Иллюстрация. Картины иллюстрация
Художники-иллюстраторы детских книг. Кто они авторы самых любимых картинок - Mamainfo.ru
Что толку в книжке, – подумала Алиса– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?«Приключения Алисы в стране чудес»
Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР)есть точный год рождения - 1925 год. В этом годубыл создан отдел детской литературы в Ленинградскомгосударственном издательстве (ГИЗе). До этого книгис иллюстрациями специально для детей не издавались.
Кто они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с самого детства и нравятся нашим детям? Узнавайте, вспоминайте, делитесь своим мнением. Статья написана с использованием рассказов родителей нынешних малышей и отзывов к книгам на сайтах книжных интернет-магазинов.
Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва) - детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры. Так, например, далеко не все родители, считают произведения Корнея Чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.
Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993, Калуга, Москва) – народный художник, советский график (считается, что «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны), иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем.
Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки Александра Сергеевича Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. А также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира.
Николай Александрович Устинов (1937г.р., Москва), его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.
Николай Устинов – народный художник, иллюстратор. Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для издательств: «Детская литература», «Малыш», «Художник РСФСР», издательств Тулы, Воронежа, Санкт-Петербурга и других. Работал в журнале Мурзилка. Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации Устинова к русским народным сказкам: Три медведя, Маша и медведь, Лисичка сестричка, Царевна-лягушка, Гуси-лебеди и многим другим.
Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973, Вятка, Ленинград) - народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.
Покупая детские книги с иллюстрациями Юрия Васнецова обращайте внимание, чтобы рисунки были четкими и в меру яркими. Пользуясь именем известного художника, в последнее время часто издают книги с нечеткими сканами рисунков или с повышенной неестественной яркостью и контрастностью, а это не очень хорошо для детских глаз.
Леонид Викторович Владимирский (1920 г.р., Москва) — русский график и самый популярный иллюстратор книг про Буратино А. Н. Толстого и про Изумрудный город А. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность в России и странах бывшего СССР. Рисовал акварелью. Именно иллюстрации Владимирского многие признают классическими для произведений Волкова. Ну а Буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно его заслуга.
Виктор Александрович Чижиков (1935 г.р., Москва) - народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Иллюстратор журнала «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка», много лет рисовал для журнала «Вокруг света». Чижиков проиллюстрировал произведения Сергея Михалкова, Николая Носова (Витя Малеев в школе и дома), Ирины Токмаковой (Аля, Кляксич и буква "А"), Александра Волкова (Волшебник изумрудного города), стихи Андрея Усачева, Корнея Чуковского и Агнии Барто и другие книги.
Справедливости ради стоит отметить, что иллюстрации Чижикова довольно специфические и мультяшные. Поэтому далеко не все родители предпочитают покупать книги с его иллюстрациями, если есть альтернатива. Например, книги «Волшебник изумрудного города» многие предпочитают с иллюстрациями Леонида Владимирского.
Николай Эрнестович Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург) — русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Александра Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.
Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965, Москва) — художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «Пик, пак, пок» очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей (Брифф, жадный мишка, жеребята Черныш и Рыжик, пятьдесят зайчат и другие)
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942, Ленинград) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе Александра Сергеевича Пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский» - графическое представление с учетом традиций древнерусского и народного искусства, тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью. Стиль Билибина стал популярен и ему стали подражать.
Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.
Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» - первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг. С 1930 годов иллюстрирование детской литературы стало главным делом его жизни. Конашевич иллюстрировал также взрослую литературу, занимался живописью, рисовал картины в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.
Основные работы Владимира Конашевича: - иллюстрация сказок и песен разных народов, причем некоторые были иллюстрированы несколько раз;- сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Шарля Перро;- «Старик-годовик» В. И. Даля;- произведения Корнея Чуковского и Самуила Маршака.Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина.
Анатолий Михайлович Савченко (1924-2011, Новочеркасск, Москва) - мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся" и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие. Дети знакомы с иллюстрациями Савченко по книгам: «Хрюшка обижается» Владимира Орлова, «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой, «Сказки для самых маленьких» Геннадия Цыферова, «Маленькая Баба-Яга» Пройслер Отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями.
Олег Владимирович Васильев (1931 г.р., Москва). Его работы находятся в собраниях многих музеев искусств России и США, в т.ч. в Государственной Третьяковской галерее в Москве. С 60-х годов более тридцати лет занимался оформлением детских книг в содружестве с Эриком Владимировичем Булатовым (1933 г.р., Свердловск, Москва). Наиболее известны иллюстрации художников к сказкам Шарля Перро и Ганса Андерсена, стихотворениям Валентина Берестова и сказкам Геннадия Цыферова.
Борис Аркадьевич Диодоров (1934 г.р., Москва) - народный художник. Любимая техника - цветной офорт. Автор иллюстраций ко многим произведениям русской и зарубежной классики. Наиболее известны его иллюстрации к сказкам:
- Ян Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»;- Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями»;- Сергей Аксаков «Аленький цветочек»;- произведения Ганса Христиана Андерсена.
Диодоров проиллюстрировал более 300 книг. Его работы выходили в свет в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее и др. странах. Работал главным художником издательства «Детская литература».
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965, Вятка, Ленинград) – график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим другим. Иллюстрировал также других авторов: Чуковского, Пришвина, Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.
Евгений Михайлович Рачев (1906-1997, Томск) – художник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. В основном иллюстрировал произведения, в которых главные герои – животные: русские сказки про зверей, басни.
Иван Максимович Семёнов (1906-1982, Ростов-на-Дону, Москва) – народный художник, график, карикатурист. Семенов работал в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», журналах «Смена», “Крокодил» и других. Ещё в 1956 году по его инициативе был создан первый в СССР юмористический журнал для маленьких детей - «Весёлые картинки». Самые известные его иллюстрации: к рассказам Николая Носова о Коле и Мишке (Фантазеры, Живая шляпа и другие) и рисунки «Бобик в гостях у Барбоса».
Имена некоторых других известнейших современных российских иллюстраторов детских книг:
- Вячеслав Михайлович Назарук (1941 г.р., Москва) – художник-постановщик десятков мультипликационных фильмов: Крошка Енот, Приключения кота Леопольда, Мама для мамонтенка, сказы Бажова и иллюстратор одноименных книжек.
- Надежда Бугославская (биографическую информацию автор статьи не нашла) – автор добрых красивых иллюстраций ко многим детским книгам: Стихи и песни матушки гусыни, стихотворения Бориса Заходера, произведения Сергея Михалкова, произведения Даниила Хармса, рассказы Михаила Зощенко, «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен и другим.
- Игорь Егунов (биографическую информацию автор статьи не нашла) – современный художник, автор ярких, хорошо прорисованных иллюстраций к книгам: «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе, «Конек-горбунок» Петра Ершова, сказок Братьев Гримм и Гофмана, сказки о русских богатырях.
- Евгений Антоненков (1956 г.р., Москва) - художник-иллюстратор, любимая техника акварель, перо и бумага, смешанная техника. Иллюстрации современные, необычные, выделяются среди прочих. Одни смотрят на них с безразличием, другие влюбляются в веселые картинки с первого взгляда.Самые известные иллюстрации: к сказкам о Винни-Пухе (Алан Александр Милн), «Русские детские сказки», стихам и сказкам Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Джанни Родари, Юнны Мориц. «Глупая лошадь» Владимира Левина (английские старинные народные баллады), проиллюстрированная Антоненковым – одна из самых популярных книг уходящего 2011 года.Евгений Антоненков сотрудничает с издательствами Германии, Франции, Бельгии, США, Кореи, Японии, постоянный участник престижных международных выставок, лауреат конкурса «Белая Ворона» (Болонья, 2004), обладатель диплома «Книга года» (2008).
- Игорь Юльевич Олейников (1953 г.р., Москва) – художник-аниматор, преимущественно работает в рисованной анимации, иллюстратор книг. Удивительно, но столь талантливый современный художник не имеет специального художественного образования. В анимации Игорь Олейников известен по фильмам: «Тайна третьей планеты», «Сказка о царе Салтане», «Мы с Шерлоком Холмсом» и другим. Работал с детскими журналами «Трамвай», «Улица Сезам» «Спокойной ночи, малыши!» и другими. Игорь Олейников сотрудничает с издательствами Канады, США, Бельгии, Швейцарии, Италии, Кореи, Тайваня и Японии, участвует в престижных международных выставках. Самые известные иллюстрации художника к книгам: «Хоббит, или Туда и Обратно» Джона Толкина, «Приключения барона Мюнхгаузена» Эриха Распе, «Приключения мышонка Десперо» Кейт ДиКамилло, «Питер Пэн» Джеймса Барри. Последние книги с иллюстрациями Олейникова: стихи Даниила Хармса, Иосифа Бродского, Андрея Усачева.
Анна Агрова
Комментарии:Михаил15.02.2017 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Большое спасибо!!! Очень пригодилось для урока Литературного чтения. |
Елена31.01.2017 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Необходимо добавить:Татьяна Маврина (1902-1996) — русский художник, иллюстратор, живописец и график. Татьяна Алексеевна создала иллюстрации более чем к 200 книгам, была награждена международной премией Андерсена за вклад в дело иллюстрации детской литературы. Маврина много путешествовала по России, ее погружение в быт, традиции, ремесло старорусской культуры получило выражение в ее картинах и иллюстрациях. Татьяна Алексеевна иллюстрировала сказки Пушкина, русские народные сказки, а в 1969 году она создала свою знаменитую «Сказочную азбуку». |
Герман20.11.2016 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
CПС огромное на ИЗО Задали не знал что делать,и вот ваш сайт. |
Oksancus30.12.2015 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Большое внимание уделял художник искусству оформления книги. Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам. |
Аида24.09.2015 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Спасибо большое. Узнали с дочкой много нового.Вы нам очень помогли. |
Алёна24.05.2015 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Спасибо большое за предоставленную информацию в структурированном виде, с примерами. Статья очень помогла. Я благодарна Вам! |
Анна romahka200...05.04.2015 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Хочется добавить еще информацию о Левицкий Роман Васильевич (1920-1991), - советский, ленинградский график, иллюстратор, театральный художник, Член Союза Художников СССР, ВТО, союза журналистов. 30 лет творческой деятельности провёл за кулисами театров, концертных залов, цирков и варьете. Творческое наследие автора насчитывает более 1000 портретов, выполненных в разных техниках: цветным карандашом, пером, акварелью, также в технике литографии. Помимо театральной темы, художника интересовали иные жанры - пейзаж, иллюстрация произведений классиков и детских книг. Отдельной темой в творчестве автора идет тема восточных городов, таких, как Самарканд, Бухара, Хива и др. Работа в качестве театрального художника наложила определенный отпечаток на рисунки, акварели, эстампы мастера, которые отличаются декоративностью, сложным колоритом, лаконичностью и стилизацией формы. Участник персональных художественных выставок в Ленинграде (1972-1982), Москве (1976 г., Дом актера, ЦДРИ - 1977г. Дом журналиста 1982 г.), Краснодаре (1978-1979 г.), Сочи - 1979 г. и др. городах и странах мира. Часть своей коллекции художник принес в дар Ленинграду, часть коллекции хранится в Бахрушинском музее. Большая часть работ находится в частных коллекциях.ш |
Марина15.03.2015 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Спасибо, как раз очень нужно была эта информация!!! |
Галина12.03.2015 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Спасибо, Анна! Собранный Вами материал очень пригодился в моей работе, я преподаю рисование в детском клубе. Спасибо! |
Катя20.10.2014 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Очень здорово !!Спасибо большое !! |
Алёна Чащарина15.05.2014 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Анна, спасибо большое за такой замечательный обзор. Мне кажется, сюда просто необходимо добавить еще Николая Кочергина - иллюстратора многих и многих народных сказок, были, в частности, большой серии сказок народов мира. ОТВЕТ: Алена, спасибо дополнение! Анна сейчас в отпуске, передадим ваше пожелание дополнить и обновить статью |
Елизавета29.04.2014 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Спасибо вам большое! Очень пригодилось для урока ИЗО |
Александр24.11.2013 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
К какому художнику и как можно обратиться для иллюстрации своего стихотворения для детей с целью издания книги? ОТВЕТ: Александр, не знаю )) Вопрос немного не по адресу. У меня есть только 1 знакомый художник-иллюстратор в Самаре, точнее 2 художника - они работают в паре, 1 график, другой живописец, иллюстрируют вместе детские книги и учебники. Если вам не к кому обратиться, могу найти их координаты. Анна Агрова |
Галина02.05.2013 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Спасибо! Очень понравилась ваша работа и пригодилась. |
Туська10.03.2013 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Спасибо огромное!Выручили)) |
Карина24.02.2013 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
огромное спасибо, очень помогли))) |
Марина22.01.2013 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Спасибо огромное!!! |
Татьяна23.11.2012 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Спасибо за интересную работу |
Амалия23.10.2012 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Большое списибо! Мы просто в восторге от вашего материала!То, что нужно! |
Маргарита23.10.2012 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Спасибо. Толково. Чётко. Грамотно. |
Елена15.10.2012 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Всё просто прекрасно, НО где Анастасия Архипова и Сергей Бордюг???иллюстрации, созданные ими просто волшебные и ничуть не уступают все именитым здесь художникам, нехорошо... |
Иллюстратор borecc10.09.2012 - 00:00 | Рейтинг: 0 Голосов: 0 | ||
Вот здесь много интересных работ современных художников-иллюстраторов - иллюстраторы.рф |
www.mamainfo.ru
Иллюстрация
Слово «иллюстрация» имеет латинское происхождение, и в переводе обозначает «проливать свет, объяснять». Сегодня под термином «иллюстрация» принято понимать изображения, сделанные к литературным текстам. Над ними работают художники-иллюстраторы.Прообразом иллюстраций были картины на темы мифологических сюжетов, сказаний, фольклора. Художники создавали их на основе каких-либо повествований, но эти картины все же являлись самостоятельными произведениями.
Настоящие же иллюстрации появились вместе с книгами. Случилось это достаточно давно, например, первый иллюстрированный букварь вышел в конце 16-го века. Его написал Карион Истомин, а изображения сделал Леонтий Бунин. Эта книга не была книгой в современном понятии. Букварь и все изображения в нем были выгравированы на меди.
Букварь Кариона Истомина Использовались иллюстрации и в рукописях. Стремясь донести смысл текста, создатели рукописей использовали в качестве иллюстраций миниатюры.С появлением печатных изданий, у иллюстрации наступил новый виток развития. Теперь изображение являлось единым целым с литературным произведением. Иллюстрации обогащали произведение, более емко раскрывали смысл текста. Художники-иллюстраторы становились соавторами литературных деятелей.
Иллюстрация должна была теперь подчиняться не только смысловым, но и техническим канонам. Художники должны были считаться с форматом текста, особенностями бумаги, качеством печати и многими другими деталями. Сами по себе иллюстрации могли выглядеть весьма неопределенно. Когда же они гармонично вписывались в произведение, то превращались в настоящие шедевры искусства.
Со временем появилось несколько видов иллюстраций – фронтиспис, заставка, полотная иллюстрация (на всю страницу), разворотная (выполненная в размере разворота страниц), оборонная (окруженная текстом), рисунки на полях. Это многообразие позволяло иллюстрировать тексты любого содержания.
ФронтисписОсобенное внимание художников-иллюстраторов требовала детская литература. Особенности детского восприятия напрямую зависят от визуализации, и для детей изображение служит своеобразным языком, который делает текст интересным и понятным. Детская иллюстрация превратилась в отдельный вид искусства.
Известными художниками-иллюстраторами, которые и сыграли огромную роль в развитии этого жанра, были россияне И.Я Билибин, В.М. Васнецов, немецкий художник Морин фон Швиц, француз Гюстав Доре, скандинавский иллюстратор Йон Бауэр, англичанка Кейт Гринувей и многие другие.
www.letopis.info
Иллюстрация — WiKi
В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных в книгах, журналах и постерах. Многие музейные выставки, журналы и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого.
В мире визуальных искусств и художественной критики иллюстраторов ценят обычно больше по сравнению с графическими дизайнерами, но меньше, чем художников. Однако, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, иллюстрации стали весьма популярным и доходным видом визуального искусства.
Иллюстрация получила широкое применение в журнальном, рекламном и книжном деле. Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры. Для создания иллюстрации не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться одной техники — художник может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разнообразные материалы — пластилин, засушенные растения, допускается применение различных техник — вышивка[1], аппликация, оригами.
Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности. Когда Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами, он начал добавлять к тексту рисунки, выполнявшиеся с помощью высокой печати посредством деревянных досок. Основным способом воспроизведения иллюстраций в книгах была гравюра, а в XVIII веке ей на смену пришла литография.
Развитие печатного дела и появление периодических изданий открыло новые возможности для иллюстраторов. Наряду с оформлением книг, иллюстрации потребовались для газет и журналов, в том числе комического плана — карикатуры. В иллюстраторы переквалифицировались художники, получившие классическое художественное образование. Улучшалось качество рисунка, а издатели журналов обнаружили, что хорошие иллюстрации продаются не хуже хорошего текста.
Золотой век иллюстрации начался, когда газеты, массовые журналы и иллюстрированные книги стали доминирующими источниками информации. Совершенствование печатной технологии сняло ограничения на использование цвета и техники, и многие иллюстраторы в это время добились успеха. Некоторые благодаря своей деятельности стали богатыми и знаменитыми, а их рисунки попали в разряд классики мирового искусства. С появлением новых средств информации иллюстрация потеряла свои лидирующие позиции, но остаётся по-прежнему востребованной.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. Подобные памятники по традиции называют лицевыми книгами. Самые древние из них относятся к XI веку (Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, Молитвенник Гертруды). В XII веке были созданы Мстиславово Евангелие, Юрьевское Евангелие, Галицкое Евангелие и другие памятники. Среди рукописных книг монгольского и послемонгольского периода (XIII—XV века) известны Оршанское Евангелие, Фёдоровское Евангелие, Сийское Евангелие, Галичское Евангелие, Киевская Псалтирь, Евангелие Хитрово, Андрониково Евангелие, Аникиевское Евангелие, Буслаевская псалтирь, Геннадиевская Библия.
С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра. В XVII—XVIII веках в России были распространены так называемые гравированные, или блочные, книги, в которых текст и изображение вырезались на одной доске[2]. Но большее распространение получила техника, при который текст печатался с наборный формы, а иллюстрация представляла собой гравюру.
С XVIII века известна практика отдельных изданий иллюстраций к популярным произведениям. Они выходили в виде отдельных тетрадей, которые читатель мог объединять в альбом. Среди подобных изданий выделяется серия иллюстраций к гоголевским «Мёртвым душам», работы гравёра Евстафия Бернардского по рисункам Александра Агина. В 1846—1847 годах были издано 72 листа из 100. Полное издание альбома вышло лишь в 1892 году под названием «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».
В конце XIX века — начале XX века в отечественной книжной иллюстрации проявляются различные художественные стили. Реалистическая иллюстрация представлена работами Дмитрия Кардовского («Каштанка» 1903, «Горе от ума», 1907—1912, «Русские женщины», 1922, «Ревизор» 1922, 1933), Леонида Пастернака («Воскресение» Л. Толстого). Традиции модерна в русской книжной иллюстрации во многом распространились под влиянием главного идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа («Медный всадник» 1916—1918). Искусство конструктивизма представлено в работах Василия Кандинского и Эля Лисицкого.
Событием в истории русской книжной иллюстрации стало издание И. Н. Кнебелем серии из 50 брошюр «Картины по русской истории» (1908—1913) с иллюстрациями, оригиналы которых выполнили выдающиеся художники: С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Выдающимся мастером книжной графики, а также теоретиком этой области изобразительного искусства был Владимир Фаворский. Среди известных советских иллюстраторов книг Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Виктор Замирайло. В 1950-е — 1980-е особое развитие получила иллюстрация в детских книгах, над которыми работали Евгений Чарушин, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Леонид Владимирский, Алексей Лаптев, Владимир Конашевич, Анатолий Савченко, Олег Васильев, Борис Диодоров, Евгений Рачев, Владимир Конашевич, Георгий Нарбут, Борис Зворыкин, Осип Авсиян.
Художники-иллюстраторы часто применяют в творчестве мотивы и приемы традиционного народного искусства. Особенно часто в отечественной книжной графике используются образы из древнерусской книжной иллюстрации, мотивы народного декоративно-прикладного искусства, лубка (Иван Билибин и многие другие). Также авторы обращаются к классической персидской миниатюре, античной вазописи и другим традициям в зависимости от содержания иллюстрируемого произведения. Дмитрий Брюханов, иллюстрируя сказки народов Крайнего Севера и произведения чукотских и эвенских авторов, использовал композиционные приемы традиционной чукотской резьбы по кости. При этом обращение иллюстратора к образам народного искусства часто становится предметом теоретических дискуссий, так как искусствоведы и художники пытаются найти грань между примитивной стилизацией и копированием с одной стороны, и отражением в произведении народного духа — с другой[3].
В 1924—1925 годах полиграфическая секция Российской академии художественных наук выпускала журнал «Гравюра и книга», посвященный искусству шрифта и книжной иллюстрации. Изданием руководили Л. Р. Варшавский и А. А. Сидоров.
ru-wiki.org