ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА — РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ КОРЗУХИН АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ. Картины корзухина
Художник Корзухин А.И. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники
Алексей Иванович Корзухин родился 11 марта 1835 года в селе Уктус Пермской губернии. Его отец был крепостным промывальщиком золота. Способности к рисованию у мальчика проявились еще в ранние годы. Он брал уроки рисования у местных иконописцев, писал портреты родственников. Корзухин в этот период принимал участие в создании икон для Преображенской церкви. На талантливого мальчика обращает внимание С.Ф. Глинка, начальник горного завода. Он устраивает Алексея в Горное училище.
Чтобы развить свои способности и получить систематическое образование в области живописи, в 1857 году Корзухин приезжает в Санкт-Петербург. Через год он поступает в Академию художеств. Обучение здесь продолжится до 1863 года. В 1861 году за полотно «Пьяный отец семейства» начинающий художник был награжден малой золотой медалью.
Впереди была борьба за большую золотую медаль, но Корзухин принял решение участвовать в так называемом «бунте четырнадцати». Это событие было связано с тем, что 14 выпускников Академии отказались писать выпускную работу на предложенную руководителями тему. Корзухин, последовав примеру своих товарищей, покидает Академию и участвует в создании Санкт-Петербургской Артели художников. До того момента, как это общество распалось, Корзухин остается одним из самых деятельных его участников.
На протяжении всего своего творческого пути художник развивает заинтересовавшую его тему: он изображает крестьян и их быт во всех деталях. Примерами подобных работ стали картины «Перед исповедью», «Птичьи враги», «В монастырской гостинице».
В 1865 году картина «Поминки на деревенском кладбище» принесла Корзухину звание художника первой степени, затем, благодаря работе «Возвращение отца семейства с ярмарки», он стал академиком.
Корзухин был активным членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок, с 1870 года он постоянно принимал участие в проходящих выставках. В период с 1875 по 1877 год Корзухин участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя. Также художник расписывал и другие храмы.
Корзухина отличало умение правдиво и точно изобразить характерные типы крестьян, купцов. Всех героев художник умело объединял композицией полотна. Наиболее удачными работами Корзухина стали картины «В воскресный день», «Возвращение извозчика из города», «Разлука».
Тяжелое впечатление произвело на художника убийство Александра II, свидетелем которого Корзухин невольно стал. Это событие подорвало его здоровье, однако до конца своих дней художник продолжал активную работу.
Корзухин умер 18 октября 1894 года в Санкт-Петербурге.
Лучшие картины Корзухина А.И.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Художник Алексей Иванович Корзухин - История и этнология. Факты. События. Вымысел.
Цитата сообщения Бахыт_СветланаАлексей Иванович Корзухин,участник «Бунта четырнадцати"Алексей Иванович Корзухин (1835 -1894) - живописец, жанрист
Алексей Иванович Корзухин родился 11 (23) марта 1835 года в поселке при Уктусском заводе, находившемся в окрестностях Екатеринбурга.
Вот в этом доме, который в наше время находился на ул. Гастелло до 1992 года.
Родители Алексея Корзухина были горнозаводскими крестьянами или, что понятней, крепостными рабочими на одном из рудников Урала. Сын должен был в свое время оказаться на том же или другом руднике и повторить жизненный путь родителей. Так бы и случилось, если бы шестилетний мальчишка не выучился писать иконы и продавать их на базаре. Там его заприметил местный иконописец и взял к себе в ученики. Обратил внимание на талантливого мальчика и начальник уральских горных заводов С.Ф. Глинка.Уже в 1840-е годы он писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Начиная с 1848 года, более 10 лет А.И. Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.
Гравюра середины XIX века. На переднем плане монетный двор и гранильная фабрика, за ними — Екатерининская площадь.
Содействие Глинки обеспечило начинающему художнику ряд заказных портретов, часть заработков от которых шла «на жизнь и образование, как техническое, так и общее, а другая часть и притом, может быть, большая – оставалась нетронутой». Получив двухлетнее увольнительное свидетельство от обязательной горной работы, он ( все еще сын государевых крепостных) в 1857 году отправился в Санкт-Петербург и поступил в 1858 году в Императорскую Академию художеств.Пробивались, значит, в России одаренные юноши из крепостных в художники, архитекторы, инженеры.В 1861 году Алексей Корзухин за необычную для Академии картину- « Пьяный отец семейства « получил малую золотую медаль — бытовые сюжеты стучались в Академию все активнее.Пьяный отец семейства
В Санкт-Петербурге Корзухин успешно проходил учебный курс. В Академии он получил в 1858 году - 2 серебряные медали, в1859 году - 1 серебряную, в 1860 году - 2 серебряных, в 1861 - 1 серебряную и 2 золотые за картину «Пьяный отец семейства». В 1860 был освобожден от обязательной горной службы.
Однако ему было не суждено окончить академию: в 1863 году четырнадцать выпускников, которые не пожелали работать на заданную конкурсную тему, во главе с Иваном Николаевичем Крамским демонстративно покинули ее стены, организовав независимую Санкт-Петербургскую Артель художников.Корзухин стал деятельным участником артели, взяв на себя делопроизводство объединения. Отныне его жизнь была связана с Санкт-Петербургом, а из нечастых поездок на родной Урал он привозил зарисовки родных и знакомых .
После распада Санкт-Петербургской Артели художников Корзухин стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок (1870).И хотя близость мировоззрения мастера идеалам передвижников, общность в выборе и трактовке сюжетов не вызывают сомнения, постепенно его деятельность все более сопрягалась с поинутой когда-то alma mater — Императорской Академией художеств.
Еще в пору пребывания в артели Корзухин начал работать над картиной «Поминки на кладбище» (ГРМ)В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила его в звании художника 1-й степени, а в 1868 году за «Возвращение отца семейства с ярмарки» признала академиком.
«Поминки на деревенском кладбище», (1865) — Государственный Русский музей
«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) — Государственная Третьяковская галерея
Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями. В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни.
Возвращение из города
Воскрестный день
Канун Рождества
Петрушка идет.
Монастырская гостиница (1879-1882, Третьяковская галерея)
Перед исповедью(1876-1877, 1-й вариант в Картинной галерее Твери, 2-й - в Третьяковской галерее)
Большими удачами мастера явились работы "Перед исповедью" и "В монастырской гостинице", на манер Н.С. Лескова , запечатлевшие быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского.
Историческое полотно «Александр I на Нижне-Исетском заводе в Екатеринбурге в 1824 году» художнику было заказано к 100-летию императора.
Нередко брал церковные заказы, самым крупным из которых явилось участие в живописном убранстве московского храма Христа Спасителя (1875-1877). Тесное соседство светской и религиозной тематики (к примеру, замысел "Монастырской гостиницы" народился в тот период, когда он, заключив договор на росписи храма в Ельце, посетил Свято-Тихоновскую обитель в Задонске) приблизило лучшие из его произведений к символизму.
«Бог Саваоф». Эскиз росписи собора в городе Ельце, (ранее 1894) — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
Писал и на исторические темы.
Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением.
«Сцена из истории Стрелецкого бунта.Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) — частное собрание
А в 1887 году жители Екатеринбурга могли увидеть полотна своего земляка в составе художественного отдела, устроенного при Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке. Для прибывших пятидесяти работ были предоставлены залы классической мужской гимназии.
Газета «Екатеринбургская неделя» от 30 июля 1887 года сообщала: «После беглого взгляда, брошенного нами на выставку, конечно, нет никакой возможности говорить о ней подробно, но на первый раз мы смело можем сказать, что были изумлены богатством художественных сокровищ, присланных в наше Зауралье Академией художеств… Из выставленных здесь картин, нам больше всего понравилось «Надоел».
«Надоел!», ПГХГ
Художник изобразил сцену, которую можно наблюдать в любую эпоху.У стены купеческого дома на скамейке сидит молодая, приятной наружности, девушка. Локтем она опирается на столик рядом, на котором лежат книги - девушка студентка или просто любит много читать. Но вот открывается калитка, и входит мужчина в белом костюме, приветствуя девушку букетиком цветов и снятым белым картузом. Видно, что мужчина здесь частый гость и ходит он с серьезными намерениями.Однако, девушка совсем не рада гостю, она досадливо прикрылась книгой, которую читала, и сейчас раздумывает, как избавиться от надоедливого гостя.А он, конечно, рассчитывает на взаимность: он успешный чиновник, имеет неплохой доход, и даже возраст, по его мнению, не является помехой.Но девушке он уже давно надоел, он ей неинтересен, чересчур меркантилен, да и сердце ее не лежит к нему. Художник показывает, что мужчина здесь явно не ко двору - он оставляет калитку открытой, а песчаная дорожка разделяет их друг от друга.Корзухин великолепно передает ощущение солнечного летнего дня. Солнечные пятна ярко освещают стену дома, белый китель чиновника, гуляют по платью девушки, по песчаной дорожке дворика.Хотя сюжет картины изображает конфликт, картина не создает впечатление трагизма, безысходности.
Писал Корзухин и портреты. И довольно удачные.
Автопортерт
Боярышня. 1882
Девушка, заплетающая косу. 1880 Холст, масло. КМРИ
Женский портрет (Портрет Иконниковой). 1875
Портрет неизвестного
Портрет Судковского
Портрет Г. Ф. Васильковой, (ранее 1894) — Государственный Русский музей
Портрет дамы. 1880 Холст, масло. Иркутск
Портрет золотопромышленника и исследователя А. М. Сибирякова,
Портрет отставного солдата, (1883) — Государственный Русский музей
Портрет Александра III, (ранее 1894) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Портрет Александра III, (ранее 1894) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
И, конечно, портреты родных, среди которых особенно выделяется портрет матери Матрёны Степановны КОРЗУХИНОЙ.
Она, кажется, смотрит прямо в глаза сыну-живописцу.
Портрет сына. 1872. Бумага на картоне, карандаш. ЕМИИ
"Портрет дочери - Анны Алексеевны Корзухиной-Вер"
На одном из портретов работы ученика Корзухина Алексея БЛАЗНОВА — молодая особа, очень похожая на самого академика живописи в молодости. Зинаида Алексеевна КОРЗУХИНА, его дочь, скончавшаяся в блокадном Ленинграде в апреле 1942-го. В 1941 году она успела передать в дар Свердловску картины своего отца. (Первая справа)
Став невольным свидетелем убийства революционерами-народниками Императора Александра II, Алексей Иванович Корзухин испытал тяжелое нервное потрясение. С той поры художник много болел, хотя и продолжал активно работать, исполнив в 1891 году "Тайную вечерю" для кафедрального собора в Риге и 13 образов для притвора этого храма. Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года. Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.
Могила_художника_Алексея_КорзухинаПроизведения А.И. Корзухина экспонировались на Всемирных выставках в Лондоне (1862, 1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887).
Ирина Казанцева *** http://my.mail.ru/community/iskusstvo_xx_vek/037FE50F9F33A72D.html
hist-etnol.livejournal.com
Алексей Иванович Корзухин (1835- 1894)С автопортрета Корзухина 1850-х годов на зрителя смотрит совсем молодой человек, почти мальчик, с недетской серьезностью облика и какой-то одержимостью в глазах. Его фигура устремлена вперед с такой энергией порыва, что, кажется, ему тесно в картине — он стремится пробить холст, выйти из рамы. Очевидно, таким и был Алексей Иванович Корзухин — сын горнозаводского рабочего, собственным трудом добившийся поступления в Академию художеств (1858). В некоторых источниках он именуется крепостным, получившим вольную только после двухлетнего академического обучения. Очевидно, это не так — но и в реальной биографии Корзухина статус ученика Академии дался ему нелегко. Тем не менее он был в числе тех претендентов на золотую медаль и заграничное пенсионерство, которые в 1863 году демонстративно покинули Академию, отказавшись выполнять программу на заданный сюжет, представлявший им отвлеченным и умозрительным («Валгалла. Из скандинавской мифологии»)- Этот беспрецедентный в Академии случай вошел в литературу как "бунт четырнадцати". Впоследствии Корзухин вернется в академические стены (впрочем, как и многие «бунтари»), получит звание академика (1868), станет выставляться на академических выставках и даже выполнять заказы Министерства двора («Александр I на Новоисетском заводе в Екатеринбурге в 1824 году, 1877) — при этом он остается верным себе и своим демократическим идеалам. Но в начале 60-х годов Корзухин принадлежал тому поколению художников, которые завоевывали бытовому жанру «место под солнцем», которые, вдохновившись тезисом Н. Г. Чернышевского «прекрасное есть жизнь», желали сделать именно эту повседневную жизнь предметом искусства — искусства борющегося, обличительного, понятного народу и говорящего о народе. Корзухин отдал дань этому пафосу: его картины «Перед исповедью» (1877) и «В монастырской гостинице» (1882) антиклерикальной направленностью близки работам В. Г. Перова, хотя дальнейший путь художника оказался во многом иным. Вместе с остальными конкурентами, покинувшими Академию, Корзухин поселился в «коммуне» и вошел в петербургскую Артель художников (или Артель Крамского — по имени инициатора и идеолога «бунта четырнадцати»). Артель просуществовала недолго — среди художников, занятых выполнением ремесленных заказов «для пропитания», не было настоящей общности, и, оскорбленный конформистским поведением некоторых членов Артели, ее покинул сам организатор — И. Н. Крамской. На смену Артели в 1871 году пришло новое образование, более широкое по составу и задачам, — Товарищество передвижных художественных выставок. Среди членов-учредителей Товарищества были семь участников Артели, в том числе и Корзухин. И хотя впоследствии он не участвовал в выставках ТПХВ и имя его не звучало в среде передвижников, устремленность его искусства была все же сродни принципам Товарищества. В 70—80-е годы складывается основная линия в творчестве Корзухина, и она показывает, что «совсем передвижником» он действительно не стал. От передвижничества у Корзухина — привязанность к натуре, отсутствие академических штампов, внимание к повседневности, глуховатый колорит с преобладанием светотеневой моделировки. Пристрастие к бытовому жанру и в меньшей степени к портрету (художника М. И. Пескова, 1863; писательницы А. И. Ишимовой, 1875; художника Р. Г. Судковского, актрисы Г. Ф. Васильковой, путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая) тоже соответствует вкусам 60—80-х годов. Нередко круг тем Корзухина совпадает с темами его современников. Так, картина «Птичьи враги» (1887) ассоциируется с «Голубятником» В. Г. Перова, а «Поминки на кладбище» (1865) композиционно напоминает «Встречу иконы» К. А. Савицкого. Но в очень редких картинах Корзухина можно встретить тот обличительный пафос, что ставился во главу угла передвижниками «первого этапа». Корзухин лиричнее, мягче, примиреннее: он склонен к созерцанию более, чем к страстному призыву, и к жалости более, чем к гневу. То, что для позднего Перова было уходом в анекдот, в легковесную бытовую зарисовку («Охотники на привале», «Ботаник», «Голубятник» и т. п.), для Корзухина было нормой («Птичьи враги»). Корзухин — бытописатель, рассказчик и тогда, когда сюжет, кажется, требует обличительных акцентов («У краюшки хлеба», 1890), и тогда, когда в самой теме заложено сентиментально-умилительное к ней отношение («Девичник», 1889; «Бабушкин праздник», 1893). Даже в наиболее обличительной его картине — «В монастырской гостинице» (1882) — фактурная осязаемость и живописная красота натюрморта на столе играют двойственную роль — конкретизируя реальную среду, предметы эти своей самоценной прелестью отвлекают от критического осмысления этой среды. Не удивительно, что у Корзухина встречаются работы, посвященные разработке чисто колористических проблем («Портрет девочки в сиреневом платье», «Портрет мальчика в красном костюме») — поискам красоты, живописной выразительности художник отдавал больше, нежели это допускалось «символом веры» раннего передвижничества. Творческий путь Корзухина (60—90-е годы) совпадает по времени с годами становления и расцвета русского реализма. Будучи безусловным реалистом, сторонником «идейного» искусства, Корзухин тем не менее остался в стороне как от обличительства 60-х годов, так и от зрелого реализма 80-х. Но его скромное бытописательство тоже говорит о времени — пусть негромко и чуть иначе, однако не менее убедительно. Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА — РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ КОРЗУХИН АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
Сегодня всё больше имён открываются для нас с таким фантастическим размахом, что становится стыдно — за банальное невежество к настоящим русским гениям прошлого и настоящего. По неведомым мне причинам человечество научилось признавать вклад русских гениев в развитие разных направлений русской культуры только тогда, когда человека нет в живых. Таких примеров дикое множество.
Очередное имя в списке «забытых» — Корзухин Алексей Иванович.
Настоящая легенда своего времени, один из лучших русских жанровых живописцев, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Но почему мы так мало знаем о таких выдающихся художниках?
Все дело в том, что советские искусствоведы относили работы Алексея Ивановича к второстепенным. Это уже спустя года картины Корзухина на аукционах будут продаваться по баснословным ценам, а русского живописца признают одним из лучших. Сейчас картины художника экспонируются во многих музеях России.
Сегодня мы переосмысливаем творчество, открываем все больше новых имен, интересуемся биографиями, даём трезвую оценку и с грустью признаемся в своей культурной деградации.
А вместе с тем, хочется поклониться мастеру, чьё творчество без всяких сомнений пробуждает самые светлые чувства родства и национальной принадлежности, идентичности с русской культурой, русской живописью.
«Возвращение из города», (1870) — Государственная Третьяковская галерея.
В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила Корзухина А. И. в звании художника 1-й степени.
«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) — Государственная Третьяковская галерея. За эту работу Корзухин А.И получил звание академика.
«Девичник» (1889) — Государственный Русский музей
Алексей Иванович Корзухин родился в Екатеринбурге 11 марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота.
В 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор.
В 1858 году он поступил в Академию Художеств, где проучился вплоть до 1863года.
Возок. 1891
«Птичьи враги», (1887) — Государственный Русский музей
У краюшки хлеба, 1890
«Петрушка идёт!», (1888) — Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
В 1860-е годы сложилась «классически-передвижническая» манера письма художника. Среди характерных произведений Корзухина: «Поминки на деревенском кладбище», «Птичьи враги», «У краюшки хлеба».
Великолепны картины мастера «Перед исповедью» — 1876–1877 год, первый вариант которой находится в Картинной галерее Твери, а второй в Третьяковской галерее и «В монастырской гостинице». На картине изображен быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского. Корзухин часто брал церковные заказы. Принимал участие в живописном убранстве московского храма Христа Спасителя.
«Перед исповедью», (1877) — Государственная Третьяковская галерея.
«Похороны собаки», (1871) — Витебский художественный музей
«Разлука», (1872) — Государственная Третьяковская галерея
В своих произведениях Корзухин, показывая хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия. Иногда среди его картин можно вcтретить и редкие портреты, например, особ из дома Романовых.
«В монастырской гостинице», (1882) — Государственная Третьяковская галерея
«Воскресный день», (1884) — Харьковский художественный музей
Весь талант художника можно увидеть в картине «Воскресный день». Эта картина особенная в творчестве мастера. В композиции картины изображен один из дней обычной русской семьи. На поляне собрались все ее члены, здесь есть и дети и их няня.
Малыш в ее заботливых руках и нежных руках улыбается и смеется. У всех у них прекрасное настроение. То же самое отражает состояние природы, солнышко ясно светит, пригревая семейство. Кучер весело играет на гармошке, отец и мать весело пританцовывают, поднимая настроение всем присутствующим.
В середине композиции изображен закипающий самовар. Семейство скоро будет трапезничать и пить чай. Старший сын задорно машет рукой в пляс родителей. Возле него без дела лежит одинокая балалайка. Девушка в синем наряде накрывает на стол. Возле мальчика девчушка в белом, слушает музыку гармони и улыбается.
В его «Воскресном дне» поражает композиция деталей. Тут все прорисовано до мелочей. Вещи семьи лежат в большой груде, там и зонтик, и сумка, и одежда. Вся лесная композиция играет удивительными красками: деревья словно живые, трава невероятно зеленая и сочная, местами цветут лесные цветочки. Над озером легкая туманная дымка, вдали виднеются большие деревья.
От такого живого и веселого сюжета, веет семейным теплом, простотой смехом, запахам приятного обеда. Семья изображена очень искренне. Зрителю хочется самому попасть на эту веселую поляну, закружиться в безумном танце, подыграть гармонисту и просто побывать в этой удивительной весенней атмосфере.
«Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) — частное собрание
Портрет великого князя Алексея Александровича, (1889) — Государственный исторический музей
Боярышня. 1882
Портрет Александра III, (ранее 1894) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Художник явился невольным свидетелем убийства народовольцами императора Александра II, после чего испытал тяжелое нервное потрясение. С этого времени художник часто болеет, но продолжает активно работать. Самой знаменитой работой этого периода явилась Тайная вечеря для кафедрального собора в Риге.
«Надоел», (1886) — Пермская государственная художественная галерея
«Крестьянские девочки в лесу», (1878) — Пермская государственная художественная галерея
Крестьянские дети.
Бабушка с внучкой. 1879
Сбор недоимок, 1868
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
КОРЗУХИН Алексей Иванович – Галерея произведений (48 изображений).
Открыть доступА.И.КОРЗУХИН
(1835 – 1894)
Алексей Корзухин занимает видное место в истории развития бытового жанра в русской живописи второй половины 19 века. Участник знаменитого «бунта четырнадцати», учредитель и казначей Артели художников, он был среди 17 живописцев, подписавших Устав Товарищества передвижных художественных выставок, хотя в выставках передвижников участия не принимал.
Лучшие картины Корзухина отличает наблюдательность и знание народного быта, он с большим умением запечатлел в своих произведениях характерные типы купечества, ремесленников, крестьян. Помимо собственно бытового жанра, Корзухин выступал и как портретист, работал в области религиозной живописи.
Алексей Иванович Корзухин родился 11 (23) марта 1835 года в селе Уктус (Уктусские заводы) Пермской губернии в семье горнозаводского крестьянина. Первые художественные навыки получил у Ф.С.Князева, преподавателя черчения Горного училища в Екатеринбурге.
Учился в Императорской Академии художеств в 1857-1863 годах в классе исторической живописи у П.В.Басина, Ф.А.Бруни и А.Т.Маркова. В 1861 году за картину “Пьяный отец семейства» (КМРИ) награжден малой золотой медалью.
В 1863 Алексей Корзухин вышел из ИАХ в числе четырнадцати других художников, отказавшись писать картину на предложенную Советом Академии тему, получив звание классного художника 2-й степени.
Член-учредитель Санкт-Петербургской артели художников, долгое время состоял её казначеем. Один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, подписавших его Устав (1870), но в выставках ТПХВ не участвовал и в 1872 выбыл из него.
Жил в Санкт-Петербурге, преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1864-1871). Исполнял заказы по росписи храмов в Москве (в т.ч. и храма Христа Спасителя), Ельце, Риге, Херсонесе.
За картину «Поминки на кладбище» (ГРМ) в 1865 получил звание классного художника 1-й степени. За картину «Возвращение с сельской ярмарки» (ГТГ) в 1868 Корзухин был удостоен звания академика. Действительный член ИАХ с 1893 года.
1. Корзухин Алексей «Автопортрет» 1850-е Холст, масло 71,5х64 Государственный Русский музей 2. Корзухин Алексей «Портрет художника М.И.Пескова» 1863 Холст, масло 63,5х52 Государственный Русский музей 3. Корзухин Алексей «Поминки на кладбище» 1865 Холст, масло 66,5х83 Государственный Русский музей 4. Корзухин Алексей «Портрет неизвестного» 1866 Холст, масло 74х62 Владимиро-Суздальский музей-заповедник 5. Корзухин Алексей «Портрет артистки петербургских театров Г.Ф.Васильковой» 1860-е Холст, масло 51,8х39,6 Государственный Русский музей 6. Корзухин Алексей «Возвращение с сельской ярмарки» 1868 Холст, масло 67х84,5 Государственная Третьяковская галерея 7. Корзухин Алексей «Сбор недоимок» 1868 Холст, масло 60,6х82,5 Государственный музей истории религии, С.-Петербург 8. Корзухин Алексей «Канун Рождества» 1869 Холст, масло 75,5х63,5 Государственный Русский музей 9. Корзухин Алексей «Возвращение из города» 1870 Холст, масло 63х88,7 Государственная Третьяковская галерея 10. Корзухин Алексей «Разлука» 1872 Холст, масло 58,5х77 Государственная Третьяковская галерея 11. Корзухин Алексей «Перед исповедью» 1876 Холст, масло 107х160 Тверская областная картинная галерея 12. Корзухин Алексей «Перед исповедью» 1877 Холст, масло 108х160 Государственная Третьяковская галерея 13. Корзухин Алексей «Александр I на Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге в 1824 году» 1877 Холст, масло 212х304 Государственный Русский музей 14. Корзухин Алексей «Зимой в деревне» Холст, масло 64х92 Государственный Литературный музей 15. Корзухин Алексей «В красном углу» 1877 Холст, масло 88х56,6 Тюменский музей изобразительных искусств 16. Корзухин Алексей «Девочка» 1877 Холст, масло Рыбинский музей-заповедник 17. Корзухин Алексей «Игра в бабки» Холст, масло 36,2х26,2 Нижегородский государственный художественный музей 18. Корзухин Алексей «Игра в карты» Холст, масло 35,5х42,5 Харьковский музей изобразительного искусства 19. Корзухин Алексей «Крестьянские девочки в лесу» 1878 Холст, масло 43х36 Пермская государственная художественная галерея 20. Корзухин Алексей «Крестьянские дети» Холст, масло 63х45 Козьмодемьянский музеи имени А.В.Григорьева 21. Корзухин Алексей «Молодица с вёдрами» Холст, масло Луганский областной художественный музей 22. Корзухин Алексей «В Задонском монастыре. Этюд» Не ранее 1878 Холст, масло 27,5х37,8 Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург 23. Корзухин Алексей «Возвращение с войны» Холст, масло 45х61 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 24. Корзухин Алексей «Бабушка с внучкой» 1879 Холст, масло 62,5х45 Львовская картинная галерея
cultobzor.ru
Картинные галереи и художники - Корзухин, Алексей Иванович
Один из зачинателей бытового жанра Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) родился в селе Уктус (в настоящее время жилой район Екатеринбурга) в семье крепостного промывальщика золота. Еще в раннем детстве у мальчика проявились способности к рисованию и он стал брать уроки живописи у местных иконописцев и писать портреты родственников.С 1848 г. по 1858 г. Алексей работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.В 1858 г. Корзухин, еще будучи крепостным, преодолев огромные трудности, поступает в Императорскую Академию художеств. Уже в первые годы обучения его талант был отмечен пятью малыми серебряными медалями, а в 1861 г. за картину «Пьяный отец семейства» молодой художник награждается малой золотой медалью.В 1863 г. Корзухин принимает участие в знаменитом «Бунте четырнадцати» и покидает Академию со званием классного художника II степени.После ухода из Академии Корзухин становится одним из организаторов Петербургской артели художников, деятельным членом которой оставался до самого ее распада в 1871 г.В 1865 г. за картину «» Корзухину присваивается звание классного художника I степени, а в 1870 г. за работу «» - звание академика.В 1870 г. живописец стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. К этому времени уже сложился собственный «передвижнический» стиль художника, характеризующийся обстоятельным описанием бытовых сцен из жизни простого народа, купечества, среднего сословия.В период с 1875 г. по 1877 г. Корзухин принимал участие оформлении Храма Христа Спасителя. Затем течение шести лет, вместе с живописцем Клавдием Васильевичем Лебедевым, Корзухин работал над оформлением Вознесенского собора в городе Елец. Кисти Корзухина принадлежат росписи верхнего купола, стен над иконостасом и верхний ряд икон в самом иконостасе, а также центральный образ – «Распятие Христа». Алексей Иванович Корзухин умер 18 октября 1894 г.Работы художника экспонируются не только во многих региональных музеях России (Пермской государственной художественной галерее, Тамбовской областной картинной галерее, Ростовском областном музее изобразительных искусств, Нижегородском государственном художественном музее, ряде других картинных галерей), но и в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской Галерее.В декабре 2004 г. на аукционе Sotheby's картина художника «» (Tea time) была продана за 62 400 британских фунтов.
Галерея из 42 картин Алексея Ивановича Корзухинаgallart.by
Корзухин Алексей Иванович - русский художник, великий, забытый
Алексей Иванович Корзухин (1835-1894)Русский художник, один из лучших жанровых живописцев, типичный представитель искусства «передвижников».Алексей Иванович Корзухин родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) 11 марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота.Художественные способности будущего живописца проявились в юном возрасте.Уже В 1840-е годы он писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных.В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор.Начиная с 1848 года,более 10 лет А.И. Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.Уехав в 1857 в Петербург, в 1858г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств, где проучился вплоть до 1863 года.В Академии он получил в 1858 году - 2 серебряные медали, в 1859 году - 1 серебряную, в 1860 году - 2 серебряных, в 1861 - 1 серебряную и 2 золотые за картину «Пьяный отец семейства».После того ему предстояло конкурировать на получение большой золотой медали и соединенное с нею право на поездку в чужие края на счет казны.В 1860 был освобожден от обязательной горной службы.В 1863 году, вместе с несколькими товарищами, которые не пожелали работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии и участвовал в образовании Петербургской артели художников,под руководством И.Н.Крамского, деятельным членом которой оставался до самого ее распада.В 1870 году Корзухин стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок.Будучи членом-учредителем «Артели художников» и «Товарищества Передвижников», Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом. Он не принимал участия в выставках товарищества.С 1864 года А.И.Корзухин становится преподавателем школы Общества поощрения художников. В выставках Товарищества он не участвовал, однако все его творчество развивалось в том же направлении, что и искусство передвижников.В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила его в звании художника 1-й степени, а в 1868 году за «Возвращение отца семейства с ярмарки» признала академиком.Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями.В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни.В 1860-е годы сложилась «классически-передвижническая» манера письма художника, стиль обстоятельной картины-новеллы, фиксирующей печальные и радостные аспекты повседневной жизни и быта простых людей. В живописных произведениях Алексея Ивановича тесно соседствовали светская и религиозная тематика. В своих произведениях Корзухин, показывая хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия. Иногда среди его картин можно вcтретить и редкие портреты, например, особ из дома Романовых.Занимаясь преимущественно жанровой живописью, Корзухин брался также за портреты и религиозные изображения.Им исполнены в московском храме Христа-Спасителя, над одною из арок в главном алтаре - икона Богородицы «Слово плоть бысть» и лики четырех отцов церкви, роспись церкви Вознесения Христова в Крыму над Форосом, стенная живопись в соборе г. Ельца (верхний купол, паруса, настенные росписи над иконостасом, верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ - "Распятие Христа"; "Божия Матерь Елецкая").Произведения А.И. Корзухина экспонировались на Всемирных выставках в Лондоне (1862, 1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887).Став невольным свидетелем убийства революционерами-народниками Императора Александра II, Алексей Иванович Корзухин испытал тяжелое нервное потрясение.С той поры художник много болел, хотя и продолжал активно работать, исполнив в 1891 году "Тайную вечерю" для кафедрального собора в Риге и 13 образов для притвора этого храма.Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года.Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.Советское искусствоведение относило этого художника к второстепенным, хотя его работы экспонируются во многих музеях России и хорошо продаются на аукционах мира. Сейчас мы открываем все больше новых имен, переосмысливаем творчество, интересуемся биографиями художников.К сожалению об Алексее Ивановиче Корзухине написано очень мало.А жаль...Галерея работ великого живописца - >>>«Перед исповедью" 1877«Возвращение с сельской ярмарки" 1868
«Возвращение из города" 1870
«Разлука" 1872
"В монастырской гостинице" 1882
"Девичник" 1889
"Петрушка идет"
Портрет великого князя Алексея Александровича 1889
Птичья охота
"Девочка" 1877
Воскресный день 1884
Боярышня 1882
Надоел 1886
Крестьянские девочки в лесу 1878
Шутка
Бабушка с внучкой 1879
Крестьянские дети
Девушка, заплетающая косу
Сбор недоимок, 1868
Похороны собаки
Возвращение с войны
У краюшки хлеба
Канун Рождества
Поминки на кладбище
Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. 1882
В красном углу
Источники: Источники: http://peredvizhniki.ru/korzukhin.html, http://allday.ru/index.php?newsid=136391, slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/f/fd/1008858.htm, http://tphv.ru/korzuhin.php, www.bibliotekar.ru/k103-Korzuhin/index.htm, www.bg-gallery.ru/autor.php?autor_id=195anastgal.livejournal.com