Тайны баталиста Грекова. Грекова картины


Митрофан Греков

Трубачи Первой конной. Митрофан Греков

Митрофан Греков

 

Его называют основоположником советской батальной живописи, и не только потому, что по картинам Митрофана Грекова можно проследить историю гражданской войны и увидеть характерные черты революционной армии.

 

 В 1911 году, после окончания художественной академии, Митрофан Борисович Греков был призван на военную службу, а через год после отбытия воинской повинности оказался в действующей армии на германском фронте. В рисунках и акварелях художника того времени запечатлен нелегкий окопный и походный быт русских солдат. В это же время М. Греков написал и несколько картин, но местонахождение одних пока еще не выяснено, другие же просто не дошли до нас.

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года

Митрофан Греков

Атака лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка в 1913 году

 

 Весной 1917 года после тяжелого ранения М Греков вернулся с фронта, жил в Новочеркасске и оказался в самом центре гражданской войны на юге России. Материальное положение художника было очень тяжелым, он вынужден был охотиться на галок и ворон, которые долгое время были единственной пищей — его и его жены.

Митрофан Греков

С супругой

И все равно М. Греков продолжал писать картины.

Митрофан Греков

Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск

 

 На рассвете 7 января 1920 года Красная Армия вступила в Новочеркасск, М. Греков не спал всю эту тревожную ночь. Стоя перед окнами своей мастерской и вглядываясь в морозный рассвет, он увидел то, о чем потом рассказал в своей картине «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск». М. Греков вышел навстречу бойцам на Колодезную улицу, чтобы уже на всю жизнь слиться с этой армией и стать ее летописцем.

Митрофан Греков

"Чертов мост"

 

 В начале января 1923 года М.Б. Греков был представлен К.Е. Ворошилову, которому сказал, что своей творческой целью ставит создание живописной истории гражданской войны на юге России, на Дону и в Поволжье. К. Ворошилов на это ответил: «Гражданская война — явление грандиозное. В совокупности эту тему не охватить и за целую человеческую жизнь», — и предложил художнику ограничиться каким-либо одним периодом в истории гражданской войны, а еще лучше изображением боевого пути одного крупного воинского соединения. Так Митрофан Греков стал летописцем Первой Конной армии.

Митрофан Греков

Вступление Красной армии в Шаболовку

Митрофан Греков

Ночная разведка

Митрофан Греков

Удар Первой конной под Воронежем

 

 У художника к этому времени было уже три больших картины — «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и портрет Левандовского — помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. В середине марта 1923 года все три полотна экспонировались на IV выставки АХРР (Ассоциация Художников Революционной России) в Москве, в Центральном доме Красной Армии. После закрытия выставки картины М. Грекова поступили в числе лучших батальных полотен во вновь организованный Музей Красной Армии.

 

 Такой успех окрылил М. Грекова, и с огромным творческим и душевным подъемом он приступил к работе над живописной эпопей об истории Первой Конной. Книги об этой армии тогда еще не были написаны, статьи о ней можно было пересчитать по пальцам, поэтому художнику приходилось восстанавливать славный боевой путь героической армии по устным рассказам ее бойцов и командиров. Несколько раз он встречался и с самим С.М. Буденным.

Митрофан Греков

Атака Первой конной

Митрофан Греков

Первая конная. Красное знамя в Сальских степях.

Митрофан Греков

Отряд Буденного в пешем строю поражает врага

 

 Цикл работ о Первой Конной открыла картина «Красногвардейский отряд в 1918 году», изображающая уход из станицы казаков-партизан. Потом были написаны еще две картины — «Отряд Буденного в 1918 году» и «Красное знамя в Сальских степях», а также несколько портретов героев Первой Конной — Пархоменко, Литунова и Коробкова, погибших в жестоких схватках с врагом. Осенью 1924 года М. Греков написал свою знаменитую «Тачанку», которой сам дал название «Пулеметам продвинуться вперед!», а также картину «Бой за Ростов под Большими Садами».

Митрофан Греков

Тачанка

 

 Свою судьбу с Красной Армией художник связал сознательно, никогда об этом не жалел, сроднившись с жизнью и бытом советских вооруженных сил, хотя временами ему приходилось очень трудно.

Митрофан Греков

Взятие Ростова

 

 К 15-й годовщине рождения Первой Конной была приурочена персональная выставка М. Грекова, открывшаяся в Москве на Кузнецком мосту. В это время художник был занят созданием больших диорам и очень сокрушался, что мало написал для выставки нового — только две картины («У штаба» и «Тачанка. Выезд на позиции») и фрагмент диорамы «Оборона Царицына».

Митрофан Греков

Тачанка. Выезд на позиции

Митрофан Греков

Оброна Царицина (Фрагмент диорамы)

Но желание увидеть свои картины на персональной выставке заставило его работать, как одержимого. Зимой 1933—1934 годов он, написав одну картину, тут же начинал другую. Так были созданы полотна «Бой у Карпово-Обрывской слободы», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном», «На пути к Царицыну» и другие. А завершать экспозицию персональной выставки должны были «Трубачи».

Митрофан Греков

Пленный

Митрофан Греков

«На пути к Царицыну»

Митрофан Греков

Отряд Буденного в 1918 году

Митрофан Греков

В отряд Буденного

Митрофан Греков

Товарищи Сталин, Ворошилов и Щаденко в окпах под Царициным

Митрофан Греков

Разоружение деникинцев

 

 Работа над этой картиной началась еще несколько лет назад. Летом 1927 года во дворе Высших кавалерийских курсов в Новочеркасске М. Греков писал с натуры коней к своим картинам. И ему волей-неволей часами приходилось слушать нестройные марши, которые разучивали курсанты-трубачи. «Вы меня сегодня окончательно оглушили», — покачивая головой, говаривал художник. — «А почему вы нас не хотите изобразить, Митрофан Борисович? — отвечали они. — Мы бы вам хорошо позировали».

 

 Художник в ответ только посмеивался, хотя тема «Трубачей» его уже давно интересовала. Правда, все что-то мешало, да и другие сюжеты отвлекали от нее. Но живописность этой группы, синь неба и золото труб его будоражили. Ведь как горит, как вспыхивает солнце на меди начищенных до блеска труб! Но нет, не до них сейчас, в работе находились суровые батальные полотна о революции и гражданской войне. А несносные военные трубачи словно нарочно дразнили художника, взгромоздясь со своими трубами на коней. И не выдержал М. Греков: прямо на солнце стал писать этих музыкантов — потных, загорелых, со сверкающими трубами и улыбками во весь рот... А уж с какой готовностью они позировали! Не оказывалось свободной лошади — усаживались верхом на табурет. Как заставит художник...

 

 Митрофан Борисович, с азартом начав насыщенную солнцем картину, вдруг как-то охладел к ней, да так и не закончил полотно. Как-то вдруг ему стало не до веселых музыкантов, и дело тогда не пошло.

 

 Спустя три года он опять вернулся к «Трубачам» — и опять неудача. Так в его московской мастерской и стояла у стены новая картина на эту тему, нисколько не радуя художника. В мучительных поисках художественного решения сюжета «Трубачей» пролетела зима, а весной 1934 года М. Греков тяжело заболел и поехал в Евпаторию — навестить семью брата и подлечиться.

Митрофан Греков

 

 Погода стояла мягкая, под голубым небом сверкало голубое море, зеленела весенняя степь — вся такая светлая, словно озаренная радостными отсветами моря и неба. Свежий воздух крымских степей и морской климат благотворно подействовали на здоровье художника, и он целый месяц писал натурные солнечные пейзажи. Здесь М. Греков и «нашел» своих «Трубачей». Родственники сначала подумали, что он отыскал живых музыкантов, которые согласились ему позировать, но на деле оказалось все иначе.

 

 Племянница художника, Татьяна Грекова, вспоминала потом, как она упросила дядю взять ее с собой на этюды. И куда же они отправились? В степь, к станции, где стояли извозчики. Оказывается, художнику нужен был белый конь, хотя у него было уже много этюдов коней — и чалых, и вороных, и белых. Но М. Грекову нужен был белый конь именно под крымским небом. Нашли такого... В другой раз М. Грекову понадобился красный флаг. И когда ему принесли его, он, обрадованный, весело сощурился на солнце и опять отправился в степь, на этот раз окруженный мальчишками.

 

 «Только в Крыму я понял, как надо написать «Трубачей», — говорил художник позднее, уже вернувшись в Москву. — Для «Трубачей» мне не хватало евпаторийского колорита, этого яркого неба и знойного песка. Господи, и чего я раньше не поехал туда, давным-давно завершил бы картину, да и не одну».

 

 В Москве М. Греков заново переделал «Трубачей Первой Конной». Именно крымская весна со своей радостной гаммой тонов «нашептала» М. Грекову новый замысел картины. Теперь «трубачами» были не просто курсанты-музыканты, теперь они стали вестниками революционной победы, и это надо было отразить во всем: и в звучном и радостном колорите полотна, и в завершенности композиции, и во всей психологической атмосфере картины.

 

 Что же изобразил художник на своей картине? Навстречу зрителю по степной дороге среди широких просторов, раскинувшихся под знойным небом, движется колонна Красной конницы. Над головами конармейцев распахнулось ослепительно синее небо, под копытами лошадей пылится степная дорога, жаркий ветер развевает знамя, которое несет во главе колонны знаменосец, неистово гремит медь труб. И хоть утомлены походом, но трубачи дружно дуют в пылающие на солнце трубы свой победный марш.

 

 Вот молодой трубач, играющий особенно самозабвенно, весь без остатка отдается ритму музыки. Более степенным и деловитым предстает перед зрителем трубач в синей косоворотке. Удаль и задор читаются в загорелом, обветренном лице молодого командира. М. Греков и строит композицию картины так, что зрительское внимание сразу и надолго приковывается именно к этим фигурам.

 

 Любо-дорого глядеть и на красивых гарцующих коней, радуют глаз переливы сверкающей на солнце меди духовых инструментов, волнует сердце реющее на свежем весеннем ветру армейское знамя с золотыми кистями. Впереди на белых конях музыканты — три трубача и два горниста, а сбоку на горячем темногнедом коне гарцует командир... Перед нами не просто групповой портрет музыкантов-буденновцев, а яркий образ победоносной Красной Армии.

Митрофан Греков

 

 Картина «Трубачи Первой Конной» воспринимается как праздник, хотя бойцы на ней одеты совсем не парадно, кто во что горазд: в потные, видавшие виды гимнастерки или рубахи, в казачьи шаровары или городские брюки, в краснозвездные фуражки или поношенные папахи, а кто и простоволосый... Однако все всадники держатся в седлах стройно, белые лошади музыкантов подобраны в масть, и их величавая поступь придает особенную торжественность всему этому походному движению

 

 Ах, какие у них кони! Сколько их переписал М. Греков на своем веку и никогда нигде не повторился. Как-то впоследствии в беседе с военными художниками-грековцами К.Е. Ворошилов сказал, что он знал только двух настоящих конников — Семена Буденного, лучше которого никто не знает и не любит коня, и Митрофана Грекова, вернее которого никто не изображал лошадей.

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Боевой конь — верный друг и соратник бойца — участвует во многих картинах прославленного советского художника-баталиста. Всюду они вместе с людьми несут тяжкое бремя войны и очень восприимчивы к настроению своих всадников. Смиренные и послушные идут с красным партизаном в картине «В отряд к Буденному», смелые и порывистые в «Тачанке», лихие в «Кавалерийской атаке», настороженные в «Ночной разведке»... А в «Трубачах» кони величаво шагают в строю, прислушиваясь к звукам оркестра и чуя под собой каждое намерение всадника. И сколько девушек заглядывалось на сидящих на быстрых конях, коричневых от загара всадников, сколько женщин молилось за них, сколько стариков сурово провожало их в бой!

 

 Как далека была эта картина от того скромного этюда, который был сделан много лет назад, хотя все было написано по мотивам первоначального варианта. Овеянная революционной романтикой картина в своем окончательном варианте отразила личные воспоминания М. Грекова о гражданской войне и в то же время тщательно переплавила их в душе художника.

 

 «Трубачи» построены на полнозвучных, радостных, сильных цветовых тонах. Не только ритмическая группа всадников, но и все остальное на картине блестит и сверкает на солнце, в пыли жаркого степного полдня. М. Греков ведет свое эпическое повествование на языке живописи и доводит здесь до совершенства свой неизменный прием «дымки», окутывающей и фигуры бойцов, и степную даль, и голубое небо, и разогретую дорожную пыль на белых конских телах, на их сбруе и на музыкальных инструментах. М. Греков отмечает и яркие блики, оживляющие сплошную густую тень под ногами коней.

 

 Это произведение стало важной вехой в творчестве Митрофана Грекова, а некоторые исследователи считают полотно его вершиной. Картина с ее яркой цветовой гаммой, красным знаменем, сверкающей медью труб, ослепительно голубым небом и белыми конями сама звучит, как музыка, становясь маршем победы. Она вошла во все иллюстрированные издания того времени, разошлась миллионными тиражами в репродукциях и открытках. Наверное, еще и потому, что художник писал лишь о том, что глубоко прочувствовал, во что свято верил и что безраздельно и горячо любил.

 

http://www.myaquarelle.com/velikie-kartini/trubachi-pervoy-konnoy-mitrofan-grekov.html

Митрофан Греков

Ученики и Дело

Студия военных художников была создана 29 ноября 1934 года по идее выдающегося мастера русской советской живописи Митрофана Грекова, и в память о художнике названа его именем.

 

Студия военных художников имени М.Б. Грекова сегодня — это уникальный творческий коллектив, не имеющий аналогов в мире, где под одной крышей работают тридцать мастеров живописи, графики и скульптуры. Все они — яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела, их объединяет идея служения своим искусством Отечеству.

 

Эстафета традиций русского реалистического искусства связывает сегодняшних грековцев с лучшими представителями русского реализма – такими как Репин, Верещагин, Суриков, Рубо; и такими художниками как Греков, которые протягивают эту нить в искусство советского периода.

Лучшие произведения грековцев экспонируются в известных музеях и государственных учреждения страны, офицерских собраниях, солдатских клубах, также на зарубежных выставках. Студия является структурным художественным подразделением Вооруженных Сил Российской Федерации.

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Выставка художников студии им. М.Грекова

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Сын полка

Митрофан Греков

Художник Митрофан Греков

art.mirtesen.ru

Художник Митрофан Греков – летописец гражданской войны

Художник Митрофан Греков – летописец гражданской войны

Оказавшись в годы револю­ции в центре развернув­шейся гражданской войны на Юге России, Митрофан Борисович Греков (1882-1934) соз­дал целый ряд батальных картин. В них с большой художественной силой отразил важнейшие события и эпизоды, сам дух противоречивой эпохи. Нежно любимая им Донская земля, где он родился и рос, степной раздольный пейзаж стали в его про­изведениях тем фоном, на котором стремительно развивается сюжетное действие. Его знаменитая «Тачанка» (1925), «Отверженные» (1922), «В отряд к Буденному» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Кавалерийская атака» (1927), «Бой под Егорлыкской» (1928), «Трубачи Первой Конной» (1934), «На Кубань» (1934) и другие картины давно уже стали классикой советской живописи. Произведения Грекова хранятся в крупнейших музеях нашей страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. После смерти баталиста его именем были названы студия воен­ных художников в Москве, Одесское и Ростовское художественные училища. В Новочеркасске, где с конца 1917 по 1929 год жил и работал художник, в 1957 году был открыт мемориальный Дом-музей М. Б. Грекова.

