша Куценко, Филипп Янковский… Роман начал ходить вольным слушателем во ВГИК на курс чилийского режиссера Аларкона, у которого учились только иностранцы: болгарка, китаянка, грек и итальянец. Когда Мастер уехал, курс передали Булату Мансурову (сценарист и режиссер. — Прим. «ТН»), у которого я снялся в фильме «Картина» — на мой взгляд, в лучшей своей роли. Он попросил меня подготовить ребят по актерскому мастерству. И я взялся за незнакомое дело. Вспомнил студенческие свои занятия, уроки Анатолия Эфроса, с которым довелось поработать в Центральном детском театре, и стал ставить с ребятами чеховскую «Чайку». Репетировали весело. В итоге экзамен был сдан на отлично… Я рад, что из Романа получился очень приличный режиссер, мне нравятся его фильмы. Когда зовет, с удовольствием снимаюсь в них.

— Ольга — художница, причем очень хорошая. К сожалению, редко занимается этим делом. А что для меня особенно важно — у них с Романом сложился чудесный контакт, полное взаимопонимание. С женой и сыном. Фото: Сергей Иванов

— Интересно, кем вы себя больше ощущаете: художником, поэтом, артистом?

— Поэтом совершенно нет, хотя бывают моменты радостного удовлетворения. Артист — это профессия. Пожалуй, все-таки художником. К сожалению, много времени потерял впустую. По идее, хороший художник должен написать за жизнь по меньшей мере тысячи две картин. А у меня всего-то штук двести пятьдесят. Отрадно, что они продаются. Первый раз я был потрясен этим, когда в 1989 году полетел в Америку. Писал оттуда маме: «Сегодня произошло невероятное событие… Четыре мои работы купил… местный дилер за $4500! А ведь месяц назад они выставлялись на аукционе в Доме кино по 250-300 рублей, и их, на мое счастье, никто не купил». (Смеется.) Подсчитал: за десяток проданных картин в Америке я заработал в шесть раз больше, чем за 30 лет своей актерской деятельности. Фантастика! Потом нас с Олей пригласили в Лондон, где я намеревался повторить свой американский опыт. И за первые полгода, что мы там прожили, мне это удалось. Я не только продал все привезенные работы, но и написал еще два десятка новых картин, из которых до Москвы довез только три.

Но самое сильное впечатление на меня произвела моя выставка, которая в 2009 году проходила в Музее революции. На фасаде — а он, как известно, выходит на Тверскую улицу — была вывешена моя фотография — увеличенное (5,5Х2,5 м) фото из сериала, где я играл криминального бизнесмена, пробивающегося в мэры. И в этом я ощущал свою месть советской власти. Мой друг, саксофонист Алексей Козлов, по этому поводу сказал: «Левка, мог ли ты представить, что твоя морда будет висеть на улице Горького, в центре Москвы!» А недавно у меня были в гостях два генерала КГБ в отставке, один из которых — мой давний приятель. И я говорил им: «Ребята, до чего мы дожили! Пятьдесят лет вы меня не выпускали из страны, а теперь я могу ехать куда угодно, а вы сидите здесь». Как все меняется! (Смеется.)

— Лев Георгиевич, скажите, вы, с вашим философским подходом к жизни, чувствуете себя счастливым человеком?

— Абсолютно. Но понимаете, тут все непросто. Вообще-то я считаю, что счастье — это понятие отрицательное, то есть его не существует. Видите ли, я христианин, но исповедую восточную философию и стопроцентно верю в реинкарнацию. В моем представлении о сущем нам суждено находиться здесь постоянно, мы все время переходим из одного состояния в другое, и так бесконечно, виток за витком. Кто нас сюда забросил, каким образом мы появились здесь и для чего, непонятно. Но поскольку мы уже тут, то не выберемся отсюда никогда. Это тибетское колесо жизни, и про него первым все понял Будда. Повторяю, я всю жизнь изучаю китайскую философию, занимался ушу (китайское боевое искусство. — Прим. «ТН»), практикую тайцзицюань (китайская боевая и оздоровительная гимнастика. — Прим. «ТН»), а это все формы вхождения в мировую гармонию, — я принимаю жизнь такой, какая она есть. Во-первых, всегда готов к худшему. А чего его бояться, включая и смерть? Монтень писал: «Вместо того чтобы бояться смерти, надо удивляться, что ты до сих пор еще жив». И второе: не надо искать счастья, лучше избегать несчастья… (Задумчиво.) А возможно, то, что я говорю, — полная чушь. Но таково мое мнение.

Лев Прыгунов

Родился: 23 апреля 1939 года в Алма-Ате (Казахская ССР)

Семья: жена — Ольга Прыгунова, художник; сын от первого брака — Роман (47 лет), режиссер музыкальных, рекламных видеоклипов и кинофильмов (в частности, «Индиго» и «ДухLess»)

Образование: окончил актерское отделение ЛГИТМиКа

Карьера: актер театра (Центральный детский театр, Драматический театр имени Станиславского, Театр-студия киноактера), киноактер. Снялся более чем в 100 фильмах, среди которых: «Безотцовщина», «Трактир на Пятницкой», «Рожденная революцией», «Дети Дон Кихота», «Морпехи», «Под ливнем пуль», «Святой», «К-19», «Цена страха», «Архангел». Художник, литератор, поэт

www.tele.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта