Маха обнажённая. Картина гойи одетая
Описание картины Франциско де Гойя «Одетая Маха»
Наиболее известная работа художника – «Маха одетая». Многие спорят о том, кто был моделью, с которой написана эта знаменитая картина. Некоторые говорят о том, что перед нами сама герцогиня Альба. Но сегодня исследователи уверены, что живописцу позировала не одна девушка.
Картина невероятно реалистична. Удивляет мастерство Гойи, сумевшего создать такое великолепие. Серибристо-белое платье с поясом розоватого оттенка, золотое болеро и подушки зеленоватого оттенка действительно завораживают .
Перед зрителями предстает женщина в костюме, который плотно облегает ее тело. Создается полное впечатление, что перед нами гарем. Весь наряд нарочито подчеркивает красоту тела, которое угадывается сквозь ткань.
Тело искушает и дразнит. Кажется, что еще мгновение, и оно чудесным образом станет реальным. Полосы света и тени пробегают по поясу и платью. Это создает сказочные переливы.
Героиня картины притягивает своей невероятной сексуальностью. Она словно манит к себе каждого, кто на нее смотрит.
Гойя сумел мастерски передать идеальную красоту женщины. Ткань настолько легка и полупрозрачна, что она не мешает зрителям наслаждаться каждым изгибом ее тела. Если бы героиня была обнажена, то картина не была бы такой притягательной. Зрителям приходится постоянно немного фантазировать, дорисовывать в своем воображении то, что скрыто под нарядом. От этого маха становится еще более желанной.
Гойя нарочито не прописал фон. Создается впечатление, что ложе стоит в абсолютно пустом пространстве. Все внимание сконцентрировано на женском образе. Мастерские переходы цвета создают поистине волшебные эффекты. Умелая игра с контрастами придает полотну особенно мощное звучание. Образ становится максимально осязаемым и живым.
Картина одновременно волшебна и реалистична.
opisanie-kartin.com
Маха одетая - это... Что такое Маха одетая?
«Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Хосе де Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв. Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.
Доподлинно не известно, кто послужил моделью для картин. Наиболее распространённым является мнение, что натурщицей была Герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения. Это воспринималось её аристократическим потомством в штыки. В XX веке с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась неопроверженной.
Существует мнение, что для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» была написана раньше «Махи обнажённой»[1].
Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою.
В 1930 году в память о Гойё частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.
Примечания
- ↑ Замкова М. В. Прадо. — ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — С. 53. — 128 с. — ISBN 5-94849-152-8
Литература
- D’ors Fuhrer, Carlos, y MORALES MARÍN, Carlos, Los genios de la pintura: Francisco de Goya, Madrid, Sarpe, 1990, pág. 93. Sección «Estudio de la obra seleccionada», por Carlos D’Orf Führer, págs. 89-90. ISBN 84-7700-100-2
- Glendinning, Nigel, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993, págs. 65-68.
- Luna, Juan J., La maja desnuda, 1996.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Известные картины Франсиско Гойя в музее Прадо |
Наибольшую коллекцию картин эпатажного испанского художника Франсиско Гойи можно найти в мадридском музее Прадо. Не зря он «наследил» там своими шедеврами: теперь ценители прекрасного могут составить собственное впечатление об эволюции творчества Гойи (если не сказать деградации), не выходя за пределы одного музея. На входе в него можно приобрести аудиогид, купить книгу или взять бесплатную брошюру, в которой перечислены выдающиеся картины Гойи с названиями и указанием залов, в которых их можно найти.
Где искать шедевры?
Работы Гойи есть и на первом (читай, нулевом), и на втором (читай, первом) этажах. Начинать рекомендую именно со второго, потому что результаты мистического темного периода творчества, которые ждут гостей в залах № 64-67, могут с первого взгляда отбить желание познакомиться с другими картинами художника. Мы вернемся к ним позже.
Во всем саркастическом великолепии
На втором этаже в восьмиугольном зале № 32 гостей ждет парадный портрет семьи короля Карла IV. Для начала стоит сказать, что это огромное полотно, которое Гойя писал, будучи придворным художником на пике своей славы и, как мы узнаем позже, смелости.
Искусствоведы считают, что картина полна реализма и презрения. Подражая метру испанской придворной живописи Веласкесу, он вписал в анналы истории и себя, изобразив собственную фигуру за спинами королевских сыновей в левой части полотна. Негативные отклики картина вызвала в первую очередь тем, что королевское семейство на ней излучает вульгарное мещанство и заурядность.
Портрет семьи Карла IVХорошо знакомый с характерами членов королевского семейства, Гойя тонко передает надменный характер королевы через ее сжатые в тонкую линию губы, несдержанность короля через его одутловатое лицо. Считается, что эта самая известная картина Гойи является лучшей иллюстрацией человеческой глупости, превзойти которую никому еще не удалось.
Непосвященному зрителю важно знать, что картина имеет несколько политических аллюзий.
- Не зря, королева Мария Луиза находится в центре композиции, отражая свою реальную роль в государстве, затмевающую короля.
- Словно простаковатый лавочник правее нее стоит король Карлос, неумелый политик и, как утверждают некоторые источники, скрытый гомосексуалист.
- Левее королевы, повернув голову к стене, изображена будущая жена Фердинанда — наследника короля. На момент написания картины, художник еще не знал, что ею станет Мария Антония Бурбон-Сицилийская, а потому позволил себе фантазировать с ее внешностью.
- Историки утверждают, что на картине не хватает главного серого кардинала Испании — любовника королевы Мануэля Годойя.
Не спешите покидать этот зал, оглянитесь, и вы заметите картины инфантов, которые украшают стены. Примечательно, что все они словно не закончены, либо же по какой-то причине закрашены оранжевой краской.
Художественное одевание, или если публика просит
Если из зала № 32 свернуть направо, вы попадете в залы № 34-38, известные в первую очередь картинами «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Маха — женский аналог испанского мачо, страстная и роскошная женщина, куртизанка и соблазнительница. Махами чаще были женщины низших сословий.
Маха обнаженнаяПо одной версии, заказчиком этой картины был уже известный нам фаворит королевы Мануэль Годой. Несколько лет он тщательно скрывал обнаженную версию картины в своем кабинете, а после заказал художнику более приличную — одетую копию полотна. Новая картина была установлена поверх старой, но движением потайного шнурка срабатывал секретный механизм — и обнаженная маха представала перед публикой.
По другой версии, картина хранилась в замке герцогини Альбы — любовницы художника, а после ее смерти перешла к семейному лекарю по завещанию, которое вскоре оспорила королева. Так, полотно перешло в королевскую казну, а уже после стало собственностью Годоя.
Маха одетаяУдивительно и то, что, покидая Испанию в 1808 году, Гойя внес обе картины в опись своего имущества. Но независимо от предыстории, маху ждала еще более удивительная судьба, поскольку спустя десять лет после завершения второй картины обе они были конфискованы инквизицией, запрещающей изображать обнаженное женское тело. Гойю вынуждали назвать имя распутной натурщицы, но художник не выдал ее, а после случилось и вовсе удивительное: ни он, ни распутное греховное полотно не были сожжены в огне инквизиции. Так, Гойя уехал доживать век в Бордо, а «Маха» спустя полвека стала достоянием общественности в музее.
Имя натурщицы и сегодня заставляет экспертов скрещивать шпаги. Согласно одной версии, обнаженную чувственность продемонстрировала герцогиня Альба — любовница художника, согласно другой — неизвестная девушка.
В 1945 году возмущенные родственники герцогини провели эксгумацию ее останков и сделали замеры ее тела, чтобы доказать, что она не могла быть обнаженной натурщицей. Однако во время французской революции тело выбрасывали из усыпальницы, потому в нынешнем состоянии проводить какие-либо измерения было невозможно.
Так, версия со знаменитой натурщицей не была опровергнута. Некоторые подчеркивают, что голова женщины на картине не соответствует ее телу, она словно приставлена к нему. Потому версия о том, что таким образом художник скрыл лицо своей родовитой натурщицы, будоражит умы искусствоведов. Задержитесь у полотна, оцените, с какой любовью художник изобразил каждый дюйм тела женщины, каким теплым и манящим взглядом смотрит она с картины.
Мрачный период, или Сон разума рождает чудовищ
Теперь пора вернуться в залы № 64-67 на нулевом этаже, где взгляду откроется совершенно иной Франсиско. Это известные картины Гойи — произведения позднего или так называемого «мрачного» периода — 14 фресок, которые были заботливо перенесены на полотно. Не спешите отворачиваться (хотя первое желание будет именно таким), у этих чудовищных картин есть интересная история.
В 1819 году Гойя перебирается в небольшой дом в предместье Мадрида. Его называли Домом глухого либо из-за глухоты самого Гойи, либо потому что прежний владелец жилища тоже был глухим. Художник на тот момент переживает смерть жены и нескольких детей, впадает в тяжелую депрессию, которая только усиливалась непростой политической ситуацией в стране.
Чтобы украсить стены дома, он рисует 14 мрачных масляных фресок, которые искусствоведы сравнивают с ночными кошмарами или образами воспаленного рассудка. Однако существует и совершенно иное мнение: поклонники Гойи утверждают, что мастер в гротескной манере тонко отразил связь народных поверий и политических событий тех лет.
Черные картины Гойи в доме глухогоХудожник не дал им названий при жизни, а потому они появились стараниями искусствоведов годами позднее, уже в XIX веке. В 1910 году дом был окончательно разрушен, а полвека спустя на его месте построят станцию метро, которую назовут не иначе как «Гойя». Сегодня историкам удалось установить, как располагались фрески в двухэтажном домике глухого. Возможно, именно это станет ключом к загадочной сути черных картин Гойи.
Первый этаж (7 фресок). Если бы мы вошли в дом, по обе стороны от входа нас ожидали бы две картины — портрет его экономки Леокардии и изображение самого художника. Леокардия на фреске одета в черное, она прислонилась к могильной ограде, словно в ожидании смерти. Возможно, таким образом художник отразил предчувствие скорой кончины?! Фреска «Два старика» — это изображения Гойи и демона-искусителя или вдохновителя, который вынужден кричать на ухо уже глухому мастеру.
Над дверью фреска «Две старухи, кушающие из общей посуды», которая нередко остается практически без внимания зрителей, однако фигуры ведьм указывают куда-то пальцами, а весь их образ — отсылка к теме адского пира.
Старухи. кушающие из одной посудыНа противоположной стене окном разделены две известнейшие фрески, ставшие знаковыми, — «Сатурн, пожирающий своего сына» и «Юдифь, отрубающую голову Олофрену». В них Гойя вновь изобразил себя и Леокардию, но уже в иных ипостасях. Представляя себя Сатурном, Гойя выражал свой страх за судьбу сына Хавьера, которого он испортил своим гневом и дурным воспитанием. Юдифь отражала власть женщины над мужчиной, горечь художника из-за собственного бессилия и немощи.
По левую и правую сторону от них на продольных стенах находились два фриза — «Шабаш ведьм» и «Паломничество к св. Исидору». Они проникнуты сатирой, высмеиванием нравов тогдашней Испании, необразованности и глупости.
Шабаш ведьмПаломничество к св. ИсидоруВторой этаж (7 фресок). Коллекция мрачных картин Гойи была бы неполной без фресок второго этажа. Существует мнение, что во времена Гойи дом был одноэтажным, а потому фрески второго этажа скорее всего принадлежат кисти его сына. Сомнения вызваны тем, что о черных фресках впервые узнали почти через 40 лет после смерти мастера, однако установить истину теперь вряд ли представится возможным.
СобакаПредставим, как мы поднимаемся по лестнице. Вновь у двери зрителей встречают две фрески – справа загадочная «Собака», словно взывающая к высшим силам вызволить ее из плена зыбучих песков, а слева — «Атропос» («Мойры»). На ней древнегреческие богини судьбы окружили мужчину со связанными за спиной руками. Вероятно, что эти и вместе с ними фреска «Поединок на дубинках», изображающая мужчин, ожесточенно дерущихся в грязи, отражает безысходность положения художника, всю степень его отчаяния.
МойрыПоединок на дубинкахСправа от двери на длинном застенке Гойя нанес загадочные фрески «Асмодея» и «Прогулка инквизиции». Искусствоведы теряются в догадках, называя «Асмодею» труднообъяснимым произведением. На нем зритель видит парящих в небе мужчину и женщину, застывших с маской страха на лицах. Мужчина тянет руку к скале, расположенной в центре, женщина же смотрит в противоположную сторону. Под ними видны французские войска и повозки. Сложности интерпретации не умаляют красоты произведения, в котором художник использовал вкрапления красного, синего и серебристого. «Прогулка инквизиции» считается незавершенной фреской в силу нарушенной композиции, смещенной вправо. Человеческие фигуры во главе с инквизитором изображены на фоне мрачного горного пейзажа, что только усиливает гнетущую атмосферу фрески.
АсмодеяПрогулка инквизицииОкно разделяло две взаимосвязанные фрески «Читающие» и «Смеющиеся женщины». На первой изображены мужчины, предположительно политики, которые изучают газетную статью. На второй – женщины, которые смеются над мужчиной, занятым мастурбацией. Вероятно, таким образом Гойя стремился передать бесплодность подобных занятий, которые, однако, приносят удовольствие.
В первом зале можно увидеть одну из известнейших картин Гойи — «Колосса». Она не имеет отношения к дому глухого, но связана с фресками цветопередачей и сюжетностью. Гигантский Колосс воинственно сжал кулаки, наступая на неприятеля, который находится за пределами полотна. Искусствоведы спорят: одни видят в Колоссе образ французских войск, напавших на Испанию, другие – испанский народ, вставший на свою защиту.
КолоссПроблески надежды
Выходя из зала № 64, взгляните направо и обратите внимание на пасторальную картину «Молочница из Бордо». Она напоминает прежнего Гойю, хотя была написана в 1827 году после его эмиграции во Францию. Там 80-летний глухой и почти слепой художник вновь почувствовал прилив сил, выразив это в проникнутой свежестью, светлым и радостным настроением картине.
Молочница из БордоНезависимо от первого впечатления стоит дать творчеству Гойи второй шанс. Начните знакомиться с его картинами в обозначенном выше порядке, постарайтесь увидеть в них то, что видели современники и последователи художника. Если потребуется, возвращайтесь в музей вновь и вновь, благо, всем известно, как попасть в музей Прадо бесплатно.
Поделиться ссылкой:
Похожее
poputi.click
Описание картины Франциско де Гойя «Одетая Маха» Картины художников
Наиболее известная работа художника – «Маха одетая». Многие спорят о том, кто был моделью, с которой написана эта знаменитая картина. Некоторые говорят о том, что перед нами сама герцогиня Альба. Но сегодня исследователи уверены, что живописцу позировала не одна девушка.
Картина невероятно реалистична. Удивляет мастерство Гойи, сумевшего создать такое великолепие. Серибристо-белое платье с поясом розоватого оттенка, золотое болеро и подушки зеленоватого оттенка действительно завораживают .
Перед зрителями предстает женщина в костюме, который плотно облегает ее тело. Создается полное впечатление, что перед нами гарем. Весь наряд нарочито подчеркивает красоту тела, которое угадывается сквозь ткань.
Тело искушает и дразнит. Кажется, что еще мгновение, и оно чудесным образом станет реальным. Полосы света и тени
пробегают по поясу и платью. Это создает сказочные переливы.
Героиня картины притягивает своей невероятной сексуальностью. Она словно манит к себе каждого, кто на нее смотрит.
Гойя сумел мастерски передать идеальную красоту женщины. Ткань настолько легка и полупрозрачна, что она не мешает зрителям наслаждаться каждым изгибом ее тела. Если бы героиня была обнажена, то картина не была бы такой притягательной. Зрителям приходится постоянно немного фантазировать, дорисовывать в своем воображении то, что скрыто под нарядом. От этого маха становится еще более желанной.
Гойя нарочито не прописал фон. Создается впечатление, что ложе стоит в абсолютно пустом пространстве. Все внимание сконцентрировано на женском образе. Мастерские переходы цвета создают поистине волшебные эффекты. Умелая игра с контрастами придает полотну особенно мощное звучание. Образ становится максимально осязаемым и живым.
Картина одновременно волшебна и реалистична.
Прислал: Беляева Екатерина . 2017-10-08 22:06:15
opisanie-kartin.iusite.ru
История любви и женщины художника Франсиско Гойя (1746-1828)
Не один десяток биографов, историков, искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746–1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны».
Маха одетая, 1798 - 1805
И.С. Бах - Сарабанда из Сюиты № 2 си минор
Одни считали, что талант и гениальность художника были столь велики, что не могли существовать в рамках возможного и помогли художнику достичь подобных высот. Другие утверждали, что тяжёлая болезнь и полное расстройство психики поспособствовали ему сотворить величайшие шедевры.
Но нашлись и те - кстати, их было немало, - которые были глубоко уверены в том, что великим художником Гойю сделала женщина - таинственная и загадочная герцогиня Альба (1762–1802).
Герцогиня Альба в черном, 1797
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в небольшой деревушке близ Сарагосы. Его отец был мастером-позолотчиком, мать происходила из известного, но давно обедневшего дворянского рода. Обучаясь в школе, мальчик с трудом освоил арифметику и грамоту, зато в рисовании с детства проявлял блестящие способности. Когда Франсиско исполнилось семнадцать лет, отец, желавший помочь сыну в его стремлении стать живописцем, отправил юношу в Мадрид.
Мария Тереза Валабриджа, 1783
Одновременно с обучением мастерству живописца в столице Гойя успевал уделять немалое внимание и женщинам, к которым с юности испытывал страстные и необузданные чувства. Его любовницами становились и богатые аристократки, и простые крестьянки, и известные в городе красотки из публичных домов. Говорили даже, что однажды в деревне, заметив красивую монашенку, темпераментный художник влез к ней в келью и похитил её, после чего спровоцировал жестокую драку с деревенскими крестьянами, в которой чуть не был убит. Имел ли этот факт место или нет, доподлинно неизвестно, однако при весьма странных обстоятельствах Гойя бежал в Италию, присоединившись к уличным бродягам
Портрет Нарсисы Бараньяна де Гойкоечеа
Три года спустя, в 1773 году, художник вернулся в Мадрид, где встретил своего давнего друга Франсиско Байеу. Тот познакомил Гойю с сестрой, красавицей Жозефиной. Пылкая и страстная любовь привела вскоре к тому, что девушка забеременела, и не помышлявший о женитьбе Гойя был вынужден скрепить свои отношения с возлюбленной семенными узами. Всего жена подарила живописцу пятерых детей, однако вырос только Хавьер — другие дети умерли в младенчестве.
Портрет жены художника, 1800-08
В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Недуг, который сломил художника, до сих пор вызывает бесконечные споры среди биографов и врачей, исследующих его болезнь. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Другие считают, что причиной паралича и потери слуха могли явиться маниакально-депрессивный синдром и шизофрения. Современники отмечали, что у художника наблюдались панический страх преследования, крайняя невоздержанность и даже истеричность, тяга к одиночеству и некоторые другие странности в поведении.
Около двух месяцев Гойя неподвижно лежал, затем у него восстановилось зрение, и он впервые за долгие недели страданий смог подняться на ноги и пойти. Однако слух был потерян навсегда.
Жена букиниста
Тем не менее художник опять вернулся к своей прежней жизни. Супружеская верность не была добродетелью великого мастера. Бесчисленные романы продолжались: их было столько, что иногда художник даже не помнил имени любовницы, с которой провёл ночь. Он покорял сердца знатных дам и бедных простушек, красавиц и обычных, ничем не приметных женщин. Казалось, это доставляло ему полное, ни с чем несравнимое удовольствие.
Молочница из Бордо
Так продолжалось до тех пор, пока в жизни непревзойдённого любовника не появилась двадцатилетняя герцогиня Альба, ставшая самой желанной женщиной в жизни художника и самой роковой музой в его судьбе. Его познакомили с Каэтаньей Альбой придворные аристократки, бывшие близкими подругами мастера. Желающая увидеть своими глазами «необыкновенного Гойю», Альба пришла к нему в мастерскую. Она была высокомерна, красива, женственна и чувственна. После её визита, летом 1795 года, художник, не сдерживая чувств, рассказывал другу о встрече с новой знакомой и восклицал: «О, наконец теперь я знаю, что значит жить!»
Портрет герцогини Альба
Их страстный роман продолжался семь лет. На все эти годы Франсиско Гойя забыл о других женщинах, и лишь одна — самая красивая женщина Испании того времени — Каэтанья Мария дель Пилар, герцогиня Альба, — оставалась его музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров.
Герцогиню нельзя было назвать благопристойной и скромной дамой — общество знало о её многочисленных порочных связях, впрочем, Альба и не думала их скрывать. В числе её любовников называли самых знатных и влиятельных мужчин страны.
Маха обнажённая, 1800
Её замужество в тринадцать лет с уже немолодым герцогом, представителем одного из самых могущественных аристократических родов Европы, не принесло Каэтанье душевного спокойствия. Юное сердце желало пылких чувств, а тело стремилось познать все наслаждения и ласки. Одержимая страстью, отдававшаяся каждому чувству, молодая герцогиня в двадцать лет стала опытной, многое познавшей, коварной обольстительницей. Современники вспоминали, что её желали все мужчины Испании. «Когда она шла по улице, — писал один французский путешественник, — все выглядывали из окон, даже дети бросали свои игры, чтобы посмотреть на неё. Каждый волосок на её теле вызывал желание».
Портрет маркизы Вильяфранка
Герцог Альба предпочёл не обращать внимания на любовные связи своей темпераментной жены, а в 1796 году он скончался от продолжительной и тяжёлой болезни. Его неверная супруга, облачившись в траурный наряд, отправилась оплакивать мужа в замок в Андалусии и провела там чуть больше года. Примечательным явился тот факт, что всё это время с опечаленной вдовой жил Франсиско Гойя.
Маха на балконе
Когда через год парочка вернулась в Мадрид, герцогиня бросилась в объятия нового возлюбленного — очень знатного и храброго воина. А Гойя, оскорблённый и озлобленный, продолжал писать её портреты. Но теперь он изображал предательницу то глупой дамой, то продажной девицей, то страшной ведьмой.<
Тирана
Примерно через два года после этих событий Гойя стал уже европейской знаменитостью. Он был назначен королевским художником с внушительным жалованьем и разбогател. А герцогиня Альба вновь вернулась к покинутому было любовнику.
Самыми прославленными картинами великого мастера можно без тени сомнения назвать двойную картину «Обнажённая маха» и «Маха одетая». Датированы они примерно 1800 годом. Полотно откидывалось на шарнирах, как прочитанная страница, и под ним открывалось другое — та же маха, но обнажённая, несмотря на строжайший запрет инквизиции изображать обнажённое женское тело.Махи на балконе
По сей день идут споры: кто изображён на картине. В те времена во всей Испании был единственный человек, кому запреты инквизиции были не указ, — Мануэль Годой, первый министр короля Карла IV с титулом князя Мира. Искусствоведы утверждают, что заказ на двойную картину Гойя получил именно от Годоя и изображена на ней неизвестная женщина.
Женщина с веером
Однако известно, что герцогине Альбе были посвящены многие другие картины великого художника и некоторые из них действительно были слишком откровенными: герцогиня изображена совершенно голой. Однажды на одной такой картине она собственной рукой написала: «Хранить такое — просто безумие. Впрочем, каждому своё». Её фраза была не лишена кокетства.
Портрет маркизы Санта-Круз
Летом 1802 года Каэтанья Альба собрала гостей в своём мадридском дворце Буэна Виста. Она устраивала пышное празднество в честь обручения её юной племянницы. На торжества были приглашены самые именитые представители аристократического Мадрида, в их числе — наследный принц Фердинанд и премьер-министр Годой. Пригласила герцогиня и Франсиско Гойю. После ужина герцогиня показала гостям личную мастерскую художника, которая была устроена тут же во дворце. Она водила приглашённых по залам и беспрестанно говорила. Поведение герцогини было настолько странным, что гости пребывали в растерянности. Рассказывая о красках, использующихся в живописи, Альба делала акцент на самых ядовитых из них, маленькая капля которых представляла собой смертельный яд. Прерывая рассказ, она шутила о смерти.
Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана
Когда вечер закончился и все разъехались Гойя вернулся домой, но не мог заснуть до утра: он не раз слышал от любовницы о её желании умереть молодой, не дожив до старости. Подозрения подтвердились утром — герцогиню нашли мёртвой.
Причина смерти Каэтаньи до сих пор остаётся загадкой. Одни полагают, что Альба сама приняла яд, растворённый в стакане воды. Другие уверены в насильственной смерти: в этом были заинтересованы многие, в том числе и королева Мария-Луиза, которая считала герцогиню своей соперницей, ненавидела её и желала ей смерти. Но отомстить Альбе хотели и жёны её любовников, и сами любовники, брошенные когда-то неверной возлюбленной, и завистливые подруги, а также слуги, которым после смерти хозяйки отходила по завещанию очень внушительная денежная сумма…
Портрет доньи Терезы Суреда
Десять лет прошло после смерти любимой Каэтаньи, а Гойя так и не смог успокоить страдающее сердце.
Портрет жены Хуана Аугустина Сеана Бермудеса
В 1812 году верная жена Гойи Жозефина, перенёсшая столько душевных страданий и терпевшая многочисленные романы темпераментного мужа, скончалась. Сын, женившись, переехал в другой дом, оставив шестидесятишестилетнего отца в полном одиночестве.
Тогда-то вдруг в Гойе с новой силой проснулась страсть. Он познакомился с молодой женой небогатого купца Леокадией Вейс, склонил её к измене супругу и увёл из семьи. Спустя девять месяцев она подарила любовнику дочь, а ещё через десять лет художник вместе с дочерью и Леокадией навсегда покинул Испанию, чтобы поселиться во Франции.
Портрет Изабеллы Кобос де Порсель, 1806
Франсиско Гойя умер 16 апреля 1828 года. Его похоронили в Бордо, значительно позже прах великого художника перевезли в Мадрид и похоронили в церкви Сан-Антонио де ла Флорида.
Портрет королевы Марии Луизы
Разносчица воды, 1810-12
Портрет маркизы Сантьяго
Портрет актрисы Антониа Зарате, 1811
Портрет Марианны Вальдштейн
Портрет Франсиски Сабаса-и-Гарсиа
Весна, 1786-87
Зонтик, 1777
kolybanov.livejournal.com
Маха (картина) - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Мáхa обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797—1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций[1].
История картины[ | ]
Картина, вероятно, была заказана Мануэлем Годоем, первым министром Испании, для своей частной коллекции обнажённой натуры[2]. «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Первым достоверным упоминанием о картине является свидетельство гравёра Педро Гонзалеса де Сепульведы, который видел её во время посещения палаццо Годоя вместе с «Венерой с зеркалом» Веласкеса в 1800 году[2].
В 1808 году «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания»[3]. Годой предстал перед судом и был принуждён раскрыть имена авторов конфискованных картин, названных «крайне неприличными и представляющими угрозу общественным интересам». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, однако художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX века значительно ослабло, и она могла лишь указывать на «опасные» формы выражения в искусстве, не будучи в состоянии полностью запретить их[4].
Доподлинно неизвестно, кто послужил моделью для картин. В XIX веке считалось, что на картинах изображена Мария Каэтана де Сильва[2], 13-я герцогиня Альба, в связи с легендой о её любовной связи с Гойей, не имеющей документальных подтверждений. В 1945 году, с целью опровержения этой версии, семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи, но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, то в его нынешнем состоянии (длинные кости оказались сломанными) измерения провести не удалось.
«Махи» в музее ПрадоПо одной из версий, «Маха одетая» была написана в перерывах между сеансами позирования Каэтаны Альбы для «Махи обнажённой» с единственной целью остановить уже ползшую по Мадриду глухую молву, но существуют и другие мнения: якобы, для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» создана была раньше «Махи обнажённой»[5].
В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя [6].
Картины дважды переходили в коллекцию Академии Сан-Фернандо после их конфискаций инквизицией между 1814 и 1836 годами, а в 1901 году переданы в Прадо. Остаётся неизвестным — предназначались ли работы для совместной демонстрации. В настоящее время они экспонируются в Прадо рядом друг с другом, хотя существует мнение, что их следует разделить для независимого восприятия[7].
Влияние[ | ]
В 1930 году в память о Гойе частным производителем была выпущена серия почтовых марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.
«Маха» вдохновляла многих художников: под сильным влиянием «Махи одетой» находился Эдуард Мане, создавший «Девушку в испанском костюме». А Игнасио Сулоага сделал высококачественную копию «Махи обнажённой», в дальнейшем послужившую ему образцом для серии полотен «Обнажённые женщины в испанском интерьере».
См. также[ | ]
Примечания[ | ]
.
Литература[ | ]
- Прокофьев В. Н. «Махи» Гойи или «Венера-цыганка» // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978.
- Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986. С. 64-66.
- D’ors Fuhrer, Carlos, y MORALES MARÍN, Carlos, Los genios de la pintura: Francisco de Goya, Madrid, Sarpe, 1990, pág. 93. Sección «Estudio de la obra seleccionada», por Carlos D’Orf Führer, págs. 89-90. ISBN 84-7700-100-2
- Glendinning, Nigel, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993, págs. 65-68.
- Luna, Juan J., La maja desnuda, 1996.
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid