История России в картинах польских художников. Картины истории россии


Картины русской истории

Это, собственно, название выставки, которая открылась в Третьяковской галерее.

А стоит помнить, что в середине XIX века именно историческая живопись была, так сказать, живописью первого ранга. Именно ей уделялось в академическом образовании особое внимание. Имелся особый «исторический» класс. А тематику учебных работ утверждал совет профессоров.

В основной экспозиции Третьяковской галереи работы, принадлежащие к этому жанру, разумеется, представлены. Но еще больше таковых пребывают в запасниках. И вот возникла возможность их показать — произведения Василия Верещагина временно переехали из Лаврушинского переулка на Крымский вал, где открылась большая персональная выставка. В освободившееся в результате в главном здании ГТГ пространство и въехали — до середины лета — интересующие нас работы. И достаточно любопытные, хотя не всегда известные широкой публике авторы.

Но возвращаясь к академическому образованию: среди показанного есть работы, которые мы сейчас назвали бы «дипломными». Например, Василий Смирнов, «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя».

Ну, кто такой Михаил Черниговский, здешней аудитории разъяснять не надо: согласно его жизнеописанию, это один из немногих князей, кто гордо отказался признать власть Орды, в результате чего и погиб. Соответственным образом и изображен.

За эту работу автор получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Отправился, логичным образом, в Италию, где писал работы на античные темы. К сожалению, даже итальянский климат не спас его от чахотки, унесшей художника на 32-м году жизни. Так что работ его сохранилось немного.

Уже по этой — напомним, она, по сути, учебная — работе видно, какое внимание при написании исторических полотен должно было уделяться визуальной стилистике эпохи. Одежда, оружие, бытовые предметы — все это тщательно изучалось живописцами (тогда же и в принципе возникла своеобразная мода на «историзм»).

Вот пример такого подхода: Григорий Седов, «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем».

Обстоятельства царского сватовства более-менее известны. Художник, скорее всего, опирался на версию Соловьева, где описывается, как из шести предварительно отобранных красоток молодой царь (а ему, между прочим, было всего восемнадцать) выбрал некую «статную» Евфимию Всеволожскую. Ну, а дальше мы помним: обморок, клевета — нездорова, дескать, — потом ссылка вместе с родней, а в конце концов царская женитьба совсем на другой.

Понятно, что никаких портретов реальных девиц не сохранилось (да и юный царь изображен достаточно условно). Зато какое знание бытовых реалий, сколько художник, вероятно, провел времени в музеях и у коллекционеров, изучая одежду, ткани, украшения. Даже царские сапоги соответствуют эпохе. Да и роспись стен — тоже.

[

А вот еще одна «учебная» работа — Константин Маковский, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». Очевидная театральность постановки (что, впрочем, в учебном процессе как раз культивировалось).

За эту работу старший из многочисленных братьев Маковских получил малую золотую медаль и был допущен к конкурсу на большую. Однако участия в нем не принял, а вместо этого — при всем своем естественном академизме — присоединился к «бунту 14-ти» и вышел из академии в знак протеста. Так что это, представьте, один из ранних передвижников.

Куда интереснее в плане формы другой передвижник — Сергей Иванов. Здесь мы уже не видим тщательно выписанных, со всеми положенными бликами, серег и пуговиц, зато складывается некий — зачастую метафорический — образ не эпохи даже, а власти. Вот вам «Царь. XVI век».

Еще одна работа Иванова — «Приезд иностранцев. XVII век».

Иностранцы, собственно, еле видны в углу картины — да и не в них суть. А в реакции на чужестранцев — от настороженности до любопытства.

Вновь глубокое изучение быта — Андрей Рябушкин (художник немало ездил по городам России, целенаправленно собирал старинные ткани, резную утварь, прочие предметы быта — ну, и труды историков также штудировал). Тут у нас «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» — то есть в личных покоях. А в первые годы своего правления Михаил Федорович действительно, по описаниям современников, с боярами часто консультировался.

Александр Литовченко — «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского». Работая над этой картиной, художник одалживал церковные облачения из монастырской ризницы.

Кто позировал для образа царя — неизвестно, данных не сохранилось. А вот для образа Никона позировал… представьте, небезызвестный критик Стасов, который также отличался внушительным сложением («Просьбы были так неотступны, — вспоминал позже Стасов, — что я наконец согласился»).

Ну, а теперь к автору, чья работа видна фоном в самом первом кадре. «Уничтожение Новгородского веча. Марфа Посадница». Автор — Клавдий Лебедев (к слову, ученик Перова по МУЖВЗ). Увоз вечевого колокола, как вы понимаете, присутствует.

Но закончить хочется другой картиной того же Лебедева — «К боярину с наветом». Тут, при всей исторической достоверности костюмов, ситуация совершенно вневременная — переноси ее хоть в Думу, хоть в ЦК.

А вообще это не единственная временная выставка, которая устроена сейчас в залах постоянной экспозиции (заодно это, конечно, и способ привлечения зрителя, который обычно специально в известную вроде бы с детства часть музея не идет). Там сейчас и привезенные из Петербурга работы Карла Брюллова из частной коллекции, и извлеченные из запасников (но тоже на время) «Сирин и Алконост».

Что же касается новой исторической выставки, то она запланирована до середины июля.

diletant.media

«Картины русской истории» в Третьяковской галерее

В ГТГ открыта выставка произведений исторических живописцев второй половины XIX — начала XX века

ГТГ23 февраля — 22 июля 2018Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 27

Выставка «Картины русской истории» продолжает программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Она предваряет экспозицию произведений В. И. Сурикова и знакомит зрителей с творчеством его современников — исторических живописцев второй половины XIX — начала XX века: В. С. Смирнова, Г. С. Седова, К. Е. Маковского, К. В. Лебедева, А. Д. Литовченко, С. В. Иванова, А. П. Рябушкина. Ряд скульптурных произведений М. М. Антокольского, М. О. Микешина, С. О. Целинского дополняют выставку.

Согласно иерархии жанров, принятой во всех художественных академиях Европы, главным считался исторический жанр. В Императорской Академии художеств исторической живописи уделялось особое внимание, а основой академической системы подготовки исторического живописца являлась программа. Под этим термином понимали обязательное задание, которое утверждал Совет профессоров Академии художеств. В экспозиции представлены две картины, выполненные в рамках конкурсных академических программ по исторической живописи: полотно К. Е. Маковского «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862) и работа В. С. Смирнова «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя» (1883). Академический классицизм ориентировал художника на поиски идеального героя — физически совершенного человека с развитым чувством долга. Именно таким явлен нам князь Михаил Черниговский на картине Смирнова. В картине Маковского положительный герой становится жертвой злых сил и роковых обстоятельств.

Темы и сюжеты включенных в экспозицию произведений заимствованы преимущественно из истории допетровской Руси XVI–XVII веков. Средневековая Русь, некогда процветавшая и исчезнувшая цивилизация, превратилась в своего рода миф, который разделяли художники, представленные на выставке. В прошлом они видели моральный и эстетический идеал для настоящего. Художники стремились найти исторических персонажей, воплощающих сущностные черты национального характера. Так, в картине К. В. Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» (1889), вдохновленной полотном «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, весь замысел держится на образе главной героини. Это масштабное полотно было представлено публике на 19-й выставке передвижников. После завершения сложного комплекса реставрационных работ произведение впервые экспонируется в Третьяковской галерее.

Историческая живопись конца XIX — начала ХХ века фокусировалась не на драматизме сюжета «из истории», а на красоте предметов обихода и архитектуры прошлого — сохранившихся живых свидетелей былых времен. Новый взгляд требовал и новой стилистики, поиски которой отразились в творчестве А. П. Рябушкина и С. В. Иванова. Художники задали вектор дальнейшего развития исторического жанра в сторону усиления обобщенно-поэтического и декоративного начал. Первые шаги в этом направлении были сделаны Рябушкиным в картине «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Вслед за своими предшественниками — историческими живописцами-академистами — Рябушкин и Иванов сфокусировали внимание на XVII столетии. Они старались передать обаяние той эпохи, прибегая к методу стилизации деталей ушедшего быта. Вместе с тем широкая, свободная манера письма, использование композиций, построенных по принципу случайного кадра, активное введение в картину пейзажа с учетом пленэрных эффектов создавали ощущение «реальности» происходящего.

Источник: пресс-релиз ГТГ

artinvestment.ru

Выставка «Картины русской истории» - история в фотографиях

22 февраля в старом здании Третьяковки открылась выставка «Картины русской истории», продолжающая программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники». У входа нас встречал Павел Михайлович Третьяков в импозантном меховом воротнике и маленькой шапочке. На выставке же представлены работы исторических живописцев второй половины XIX – начала ХХ века Василия Смирнова, Григория Седова, Константина Маковского, Клавдия Лебедева, Александра Литовченко, Сергея Иванова, Андрея Рябушкина, дополняли выставку скульптурные произведения Марка Антокольского, Михаила Микешина и Славомира Целинского. Темы и сюжеты показанных произведений отражают преимущественно историю допетровской Руси — эпохи, в понимании представленных на выставке художников, незамутненной, истинной русской цивилизации.

Открытие всякой выставки предваряют выступления организаторов, поясняющие смысл и суть экспозиции. Так было и на этот раз. Ожидалось прибытие министра. Но как и подобает большому начальству, Мединский задерживался. Директор Третьяковки Зельфира Трегулова и кураторы выставки, отложив основные мероприятия до приезда большого гостя, сказали несколько предваряющих слов.

Центром экспозиции стало полотно Клавдия Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча», вдохновленная работой Сурикова «Боярыня Морозова». Впервые «Марфа Посадница» была представлена на 19-й выставке передвижников и с тех пор практически не выставлялась. Сегодня, после завершения сложных реставрационных работ, она впервые экспонируется в Третьяковке.

В окружении фотографов:

В экспозиции есть еще одна работа Лебедева — «К боярину с наветом».

Как сообщает пресс-релиз выставки «историческая живопись конца XIX – начала ХХ века фокусировалась не на драматизме сюжета, а на красоте предметов обихода и архитектуры прошлого» в трактовке которых живописцы этого времени были предельно точны. Этот новый взгляд требовал новой стилистики, поиски которой наиболее ярко отразились в работах Сергея Иванова и Андрея Рябушкина. Считается, что первые шаги в этом направлении были сделаны Рябушкиным в картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате».

Рябушкин и Иванов в своем творчестве более всего обращались к XVII столетию. Через декоративную стилизацию деталей ушедшего быта стремились передать красоту ушедшей эпохи в ее повседневности. Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья — в духе стиля модерн — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия», как, например в картине «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».

Или в его же работе «Царь», которую первоначально автор планировал назвать «То земной едет бог!».

Исторический жанр считался основой академической системы подготовки художников. Обязательное задание, которое утверждал Совет профессоров Академии художеств именовалось программой. На выставке представлены две работы, выполненные в рамках таких программ по исторической живописи. Это полотно Константина Маковского «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».

И картина Василия Смирнова «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя».

На картине Александра Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» показан исторический момент, когда после перенесения мощей митрополита Филиппаиз Соловецкой обители в Москву, гроб в течении десяти дней стоял в Успенском соборе, и Никон, убежденный в главенстве церковной власти над светской, соглашался принять патриаршество исключительно при условии его полной свободыв устройстве церковной жизни.

На картине Григория Седова «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» показан широко известный момент сватовства царя, когда из шести девушек он выбрал Евфимию Всеволожскую, от неожиданно привалившего счастья упавшую в обморок.

А вот и скульптурные работы. Бюст царя Михаила Федоровича работы Славоимра Целинского.

«Нестор-летописец» Антокольского:

И «Тысячелетие Крещения Руси» Микешина:

Обойдя всю выставку, Мединского я так и не дождался. Вот вам несколько общих видов, с публикой и репортерами, но без главного гостя:

Оставайтесь с нами, в следующий раз — Верещагин. Кстати, сегодняшняя выставка расположилась как раз в его зале.

foto-history.livejournal.com

Вся история России в 10 картинках

Автор kbaott, 21.02.2016 | Просмотров: 1 636 | Печать

История России обильна правителями. Здесь представлены все правители России от Рюрика до наших дней с датами их правления. Наткнулся в Сети на эти картинки и просто решил оставить из здесь, вдруг кому-то пригодится. Не исчерпывающая, но тем не менее довольно приличная шпаргалка по истории России.

Вместо эпилога:

Этот цыпленок настолько недоготовлен, что толковый ветеринар все еще мог бы спасти ему жизнь!

") //-->

kbaott.net

История России в картинах польских художников

В польской живописи много картин на исторические темы, в том числе посвященных России и русским. «Историческая правда» публикует подборку наиболее интересных шедевров польской живописи, связанных с «русской» тематикой. Эти картины довольно ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому.

У поляков было немало талантливых мастеров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак  и др.  Некоторые картины  антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад, пишет блогер uglich-jj.

Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.

1514 год, очередная война Великого Княжества Литовского и Московии. Русские захватили Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Беларусь. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля - бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. 

Занятная деталь: бал - европейское развлечение.  1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.

Ян Матейко. «Стефан Баторий под Псковом». 1872 г.

Шут Станчик был прав. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине -  Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией короля Речи Посполитой и Великого князя литовского Стефана Батория. 

После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. 

Занятная деталь. Слева от Стефана - человек в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил  учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.

Царь Лжедмитрий I, портрет  неизвестного художника. Начала 17 в.

Эта картина также известна как «Портрет из Вишневецкого замка» (замок семьи Марины Мнишек - жены Лжедмитрия).  В Смутное время Речи Посполитой удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни  Demetrius IMPERATOR), на столе - корона и рыцарский шлем.

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг.  А вот подишь ты: шляхта Речи Посполитой уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа - поколений через 5-7.

Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.

Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.

Когда Лжедмитрия I скинули, войска Речи Посполитой захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия)  вместе с братьями,  и всех вывезли в Варшаву.  Там бывшего царя, заставили публично кланяться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.

Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.

Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Это событие получило в Польше название "Hołd Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 - 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись".

На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена - и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.

Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты.  Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир - все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на «либерум вето» т.е. право на оппозицию королю, как мирную, так и немирную.

Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.

Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичам, сняв перед ними шапку.  Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. 

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но, правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. 

Йозеф Хельмонский. "Выдача оплаты (суббота в фольварке)",1869 г.

Александр Коцис. "В шинке". Ок. 1870 г.

Пока шляхта плясала на балах, хлопу оставалось только идти в шинок (кабак). Это был популярный бизнес. Шинкарем был, например, прадед В.И.Ленина Моше Бланк из г. Староконстантинов на Волыни. В 1795 г. по третьему разделу Речи Посполитой Волынь вместе Моше Бланком и его таверной отошла к России.

Впрочем, в триаде "война, пьянка и понты" у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. Нет, поляки никогда не были трусами на войне. Проблема была в организации. Война - это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитого рушения), а это - через сейм. И деньги на войну - тоже сейм. 

Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Речи Посполитой. Когда в 1648 г.  Украину охватило восстание Хмельницкого, поляки первоначально смогли выставить скромную армию всего в 40 тыс. чел. 

С восстания Хмельницкого начался закат Речи Посполитой. Соседи стали откусывать от неё по кусочку то тут, то там. И в итоге в конце 18 века поделили полностью. Причем подкупили сейм и тот сам за это проголосовал!

Ян Матейко. "Рейтан - упадок Польши". 1866 г.

Сейм в 1773 г. принимает решение согласиться с разделом Речи Посполитой. Шляхтич Тадеуш Рейтан, последний патриот Польши, в отчаянии пытается этому помешать: ложиться на выходе не давая депутатам разойтись после заседания. Депутатам многим стыдно, они только что продали свою страну. На стене - портрет Екатерины II (их спонсора), за дверью - русские гренадеры, наверху в ложе - русский посол Репнин с двумя дамами. Вот уж действительно - упадок Польши!

Польский народ, конечно, с упадком Польши не смирился. Было несколько крупных восстаний, подавленных державами - участниками раздела. 100 000 поляков-добровольцев участвовали в походе "Великой Армии" Наполеона на Москву в 1812 г., надеялись получить независимость.

Войцех Коссак. «Гусар Великой Армии», 1907 г.

На картине - поляк из армии Наполеона. Художник сам служил уланом в армии, так что кавалерию рисовал со знанием дела.

Еще Войцех Коссак. "Весна 1813 г.". 1903 г.

Снег сошел... А там остатки бравых кавалеристов.

Еще один занятный факт: поляки воевали за Наполеона не только в России, но и в Испании, давили герилью (испанское сопротивление французам).  Чтоб заслужить независимость себе, поляки лишали её испанцев.

Януарий Суходольский. "Штурм стен Сарагосы". 1845 г.

В 1808 г. Сарагоса восстала против французских оккупантов. Её осаждали 9 месяцев. Сражались все, женщины, дети. Погибло 50 тысяч человек. На картине -  поляки врываются в город.

Януарий Суходольский. "Битва на Сан-Доминго". 1845 г.

Это не Испания. Это карательная экспедиция Наполеона на остров Гаити (тогда - колония Сан-Доминго). Там против французов восстали местное население, а усмирять их вместе с французами приехали выходцы из Речи Посполитой.

Далее следуют картины, посвященные восстаниям на территории бывшей Речи Посполитой.

Войцех Коссак. "Ноябрьская ночь". 1898 г.

Это антицарское восстание 1830-31 гг. Началось в ноябре 1830 с нападения повстанцев на дворец Бельведер в Варшаве (резиденция наместника Польши). На картине - бой между повстанцами и русскими кирасирами в ночь с 29 на 30 ноября 1830 г.

Дворец повстанцы взяли, но наместник сбежал. Восстание было подавлено в 1831 войсками фельдмаршала Ивана Паскевича, который получил за это титул "Князь Иван Варшавский".

Войцех Коссак. "Эмилия Плятер в битве под Шауляем". 1904 г. Это снова восстание 1830-31 г.  В центре картины  - графиня Эмилия Плятер, нечто типа польской Жанны Д`Арк. Графиня командовала отрядом повстанцев, лично участвовала в боях. Во время одного из походов заболела и умерла в возрасте 25 лет. Легендарная личность в Польше.

Войцех Коссак. «Черкесы в Краковском предместье», 1912 г.

Это Восстание 1863 г.  Его еще называют Январское восстание. Краковское предместье - это проспект в Варшаве. В город врываются царские войска. Последних художник изобразил в виде орды черкесов, несущихся по городу  с православным знаменем. Правда, черкесы - мусульмане, но это не важно. Черкесы палят в воздух из всех видов оружия, машут плетками, прохожие разбегаются.

"Русская армия грабит польское поместье во время Январского восстания". Неизв. польский художник 19 в.

Автор постарался изобразить русских солдат и офицеров как можно более отталкивающе. Орда дикарей буйствует в культурном европейском доме, ребенка выбросили из коляски, уничтожают картины штыками.

Артур Гротгер. «Путь в Сибирь». 1867 г.

Участников восстания 1863 г. гонят в Сибирь.

Александр Сохачевский. «Прощание с Европой». 1894 г.

Польские повстанцы 1863 г. на пути в Сибирь. Дошли до обелиска на границе Европы и Азии.  Художник сам был участником восстания, получил 20 лет каторги (он где-то тут есть на картине, кстати, возле обелиска).

Один из сильных фрагментов.

Александр Сохачевский. "Пани Гудзинская". 1894 г.

Это реальный персонаж, участница восстания, которая была сослана на солеварни под Иркутск (как и автор картины). В Варшаве у неё остался муж и 2 детей. На солеварнях работала прачкой, целыми днями стирала в проруби, в Ангаре. Умерла на каторге в 1866 г.

Яцек Мальчевский. "Смерть на этапе". 1891 г.

Еще ужасы царского Гулага.

Яцек Марчельский."Вигилия в Сибири". 1892 г.

Вигилия  - ночное бдение у католиков перед Пасхой или Рождеством.  Польские ссыльные в Сибири верны своей вере. Кстати, ссыльные за столом выглядят вполне прилично -  упитанные, в костюмах, белых рубашках.

Станислав Масловский."Весна 1905 года." 1906 г.

Это уже революция 1905-1907 гг. Она охватила и польские земли. На картине казаки, выполнявшие роль царского ОМОНа, ведут арестованного. Контраст конвоя и арестанта: четверо лбов на конях ведут одного маленького человечка.

Войцех Коссак. "Погром". 1907 г.

Революция 1905 г. сопровождалась волной еврейских погромов, в т.ч. в Польше. На картине - русский казак в форме и с оружием на фоне погрома. Горят дома, на мостовой лежат трупы. Однако казак в данном случае - НЕ представитель сил правопорядка. Он сам погромщик и есть. Именно это хотел сказать художник Войцех Коссак. Вот, мол, она, русская армия: бандиты и убийцы.

Солдаты и царская полиция действительно были участниками ряда погромов, например, в Белостоке (1906 г.). Однако погромщиков хватало и среди местного населения. Просто на картину Коссака они не попали... А революция 1905 г. так и не принесла Польше свободы. Пришлось ждать 1918 года.

Войцех Коссак. "Улан конвоирует русских пленных". 1916 г.

Это Первая Мировая война. На коне - доброволец из т.н. польского легиона австрийской армии. Примерно 25 тыс. поляков пошли на службу к австрийцам и воевали на их стороне на Восточном фронте. Эти легионеры потом составили костяк офицерского корпуса независимой Польши.

В ноябре 1918 г. после капитуляции Германии и Австрии независимость Польши была, наконец, восстановлена.  И сразу началась серия войн за границы на Востоке. Сначала польско-украинская война 1918-19 гг., в которой поляки наголову разбили украинцев. Потом польско-большевистская война 1920 г., в которой поляки разбили и Красную армию. Война была с переменным успехом, а перелом наступил, когда войска Тухачевского дошли уже до Варшавы ("Чудо на Висле"). 

Войцех Коссак. "Советский враг".

Снова орда дикарей, один с бутылкой вместо шашки. Обратите внимание на фигуру убитого мирного жителя слева (над которым плачет девочка). Фигура один к одному с картины "Погром".

Ежи Коссак. "Чудо на Висле 15 сентября 1920 года".1930 г.

Ежи Коссак - это сын Войцеха Коссака. Картина посвящена контрнаступлению польской армии у Варшавы в августе 1920 г. Советские войска были окружены, польская столица спасена. На картине - неудержимая атака поляков, поддерживаемая с воздуха авиацией и Иисусом Христом.

Ежи Коссак. "Погоня за убегающим комиссаром". 1934 г.

Комиссар в красной рубахе тикает от польских уланов.

Возрожденная Польша просуществовала всего 21 год. Закончилось все в сентябре 1939-го.

Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1939 г.

С шашками на танки: уланы против Вермахта. Это из серии "одна винтовка на пятерых", польский вариант. Танки непонятной модели, сбоку люки, куда кавалеристы метают пики...

Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1943 г.

Отдельные непонятные моменты в первом варианте картины заставили художника переписать её спустя несколько лет.

После 1945 г. Польша входит в советский блок и там начинается соцреализм. 

Примерно вот такой.

Юлиус Студницкий. "Стахановка Гертруда Высоцкая". 1950 г.

На ящике слева  написано Centrala rybna. Главрыба!

Не все было, правда, так весело.

Феликс Кай-Кжевинский. "Польские пленные на пути в Сибирь". 1940 г.

Феликс Кай-Кжевинский. "Голодная степь. Казахстан". 1945 г.

Депортированные поляки в Средней Азии. На картине предположительно сестра художника Эльжбета Кжевинская.

Ежи Зелинский. "Улыбка, или 30 лет, или ха-ха-ха", 1974 г.