О художнике издано несколько капи­тальных монографий, написаны мно­гочисленные статьи. Содержащаяся в них однобокая оценка творческого наследия мастера исключает всякую возможность объективного анализа его художественных произведений. Везде содержится характеристика баталиста как «певца Первой Конной армии». Мы не найдем в этих публикациях даже упоминания о том, что Греков происходил из старинного казачьего дворянского рода, не узнаем, что его родной брат Александр воевал в рядах Добровольческой армии, а потом эми­грировал за границу. И только в наши дни его наследники из далекой Канады смогли приехать в Россию и побывать на своей исторической родине. Мы не прочитаем также, что в белогвардей­ском Новочеркасске Грековым были написаны картины на тему белого движения «Смерть Л. Г. Корнилова» и «Бредут», последняя из которых летом 1919 года демонстрировалась в сто­лице кубанского казачества городе Екатеринодаре (Краснодаре) в здании Дворянского собрания. В советское время не могло быть и речи о написан­ ном художником портрете выборного атамана Войска Донского генерала А. М. Каледина, а также об инициативе Грекова по созданию «Музея граждан­ской войны 1918 года» в «гнезде контр­революции», в Новочекасске.

Митрофан Греков. Тачанка. 1925 год. Холст. Масло. 83 x 114. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Митрофан Греков. Тачанка. 1925 год. Холст. Масло. 83 x 114. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Достаточно внима­тельно проанализиро­вать ранние картины Митрофана Грекова — «Корниловцы на при­вале» (1919), «Красноармейцы врываются в станицу, занятую деникинцами» (1919), «Отступают» (1919) или «Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск» (1920), чтобы усомниться в надуманных рассужде­ниях, идеологических натяжках по поводу их содержания. Будто бы в них художником отчет­ливо выражена идея «военного и мораль­ного разгрома белой армии», «враждебной народу». Что касается бедноты, «Греков был «своим», ему доверя­ли», а «офицеры-дво­ряне оскорбительно напоминали живопис­цу о своем происхож­дении». За такими идеологическими пас­сажами скрыты истин­ные и далеко не про­стые факты творческой биографии художника.

Небольшую по разме­рам картину «Отступают» вообще можно принять за своеобразную иллюстрацию к «Тихому Дону» М. А. Шолохова, не зная, что роман тогда еще не был написан и художник о нем ничего не слышал. Изображенный на первом плане карти­ны раненый молодой офицер, погружен­ный в свои невеселые думы, напоминает Григория Мелехова, а сидящий на сле­дующей за ним подводе седобородый старик — Пантелея Прокофьевича, его отца. Удивительно точны психологиче­ские типы белого офицера, обуреваемо­го сомнениями, и старого, домовитого казака, озлобленного и непримиримого. Нельзя не поразиться такому совпаде­нию, художественной зоркости батали­ста, выхватившего из самой глубины жизни этот сюжет, послуживший для великого писателя развернутой темой романа-эпопеи.

Митрофан Греков. В отряд к Буденному. 1923 Фанера, масло. 37 x 52. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Митрофан Греков. В отряд к Буденному. 1923. Фанера, масло. 37 x 52. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В «Автобиографии» Греков назы­вает себя «сторонником революции», но, будучи очевидцем карательных экспедиций красногвардейских отрядов, «пришельцев», по его соб­ственному выражению, по казачьим хуторам и станицам, вряд ли мог так безоговорочно стать на клас­совые позиции большевиков, как это утверждают его биографы. Он был не политиком, а действитель­но большим художником, поставив­шим перед собой цель: запечатлеть в живописи происходившее на его глазах, при этом не погрешив про­тив правды. И эту творческую мис­сию он выполнил, отразив в своих батальных произведениях яростную борьбу противостоящих сил — белых и красных. Трагическое поражение Добровольческой армии и ликующую победу Красной армии. Поэтому грековское творчество гораздо сложнее, значительнее и масштабнее, нежели представлялось до сих пор. Грекова по праву следует назвать летопис­цем гражданской войны, и это более точное определение того, что ему удалось совершить.

Горячо любя свою родину, Греков отказался от предложения эмигри­ровать вместе с белой армией. Он сделал свой выбор и должен был принять новую власть. К счастью, художника нашел и поддержал его предложение написать цикл кар­тин на тему «Гражданская война» К. Е. Ворошилов, тогда командующий Северо-Кавказским военным окру­гом. Это спасло художника от подо­зрений и преследований, дало воз­можность продолжить творческую работу. В трудные годы разрухи и голода Ворошилов помогал Грекову художественными материалами и продовольствием. Без этого, навер­ное, баталист не создал бы такого количества первоклассных произве­дений. Во всяком случае, они бы не дошли до широкого зрителя.

Митрофан Греков. Трубачи Первой конной. 1934. Холст. Масло. 127 x 157.

Митрофан Греков. Трубачи Первой конной. 1934. Холст. Масло. 127 x 157.

Обстановка на культурном фронте была далеко не идеальна. Ученик К. К. Костанди, И. Е. Репина и Ф.А. Рубо, Греков боролся за утверждение реализма в советской живописи. Да, он был искренним и убежденным сторонником метода социалистического реализма, опи­рающегося в период становления на демократические завоевания пере­движников. Это потом метод превратился в идеологический пресс. Засевшие же на руководящих постах в культуре пролеткультовцы, отри­цавшие школу, мастерство, знания, насаждали формалистическое искус­ство и чинили всяческие препоны художникам-реалистам. He про­пускались на крупные московские выставки и работы Грекова, считав­шиеся в чиновничьей среде «уста­ревшими» и «маловыразительными». И только личное вмешательство Ворошилова и других командиров Красной армии, заинтересованных в творческой судьбе художника, помогли ему преодолеть эти пре­пятствия. Все это помешало Грекову осуществить широко разработанный и продуманный им план развития в стране монументального искусства панорамной живописи. При жизни художник смог реализовать только одну диораму — «Взятие Ростова» (1929), которая погибла в годы Великой Отечественной войны.

Попытки некоторых современных исследователей причислить Грекова к стану художников, мифологизирую­щих изображаемые события и спо­собствующих утверждению тоталита­ризма, не имеют под собой никаких оснований. Он не писал огромных помпезных полотен, прославляющих советских руководителей, иллюстрирующих коммунистические идеи. Если художник иногда изображал в своих батальных картинах военачаль­ников Красной армии, то это непре­менно было обусловлено правдиво­стью избранного им сюжета. Греков, как и многие великие мастера про­шлого, сохранял творческую незави­симость.

Митрофан Греков. Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года. 1914. Холст. Масло. 106х200.

Митрофан Греков. Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года. 1914. Холст. Масло. 106х200.

Мемориальный Дом-музей Гре­кова, являющийся филиалом Музея истории донского казачества, был соз­дан благодаря стараниям жены худож­ника — Антонины Леонидовны. Она передала в Новочеркасский музей и в Ростовский областной музей краеве­дения картины, в основном раннего периода, большое количество этюдов (свыше 800), личные вещи баталиста. В организации музея также приняли участие племянницы художника — Татьяна и Елена Терентьевна Грековы, последняя стала его первой заведую­щей. Типичный казачий курень на тихой окраине Новочеркасска, усадь­ба с постройками и садом сохрани­лись такими, какими были при жизни Грекова. Скромная обстановка уют­ных комнат, просторная мастерская с его произведениями на стенах. Инженерная доска, широкое окно на бескрайние донские дали — все это вызывает ощущение присутствия художника. Прямо из этого окна он писал этюды, которые здесь же экспонируются. Реализм своего творческого метода баталист постоянно подкреплял работой с натуры.

Частыми гостями Дома-музея бывают московские художники из Военной студии, которая носит имя Митрофана Борисовича Грекова. В фондах музея собрана коллекция про­изведений художников-грековцев, в том числе и работы Народного худож­ника СССР Н.В. Овечкина (1929-1993). Жизнь и творчество Овечкина тесно связаны с Новочеркасском. Он не только продолжил традиции своего учителя, но и осуществил его заветную мечту по продвижению панорамного искусства. Николай Васильевич — автор многих диорам в России, в Белоруссии, в Украине, самой большой панорамы в Европе — «Плевенской эпопеи» (1977) в Болгарии. Творчество Грекова вос­требовано зрителем и по-прежнему служит вдохновляющим примером для художников.

Митрофан Греков. Тачанка (Выезд на позиции). 1933. Холст, масло. 150 x 300. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Митрофан Греков. Тачанка (Выезд на позиции). 1933. Холст, масло. 150 x 300. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

И как бы сегодня ни относились к периоду гражданской войны в исто­рии России, ее причинам и роли в дальнейшей судьбе страны, произ­ведения Митрофана Борисовича Грекова и для последующих поколе­ний останутся школой мастерства, волнующими художественными документами суровой эпохи великих клас­совых битв.

artageless.com

Художник баталист Митрофан Греков. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Февраль 20th, 2014 admin

грековМитрофан Борисович Греков (до 1911 г. Митрофан Павлович Мартыщенко), родился в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Области Войска Донского (ныне Ростовская область).

«Детство я провел в трудовой семье земледельцев, — пишет Греков. — Мои впечатления были: сельский быт, степи, лошади, волы… Уклад жизни нашей был трудовой…».

С раннего детства Митя мечтал стать художником, родители решили отправить его в Одесское художественное училище, где он учился с1898 по1903 год у грека,  профессора Кириака Константиновича Костанди, который возглавлял Общество художников Южной России. У профессора Костанди учились Илья Ефимович Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель.

1911-Атака лейб-гвардии Кирасирского его величества полка в 1813 году

1911 г. Греков. Атака лейб-гвардии Кирасирского его величества полка в 1813 году

  С 1903 по 1911 г.г. Греков обучался в Петербургской академии художеств  у  И.Е.Репина,  а также учился в батальной мастерской Академии художеств  у классика батального жанра живописи Франца Рубо,  создавшего в 1902 -1904 г.г. батальную панораму «Оборона Севастополя»,  и в 1911 году панораму «Бородинская битва».

В студенческие годы Греков писал превосходные жанровые картины, небольшие по размеру, четкие по художественному языку, которые отличались точным рисунком и правдивым колоритом.

1911-Лейб-гвардии казачий полк в Бородинском сражении

1911-Лейб-гвардии казачий полк в Бородинском сражении

В  1914 году отправили на Первую Мировую войну Митрофан Греков был на фронте, где не расставался с карандашом и бумагой, привез множество военных зарисовок о нелегкой военной и походной жизни русских солдат. Был ранен и 1916–1917 годы он провёл в госпитале.

Митрофана Грекова называют основоположником советской батальной живописи, он стал летописцем военных подвигов Первой конной армии Семёна Буденного.

Весной 1917 года М. Греков вернулся с фронта после тяжелого ранения, жил в Новочеркасске на юге России,  где работает учителем рисования, он  оказался в самом центре гражданской войны. Во время Гражданской войны не смог остаться в стороне от важнейших событий в стране. В ноябре 1920 года Греков добровольно вступает добровольцем в ряды Красной Армии, создаёт там художественные кружки.

Grek_Voluy_v_plugu_1911

В марте 1923 года три большие картины Грекова – «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и «Портрет Левандовского», экспонировались в Центральном доме Красной Армии на IV выставки Ассоциации художников революционной России  (АХРР) в Москве.

И на вражьей земле мы врага разгромим

Успех картин Грекова на выставке окрылил художника, и с огромным душевным и творческим подъёмом он приступил к работе над историей Первой Конной в живописных полотнах, восстанавливая славный боевой путь героической армии Семёна Будённого по устным рассказам бойцов и командиров. Несколько раз художник встречался и с самим Семёном  Михайловичем Буденным.

perekop-1918Много времени Греков уделял любимому с юности искусству создания круговых панорам и диорам батальной живописи.

В 1929 году Греков закончил свою первую диораму «Взятие Ростова», следующая его работа диорама «Егорлыкский бой» и «Штурм Перекопа».

В ноябре 1934 года Греков с группой художников выехал в Крым, для сбора материалов в создании живописных работ для панорамы исторических боёв за Перекоп и Крым.

М. Греков. Разоружение деникинцев.

Зимой 1933-1934 годов Греков работал над созданием экспозиции персональной выставки в Москве. На суровых батальных полотнах живописно раскрывались темы революционных боёв и военных действиях гражданской войны — «Бой у Карпово-Обрывской слободы», «На пути к Царицыну», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном» и другие картины батальной живописи.

1934-Знаменщик и трубач

Весной 1934 года Митрофан Борисович тяжело заболел и поехал в Евпаторию, чтобы немного подлечиться  и навестить семью брата. В Евпатории художник Греков нашёл, наконец, цветовое решение для свое знаменитой картины «Трубачи Первой Конной армии Будённого».

27 ноября 1934 года, из Севастополя пришло сообщение о том, что талантливый баталист Митрофан Борисович Греков скоропостижно скончался.первая конная

Статьи по теме:

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

www.evpatori.ru

История Студии | Студия Грекова

М.Б. Гре­ков. Крас­но­ар­мей­ская тачан­ка. Выезд на пози­ции. 1933 г.

Орде­на Тру­до­во­го крас­но­го зна­ме­ни и орде­на Крас­ной Звез­ды Сту­дия воен­ных худож­ни­ков име­ни М.Б. Гре­ко­ва – госу­дар­ствен­ная твор­че­ская орга­ни­за­ция Мини­стер­ства обо­ро­ны Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Сту­дия берёт своё нача­ло 29 нояб­ря 1934 года, когда ука­зом К.Е. Воро­ши­ло­ва была орга­ни­зо­ва­на изо­ма­стер­ская само­де­я­тель­но­го искус­ства в память о пер­вом совет­ском худож­ни­ке-бата­ли­сте Мит­ро­фане Бори­со­ви­че Гре­ко­ве.

Мит­ро­фан Бори­со­вич Гре­ков, урож­дён­ный Мит­ро­фан Пав­ло­вич Мар­ты­щен­ко (3 июня 1882 – 29 нояб­ря 1934), родил­ся на хуто­ре Шар­па­ев­ка Янов­ской воло­сти, Дон­ско­го окру­га, Обла­сти Вой­ска Дон­ско­го в семье отстав­но­го каза­чье­го офи­це­ра. Пона­ча­лу он зани­ма­ет­ся рисо­ва­ни­ем само­сто­я­тель­но. В 1898 году Мит­ро­фан Бори­со­вич посту­па­ет в Одес­ское худо­же­ствен­ное учи­ли­ще. Его настав­ни­ка­ми в Одес­ском учи­ли­ще были два заме­ча­тель­ных худож­ни­ка – К.К. Костан­ди и Г.А. Лады­жен­ский, кото­рые поощ­ря­ли рабо­ту на пле­нэрах, в след­ствие чего Гре­ков раз­вил любовь к рисо­ва­нию с нату­ры. 7 июня 1903 года Гре­ков полу­чил атте­стат об окон­ча­нии учи­ли­ща, а так­же реко­мен­да­цию, поз­во­лив­шею без экза­ме­нов посту­пить в Импе­ра­тор­скую Ака­де­мию худо­жеств.

М.Б. Гре­ков. На реке Туз­лов. Ново­чер­касск

 В Ака­де­мии Мит­ро­фан Бори­со­вич сна­ча­ла попа­да­ет в мастер­скую к выда­ю­ще­му­ся рус­ско­му худож­ни­ку И.Е. Репи­ну, где к нему при­хо­дит пер­вый успех – на ака­де­ми­че­ском кон­кур­се эски­зов его рабо­та «Охо­та на лиси­цу» была отме­че­на пер­вой пре­ми­ей и награ­дой в сто руб­лей. Немно­гие, даже самые талант­ли­вые уче­ни­ки Ака­де­мии, удо­ста­и­ва­лись такой чести. После ухо­да Репи­на из Ака­де­мии худо­жеств Гре­ков пере­вёл­ся в мастер­скую баталь­ной живо­пи­си под руко­вод­ством про­слав­лен­но­го бата­ли­ста Ф.А. Рубо. Под попе­чи­тель­ством Фран­ца Алек­се­е­ви­ча он изу­чал зако­ны и при­ё­мы баталь­ной живо­пи­си, полу­чал навы­ки в созда­нии мас­штаб­ных поло­тен, помо­гая Рубо в рабо­те над пано­ра­ма­ми «Обо­ро­на Сева­сто­по­ля», «Штурм хуто­ра Ахуль­го», «Боро­дин­ская бит­ва».

Диплом об окон­ча­нии Ака­де­мии ему вру­чи­ли 1 октяб­ря 1911 года. Его диплом­ной рабо­той ста­ла кар­ти­на «Волы в плу­гу», кото­рую в 1912 году опуб­ли­ко­вал самый попу­ляр­ный жур­нал Рос­сии «Нива». В этом же 1911 году худож­ник взял себе псев­до­ним «Гре­ков» (один из самых ста­рин­ных и про­слав­лен­ных каза­чьих родов в Вой­ске Дон­ском были Гре­ко­вы, про­жи­вав­шие в ста­ни­цы Камен­ской – это сво­е­го рода дань исто­рии род­но­го степ­но­го края). Имя Мит­ро­фа­на Гре­ко­ва ста­ло извест­ных в худо­же­ствен­ных кру­гах.

В первую миро­вую вой­ну Мит­ро­фан Бори­со­вич ушёл на фронт, где полу­чил тяжё­лое ране­ние. После демо­би­ли­за­ции он вер­нул­ся на роди­ну в Дон­скую область, в Ново­чер­касск. Там Гре­ков посте­пен­но попра­вил­ся и при­сту­пил к рабо­те. Он рисо­вал с нату­ры и пре­по­да­вал рисо­ва­ние в Ростов­ской гим­на­зии. В нояб­ре 1920 года Гре­ков доб­ро­воль­но всту­пил в ряды Крас­ной Армии, и с тех пор вся его твор­че­ская жизнь ста­ла свя­за­на с нею. В её рядах он про­шёл весь путь про­слав­лен­ной Пер­вой кон­ной армии, не рас­ста­ва­ясь с кистью и хол­стом, про­дол­жая делать зари­сов­ки. Худож­ник создал цикл кар­тин «Граж­дан­ская вой­на». В этот цикл вошли такие полот­на как «Крас­ное зна­мя в Саль­ских сте­пях», «В отряд к Буден­но­му», «Раз­гром кор­пу­са гене­ра­ла Кржи­жа­нов­ско­го», «Взя­тие Ново­чер­кас­ска», «Тачан­ка», «Вступ­ле­ние частей Пер­вой Кон­ной армии в село Шаб­ли­ев­ку», «Удар Пер­вой кон­ной под Воро­не­жем», «Бой под Егор­лык­ской», «Тру­ба­чи Пер­вой кон­ной» и мно­гие дру­гие.

М.Б. Гре­ков. Тру­ба­чи Пер­вой Кон­ной. 1934 г.

В армии Гре­ков стал одним из пер­вых созда­те­лей народ­ных худо­же­ствен­ных круж­ков. Мит­ро­фан Бори­со­вич вёл актив­ную обще­ствен­ную, про­све­ти­тель­скую и про­па­ган­дист­скую рабо­ту сре­ди бой­цов. В 1925 году он всту­пил в Ассо­ци­а­цию худож­ни­ков рево­лю­ци­он­ной Рос­сии (АХРР) и орга­ни­зу­ет её фили­а­ла в Ново­чер­кас­ске при под­держ­ке К.Е. Воро­ши­ло­ва и С.М. Будён­но­го.

После окон­ча­ния Граж­дан­ской вой­ны М.Б. при­сту­па­ет к реа­ли­за­ции дав­ней меч­ты, а имен­но созда­ния пер­вой совет­ской дио­ра­мы «Взя­тие Росто­ва». За неё он был награж­дён золо­ты­ми часа­ми с над­пи­сью: «Масте­ру худо­же­ствен­но­го баталь­но­го сло­ва М.Б. Гре­ко­ву от Пер­вой кон­ной армии». Мас­штаб­ные полот­на инте­ре­со­ва­ли Гре­ко­ва ещё в быт­ность его обу­че­ния в Ака­де­мии, когда он при­шёл в мастер­скую к Ф.А. Рубо. Уже тогда Гре­ков заду­мы­вал­ся о созда­нии «сво­ей» пано­ра­мы. Окры­лён­ный успе­хом, Гре­ков увле­ка­ет этим видом живо­пи­си дру­гих худож­ни­ков, воз­ни­ка­ет бюро пано­рам­ных бри­гад, объ­еди­нив­ших два­дцать одно­го худож­ни­ка – семь масти­тых и четыр­на­дцать моло­дых. А в авгу­сте 1934 года в Москве откры­лась выстав­ка на кото­рой было пред­став­ле­но 11 дио­рам, сре­ди кото­рых были так­же пред­став­ле­ны эски­зы к пано­ра­ме «Взя­тие Пере­ко­па». Во вре­мя рабо­ты над этой пано­ра­мой Мит­ро­фан Бори­со­вич Гре­ков ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся от сер­деч­но­го при­сту­пав Сева­сто­по­ле. К сожа­ле­нию, пано­ра­ма так и не была закон­че­на – поме­ша­ла начав­ша­я­ся Вели­кая Оте­че­ствен­ная вой­на.

М. Б. Гре­ков сыг­рал огром­ную роль в раз­ви­тии искус­ства моло­дой совет­ской рес­пуб­ли­ке, став зна­ме­нос­цем зарож­да­ю­ще­го­ся сти­ля – совет­ско­го реа­лиз­ма, в осно­ву кото­ро­го лег­ли тра­ди­ции шко­лы рус­ско­го реа­лиз­ма.

Н.Н. Жуков, В.С. Кли­ма­шин. Отсто­им Моск­ву. 1941 г.

Твор­че­ство худож­ни­ка пред­став­ле­но во мно­гих музей­ных собра­ни­ях, в том чис­ле Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской гале­рее, Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее и др. В Ново­чер­кас­ске был открыт Дом-музей М.Б. Гре­ко­ва, а в Москве – Сту­дия воен­ных худож­ни­ков, нося­щая его имя, став­шая цен­тром дио­рам­но-пано­рам­но­го искус­ства, свя­то хра­ня­щая и раз­ви­ва­ю­щая осно­вы рус­ской реа­ли­сти­че­ской живо­пи­си.

В годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны мно­гие гре­ков­цы ушли на фронт. Они созда­ли мно­же­ство выда­ю­щих­ся про­из­ве­де­ний искус­ства. Их исто­ри­че­ское и худо­же­ствен­ное зна­че­ние труд­но пере­оце­нить — это свое­об­раз­ная зри­мая лето­пись Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, ее глав­ных воен­ных сра­же­ний, фрон­то­вой жиз­ни. Твор­че­ская дея­тель­ность Сту­дии име­ни М.Б. Гре­ко­ва внес­ла зна­чи­мый вклад в борь­бу с вра­гом. Вой­на для худож­ни­ков Сту­дии ста­ла шко­лой про­фес­си­о­наль­но­го мастер­ства и осно­вой для буду­щих про­из­ве­де­ний. Они отме­че­ны боль­шой любо­вью к глав­но­му герою этой вели­чай­шей бит­вы за Роди­ну — совет­ско­му сол­да­ту.

Кри­во­но­гов П.А. Побе­да. 1948 г.

После Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны в твор­че­стве сту­дий­цев начи­на­ет раз­ви­вать­ся дио­рам­но-пано­рам­ное искус­ство, о кото­ром всю свою жизнь меч­тал Мит­ро­фан Гре­ков. Сила­ми сту­дий­цев были созда­ны такие мас­штаб­ные полот­на, как пано­ра­ма «Ста­лин­град­ская бит­ва» в Вол­го­гра­де, дио­ра­ма «Бит­ва за Пере­коп» в Сим­фе­ро­по­ле, ком­плекс дио­рам на Поклон­ной горе: «Контр­на­ступ­ле­ние совет­ских войск под Моск­вой в декаб­ре 1941 года», «Бло­ка­да Ленин­гра­да», «Кур­ская бит­ва», «Фор­си­ро­ва­ние Дне­пра», «Штурм Бер­ли­на».

А.М. Сам­со­нов, М.И. Сам­со­нов. Дио­ра­ма «Ста­лин­град­ская бит­ва. Соеди­не­ние фрон­тов»

Худож­ни­ки сту­дии созда­ли и созда­ют мно­го мону­мен­таль­ных памят­ни­ков воин­ской сла­вы в раз­лич­ных горо­дах. В их твор­че­стве воен­но-пат­ри­о­ти­че­ская, рели­ги­оз­но-духов­ная и лири­че­ская темы пред­став­ле­ны в десят­ках тысяч про­из­ве­де­ний живо­пи­си, гра­фи­ки и скульп­ту­ры, испол­нен­ных в луч­ших тра­ди­ци­ях рус­ско­го реа­ли­сти­че­ско­го искус­ства.

www.grekovstudio.ru

80 лет Студии военных художников имени М.Б. Грекова

Александр Сытов

Рубрика: 

ВЫСТАВКИ

Номер журнала: 

#2 2015 (47)

ПОЯВЛЕНИЕ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА ПАНОРАМНОЙ ЖИВОПИСИ СВЯЗАНО С ИМЕНЕМ ФРАНЦА РУБО (1856-1928). ШИРОКУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ ЕМУ ПРИНЕСПИ ПАНОРАМЫ «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ» И «БОРОДИНСКАЯ БИТВА». ФРАНЦ РУБО СЧИТАЛ, ЧТО «БАТАЛИСТ ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ СПОСОБНОСТЬ БЫСТРО СХВАТЫВАТЬ ОБЩЕЕ, ХАРАКТЕРНОЕ, ПЕРЕДАВАТЬ МОДЕЛЬ В ДВИЖЕНИИ, УМЕТЬ РИСОВАТЬ И ПИСАТЬ ПО ВПЕЧАТЛЕНИЮ, ПО ПАМЯТИ...». ДОЛГОЕ ВРЕМЯ Ф. РУБО ПРЕПОДАВАЛ В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ВОСПИТАЛ ЦЕЛУЮ ПЛЕЯДУ ТАЛАНТЛИВЫХ РУССКИХ БАТАЛИСТОВ, САМЫМ ИЗВЕСТНЫМ ИЗ КОТОРЫХ СТАЛ МИТРОФАН БОРИСОВИЧ ГРЕКОВ (1882-1934).

Митрофан Греков посвятил большую часть своих работ Красной Армии. В силу самых разных причин многие его начинания не получали завершения. Он продолжал работать в станковой живописи. В 1934 году, получив заказ на исполнение вместе с бригадой художников под его руководством комплексной панорамы «Перекоп», Греков уехал в Крым для подготовки этюдного материала. Но 27 ноября художник скоропостижно умер от сердечного приступа.

29 ноября 1934 года был издан приказ Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова о создании в особой отдельной кавалерийской бригаде изомастерской самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова.

Так мечта художника воплотилась после его смерти. Греков говорил: «Военным художником может быть не всякий, хотя и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел. А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух». Эти поразительно точные, выверенные жизнью слова Митрофана Грекова стали своеобразной программой творчества художников-грековцев всех поколений.

В первые годы становления коллектив комплектовался из самодеятельных художников. В изомастерскую зачисляли одаренных красноармейцев, которые продолжали проходить боевую и политическую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время. Ближайшими их учителями и наставниками стали известные мастера советского искусства, вошедшие в состав первого художественного совета: Г.К. Савицкий, А.М. Герасимов, Е.А. Кацман, В.С. Сварог, Н.Г. Котов, М.И. Авилов и другие, ежемесячно консультировавшие учащихся в работе. Наиболее одаренные ученики получили возможность поступать в художественные вузы.

В 1938 году приказом Главнокомандующего Московским военным округом С.М. Буденного изомастерская самодеятельного красноармейского искусства была переименована в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Так постепенно начинает складываться коллектив художников-профессионалов, которые работали над заданиями от военного руководства.

К 1940 году в Студию приходят первые профессиональные художники Анатолий Горпенко, Сергей Годына, Петр Кривоногов, последний написал у стен рейхстага картину «Победа» (1948). К тому времени в арсенале грековцев уже появились работы, созданные по результатам поездки на фронт советско-финской войны (зима 1940 года). Это была первая проверка на выносливость и умение работать в трудных походных условиях. На ведущих выставочных площадках столицы открывались одна за другой экспозиции произведений художников. Но им предстояло стать не певцами ратного прошлого, а летописцами будущих жестоких военных испытаний.

В первые же дни Великой Отечественной войны часть художников Студии ушли на фронт с маршевыми ротами. Другие были направлены в агитационные пункты, где за короткий срок создали сотни панно, призывающих воинов к выполнению своего патриотического долга. Студии поручили организовать выпуск плакатов под названием «листок красноармейца» специально для рассылки в воинские части. за годы войны были напечатаны и сделались символами времени многие плакаты грековцев («Отстоим Москву!» Н.Н. Жукова и В.С. Климашина, «дойдем до Берлина!» Л.Ф. Голованова и другие).

Зимой 1941 года группа молодых военных художников Студии выехала на западный фронт в армию, которой командовал генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский. В начале зимы 1942-го значительным этапом в жизни Студии стала поездка военных художников в героический Сталинград. Непосредственно в частях зарисовывали боевые эпизоды, заводские корпуса, где между разбитыми станками стояли наши орудия, где под остовом сгоревшего вагона размещался командный пункт дивизии.

Через определенные промежутки времени группы художников Студии съезжались в свою фронтовую штаб-квартиру, чтобы сдать выполненные зарисовки и запастись необходимыми материалами для дальнейшей работы. Художники Студии передвигались вместе с войсками. Их можно было встретить на улицах Варшавы, Праги, Бухареста, Будапешта, Вены зарисовывающими боевые действия и освобожденных людей. Когда наши войска начали штурм Берлина, там уже были военные художники. Ожесточенные бои в предместьях и на улицах города фиксировались в ряде рисунков и этюдов. Завершением военной деятельности грековцев стало создание художником Н.Н. Жуковым на Нюрнбергском процессе более двухсот портретов фашистских преступников, защиты, свидетелей, судей, представителей прессы.

Творческая деятельность Студии имени М.Б. Грекова внесла значимый вклад в борьбу с врагом. Война для художников Студии стала школой профессионального мастерства и основой для будущих произведений.

После Великой Отечественной войны в творчестве студийцев наряду с сюжетно-тематической картиной начинает развиваться панорамно-диорамное искусство, о котором всю свою жизнь мечтал Митрофан Греков. Первые диорамы были невелики по размерам, но в процессе их создания студийцы осваивали этот жанр как синтезирующий вид изобразительного искусства, сочетающий двухмерное изображение с иллюзией пространственной глубины и дали с предметным рядом - составной частью, которой, как правило, отводится вспомогательная роль.

В 1982 году в Волгограде открылась панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» («Сталинградская битва»), над которой работал авторский коллектив в составе: Н.Я. Бут, В.К. Дмитриевский, П.И. Жигимонт, П.Т. Мальцев, М.И. Самсонов, Ф.П. Усыпенко. Работа велась над гигантским полотном размером 120 метров по окружности и 16 метров высотой. Вся территория по кругу между холстом и смотровой площадкой была наполнена предметным планом. Она стала единственной панорамой в России, созданной в советский период. Панорама, как центр всего ансамбля-музея «Сталинградская битва», объединила вокруг себя остальные разделы комплекса.

В канун 50-летия Победы в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе открылся комплекс из шести диорам, отражающих важнейшие военные операции Второй мировой войны: «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года» (автор Е.И. Данилевский), «Блокада Ленинграда» (автор Е.А. Корнеев), «Курская битва» (автор Н.С. Присекин), «Сталинградская битва. Соединение фронтов» (авторы М.И. Самсонов и А.М. Самсонов), «Форсирование Днепра» (автор В.К. Дмитриевский), «Штурм Берлина» (автор В.М. Сибирский).

Сегодня художники Студии продолжают традиции диорамно-панорамного искусства и занимают передовые позиции в этой области. Заслуженный художник РФ П.В. Рыженко в 2010 году создал диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе», в 2011-м - диптих, посвященный Великой Отечественной войне: «Начало войны. 1941 год» и «Битва под Москвой». На последней изображены события на Бородинском поле в октябре 1941-го. В 2013 году в столице Республики Беларусь открылось новое здание Белорусского Государственного музея истории Великой Отечественной войны, где представлены две диорамы, созданные мастерами Студии: «Оборона Минска. 1941 год» и «Минский котел» (первая изображает бои под городом заслав- лем, вторая - операцию «Багратион»). В 2014-м художник Студии Сергей Трошин создал диораму «Новороссийская десантная операция. Сентябрь 1943 года» к 95-летию прославленного соединения Черноморского флота - Севастопольской ордена Нахимова 41-й бригады ракетных катеров. Эта диорама была установлена и торжественно открыта в Севастополе в день юбилея в обновленном музее, расположенном на территории военной бригады.

В 2014 году на территории Владимирского скита Свято-Тихоновой пустыни в Калужской области состоялось открытие диорамы «Стояние на угре» (автор П.В. Рыженко), посвященной знаковому событию в русской истории, положившему конец монголо-татарскому игу.

Студия военных художников имени М.Б. Грекова, существующая уже почти 80 лет, - уникальный творческий коллектив военных художников. Разнообразный тематический круг работ грековцев (военно-патриотическая, религиозно-духовная и лирическая темы) представлен в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, исполненных в лучших традициях русского реалистического искусства. Среди них памятники культуры и искусства мирового значения - монументы Е.В. Вучетича «Родина-мать зовет» (1959-1967, Мамаев курган, Волгоград) и «Воин-освободитель» (1949, Трептов-парк, Берлин), картина П.А. Кривоногова «Победа» (1948), полотно С.Н. Присекина «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет» (1983), украшающее Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Помимо этого художники Студии неоднократно принимали участие в таких проектах, как реставрация, роспись храмов и иконостасов, создание фресок. На сегодняшний день в Студии работает большой творческий коллектив - 30 мастеров современного реалистического искусства: художники, скульпторы и графики высочайшего профессионального уровня, входящие в сотню лучших художников России.

Велико значение художников-баталистов, посвятивших свое творчество изображению отечественной истории и Российской Армии, созданию ее летописи в художественных образах. Поколения художников, чья судьба связана с уникальным армейским коллективом Студии имени М.Б. Грекова, гордо называют себя «грековцы».

Вернуться назад

Теги:

www.tg-m.ru

Дом - музей художника М.Б. Грекова в Новочеркасске.

01. Мемориальный Дом-музей Митрофана Борисовича Грекова в Новочеркасске был открыт в 1957 году. В этом небольшом домике основоположник советской батальной живописи прожил четырнадцать лет. Это время было одним из плодотворных в его творческой биографии, здесь он написал немало работ, ставших впоследствии знаменитыми.

02. Улица, на которой находится музей, также носит имя прославленного художника.

03. Греков родился в семье донского казачьего офицера в отставке, на хуторе Шарпаевка Области Войска Донского (ныне Ростовская область). Рано проявивший способности к рисованию, он обучается живописи сначала в Одесском художественном училище, которое теперь носит его имя, а затем в Петербургской академии художеств, где его учителями были И.Е. Репин и классик батального жанра Ф.А. Рубо.

04. Сегодня имя Грекова известно не так широко, как в советские годы, когда его картины печатали во многих журналах и книгах. Самыми известными работами мастера являются "Трубачи Первой конной" и "Тачанка".

05.

06. Дом-музей располагает подлинными картинами, эскизами, этюдами, личными вещами и мебелью художника.

07. Интерьеры гостиной.

08.

09. Над столиком картина Грекова "Казачий полк в Бородинском сражении". Справа "Конь Русак".

10. Проходя мимо спальни, попадаем в мастерскую Грекова.

11. Здесь размещены мольберт с винтовым табуретом, рабочий диван, металлическое кресло, этюдные принадлежности и шкаф для хранения этюдного материала.

12.

13. На стенах висит множество этюдов художника.

14.

15.

16. Также этюды собраны в специальном деревянном альбоме.

17.

18. В двух из шести комнат дома при Митрофане Борисовиче жили квартиранты – друзья художника. И сейчас данную традицию сохраняют – в этих залах проходят выставки творчества местных художников.

19.

20. Во дворе усадьбы почти всё осталось так, как было при жизни художника – столик со скамейками, флигель для друзей, в котором сейчас находится архив музея, чугунные вазоны для цветов. В огороде, который сейчас пустует, семья Грекова сажала картошку, капусту, паслась коза.

21.

22.

23.

24.

25.

Посмотрите также: Музей-квартира А.И. Куинджи , Музей-квартира И.И. Бродского

pavluhinoleg.livejournal.com

Тайны баталиста Грекова » Военное обозрение

Тайны баталиста Грекова

Выдающийся советский баталист Греков стал символом воинского изобразительного искусства. Но в его роду было немало тайн, которые он был вынужден скрывать. Судьба вела художника по воинской стезе. Он родился на Дону, где казачьи традиции служения издавна приобщали мальчиков к воинской культуре.

В официальной биографии художника сказано, что огромная панорама «Оборона Севастополя» стала для Грекова первой большой работой, которую он выполнял со многими талантливыми учениками Рубо.

Он снова пытается встать на «мирные» художественные рельсы, написав несколько пейзажей, но годичная воинская повинность вносит в его жизнь коррективы. Отбывая службу, Греков сделал множество зарисовок, олицетворяющих уникальность и самобытность кирасирского, Павловского и гренадерского полков.

В 1911 году он сменил свою фамилию и отчество. Теперь вместо Митрофана Павловича Мартыщенко он стал Митрофаном Борисовичем Грековым.

Это произошло после выставки своей первой работы, получившей всеобщую похвалу и принёсшей ему официальное звание художника.

Первая мировая война, германский фронт. Мало кто догадывается, что простой ординарец в казачьей сотне не только воюет с немцами, но и в уме пишет картины, чтобы потом, в набросках, претворить их в жизнь. Ему подвластно понять и с точностью передать характер и быт простого солдата. Это удивительные рисунки! Если посмотреть на его карандашные зарисовки, сделанные примерно в 1914 году, то поражает прежде всего максимальный натурализм рисунков. Художнику удаётся передать вдумчиво-одухотворённое лицо солдата, который пишет, возможно, последнюю весточку домой, но не о скорой смерти и болях думает русский солдат. Его лицо светится счастьем прикосновения к родным людям посредством письма.

Тяжёлое ранение. Возвращение на родину. Революция. Все эти события стремительным вихрем проносятся лавиной в жизни Грекова и оставляют свой красный след. И след этот — гражданской войны, когда брат идёт на брата, когда рвутся заживо кровные узы.

В 1920 году, когда Красная Армия входит в Новочеркасск, Греков пишет картину «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», используя холст и масло. Именно эта картина станет разделительной чертой, которую Греков уже не сможет, да и не захочет перейти по идеологическим причинам.

Он в добровольном порядке надевает на себя будёновку и идёт преподавать на первые курсы военных художников, организованные по своей собственной инициативе. Новой власти были нужны талантливые люди, которые смогли бы правильно выстроить военную идеологию в картинах и плакатах. Эту задачу Грекову выполнить удалось.

За что был удостоен высокой похвалы от командующего Северо-Кавказским военным округом Клима Ворошилова. Об этой встрече в своём автобиографическом очерке Греков пишет так: «В 1920 году я встречаю вождей Первой конной армии, К. Е. Ворошилова и С. М. Будённого. Подаю записку с предложением оказать мне содействие в моем намерении писать на темы гражданской войны. Я присутствую на совещании о моем предложении. Помню дословно такой разговор: один из командиров говорит, что у нас армия без штанов, а мы будем картины писать, на это Климентий Ефимович ответил командиру: «Ты рассуждаешь неправильно, у нас должны быть и армия и искусство», и сам обещает привести мне краски из Москвы».

Судя по картинам, высокой похвалы картины художника удостаиваются и от Будённого. «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «На привале» «На походе. Первая конная» (1927). Во всех картинах главными героями, по сути, становятся не люди, а удивительные, стремительные, живые в своём порыве боевые лошади («Красноармейская тачанка. Выезд на позиции», 1933).

За несколько лет он создаёт несколько грандиозных картин. Практически в каждой из них, за редким исключением, присутствуют лошади. Он любил лошадей. С любовью выписывал характер лошади, попавшей в страшные военные передряги. Он всегда помешал в центр композиции одну или несколько лошадей. Картины становились живыми, они двигались, жили, дышали, спасали, наступали, оборонялись, погибали, оставаясь навечно запечатлёнными на холсте. Это удивительная методика работы художника стала основой для последующих его творений.

Но в 1926 году он написал рапорт о демобилизации из армии по состоянию здоровья. Он уходит из армии, чтобы быть ближе к ней: текущая работа отнимает у него много времени, а ему хотелось писать как можно больше картин. И он пишет. Каждый год рождаются его новые картины: «Бегство белых из Новочеркасска в 1920 году», «Комбриг ведет в атаку».

«Бой за Ростов у села Генеральский Мост», «Бой за Ростов под Большими Салами» (1926). Большие Салы — это хутор в нескольких километрах от Ростова, в сторону Таганрога.

И, наконец, в 1929 году к годовщине Первой конной армии он создаёт первую советскую диораму «Взятие Ростова». К сожалению, в годы Второй мировой войны это творение художника было безвозвратно утеряно. Обстоятельства этой потери неизвестны.

Примерно через пять лет Греков переезжает в Москву, чтобы стать одним из членов Союза советских художников. Сталинский заказ — картина «Перекоп», состоящая из четырёх диорам, — должна была стать монументальным произведением советского художественного искусства. И это грандиозное дело должен был возглавить именно Греков. Таков был замысел. Но провидению было суждено сделать так, что во время предварительных зарисовок в Крыму художника нежданно постиг сердечный приступ. 27 ноября 1934 года его не стало. Ему было 52 года.

Родные и близкие художника были потрясены случившимся. В память о своём друге Ворошилов приказал организовать в Особой отдельной кавалерийской бригаде имени Сталина изобразительную мастерскую самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова. Она положила начало созданию одноимённой студии военных художников.

Его именем названы два училища: Ростовское художественное училище и одесское. В Новочеркасске, в просторном казачьем доме на полтора этажа, давно и успешно работает дом-музей М.Б. Грекова. В этом доме он создал лучшие свои картины.

С 1996 года за лучшие произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и три серебряных медали имени Грекова. Во многих музеях страны хранятся картины прославленного художника.

Немало тайн оставил после себя Греков и в своём творческом наследии. Сохранилось 53 его работы. В основном это пейзажи. (Если честно, то лично мне пейзажи сами по себе не нравятся. Тусклые они. Кажется, что художник подбирал соответствующий фон для своих будущих картин.)

Он написал в память о своих родных краях картину «Хутор Шарпаевка. 1912 г.», когда ещё учился в Академии художеств. Но её он старался не выставлять.

Мы побывали на том месте, где стоял дом, в котором, по предположениям односельчан, родился Митрофан Борисович. Он был уроженцем небольшого казачьего хутора Шарпаевка (ныне хутор Костино-Быстрянский) Яновской волости (ныне Морозовский район) Области Войска Донского. Надо признать, что земляки с почтение относятся к наследию великого художника. В его честь названа одна из улиц хутора.

Но деревенское детство не стало решающим в его становлении как художника. О том, насколько ему было сложно реализовать свой невесть откуда взявшийся дар к рисованию, Митрофан Борисович напишет в своей автобиографии: «Детство провел в трудовой семье земледельцев. Сельский быт, степи, лошади, волы. До 17 лет я не видел ни одной картины, кроме репродукций в журнале «Нива», но рисовал с детского возраста, конечно, от себя, потому что о рисовании с натуры не имел представления. В семье у нас кроме меня никто этим не увлекался. Единственный мой руководитель, который, может быть, определил мой жанр, — дядя, крестьянин. Он часто вырезал мне из дерева коней и быков чрезвычайно примитивно, даже без ног. Я, помню, сознавал, что они мало походят на коней и быков. Вспоминаю, что меня несколько смущала застывшая их форма. С годами у меня развилась большая страсть к рисованию, что стало моим отдыхом».

Но краеведы нашли документы, подтверждающие, что вместе с остальными пятью братьями и сёстрами определением Дворянского Депутатского собрания области Войска Донского от 27 февраля 1915 года Митрофан был сопричислен к дворянскому роду.

Значимы для потомков и другие литературные открытия краеведа Милютинского района Николая Ивановича Приходько. Его исследования о судьбе баталиста позволили впервые составить генеалогическое древо Грековых.

В своей монографии «Древний род Грековых» (экземпляр хранится сегодня в Милютинском краеведческом музее) он доказал, что Митрофан Борисович родился не в Тарасовском, а в Морозовском районе Ростовской области. После семи лет мальчик проживал в Милютинском районе, в хуторе Ивановке, основанном его дедом, войсковым старшиной Иваном Борисовичем Грековым.

Об этом местный краевед пишет в «Летописи Милютинского края»: «Род Грековых уходит своими глубокими корнями ко времени активного образования казачества второй половины XVI века. Отец художника Борис Иванович в 1890 году по стечению семейных обстоятельств вынужден был покинуть хутор Шарпаевку близ станицы Морозовской и поселиться на реке Березовой. Но не на пустое место он приехал, а на обжитое помещичье подворье с домом, садом и хозяйственными постройками. Первые четыре класса будущий художник обучался в Маньково-Берёзовской церковно-приходской школе, куда осенью и весной его возили в дрожках, запряженных конем по кличке Русак.

Впоследствии художник изобразил своего четвероного друга на полотне под названием «Конь Русак».

Обучаясь в Каменском окружном училище, в Одесском художественном училище и Петербургской академии, Митрофан Борисович все летние каникулы проводил в родной Ивановской усадьбе. Работал вместе с остальными членами семьи в поле, рыбачил, охотился.

Все Грековы были страстными охотниками.

Митрофан не расставался с мольбертом. В Ивановке им написаны либо сделаны наброски таких картин о природе и быте, как «Луга», «Копички», «Охота на лис», «Выселки слободы Маньково-Берёзовской», «Усадьба зажиточного крестьянина» и другие.

После гражданской войны в доме Грековых находилась начальная школа. Потом при строительстве школы дом разобрали одновременно с церковью.

Митрофан Борисович весь новочеркасский период жизни, вплоть до отъезда в Москву в 1927 году, ежегодно навещал родной хуторок, бывая в гостях у своих друзей — крестьян Шумских.

При активном участии краеведа Николая Приходько установлена мемориальная доска на здании Маньково-Берёзовской школы, где учился знаменитый художник, собраны надгробия дворянского рода Грековых, найдена надгробная плита прадеда Митрофана Борисовича.

Точно детектив разыскивал Николай Иванович следы грековского семейства. Ему удалось выяснить, что потомки художника живут в Канаде. По приглашению краеведа в 2002 году гости из Канады (племянник живописца Александр Александрович и его супруга Елена Всеволодовна) приехали с частным визитом в Милютинский район. Благодаря участию Приходько гости увидели дорогие сердцу места, связанные с именем легендарного предка: переезд по грековскому тракту, генеральскую балку, бывшее имение Грековых, могилы дедов. К сожалению, краеведа Приходько уже нет в живых. Однако я уверена, что еще много интересных страниц о детских и юношеских годах художника предстоит открыть. Ведь отсюда идёт главный свет его полотен — внутренний свет доброты, несмотря на их военную направленность.

Мало кому из художников удалось пронести капли добра на жёстких воинских картинах. Это стало ещё одной отличительной чертой великого советского баталиста. Его творчество стало основой для создания другими художниками великолепных работ по военной тематике.

topwar.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта