Онлайн чтение книги Синяя птица The Blue Bird КАРТИНА ДЕСЯТАЯ ЦАРСТВО БУДУЩЕГО. Синяя птица картина
Читать онлайн электронную книгу Синяя птица The Blue Bird - КАРТИНА ШЕСТАЯ ПЕРЕД ЗАНАВЕСОМ бесплатно и без регистрации!
Входят Тильтиль, Митиль, Душа Света, Пес, Кошка, Хлеб, Огонь, Сахар, Вода и
Молоко.
Душа Света. Я получила записку от Феи Берилюны — она пишет, что Синяя Птица, по всей вероятности, находится здесь...
Тильтиль. Где — здесь?..
Душа Света. Вон там, на кладбище, за оградой... По-видимому, кто-то из покойников прячет ее у себя в могиле... Надо узнать, кто именно... Придется их всех осмотреть...
Тильтиль. Осмотреть?.. Каким образом?..
Душа Света. Очень просто: чтобы не слишком их тревожить, ты поверни алмаз ровно в полночь. Тогда они выйдут из могил. А кто не выйдет, тех ты увидишь в гробах...
Тильтиль. А они не рассердятся?..
Душа Света. Нисколько. Они даже не заметят... Вообще они не любят, когда их тревожат, но в полночь они сами привыкли выходить, так что это их не затруднит...
Тильтиль. Почему Хлеб, Сахар и Молоко такие бледные? Почему они молчат?..
Молоко (пошатываясь). Я, наверно, сейчас скисну...
Душа Света (Тильтилю, тихо). Не обращай внимания... Они боятся покойников...
Огонь (резвится). А я не боюсь!.. Я привык сжигать их... Прежде я их всех сжигал. Тогда было веселее, чем теперь...
Тильтиль. А почему Тило дрожит?.. Он тоже боится?..
Пес (ляская зобами). Кто, я?.. Я не дрожу!.. Я ничего не боюсь. Но, если умрешь ты, я тоже умру...
Тильтиль. А почему Кошка молчит?..
Кошка (таинственно). Я знаю, что это такое...
Тильтиль (Душе Света). А ты с нами побудешь?..
Душа Света. Нет, я лучше постою с Душами Предметов и Животных у кладбищенских ворот... Мой час еще не пришел... Свет еще не волен проникать к мертвецам... Я оставлю тебя одного с Митиль...
Тильтиль. А Тило нельзя остаться с нами?..
Пес. Да, да, я останусь, останусь здесь... Я хочу быть с моим маленьким божеством!..
Душа Света. Нет, это невозможно... Фея строго-настрого запретила... Да и чего бояться?..
Пес. Ну что ж, ничего не поделаешь... Но если покойники злые, то ты, мое маленькое божество, сделай так
(свистит) — и я тут как тут... Будет то же, что в лесу: гав! гав! гав!..
Душа Света. Ну, прощайте, мои дорогие!.. Я буду близко... (Целует детей.) Кто меня любит и кого люблю я, те всегда меня найдут... (Душам Предметов и Животных.) А вы — сюда...
Душа Света, Души Предметов и Животных уходят. Дети остаются одни на середине авансцены. Занавес раздвигается, а за ним открывается картина седьмая.
librebook.me
Читать онлайн электронную книгу Синяя птица The Blue Bird - КАРТИНА ДЕСЯТАЯ ЦАРСТВО БУДУЩЕГО бесплатно и без регистрации!
Необъятные залы Лазоревого Дворца, где ожидают Дети, которым предстоит родиться Бесконечные ряды сапфировых колонн, на которых держатся бирюзовые своды. Все здесь, начиная со света, начиная с плит из ляпис-лазури и кончая еле видной глубиной сцены, в которой теряются последние арки — все до последней мелочи ярко-голубого, сказочно голубого, волшебно голубого цвета. Только капители и цоколи колонн, замки сводов да несколько кресел и круглых скамеек сделаны из белого мрамора и алебастра. Справа, между колонн, большие опаловые двери. За этими дверями, которые в конце картины распахивает Время, находятся Земная Жизнь и Гавань Зари. Залу наполняют, образуя красивые группы, Дети в длинных лазоревых одеждах. Одни играют, другие гуляют, третьи беседуют или мечтают. Многие спят. Многие, расположившись между колонн, трудятся над своими будущими изобретениями Их орудия, инструменты, приборы, которые они делают, растения, цветы и плоды, которые они выращивают или же срывают, такого же, сверхъестественной яркости, голубого цвета, как и весь воздух Дворца. В толпе Детей скользят взад и вперед высокие фигуры, отличающиеся величавой и строгой красотой, в одеждах тоже голубых, но только более бледного тона и более прозрачных, — они напоминают ангелов.
Слева, на переднем плане, точно прячась за колоннами, появляются Тильтиль, Митиль и Душа Света. Их приход вызывает движение среди Лазоревых Детей. Они сбегаются отовсюду, обступают нежданных гостей и с любопытством разглядывают их.
Митиль. А где же Сахар, Кошка и Хлеб?
Душа Света. Им сюда нельзя. Если они узнают
Будущее, они перестанут слушаться...
Тильтиль. А Пес?..
Душа Света. Ему тоже не следует знать, что его ожидает в веках... Я их заперла в церковном подземелье...
Тильтиль. А мы-то где же?..
Душа Света. В Царстве Будущего, среди еще не родившихся Детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности, мы здесь-то и найдем Синюю Птицу...
Тильтиль. Синей она будет непременно — здесь все такое синее!.. (Смотрит вокруг.) Какая красота!..
Душа Света. Смотри — отовсюду сбегаются Дети...
Тильтиль. Они недовольны, что мы пришли?..
Душа Света. Ничуть... Ты же видишь: они улыбаются, они только удивлены.
Толпа Лазоревых Детей все растет.
Лазоревые Дети. Маленькие Живущие Существа!.. Идите смотреть на Маленькие Живущие Существа!..
Тильтиль. Почему они нас называют Маленькими Живущими Существами?..
Душа Света. Потому что сами они еще не живут...
Тильтиль. Что же они делают?..
Душа Света. Ждут, когда настанет час их рождения...
Тильтиль. Час их рождения?..
Душа Света. Да. Дети, которые рождаются у нас на Земле, приходят отсюда. Каждый ждет своей очереди... Когда отцы и матери желают иметь детей, вон те большие двери, что направо, отворяются и малыши спускаются на Землю...
Тильтиль. Сколько их тут! Сколько их тут!..
Душа Света. Их гораздо больше... Всех сейчас не видно... Ты только подумай — надо же чем-нибудь наполнить Землю до конца времен... Их и не сочтешь...
Тильтиль. А что это за высокие голубые фигуры?..
Душа Света. В точности неизвестно... Предполагают, что это Хранительницы Детей... Говорят, будто они сойдут на Землю после Людей... Но расспрашивать их не позволяется...
Тильтиль. Почему?
Душа Света. Потому что это Тайна Земли...
Тильтиль. А с малышами можно разговаривать?..
Душа Света. Конечно! Вам непременно надо с ними познакомиться... Вот этот, по-моему, будет занятней других... Поди, поговори с ним...
Тильтиль. О чем?
Душа Света. О чем хочешь. Говори с ним, как с товарищем...
Тильтиль. А можно с ним поздороваться за руку?
Душа Света. Разумеется, можно, он тебя не обидит... Да чего же ты стесняешься?.. Я вас оставлю вдвоем — без меня вы будете свободнее себя чувствовать... А мне, кстати, нужно побеседовать вот с этой высокой, голубой...
Тильтиль (подходит к Лазоревому Ребенку и протягивает ему руку). Здравствуй!.. (Дотрагивается до его голубой одежды.) Что это у тебя?
Ребенок (с серьезным видом дотрагивается до шапочки Тильтиля). А это что?..
Тильтиль. Это?.. Это моя шапочка... А у тебя разве нет шапочки?..
Ребенок. Нет. А для чего она?..
Тильтиль. Чтобы здороваться... И еще от холода...
Ребенок. А что такое холод?..
Тильтиль. Это когда вот так дрожишь — бррр! бррр! — дуешь на, руки, а потом руками вот так... (С ожесточением трет себе руки.)
Ребенок. На Земле холодно?..
Тильтиль. Да, зимой бывает холодно, когда нет дров...
Ребенок. А почему нет дров?
Тильтиль. Потому что они дороги, они денег стоят...
Ребенок. А что такое деньги?
Тильтиль. Это то, чем платят...
Ребенок. А-а!..
Тильтиль. У одних деньги есть, а у других нет...
Ребенок. Почему у других нет?..
Тильтиль. Потому что они небогаты... А ты богат?.. Тебе сколько лет?..
Ребенок. Я скоро должен родиться... Я рожусь через двенадцать лет... А что, рождаться приятно?..
Тильтиль. Еще бы!.. Очень забавно!..
Ребенок. Как это у тебя получилось?..
Тильтиль. Не помню... Это было давно-давно!..
Ребенок. Говорят, что и Земля и сами Живущие это все так красиво!..
Тильтиль. Да, там у нас неплохо... Птицы, пирожные, игрушки... У некоторых есть все, а у кого нет, те могут на них смотреть...
Ребенок. Нам сказали, что матери ждут нас за дверями... Правда, что они добрые?..
Тильтиль. Еще какие добрые!.. Лучше мам никого нет на свете. Бабушки тоже добрые, только они очень скоро умирают...
Ребенок. Умирают?.. Что это значит?..
Тильтиль. Однажды вечером они уходят и уже не возвращаются...
Ребенок. Почему?..
Тильтиль. Неизвестно... Может быть, потому что они грустные...
Ребенок. А твоя ушла?
Тильтиль. Кто? Бабушка?..
Ребенок. Мама или бабушка — я почем знаю?..
Тильтиль. Это разница!.. Бабушки уходят раньше. Их тоже бывает очень жаль... Моя бабушка была такая добрая!..
Ребенок. Что у тебя с глазами?.. Почему в них блестят жемчужины?..
Тильтиль. Это не жемчужины...
Ребенок. А что же?..
Тильтиль. Ничего. Просто все здесь ярко-голубое, и мне немножко режет глаза...
Ребенок. Как это называется?..
Тильтиль. Что?..
Ребенок. То, что у тебя падает...
Ребенок. Она течет из глаз?..
Тильтиль. Да, когда плачешь...
Ребенок. Что значит «плачешь»?
Тильтиль. Я-то не плакал — это все из-за голубого света... Но так бывает и когда плачешь...
Ребенок. А часто плачут?..
Тильтиль. Мальчики — редко, зато девочки!.. А здесь не плачут?..
Ребенок. Я не умею...
Тильтиль. Ничего, научишься... Во что это ты играешь? Что это за большие голубые крылья?..
Ребенок. Это?.. Это для изобретения, которое я сделаю на Земле...
Тильтиль. Какое изобретение?.. Ты разве что-нибудь изобрел?..
Ребенок. А разве ты не знаешь?.. На Земле я должен буду изобрести Машину Счастья...
Тильтиль. Она съедобная?.. Она гремит?..
Ребенок. Да нет, ее совсем не слышно...
Тильтиль. Жаль...
Ребенок. Я тружусь над ней каждый день... Она почти готова... Хочешь посмотреть?..
Тильтиль. Конечно... Где она у тебя?..
Ребенок. Вон там, между колоннами, ее видно отсюда...
Второй Лазоревый Ребенок (подходит к Тильтилю и начинает тянуть его за рукав). А на мое изобретение хочешь посмотреть?..
Тильтиль. С удовольствием. А что это такое?..
Второй Ребенок. Тридцать три способа продления жизни... Вон там, в голубых склянках...
Третий Ребенок (выступает вперед). А я несу на Землю свет, пока еще ей неведомый!.. (Весь сияет небывалым светом.) Правда, интересно?..
Четвертый Ребенок (тянет Тильтиля за руку). Поди посмотри мою машину — она летает по воздуху, как птица, только без крыльев!..
Пятый Ребенок. Нет, нет, сперва мою — она отыскивает сокровища, спрятанные на Луне!..
Лазоревые Дети толпятся вокруг Тильтиля и Митиль и кричат все сразу: «Нет» мою!..", «Нет, моя лучше!.», «Моя — это что-то поразительное!..», «Моя вся из сахара!..», «Его машина не интересная...», «Он украл у меня идею!..» и т. д. Под эти выкрики Дети тащат Тильтиля и Митиль к лазоревым мастерским, и там каждый изобретатель приводит в движение свою идеальную машину. Поднимается голубая круговерть дисков, маховиков, шестерен, блоков, приводных ремней и каких-то странных, еще не имеющих названия предметов, окутанных голубоватой дымкой необычайного. Множество затейливых и загадочных летательных аппаратов поднимается в воздух, кружит под самыми сводами или ползает у подножия колонн, а в это время Дети развертывают карты и чертежи, открывают книги. снимают покровы с лазоревых статуй, приносят огромные цветы, исполинские плоды, отливающие сапфиром и бирюзой.
Лазоревый Малыш (согнувшись под тяжестью громадных голубых маргариток). Посмотрите, какие у меня цветы!..
Тильтиль. Что это за цветы?.. Я таких никогда не видел...
Лазоревый Малыш. Это маргаритки!..
Тильтиль. Не может быть!.. Они величиной с колесо...
Лазоревый Малыш. Как они хорошо пахнут!..
Тильтиль (нюхает). Чудесно!..
Лазоревый Малыш. Вот такие-то я буду выращивать на Земле...
Тильтиль. А когда ты будешь на Земле?..
Лазоревый Малыш. Через пятьдесят три года четыре месяца и девять дней...
Двое Лазоревых Детей несут на шесте похожую на люстру кисть винограда невероятной величины; каждая ее виноградинка больше груши.
Один из Детей, несущих кисть винограда. Как тебе нравится мой виноград?..
Тильтиль. Целая ветка груш!..
Ребенок. Да нет же, это виноград!.. Когда мне минет тридцать лет, он будет точно такой... Я нашел способ...
Второй Ребенок (сгибаясь под тяжестью корзины, наполненной голубыми яблоками величиной с дыню). А вот и я!.. Посмотри, какие у меня яблоки!..
Тильтиль. Да это дыни!..
Ребенок. Нет, не дыни!.. Это яблоки, да еще не самые крупные!.. Когда я буду жить на Земле, яблоки будут такими... Я открыл систему...
Третий Ребенок (везет на голубой тачке голубые дыни больше тыквы). Ну как мои дыньки?..
Тильтиль. Да это же тыквы!..
Ребенок (с дынями). Когда я сойду на Землю, моим дыням будет чем гордиться!.. Меня возьмет в садовники Король Девяти Планет...
Тильтиль. Король Девяти Планет?.. А где он?..
Король Девяти Планет гордо выступает вперед. На вид ему года четыре, он еле держится на своих кривых ножках.
Король Девяти Планет. Вот он я!
Тильтиль. Ну, ростом ты невелик...
Король Девяти Планет (важно и многозначительно). Зато я совершу великие дела.
Тильтиль. Какие же такие дела?
Король Девяти Планет. Я создам Всеобщую Конфедерацию Планет Солнечной Системы.
Тильтиль (не поняв). Ах вот оно что!
Король Девяти Планет. В ее состав войдут все Планеты, за исключением Сатурна, Урана и Нептуна нас с ними разделяет огромное, бесконечное пространство. (С достоинством удаляется.)
Тильтиль. Забавный!..
Лазоревы и Ребенок. А вон тот?
Тильтиль. Который?
Ребенок. Вон тот малыш, что стоит у колонны...
Тильтиль. Ну так что же?
Ребенок. Он принесет на Землю ничем не омраченную радость...
Тильтиль. Каким образом?..
Ребенок. Через мысли, которые еще никому не приходили в голову...
Тильтиль. А что сделает тот бутуз, который ковыряет в носу?..
Ребенок. Он должен найти огонь, который будет согревать Землю, когда остынет Солнце...
Тильтиль. А те двое, что держатся за руки и поминутно целуются, — это брат и сестра?..
Ребенок. Да нет!.. Они очень смешные... Это влюбленные...
Тильтиль. А что это значит?..
Ребенок. Понятия не имею... Это старик Время дал им такое шутливое прозвище... Они не могут наглядеться друг на друга, все целуются и прощаются...
Тильтиль. Зачем?
Ребенок. Кажется, им нельзя будет уйти отсюда вместе...
Тильтиль. А кто тот румяный карапуз, который с таким серьезным видом сосет палец?..
Ребенок. Насколько мне известно, он должен уничтожить на Земле Несправедливость...
Тильтиль. Ах вот как!..
Ребенок. Говорят, что это ужасно трудно...
Тильтиль. А тот рыжий мальчуган, который ходит так, как будто он не видит, — он что, слепой?..
Ребенок. Пока еще нет, но потом ослепнет. Приглядись к нему повнимательнее... Кажется, он должен победить Смерть...
Тильтиль. Что это значит?
Ребенок. Толком не знаю, но говорят, что это очень важно...
Тильтиль (указывая на множество Детей, спящих возле колонн, на ступенях, на скамьях и т. д.). А те, что спят, — ой, сколько их! — они ничего не изобретут?..
Ребенок. Они думают...
Тильтиль. О чем?..
Ребенок. Они сами этого пока еще не знают, но они непременно должны с чем-нибудь прийти на Землю с пустыми руками туда не пускают...
Тильтиль. Кто не пускает?..
Ребенок. У дверей стоит старик по имени Время... Когда он отворит двери, ты его увидишь... Он такой упрямый...
Еще один Лазоревый Ребенок (протиснувшись, подбегает к Тильтилю). Здравствуй, Тильтиль!..
Тильтиль. Вот тебе раз!.. Почем он знает, как меня зовут?..
Ребенок, который только что подбежал, крепко целует Тильтиля и Митиль.
Ребенок. Здравствуй!.. Как поживаешь?.. Да поцелуй же меня! И ты тоже, Митиль!.. Ничего нет удивительного, что я знаю, как тебя зовут: ведь я твой будущий брат... Мне сейчас только сказали, что ты здесь... Я был в глубине залы, собирал свои мысли... Скажи маме, что я готов...
Тильтиль. А ты что, хочешь к нам прийти?..
Ребенок. Ну конечно! На будущий год, в вербное воскресенье... Не дразни меня, когда я буду маленький... Я очень рад, что заранее расцеловал вас... Скажи отцу, чтобы он починил колыбельку... Ну как у вас там, хорошо?..
Тильтиль. Да неплохо... Мама у нас такая добрая!..
Ребенок. А кормят хорошо?..
Тильтиль. Как когда... Иной раз бывают даже пирожные. Правда, Митиль?..
Митиль. На Новый год и четырнадцатого июля... Мама сама делает...
Тильтиль. А что у тебя в мешке?.. Ты нам что-нибудь несешь?..
Ребенок (с гордостью). Я несу три болезни; скарлатину, коклюш и корь...
Тильтиль. Только и всего?.. А потом что ты сделаешь?..
Ребенок. Потом?.. Потом я от вас уйду...
Тильтиль. Стоило приходить!..
Ребенок. Разве это от нас зависит?..
Внезапно возникает и распространяется по зале долгий, сильный, хрустально чистый звон, как бы исходящий от колонн и опаловых дверей, которые в эту минуту начинают светиться более ярким светом.
Тильтиль. Что это?..
Ребенок. Это Время!.. Сейчас оно отворит двери!..
Среди Лазоревых Детей тотчас поднимается переполох. Большинство бросают свои приборы, свою работу, спящие пробуждаются, и все, устремив взор на опаловые двери, направляются к ним.
Душа Света (подходит к Тилетилю). Станем за колонны... А то нас увидит Время...
Тильтиль. Что это за звон?..
Ребенок. Это занимается Заря — час, когда Дети, которым предстоит родиться сегодня, спускаются на Землю...
Тильтиль. А как же они спустятся?.. По лестнице?..
Ребенок. Сейчас увидишь... Время уже отодвигает засовы...
Тильтиль. А что такое Время?..
Ребенок. Это старик, который вызывает тех, кому пора уходить...
Тильтиль. Он сердитый?..
Ребенок. Нет, он только несговорчивый... Проси не проси — вне очереди никого не пустит...
Тильтиль. А Детям хочется уйти отсюда?..
Ребенок. Кто остается — те недовольны, но и уходить отсюда грустно... Смотри, смотри!.. Отворяет!..
Большие опаловые двери медленно отворяются. С Земли, точно далекая музыка, доносится неясный гул. В залу вливается зеленый и красный свет, и на пороге вырастает Время, высокий бородатый старик с косой и песочными часами, а вдали виднеются белые и золотые паруса корабля, стоящего в гавани, которую образует предутренний розовый туман.
Время (на пороге). Те, чей пробил час, готовы?..
Лазоревые Дети (сбегаются отовсюду и пробиваются вперед). Мы здесь!.. Мы здесь!.. Мы здесь!..
Время (проходящим мимо него Детям, ворчливо). По одному!.. Всегда вас больше, чем нужно!.. Опять та же история!.. Ну, да меня не проведешь!.. (Отталкивает Ребенка) Твоя очередь еще не пришла!.. Приходи завтра... А ты приходи через десять лет... Ты уже тринадцатый пастух. А требуется всего только двенадцать — времена Феокрита и Вергилия давно прошли... Опять врачи?.. На Земле, жалуются, что их и так девать некуда... А инженеры есть?.. Еще требуется честный человек, хотя бы один, в качестве необычайно редкого явления... Есть честный человек?.. Кто, ты?..
Ребенок утвердительно кивает головой.
Уж больно ты чахлый... Долго не протянешь!.. Эй, вы там, спокойно, спокойно!.. А ты что несешь?.. Ничего? С пустыми руками?.. Так не пройдешь... Приготовь хоть что-нибудь — ну, скажем, крупное преступление или болезнь, мне все равно... Только что-нибудь непременно надо... (Замечает, что одного Малыша другие подталкивают, а он упирается.) Ну, ну, что там такое?.. Ты же знаешь, что твой час пришел!.. Требуется герой, чтобы побороть Несправедливость. Это ты. Значит, надо идти...
Лазоревые Дети. Он не хочет, дедушка!..
Время. Как так — не хочет?.. Ты что это выдумал, недоносок?.. А ну без разговоров! Время не ждет...
Малыш (которого толкают). Нет, нет!.. Не хочу!.. Я не хочу рождаться!.. Я лучше здесь останусь!..
Время. Тебя никто не спрашивает... Пора — значит, пора!.. Ну, живо, вперед!..
Еще один Ребенок (пробравшись вперед). Пропустите меня!.. Вместо него!.. Говорят, мои родители старые и они заждались меня!..
Время. Ничего, ничего!.. Всему свой черед и свое время... С вами так никогда не кончишь... Один хочет, другой не желает, этому слишком рано, другому слишком поздно... (Отталкивает Детей, сгрудившихся у порога) Не напирать, детвора!.. Пошли отсюда, любопытные!.. Кто не уходит на Землю, тому здесь делать нечего... Когда вас не зовут, вы все лезете вперед, а как до дела, так вас нет: струсили... А эти четверо дрожат словно осиновый лист... (Одному из четверых, который совсем было собрался перешагнуть через порог и вдруг пятится назад.) Ну, ну?.. Что с тобой?
Ребенок. Я забыл коробку с двумя преступлениями, которые мне предстоит совершить...
Второй Ребенок. А я забыл пузырек с идеей, которая должна просветить народы...
Третий Ребенок. А я забыл черенок от моей лучшей груши!..
Время. Сбегайте!.. Нам осталось всего шестьсот двенадцать секунд... Уж плещут паруса на корабле Зари — это знак, что вас там ждут... Опоздаете — тогда уже не родитесь... Скорей, скорей на корабль!.. (Схватывает Ребенка, который хотел прошмыгнуть у него между ноги выбежать на пристань.) Ты куда?.. Третий раз пытаешься родиться не в очередь... Смотри, больше не попадайся, не то будешь вечно ждать в царстве сестры моей — Вечности, а это, знаешь ли, не очень весело... Ну как, все готовы?.. Все на своих местах?.. (Окидывает взглядом Детей, собравшихся на пристани и занявших места на корабле) Одного не хватает... Не прячься, не прячься, я все равно тебя вижу!.. Меня не проведешь... Ну, так называемый Влюбленный, прощайся со своей красоткой!..
Двое Детей, которых зовут Влюбленными, с помертвевшими от горя лицами, нежно обнявшись, подходят к Времени и бросаются ему в ноги.
Первый Ребенок. Дедушка Время, позволь мне остаться с ней!..
Второй Ребенок. Дедушка Время, позволь мне уйти с ним!..
Время. Нельзя!.. В вашем распоряжении всего триста девяносто четыре секунды...
Первый Ребенок. Лучше бы мне вовсе не родиться!..
Время. Это не от тебя зависит...
Второй Ребенок (умоляюще). Дедушка Время, я приду слишком поздно!..
Первый Ребенок. Когда она спустится на Землю, меня уже не будет!..
Второй Ребенок. Я его там не увижу!..
Первый Ребенок. Мы будем так одиноки!..
Время. Это меня не касается... Обращайтесь к Жизни... Я соединяю и разлучаю, как мне приказано... (Хватает Первого Ребенка) Ступай!..
Первый Ребенок (отбиваясь). Не хочу, не хочу, не хочу!.. Только с ней!..
Второй Ребенок (вцепившись в Первого). Не отнимай его у меня!.. Не отнимай его у меня!..
Время. Да ведь он идет не умирать, а жить!.. (Подталкивает Первого Ребенка) Иди, иди!..
Второй Ребенок (в отчаянии простирает руки к Первому). Подай мне знак!.. Хоть какой-нибудь знак!.. Скажи, как тебя найти!..
Первый Ребенок. Я всегда буду любить тебя!..
Второй Ребенок. А я буду печальнее всех!.. Так ты меня и узнаешь... (Падает без чувств.).
Время. Вместо того чтобы предаваться отчаянию, вы бы лучше надеялись... Ну, все... (Смотрит на, часы.) Остается шестьдесят три секунды...
Последний сильный трепет волнения пробегает по толпе уходящих и остающихся Детей. Слышно, как они второпях прощаются: «Прощай, Пьер!.. Прощай, Жан!.. Ты все взял?.. Возвести мою идею!.. Ты ничего не забыл?.. Постарайся узнать меня!.. Я тебя отыщу!.. Не растеряй своих идей!.. Не наклоняйся слишком низко над бездной Бесконечности!.. Дай о себе знать!.. Говорят, нельзя!.. Можно, можно, ты уж постарайся!.. Сообщи, хорошо ли там!.. Я выйду к тебе навстречу!.. Мне суждено родиться на троне!.,» — "" т.д. и т.д.,
Время (размахивая ключами и косой). Довольно! Довольно!.. Якорь поднят!..
Паруса проплывают и скрываются. Слышны удаляющиеся крики Детей: «Земля!.. Земля!.. Вот она!.. Какая она красивая!.. Какая она светлая!.. Какая она большая!..» Затем, точно из недр земли, доносится далекое-далекое пение, и в нем звучит радость скорой встречи.
Тильтиль (Душе Света). Кто это поет?.. Это не Дети... У них не такие голоса...
Душа Света. Их встречают Матери, это они и поют...
Между тем Время затворяет опаловые двери и, обернувшись, чтобы в последний раз оглядеть залу, неожиданно замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света.
Время (в изумлении и в гневе). Это что такое?.. Что вам здесь нужно?.. Откуда вы взялись?.. Почему вы не Лазоревые?.. Как вы сюда попали?.. (Грозя косой, наступает на них.)
Душа Света (Тильтилю). Не отвечай!.. Синяя Птица у меня... под покрывалом... Бежим!.. Поверни алмаз — и Время нас не увидит...
Душа Света, Тильтиль и Митиль прячутся за колоннами на переднем плане, на левой стороне.
Занавес.
librebook.me
Символическая картина мира в пьесе Мориса Метерлинка Синяя птица
Творческий человек может передать свое видение мира по-разному. Может - через детальное описание факта, который чем-то поразил. А может и наоборот, так как не каждый способен за частным случаем увидеть действие определенных универсальных законов бытия - с помощью символических образов рассказать о философских глубинных сущностях человеческого существования, отвлечься от будничных обстоятельств, которые навязывают собственные «правила игры», и обратиться к непосредственным обобщениям. Возьмем, например, понятие «счастье». Каждый понимает это слово по-разному: кто-то считает счастьем спокойную семейную жизнь, кто-то - творческий поиск, открытие нового, кто-то не представляет счастья без денег. Понятно, что и путь к каждому такому счастью будет разным. Но все же будет и кое-что общее - собственно поиск счастья как такового.
Именно эта проблема раскрывается в пьесе бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка. Счастье в его произведении - это Синяя птица. Можно еще раз подчеркнуть, что речь идет не о каком-то четко очерченном понимании счастья определенного человека, а именно об образе счастья вообще. По этому принципу обобщения строятся и другие символические образы, объединенные в действии они превращаются в символы определенных мыслей и идей, а если взять пьесу в целом - создают символическую картину мира, который отвечает мировоззрению автора. Таинственное содержание, по мнению Метерлинка, может быть скрыто не только в словах и действиях, а даже в молчании.
Это произведение вместе с тем и очень простое для восприятия, форма сказки разрешает смотреть пьесу даже маленькому ребенку, но объединение аллигорических символов заставляют и взрослого поломать голову над вечными духовными проблемами.
Не случайным есть даже то, что главные герои пьесы - дети. Образ ребенка по обыкновению символизирует безгрешную чистую душу, таинственные сущности мира могут постигнуть лишь именно такие люди: чистые, непредубежденные, наивные, с широко раскрытыми глазами, которые тянутся к добру и способные на сочувствие.
Итак, двое детей - Тильтиль и Митиль - на Рождество встречаются с феей Берилюной и отправляются на поиски счастья - Синей птицы, которая живет во дворце Ночи, но может существовать и при солнечном свете. Как выясняется потом, сделать это невозможно, и это уже неважно: этим детям открылось столько важных вещей о мире, что они приобретают умение видеть его новыми глазами. Они путешествуют Страной Воспоминаний (без которой нет пути к счастью), Царством Будущего, им как детям лесоруба препятствуют деревья (символ ответственности Детей за поступки родителей), Тильтиль и Митиль узнают, что существуют наслаждения: от отвратительного Наслаждения есть, когда не хочется, Быть Богатым, Ничего Не Делать, к «знакомым незнакомцам» Домашних Наслаждений: Быть Здоровым, Любить Родителей, Видеть Звезды, и даже Большой Радости: Быть Справедливым, Быть Добрым,
Радость Материнской любви. А сколько людей путают наслаждение именно со счастьем?! Увидев их собственными глазами, Тильтиль и Митиль начинают понимать и эту разность. Итак, оказывается, ищут они не только счастье, а и жизненные идеалы, без которых понять счастье тоже невозможно.
Преодолевать препятствия помогает им Душа Света. Не случайно Свет - один из любимейший образов символистов. Именно Душа Света помогает детям постичь настоящие ценности жизни, хотя и не дает преждевременно раскрыть покрывало, что скрывает неведомые истины. Для настоящего понимания чего-то простые пути не пригодны. В путешествии Тильтиля и Митиль сопровождают души Хлеба, Воды, Молока, Сахара, Огня, Кошки и Собаки. Они не всегда являются помощниками: Вода и Огонь (две вечные противоположности) ведут споры, но настоящее противопоставление мы видим на примере символов Собаки (верности) и Кошки (измены).
Как уже повелось, поиски ведутся во дворце Ночи, которая совершает детям препятствия. Она символизирует мрак и незнание. Но и в нем прячутся разные вещи: от ужасов (призраков, болезней, войн) к Саду Мечты. Да и Синяя птица живет именно там. Итак, Ночь - не только зло, это быстрее невозможность человека отличить его от добра. А если вспомнить другую пьесу Метерлинка, «Слепые», образ Ночи (тьмы) делается еще содержательнее: вся современная жизнь, по мнению автора, проходит во тьме. Поэтому счастье, по убеждениям Метерлинка, - в познании сущностей этого мира.
«Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое» - высказывает он свою позицию словами Берилюни. Опасным и сложным для детей оказывается Путь к пониманию, но они в конце концов одолевают его, и Синей птицей кажется Тильтилю горлица, которую он дарит больной девочке. Уже не помочь найти - именно «возвратить Синюю птицу» просит он в конце пьесы.
Тильтиль и Митиль не нашли лично себе счастье, но, познав множество важных истин, ощутили ответственность за счастье других.
Наблюдая за их Путем, каждый зритель в театре (или читатель пьесы) может и себе попробовать ответить на один из главнейших вопросов философии - о смысле бытия человека. Пусть даже не согласившись в чем-то с автором. Главное - задуматься над этим вопросом. А будет смысл в жизни - будет и счастье…
mirznanii.com
Читать онлайн электронную книгу Синяя птица The Blue Bird - КАРТИНА СЕДЬМАЯ КЛАДБИЩЕ бесплатно и без регистрации!
Ночь. Лунный свет. Деревенское кладбище. Много могил, обложенных дерном холмиков, деревянных крестов, могильных плит и т. д.
Тильтиль и Митиль стоят возле памятника.
Митиль. Я боюсь!
Тильтиль (не, очень бодро). А я не боюсь...
Митиль. А что, покойники злые?..
Тильтиль. Да нет, ведь они не живые.,.
Митиль. А ты их когда-нибудь видел?..
Тильтиль. Да, как-то раз, давно, когда я был еще совсем маленький...
Митиль. Ну, ну? Какие же они?..
Тильтиль. Совсем белые, очень спокойные, очень холодные и ничего не говорят...
Митиль. Мы их сейчас увидим?..
Тильтиль. Раз Душа Света обещала, значит, увидим...
Митиль. А где же они?..
Тильтиль. Вот здесь, под дерном, под этими большими камнями...
Митиль. Они тут круглый год?..
Тильтиль. Да.
Митиль (показывает на плиты). А это двери их домов?..
Тильтиль. Да.
Митиль. А в хорошую погоду они выходят погулять?..
Тильтиль. Они могут выходить только ночью...
Митиль. Почему?..
Тильтиль. Потому что они в одних рубашках...
Митиль. Ну, а в дождь?..
Тильтиль. В дождь они не выходят...
Митиль. А у них хорошо?..
Тильтиль. Говорят, очень тесно...
Митиль. А, дети у них есть?..
Тильтиль. Конечно. Все мертвые дети-с ними...
Митиль. Чем же они питаются?..
Тильтиль. Корни едят...
Митиль. Так мы их увидим?..
Тильтиль. Конечно, увидим. Когда алмаз повернут, все видно.
Митиль. А что они нам скажут?..
Тильтиль. Ничего не скажут — они же не говорят...
Митиль. А почему они не говорят?..
Тильтиль. Потому что им нечего сказать.
Митиль. А почему им нечего сказать?..
Тильтиль. Ты мне надоела...
Молчание.
Митиль. Когда ты повернешь алмаз...
Тильтиль. Ты же слышала, что Душа Света велела, чтобы мертвецам было меньше беспокойства, дождаться полночи...
Митиль. А почему им так меньше беспокойства?..
Тильтиль. Потому что в это время они выходят подышать воздухом.
Митиль. А полночь еще не наступила?..
Тильтиль. Тебе церковные часы видны?..
Митиль. Видны. Я даже вижу маленькую стрелку...
Тильтиль. Ну, так сейчас будет бить полночь... Вот!.. Как раз... Слышишь?..
Бьет полночь.
Митиль. Уйдем отсюда!..
Тильтиль. Нельзя... Я сейчас поверну алмаз...
Митиль. Не надо, не надо!.. Не поворачивай!.. Уйдем отсюда!.. Мне страшно, братец!.. Мне так страшно!..
Тильтиль. Да нет же ничего опасного...
Митиль. Я не хочу смотреть на покойников!.. Не хочу!..
Тильтиль. Не хочешь — не смотри, закрой глаза...
Митиль (вцепившись в Тильтиля). Нет, Тильтиль, я ни за что здесь не останусь!.. Я не могу!.. Они выйдут из могил!..
Тильтиль. Чего ты так дрожишь?.. Ну выйдут на минутку...
Митиль. Да ты сам дрожишь!.. Они такие страшные!..
Тильтиль. Пора! Время не ждет!..
Тильтиль поворачивает алмаз. Страшный миг молчания и оцепенения. Но вот зашатались кресты, потом разверзаются холмы, поднимаются плиты.
Митиль (прижимаясь к Тильтилю). Выходят!.. Вот они!..
И тут из всех разверстых могил медленно поднимаются целые снопы цветов; сначала смутные, неуловимые, точно клубы дыма, цветы эти постепенно наливаются девственной белизной, растут, пленяют взор своей пышностью, обилием, великолепием и, заполонив в конце концов все кладбище, превращают его в некий волшебный, чистый, как брачные одежды, сад, а в это время над садом встает заря. Блестит роса, распускаются цветы, в ветвях шелестит ветер, жужжат пчелы, просыпаются птицы и наполняют пространство первыми восторженными гимнами Солнцу и Жизни. Потрясенные, ошеломленные Тильтиль и
Митиль, держась за руки, ходят среди цветов и не могут найти следы могил.
Митиль (ищет в траве). Где же мертвые?..
Тильтиль (тоже ищет). Мертвых нет...
Занавес.
librebook.me
Читать онлайн электронную книгу Синяя птица The Blue Bird - КАРТИНА ВОСЬМАЯ ПЕРЕД ЗАНАВЕСОМ, ИЗОБРАЖАЮЩИМ КРАСИВЫЕ ОБЛАКА бесплатно и без регистрации!
Входят Тильтиль, Митиль, Душа Света, Пес, Кошка, Хлеб, Огонь, Сахар, Вода и
Молоко.
Душа Света. Я думаю, что теперь Синяя Птица у нас в руках. С самого начала мне это как-то не приходило в голову... Только сегодня, когда я на рассвете набиралась сил, меня, точно луч солнца, озарила одна мысль... Мы сейчас стоим у входа в волшебные Сады, где под надзором Рока обитают все земные Радости и Блаженства...
Тильтиль. А их много? Их можно будет взять с собой? Они маленькие?..
Душа Света. Есть маленькие и большие, тучные и стройные, прелестные и непривлекательные... Впрочем, наиболее отталкивающие недавно были изгнаны из Садов и пошли искать пристанища у Несчастий. Надо вам сказать, что Несчастья живут совсем рядом, в Пещере, и Пещера эта сообщается с Садами Блаженств, ее отделяет от них что-то вроде легкой дымки или тончайшего занавеса, который все время колышется от ветра, дующего с Вершин Правосудия и из Недр Вечности... Теперь нам надо обо всем сговориться и принять меры предосторожности. Почти все Блаженства в высшей степени добродушны, однако среди них встречаются еще более опасные и коварные, чем величайшие Несчастья...
Хлеб. У меня есть предложение! Раз они опасны и коварны, то не лучше ли нам подождать у входа с тем, чтобы немедленно протянуть руку помощи детям, если им придется бежать?..
Пес. Ни в коем случае! Ни в коем случае!.. Я хочу всюду следовать за моими маленькими божествами!.. А кто боится, тот пусть останется у входа!. Нам не нужны (смотрит на Хлеб) ни трусы, ни (смотрит на Кошку) предатели...
Огонь. Я пойду!.. Там, говорят, весело!.. Все время пляшут!..
Хлеб. А там едят?..
Вода (хнычет). Я никогда не видела Блаженства, даже самого маленького!.. Дайте же мне посмотреть!..
Душа Света. Помолчите! Никто вас не спрашивает... Вот что я решила: Пес, Хлеб и Сахар пойдут с детьми. Вода не пойдет — она очень холодная. Огонь тоже не пойдет — он бедокур. Молоку я очень советую подождать у входа — оно чересчур впечатлительно. Что же касается Кошки, то как она хочет сама...
Пес. Она трусит!..
Кошка. Я зайду по дороге к моим закадычным друзьям Несчастьям — они живут рядом с Блаженствами...
Тильтиль. А ты, Душа Света, пойдешь?..
Душа Света Я не могу войти туда в таком виде — многие Блаженства меня не выносят... Но у меня есть с собой плотное покрывало, в которое я кутаюсь всякий раз, когда мне предстоит посетить счастливцев. (Развертывает длинное покрывало и тщательно в него кутается.) Ни единый луч моей Души не должен проглядывать, а то ведь много есть на свете Блаженств пугливых и несчастных... Вот теперь самые прекрасные и самые тучные и те не убоятся...
Занавес раздвигается, а за ним открывается картина девятая.
librebook.me
«Синяя птица» с иллюстрациями Дехтерёва
«Синяя птица должна быть наивна, проста, легка, жизнерадостна, весела и призрачна, как детский сон и, вместе с тем, величава» — К. С. Станиславский.
Первая «Синяя птица» уже прилетела в нашу редакцию. Готовимся оторвать ее от сердца и отправить в свободный полет.
В данном издании вы найдете полную неадаптированную версию в классическом переводе Николая Михайловича Любимова. Предваряя ваши вопросы, заметим, что пересказ Дехтерёва мы тоже, конечно, знаем и любим. Борис Александрович был так околдован «Синей птицей», что помимо рисунков к ней, взялся и за пересказ. В данном случае мы решили объединить два шедевра и выпустить «Синюю птицу» в переводе Любимова, обрамленную изумительными иллюстрациями Бориса Александровича Дехтерёва. Такая радость для глаз, души и сердца.
За свою более чем столетнюю историю «Синяя птица» создала уже некий культурный пласт. В драматургии она и вовсе практически эталон символизма. Многие люди познакомились с творчеством бельгийского писателя и философа, лауреата Нобелевской премии по литературе, Мориса Метерлинка именно благодаря его «Синей птице». Пьеса-притча о поисках символа счастья была написана в 1908 году. Тогда же Константин Сергеевич Станиславский поставил пьесу на сцене легендарного МХТ. А уже через два года в Великобритании был снят художественный фильм «Синяя птица» (да, да, в 1910 году!)
С тех пор «Синяя птица» не раз появлялась на киноэкране и театральных подмостках. В 1976 году событием стала премьера советско-американского фильма, в котором сыграли Элизабет Тейлор и Джейн Фонда, Маргарита Терехова и Георгий Вицин.
Впрочем, мы увлеклись :) Вернемся к книге.
Макет книги сделан с оригиналов Дехтерёва. Расположение иллюстраций, их оформление тройными рамками, заставки в начале главы, декорированные дубовыми листьями, и другие элементы приведены в полном соответствии с замыслом художника. Ни одна деталь в книге не появилась там случайно.
Борис Александрович Дехтерёв любил «Синюю птицу». И это очень хорошо чувствуется. Один из его лучших учеников – художник-иллюстратор Герман Алексеевич Мазурин – пересказал нам любопытный разговор, который состоялся в период работы мастера над «Синей птицей».
Дехтерёв спросил, что такое счастье? Герман Алексеевич ответил, что, по его мнению, счастье – это когда ты спускаешься на горных лыжах по крутому склону, а потом оглядываешься и видишь сияющую в вышине покоренную вершину. На что Борис Александрович сказал, что он всю жизнь с большим трудом взбирается на эту вершину, поднимается, оглядывается и видит, что это лишь предгорье, а вершина еще впереди. Он снова идет вверх, поднимается, прикладывая огромные усилия, оглядывается – и вновь это не вершина, вершина – впереди. И так он идет и идет к счастью, словно Тильтиль и Митиль за синей птицей.
В «Синей птице» Борис Александрович Дехтерёв раскрылся как мечтатель, философ и сказочник. В книгу (ее объем – 152 страницы) вошли 26 полностраничных иллюстраций, а также несколько рисунков размером поменьше.
Ремарки автора выделены серебристым цветом, благодаря чему книга словно светится. Нежные акварели Дехтерёва выполнены в классическом стиле и в единой приглушенной гамме.В самом начале пьесы Метерлинк дал подробное описание костюмов персонажей. И мы видим, что Дехтерёв с уважением отнесся к пожеланиям автора.
Например:
«Душа Света: газовое платье лунного цвета, то есть бледно-золотистое с серебряными блестками; от этого платья слово исходят лучи. Покрой новогреческий или же англо-греческий в духе Вальтера Крэна или же близкий к ампиру. Высокая талия, голые руки. Прическа – нечто вроде диадемы или даже легкой короны».Герман Алексеевич Мазурин подчеркнул, что для Дехтерёва «Синяя птица» - манифест всей жизни. Мастер много размышлял на эту тему. Он вырастил целую плеяду учеников (также среди них и бесконечно уважаемый нами Анатолий Зиновьевич Иткин), на протяжении 32 лет был главным художником в «Детской литературе», преподавал и вдохновлял. И при этом не забывал все время идти и идти вперед – за своей синей птицей.
Уже в ближайшие дни книга появится в книжных магазинах. Встречайте!PS. Сегодня исполняется 152 года со дня рождения автора этой замечательной книги. Спасибо Морису Метерлинку за "Синюю птицу"!
id-nigma.livejournal.com
Синие птицы счастья - Чтоб мы так жили!
Осталось только поверить в то, что это именно они и есть!А заодно обязательно надо поверить и в то, что для достижения счастья ни в коем случае нельзя никого ловить и в клетку запихивать. Потому что, как это н банально звучит, но это чистая правда: не бывает счастья, выстроенногго на чужом несчастье, чужом горе, чужой боли, чудой несвободе. Пусть будет так! :))Вы же мне простите этот пафос, не правда ли? :)))Фотография взята у vasily_sergeev в Синие птицы счастьяВот, какие они бывают:Овсянка, Bunting, bird, Овсянка Индиго, отсюда: http://tanjsha.livejournal.com/59646.html
автор chau-chau, отсюда: http://www.photosight.ru/photos/2317473/
Каштановогрудый венценосный голубь (лат. Goura scheepmakeri) — вид птиц из семейства голубиных (Columbidae) рода венценосных голубей. Распространён на острове Новая Гвинея.отсюда: http://astropole.livejournal.com/35895.html
«Птахи 2» на Яндекс.Фотках
«KingFisher - зимородок» на Яндекс.Фотках
«bird» на Яндекс.Фотках
Синяя сойка, отсюда http://www.wikihow.com/
Гиацинтовый ара, отсюда: http://www.superpopugai.ru
Павлин, отсюда: http://www.zhaba.ru/page762/item34197
отсюда: http://www.demlisevda.net/wallpaper-resim/833-en-guzel-kus-resimleri.html
anastgal.livejournal.com