Знаменитая картина в стиле поп-арт. Зашитые губы символизируют цензуру и коммунистическую диктатуру в тогдашней Польше. При этом три креста -  это 30 римскими цифрами, как раз в 1974 г. исполнилось тридцать лет приходу советской армии в Польшу (1944), которая принесла и новую власть. Ну и наконец, если читать по-русски, это просто: «Ха-Ха-Ха».

www.istpravda.ru

История русской живописи

История русской живописи начинается с Киевской Руси. Правда, как и многие другие явления, живопись не стала исконно русским достижением. Появление живописи на Руси связано с именем князя Владимира и Византией. Вместе с христианством, русский князь привез в Россию и традиции живописи. Первые произведения изобразительного искусства были связаны с храмами. Это традиционные фрески, которыми украшали стены церквей. 

Расцвет русской живописи приходится на 15 век. Это именно то время, когда появляется иконопись. Этот вид творчества неразрывно связан с наследием России и имена многих самобытных мастеров. Многие творцы так и остались неизвестными, но имя великого иконописца Андрея Рублева на многие века стало эталоном в технике написания икон.

Первые реалистические полотна появляются в России в семнадцатом веке. Русские художники, также как и живописцы Европы, начинают обращаться к определенным жанрам – портрету, пейзажу, натюрморту. В этом сыграла роль деятельность Петра I , который открыл «окно в Европу» и сделал европейские традиции доступными и в России.  

Петр Первый   История русского народа полна героических и ярких общественных событий. Русская душа отличалась особой чувствительностью, восприимчивостью, фантазией. Поэтому в российской живописи наблюдает многообразие тем, сюжетов, образов. Русские художники были прогрессивными людьми, и в их произведениях можно найти отражение всех перемен, происходящих в обществе.

Русские живописцы достигли выдающихся результатов в изображении человека и его внутреннего  состояния. На полотнах очень часто встречаются сюжеты из жизни простых людей, их страдания, надежды и чаяния. Русская природа во всем ее великолепии также являлась темой вдохновения русских художников. Притом если сначала пейзажи представляли собой просто изображение природных красот, то в дальнейшем через природу художники научились передавать свои чувства.  

Марк Шагал   В начале 20 века в русскую живопись пришел модернизм. Здесь Россия также ни в чем не уступила другим странам, подарив миру яркие произведения художников авангардистов – Василия Кандинского, Марка Шагала, Казимира Малевича.

Сложно перечислить всех выдающихся русских художников, но самые известные имена это И. Шишкин, В. Саврасов, И. Репин, В. Суриков, К. Брюллов и многие другие. Они являются гордостью русской живописи, их произведения получили мировое признание.

www.letopis.info

История русской живописи

Русское искусство вообще, и русская живопись в частности появилось из искусства Киевской Руси, которое полностью самобытным назвать нельзя, ведь вместе с христианством, князь Владимир привёз из Византии и художественные традиции. Они причудливо переплелись с языческой культурой, постепенно изменяясь со временем.

Настоящий подъём для русской живописи начинается в пятнадцатом веке, которому даже дали название «золотого века древнего русского искусства». Развитие живописи проходило так же, как и в Европе, то есть первоначально она была исключительно церковной – это храмовые фрески и иконопись, в которой прослеживаются приёмы, свойственные византийским мастерам. Но назвать иконы простой имитацией нельзя, а творчество Андрея Рублёва смогло поднять это искусство на новую, небывалую высоту. Русские мастера живописи во все времена писали портреты своих современников, пейзажи, быт простых людей, в их картина прекрасно прослеживается история и достопримечательности Санкт-Петербурга, Москвы, других городов.

Первые портреты, написанные в реалистическом стиле, начинают появляться в России в семнадцатом веке, а в середине и конце восемнадцатого столетия начинают творить такие знаменитые мастера как Боровиковский и Левицкий. С этого времени развитие русской живописи начинает идти ещё более интенсивно и следовать тенденциям, распространённым во всём мире. В первой половине девятнадцатого века русская живопись обогащается такими именами как Брюллов, Иванов, Кипренский, происходит расцвет реализма, основывается объединение русских художников-передвижников, членами которого становятся Шишкин, Васнецов, Крамской, Куинджи, Саврасов, Репин и Суриков.

Конечно, история русской живописи на этом не заканчивается. Бурное начало двадцатого века, и новаторские стили, появившиеся во Франции во время культурной революции, не проходят мимо внимания художников России. Появляются последователи модернизма в целом и отдельных его направлений в частности.

gallerix.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта