О текущей ситуации на рынке живописи и графикиARTinvestment.RU 23 января 2014. Рынок картин
Арт-рынок России. Предварительные итоги — 2016
Год формально еще не закончился, во второй половине декабря свои предновогодние торги с живописью и графикой проведут еще аукционы «Литфонд», «Русская эмаль», «В Никитском» и «Антиквариум». Но общий расклад уже понятен, поэтому можно смело выводить счет на табло.
Статистика аукционного рынка русского искусства
Показатель |
Год |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Сумма продаж на внутренних аукционах, млн $ |
21 |
14 |
4,6 |
6,6** |
Доля проданных лотов на внутреннем рынке, % |
39 |
41 |
35 |
46** |
Сумма продаж на мировых аукционах*, млн $ |
525,1 |
677 |
572,6 |
274** |
*В мировой оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи/СССР/России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского. Источник: artinvestment.ru.
**Предварительная цифра, не учитывает результаты торгов второй половины декабря.
Плюс 43 % в деньгах — такой рост продаж на аукционном рынке в 2016 году стал для нас неожиданностью. Впрочем, даже когда мы видим, что есть годовой плюс в $2 млн, не стоит делать излишне оптимистичных выводов. Общая экономическая ситуация за год сильно лучше не стала. Скорее, эти цифры означают, что продавцы подстроились под новую сложную ситуацию, вместе с покупателями пришли в себя от шока, поделили долларовые цены 2013 года на два или больше и зажили по-новому. Ну правда ведь невозможно годами жить в скверном настроении, желание покупать однажды возвращается. Пусть даже денег у покупателей заметно не прибавилось. Не то что долларов, а даже рублей.
Говоря о росте продаж, мы также должны делать поправку на то, что речь идет о росте с минимальной первоначальной базы. Если толком разобраться, то что такое для всего рынка рост оборота с $4,6 млн до $6,6 млн? Очень даже скромная цифра для 140-миллионной страны: примерно в 700 раз меньше, чем аукционный рынок в Китае. Да что там Китай! $6,6 млн — это примерно треть оборота одних лишь осенних русских торгов Sotheby's. В целом масштаб русского аукционного рынка искусства таков, что одна проданная картина Гелия Коржева за $340 000 обеспечивает примерно 5 % всего его годового оборота. А если добавить к ней одну продажу полотна Игоря Грабаря за $325 000, то вместе с Коржевым они делают почти десятую часть годового оборота всего отечественного аукционного рынка. То есть весь наш аукционный рынок эквивалентен десяти Коржевым с десятью Грабарями. Это просто нам для понимания.
Относительно малая емкость рынка вкупе с запретительным для трансграничной торговли законодательством по-прежнему надежно «защищают» наш рынок от зарубежных участников. Ни один из зарубежных аукционных домов не проводит в России торгов. Ни Sotheby’s, ни Christie’s, никто. Даже Phillips, принадлежащий российской группе Mercury, торги в России не проводит. Если раньше такой вариант рассматривался хотя бы теоретически, то в свете экономических новаций о нем можно забыть. Но топовые аукционы хотя бы держат в России локальные представительства. А вот из галерей мировой известности (типа Gagosian) ни одна так и не открыла площадки в Москве. Этого не было сделано и в тучные времена, а теперь не стоит ждать и подавно. Хорошо это или плохо — можно спорить. Но понятно одно: ровно те же самые «правила игры», которые мешают иностранцам проникать на русский рынок, мешают развиваться и русским участникам рынка. Но вместо того, чтобы использовать хорошую возможность для роста (искусство стало в долларах дешевле), этот шанс благополучно упустили.
Как за год изменилось расположение аукционных домов в рейтинге по обороту? Состав участников остался прежним. И это уже хорошо, так как с 2013 года мы каждый год теряли бойцов (вспомним аукционы Галереи Леонида Шишкина, РАД, «Магнум Арс», ВЕАД и пр.). Вместе с тем все многолетние лидеры традиционных очных (то есть в зале) торгов снизили свою активность. «СОВКОМ» сократил число аукционов, а «Кабинетъ» и вовсе провел в уходящем году только одни специализированные торги живописью и переместился в конец таблицы. Зал как формат постепенно теряет привлекательность: пробки, время, парковки. Покупателей на стульях сильно не прибавляется, а большинство ставок на традиционных торгах все равно приходит дистанционно — по телефону и посредством Интернета.
Ниже мы публикуем рейтинг наших аукционов по обороту в долларах в 2016 году. Внимание: это только сегмент ИЗО — живопись, графика, скульптура. Без учета книг (а это в России очень мощный сегмент), без монет и ДПИ. Уже два года мы не публикуем точные цифры оборотов, а только места. По желанию участников и вообще от сглаза.
Рейтинг аукционных домов по годовому обороту в сегменте ИЗО*
2015 |
2016 |
1. VLADEY |
1. «СОВКОМ» |
2. AI Аукцион |
2. VLADEY |
3. «СОВКОМ» |
3. AI Аукцион |
4. «Кабинетъ» |
4. «Литфонд» |
5. «Три века» |
5. «Русская эмаль» |
6. «В Никитском» |
6. «В Никитском» |
7. «Русская эмаль» |
7. «Три века» |
8. «Литфонд» |
8. «Антиквариум» |
9. «Антиквариум» |
9. «Кабинетъ» |
Итого: $4 600 000 |
Итого: $6 600 000 |
*Ранжирование производилось на основании цен в долларах.
Что изменилось по сравнению с прошлым годом?
Тройка лидеров осталась прежней. При этом суммарно «СОВКОМ», VLADEY и наш AI Аукцион обеспечили 72 % аукционного оборота в 2016 году. По сути, эти три дома можно считать основным барометром в сегменте ИЗО.
Внутри первой тройки произошла ротация. В 2016 году с третьего на первое место прорвался старожил рынка аукционный дом «СОВКОМ». Произошло это главным образом за счет одних феноменально успешных торгов 20 октября 2016 года. Они запомнились многим куклами Хрюши и Степашки. Но кассу «СОВКОМу» сделали, конечно, совершенно другие вещи — Гелия Коржева, Ильи Машкова, Сергея Герасимова, братьев Ткачёвых, Александра Бенуа и др. Словом, одни только эти торги принесли выручку около $1,7 млн, то есть примерно 25 % годового оборота всего рынка. Против такого лома ни у кого приема не нашлось.
Лидер прошлого года, аукционный дом VLADEY тоже немного нарастил продажи. Основную кассу им сделали шестидесятники, а ультрасовременное искусство обеспечило хорошую статистику продаж в штуках. В частности, под конец года Владимир Овчаренко провел аукцион с результатом, за который в заморских странах принято давать белые перчатки: устроитель продал 100 % каталога аукциона бюджетного формата «Все по 100».
Наш AI Аукцион замыкает в этот раз первую тройку по обороту. Цифры в долларах остались на уровне прошлого года, с ростом в пределах 10 %. За год мы закрыли почти 50 аукционов по 20 лотов, со средним показателем продаж 60 % — выше среднего по рынку. Как и в прошлом году, мы единственные в России проводили аукционы каждую неделю, без перерывов на лето и другие праздники. Таким образом, все процессы, происходящие на рынке, мы наблюдали в динамике: не только как аналитическая организация, но и как торговый бизнес. И традиционно делимся своими наблюдениями.
Например, что мы заметили по структуре спроса по итогам 2016 года?
1. Цены практически полностью перешли под контроль людей с деньгами на руках. Арт-рынок 2016-го однозначно стал рынком покупателя. Бывают исключения, когда люди имеют серьезный бюджет, но не могут найти того, что нужно. Но это редкость. По своей практике мы видим, что в подавляющем большинстве случаев продавцы вынуждены двигаться навстречу покупателям, причем широкой поступью.
2. Бестселлерами аукционного рынка в сегменте ИЗО оставались произведения шестидесятников (и шире — неофициальное послевоенное русское искусство) стоимостью до 500 000 руб. и работы современных художников крепкого уровня в пределах 100 000 руб. Кроме того, повышенным интересом пользовались законченные работы первых имен во всех направлениях. Растущий интерес к шестидесятникам подтвердили и ноябрьские «русские торги» Sotheby’s, на которых коллекцию Бар-Гера русские раскупили по ценам, заметно превосходящим рыночные уровни.
3. Хуже всего продавались эскизы, наброски, любые незаконченные работы независимо от имени. Невысоким спросом пользовались произведения XIX века (за исключением первых имен), а также соцреализм среднего уровня. Спрос на работы многих современных художников встречал сопротивление уже на отметках 30 000–50 000 руб. и в целом был очень эластичен по цене.
4. Ликвидность стала фактором № 2, влияющим на решение о покупке. Раньше ведь мало кто думал, сможет ли он в случае чего быстро перепродать свое приобретение, хотя бы по меньшей цене. А теперь многие покупатели держат это в уме. Фактор хорошей ликвидности в перспективе ближайших трех лет прочно вытеснил в головах покупателей ожидания быстрого инвестиционного дохода. Ну а номером один для большинства наших покупателей сейчас стал самый иррациональный эмоциональный фактор: всё больше людей покупают потому, что «нравится так, что думать ни о чем другом не могу».
5. На аукционы стали чаще, чем в прошлом году, сдавать работы самого высокого уровня. Это может означать как минимум то, что дожидаться лучших времен у многих владельцев сил не осталось — это раз. Конъюнктура по целому ряду направлений (например, по русской классике XIX века) продолжает ухудшаться — это два. Временной горизонт экономического возрождения для людей не понятен — это три. Нынешний кризис на сколько — на 3 года или на 10 лет? Никто не знает. А Айвазовский даже на лондонских торгах за последние пять лет подешевел уже раза в три. На нашем внутреннем рынке вектор тот же. Лучше не становится. Продать классику в конце 2016 года за те же деньги было сложнее, чем в начале года.
6. Значительно повысилась сговорчивость продавцов, их готовность к компромиссу. Процесс осознания реалий развивался давно, но особенно отчетливо проявился в 2016 году. Одно дело читать абстрактные радужные статьи про рост рынка, а другое дело самому пройти путь продажи конкретной вещи. Нет, однозначно, сдатчики стали более трезво оценивать конъюнктуру. Мы связываем этого еще и с тем, что программная система онлайн-торгов позволяет владельцу самому видеть специфику спроса: сколько человек видело лот, сколько людей за него торговалось и до какой цены. Ситуация довольно прозрачная и располагает к взвешенным решениям.
7. Уже в середине 2016 года активизировались дилеры — стали покупать. Они не ввязываются в агрессивную борьбу. Покупают только по очень хорошим ценам. Причем не под конкретного клиента, а впрок. Их действия можно расценивать как добрый знак: профессионалы предчувствуют, что дальнейшего ухудшения и существенного падения цен, скорее, уже не будет. То есть сейчас они ставят на то, что время покупать пришло. Так и раньше было: примерно через полгода после начала роста покупательской активности начинали расти и цены.
Что самого дорогого из картин было продано на аукционах в России в 2016 году? Тут тоже сложно удержаться от сравнения с, как выясняется теперь, благополучным 2013 годом. Тогда, напомню, рекорд на рынке установила темпера Константина Юона «Рыночная площадь в Угличе». По тому курсу на «Русской эмали» за нее заплатили почти $2 млн (76 млн руб.). А в 2016 году самая дорогая работа была продана на «СОВКОМе». Это уже упоминавшаяся «Полка» Гелия Коржева, цена за которую на октябрьских торгах дошла до $340 000. На втором месте — картина Игоря Грабаря «Вид на Москву-реку» с мартовского «СОВКОМа» за $325 000. А на третьем — произведение Ильи Кабакова «Мальчик», проданное на VLADEY за $217 780 в пересчете с евро. Пусть в деньгах все три топ-лота в сумме не дотягивают и до половины докризисного Юона, но сегодня эти цены являются очень внушительными для внутреннего рынка. В 2016 году найти покупателя на картину дороже $100 000 было уже весьма амбициозной задачей. А уж $300 000 и вовсе стали достаточным бюджетом для хорошего Айвазовского с переплатой на Sotheby’s.
Самые дорогие произведения русского аукционного рынка
Внимательный читатель скажет: а что вы на одни только аукционы налегаете? Есть же еще галерейный и дилерский бизнес, где периодически проходят непубличные сделки на $200 000–500 000 (про $1 млн мы даже не заикаемся, потому что существование таких сделок на внутреннем рынке сегодня вызывает сомнения). Естественно, этот рынок есть. Чувствует он себя тоже неважнецки. А что касается оценки его размера, то эмпирическое правило таково: продажи аукционов умножить на 4. Это в здоровой ситуации. А ситуация сейчас нездоровая. Поэтому я бы для оценки в 2016 году умножал не на 4, а на 3. И таким образом, объем продаж всего арт-рынка России по итогам 2016 года можно осторожно оценить в $20–25 млн. Для сравнения: это примерно в 15 раз меньше, чем годовой рынок ставок на спорт в нашей стране.
Словом, с галереями или без, в любом случае остается констатировать, что в 2016 году арт-рынок России оставался крайне небольшим. Или, как скажут оптимисты, оставался рынком с огромным нераскрытым потенциалом. Отчасти это верно. Как верно, впрочем, и то, что помогать с раскрытием этого потенциала русским участникам рынка никто не собирается. В частности, в 2016 году чиновники под прикрытием патриотической риторики (любимая тема которой — защита культурного наследия), продолжили вводить новые усложнения процедуры экспорта для разрешенной к вывозу живописи, ухудшили условия ведения бизнеса и вызвали негативные экономические последствия для всего рынка. Вплоть до того, что в этом году нашим первым вопросом иностранным участникам аукциона стал не «How do you dо?», а «Видим, что вы делаете ставки, а как вы планируете забирать выигранный лот?». И это тоже можно записать в итоги года с большим знаком минус.
А что же записать по итогам года со знаком плюс? Кроме того, конечно, что всем основным игрокам рынка удалось этот год пережить. По мнению AI, главный пока позитив года — небольшой, но все-таки рост покупательской активности. Эта штука понадежнее всего прочего. В конце концов, рост рынка в деньгах — это результат нескольких штучных дорогих продаж (условных коржевых, грабарей и кабаковых). А вот рост доли проданных лотов и увеличение числа коллекционеров — это уже вещь фундаментальная. Во многом это стало результатом падения цен. В этом году мы увидели, как девальвация привлекла на аукционы людей, которые раньше не могли подступиться к хорошему искусству. Появились новые коллекционеры. Еще важнее, что появились новые покупатели из регионов (с которыми все удобно) и из-за рубежа (с которыми все неудобно). База покупателей постепенно расширяется, и это является фактором долгосрочной надежности бизнеса. Дальше цены могут подрастать и падать, но люди, почувствовавшие вкус к искусству, все равно останутся покупателями. Так что в 2017 год смотрим с умеренным оптимизмом. А в остальном обойдемся без детальных пророчеств. Хватит, мы пять лет назад уже написали прогноз, о том как собирались встретить 2017 год, — сейчас перечитывать его смешно и грустно. Теперь же мы консервативно надеемся хоть на какой-то рост, пусть и медленный. И если не прилетит какой-нибудь очередной экономический метеорит, то всё к тому пока и идет.
Владимир Богданов, AI
artinvestment.ru
О текущей ситуации на рынке живописи и графики
ARTinvestment.RU предлагает свою оценку происходищего на отечественном арт-рынкеДо недавних пор аналитики ARTinvestment.RU оценивали торговую ситуацию на внутреннем рынке по совокупности отзывов непосредственных его участников: ньюсмейкерами были другие, а мы собирали информацию, делали выводы и прогнозы. Помимо использования объективной аукционной статистики (которую наш портал сам ведет по внешнему и внутреннему рынку), ARTinvestment.RU всегда стремился получать дополнительную информацию из мира повседневной торговли искусством. На салонах и ярмарках мы регулярно опрашивали участников, в том числе «без протокола», беседовали с галеристами и дилерами — словом, суммировали мнения всех основных практикующих участников рынка живописи и графики. По результатам этих опросов читателям предлагалась «усредненная» картина мира разной степени оптимизма. И вот с оптимизмом в последнее время было неважно. Внимательные читатели заметили, что результирующие отчеты о последнем Антикварном Салоне и Салоне Изящных искусств мы решили вовсе не публиковать. Дабы не нагонять тоску.
Чтобы оценить объективность внешней информации и понять причины того, что сейчас происходит на рынке, нам не хватало только одного — самостоятельного торгового опыта. Вот он и появился в прошлом году с запуском собственного онлайн-аукциона ARTinvestment.RU. И этот опыт, надо сказать, кардинально противоречит мнению многих других участников рынка. Поразмыслив, мы решили изложить свою альтернативную оценку ситуации на внутреннем рынке искусства, для простоты представив ее в форме вопросов и ответов.
Можно ли сказать, что ситуация с продажами сегодня «убитая»?
Судите сами: на наших еженедельных аукционах продается в среднем 50–60 % лотов. И так все три последних месяца. Это нормальный, даже выше среднего, уровень покупательской активности для сегмента живописи и графики. В среднем по рынку очных аукционов эта цифра составляет 38 %. Наверное, в других условиях могло бы быть и лучше, но «убитой» такую ситуацию точно не назовешь.
Правда ли, что на рынке нет новых покупателей?
Жалобы на отсутствие новых покупателей противоречат тому, что мы наблюдаем собственными глазами. Они есть. Но только не те, кого обычно принимают в расчет. Например, мы с интересом отмечаем, что за купленные на нашем аукционе вещи расплачиваются не банкиры и бизнесмены, а врачи, менеджеры и вообще люди «мирных» профессий. Не бедные, но и не богачи. Среди них есть и те, кто только начинает коллекционировать или переключается с других направлений на живопись, — как раз те самые новые покупатели, новее некуда.
Можно ли сказать, что все проблемы с продажами объективны и возникают из-за депрессивной ситуации в экономике и политике?
Вялая ситуация в экономике точно не помогает. Но вместе с тем не стоит возлагать на нее все вину. Просто ситуация изменилась. И зря не все соглашаются на нее реагировать — в первую очередь признавать новый, более низкий уровень цен, на который готовы покупатели. Спрос есть почти на все, но по более низким ценам.
Все ли дело в ценах? Вот у нас на аукционе стартовые цены и вовсе 100 рублей. При этом все равно в среднем 40 % не продается. Чем это объяснить?
Тем, что резервная цена (минимальная согласованная с продавцом цена, по которой возможно заключить сделку) оказывается для текущей ситуации слишком большой. И при близком успехе продавец отказывается «подвинуться». Некоторым сдатчикам не удается объяснить, что нельзя ставить резервы на уровне сотбисовских рекордов. И на практике довольно часто до резерва остаются символические 1–2 шага. Это досадно, да и непонятно, ведь сделка расстраивается из-за каких-то 3–5 % цены. Но в целом наш опыт показывает, что покупатель есть на все, только по «правильным» ценам.
По отчетам AI с московских аукционов создается впечатление, что на книжном рынке бум, а на рынке изобразительного искусства жизнь не та. Может, всё потому, что живопись у нас не так уж любят?
Мы и сами долго ломали голову над этим феноменом. Но теперь обоснованно считаем, что при более гибком рыночном ценообразовании и дружественности продавцов процент продаж на аукционах живописи не уступал бы книжным торгам. Увы, пока до этого далеко. Но любовь к живописи тут ни при чем. Об этом свидетельствует и огромный интерес к важным выставкам в последнее время — очереди стоят. Итоги 2013 года еще не подведены, но в 2012 году, по данным The Art Newspaper, Эрмитаж посетило более 2,4 миллиона человек (это лишь немногим меньше чем посещаемость Орсе и Прадо), а Третьяковку — 1,4 миллиона. Кроме того, помимо государственных выставок в последние годы мы наблюдаем бум частных выставочных инициатив — так что упадка интереса к живописи нет.
Правда ли, что живопись сегодня сложно продать?
Это весьма распространенное опасение. Владельцы картин беспокоятся, сумеют ли они при необходимости быстро обратить картины в деньги. Все знают, что на обычном аукционе результата (не обязательно положительного) можно ждать месяца три: пока каталог верстается, время торгов подойдет. С галереей тоже все неопределенно. А вот быстрого варианта, как на бирже (выставил и продал по текущей рыночной цене), дескать, нет. На самом деле продать по рыночной цене можно довольно быстро. Например, за неделю на нашей аукционной площадке. Если выставить разумную резервную цену и ориентироваться именно на реальный спрос, то качественная живопись как актив вполне ликвидна.
Появились ли в последнее время на нашем рынке искусства какие-нибудь новые позитивные тенденции?
Явный рост интереса к выставкам мы уже отметили. Кроме этого, некоторые музейные структуры (например, ММСИ и ММАМ вместе с Phillips) начали собственные образовательные программы, направленные в том числе и на формирование новой волны образованных покупателей. В прошлом году появились новые аукционные дома, ряд их работает с ультрасовременным искусством. Пусть эти здоровые тенденции не сильно бросаются в глаза, но они, безусловно, являются индикатором позитивных для рынка искусства процессов.
Какое развитие ситуации на рынке живописи и графики в 2014 году мы считаем наиболее вероятным?
Экономическая ситуация не располагает к буму, но потребности покупателей не перестанут удовлетворяться. Жизнь не остановится. При этом и дальше будут расти требования покупателей к удобству покупки. Многие предпочтут не разыскивать материал по разным местам, как раньше, а получить предложение «на блюдечке». Да еще и иметь достаточно времени на принятие решения. И рынок в этом смысле будет идти за покупателем — цены должны сбалансироваться. Ну а в марте — апреле, если без форс-мажоров, может начаться постепенный рост цен, на это позволяет надеяться растущий с сентября график покупательской активности ARTIMXba.
Владимир Богданов, AI
artinvestment.ru
Рынок картин потряс 10-кратный скачок цен на «русского»
Недавние события показали, что в наступившем году можно ждать серьёзных изменений на российском арт-рынке. Во-первых, на молодом аукционе MacDougall’s в Лондоне полотно «русского американца» Николая Фешина «Маленький ковбой» при эстимейте 500–700 тыс. фунтов стерлингов ушло за баснословные 6,9 млн фунтов. Во-вторых, картину Ивана Айвазовского на тех же торгах не удалось продать. Такая же история произошла с известным маринистом и в России: новичку рынка Российскому аукционному дому (РАД) найти на него покупателя тоже не удалось. Что происходит с ценами на произведения русских художников, выясняла корреспондент «Нашей Версии».
На рынке произведений искусства в 2010 году было столько странных взлётов и провалов, что специалисты заговорили о новой тенденции: наиболее влиятельные покупатели теперь ориентируются не на принятую шкалу ценностей, а на «индивидуальную моду». Ещё одно изменение: несмотря на то что рынок быстро преодолел кризис и возвращается к показателям 2008 года, работы среднего уровня теперь спросом не пользуются. «Тенденция по всем секторам одна и та же: есть интерес, есть люди, готовые покупать, но берут либо что-то до 20 тыс. евро, чтобы просто на стенку повесить, либо уже абсолютно элитные работы, – поделилась директор аукционного дома MacDougall’s Екатерина Макдугалл. – Само по себе имя не гарантирует огромных цен, как это иногда бывало в докризисные времена. Сейчас покупатели чаще всего хотят покупать по серьёзным ценам лишь бесспорные шедевры художников с именем любого уровня».
Причём арт-дилеры использовали для этого хорошо известный приём: они сами у себя приобретали какую-нибудь работу на торгах, взвинчивая стоимость через подставных лиц, после чего при новых оценках художника все исходили из рекордных цифр. Сейчас в большой цене у коллекционеров Илья Репин, Василий Поленов, Константин Сомов, Николай Рерих, Михаил Клодт, а также Шильдер, Боголюбов, Орловский, Киселёв, Фёдоров, Крыжицкий, Судковский... Всего сотни две имён. Это хорошие музейные художники, но эксперты считают, что стоимость их работ сейчас невероятно завышена, так что периодически они вовсе не находят своего покупателя.
«Иван Айвазовский, я считаю, один из самых переоценённых художников, – рассказал президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра. – Он был такой отличный пиарщик в своё время и придворный художник и отлично продавался. Сейчас похожая история. Это абсолютно коммерческий художник. В последние годы цены на него подогревали три участника рынка, поэтому он пользовался неизменным спросом на всех аукционах. Уже давно непонятно, что именно принадлежит кисти Айвазовского. Для того чтобы его ученики заработали немножко денег, он ставил на их работах свою подпись. У меня даже была такая работа – подпись Айвазовского, а картина не Айвазовского. Такое тоже встречается. В итоге только официально подтверждённых работ Айвазовского в мире сейчас больше, чем он мог написать за свою жизнь. Плюс на рынке огромное количество подделок, что заставляет коллекционеров устремлять взгляд в сторону других авторов. Например, мне кажется, тот же Боголюбов гораздо лучший маринист, чем Айвазовский. К сожалению, большинство наших нуворишей до сих пор не очень разбираются в искусстве, поэтому часто покупают живопись, не особо разбираясь в тонкостях искусства. Им главное повесить картину на стену и потом гордо показывать друзьям».
Цены на «раскрученных» художников, считают эксперты, будут в ближайшее время корректироваться и снижаться. Им на смену придут новые имена. Аукционные дома это понимают, и каждый из них старается первым нащупать в русском искусстве конца XIX – второй половины ХХ века новую золотую жилу. Поэтому некоторые поговаривают, что продажа картины «Маленький ковбой» Николая Фешина – как раз один из таких пробных шаров. В России Фешин мало известен, ученик Репина до сих пор был популярнее в Америке, и, раскрутив его, можно получить хорошую прибыль. В каталогах русских торгов уже сочетаются классики и новые имена, поднявшиеся в топ недавно. Растёт спрос и на современное искусство. Интерес к нему объясняется тем, что оно доступнее для покупателей среднего класса, которые рассматривают его как неплохое вложение денег. Всё чаще российские коллекционеры обращают своё внимание и на произведения прикладного искусства – например, оружие.
versia.ru
Арт-рынок в 2015 году: инвестиционная привлекательность подтверждается
Текст: Ольга ГуроваИллюстрации: Вадим Семенов18.03.2016 13432Вышел в свет ежегодный отчет о состоянии арт-рынка, подготовленный компаниями Artprice и Art Market Monitor of Artron (AMMA) и опубликованный на сайте Artprice.com, крупнейшей онлайн-базе цен на искусство. По традиции, «Артгид» его внимательно изучил и делится самыми интересными фактами.
Картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия «O»)» (1955) стала самым дорогим произведением искусства 2015 года, проданным на аукционе. Она была приобретена на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 11 мая 2015 года за $179 365 000 (с учетом премии покупателя). Фото: © 2015 Estate of Pablo Picasso / Artists Rights Society (ARS), New York, courtesy Christie’s
Вступление. Общий обзор
Вышел в свет очередной ежегодный обзор мирового арт-рынка, представляемый компаниями Artprice и Art Market Monitor of Artron (AMMA). В целом авторы обзора констатируют стабилизацию западного арт-рынка и сжатие арт-рынка в Китае с небольшим подъемом в конце 2015 года. Арт-рынок подтвердил свою репутацию в качестве альтернативного вложения инвестиций, с формированием объема арт-аукционов в Европе и США в размере $11,2 млрд, в то время как общий объем мирового аукционного арт-рынка оценивается в $16,095 млрд.
За последнее десятилетие рынок искусства вырос на 212%. Этот рост был в значительной степени обусловлен его глобализацией, ростом и усилением спроса в его верхнем сегменте. В 2015 году на мировых арт-аукционах было выставлено на продажу 865 700 лотов, что на 3% больше, чем в предыдущем году. В то же время в 2015 году отмечено снижение выручки на глобальном аукционном рынке на 10,31%. После пяти лет лидерства Китай уступил первое место США, несмотря на стабилизацию в конце 2015 года. На третьем месте — Великобритания, увеличившая объем своего арт-рынка за последние 10 лет в два раза. В то же время Лондон стал городом со вторым объемом арт-рынка, здесь генерируется до 19% аукционного оборота мирового искусства. На первом месте по-прежнему Нью-Йорк с 37% мирового оборота.
Одним из источников устойчивости арт-рынка стал музейный бум: ежегодно в мире открываются до 700 новых музеев. «Индустрия музеев» стала глобальной экономической реальностью XXI века. Между 2010 и 2014 годом было открыто больше музеев, чем за два предшествующих столетия. В мире появляется все больше частных музеев современного искусства — сейчас их насчитывается 317. Музеи играют все большую роль на арт-рынке: каждый стремится приобрести «свою “Мону Лизу”», чтобы оправдать собственное существование. Именно это приводит к взрывному росту стоимости самых ценных аукционных лотов: в 2015 году впервые в истории цена сразу на три лота превысила $140 млн. Так, ведущий китайский коллекционер Лю Ицянь приобрел за $179 млн на аукционе Christie’s картину Амедео Модильяни «Лежащая обнаженная» — эта покупка должна придать особый блеск частному музею изобразительного искусства «Лун», который он планирует открыть в Шанхае. Для новых музеев покупка полотен Гогена, Ван Гога или Модильяни является запланированной экономической стратегией, гарантирующей международное внимание и рост посещаемости.
В сегменте самых дорогих лотов доминируют аукционные дома Christie’s и Sotheby’s — они выручили $9,5 млрд за продажу всего лишь 34 тыс. лотов, что составляет 7% транзакций на мировом арт-рынке. Более половины выручки приходится на 1000 самых дорогих лотов, которые эксклюзивно продаются на крупных аукционах в Лондоне и Нью-Йорке. Чтобы удовлетворить спрос в этом сегменте, ведущие аукционные дома должны предлагать работы самого высокого качества, давно не появлявшиеся на международных торгах и являющиеся с точки зрения инвестиций «голубыми фишками». Такие требования приводят к тому, что ведущие аукционные дома, особенно Christie’s, организуют отдельные аукционы, не привязанные к каким-то определенным периодам в истории искусства и объединяющие небольшое количество работ самого высокого качества, созданные в различные эпохи.
Еще одним важным фактором стало глобальное проникновение в повседневную жизнь интернета. Из существующих в мире 4500 аукционных домов 95% присутствуют в интернете (в 2005 году таковых было 3%). В последнее время фактором, побуждающим менять аукционный бизнес, становится также мобильный интернет. Влияние интернета стало необратимым, после того как на арт-рынок вышло поколение «серебряных серферов» — коллекционеров старше 50 лет с высокой покупательной способностью, в настоящее время являющихся основными покупателями на рынке искусства. Это поколение выбрало интернет в качестве основной площадки для исследования арт-рынка с помощью мобильных гаджетов, идеально соответствующих их образу жизни. Исследования, проведенные в 2016 году, показали, что наиболее активными пользователями мобильного интернета являются люди старше 50 лет из высших социопрофессиональных страт.
Среди факторов, способствующих сохранению высокого уровня цен на искусство, авторы обзора указывают на географическое расширение глобального арт-рынка, постоянное расширение дистрибуционной сети основных аукционистов, финансиализацию (растущую роль финансовых факторов) рынка искусства, приобретение искусства как символа определенного статуса, исторически низкие процентные ставки, растущий интерес СМИ к искусству, да и любовь к искусству саму по себе. Кроме этого, появление информационных баз данных об арт-рынке увеличивает доверие покупателей, которым ранее приходилось полагаться лишь на мнение экспертов.
Авторы обзора отмечают, что в 2015 году аукционному дому Phillips удалось окончательно утвердиться в качестве полноправного игрока в верхнем сегменте арт-рынка, где он смог слегка потеснить Sotheby’s и Christie’s. Используя представительство в двух крупнейших аукционных центрах Нью-Йорке и Лондоне, Phillips смог всего за пять лет удвоить свой оборот (благодаря специализации в области современного искусства) и переместиться на пятое место в мировом рейтинге аукционных домов, обогнав исторический аукционный дом Bonhams. Также Phillips смог провести удивительно успешную кампанию по привлечению на рынок новых коллекционеров. Что касается китайских аукционных домов, то по-прежнему четыре из них входят в мировую десятку, а Poly International занимает третье место.
Рыночные тренды в 2015 году
Западный арт-рынок укрепляется, а китайский стабилизируется Учитывая общую нестабильность в мировой экономике и финансах, результаты аукционных торгов на Западе остаются устойчивыми, в то время как китайский рынок демонстрирует падение оборота. В целом глобальный арт-рынок в 2015 году показал оборот в размере $16 млрд в сравнении с $17,9 млрд в 2014 году. Значительное падение было связано с корректировкой китайского рынка искусства, который, тем не менее, к концу года начал показывать признаки стабилизации. На долю западного рынка стабильно приходится $11,2 млрд, в то время как китайский рынок (включая Гонконг и Тайвань) упал с $6,6 млрд до $4,9 млрд. Однако, если рассматривать развитие китайского арт-рынка на протяжении последних лет, его объем за последние восемь лет увеличился на 305%. Кроме того, китайские коллекционеры обеспечили несколько топовых результатов на ведущих аукционных торгах 2015 года, в частности рекордную продажу «Лежащей обнаженной» Амедео Модильяни. Особо привлекательным западный рынок делает исключительное качество предлагаемых на нем произведений современного искусства, привлекающих покупателей со всего мира. 2015 год стал рекордным с точки зрения продажи лотов ценой более $1 млн в сегменте искусства модернизма — 622 лота, в сегменте послевоенного и современного искусства число таких лотов составило 483. В сегменте работ старых мастеров, где покупатели постоянно требуют работ музейного качества, таких лотов оказалось всего 69, этот сегмент оказался наиболее доступным сегментом западного арт-рынка: 77% лотов на нем было продано по ценам дешевле $5 тыс.
Сегментный анализ арт-рынка
Рынок старых мастеров становится все более скудным Продажи в сегменте старых мастеров (художников, родившихся до 1760 года) все более и более сокращаются на западных аукционах: с $549,5 млн в 2005 году до $538,3 млн в 2015-м. Главным образом это является следствием дефицита на рынке высококачественных работ, а также того, что этот рынок меньше подвержен моде и спекулятивным покупкам, чем более поздние художественные периоды. С каждым годом все труднее получать на продажу работы музейного качества, поскольку и музеи, и частные коллекционеры очень неохотно с ними расстаются. Эксперты считают, что если бы картина Рубенса «Избиение младенцев», проданная в 2002 году за $76,6 млн, попала на аукционные торги сейчас, она легко преодолела бы рубеж в $100 млн. Тем не менее шедевры прошлого, появляющиеся на арт-рынке, выглядят недооцененными: так, выставленная в 2015 году на аукционе Sotheby’s картина Лукаса Кранаха «Уста истины» была продана за $14,4 млн, что стало бы заурядной ценой за лот на аукционе современного искусства. В то же время китайский рынок местного искусства этого периода продолжает быстро расти.
Неудовлетворенный спрос на искусство XIX века Спрос на работы этого периода аналогичен спросу на работы старых мастеров: большая часть шедевров находится в музеях или старых частных коллекциях, хозяева которых очень неохотно расстаются со своими сокровищами. В случае если действительно важная работа этого периода попадает на аукцион, в ней оказываются заинтересованными коллекционеры со всего мира.
Рекорды искусства модернизма 2015-й был историческим годом для сегмента искусства модернизма (художники, рожденные между 1860 и 1920 годами) — аукционная выручка в нем впервые составила $5,2 млрд, были установлены новые аукционные рекорды для работ Пикассо, Джакометти и Модильяни. Также были значительные продажи работ Густава Климта и Казимира Малевича. Искусство модернизма продолжает оставаться крупнейшим сегментом западного арт-рынка, давая 41% от всех проданных лотов и 47% общей выручки, опережая сегменты современного и послевоенного искусства, взятые в совокупности (35% оборота на Западе и 38% проданных лотов).
Послевоенное искусство: рост на 308% за десять лет Сегмент послевоенного искусства (художники, рожденные между 1920 и 1945 годами) уступает по объему только сегменту искусства модернизма, давая четверть аукционного оборота на Западе ($2,8 млрд). Наибольшее число проданных работ приходится на живопись (около 80% всего оборота). В 2015 году на западном арт-рынке не менее 318 лотов послевоенного искусства было продано более чем за $1 млн каждый. Это всего лишь 0,35% от всех выставленных лотов, но они дали 60% всей выручки. Четыре работы (Роя Лихтенштейна, Сая Туомбли, Энди Уорхола и Люсьена Фрейда) были проданы дороже $50 млн. За последние десять лет этот сегмент арт-рынка вырос на 308%, единственной женщиной-художницей, вошедшей в топ-50 самых продаваемых послевоенных художников, оказалась Яёи Кусама.
Современное искусство: транзакции выросли на 1200% за 15 лет Хотя результаты в этом сегменте упали по сравнению с рекордным 2014 годом, тем не менее за последние десять лет он вырос на $1 млрд. На Западе в прошлом году было продано 45 600 современных произведения искусства, что в четыре раза больше, чем в 2005 году, общая выручка составила $1,2 млрд по сравнению с $93 млн в 2000 году. Однако почти половина оборота 2015 года была получена от продажи работ всего десяти художников с исключительно высоким рыночным потенциалом. Это в основном европейские и американские художники: Жан-Мишель Баскиа (годовой оборот $132,3 млн), Кристофер Вул ($113,9 млн), Джефф Кунс ($56,7 млн), Питер Дойг ($47,6 млн), Мартин Киппенбергер ($40 млн), Рудольф Штингель ($30 млн), Ричард Принс ($29,2 млн), Ёсимото Нара ($29 млн), Деймиан Херст ($24,6 млн) и единственный китаец в этом списке Цзэн Фаньчжи ($23,4 млн). Самыми молодыми современными художниками, которым удалось пересечь черту в $1 млн, стали родившиеся в 1968 году Крис Офили и Марк Гротьян, за которыми стоят галереи Чарльза Саатчи и Ларри Гагосяна соответственно.
Новые тренды арт-рынка в 2015 году Наряду с растущими ценами на работы корейских художников, участников арт-движения «Дансаэква», одним из главных трендов на западном арт-рынке стала значительная переоценка послевоенных итальянских художников. Произошло значительное увеличение спроса на работы итальянских мастеров этого периода, особенно Лучо Фонтаны и Альберто Бурри. В значительной степени это связано с новым итальянским законодательством, которое может в ближайшие годы сильно усложнить вывоз из Италии работ этого периода. Также отмечен рост интереса к новым или ранее неизвестным латиноамериканским художникам, таким как Вифредо Лам, Леонора Каррингтон, Роберто Матта и др. Одной из причин этого стали прошедшие в последние годы выставки и ретроспективы в ведущих музеях современного искусства (Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Тейт Модерн, Центре Помпиду и др.). Среди других художников, работы которых вызывали постоянный интерес в 2015 году, отмечают франко-китайских художников XX века, живших в Гонконге, Пекине и Париже, — Чжао Уцзи, Чжу Дэцюня, Сан Ю и пр.
Искусство по любым ценам — доступные финансовые инвестиции За 2015 год на мировой аукционный арт-рынок было выставлено 865 700 лотов, в том числе 564 000 на западный арт-рынок, из них по разным причинам не нашла своих покупателей примерно треть. Оставшиеся 351 000 лотов была продана по ценам от $5 до $179 млн. Другими словами, мировой арт-рынок покрывает абсолютно все ценовые категории. И хотя самые престижные арт-аукционы, привлекающие наибольшее внимание СМИ, недоступны для большинства покупателей, каждый может найти для себя что-то на арт-рынке. Три четверти рынка фотографий, рисунков и литографий покупаются по ценам ниже $5 тыс., в то время как 75% картин и скульптур уходит с аукциона дешевле, чем за $7,2 тыс. Таким образом, арт-рынок имеет сложную структуру: наибольшее число лотов продается по относительно доступным ценам, но они имеют низкую экономическую значимость, в то время как сегмент работ с ценами выше $20 тыс. составляет новую категорию финансовых активов известную под названием «искусство как инвестиция». Живопись продолжает доминировать на арт-рынке, на нее приходится 42% покупок в нижнем и среднем ценовых сегментах и две трети самого дорогого ценового сегмента. В самом дорогом ценовом сегменте за ней следуют скульптура (16%) и рисунки (8%). Графика и принты представляют наиболее доступный сегмент арт-рынка: 95% подобных лотов уходит с аукционов по ценам ниже $10 тыс. Фотография занимает промежуточное место между «оригинальными» и «тиражными» работами, что отражается в ее ценовой структуре. Небольшая часть фоторабот продается за сотни тысяч или даже миллионы долларов, в то время как 85% работ уходят по ценам ниже $10 тыс.
При покупке работ дороже $20 тыс. в расчет в первую очередь принимаются соображения долговременных инвестиций. Одним из примеров наиболее удачных вложений следует признать рисунок Сальвадора Дали «Градива» (1933). Купленный в 1995 году бывшим исполнительным директором Sotheby’s Альфредом Таубманом за $55 тыс, в 2015 он был продан на аукционе Sotheby’s за $1,21 млн, что дало прибыль в 2100% за 20 лет.
Таким образом, инвестирование на арт-рынке требует специальной стратегии и специализированного финансового менеджмента, люди или команды, занимающиеся такого рода транзакциями, получили название art flippers. Конечно, на этом можно и потерять, особенно если вы не имеете доступа к информации о ценах и качестве работ. В качестве примера можно привести работу Андреса Серрано «Черный Иисус» (2010), приобретенную в 2010 году на Christie’s за $110 тыс. и проданную в 2015 году за $32 тыс. Однако, в целом, работы из ценового сегмента от $20 тыс. до $100 тыс. дают среднегодовой доход в размере 9,6% со средним периодом владения десять лет. Наибольшее внимание продолжает приковывать самый дорогой сегмент арт-рынка, в 2015 году всего 160 работ было продано по ценам, превышающим $10 млн, на которые пришлось всего 0,04% проданных лотов.
География арт-рынка С точки зрения географии на арт-рынке продолжает лидировать триумвират США-Китай-Великобритания, дающий 87,5% вторичного арт-рынка ($14 млрд из $16 млрд). В 2015 году лидерство вернули себе США, на которые пришлось 38% выручки и 12% проданных лотов. Интересно, что свой вклад в рост американского арт-рынка внесли покупатели из Китая, обеспечившие 9% роста. В то же время испытавший 27% спад китайский арт-рынок сейчас дает 30% мировой выручки. На третьем месте Великобритания с 19%, за ней следуют Франция, Германия, Италия, Швейцария, Австрия, Австралия и Южная Корея, вошедшая в десятку и обогнавшая Нидерланды, Японию и Бельгию. Нью-Йорк и Лондон также продолжают доминировать на мировом арт-рынке: на них приходится 57% мировой аукционной выручки ($9,2 млрд) и 20% лотов, проданных во всем мире, в то время как на Париж приходится всего 3% мировой выручки.
Уникальный арт-рынок Китая Китайский арт-рынок в 2015 году сократился до $4,859 млрд, доля страны на мировом арт-рынке также упала с 37,22% в 2014 до 30,19% в 2015 году. При этом растет поляризация китайского арт-рынка: самый дорогой сегмент продолжает вызывать большой интерес покупателей, в то время как средний и нижний сегменты испытывают сильные флуктуации. Если в 2014 году самый дорогой сегмент с работами дороже $1 млн занимал 10,55% китайского рынка, то в 2015 году уже 35,79%. В остальных сегментах произошел крутой спад, особенно это касается работ в диапазоне от $50 тыс. до $500 тыс.: продажи здесь упали на 5,7%. Как отмечают эксперты, «рынок требует “двух великих” — великую работу великого художника». Единственным региональным рынком Китая, показавшим рост, стал рынок Гонконга, увеличивший выручку на $91,75 млн и занявший второе место, в то время как Пекин остается лидером китайского арт-рынка, несмотря на спад в 33%. Серьезный спад постиг рынок традиционной китайской живописи и каллиграфии, оборот в котором сократился на 29,21% по сравнению с 2014 годом. Рынок китайского современного искусства был не столь подвержен флуктуациям, хотя тенденция на спад также была вполне определенной: оборот сократился на 16,91% к 2014 году. В этих условиях китайские аукционные дома пытаются перестроить свои подходы и диверсифицировать аукционную торговлю. Аукцион China Guardian начал проводить специализированные аукционы, посвященные определенной теме, аукцион Poly International направил свое внимание на работы молодых художников и абстрактное искусство. Внимание покупателей сместилось от известных современных художников Китая к новым именам, не связанным с предыдущим «пузырем цен» на рынке.
Ведущие художники мирового арт-рынка в 2015 году Ведущие топ-10 художников с наибольшим рыночным потенциалом собрали в 2015 году на аукционных торгах более $3 млрд, или 18% мирового оборота арт-рынка, что на $500 млн больше, чем в 2014 году. 2015 год принес новые аукционные рекорды для работ Пикассо, Модильяни, Джакометти, Туомбли, Фонтаны и Лихтенштейна. Еще одной особенностью 2015 году стало полное отсутствие в топ-10 художников из Китая и женщин. Три работы были проданы по цене превышающей $100 млн: это «Алжирские женщины» Пабло Пикассо ($179,4 млн, Christie’s), «Указующий мужчина» Джакометти ($141,2 млн) и «Лежащая обнаженная» Модильяни ($170,4)
Топ-50 самых продаваемых художников 2015 года и их общая аукционная выручка в 2015 году
В списке топ-500 самых продаваемых художников также присутствуют несколько художников, связанных с Россией: Марк Шагал (23-е место, $97,78 млн), Казимир Малевич (30-е место, $80,31 млн), Василий Кандинский (55-е место, $44,35млн), Алексей Явленский (176-е место, $10,3 млн), Зинаида Серебрякова (278-е место, $6,61 млн), Александр Архипенко (365-е место, $4,84 млн), Александр Дейнека (467-е место, $3,45 млн).
artguide.com
Особенности арт - рынка России - Коммерция в искусстве
11.09.2011 22:00
Автор: А. СаркисянцАрт-рынок в России только начинает формироваться, и специалисты не спешат называть его надежным. Во-первых, потому что российская инфраструктура пока недостаточно развита: в отличие от зарубежной практики у нас все еще остается место для развития и формирования компаний, специализирующихся на создании арт-индексов, рейтингов и организации аукционов. Во-вторых, потому что до сих пор операции на российском рынке сопряжены с множеством рисков: слишком высок процент подделок как среди русской "старины", так и среди авангарда. В-третьих, по сравнению с европейскими странами и США оборот искусства в нашей стране ничтожен, рынок по сути до сих пор остается теневым. Наибольший импорт в Россию был достигнут в 2004 - 2005 годах (6,6 млн евро и 12,2 млн евро соответственно), что связано с отменой в 2004 году 18%-ной пошлины на ввоз предметов искусства частными лицами. Наибольший экспорт - в 2002 году - составил 6,5 млн евро. Но постепенно арт-рынок России приближается к западным стандартам.
"Русский бум" начался еще в конце 80-х прошлого столетия, и в первую очередь это касалось изобразительного искусства. Работы российских художников вывозились на выставки, скупались иностранными галереями и даже музеями, причем по очень высокой цене, часто открывающей художнику путь на Запад. За последнее десятилетие в торговле русским антиквариатом за пределами России произошли существенные изменения - как качественного, так и количественного характера. Одним из показателей качества является выход торговли отечественным антиквариатом за рамки русского авангарда, икон и Фаберже.
При этом продажа произведений русского искусства перестала быть монополией Sotheby's и Christie's, сохраняющих лидирующее положение на рынке русского антиквариата, однако сфера их деятельности в этом секторе постоянно сужается в результате возрастающей активности в нем таких аукционных домов, как шведский Bukowskis, австрийский Dorotheum, французские комиссары-призеры (commisaires-priseurs), швейцарский Galerie Koller, французский Phillips. Последний, например, одной продажей Малевича в мае 2008 году перекрыл оборот всех перечисленных выше аукционных операторов русского рынка на Западе вместе взятых.
Статистика продаж русского искусства в 2003 и 2008 годах
Участник рынка | Объем продаж в 2008 г., млн долл. | Рост объемов продаж по сравнению с 2003 г., % |
Sotheby's | 180 | 360 |
Christie's | 145 | 639 |
К сожалению, в большей степени торгуется и остается русское искусство пока на Западе. Это связано с не до конца продуманной законодательной базой в России и сопутствующими издержками при ввозе предметов искусства на территорию страны. Помимо этого, большинство антикваров не стремятся к легализации рынка, и значительная часть совершаемых на рынке сделок не фиксируется: коллекционеры опасаются раскрывать информацию о своих собраниях.
Еще одним показателем развития российского арт-рынка является возникновение специальных финансовых и банковских услуг в области хранения и оборота произведений искусства, а также кредитования под их залог. Выход ряда банков в данный сегмент рынка свидетельствует о коренных преобразованиях российского рынка искусства и о значительном повышении его инвестиционной привлекательности. Кроме того, не стоит забывать о не так давно созданном арт-индексе ARTIMX, более подробно о котором мы поговорим ниже.
С 1991 г. в России проводятся регулярные аукционы антиквариата. Лицензии на торговлю антиквариатом имеют 140 фирм в 20 российских городах. Антикварные империи Sotheby's и Christie's в последние годы ввели должности директоров по проектам с Россией. В русских видят будущих клиентов самых дорогих западных аукционов. Не случайно эти известные аукционные дома перед тем как устраивать торги где-нибудь в Нью-Йорке или Лондоне, нередко привозят сначала в Москву выставку картин художников с мировым именем. Стоимость каждой из них зашкаливает за несколько миллионов долларов. Однако пока наибольшим спросом у отечественных коллекционеров и инвесторов пользуются национальные художники.
Давид Бурлюк. Натюрморт с цветами.
В феврале 1998 г. в Москве на публичных торгах аукционного дома "Гелос" была продана картина В. Кандинского за 1,1 млн долл. Был побит рекорд 1993 г., поставленный на аукционе "Альфа-Арт" картиной "Витязь на распутье" В. Васнецова, проданной за 100 тыс. долл. В то время это был ошеломляющий успех, и "Витязь на распутье" попал в международный аукционный справочник "Майер". Но провал аукциона "Альфа-Арт" в 1995 г., на котором непроданным оказался исторический раритет - "Портрет Николая II" И. Репина, украшавший до революции зал заседаний Государственного совета, внес свои коррективы в представление о рынке. Ничего подобного этому репинскому полотну никогда не появлялось на российском антикварном рынке, даже специалисты Третьяковской галереи не знали о существовании картины. С тех пор "Альфа-Арт" занимается исключительно галерейной продажей. Из аукционных домов выжил только "Гелос", который и занял лидирующее положение на антикварном рынке.
Этот пример заставил задуматься над тем, как велики в России в отличие от Запада риски инвестиций в крупные, а значит, дорогие произведения искусства. Самой большой ликвидностью сегодня обладают работы, цена которых не превышает 10 тыс. долл.
Совсем недавно никому не приходило в голову сопоставлять результаты торгов российских фирм и знаменитой Sotheby's, существующей более 250 лет. Даже успешные аукционы "Альфа-Арт" приносили около 200 тыс. долл. А сегодня итоги торгов "Гелоса" уже вполне сопоставимы с итогами продаж русской коллекции Sotheby's. Результатом десятилетнего существования "Гелоса" на рынке был юбилейный аукцион, итоги которого превзошли все ожидания - 3,5 млн долл. В это же время свои торги русского искусства провел в Лондоне Sotheby's, общая сумма которых составила 5,5 млн долл. Более того, сравнение рекордов цен двух этих аукционов удивит всех знатоков антикварного рынка. Самая дорогая картина в Sotheby's - "Пейзаж" И. Шишкина, 100 тыс. фунт. стерл. (165 тыс. долл.), в "Гелосе" - "Портрет жены" В. Кандинского, 1,1 млн долл.
Повторные продажи русских художников в 2007 - 2009 годах
Художник | Название | Цена продажи,евро |
Дата продажи |
Цена продажи,евро |
Дата продажи |
Прирост стоимости,% | Доходность,% годовых |
Петр Кончаловский |
"Цветы на розовом" |
495 286 | 26.05.2004 | 1 205 775 | 24.11.2008 | 243 | 54 |
Иван Айвазовский |
"Вид Константинополяв лунном свете" |
112 000 | 21.05.2008 | 212 833 | 24.11.2008 | 190 | 380 |
Леопольд Сюрваж |
"Композиция с цветами" |
7 800 | 19.06.2007 | 32 400 | 27.11.2008 | 415 | 277 |
Давид Бурлюк |
"Натюрморт с цветами" |
14 000 | 29.09.2007 | 39 925 | 04.10.2008 | 285 | 285 |
Юрий Анненков |
"Портрет Александра" |
147 647 | 05.10.1989 | 2 787 000 | 15.10.2007 | 1 888 | 105 |
Хаим Сутин | "Человек красным платком" | 2 115 248 | 09.12.1997 | 11 840 400 | 05.12.2007 | 560 | 56 |
В настоящий момент не так важно найти хорошую картину - куда труднее найти хорошего покупателя, чтобы держать высокие цены. В этом московском рекорде отразилось правило универсального характера: на внутренних рынках национальное искусство ценится дороже, чем на внешних. Вот почему Sotheby's и Christie's имеют свои отделения в десятках стран мира и устраивают аукционы изделий из жадеита в Гонконге, итальянской мебели - в Италии, дельфтской керамики - в Амстердаме, живописи викторианской эпохи - в Лондоне, американского поп-арта или голливудских плакатов - в США и т.д.
Стабильность высоких цен на русское искусство в России способна больше, чем какие-либо запретительные меры, остановить контрабандный вывоз антиквариата за границу. И уже сегодня можно говорить о значительном количестве мелкого и среднего антиквариата, который ввозят в Россию из-за границы торговцы, коллекционеры и просто любители искусства. Однако наивно рассчитывать на то, что в результате этого обратного потока Россия обогатится шедеврами национальной живописи и из частных коллекций Запада выйдут на свет какие-то неведомые полотна, подобные "Боярыне Морозовой" Сурикова или "Последнему дню Помпеи" Брюллова. Русская живопись XVIII - XIX вв. - предмет нашей национальной гордости - никогда не входила в круг коллекционерских интересов ни в Европе, ни в Америке. Вот почему в таких мировых музеях, как Лувр (Париж), Прадо (Мадрид), Национальная галерея (Лондон), и других нет коллекций русской живописи. В частных собраниях ее также очень мало, и очевидно, что русский рынок на Западе мелеет, все меньше даже на крупных аукционах попадается ценных картин русских художников.
ЮРИЙ АННЕНКОВ Портрет Александра Николаевича Тихонова. 1922 Холст, масло, коллаж, стекло, дверной звонок, штукатурка. 67 х 58
В контекст мировой истории живописи поставлена только икона и русский авангард. Список книг и статей, посвященных иконе и авангарду, западных исследователей намного превышает количество трудов отечественных ученых. И если за картины Левицкого западные коллекционеры 5 - 6 лет назад платили 3 - 4 тыс. долл., за пейзажи Айвазовского - не более 20 тыс. долл., то в иконы, картины Поповой, Экстер, Малевича и Кабакова они готовы были вкладывать сотни тысяч долларов. Однако скандалы и даже судебные процессы, связанные с выходом на рынок большого количества фальшивок в 80 - 90-х гг., подорвали у коллекционеров доверие и к иконе, и к авангарду. Сегодня это минное поле антикварного рынка, на котором способны действовать успешно только большие профессионалы.
Наши ожидания на возвращение из-за границы национальных ценностей могли бы быть оправданы только по отношению к декоративно-прикладному искусству. Известно, что в 20 - 30-е гг. советское правительство, нуждаясь в валюте, вывозило на Запад имущество царских дворцов: великолепную мебель, художественную бронзу, столовое серебро, фарфор, изделия фирмы Фаберже. С 30-х гг. вплоть до Второй мировой войны и даже в первые послевоенные годы цены на антикварные произведения искусства в России были баснословно низкими. Разоренная интеллигенция несла на рынок накопленное семьей за десятки лет. В Торгсине драгоценные камни, фарфор и утварь из серебра с двуглавыми орлами продавались за сотую долю их стоимости. Девяносто процентов покупателей были иностранцы. Некоторые дипломаты отправляли целые пульманы, наполненные антиквариатом. Все это разбрелось по миру, осело в музеях, во дворцах, и только иногда отдельные предметы мебели, вазы, столовые сервизы из Павловска, Петергофа, Аничкова дворца появляются на аукционах или в престижных галереях, но они стоят чрезвычайно дорого. Так, каминные часы из серебра фирмы Фаберже из голубой гостиной Аничкова дворца были проданы в 1996 г. в Нью-Йорке на аукционе Christie's за 1,5 млн долл.
Сегодня в стране существуют три крупные ярмарки: Российский антикварный салон, славящийся демократичными ценами, элитарный Московский международный художественный салон, специализирующийся на живописи и предметах антиквариата, и международная ярмарка "Арт Москва", торгующая исключительно современным искусством.
Роковая Гончарова: величайшее открытие или передел рынка → |
Добавить комментарий
hallart.ru
рынок Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#40148782 - Market boot with objects beeing selled at the weekend flea market..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#39197614 - Market Research Business Percentage Research Marketing Strategy..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#23174134 - Beautiful snowy winter scenery of Christmas holiday fair at the..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#33473501 - Friends drinking mulled wine and eating crystalized appels on..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#45719905 - Landscape composition with Christmas market, street food carts,..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#11645994 - Image of several baskets full of fresh vegetables
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43982069 - A hand is drawing a growing line graph on the glass screen. New..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46724770 - stock market concept , stock market crash
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#39803255 - Bear market correction financial business concept
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31307899 - Financial Crisis
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#32794943 - Market stall with variety of organic vegetable.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37290524 - A display of daily stock market price and quotation
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31652509 - close up of a hand, looking on a flea market for clothes.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36003274 - natural food. tractor and agriculture on a white background...Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#50645187 - chart and calculator show success at stock market
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#42131745 - Female Customer Shopping At Farmers Market Stall
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#41522100 - Gold coins with financial stock market data
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#9378606 - fresh organic vegetables eco food on market
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com