Kira Culufin. Картины художников пастель
Пастель - Иностранные художники-пастелисты в России XVIII века
Иностранные художники-пастелисты в России XVIII века
В России техника пастели появляется с середины XVIII века: сначала в виде привозных образцов, среди которых было немало так называемых «головок» – детских и женских изображений мифологического и аллегорического характера, претендующих на создание некоего «идеального» образа, отвечающего вкусам времени.
Johann Heinrich Tischbein (1722-1789)
Первые торговцы-антиквары появились в Санкт-Петербурге еще в Петровское время. Картины привозились в Россию коллекционерами, комиссионерами, а также продавались в самой России работавшими там художниками или разного рода посредниками. Например, гофмалер и инспектор Людвигсбургской галереи (княжество Вюртемберг) И.Х. Гроот в 1760-х годах поставлял в Россию для продажи картины и гравюры, часть которых продавалась здесь по достаточно высоким ценам его сыновьями, а часть он дарил им «в знак благодарности за хлопоты». В перечне картин среди прочего указаны «64 головки цветной пастелью писанные». Очевидно, что подобные произведения пользовались спросом.
Здание Двенадцати коллегий постройки Доменико Трезини. Гравюра Е.Т.Внукова (1750—1751) по рис. М.Махаева (1749—1750). «Проспект государственных коллегий с частью Гостиного двора с восточной стороны».
Если судить по объявлениям в газете «Санкт-Петербургские ведомости», картины могли приобретаться у художников, на аукционах, на торгах по вольной цене, у отъезжающих лиц, на бирже – до и после биржевого собрания. В объявлении, напечатанном в газете в 1793 году, мы читаем: «Продаются за сходную цену 17 масляными, а 28 сухими красками писанных картин… которые видеть можно, идучи от Аничкова мосту к церкви Знамения на правой руке в каменном под № 1758 доме»43.
Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских". Литография Ж. Жакотте и Регаме с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е
Причем картины можно было не только купить, но и выменять на продукты или «иные какие вещи»; да и продавались они порой вместе с другим товаром. Так, в одном из объявлений 1793 года видим, что «продается партия живописных картин и партия чернослива в ящиках».
Подобные объявления можно было встретить и в «Московских ведомостях». Так, в 1795 году отец художника Алексея Гавриловича Венецианова московский купец Гаврила Юрьев Венецианов сообщает, что у него имеются в продаже кусты белой смородины, тюльпанные луковицы и «в сем же доме продаются хорошие картины en pastel за весьма сходную цену».
Конрад Гейгер. Портрет баварского курфюрста Максимилиана IV
В настоящее время в российских музеях хранятся пастели различных художников, никогда не работавших в России – то есть явно привозного характера. Самую богатую коллекцию собрал Эрмитаж. Это произведения таких выдающихся художников, как Р. Каррьера, М.К. де Ла Тур, А.Р. Менгс, Дж. Рассел, Ф. Буше, а также художников менее известных: Бальтазара Деннера, Густава Лундберга, Конрада Гейгера, Анны Доротеи Тербуш-Лисиевской.
Анна Доротея Тербуш-Лисиевская. Женская головка
Конечно, сейчас далеко не всегда можно выяснить, в какое время попало в Россию то или иное произведение, как, например, работы Р. Каррьеры, большая часть которых поступила в Императорский Эрмитаж в 1772 году из собрания барона Л.А. Кроза де Тьера в Париже. Вполне вероятно, что многие западноевропейские пастели XVIII века были приобретены российскими коллекционерами и в XIX столетии.
Хью Дуглас Гамильтон. Портрет князя Б.В. Голицына
Другим источником «проникновения» техники пастели в Россию были российские путешественники, заказывавшие свои портреты у европейских художников. Таким образом попали в Россию, например, написанный в Праге И.Г. Шмидтом портрет А.В. Суворова, ныне хранящийся в ГЭ, или портреты братьев Б.В. и Д.В. Голицыных работы Хью Дугласа Гамильтона из собрания ГМИИ.Современники Х.Д. Гамильтона ценили его как мастера «элегантных миниатюрных пастелей».
Хью Дуглас Гамильтон. Портрет князя Д.В. Голицына
Свои пастельные портреты, поясные и в рост, выдержанные в серых тонах, он писал обычно на серой или голубой бумаге, грунтованной краской «телесного» цвета, и имел собственный метод для их фиксации. Х.Д. Гамильтон был слабоват в рисунке, сообщая фигурам удлиненные пропорции, но выражение лиц его персонажей всегда очень живое. Особенно ему удавались портреты стариков.В 1778 – 1791 годах он работал во Флоренции и Риме, где выполнил один из самых своих престижных заказов: карандашный портрет английской королевской четы. Возможно, именно в Риме им были написаны в 1791 году портреты братьев Б.В. и Д.В. Голицыных. Римские работы художника признавались одними из красивейших пастелей XVIII века. Скорее всего именно его имеет в виду княгиня Е.Р. Дашкова в своих воспоминаниях, в 1780 году побывавшая в Риме: «Мы в экипажах ездили осматривать шедевры искусства в городе либо в окрестностях. Обычно поездки продолжались часов до трех, затем я спешила закончить обед, так как вскоре приезжали художники на чашку китайского чая… В моей комнате, превратив ее в мастерскую, работали оба Гаккерта: один – резцом, другой – карандашом, Гамильтон писал пастелью».
Жан де Самсуа. Портрет цесаревича Павла Петровича
С середины XVIII века портретный жанр стал особенно популярен в России – и среди знати, и в кругах среднего дворянства. Это вызвало расширение круга городских живописцев, писавших «фамильные» портреты – не только с натуры, но и с других изображений, а также многочисленные копии с портретов Екатерины II, Павла I и знатных вельмож, продавая их желающим.Как пишет А.П. Мюллер, в 1780-х годах «За оригинальные работы художники брали от 15 до 150 рублей за миниатюрный портрет, от 50 до 250 за портрет с маслом, в зависимости от размера и обилия деталей», за большие произведения цены могли доходить даже до 700 рублей.Для подобного рода живописцев техника пастели была чрезвычайно выгодна и удобна, так как давала возможность быстро писать небольшие и недорогие – по сравнению с масляной живописью – произведения. Среди иностранных художников, работающих в России, постепенно появляются пастелисты, осваивающие новый для них художественный рынок; причем часто известность художника распространяется по каналам родственных связей: целые семейства составляли круг заказчиков того или иного живописца. Так, Иоганн Барду создал многочисленные портреты представителей рода Голицыных.
Портрет князя Ивана Федоровича Голицына, Эрмитаж
Художники, рекламируя свои таланты, давали объявления в газетах, подобные тому, какое в 1802 году А.Г. Венецианов поместил в «Санкт-Петербургских ведомостях», сообщая, что он «пишет предметы с натуры пастелем в три часа» – яркое свидетельство художника о собственном мастерстве и быстроте пастельной живописи.
А.Г. Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи. Бумага, пастель
Судя по количеству пастельных портретов в российских музеях, в этом жанре работало довольно много художников – и профессионалов, и любителей. Наиболее известны имена Иоганна Барду и Иоганна Генриха Шмидта, а также Жана де Самсуа. Из этих трех наиболее известных иностранных пастелистов второй половины XVIII века, работавших в России, И. Барду пробыл у нас дольше всех и оставил самое большое творческое наследие, хотя И.Г. Шмидт был более «плодовитым» художником, так как количество его произведений, созданных за годичное пребывание в России, всего раза в два меньше, чем у И. Барду, жившего здесь почти десять лет.
И.Г. Шмидт. Портрет Натальи Владимировны Салтыковой.1784. ГТГ
И.Г. Шмидт был, скорее всего, более дорогим художником, поскольку писал на пергаменте, тогда как И. Барду почти не использовал эту дорогостоящую основу, а довольствовался более дешевыми материалами – грунтованным холстом и бумагой.
И.Барду. Портрет Николая Алексеевича Ермолова. 1786.ГИМ
И.Г. Шмидт и И. Барду работали в жанре камерного портрета, популярного в конце XVIII века и пользовавшегося спросом. Главной задачей художников было создать узнаваемый портрет модели, запечатлеть человека в том состоянии, в котором он находился в момент позирования, – отсюда такое внимание к изображению лица. Жанр камерного портрета не требовал от художника разнообразия поз, оба автора изображают модель либо анфас, либо в легком повороте – излюбленная композиция многих портретистов второй половины XVIII века. Конечно, художники льстили своим заказчикам – вольно или невольно. В этом отношении более правдивым кажется И. Барду – многие его портреты по остроте характеристик приближаются к карикатуре, не переходя, однако, этой тонкой грани.Творчество И. Барду и И. Г. Шмидта оказало заметное влияние на дальнейшее развитие российского камерного пастельного портрета. В конце XVIII века многие мастера пишут небольшие камерные пастельные портреты, вписанные в восьмиугольник или овал, и даже, подобно И. Барду, работают на грунтованных холстах.
ПАСТЕЛЬ
1 - Введениеhttp://je-nny.livejournal.com/1549808.html2 - Европейская пастель XV – первой четверти XIX века.http://je-nny.livejournal.com/1554531.html3 - Причины популярности пастели в Европе XVIII века.http://je-nny.livejournal.com/1555560.html4 -ЧАСТЬ II. МАТЕРИАЛ И ТЕХНИКА. Состав пастельных мелковhttp://je-nny.livejournal.com/1562044.html#cutid15 – Основа под пастель. Подрамникhttp://je-nny.livejournal.com/1563687.html#cutid16 – методы работы, обрамление, фиксация, сохранностьhttp://je-nny.livejournal.com/1573479.html
je-nny.livejournal.com
О пастели и пастельной живописи. Русские художники — АРТ-Корпорация
В первой части материалов по пастельной живописи мы познакомились с творчеством зарубежных художников, но в России тоже были и есть приверженцы этого прекрасной техники. Продолжим наше знакомство :)
С момента своего появления и до конца XVIII в. пастель художники делали вручную, смешивая пигмент, связующее (чаще всего - гуммиарабик) и мел, массу прессовали, формировали из нее палочки и высушивали.* Напомним, что речь идет о сухой пастели. В настоящее время ведущие производители пастели также выпускают элитные линейки пастели ручной работы, чаще всего, такая пастель очень мягкая и очень дорогая, с большим количеством натурального красящего пигмента. Она действительно очень красиво ложится на лист и оставляет насыщенные фактурные мазки, выпускается сложных красивых цветов, но подходит не для всех целей. Для уточнения деталей, более графичных штрихов используется пастель soft (мягкая), для совсем тонких деталей используются пастельные карандаши. Твердая пастель (hard) используется больше для графических работ, практически как цветные карандаши, но с возможностью рисовать боковой частью.Она плохо растушевывается, но и не крошится. Художник сам выбирает, какой материал ему подходит для реализации своих творческих задач.
Как мы уже знаем, пастель получила большое распространение во Франции XVIII в., и далее распространилась по всей Европе, а ко 2-й половине XVIII в. дошла до России. Картины, написанные в технике сухой пастели, нуждаются в бережном хранении, поэтому в нашей стране предпочтение отдавалось масляной живописи, хотя и в XVIII в. было написано немало портретов представителей высшего света в технике сухой пастели, преимущественно приглашенными европейскими художниками.
Однако в начала XIX века у пастели появились свои приверженцы. Художники зачастую владели многими техниками, поэтому работы пастелью можно встретить и у мэтров масляной живописи. Давайте познакомимся с этой гранью их творчества.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780 - 1847)
Кипренский Орест Адамович (1782 - 1836)
Репин Илья Ефимович (1844 - 1930)
Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900)
Серов Валентин Александрович (1865 - 1911)
Бакст Лев Самойлович (1866 - 1924)
Мария Васильевна Якунчикова (Вебер) (1870 - 1902)
Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 - 1967)
Кстати, 5 апреля в Третьяковской галерее открывается выставка, посвященная творчеству Зинаиды Серебряковой. Уникальная возможность широко познакомиться с творчеством этой талантливой художницы!
Надеемся, что вас вдохновило творчество художников-пастелистов, и вы решитесь попробовать этот прекрасный живописный материал!
* Материалы по истории пастельной живописи взяты из книги Ю.Ю.Дорофеевой и А.А.Моисеева "Пастельная живопись", ООО "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 2014 г. Книга будет интересна всем любителям пастели.
corporationart.ru
Jen Juvenhus. Художник-пастелист. Моё интервью с художницей.
Я с огромной радостью хочу поделиться с вами моим интервью с одной из моих любимых художниц, работающих в технике пастели, - Jen Juvenhus
Оригинал интервью можно прочитать здесь.Не могли бы вы рассказать нам о начале вашей художественной карьеры? Что вдохновляло вас в детстве? Кто был вашим основным учителем/наиболее значимой фигурой?
Я была художником, сколько себя помню. Рисовать начала естественным образом в детстве. Мой отец, дядя и дедушка были художниками, каждый в своём роде. Мама иногда забавлялась масляной живописью. Так что я была знакома с искусством с раннего возраста. У меня нет официального образования, какого-либо диплома в колледже, но я очень много занималась самообразованием.
Первым, кто серьёзно повлиял на меня, был преподаватель в колледже, Боб Грейв, у которого я посетила несколько мастер-классов. В то время мы писали маслом. Я стала работать пастелью, когда мне было чуть за 20, я вышла замуж и сидела с ребёнком, так что у меня было очень мало времени в течение недели, чтобы писать. Я обнаружила, что я израсходовала тонну масляных красок, так что я перешла на пастель и просто влюбилась в эту технику: в её насыщенные цвета; для них не нужна палитра, так что я могу пойти порисовать на 10 минут или два часа, в зависимости от того, сколько времени у меня есть, пока я растут мои дети.
Список достижений Джен в официальных кругах(я не перевожу, потому что некоторые звания просто не знаю, как адекватно перевести):I am a Master Pastelist in the Pastel Society of American, Distinguished Pastelist in the Northwest Pastel Society, Member of the Master’s Circle of International Association of Pastel Societies, and signature member of the Pastel Society of the West Coast.
Чем вы вдохновляетесь сейчас?
Мой основной источник вдохновения сейчас - это пейзажи и макропейзажи: маленькие участки земли, трав, заводей и т.д. Мне нравится делать с них зарисовки или фотографии, а затем придумывать различные композиционные решения, меняя положения деревьев, камней, холмов, времён года… это одно из моих любимых упражнений из тех, что я даю своим студентам во время мастер-классов. Это действительно помогает им начать думать!
У вас есть любимые художники (не обязательно пастелисты)?
John Singer Sargent всегда был моим любимым художником. Он писал акварелью, пастелью и маслом.Joaquin Sorolla - его работа кистью просто потрясающа!Richard Schmid - замечательный художник, работает маслом.Tibor Nagy - прекрасный художник, тоже работает маслом.Tony Allain - потрясающий художник-пастелист (я писала о нём здесь).
Какие марки пастели/бумаги для пастели ваши любимые?
Мои любимые марки это: Schminke, Unison, Terry Ludwig, Great American, Rembrandt, Holbein и Nupastel. Разнообразие даёт мне выбор среди мягкой, средней твёрдости и твёрдой пастели. Раньше я рисовала только на Sennelier LaCarte Card, но она не переносит жидкостей и временами чересчур деликатна для моего способа работы с бумагой. Но иногда я к ней возвращаюсь. Это отличная поверхность, если вы не используете жидкость.
Моя любимая (абразивная) бумага для пастели сейчас - это UART. Я, в основном, использую бумагу с зерном 400 единиц, но иногда 320 или 500. UART переносит воду, разбавитель и алкоголь. Обычно я использую тонирование, чтобы покрыть кремовый цвет, с которым эта бумага выпускается.
А ещё я сама создаю поверхности для пастели, используя пастельный грунт на gesso primed panel. Такая поверхность обладает чудесной текстурой, которую я использую для моих абстракций и пейзажей.
Вы проводите множество мастер-классов. Какая вещь для вас наиболее важная в процессе преподавания? Можете рассказать нам о вашем учебном процессе?
На самом деле, я провожу всего несоклько мастер-классов в разных местах США, но с каждым годом всё больше.Самой важной вещью в преподавании считаю возможность поделиться со студентами своей техникой и своим опытом,чем-то, что помогло бы им раскрыться, раздвинуть пределы мышления и начать работать много, но получая удовольствие.
Мои мастерклассы носят название “Красота в несовершенстве”, потому что я хочу показать моим ученикам красоту создания произведения искусства, которое несовершенно, красоту так называемых “прекраснх случайностей”, которые содержат в себе магию...и хочу научить студентов,когда необходимо остановиться, прежде чем зафиксировать работу. Мы начинаем урок с обсуждения, начинаем рисовать эскизы, всё это время не забывая о композиции, объёме, цвете и движении.
У вас очень впечатляющая, экспрессивная манера рисовать. Многие ваши работы выполнены за 10-15 минут. Расскажите, как вы работаете над этими этюдами? В какой момент времени вы решаете,что работа завершена?
Меня стали узнавать, в первую очередь, благодаря моим 10-минутным пастелям. Это отличное, весёлое упражнение, которое я использую на моих мастер-классах.Я начинаю рисовать у себя в голове. Это означает, что я продумываю композицию, объёмы и цвет. Затем подбираю цвета(это обычно 15-18 цветов), но я себя не ограничиваю, если мне необходимо отразить необходимый цвет или объём.
Затем я устанавливаю у себя на телефоне будильник на 10 минут, глубоко вздыхаю и начинаю. Обычно я начинаю с основного предмета изображения, а заканчиваю фоном. Последняя минута-полторы - самые весёлые) Я работаю с обратным отсчётом,что заставляет меня быть более спонтанной и не перерабатывать рисунок. Это волшебный момент. У тебя просто нет времени вдаваться в детали...и нет времени закрепить свой шедевр!)
Работы считаю готовыми по звонку таймера. Иногда я позволяю себе 3-4 дополнительных штриха сверх того, но я очень строга в отношении того,чтобы не трогать работу более. Это отличные упражнения для художника, на которых можно многому научиться.
Что вас привлекает в абстрактной живописи?
Мне нравится заниматься абстрактной живописью! Обычно, абстрактные работы приходят под впечатлением от чего-то, например, пейзажа, тени, просто идеи и так далее. В абстрактной живописи я свободна создавать работу, основанную на простых вещах,которые мне нравятся: композиции, объёме, цвете, преувеличении вещей, негативном и позитивном рисовании, линии, формах, паттернах, балансе и других вещах. Это в каком-то смысле вызов самому себе, который я предлагаю моим студентам, ни разу не пробовавшим нарисовать абстрактную работу.
[email protected] www.jenevenhus.com www.facebook.com/jennifer.evenhus
kira-culufin.livejournal.com