С.А. Лобовиков. Портреты крестьян, крестьянский быт. Картины крестьян


С.А. Лобовиков. Портреты крестьян, крестьянский быт » Перуница

С.А. Лобовиков. Портреты крестьян, крестьянский бытСергей Александрович Лобовиков родился в 1870 году в деревне Белой Глазовского уезда Вятской губернии в семье дьякона. Окончил сельскую школу, два года учился в Глазовском духовном училище. В 14 лет осиротел. В 1885 году отдан опекуном в ученики в фотоателье Петра Григорьевича Тихонова в Вятке. В 1892 году взят на действительную военную службу (в 1893 г. освобожден по состоянию здоровья). В 1893 году недолгое время работал в фотографии К.Буллы в Петербурге. В 1894 году возвратился в Вятку и открыл собственную фотомастерскую (в 1904 году купил дом на углу Московской и Царёвской улиц, где и помещалась его фотография в течение 30-ти лет). С 1899 года участвовал в выставках в России и за границей, неоднократно получал высшие награды. В 1900 году совершил поездку по Европе, участвовал в Парижской всемирной выставке (бронзовая медаль).

В 1908 году избран председателем Вятского фотографического общества, за снимки на Международной выставке в Киеве получил золотую медаль. В 1909 году предпринял вторую поездку за границу, участвовал в выставке в Дрездене. В 1909-1912 гг. - председатель Вятского художественного кружка, проделал большую работу по организации художественно-исторического музея в Вятке (ездил в Москву и Петербург к художникам и коллекционерам, собирал картины). В 1909 году на конкурсе Русского фотографического общества получил первую премию. В 1913-1914 гг. - гласный Вятской городской думы. С 1918 года - в составе коллегии Губернского подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 году многие фотоателье были национализированы, учитель Лобовикова Тихонов арестован ЧК как заложник и расстрелян (в возрасте 66 лет). Лобовикову удалось избежать национализации мастерской, в 1920 году он получил от Луначарского охранную грамоту. В 1921-26 гг. Лобовиков участвовал в оценке изъятых церковных ценностей, составил коллекцию из 617 предметов старинной утвари и просил оставить ее в Вятке (несмотря на неоднократные ходатайства коллекция была вывезена в Москву). В 1927 году в Москве состоялась персональная выставка Лобовикова в честь 40-летия его фотографической деятельности. В те же годы творчество старых русских фотографов подвергалось критике как "узкоэстетическое, оторванное от советской действительности". С 1920 года Лобовиков преподавал курс фотографии в Вятском педагогическом институте. В 1932 году передал свой дом и фотолабораторию в дар педагогическому институту. По решению руководства института лаборатория вскоре была ликвидирована, а в доме размещено студенческое общежитие (сам фотограф с семьей вынужден был ютиться в небольшой части дома). В 1934 году получил академическую пенсию, переехал в Ленинград, работал в кинофотолаборатории Академии наук. Погиб в ноябре 1941 года в блокированном Ленинграде. В 1954 году фотоархив С.А. Лобовикова был передан его наследниками в дар Кировскому художественному музею. Дом Лобовикова в Вятке (Кирове) был снесен в конце 1950-х.

Из дневника С.А. Лобовикова: "9 декабря 1899 года. Прохожу мимо дома Л...ва. У крыльца стоит пара рысаков. У ворот остановился бедняк-мужичок в плохонькой одежде, весь озяб; посмотрел на лошадей, отвернулся, пошел своей дорогой и только вздохнул тяжело глубоко "э-хе-хе-э-э". Сколько в этом "э-хе-хе-э-э" выразилось слов и чувств; так глубоко эти восклицания падают в душу, стыдно становится перед этим бедняком... Завернулся в новую шубу пусть себе, и какие тебе дела до того, что другие зябнут, что не имеют теплой одежды... Да, черствы, холодны наши души - лишь шубы наши теплы!"

А. Кольцов

Что ты спишь, мужичок?Ведь весна на дворе;Ведь соседи твоиРаботают давно.Встань, проснись, подымись,На себя погляди:Что ты был? и что стал?И что есть у тебя?На гумне - ни снопа;В закромах - ни зерна;На дворе, по траве -Хоть шаром покати.Из клетей домовойСор метлою посмел;И лошадок за долгПо соседям развел.И под лавкой сундукОпрокинут лежит;И, погнувшись, изба,Как старушка, стоит.Вспомни время свое:Как катилось оноПо полям и лугамЗолотою рекой!Со двора и гумнаПо дорожке большой, По селам, городам,По торговым людям!И как двери емуРастворяли везде,И в почетном углеБыло место твое!А теперь под окномТы с нуждою сидишьИ весь день на печиБез просыпу лежишь.А в полях сиротойХлеб нескошен стоит.Ветер точит зерно!Птица клюет его!Что ты спишь, мужичок?Ведь уж лето прошло,Ведь уж осень на дворЧерез прясло глядит.Вслед за нею зимаВ теплой шубе идет,Путь снежком порошит,Под санями хрустит.Все соседи на нихХлеб везут, продают,Собирают казну —Бражку ковшиком пьют.

Любимым местом съемок Лобовикова было село Филейское, которое стояло вблизи города на берегу реки Вятки.

Колыбельная песнь

Солнышко заходит,И темнеет день,От горы упалаНа селенье тень.Лишь церковный куполСолнцем озарён,И открыта церковь,И несётся звон.Колокол к вечернеХристиан зовёт;Завтра воскресенье -Отдых от работ.И услыша в полеКолокола зов,Селянин к селеньюУж погнал коров.А в селенье церковьУж полна людей,И блестят огнямиМножество свечей.Свечи трудовыеЯрче звёзд горят,И молитву людиВ простоте творят.

Иван НикитинДедушка

Лысый, с белой бородою,Дедушка сидит.Чашка с хлебом и водоюПеред ним стоит.Бел как лунь, на лбу морщины,С испитым лицом.Много видел он кручиныНа веку своем.Всё прошло; пропала сила,Притупился взгляд;Смерть в могилу уложилаДеток и внучат.С ним в избушке закоптелойКот один живет. Стар и он, и спит день целый,С печки не спрыгнет.Старику немного надо:Лапти сплесть да сбыть -Вот и сыт. Его отрада -В Божий храм ходить.К стенке, около порога,Станет там, кряхтя,И за скорби славит Бога,Божее дитя.Рад он жить, не прочь в могилу -В темный уголок.Где ты черпал эту силу,Бедный мужичок?

www.perunica.ru

ЭТИХ КАРТИН НЕТ В УЧЕБНИКАХ

Алексей Корзухин. «Пьяный отец семейства». 1861 г.На картине — пьяный дебош в русской семье. Ужратый отец наезжает на жену, она покорно сидит. Вид у пьяногопапаши — крайне злобный. Сейчас будет бить, видимо. Испуганный ребенок прижимается к матери.

1

Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв). В отличие от корзухинского «пьяного отца» тут другая реакция домашних: жена в гневе сжимает кулаки,впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?!Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.

3

Художник Иван Лаврентьевич Горохов, кстати, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне подМожайском. Знал, о чем писал.

Владимир Маковский. «Не пущу!». 1892 г.Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.

4

Он, кстати, так… с вызовом на неё смотрит: «Чо, думаешь, ты меня остановишь?»

- Вот если и правда остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:

Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.

5

Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.

6

Иван Богданов. «Новичок». 1893 г.У Горького дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних.И таких дедов кашириных по стране было полно. Нищета заствляла крестьян отдавать детей «в люди», т.е.фактически в рабство. На картине «Новичок» — первые дни пацана в подмастерьях у сапожника.Пьяное быдло «учит жизни» заплаканного ребенка.

7

Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, онтолько что их бил или за уши таскал.

1

Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.

Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.

2

И не только в отношении детей.

Сергей Коровин. «В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)». 1884 г.

3

Фирс Журавлев.»Купеческие поминки».1876 г.Забыли зачем собрались, да. Уже и пляшут. На заднем плане — пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли уже?Штоф — около 1,23 литра водки, так что танцы не удивляют. Прич 

м поминки в православии — мероприятие религиозное итрапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом — два попа с длинными волосами. В происходящее невмешиваются, но добро хоть сами трезвые.

4

А вот этот их коллега — уже не совсем.

Николай Неврев.

Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие 

. 1866 г.

5

А тут — и вовсе все перепились (самый классный — мужик в центре, в рубище и с иконой вверх ногами).

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.

6

Василий Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.Основы православной культуры, да.

8

Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.

9

Владимир Маковский. «Освящение публичного дома». 1900 г.Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.

10

На Святой Московии освящали все, и водочные магазины, и публичные дома.

Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:

Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1864 г.

11

Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются.По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться.Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.

Ниже более поздний вараинт этой картины:

Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1882 г.На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) — уже не слегка.

12

После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяныйнаряд приезжаетна квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они ещ

и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа?? Да и кстати о пьянстве.Объективно потребление алкоголя в царской России было не таким уж большим: около 4 литров в год надушу населения. Сейчас 13-15, т.е. в разы больше. И пил тогда скорее город. В деревне в 1913 г. на одноговзрослого потреблялось 18 л водки в год, в городах — 49. Это на мужчин и женщин вместе. А пили,естественно, мужики. Посему получается, что вот эти пьяные русские крестьяне с картин Корзухина, 

Горохова или Перова выпивали примерно по 36 литров водки в год (18 X 2). Чуть меньше 0,75 в неделю.Всего-то. А вот городской дядька с картины Маковского «Не пущу» выпивал уже 88 литров (49 X 2), т.е. 1,7в неделю. По 0,5 раз в 2 дня + опохмел. Это уже хорошо так. Вот потому он жену и довел, гад. Так как сейчаспьют много больше, чем при царе, то даже не знаю, что бы нарисовали художники-передвижники 19 в. в нашидни. Они бы сами в запой ушли. Поэтому современная русская живопись на тему пьянства — зрелищетяжелое. Предлагаю глянуть ради интереса: тоска и беспросветность, даже жутковато как-то.

Василий Шульженко. «Дедушка, поедем домой!». 1990 г.Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов…Дедушка не поедет домой, все кончено.

13

А лица-то на картине…

14

Или вот самая знаменитая картина Шульженко — «Сортир». Второе название: «Зато Крым наш!» (шутка).

Василий Шульженко. «Сортир». 1991 г.Картину эту часто считают просто юмором. Но юмора тут нет. Идея художника: сортир — это Россия, спившаяся страна, живущая вгрязи и каменном веке.

15

В лучшем случае юмор тут — это то как художник подписал свое полотно. Если присмотреться, в правом нижнем углу, где «пьедестал»для очка, есть подпись:  «Здесь был Вася Шульженко. 1991 г."

1

В гнетущей атмосфере сортира, среди нечистот и использованной бумаги композиционно есть важный светлый фрагмент —небольшое окошко вверху, символ надежды. Там — небо, свет, голубые купола, а выше надпись: «Суки вы все хочу в Америку».А ниже: «Сосу с 5 до 6-00». У Шульженко все детали не случайны и подчинены общему художественному замыслу: русский народсам превратил свою страну в сортир, и сидит в нем, и в нем же (на стенах) раскрывает свои мечты, радости и горести.

2

Шевченко — художник сравнительно молодой, его звезда взошла в 1990-е гг. А ниже — два мэтра советского соцреализма, которыедожили до краха СССР и отмены цензуры. И вот посмотрите, что начали рисовать.

Игорь Симонов. «Второе пришествие». 1991 г.Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.

3

И снова лица… Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.

4

Гелий Коржев. «Адам Алексеевич и Ева Петровна». 1997-1998 гг.Гелий Коржев — это художник, который написал триптих «Коммунисты» в свое время

(знаменитое полотно «Поднимающий знамя» и др.)

5

Мрачная картина. Гротексные уроды-алкаши у Шевченко они все-такинемного веселые, смешные такие. А тут чистой воды реализм — людиутратили человеческий облик и сами это понимают.

a.kras.cc

Россия 19 века. Картины маслом

Николай Неврёв. "Торг. Сцена из крепостного быта". 1866 г.Один помещик продает  другому  крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев — пять сотен рублей. 500 рублей -  средняя цена русского крепостного в первой половине 19 в.  Продавец девки -  европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.

Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 г.Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело!   Суть картины  -  приверженность русского народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно сильнее. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!

Григорий Мясоедов. "Земство обедает". 1872 г.Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление — земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями — пропасть. Поэтому — обеденный апартеид. Господа — в доме, с официантами, крестьяне — под дверью.

Федор Васильев. "Деревня". 1869 г.1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.

Ян Хендрик Верхайен. "Голландская деревня с фигурами людей". 1-я пол. 19 века.Ну это так, для сравнения :)

Алексей Корзухин. "Возвращение из города". 1870 г.Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец — связку баранок. Правда, в семье много детей — только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.

Сергей Коровин. "На миру". 1893 г.Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение — кулаки.  На сельском сходе — какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.

Василий Максимов. "Аукцион за недоимки". 1881-82 гг.Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки.  Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи. Александр II "Освободитель" на самом деле освободил крестьян за деньги — они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей.  Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений , пока были крепостными. Но когда стали свободными — их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.

Владимир Маковский. "На бульваре". 1886-1887 г.В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге — не интересна  даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой — все по фиг.

Владимир Маковский. "Свидание". 1883 г.В деревне нищета. Пацана отдали "в люди". Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.

И еще Владимир Маковский. "Крах банка". 1881 г.Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливает  с баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.

Павел Федотов. "Свежий кавалер". 1846 г.Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро , одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией. Федотов был мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не на машинах, а в головах.

Еще Павел Федотов. "Завтрак аристократа". 1849-1850.Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были  привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли по стране, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат — бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в "Вишневом саде"  имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства  Раневских — безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.

Борис Кустодиев. "Купец". 1918 г.Провинциальное купечество — любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал. Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцы с буржуями.

Илья Репин. "Крестный ход в Курской губернии". 1880-1883 гг.На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним — икону, потом идут лучшие люди  — чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам — охрана (на лошадях), дальше — простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.

Илья Репин. "Сходка". 1883 г.А вот эти молодые ребята на другой картине Репина — больше не ходят с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь — террор. Это "Народная Воля", подпольная организация революционеров, которые убили царя Александра II.

Николай Богданов-Бельский. "Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского". 1895 г.Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться — есть. Учитель — в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек — Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г.  уровень грамотности в России был всего 21%.

Ян Матейко. "Закованная Польша". 1863 г.По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов — 44% . Империя!  Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г.  Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю -  вылитый Дзержинский.

Николай Пимоменко. Жертва фанатизма. 1899 г.На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине)  отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним — обеспокоенная общественность с дубинами.

Франц Рубо. "Штурм аула Гимры". 1891 г.Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией. Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г.  Кстати, с 2007 г. в ауле Гимры опять действует режим контртеррористической операции. Последняя (на момент написания этого поста) зачистка ОМОНом была 11 апреля 2013 г.  Первая — на картине ниже:

Василий Верещагин. "Опиумоеды". 1868 г.Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели  участники походов предков нынешних гастарбайтеров — об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота…

Петр Белоусов. "Мы пойдем другим путем!". 1951 г.Ну и наконец главное событие в истории России 19 в.  22 апреля 1870 г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его, народоволец, попробовал себя, было, в сфере индивидуального террора -  готовил покушения на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде сказал матери: "Мы пойдем другим путем!". И пошли.

(с) uglich_jj

ibigdan.livejournal.com

Известные русские картины - Россия 19 век! Что же на них изображено на самом деле!

Что на самом деле нарисовано на известных русских картинах.

Николай Неврёв. «Торг. Сцена из крепостного быта». 1866 г.

Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев — пять сотен рублей. 500 рублей – средняя цена русского крепостного в первой половине 19 в. Продавец девки – европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.

Россия 19 века. Картины маслом

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 г.

Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело! Суть картины – приверженность русского народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно сильнее. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!

Россия 19 века. Картины маслом

Григорий Мясоедов. «Земство обедает». 1872 г.

Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление — земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями — пропасть. Поэтому — обеденный апартеид. Господа — в доме, с официантами, крестьяне — под дверью.

Россия 19 века. Картины маслом

Федор Васильев. «Деревня». 1869 г.

1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.

Россия 19 века. Картины маслом

Ян Хендрик Верхайен. «Голландская деревня с фигурами людей». 1-я пол. 19 века.

Ну это так, для сравнения

Россия 19 века. Картины маслом

Алексей Корзухин. «Возвращение из города». 1870 г.

Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец — связку баранок. Правда, в семье много детей — только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.

Россия 19 века. Картины маслом

Сергей Коровин. «На миру». 1893 г.

Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение — кулаки. На сельском сходе — какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.

Россия 19 века. Картины маслом

Василий Максимов. «Аукцион за недоимки». 1881-82 гг.

Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи. Александр II «Освободитель» на самом деле освободил крестьян за деньги — они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений , пока были крепостными. Но когда стали свободными — их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.

Россия 19 века. Картины маслом

Владимир Маковский. «На бульваре». 1886-1887 г.

В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге — не интересна даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой — все по фиг.

Россия 19 века. Картины маслом

Владимир Маковский. «Свидание». 1883 г.

В деревне нищета. Пацана отдали «в люди». Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.

Россия 19 века. Картины маслом

И еще Владимир Маковский. «Крах банка». 1881 г.

Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.

Россия 19 века. Картины маслом

Павел Федотов. «Свежий кавалер». 1846 г.

Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро , одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией. Федотов был мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не на машинах, а в головах.

Россия 19 века. Картины маслом

Еще Павел Федотов. «Завтрак аристократа». 1849-1850.

Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли по стране, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат — бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в «Вишневом саде» имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских — безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.

Россия 19 века. Картины маслом

Борис Кустодиев. «Купец». 1918 г.

Провинциальное купечество — любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал. Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцы с буржуями.

Россия 19 века. Картины маслом

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-1883 гг.

На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним — икону, потом идут лучшие люди — чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам — охрана (на лошадях), дальше — простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.

Россия 19 века. Картины маслом

Илья Репин. «Сходка». 1883 г.

А вот эти молодые ребята на другой картине Репина — больше не ходят с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь — террор. Это «Народная Воля», подпольная организация революционеров, которые убили царя Александра II.

Россия 19 века. Картины маслом

Николай Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского». 1895 г.

Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться — есть. Учитель — в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек — Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г. уровень грамотности в России был всего 21%.

Россия 19 века. Картины маслом

Ян Матейко. «Закованная Польша». 1863 г.

По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов — 44% . Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю – вылитый Дзержинский.

Россия 19 века. Картины маслом

Николай Пимоменко. Жертва фанатизма. 1899 г.

На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним — обеспокоенная общественность с дубинами.

Россия 19 века. Картины маслом

Франц Рубо. «Штурм аула Гимры». 1891 г.

Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией. Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г. Кстати, с 2007 г. в ауле Гимры опять действует режим контртеррористической операции. Последняя (на момент написания этого поста) зачистка ОМОНом была 11 апреля 2013 г. Первая — на картине ниже:

Россия 19 века. Картины маслом

Василий Верещагин. «Опиумоеды». 1868 г.

Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели участники походов предков нынешних гастарбайтеров — об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота…

Россия 19 века. Картины маслом

Петр Белоусов. «Мы пойдем другим путем!». 1951 г.

Ну и наконец главное событие в истории России 19 в. 22 апреля 1870 г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его, народоволец, попробовал себя, было, в сфере индивидуального террора – готовил покушения на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде сказал матери: «Мы пойдем другим путем!». И пошли.

Россия 19 века. Картины маслом

platinym.livejournal.com

Фото крестьян нач. XX в.

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Америки, история Англии, история Аргентины,

foto-history.livejournal.com

Описание картины Василия Перова «Возвращение крестьян с похорон зимою»

Описание картины Василия Перова «Возвращение крестьян с похорон зимою»

В 1880 году Василий Перов пишет картину "Возвращение крестьян с похорон зимою". Это был переломный период в творчестве художника, решившего отразить в своих работах будничную жизнь обычных крестьян. Казалось бы, что данная тема для работ скучна и ничем не примечательна, однако Перов смог очень точно донести до нас с помощью холста и масла все эмоции и проблемы бедняков того времени.

Картина "Возвращение крестьян с похорон зимою" наделена особыми чертами горя и скорби простых людей, судьба которых уже заранее предначертана без права на перемены. Для придания глубокого трагизма автор изображает вереницу людей, идущих с кладбища в зимнюю метель. Вокруг нет ничего, все замело снегом, только лишь пустота и жуткий холод.

Именно в картинах с изображением похорон, Василий Перов для пейзажа выбирает снежную зиму, когда все вокруг будто застыло, а небо затянуто серыми, тяжёлыми тучами.На переднем плане картины мы видим людей, идущих с похорон. Лица их открыты для нас. Автор, таким образом, хочет показать всю гамму чувств, убитых горем людей. Особая роль отведена пожилой женщине, которую ведут за руки, потому что она не может совладать со своим телом.

Глядя в лицо крестьянки, сразу можно понять, что похороны для нее оказались большим испытанием, которое она не в силах пережить. Выражения лица остальных участников похорон наделены чувствами полной безнадеги и осознания того факта, что их жизнь всего лишь бессмысленное существование. На заднем плане полотна, мы видим пожилых мужчин с лопатами. Они также идут безмолвно с поникшей головой, принимая всю горечь и обыденность смерти, которая также неминуема для каждого из них.В своей картине "Возвращение крестьян с похорон зимою" Василий Перов очень точно передает тихую скорбь бедняков, привыкших к несчастью в своих жизнях.

opisanie-kartin.com

Крестьяне - ремесленники за работой!! (фото начало ХХ века)

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство,

foto-history.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта